Методика истории
Методика обучения истории: предмет, цели, функции.
Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает «способ познания», «путь исследования».Метод — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Методика обучения истории — Это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Она изучает и исследует процесс обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Методика рассматривает вопрос о том, как надо преподавать историю.
[История] Подходы к раскрытию сущности понятия «методика»:
Методика — наука педагогическая. Рассматривали ее как частную дидактику, в которой действуют общие принципы, одинаковые для всех предметов. Общие педагогические принципы, по их мнению, иллюстрируются примерами из истории. (П. С. Лейбенгрубом и Ф. П. Коровкиным). Другие считали методику специальной педагогической наукой, ибо все задачи обучения и развития личности она решает через содержание предмета — науку историю. Первичность содержания определяет и особенности приемов и средств обучения. (А. И.Стражев, А. А.Вагин и П. В.Гора — «Три кита методики»). В. Н.Бернадский, Н. В.Андреевская считали методику не наукой, а собранием методических рекомендаций, советов, рецептов. Более всего в методике преобладает практическая сторона дела. Сегодня эта точка зрения выразилась в новом термине — технология.
Основные вопросы
Основные факторы обучения
Основная задача
Методики – научить…
Цели (образовательные, воспитательные, развивающие)
Конкретизировать цели по классам, темам, урокам
Содержание (отбор исторического материала)
Отбирать содержание в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся
Организация процесса обучения (способы, средства, методы). Познавательные возможности учащихся. Результаты обучения
Моделировать способы, формы и средства обучения с учетом содержания и познавательных возможностей. Программировать результат обучения
Объект – процесс обучения истории. (Обучение – преподавание и учение)
Предмет – содержание, формы и методы, средства обучения.
Цель – отобрать основные данные исторической науки и дидактики, обработав и адаптировав их, включить в содержание школьных курсов.
Содержание отбор исторического материала.
02.11.2019 9:16:35
2019-11-02 09:16:35
Источники:
Http://history-konspect. org/?content=2816
Методика преподавания истории » /> » /> .keyword { color: red; }
Методика историиМетодика преподавания истории
Методика преподавания истории
Методика – это одна из отраслей педагогической науки, занимающаяся исследованием закономерностей обучения определенным учебным предметам.
Методика преподавания – это учение о методах обучения и воспитания. Однако методика не может рассматриваться исключительно в качестве суммы методов, приемов или организационных мер. Она представляет собой науку, обладающую собственной теорией, практикой, методологией. Из этого следует и выделение подхода к ней как к любой другой науке.
Методика преподавания истории – это одна из отраслей педагогической науки, изучающая процесс изучения истории с целью использования его закономерностей для повышения эффективности обучения, воспитания и развития личности.
Предмет методики преподавания истории – процесс изучения истории. Он состоит из нескольких структур, которые определенным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Иными словами, процесс обучения включает:
- цель обучения; содержание; деятельность преподавателя; деятельность учащихся; результат.
Цель обучения определяет государство. Обычно такой целью является воспитание патриотической личности с гуманистическими взглядами. Методика конкретизирует общие цели и занимается определением задач изучения каждого курса, разделов и тем, отмечая, что основная цель изучения истории – сформировать на основании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся социально активной и разносторонней творческой личности, обладающей научным гуманистическим мировоззрением.
Профессионально-педагогические качества учителя истории
Учитывая изменения процесса обучения, разработали несколько требований к профессионально-педагогическим умениям учителя истории:
- определение уровня личностного развития учеников, то есть сформированность их личностных функций; формулирование педагогических целей различной масштабности, учитывая гуманитарные возможности изучаемой темы; использование различных гуманитарных факторов в процессе изучения истории, то есть побуждение школьников к осознанию философско-мировоззренческих выводов на основании изучаемых материалов, создание ситуации с морально-эстетическим содержанием, проявление высокой культуры, эрудиции при изложении материала.
Готовые работы на аналогичную тему
Обучающая деятельности учеников представляет собой двусторонний процесс, который возможен только в ситуации совпадения деятельности учителя и ученика. Когда одна сторона не работает, процесс обучения не происходит.
Методикой определяются наиболее эффективные приемы и средства активизации познавательной деятельности учеников. Нельзя забывать, что познавательные возможности учеников зависят от возраста учащихся и соответствующего уровня исторических знаний. Только посильное познание обеспечивает развитие мышления, воображения, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Педагогами выделено три фактора, оказывающих воздействие на развитие у учеников познавательного интереса к истории:
- содержание учебного материала, то есть его характер и организация; организация учебного процесса, которая предполагает использование разнообразных методов, приемов и средств обучения на уроках. Иными словами, учителю необходимо оказывать на учеников эмоциональное воздействие, с использованием наглядных и технических средств обучения, средств привлечения интереса, организации различных форм познавательной деятельности учеников и оказывать таким образом влияние на характер усвоения знаний; отношения между учителем и учениками и среди учащихся в процессе учебной деятельности. Педагогами и психологами доказано, что только комфортное, то есть приносящее позитивные эмоции, общение помогает развить у учеников интерес к предмету.
Связь методики обучения с педагогикой
Методика занимается анализом и исследованием результатов обучения с тем, чтобы отслеживать и выявлять факторы, оказывающие воздействие на результаты обучения. В целом результаты обучения измеряют:
- уровнем исторического образования, которое было достигнуто на одном уроке, в процессе изучения темы, раздела, учебного курса и всех курсов истории в школьной программе; сформированностью научного мировоззрения; воспитанием учеников; развитием познавательных возможностей учеников.
Основываясь на всем вышесказанном, задачами методики преподавания истории являются ответы на следующие вопросы:
- какие цели можно поставить перед изучением истории; чему обучать; как обучать; какая требуется познавательная деятельность школьников, чтобы усвоить содержание обучения; как учитывать результаты обучения, чтобы их усовершенствовать.
Методика занимается постоянным исследованием процесса изучения истории в школе и стремится к конкретизации методов обучения, а также она напрямую связана с историей как наукой. Именно там она черпает свое содержание на основании которого адаптирует достижения истории в процесс преподавания в школе. Именно методикой перерабатываются и приспосабливаются научные достижения к требованиям учеников. Помимо указанного, методика тесно связана с философией, психологией, предполагающей необходимость знания психических особенностей детей разного возраста, возрастной физиологии и школьной гигиеной.
Деятельность учащихся;.
28.01.2018 5:45:15
2018-01-28 05:45:15
Источники:
Https://spravochnick. ru/pedagogika/metodika_prepodavaniya_istorii/
Методика истории (стр. 1 из 2) » /> » /> .keyword { color: red; }
Методика историиМетодика истории (стр. 1 из 2)
Методика истории (стр. 1 из 2)
Учитель – источник знаний. Учитель истории как подчеркивается в государственном стандарте высшего профессионального образования – это специалист, который владеет системой знаний о сфере образования сущности, содержания и в структуре образовательного учреждения.
1. Владеет системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого – педагогических концепций предметных методик.
2. Владеет системой знаний о человеке, как субъекте образовательного процесса, его возрастных индивидуальных особенностей, социальных факторов развития.
3. Соблюдает права и свободу учащихся, умеет оказать социальную помощь и поддержку учащимся.
4. Обладает системой знаний о закономерности целостного педагогического процесса о современном психолого – педагогическом технологиях, владеет техническими средствами развивающего обучению.
5. Умеет организовать внеучебную деятельность учащихся.
6. Знает систему организации опытно – экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования.
7. Владеет современной методикой преподавания истории и обществознания в образовательных учреждения разных типов, использовать различные средства обучения.
Слово «методика» от греческого «metodos» путь исследования, способ познания.
Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.
Предмет методики обучения истории – является внутренний закономерности взаимодействия главных факторов процесса обучения в качестве учебного предмета.
Функции методики (роль и назначения):
— Описательная, ориентирована на объективное изложение доступных для данной науки реальных факторов образовательной деятельности, эмпирические данных опыта, практики.
— Диагностические, способствует изучательной оценке добытых фактов и сопоставлению.
— Объяснительная, направлена на обнаружение причинно – следственных связей в рассматриваемых явлениях, на выявление тенденций и определенных закономерностей в них.
— Прогностическая, позволяет предвидеть практических использований концепций.
— Проекно – конструктивная проводит перевод теоретических проектов в реальные образовательные конструкции.
— Критериально – оценочная, занимается разработкой критериев и оценкой.
— Коррекционная, обеспечивает непрерывные развития образовательно — педагогической деятельности.
1. Методика вооружает учителя содержанием и педагогическим средством обучения знаниями и умениями.
2. Развивает познавательные возможности учащихся, как одной из целей и одного из условий обучения историй.
3. Методика решает, какие межкурсовые и внутрипредметные связи рационального провести в той или иной теме.
4. Методика определяет пути и средства наиболее эффективного решения в единстве основные целей воспитания, образования и развития обучении истории.
Связь методики с другими науками:
Возникновение и развитие методики преподаваиия истории в школе
1. Зарождение методики обучения истории в школе.
В России первым оригинальный учебным пособием по истории был «СИНОПСИС», составленный в 70-х годов XVII века.
Становление Истории как учебного предмета в первых российских гимназиях было связано с именем Петра I. Преподование истории впервые началось в Московском гимназии Эриста Глюка в 1705 г. затем в школе Феофана Прокоповича в петерберге в 1721г. Государственное обучение начался с 1726г. При Петербургском университете была образована первая правительственная академическая гимназия. Ее можно считать первой государственной светской общеобразовательной школой. По настоянию Ломоносова отечественной история была включена в учебной план. Историю начинали обучать с сотворения земли до середины XVIIвека.
1.Развития методика обучения истории XIX век.
Резкой критикой существующей системы школьного образования в XIX веке выступили «революционеры – демократы».
Представители этого направления: Чернышевский, Добролюбов, Белинский – в своих работах подвергли к критике не только современные учебники, но и их существующую систему исторического образования.
Цель школьного образования они видели в умственном развитии подрастающего поколения в воспитании у них «гуманизма», любви к народу и Родине.
Либеральные направление – было представлено видными учеными Виноградов, Платонов, Кореев.
«Школьные курсы истории должны показывать знание и причинно следственные связи между фактами, последовательно раскрывать концепцию исторического процесса с позиции буржуазного эволюционизма.
Консервативное направление Было представлено работами Карамзина. В своих работах он описывал деятельность монархистов, духовенство, знати.
По его мнению, история должна служить политическом наставлению нравоучению подрастающего поколения в жуке преклонения над престолом и уважительного отношения к феодально-крепостническим порядком.
Таким образом, школьные курсы по истории до 1917 года были направлены на религиозно-патриотическое воспитание учащихся духе господствующих представлениях об основах российской государственности.
Обучение истории и методики обучения в 20-е годы XX Века
С установлением советской власти в 1917 году начинается новый этап в развитии исторического образования. Главной целью школы – стало воспитание нового человека строителя коммунизма о марксистских пролетарских позиций, в соответствии с новыми целями обучения было пересмотрено содержание школьного образования, принципы отбора исторического материала, больше уделять классовой борьбе, революциям, народным, движением, условиям труда простых людей, учебники, проникнутые монархическими и религиозными идеями были изъяты из них прграммы.
Вместо гражданской истории, было предложено изучать историю труда социологии, вместо дореволюционной школ открывалось трудовые. В новой школе были отменены экзамены, балльные оценки знаний учащихся, домашние задания и взыскания. Вводится бесплатные обучение и совместные обучение девочек и мальчиков.
Восстановление в школе самостоятельного курса истории.
Недостатки исторического образования особенно стали остро ощущаться в 30-ые годы XX века, когда для выполнения пятилеток потребовались образованные люди и квалифицированные специалисты.
В постановлениях «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 г ЦК ВКП было решено восстановить в школе систематический курс истории. Давало указание о создании учебников по истории Древнего мира, Средних веков, новой истории и истории СССР.
К 30-40-ым годам появились специалисты по методике преподования истории – Стражев, Зиноньев, Андреевская.
Развития методики обучения истории в 40-80-ые гг. XX века.
В 60-70-ые годы в СССР сложилось целостная государственная система среднего образования, охватывающая образовательное пространстве в масштабах всей страны.
В 1959 года обязательным становится 8-летнее образования. А конституции 1977 года уже обязательное 10-летнее обучение велось государственным программом, единым для всех типах обучения.
Современные состояния методики преподавания истории.
1. 1988-1992 гг. характеризуются процессами распадов прежней существовавшей в СССР централизованной системы исторического образования и поисками подходов к построению новой и системы.
2. Конец 1992 года – начало 1996 года характеризуется началом разработки стандартов исторического образования. Попытка переходить на концентрическую систему образования.
3. 1996- конец 1999 г – постепенное принятие концентрической систумы школьного образования.
4. Начало 2000 до марта 2004 г – более четким формулированием государственным стратегиям развития образования.
5. Апрель 2004 по сегодняшний день – освоение педагогами и учащимся современных технологий исторического образования на основе ресурса Интернета, мультимедийных носителей, процедурой проведения ЕГЭ.
Государственный стандарт
Цели исторического образования.
Государственный стандарт общего образования – это норма и требования, определяющие обязательный минимум, содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
Назначение государственного стандарта:
1. Обеспечение разных возможностей для всех граждан в получении качественного образования.
2. Обеспечение единства образовательного пространства в РФ.
3. Защиты от перегрузок и сокращение их психологического, физического здоровья.
4. Преемственность образовательных программ на разных общего образования, возможности получения профессионального образования.
5. Обеспечение социального и профильного защищенности педагогических работников.
6. Прав гражданин на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.
7. Обеспечение основы для федеральных нормативов, финансовых затрат на предоставление услуг в сфере общего образования.
Апрель 2004 по сегодняшний день освоение педагогами и учащимся современных технологий исторического образования на основе ресурса Интернета, мультимедийных носителей, процедурой проведения ЕГЭ.
02.07.2018 22:42:36
2018-07-02 22:42:36