Рубрики
История

Методы изучения истории

Метод истории

Методы изучения истории

Как и любая современная наука, для истории также характерны собственные методы исследования. На первой ступени располагаются общенаучные базовые методы, которые используются, как правило, в большинстве гуманитарных сферах знания (системный, диалектический метод и др.), а на втором уровне находятся методы, которые отражают непосредственно общеисторические исследования (например, сопоставительный, сравнительный, типологический, идеографический, а также ретроспективный и др.). Кроме того, в официальной историографической науке используются методы, позаимствованные из других естественных и гуманитарных наук (статистики, математики, социологии и др.).

Диалектический метод истории

Диалектический метод исследования способствует теоретическому отражению фактической целостности исследуемого объекта, а также выявлению главных тенденций его развития и изменений, механизмов и причин, которые обеспечивают его динамику.

Системный метод

Системный метод истории определяет реальную необходимость полноценного анализа исторических событий, а также явлений в совокупности общего, особенного и единичного. То есть, задаёт комплекс исследуемых данных.

Сравнительно-исторический метод

Компаративный или же сравнительный метод – один из самых востребованных и важных элементов исследования, суть которого заключается в сравнении в процессе исторического познания портретов исторических деятелей, фактов, событий и явлений. Данный инструмент направлен на обнаружение и анализ аналогий или их отсутствие в различных исторических эпохах. Особенно качественные результаты можно получить при сопоставлении истории развития различных народов и государств.

С вышеописанным методом сравнения связан ещё один способ исследования, а именно – классификационный метод, который основан на классификации произошедших исторических событий и явлений. Кроме того, данный метод нацелен на выявление в единичном общего, а также поиске определённых признаков для возможности определения типов исторических событий.

Стоит отметить, что сама по себе классификация является основой для большинства типов теоретических конструкций, которые имеют в своём составе сложную процедуру вычленения цепочек событий и причинно-следственных связей, связывающих классифицируемые объекты. Рассмотренный метод истории даёт прямую возможность исследователям сопоставить исторические явления по наличию в них аналогичных параметров.

Ретроспективный метод истории

Не менее распространённым методом в официальной историографической науке России является ретроспективный или же генетический метод познания, представляющий собой ретроспективное раскрытие последовательных изменений, деятельности исторических личностей в исторической действительности в процессе развития событий прошлого на основе закономерностей исторического развития и причинно-следственных связей.

Проще говоря, метод представляет собой анализ одного и того же события или объекта не в одной, а во многих фазах его развития. При этом, используя генетический метод, можно восстановить процессы и события прошлого по их итогам, то есть – последствиям или же изучать их ретроспективно, отталкиваясь от известных более поздних данных к неизвестным более ранним.

Идиографический метод истории

Индивидуализирующий или идиографический метод изучения истории характеризуется точным описанием конкретных исторических процессов, явлений и событий. Это максимально объёмное, конкретное описание индивидуального исторического феномена, которое позволяет воссоздать полную историческую картину, при этом, не предполагая проведение сравнительно-исторического исследования. Индивидуализирующий метод, в первую очередь, нацелен на проявление важных особенностей исторических феноменов.

Процесс изучения различных исторических источников включает в себя применение метода сопоставления и обязательной взаимопроверки сведений, содержащихся в имеющихся у исследователя документов и других исторических источников, что совершенно исключает возможность абсолютизации любого единственного упоминаемого факта, но, напротив – обеспечивает приближение к исторической истине.

Таким образом, в процессе анализа исторических документов исследователь фактически занимается наблюдением, которое носит не буквальный, а косвенный характер, ведь в этом случае наблюдатель рассматривает то, что уже не существует. К таковым факторам, например, можно отнести условия развития не только событий и людей, принимавших в них когда-то участие, но и эпохи отдельных цивилизаций.

Все охарактеризованные и перечисленные методы изучения истории или же методы исторического познания считаются частями проблемно-хронологический метода, в котором исследование проводится с учётом всех фактов, явлений и событий в хронологической последовательности.

Диалектический метод истории

Диалектический метод исследования способствует теоретическому отражению фактической целостности исследуемого объекта, а также выявлению главных тенденций его развития и изменений, механизмов и причин, которые обеспечивают его динамику.

Системный метод истории определяет реальную необходимость полноценного анализа исторических событий, а также явлений в совокупности общего, особенного и единичного. То есть, задаёт комплекс исследуемых данных.

То есть, задаёт комплекс исследуемых данных.

Fox-calculator. ru

25.10.2019 14:49:13

2019-10-25 14:49:13

Источники:

Https://fox-calculator. ru/istoriya/metodyi-izucheniya-istorii/

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории. Отечественная история: Шпаргалка » /> » /> .keyword { color: red; } Метод истории

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) Хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) Проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) Периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) Сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) Ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) Статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) Социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная Классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

Читайте также

Научная задача изучения местной истории

Научная задача изучения местной истории Понятен практический интерес, побуждающий нас изучать историю России особо, выделяя её из состава всеобщей истории: ведь это история нашего отечества. Но этот воспитательный, т. е. практический, интерес не исключает научного,

Удобство истории России для социологического изучения

Удобство истории России для социологического изучения История России представляет некоторые методологические удобства для отдельного социологического изучения. Эти удобства состоят: 1) в сравнительной простоте господствующих в ней процессов, помогающей достаточно

Практическая цель изучения отечественной истории

Практическая цель изучения отечественной истории Из общей задачи исторического изучения мы вывели научную цель изучения местной истории, а эта цель дала нам основание для плана курса, указала порядок и приёмы изучения русской истории. В связи с той же задачей решается

К истории изучения проблемы

К истории изучения проблемы «Человек воюющий» — это особое явление, не только социальное, но и психологическое. Однако, в отличие от человека «гражданского», человека в мирной жизни, изучался он явно недостаточно. Военное искусство, техника, другие «прикладные»

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИ КНИГИ

Глава 2. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИ КНИГИ 2.1. ВСЕОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ИСТОРИЯ КНИГИ Наука со всеми своими атрибутами — системой доказательств, внутренней соподчиненностью, внешними связями — оформилась в самостоятельный род человеческой деятельности

§ 2. Теория исторического знания и методы исторического изучения

§ 2. Теория исторического знания и методы исторического изучения На основании соображений, изложенных выше, легко придти к заключению, что методология науки преследует две задачи — основную и производную; основная состоит в том, чтобы установить те основания, в силу

§ 1. Методы исторического изучения

§ 1. Методы исторического изучения В предшествующей части я попытался изложить общую теорию исторического знания; я рассмотрел, каким образом обосновывается та точка зрения, с которой оно строится, и изучение какого-либо объекта становится историческим; я также выяснил,

§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе

§ 2. Методы исторического изучения в современной литературе В общем очерке развития методологии истории я уже указал на главнейшие периоды, которые можно различать в нем, и на важнейшие из сочинений, авторы которых частью затрагивали теорию исторического познания,

Методы устной истории

Методы устной истории В основе методов устной истории лежит «технология опроса» или «технология расспроса». Как известно, опрашивать или расспрашивать человека можно в ходе непринужденной беседы, в ходе жестко структурированного или свободного интервью, в ходе

1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения

1.1.1. Летописи как исторический источник и методы их изучения Определение летописания как особого вида исторических источников вызывает серьезные трудности. Прежде всего это связано со сложным составом летописей. Будучи сводами предшествующих текстов, они могут

1.3.1. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Общая характеристика актового материала

1.3.1. Актовый материал как исторический источник и методы его изучения. Общая характеристика актового материала Древнерусские акты представляют собой обширный комплекс источников. По подсчетам В. А. Кучкина, до нашего времени дошли всего восемь актов XII в., 15 актов

МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:

1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;

2) Хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;

3) Проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт;

4) Периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании;

5) Сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий;

6) Ретроспективный – основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени;

7) Статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные;

8) Социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др.

Источники изучения отечественной истории весьма значительны и сложны. Точных границ круга источников, как представляется, не существует в силу целостности и неделимости исторического процесса, взаимосвязанности деятельности людей на различных этапах историко-политического развития. Примерная Классификация источников: 1) археологические источники; 2) летописи и летописные своды; 3) этнографические источники; 4) архивные документы 5) документы государственных органов и общественных организаций Российского государства; 6) документы политических партий и движений России 7) произведения государственных и общественных деятелей России; 8) периодическая печать; 9) мемуарная литература; 10) музейные документы; 11) фото-, фоно– и кинодокументы; 12) электронные средства информации.

Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории;.

History. wikireading. ru

29.05.2017 12:43:38

2017-05-29 12:43:38

Источники:

Https://history. wikireading. ru/269188

Системный метод изучения истории » /> » /> .keyword { color: red; } Метод истории

Системный метод изучения истории

Системный метод изучения истории

Историко-системный метод – это один из основных методов проведения исторического исследования, реализующий принципы системного подхода.

Метод обращен на изучение исторических явлений и процессов как целостных систем: анализ структуры и функций, внешних и внутренних связей, динамических изменений.

Содержание историко-системного метода

Историко-системный метод рассматривается в качестве метода, в основе которого лежит структурно-функциональный анализ, дополняемый характеристиками развития системы.

Познавательный потенциал метода не исчерпывается описанием структурно-функциональных параметров явлений или процессов, но дает возможности для перехода от конкретного знания к теоретическому, к выведению законов действия социальных систем, а также к их моделированию.

Также историко-системный метод решает задачу соотнесения модели и реальных проявлений объекта с оценкой способностей модели «предсказывать» поведение системы.

Особенность историко-системного метода заключается в широком использовании общенаучных методов, метода системного анализа и математического моделирования.

Задачи историко-системного метода

Историко-системный метод приводит к пониманию внутренних механизмов функционирования общественных систем. Основой его применения является единство исторического развития единичного, особенного и общего. Конкретно это единство бывает в исторических системах разных уровней. Функционирование обществ включает основные компоненты, складывающиеся в историческую реальность. К ним принадлежат неповторимые события (рождение Наполеона), исторические ситуации (Великая французская революция) и процессы (влияние Французской революции на Европу). Все названные события и процессы казуально обусловлены, имеют причинно-следственные связи и функционально взаимосвязаны между собой. Задачей историко-системного метода является составление цельной комплексной картины прошлого.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие системности в научном исследовании

Понятие системы описывает идеальный объект. С точки зрения внешних свойств он выступает множеством элементов, имеющих определенные отношения и связи между собой. Благодаря им совокупность элементов превращается в единое целое. Свойства полученной системы оказываются не суммой свойств отдельных элементов, а определяются связями и отношениями между ними.

Система как обособленная целостность взаимосвязанных элементов противостоит среде. Понятие среды имплицитно содержится в понятии системы, система обособлена от выступающего в качестве среды остального мира.

Следующий шаг в описании системы состоит в фиксации иерархического строения. Оно неразрывно связано с возможной делимостью элементов системы и наличием в каждой системе многообразия отношений и связей. Факт возможной делимости элементов системы значит, что все элементы могут быть рассмотрены в качестве особых систем.

Существенные свойства системы:

    любая система имеет упорядоченность, организацию и структуру; система подчиняется определенным законам; в каждый момент система находится в определенном состоянии; последовательный набор состояний системы образует ее поведение.

Зарождение историко-системного метода

Впервые принципы системного подхода были сформулированы биологом Л. фон Берталанфи в 1949 г. Вклад в разработку внесли психиатр У. Эшби математик Н. Винер. В России разработкой метода занимались И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Г. П. Щедровицкий, Э. Г. Юдин и многие другие исследователи.

Системный метод в основе держит понимание системы как совокупности взаимосвязанных между собой элементов. Предполагаются несколько задач: вычленение элементов, включенных в систему; 2) анализ отношений между элементами; 3) изучение взаимодействия с внешней средой.

Поскольку большинство систем являются открытыми, система стремится к самосохранению поддержанием собственной целостности. Этот аспект проиллюстрирован Р. Адамсом на примере «энергетической теории власти». C его точки зрения, любое стабильное человеческое сообщество, являясь открытой системой, обменивается с внешней средой энергией и преобразует ее. Любая система пытается уменьшить внутреннюю энтропию. Это лучше получается у систем, оптимизирующих хранение и использование потоков энергии. При концентрации власти в руках немногих общество лучше «энергетически адаптируется» к внешней среде. С появлением вождеств контроль над энергией принял иерархически централизованный и отделенный от масс характер. Централизация организации перераспределения энергии является основой стратификации в вождествах, а затем в государствах. По мере совершенствования средств и способов контроля потоков энергии, расширяются способы и объемы воздействия власти.

Составляющие историко-системного метода были использованы еще К. Марксом в исследованиях экономики капиталистических обществ. Многие принципы историко-системного подхода были применены британским антропологом и этнологом Б. Малиновским в 1920-е гг.

Наиболее искусно историко-системный метод использовал М. Блок в книге «Феодальное общество», в которой он проанализировал средневековое западноевропейское общество в качестве целостного общественного организма. Он не только показал ключевые элементы социальной структуры (короли, рыцарство, горожане, крестьяне и др.), но также раскрыл отношения между общественными группами, место Европы в широком геополитическом контексте. Средневековый мир в его работе предстал как развивающийся живой организм.

Поскольку метод системности широко распространен в биологии и экологии, археологи стали его применять для построения моделей архаических обществ. Пионеров использования таких моделей стал К. Флэннери, применивший моделирование энергетических процессов в экосистемах. Поскольку люди тоже являются компонентом экосистемы, их количество может быть только таким, сколько способно прокормиться за счет имеющихся ресурсов. Нарушения равновесия экосистемы (стравливание пастбищ стадами кочевников) приводят к кризису. Экосистема будет стремиться к восстановлению оптимального соотношения между уровнями.

Другим примером служит книга К. Ренфрю. «Возникновение цивилизации: Киклады и Эгейский мир в III тысячелетии до н. э.», в которой британской археолог, используя пример древнегреческого общества, показал формирование государства в античном мире. Ренфрю рассмотрел население как самостоятельную систему, которая взаимодействует с природной средой и соседними обществами и выделил две работающие модели становлении цивилизации: «питательно-редистрибутивную» и «ремесленно-имущественную». В первой модели главным фактором является рост прибавочного продукта из-за интенсивной эксплуатации новых видов зерновых культур, что способствовало увеличению населения, развитию перераспределительной системы и формированию иерархии. Во второй модели установление контроля над ремеслом позволило производить оружие и престижные предметы для торговли, что способствовало стратификации.

В трудах Дж. Голдстоуна, посвященных революциям Нового времени, общество рассматривается в качестве открытой энергетической системы со сложной иерархической структурой. Увеличение населения приводит к разнообразным последствиям: рост доли молодежи, сталкивающейся с нехваткой рабочих мест; увеличение нагрузки на ресурсы и уменьшение доходов масс; разбухание бюрократического аппарата; увеличение доли элиты и расходов на ее содержание. Следствием становится недовольство широких масс, раскол правящих элит и политическое банкротство власти. Такой кризис приводит к краху господствующего режима.

В каждый момент система находится в определенном состоянии;.

Spravochnick. ru

13.05.2020 20:09:31

2020-05-13 20:09:31

Источники:

Https://spravochnick. ru/istoriya/metodologiya_istorii/sistemnyy_metod_izucheniya_istorii/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *