План урока истории
План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
План-конспект урока по истории (8 класс) по теме
За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.
Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут
Предварительный просмотр:
Ведерникова Наталья Ивановна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Парбигская средняя
Томская область, с. Парбиг
План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»
Цель : рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века
Образовательная: усвоить ключевые понятия курса
Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса
Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса
Оборудование урока: презентация
Тип урока: лекция — беседа
Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.
Организационная часть. Сообщение задач урока. Переход к изучению нового материала. Вводная беседа Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени) Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы) Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма) Изучение нового материала Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация Завершение промышленного переворота Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация
Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.
Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)
Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.
Особенностью периода является начало процеса модернизации.
Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное
В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения В экономической сфере – индустриализация В области культуры – быстрый рост научных знаний
Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин
Итория развития разных стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.
Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)
В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)
В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)
Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.
Работа по заполнению таблицы:
Эшелоны модернизации в начале XIX века
Страны старого капитализма
Страны молодого капитализма
Страны Латинской Америки
Развитие капитализма шло естественным образом
Развитие капитализма за счет реформ
Процессы модернизации ограниченны
Завершение промышленного переворота
Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя
Технические изобретения XIX века
Токарный станок из металла
Производство машин при помощи машин
Автоматический текстильный станок
Ж. М. Жаккар (Франция)
Заменил ручной труд
Г. Бессемер (Англия)
Братья Э. и П. Мартены (Франция)
Выплавка стали более высокого качества
Первая железная дорога Стоктон — Дарлингтон
Джорж Стефенсон (Англия)
Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум
Эрнст Вернер Сименс
Ипользование электричества для железной дороги
Первый пароход (испытан на реке Сене)
Р. Фултон (Франция)
Замена парусного флота паровым
Замена парусного флота паровым
Совершил трансатлантическое путешествие
Автомобиль с паровым двигателем
Эванс (США), Тревитик (Англия)
Появление первого автомобиля
Автомобиль с бензиновым двигателем
Карл Бенц (Германия)
Праобраз современного автомобиля
Готлиб Даймлер (Германия)
Автомобиль «модель Т»
Появление дешевого автомобиля
Полет воздушного шара (аэростата)
Братья Монгольфье (Франция)
Усовершенствовал Жак Шарль
Первый полет в воздухе
Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м)
Фердинанд фон Цеппелин (Германия)
Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат
Планер с бензиновым двигателем
Братья Райт (США)
Изобретение шпранели (разрывного снаряда)
Х. Шпранел (Англия)
Рост убойной силы оружия
Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита
Альфред Нобель (Швеция)
Получение оружия большой разрушительной силы
Сэмюэл Кольт (США)
П. Н. Яблочков (Россия)
Электрическое освещение общественных мест
Овещение закрытых помещений
Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки
Передача информации, связь
Бепроволочный телеграф (радио)
Г. Маркони (Италия)
Передача информации, связь
М. Грей, А. Белл (США)
Передача информации, связь
Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)
Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм
В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.
Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере
Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль
Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями.
Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.
Сложились различные формы монополистических объединений:
Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта
Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции
Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности
Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы
Т. О. складывается монополистический капитализм (империализм).
Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.
Процессы модернизации ограниченны.
17.07.2019 4:24:25
2019-07-17 04:24:25
Источники:
План урока по истории — история, планирование » /> » /> .keyword { color: red; }
План урока историиПлан урока по истории
План урока по истории
Воспитательная: формирование мировоззренческой позиции учащихся ; содействие воспитанию нравственных качеств учащихся; содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активная жизненная позиция с учетом этических норм при оценке событий прошлого.
Способствовать формированию знаний о ВОВ, героизме и мужестве русского народа;
Воспитание чувства патриотизма и преданности своей Родине;
Развивать интерес к настоящему и будущему своей страны, формирование исторической памяти, а также развивать умение анализировать и делать выводы в процессе обучения.
Формирование у учащихся целостного представления о Великой Отечественной войне.
Оборудование: учебник, карта, ноутбук, презентация, оформление доски,
Методы обучения: словесный, иллюстративно-наглядный, проблемно-поисковый, работа в группах.
Литература: Учебник по Истории России С. В. Перевезенцев и Т. В. Перевезенцев
Сообщение новых знаний
Практическая работа учащихся
Сообщение задания на дом
Организационная часть
Учитель приветствует учеников, ученики также здороваются с педагогом.
Сообщение новых знаний
Слова учителя.
Сегодня мы изучаем очень важную и страшную страницу истории нашей Родины – это Вов. Эта война вошла в каждый дом, в каждую советскую семью. У каждого из нас есть прабабушки, прадедушки, который воевали на этой войне. Каждый из них сделал свой весомый вклад в общую победу: кто на фронте, а кто в тылу. Наверняка вы уже что то слышали о Вов от своих родственников, но сегодня мы попытаемся более подробно разобраться в этом вопросе. (Слайд 1).
Вопрос: Что обозначает термин война? (Слайд 2)
Ответ детей:
Это борьба народов за что – то
Это голод, кровь, смерть близких людей, бомбежки
Это боль, страдания людей и слезы детей
Что обозначает термин Великая Отечественная война?
Ответ детей:
Это война СССР с Германией
Это борьба советского народа против фашизма
Это испытание русских людей на стойкость
Это проявление героизма людей
Слова учителя.
22 июня 1941г. фашистская Германия вероломно, без объявления войны, обрушилась всей мощью на советскую землю. На рассвете 22 июня тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики — так началась Великая Отечественная война советского народа. Она продолжалась 1418 дней и ночей – почти 4 героических и трагических года. Голосом победы стал голос нашего земляка Юрия Борисовича Левитана. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро. В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах. В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. (Слайд 3)
Слова учителя. (Слайд 4)
Гитлером был разработан особый план по захвату Советского Союза и сейчас мы сможем его увидеть. Учитель просит обучающихся посмотреть на карту «Нападение Германии на СССР». Посмотрите внимательно на карту и попробуйте догадаться какие планы строил Гитлер?
Ответы учеников:
Гитлер хотел захватить Ленинград и города Прибалтики
Он планировал завладеть Москвой, потому что это столица СССР
Гитлер шел в трех направлениях: на север, на юг и в центр.
Слова учителя.
По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Красную Армию и промышленный комплекс до Урала. Конечной целью войны было уничтожение Советского Союза как государства, превращение захваченных территорий в колонии. Вся территория вплоть до Урала подлежала заселению немцами. Особое место занимал план «Ост», согласно которому подлежало выселению и уничтожению 120 – 140 миллионов человек. К границам СССР были стянуты отборные немецкие войска, получившие богатый боевой опыт ведения войны, имевшие на вооружении первоклассную по тем временам технику.
Фашистская Германия выдвинула против СССР мощную армию в количестве 5,5 млн. солдат, сведенных в 190 дивизий, вооруженная 4 тысячами танков и 5 тысячами самолетов. Советские войска, находившиеся в приграничных районах, обладали немалой силой: 170 дивизий, численность которых составляла 2,9 млн. человек, по 1,5 тысячи танков и самолетов. Дислокация советских войск страдала многими недостатками. Лишь 48 дивизий находились на расстоянии 10 -15 км от границы, остальные были удалены от нее на 80 -300 км, многие танковые корпуса не были полностью укомплектованы, большинство командиров не обладали навыками ведения современной войны «моторов».
Сталинское руководство игнорировало неоднократные предупреждения разведчиков о готовившемся вторжении германских войск и начале войны против СССР.
В 1941 году Сталин направил Гитлеру конфиденциальное письмо, где поставил вопрос о военных приготовлениях Германии вблизи советских границ. В ответ Гитлер заверил Сталина честью рейхсканцлера, что его страна не готовит нападения на СССР.
Далее преподаватель рассказывает об основных сражениях 1941-1945 гг. (Слайд 5)
1. Московская битва (1941 — 1942 гг.)
В начале сентября 1941 года немецкое командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун».
Генеральное наступление немецких войск началось 30 сентября 1941 года, и к 7 октября им удалось окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две – южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом.
Несмотря на большие потери, немцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение.
К началу ноября защитникам города удалось остановить наступление врага, а 5 декабря советские войска, отразив еще ряд атак, перешли в наступление. На полях Подмосковья Германия потерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне, был развеян миф о непобедимости ее армии. Немцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники.
2. Сталинградская битва (1942 — 1943 гг.)
Ободренное успехами под Москвой советское руководство попыталось перехватить стратегическую инициативу и в мае 1942-го бросило крупные силы в наступление под Харьковом. Для вермахта эта операция стала полной неожиданностью, и в первое время советское наступление было серьезной угрозой для немецкой группы армий «Юг».
Военачальники Германии, впрочем, продемонстрировали, что способны в критических ситуациях принимать смелые решения, и благодаря концентрации войск на узком участке фронта смогли прорвать советскую оборону, взять наступающую группировку в «котел» и разгромить ее. «Харьковская катастрофа» стала серьезным ударом по моральному духу армии СССР, но худшим последствием было то, что дорога на Кавказ и волжское направление больше никем не прикрывалась.
В мае 1942 года фюрер Третьего рейха Адольф Гитлер лично вмешался в стратегическое планирование и приказал разделить группу армий «Юг» на две группировки. Одна из них должна была продолжить наступление на северный Кавказ, а группа «Б», включающая 6-ю армию Паулюса и 4-ю танковую армию Гота, должна была двигаться на восток по направлению к Волге и Сталинграду.
Овладение Сталинградом было очень важным для Гитлера по нескольким причинам. Это был крупный индустриальный город на берегу Волги, по которой и вдоль которой пролегали стратегически важные транспортные маршруты, соединявшие Центр России с Южными регионами СССР. Захват Сталинграда позволил бы гитлеровцам перерезать жизненно необходимые для СССР водные и сухопутные коммуникации, надежно прикрыть левый фланг наступающих на Кавказ немецких войск и создать серьезные проблемы со снабжением противостоявшим им частям Красной Армии. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина – идеологического врага Гитлера, – делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом.
Однако защитникам Сталинграда удалось не только отстоять свой город, но и окружить, а затем и уничтожить армию врага вместе со спешащими ей на помощь соединениями.
Только с 10 января по 2 февраля 1943 года было взято в плен свыше 91 тысячи человек, в том числе две с половиной тысячи офицеров и 24 генерала. Всего за время Сталинградской битвы противник потерял убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести около полутора миллиона человек – четвертую часть своих сил, действовавших на советско-германском фронте.
Победа советских войск в Сталинградской битве имела огромное политическое и международное значение, она оказала значительное влияние на развитие Движения Сопротивления на территории европейских государств, оккупированных фашистскими захватчиками. В результате битвы советские вооруженные силы вырвали у противника стратегическую инициативу и удерживали ее до конца войны.
3. Курская битва (1943 г.)
Успехи, достигнутые под Сталинградом, были закреплены летом того же года.
В ходе зимнего наступления Красной Армии и последовавшего контрнаступления вермахта на Восточной Украине в центре советско-германского фронта образовался выступ глубиной до 150 и шириной до 200 километров, обращенный в западную сторону – так называемая «Курская дуга». Германское командование, теша себя надеждой вернуть стратегическую инициативу, приняло решение провести стратегическую операцию на Курском выступе. Для этого была разработана и утверждена военная операция под кодовым названием «Цитадель». Имея сведения о подготовке войск врага к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение временно перейти к обороне на Курской дуге и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление. Для проведения операции «Цитадель» германское командование сосредоточило на узком участке около 70% танковых, до 30% моторизованных и более 20% пехотных дивизий, а также свыше 65% всех боевых самолетов, действовавших на советско-германском фронте.
5 июля 1943 года немецкие ударные группировки по плану операции начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода, а 12 июля в районе железнодорожной станции Прохоровка в 56 километрах к северу от Белгорода произошло самое крупное встречное танковое сражение Второй мировой войны. С обеих сторон в сражении принимали участие до 1200 танков и самоходных установок. Ожесточенное сражение длилось весь день, к вечеру танковые экипажи вместе с пехотой дрались врукопашную.
Несмотря на массовость наступления, советским войскам удалось остановить продвижение врага вглубь Курского выступа, а всего сутки спустя войсками Брянского, Центрального и Западного фронтов было организовано контрнаступление. К 18 июля советская армия полностью ликвидировала клин противника на Курском направлении, чуть позже в сражение были введены войска Степного фронта, которые начали преследование отступавшего противника.
Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами сил двух воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, отбросили противника на запад, освободили Орел, Белгород и Харьков.
По данным советских источников, вермахт потерял в Курской битве свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысячи самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск были еще страшней. 863 тысячи человек не вернулись из боя, а бронетанковый парк оскудел на шесть тысяч машин.
Однако демографические ресурсы СССР были куда выше немецких, поэтому Курская битва более тяжело обошлась именно захватчикам. Соотношение сил на фронте резко изменилось в пользу Красной Армии, что обеспечило ей благоприятные условия для развертывания общего стратегического наступления. Весь мир осознал, что поражение фашистской Германии – это вопрос времени.
4. Берлинская операция (1945 г.)
Одна из последних стратегических операций советских войск на европейском театре военных действий, в ходе которой Красная Армия заняла столицу Германии и победно завершила Великую Отечественную войну и Вторую мировую войну в Европе. Операция продолжалась 23 дня – с 16 апреля по 8 мая 1945 года, в течение которых советские войска продвинулись на запад на расстояние от 100 до 220 км.
На завершающем этапе Великой Отечественной войны у мирового сообщества уже не было сомнений, что антигитлеровская коалиция одержит победу в затянувшейся войне. Однако руководство Германии до последнего надеялось смягчить последствия войны. В частности, немцы хотели заключить сепаратный мир с Великобританией и США, а затем, оставшись с Советским Союзом один на один, постепенно восстановить стратегическое равенство.
Потому от советского командования потребовались быстрые и смелые решения, направленные на скорейшее завершение войны. Необходимо было подготовить и провести операцию по разгрому группировки немецких войск на берлинском направлении, захвату Берлина и выходу к реке Эльба на соединение с войсками союзников. Успешное выполнение этой стратегической задачи позволяло сорвать планы гитлеровского руководства.
Для проведения операции привлекались войска трех фронтов: 2-го Белорусского под руководством маршала Рокоссовского, 1-го Белорусского (маршал Г. К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И. С. Конев). Всего в составе наступавших войск было до 2,5 млн солдат и офицеров, 41 600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходных артиллерийских установок, 7500 самолетов, а также часть сил Балтийского флота и Днепровской военной флотилии.
По характеру выполняемых задач и результатам Берлинская операция делилась на три этапа. Сначала был прорван одерско-нейсенский рубеж обороны противника, затем войска противника были окружены и расчленены.
30 апреля 1945 в 21:30 части 150-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора В. М. Шатилова и 171-й стрелковой дивизии под командованием полковника А. И. Негоды штурмом овладели основной частью здания Рейхстага. Оставшиеся гитлеровские части оказывали упорное сопротивление. Драться приходилось за каждое помещение. Ранним утром 1 мая над Рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бой за Рейхстаг продолжался еще весь день, и только в ночь на 2 мая гарнизон Рейхстага капитулировал.
1 мая в руках немцев остались только район Тиргартен и правительственный квартал. Здесь располагалась имперская канцелярия, во дворе которой находился бункер ставки Гитлера. В ночь на 1 мая по предварительной договоренности в штаб 8-й гвардейской армии прибыл начальник генерального штаба немецких сухопутных войск генерал Кребс. Он сообщил командующему армией генералу В. И. Чуйкову о самоубийстве Гитлера и о предложении нового правительства Германии заключить перемирие. Однако правительство Германии отклонило требование о безоговорочной капитуляции, и советские войска с новой силой возобновили штурм.
В первом часу ночи 2 мая радиостанциями 1-го Белорусского фронта было получено сообщение на русском языке: «Просим прекратить огонь. Высылаем парламентеров на Потсдамский мост». Прибывший в назначенное место немецкий офицер от имени командующего обороной Берлина генерала Вейдлинга сообщил о готовности берлинского гарнизона прекратить сопротивление. В 6 утра 2 мая генерал артиллерии Вейдлинг в сопровождении трех немецких генералов перешел линию фронта и сдался в плен. Через час, находясь в штабе 8-й гвардейской армии, он написал приказ о капитуляции, который был размножен и при помощи громкоговорящих установок и радио доведен до частей противника, обороняющихся в центре Берлина. По мере доведения этого приказа до обороняющихся сопротивление в городе прекращалось. К концу дня войска 8-й гвардейской армии очистили от противника центральную часть города. Отдельные части, не пожелавшие сдаваться в плен, пытались прорваться на запад, но были уничтожены или рассеяны.
В ночь с 8 на 9 мая 1945 года был подписан акт о капитуляции Германии. Так Великая Отечественная война подошла к концу. (Слайд 6)
Рассказ учителя о подвигах детей во время войны. (Слайд 7,8)
На слайде 9 преподаватель демонстрирует плакаты военных лет и объясняет их назначение.
Далее учитель говорит о поэзии, которая отразила нелегкие военные годы.
Практическая часть
На Слайде 10 демонстрирует пример (возможно, прочтение стихов на тему войны. По — желанию учеников)
Далее учитель предлагает ученикам посмотреть на Слайд 11 и из своего личного опыта попытаться соединить кадры из фильмов и их названия.
Сообщение задания на дом
Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок. Прочитать параграф 7, ответить на вопросы после параграфа письменно.
Завершение урока(Слайд 12)
Учитель, дав задание ученикам, завершает урок.
Список используемой литературы:
1. Бобылев, П. Н. Великая Отечественная война: Вопросы и ответы / П. Н. Бобылев, С. В. Липицкий, М. Е. Монин, и др.. — М.: Политиздат, 2011. — 430 c.
2. Бурляй, А. А. Великая отечественная война Советского Союза. Краткая история / ред. М. М. Минасян, А. А. Бурляй, Н. В. Крестникова, и др.. — М.: Воениздат; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 632 c.
3. Быков, Василь Владимирович Великая Отечественная война в русской литературе / Быков Василь Владимирович. — М.: АСТ, 2012. — 395 c.
4. Важнейшие операции великой отечественной войны 1941-1945 гг. / ред. П. А. Жилин. — М.: Воениздат, 2016. — 624 c.
5. Великая Отечественная Война Советского Союза. — М.: Воениздат, 2002. — 617 c.
6. Великая Отечественная Война. 1941-1945. В 4 книгах. Книга 3. Освобождение. — М.: Наука, 2009. — 560 c.
7. Великая Отечественная Война. 1941-1945. Словарь-справочник. — М.: Издательство политической литературы, 2013. — 528 c.
Военачальники Германии, впрочем, продемонстрировали, что способны в критических ситуациях принимать смелые решения, и благодаря концентрации войск на узком участке фронта смогли прорвать советскую оборону, взять наступающую группировку в котел и разгромить ее.
23.07.2017 19:16:10
2017-07-23 19:16:10
Источники:
Https://kopilkaurokov. ru/istoriya/planirovanie/plan_uroka_po_istorii
План-конспект урока по всемирной истории в 8 классе Великобритания в XIX — XX в. » /> » /> .keyword { color: red; }
План урока историиПлан-конспект урока по всемирной истории в 8 классе Великобритания в XIX — XX в
План-конспект урока по всемирной истории в 8 классе «Великобритания в XIX — XX в.»
Учащиеся должны уметь: характеризовать государственный и политический строй Великобритании в 19-начале 20 в., рабочее движение в Великобритании; оценивать деятельность либералов и консерваторов; выделять особенности экономического развития Великобритании; определять характер внешней политики Великобритании.
Средства обучения: раздаточный материал, атлас, QR-коды.
Проверка домашнего задания осуществляется с помощью выполнения теста на платформе videouroki. net
План изучения нового материала:
4.Великобритания во второй половине 19 – начале 20 в.
О какой теме пойдет речь? В этой стране впервые начала формироваться парламентская монархия, в ней началась промышленная революция, в 19 веке она превратилась в «колониальную империю». Это государство — ?
О чем из истории Англии 19-начала 20 века вы бы сегодня хотели узнать в течение учебного занятия?
Актуализация знаний учащихся. Для актуализации знаний учащихся можно предложить им ответить на следующие вопросы: 1.Вспомните, как было организовано управление Англией в конце 17-18 вв.? 2.Когда в Англии произошли промышленный переворот и аграрная революция? Как повлияли эти события на социальный состав общества?
При изучении первого вопроса необходимо отметить, что в ходе промышленной революции в Англии была создана самая мощная в мире фабричная промышленность. В первой половине 19 века объем промышленного производства увеличился в 4 раза. Были построены сотни крупных предприятий, остров покрылся сетью железных дорог. В 1840 году на долю Англии приходилось 45% мировой промышленной продукции. Ее называли «мастерской мира», она являлась в то время единственной индустриальной страной.
В середине 19 века Англия достигла лидерства в мире по всем показателям: промышленное производство («мастерская мира»), мировой торговый центр, финансовый центр («мировой банкир»), военный и торговый флот («владычица морей»), количество колоний (Британская империя).
Механизация производства
Превращение Великобритании в индустриальную страну, ведущую торговую и финансовую державу, «мастерскую мира»
Дальнейшее разделение труда, появление новых отраслей производства и новых профессий
Массовое разорение классов традиционного общества и рост основных классов капиталистического общества
Быстрый рост городов, новых промышленных районов, развитие транспорта
Задание: на основе материала параграфа составить схему политического устройства Великобритании.
П алата лордов Палата общин (Исполнительная власть)
Правительство формирует политическая партия, победившая на выборах в палату общин. В Великобритании в 19 веке были две основные партии: тори и виги, их сравнивают при заполнении таблицы:
Промышленная, финансовая буржуазия
Реформирование избирательной системы в этой стране уместно представить в виде таблицы «Парламентские реформы».
Большинство «гнилых местечек» лишалось права представительства. Количество мест в парламенте расширялось для крупных промышленных центров (городов)
Сокращение количества «гнилых местечек». Снижение имущественного ценза
Ликвидация «гнилых местечек», расширение избирательного права
Ограничение полномочий палаты лордов
Вывод: парламентские реформы показывают, что политическая жизнь в Великобритании развивалась в демократическом направлении, в направлении к правовому государству.
Динамическая пауза.1. По форме государственного устройства Англия в 19 – начале 20 в. была республикой (-).
2. Правительство Англии подчинялось парламенту (+).
3.Консервативная партия выражала интересы земельной аристократии (+).
4.Промышленная революция начинается в Англии (+).
5. Интересы рабочих выражала либеральная партия (-).
Следует обратить внимание учащихся, что на проведение реформ власть подталкивало рабочее движение, которое развернулось в Великобритании с 30-40-х гг. 19 века.
Необходимо показать результаты чартистского движения и активную деятельность тред-юнионов, приведшую к образованию Рабочей (Лейбористской) партии. Лейбористская партия стала отстаивать свои интересы через парламент и профсоюзы.
Работа с картой: 1. Назовите территории, превращенные Великобританией в колонии. 2. Перечислите центры промышленности Англии в 19-начале 20 вв.: а)металлургической и машиностроительной, б)текстильной, в)военной, г)судостроительной. 3. Назовите крупнейшие торговые порты. 4. Определите места массовых выступлений рабочих.
К концу 19 века огромные колониальные владения Великобритании стали одной из причин промышленного отставания этой страны. Отмечается, что расширение влияния Великобритании в Африке и Азии привело к обострению отношений с Германией. Великобритания приступила к поиску союзников в Европе. В 1904 году она заключила договор о военном союзе с Францией, а в 1907 г. – соглашение с Россией. Возник военный союз Антанта («Сердечное согласие»).
Работа с документами. Первая национальная петиция (1838 г.)
Достопочтенным общинам Соединенного королевства Великобритании и Ирландии, собранным в парламент, петиция ниже подписавшихся их страждущих соотечественников.
Мы, ваши просители, живем в стране, торговцы которой отличаются предприимчивостью, фабриканты которой весьма искусны, а трудолюбие рабочих вошло в пословицу. Сама по себе страна наша прекрасна, почва ее плодородна, климат здоров; она в изобилии снабжена материалами для торговли и промышленности; в ней есть много удобных гаваней; по легкости внутреннего сообщения она превосходит все другие страны.
В течение 23 лет мы наслаждаемся глубоким миром.
Все же, несмотря на все эти благоприятные для народного благополучия условия, несмотря на все стремление и умение выгодно использовать их, мы обременены страданиями и в общественной и в частной жизни.
Мы изнемогаем под бременем налогов, которых все же оказывается далеко не достаточно для нужд наших правителей; наши промышленники трепещут на краю банкротства; наши рабочие умирают с голоду; капитал не дает прибыли, а труд не вознаграждается; дом ремесленника опустошен, зато кладовая ростовщика полна; работный дом переполнен, а фабрика обезлюдена.
Мы смотрели во все стороны, мы старательно искали причин нужды, столь тяжкой и столь продолжительной.
Мы не можем найти ни одной из них ни в природе, ни в провидении. Небо было милостиво к народу, но безумие наших правителей обратило в ничто благость божию.
Энергия могущественного королевства тратилась на создание власти эгоистичных и невежественных людей, и его богатства расточались для их обогащения.
Благу одной партии было принесено в жертву благо всей нации; немногие правили в интересах немногих, между тем как интересы большинства оставались в пренебрежении или нагло и тиранически попирались.
Народ лелеял надежду, что средство от значительной части – если не от всех – своих обид и страданий он найдет в акте о реформе 1832 г.
Его учили смотреть на этот акт как на мудрое средство для достижения достойной цели, как на механизм улучшенного законодательства, когда воля масс наконец будет иметь силу.
Мы явились в вашу достопочтенную палату с тем, чтобы сказать вам со всей почтительностью, что нельзя позволить, чтобы такое положение вещей продолжалось; что оно не может продолжаться дольше, не подвергая серьезной опасности прочность трона и мир всего королевства.
Мы исполняем обязанности свободных людей, мы должны также иметь права свободных людей.
Мы требуем всеобщего голосования.
Мы требуем тайного голосования.
Мы требуем ежегодных выборов в парламент.
Всеобщее избирательное право одно лишь принесет и может принести истинный и продолжительный мир нации; мы твердо верим, что оно принесет также благоденствие.
Да благоволит же ваша достопочтенная палата самым серьезным образом рассмотреть эту петицию и приложить крайние старания при помощи всех конституционных средств, чтобы провести закон, который предоставил бы каждому мужчине, достигшему гражданского совершеннолетия, находящемуся в здравом уме и не осужденному за преступление, право выбирать членов парламента, чтобы все будущие выборы членов парламента производились при помощи тайной баллотировки; чтобы продолжительность парламента, избранного таким образом, ни в каком случае не превышала одного года; чтобы был уничтожен всякий имущественный ценз для его членов и чтобы за ними обеспечивалось должное вознаграждение на все время отправления ими парламентских обязанностей.
И ваши просители будут вечно благодарить бога.
Вопросы и задания: 1. Какие признаки Первой национальной петиции (1838 г.) указывают на ее политический характер? 2. Можно ли утверждать, что требования, изложенные в петиции, ущемляют права женщин?
Резолюция делегатов тред-юнионов о всеобщей стачке
Мы, делегаты, представляющие различные отрасли производства г. Манчестера и его окрестностей, вместе с делегатами из различных частей Ланкашира и Йоркшира решительно заявляем, что нашим твердым и сознательным убеждением является, что все бедствия производительных классов возникают исключительно из классового законодательства и что единственным средством устранения нынешних бедствий и широко распространенной нужды является немедленное принятие без урезываний и изменений и возведение в закон документа, известного под названием «Народная хартия».
Собрание рекомендует рабочим всех специальностей немедленно прекратить работу до тех пор, пока вышеупомянутый документ не станет законом страны. Вопросы и задания: 1. Определите, какой характер носит резолюция тред-юнионов о всеобщей стачке. 2. Отличается ли она по своим требованиям от Первой национальной петиции (1838 г.)?
Закрепление нового материала: 1. Какие особенности социально-экономического развития Англии позволили ей в 1850-60-е гг. достигнуть пика своего экономического могущества? 2. Определите факторы, способствующие расцвету Англии первой половины 19 в. среди европейских стран. 3. Назовите основные черты внутренней и внешней политики, характерные для начавшей формироваться викторианской Англии. 4. Почему Англия стала «мастерской мира»? 5. Подумайте, почему в 19 веке главным требованием в английском обществе стало требование парламентской реформы? 6. Как вы думаете, почему чартистское движение не переросло в революцию? Докажите свою точку зрения.
Домашнее задание: пар.4, вопросы и задания, оцените события в Англии 19-начала 20 века с точки зрения представителей разных слоев населения.
Творческое задание: напишите статью в газету «Голос Англии» об экономическом развитии Великобритании в 19 веке
4, вопросы и задания, оцените события в Англии 19-начала 20 века с точки зрения представителей разных слоев населения.
12.07.2019 10:07:56
2019-07-12 10:07:56