История хх века
Короткий XX век
Курс состоит из двух частей. В первой части освещаются особенности колониальных империй и колониальной политики в ХХ веке, специфика появившихся под воздействием колониализма социальных структур, формы борьбы против колониализма, последствия колониализма и борьбы против него. Без понимания колониализма и борьбы против него невозможно понять современный мир. Во второй части рассматриваются такие явления и события советской истории, как форсированная коллективизация и индустриализация, массовый террор, формирование советской субъективности, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление и кризис, определивший параметры перехода мобилизационной системы в новое качество. Студенты познакомятся с современными историографическими оценками этих проблем, с общими концепциями авторитаризма и его транзитов, приобретут навыки сравнительного анализа исторических явлений и работы с историческими источниками
Цель освоения дисциплины
Знать, отталкиваясь от концепции «короткого ХХ века», основные факты и общие тенденции мировой и отечественной истории ХХ в., а также сложившиеся в историографии теоретические подходы к исследованию этих проблем
Знать предпосылки и последствия ключевых событий рассматриваемого периода и уметь проводить их сравнительный межстрановой анализ
Планируемые результаты обучения
Знать основные концепции и теории развития незападных обществ и уметь проводить их компаративный анализ
Уметь оперировать историческими фактами и понимать процессы социально-экономической и политической трансформации
Знать основные концепции и теории поставторитарных транзитов, уметь проводить их компаративный анализ
Уметь оперировать историческими фактами, понимать процессы социально-экономической и политической трансформации
Содержание учебной дисциплины
Историографические интерпретации терминов «империя» и «империализм». Множественность и универсальность понятия. Истоки современных представлений о Востоке и Западе: либеральные, формационная и цивилизационная модели развития. Европоцентризм как основа интеллектуального поиска мыслителей Запада в первой половине XX в. Постколониальная теория. Работы Э. Саида и Х. Бхабха. Мир-системный анализ И. Валлерстайна. Теория зависимости
Колониальный раздел Азии и Африки. Формы колониальной зависимости. Система неравноправных договоров. Схватка за Африку в последней трети XIX в. Политика Японии на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв. Формирование отношений центр-периферия в колониальную эпоху. Мировое разделение труда. Деятельность гуманитарных и филантропических организаций. Миссионерские общества и их роль в формировании колониальной политики. Представления о «цивилизаторской» миссии белого человека. Восток и Запад: универсализация культуры. Процессы культурной конвергенции в колониальную эпоху
Страны ведущего и догоняющего типов модернизации. Новое и традиционное в социальной и хозяйственной жизни населения. Многоукладность. Культурное и национальное развитие народов в условиях колониальной ситуации. Активизация предпринимательской деятельности и формирование новой интеллектуальной элиты. Политическая мобилизация общества Запада. Возникновение массовых партий и движений. Общенациональный характер и идеологическая направленность. Религиозно-политические формы организации общества: традиционализм и новые приоритеты. Появление общественных деятелей нового типа и создание политических организаций в Азии и Африке. Либерально-конституционные и революционные программы модернизации Китая. Первые политические партии Японии. Конституция 1889 г. Становление японского парламентаризма. Конституционные проекты в Османской империи и Иране: черты общего и различного. Черты модернизации и традиционализма в Британской Индии. Образование ИНК (1885 г.) и его деятельность
Идея “мировой войны” в политике и идеологии ведущих держав. Военно-стратегическая подготовка государств к войне. Борьба за передел мира. Мировой масштаб и тотальный характер войны. Цели великих держав. Ход военных действий в Европе, Азии и Африке. Роль колоний и их вклад в победу стран Антанты. Отношение к войне среди населения колониальных стран. Экономическое и политическое развитие колоний в годы войны. «14 пунктов» В. Вильсона и национально-колониальный вопрос. Начало трансформации колониальных империй. Концепция Британского Содружества наций. Итоги ПМВ. Версальский договор и судьба Германии. Мирные договоры с Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией. Новые факторы международной напряжённости. Проблема границ. Мандатная система и образование Лиги Наций. Вашингтонская конференция 1921-1922 гг. Проблема паритета морских вооружений. Тихоокеанский регион: «сферы влияния». Принципы «территориальной целостности» и «равных возможностей». Усиление международных позиций Японии
Восприятие итогов войны в странах Азии и Африки. Первый Панафриканский конгресс. Зарождение идей паназиатизма. Революция в России и колониальный страны. Коминтерн и разработка теории национально-освободительной революции. Деятельность Коминтерна в странах Азии и Африки: Китай, Ближний Восток, Южная Африка. Развитие идей панафриканизма и паназиатизма в 1920-е — 1930-е гг. Новые формы антиколониального протеста. Зарождение и развитие националистических идеологий. Расовая теория и её интерпретации в колониальных странах
Вторая мировая война. Война и большая политика. Политика Японии в Азии. Великая Восточноазиатская конференция. Принципы Атлантической хартии. Народы Азии и Африки между СССР и Западом. Рост противоречий в рядах союзников. Послевоенное устройство мира. Создание Организации Объединенных Наций. Роль и место ООН в международных отношениях. Холодная война: механизмы блокового противостояния. Мировые сверхдержавы. Лидирующие позиции СССР и США после Второй мировой войны: проблема границ и сфер влияния. Идеологическое измерение понятий «Восток» и «Запад». Начало процесса деколонизации. V Панафриканский конгресс. Независимость Индии и Пакистана. Преобразование Британского Содружества. Распад Французской колониальной империи. Войны в Индокитае и Алжире. Постимперский синдром. Политическое и социально-экономическое развитие стран Азии и Африки в постколониальный период. Холодная война и страны Африки. Конголезский кризис 1960-1964 гг. Зимбабвийский кризис 1965-1980 гг. Распад Португальской колониальной империи. Кризис режима апартхейда в ЮАР
Критика цивилизации Запада в трудах мыслителей Азии и Африки. Духовно-религиозные основы альтернативных проектов мирового развития. Влияние европейской общественной мысли на формирование современной интеллектуальной традиции Азии и Африки. У. Дюбуа и его «Крушение Западной Европы». Концепция негритюда Л. Сенгора. Работы Ф. Фанона и постколониальный мир. Л. Фаррахан как идеолог «черного» расизма. Теория афроцентризма М. К. Асанте. Духовно-нравственные основы философии гандизма. Общество сарводайя М. К. Ганди. Исламистский проект как альтернатива Западу
После империй: европейский опыт постимперской истории. Современные конфликты в странах Азии и Африки через призму колониальной истории. Геноцид в Руанде 1994 г. Великая африканская война (1998-2002 гг.). Новая волна индустриализации и новые реалии мировых экономических отношении во второй половине XX в. Реформы и политика модернизации в странах Азии и Африки во второй половине XX в. Поиски путей устойчивого развития. Изменение мировых миграционных потоков во второй половине XX – начале XXI вв. Проблема адаптации мигрантов и их потомков в странах Запада. Формирование новой внутренней периферии европейских обществ. Механизмы стабилизации и урегулирования международных конфликтов. Система международных санкций и контроля. «Миссии мира» и «право на вмешательство». Деятельность международных миротворческих сил. Гуманитарная помощь и гуманитарные организации
Основные этапы развития историографии советской истории 1920-х – 1950-х гг. Советская историческая наука. Западные концепции: тоталитаризм и ревизионизм. Архивная революция в России и расширение документальной базы исследований. Основные тенденции новейшей историографии
Источники для изучения. Основные концепции и дискуссии об обоснованности индустриального скачка. Моделирование перспектив нэпа историко-математическими методами. Обсуждение концепции Г. Хантера. Нэп как актуальная парадигма реформирования мирового социализма: сравнительный анализ
Основные показатели первой и второй пятилеток. Дискуссии о причинах кризиса. Исследование Р. Аллена и его критики. Политика скачка и голод в СССР и Китае: сравнительный анализ. Концепции «великого отступления». Альтернативы политике скачка. Снижение темпов индустриального роста во второй пятилетке. Дискуссии о централизации, механизмах и причинах массовых операций НКВД. Структуры сталинской власти. Теория «слабого диктатора». Концепции «советской субъективности»: Й. Хелльбек и его критики. Авторитарные режимы и лидеры в предвоенный период: сравнительный анализ
Основные виды источников и их репрезентативность. Теория «превентивного удара». Советский и германский военные потенциалы. Роль политического фактора. Дискуссии о причинах поражений. Факторы победы. Реорганизация вооружённых сил. Система военно-политического руководства. Идеологические изменения. Экономики СССР, Германии, США, Великобритании, Италии, Японии: основные параметры, темпы развития, военно-мобилизационные модели. Политическое взаимодействие лидеров коалиции. Экономическое сотрудничество и проблемы ленд-лиза
Характеристика источников. Восстановление советской экономики. Возможности повышения уровня жизни. Массовые послевоенные ожидания. Причины и мотивы идеологических кампаний. Власть и интеллигенция. Идеологическая концепция «космополитизма». Реорганизация высшей власти. Чистки номенклатуры. Основные этапы роста международной напряжённости: традиционные концепции и «ревизионизм». Корейская война в системе Холодной войны. Новейшая историография кризисных явлений в рамках сталинизма
Основные виды источников. Трудности выявления источников для реконструкции процесса принятия решений. Предпосылки реформ. Кризис сельского хозяйства. Проблема капиталовложений и роста незавершённого производства. Исследования уровня жизни в СССР. Факторы дезорганизации Гулага. Массовые настроения. Гонка вооружений и её последствия в СССР. Теории транзита и сравнительный анализ мировых практик преодоления авторитаризма. Характерные черты советской десталинизации
Источники для изучения. Историографические характеристики послесталинской модели. Оттепель и реформы Н. С. Хрущева. Социально-культурные изменения. Политический кризис начала 1960-х гг. и его разрешение. Новые тенденции развития СССР: экономика, политические концепции, попытки реформ. Социальная политика и уровень жизни. СССР в Холодной войне и политика разрядки. Причины падения темпов роста: основные трактовки
Виды источников и доступность архивов. Концепция «застоя» в современной историографии. Динамика политической системы: Л. И. Брежнев и курс на «стабильность». Особенности экономического развития, уровень жизни. Нефтяной фактор в советской и международной политике. «Разрядка» и международные кризисы. Историографические оценки Афганской войны. Кризис социалистической системы: особенности ситуации в Польше в начале 1980-х гг. Поиски политического курса и предпосылки Перестройки. Оценки М. С. Горбачева и его реформ. Факторы распада СССР и его международные последствия
Короткий XX век
Курс состоит из двух частей. В первой части освещаются особенности колониальных империй и колониальной политики в ХХ веке, специфика появившихся под воздействием колониализма социальных структур, формы борьбы против колониализма, последствия колониализма и борьбы против него. Без понимания колониализма и борьбы против него невозможно понять современный мир. Во второй части рассматриваются такие явления и события советской истории, как форсированная коллективизация и индустриализация, массовый террор, формирование советской субъективности, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление и кризис, определивший параметры перехода мобилизационной системы в новое качество. Студенты познакомятся с современными историографическими оценками этих проблем, с общими концепциями авторитаризма и его транзитов, приобретут навыки сравнительного анализа исторических явлений и работы с историческими источниками
Знать, отталкиваясь от концепции «короткого ХХ века», основные факты и общие тенденции мировой и отечественной истории ХХ в., а также сложившиеся в историографии теоретические подходы к исследованию этих проблем
Знать предпосылки и последствия ключевых событий рассматриваемого периода и уметь проводить их сравнительный межстрановой анализ
Деятельность Коминтерна в странах Азии и Африки Китай, Ближний Восток, Южная Африка.
06.06.2017 2:47:11
2017-06-06 02:47:11
Источники:
Https://www. hse. ru/edu/courses/292696487
История XX века в реальных судьбах | Майшоп » /> » /> .keyword { color: red; }
История хх векаИстория XX века в реальных судьбах 0 товаров Поделиться
История XX века в реальных судьбах 0 товаров
Для нашей страны XX век был «богат» на трагичные события: революция, гражданская и две мировые войны, голод, жестокие репрессии и жизнь практически в полной изоляции от всего остального мира. Все эти печальные вехи нашей истории сегодня знакомы каждому школьнику. Но если отбросить даты, имена и термины — столпы, на которых зиждется все наше представление о советской эпохе — окажется, по-настоящему мы о ней едва ли что-то знаем.
Так уж устроен человек, что сильнее и глубже он проникается событиями из жизни конкретной личности, чем обобщенными фактами из истории целого народа. Никто не передаст нам атмосферу блокадного Ленинграда сильнее, чем живые воспоминания людей, которые прошли через этот кошмар. Можно прочитать на эту тему сотню статей, учебников и энциклопедий с обилием сухих цифр и достоверных фактов. А можно послушать рассказ ветерана, и это на 100% пронзит нас в самое сердце.
История страны — это миллионы удивительных, неповторимых, уникальных судеб ее жителей. Предлагаем вам 5 книг-воспоминаний людей, события из жизни которых передадут атмосферу прошлого выразительнее, чем любой документальный фильм.
Серия «Семейный архив». Издательство «Никея»
Впервые изданные рукописные воспоминания Татьяны Новоселовой — учителя физики, чья жизнь стала сосредоточением невероятной силы духа, настойчивости, усердия и безграничной храбрости, на которые способна русская крестьянка. Ее история о простых и таких важных качествах, как честность, отзывчивость и внимание к чужой беде, честь, чувство собственного достоинства и доброе сердце — их у человека ничто не может отнять. Ни невыносимые условия жизни, ни голод, ни тяжелый труд, ни даже война.
Нина Аносова родилась в семье состоятельного купца. Ее отец был старообрядцем, а мать исповедовала лютеранство. Родители развелись, когда маленькой Нине было всего два года. Мама вышла замуж во второй раз за петербургского архитектора-католика. А будущее Нины Аносовой сложилось по уже известной схеме: революция, переезд во Францию, печаль по утраченному дому.
Ее книга воспоминаний — редкая и потому невероятно ценная иллюстрация того, как сложилась судьба девочки из именитой семьи, воспитанной в таких разных культурах и традициях.
Уникальные воспоминания о России на стыке двух эпох и двух политических режимов — Российской Империи и Советского Союза — рассказанные княгиней Софьей Голицыной и ее сыном Александром.
Софья Голицына — жена Московского губернатора, а после городского головы князя Владимира Голицына. В своих письмах она оставила нам очаровательные зарисовки из быта дворянской семьи: роскошные балы, светские приемы, высокопоставленные гости, среди которых был даже Император. Но страницы беззаботной жизни сменяются тягостными картинами той участи, что настигла представителей русской интеллигенции после революции: аресты, допросы, тяжелое прощание с родной землей и принудительный переезд за границу.
Сын Софьи Николаевны, Александр, сумел сбежать от свирепой машины запугивания и насилия и построить новую счастливую жизнь за океаном. Позже род Голициных прославился в Голливуде: сын Александра, Александр Александрович, став известным художником-постановщиком, 15 раз номинировался на премию «Оскар» и трижды получал заветную статуэтку.
Серия «Семейный архив». Издательство «Никея»
Ольга Лодыженская родилась в 1899 году в семье дворян. Ее взросление совпало с нарастанием исторических бедствий, которые, как лавина, обрушились на нашу страну в XX веке.
Революцию Ольга восприняла как радостный путь к назревшим реформам. Да и разве в 18 лет, когда ты еще смотришь на мир с широко открытыми глазами, большими надеждами и внутренним ожиданием великих перемен, может быть по-другому? Но юношеское стремление ко благу сломалось о жестокие реалии: страдания, которые испытала семья Лодыженских, не могли быть оправданы никакими политическими и общественными преобразованиями.
Мать Ольги, молодая вдова с двумя детьми на руках, лишилась родового поместья — несколькими годами позже она погибла в лагере, куда ее сослали как «крупную землевладелицу». А в начале войны Ольга потеряла супруга, сердце которого не выдержало частых визитов в КГБ.
И все же мощные пощечины судьбы не сломили твердый характер этой женщины. Ольга Лодыженская скончалась в 1984 году и оставила нам свои драгоценные воспоминания. В них вся правда о жизни на стыке непростых веков, суливших нашей стране большие, но очень болезненные перемены.
Личная история актера МХАТа Сергея Десницкого как нельзя лучше описывает настроение и правила жизни советской театральной элиты.
Сергей родился в апреле 1941 года. Первые страницы его книги — детские воспоминания маленького мальчика о войне: взрывы, эвакуация в вагоне товарного поезда. А потом долгожданный мир. Юность, знакомство с миром, поиск себя и своего места, когда все дороги открыты — выбирай любую.
Выпускные экзамены, поступление в ВУЗ, беззаботная студенческая жизнь. Первая роль. Первая любовь. Жизнь в театре, актерские баталии, знакомство и дружба с удивительными мастерами: Ефремов, Смоктуновский, Ливанов, Высоцкий. Вместе с автором книги у вас есть уникальная возможность подсмотреть, что же творилось за кулисами советского театра.
Серия Семейный архив.
08.11.2017 19:44:32
2017-11-08 19:44:32
Источники:
Https://my-shop. ru/shop/article/11056.html
Основные события XX века » /> » /> .keyword { color: red; }
История хх векаИстория хх века
История хх века
* Для сопоставления событий, происходивших в России и в Западной Европе, во всех хронологических таблицах, начиная с 1582 года (года введения Григорианского календаря в восьми странах Европы) и кончая 1918 годом (годом перехода Советской России с Юлианского на Григорианский календарь), в графе ДАТЫ указывается Дата только по Григорианскому календарю, а дата по юлианскому календарю указывается в скобках вместе с описанием события. В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, (в графе ДАТЫ) Даты указаны только по Юлианскому календарю. При этом перевод на Григорианский календарь не делается, потому что таковой не существовал.
В хронологических таблицах, описывающих периоды до введения нового стиля папой римским Григорием XIII, в графе ДАТЫ даты указаны только по Юлианскому календарю.
16.01.2020 16:13:12
2020-01-16 16:13:12