Рубрики
История

История создания стихотворения А. С. Пушкина Няне! История создания стихотворения А. С. Пушкина Няне

История стихотворении

История создания стихотворения А. С. Пушкина «Няне». История создания стихотворения А. С. Пушкина «Няне».

Стихотворение А. С. Пушкина «Няне» — одно из самых душевных его творений.

Стихотворение — послание посвящено няне поэта — Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер» , поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая» ; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая — обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы» , и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь… вот она подходит к воротам ( или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня» , в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска, предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь» .

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине — матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

Стихотворение А. С. Пушкина «Няне» — одно из самых душевных его творений.

Стихотворение — послание посвящено няне поэта — Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер» , поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая» ; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая — обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы» , и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь… вот она подходит к воротам ( или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня» , в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска, предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь» .

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине — матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

Стихотворение А. С. Пушкина «Няне» — одно из самых душевных его творений.

Стихотворение — послание посвящено няне поэта — Арине Родионовне Яковлевой. С первых строк стихотворение волнует своей сердечностью. Любовь к няне, нежность и забота выражается в нем щедро и открыто. И в то же время произведение пронизано грустью, щемящей болью, чувством вины. Лирический герой не может быть рядом с няней и обращается к ней мысленно. Как и в стихотворении «Зимний вечер» , поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена. «Подруга дней моих суровых» — образ почти высокий, утверждающий равенство отношений и духовную связь. Во второй перифразе «голубка дряхлая моя» — выражение нежности и сыновней заботы. Сердечное, народное слово «голубка» соединяется с неожиданным, с легким оттенком дружеской шутки словом «дряхлая» ; местоимение «моя» усиливает ласковый тон обращения.

Эта нежность и забота так понятны, когда представляешь преданность самой няни своему воспитаннику. Вся ее жизнь в думах о нем, в ожидании.

Стихотворение написано астрофической строкой, но его можно разделить на 4 части.

Первая — обращение лирического героя к няне. Строки второй части рисуют забытый домик в глуши сосновых лесов. Во третьей части, мысленно возвращаясь туда, лирический герой словно видит няню внутренним взором, угадывая все ее переживания и душевные движения. Вот она горюет «под окном своей светлицы» , и сравнение «будто на часах» передает постоянство ее томительного ожидания. Метафора «медлят поминутно спицы в ее наморщенных руках» позволяет предположить, что няне так и хочется прислушаться, не доносится ли издали звук колокольчика, не едет ли кто – нибудь… вот она подходит к воротам ( или смотрит на них из окна) все с тем же чувством… Но нет никого … Эпитет «забытые» передает тяжесть одиночества няни. В душе ее беспокойство о нем, о воспитаннике, горестные предчувствия: ведь не ясна его судьба, не устроена жизнь, и «черный отдаленный путь» превращается почти в символ разлуки… Об этом четвертая часть стихотворения.

Произведение очень лирично, эмоциональность усиливается повторами: «Давно, давно ты ждешь меня» , в стихотворении прямо названы чувства няни: ждешь, горюешь, тоска, предчувствия, заботы, а также метафорически: «теснят твою всечасно грудь» .

Звучание стихотворения создает музыкальный, почти песенный ритм. Длинные строки подчеркивают грустное настроение лирического героя, его тоску по близкому человеку. В стихотворении мы словно слышим вздохи бедной старушки, ждущей своего питомца. Четырехстопный ямб как нельзя лучше передает понятные всем переживания и няни, и поэта.

Лирический герой представляется мне глубоко переживающим человеком. Он печалится. Страдает от разлуки с няней, его терзает чувство вины за долгое отсутствие.

В этом небольшом стихотворении при всей его внешней простоте таятся пушкинская глубина и мудрость. Поэтом создан поразительный образ любящей женской души. В чувствах няни так много того, что близко каждой женщине — матери: самоотверженная забота о своих детях и бесконечная любовь к ним, тоска в разлуке с ними, постоянное ожидание встречи и горе одиночества. Удивительно образное представление состояния няни открывает и глубину души самого поэта, отражает его сердечное участие. Стихотворение пробуждает душевный отклик читателя вот уже почти два столетия и не может оставить равнодушным.

Как и в стихотворении Зимний вечер, поэт выражает признательность няне за дружеское участие в трудные для него времена.

Otvet. mail. ru

24.06.2017 8:59:39

2017-06-24 08:59:39

Источники:

Https://otvet. mail. ru/question/71625575

Silentium! » («Силентиум») анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, композиция, лирический герой » /> » /> .keyword { color: red; } История стихотворении

Анализ стихотворения «Silentium! » Тютчева

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева

анализ стихотворения «silentium!» тютчева

Стихотворение “Silentium!” подвергалось огромному количеству самых противоречивых интерпретаций и до сих пор считается самым загадочным в творчестве Тютчева. Краткий анализ “Силентиум” по плану можно использовать на уроке русской литературы в 10 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Silentium.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но приблизительно оно датируется 1830 годом. Впервые в печатном виде оно вышло спустя три года в газете “Молва”.

Тема стихотворения – сохранение своего духовного мира от внешнего воздействия, противостояние окружению и сохранение внутренних сокровищ.

Композиция – трёхчастная, причём сам Тютчев разделяет его, завершая каждую часть словами “и молчи!”.

Жанр – это лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями.

Метафоры – “встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью”.

Эпитеты – “в душевной глубине”

Сравнение – “как звёзды в ночи”.

История создания

О точной дате написания стихотворения история создания умалчивает, но традиционно оно датируется 1830 годом. Однако у данного произведения было сразу несколько редакций – его дважды печатали в “Современнике” и один раз – в газете “Молва”. Именно в этом издании оно и было опубликовано впервые в 1833 году. Любопытно, что при второй публикации в “Современнике” в 16-й строфе была допущена ошибка.

Интересно, что его названию, которое переводится как “Молчание” придается ещё один оттенок смысла – именно этим латинским словом студентов немецких классических университетов призывали к порядку. Таким образом, его можно истолковать не только как призыв к молчанию, но и как указание на необходимость слушать. Такая трактовка основана на том, что Тютчев в своё время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.

Посвящено стихотворение теме, которая волновала многих поэтов – одиночеству творческого человека и необходимости оберегать свой внутренний мир, хранить его целостность. Последнюю мысль Тютчев высказывает достаточно безапелляционно, используя повелительное наклонение.

Кроме основной мысли, в стихотворении есть и другие, которые развивает автор. Так, он говорит о лжи, что можно считать темой побочной. Тютчев говорит о том, что только молчание помогает сделать мысли (а значит, и стихи) свободными от тщеславных помыслов и обычного желания понравиться, которое присуще всем людям, в том числе тем, кто пишет стихи.

Композиция

Восемнадцатистрочное стихотворение разделено на три строфы, каждая из которых может считаться и самостоятельным произведением, но тематическое единство превращает их в единое произведение, скреплённое общей мыслью. Но есть и формальное объединяющее средство – это глагол “молчи”, использованный в конце каждой строфы в повелительном наклонении.

Таким образом композиция “Silentium!” – трёхчастная, где первая часть является призывом лирического героя к читателю: он велит ему молчать, никому не раскрывая свою душу и свои сердечные порывы. Вторая строфа аргументирует ту позицию, которая высказана в первой – поэт объясняет своему читателю, почему именно он считает, что молчание необходимо.

Наконец, третья строфа показывает, что может произойти с человеком, который решится обнажить свою душу перед миром. Тютчев описывает все угрозы, которые его ждут и говорит о том, что лучшим выходом будет всё то же молчание, о необходимости которого говорилось в первой строфе. Таким образом, композиция своеобразно закольцовывается.

Важную роль играет и стихотворный размер: благодаря четырёхстопному ямбу с перрихиями послание поэта получается максимально простым и ясным, но в то же время убедительным. Парная рифмовка с точной мужской рифмой также значительно упрощает восприятие.

По жанру это лирическое стихотворение. В нём явно звучат мысли и чувства лирического героя.

Средства выразительности

Раскрыть мысль, вложенную в произведение, Тютчеву помогают разнообразные художественные средства, такие, как:

    Метафоры – “ встают и заходят оне”, “сердцу высказать себя”, “взрывая, возмутишь ключи”, “питайся ими – и молчи”, “есть целый мир в душе твоей”, “их оглушит шум”, “внимай их пенью” . Эпитеты – “в душевной глубине” Сравнение – “как звёзды в ночи”.

Одна из строк этого стихотворения – “ Мысль изреченная есть ложь “– быстро стала афоризмом, а также – настоящим авторским кредо Тютчева, который считал, что только одиночество помогает поэту творить и сохранять искренность.

Такая трактовка основана на том, что Тютчев в своё время долго жил в Германии и посещал множество лекций в главном университете Мюнхена.

Obrazovaka. ru

08.08.2017 21:22:36

2017-08-08 21:22:36

Источники:

Https://obrazovaka. ru/analiz-stihotvoreniya/tyutchev/silentium. html

Анализ стихотворения «Арион» (А. С. Пушкин) | Литрекон » /> » /> .keyword { color: red; } История стихотворении

Анализ стихотворения «Арион» (А. С. Пушкин)

Анализ стихотворения «Арион» (А. С. Пушкин)

О лирике Александра Сергеевича Пушкина сказано и написано достаточно много. Основные тексты, входящие в курс школьной программы, разобраны уже не один раз. Именно поэтому Многомудрый Литрекон акцентирует внимание на менее известном, но не менее интересном стихотворении поэта. Перед Вами анализ произведения «Арион» по плану.

История создания

Нередко мастер слова обращался и к исторической тематике, освещая реальность такой, какая она была на самом деле. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом стихотворения “Арион”, в котором автор красочно рассказал об одном из знаменательных событий XIX века.

Стихотворение было создано Пушкиным в 1827 году. Как принято считать, оно появилось в качестве отклика на события, связанные с восстанием декабристов в 1825 году. Сам поэт был хорошо знаком со многими, кто имел отношение к бунтовщикам, и даже бывал на собраниях тайных обществ. Также историки отмечали его симпатию к идеям желающих изменить общественный и политический строй России, несмотря на периодические разногласия и споры с Рылеевым и Бестужевым (одними из предводителей восстания). Более того, Александр Сергеевич собирался присутствовать на Сенатской площади 26 декабря (14 декабря по старому стилю), когда проводились активные наступления заговорщиков. Но из-за различных причин он все же в последний момент решил остаться в Михайловском.

“Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо…” — так ответил поэт на вопрос Николая I о возможном участии в восстании (об этом писала современница гения Анна Хомутова в “Воспоминаниях о Пушкине”).

Поэтому не оставалось ничего иного, кроме как отобразить произошедшее в одном из произведений. «Арион» посвящен теме декабристского движения. Хоть сам Пушкин и не был участником или организатором восстания, он во многом поддерживал идеи, прописанные в «Манифесте к русскому народу».

Но существовала проблема — открыто высказываться на такую острую тему было крайне опасно. Впрочем, выход из ситуации нашелся: стихотворение в 1830 году взялся напечатать в своем литературном журнале Антон Антонович Дельвиг, друг и бывший одноклассник Пушкина. Для большей безопасности на странице не был указан автор.

Своё стихотворение поэт создал в 1827 году, через 2 года после завершения печальных событий, произошедших на Сенатской площади. Текст «Ариона» метафоричен, нигде нет ни единого упоминания о декабристах или царской власти. В качестве основной канвы построения сюжета Александр Пушкин выбрал миф об Арионе, тем самым завуалировав настоящий смысл своего произведения.

Отличие от мифа об Арионе в стихотворении Пушкина очевидно. Судьба героя древнегреческого сказания сильно отличается от того, что случилось с лирическим субъектом стихотворения. Арион был предан матросами, которые из зависти и алчности решили потопить своего спутника. Ему чудом удалось спастись и вернуться в Коринф. Пушкинский герой, напротив, являлся важным членом экипажа, выполнявшим свою роль на корабле. Пускай, лирический субъект был далёк от матросского дела, он ощущал себя частью команды. Лишь благодаря случайности и везению «таинственный певец» смог выбраться на сушу, спастись от катастрофы, настигшей его товарищей.

Схожие чувства испытывал и сам поэт, когда писал текст «Ариона». Александр Сергеевич Пушкин был близок с некоторыми членами декабристского движения, иногда посещал собрания тайного общества. Он всегда был певцом, сочинявшим вольнолюбивые стихотворения.

Жанр, направление, размер

Лирическое стихотворение «Арион» можно отнести к вольнолюбивой лирике. Пускай текст и не имеет большого разнообразия тропов, он всё же занимает важное место в творчестве поэта. Произведение полностью выполняет свою изначальную задачу: даёт Александру Сергеевичу Пушкину, пускай и в метафорической форме, выразить свои мысли о подавлении декабристского восстания.

“Арион” относится и к гражданской лирике. В нем описываются исторические события, которые значительно изменили общество. Автор высказывает собственное мнение и отмечает, что остается верен свободолюбивым идеалам декабристов (“Я гимны прежние пою…”).

Размер стихотворения «Арион» — пятистопный ямб, который придает произведению мелодичность, плавность.

Из направлений ближе всего романтизм. Лирический герой здесь отделен от общества и отличается от окружающих его людей. Он уникален и находится в исключительных обстоятельствах. Вдобавок в сюжете сталкиваются мечта (желание достичь некой цели) и реальность (помешавшая планам стихия), а также присутствует природа, которая непосредственным образом влияет на происходящее. Так что направление его творчества в данном случае — романтизм: лирический герой противопоставлен обществу, находится в одиночестве и посреди экзотического пейзажа — необитаемого острова.

Композиция

Зрительно произведение не делится на строфы, но сюжетно можно определить три части. В первой (1-8 строки) рассказывается о том, как путники плывут на челне, а “таинственный певец” подбадривает гребцов своими сочинениями. Во второй (8-10 строки) рождается напряжение, так как появляется гроза, которая уничтожает суденышко. Практически все находящиеся на борту люди погибают.

Удается выжить лишь певцу, который выбирается на сушу и продолжает сочинять дальше. История о его чудесном спасении занимает с 11 по 15 строки.

Таким образом, складывается цельный сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Образы и символы

Обратим внимание на образный ряд. Образ «таинственного певца» сильно контрастирует с образами других членов экипажа. Кормщик показан читателям задумчивым человеком, предпочитающим «в молчаньи» править челном. Несмотря на свою важную роль, он остаётся спокойным, уверенным и сосредоточенным на выполняемом деле. Лирический субъект, наоборот, беспечен. Им движет лишь его вера, а не серьёзная ответственность перед целым экипажем.

Чужда герою и физическая работа. Он не гребёт, не поправляет парус. Лирический субъект поёт. Без него корабль может продолжать своё плаванье, а без кормщика и матросов челн обязательно потонет. Автор создаёт такой сильный контраст, чтобы показать иерархию, существовавшую в декабристском движении. Матросы — простые солдаты, верившие в идеи тайного общества и вышедшие 14 декабря на площадь. Кормщик — образ собирательный. Он объединяет всех руководителей южного и северного обществ. Александр Пушкин использует инверсии, чтобы расставить в тексте смысловые акценты, заострить внимание читателей на важных образах. С помощью этого приёма выделяется словосочетание «вихрь шумный», обозначающее декабристское восстание. Эпитет помогает автору создать правдоподобную картину бушующей природы.

Так как сюжет “Ариона” является аллюзией на восстание декабристов, то можно выделить несколько связанных с ними образов и символов.

    Люди на челне — сами вольнодумцы, которые собрались радикально изменить сложившуюся в родной стране систему. У каждого из них была своя роль, но в целом они действовали слаженно. Кормщик — тот, кто направлял путников к нужной цели. Во время событий 1825 года такую роль выполняли пять предводителей и организаторов: Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский, Павел Пестель и Сергей Муравьев-Апостол. Певец — Пушкин, который сумел избежать наказания из-за сложившихся обстоятельств. Наиболее удачливый из всего экипажа, так как остался в живых и продолжил исполнять песни на радость остальным. Что примечательно, в самом конце упоминается солнце, под которым сушится одежда счастливца. Это можно сравнить с тем, как, несмотря на готовность участвовать в восстании, Александр Сергеевич не был казнен или серьезно наказан императором. Напротив, Николай I довольно спокойно вел в дальнейшем беседы с поэтом, не ограничил волю (помимо личной цензуры) и надеялся, что в будущем между ними не будет размолвок. Так что, Пушкин, в отличие от своих товарищей, продолжил “греться” в лучах благосклонности государя. С данным образом очень тесно переплетается другой, более скрытый. Арион — персонаж, который появляется только в названии стихотворения. Это имя когда-то носил древнегреческий поэт и певец, который, согласно легендам, был спасен от утопления дельфинами. Можно заметить некоторое сходство с историей лирического героя Пушкина, что неудивительно — именно это предание легло в основу сюжета произведения. Стихия — гроза, которая уничтожила судно. Она олицетворяет силу, которая противостояла декабристам: правящую семью, их сторонников и подвластную армию.

Темы, проблемы, настроение

Многомудрый Литрекон перечисляет темы и проблемы в одном списке.

Основная тема стихотворения «Арион» — крушение челна, которое можно считать метафорическим изложением декабрьских событий 1825 года. Все члены команды погибли, корабль не дошел до цели, и лишь поэт уцелел в неистовой буре. Основная тема, затрагиваемая автором — восстание, рассказанное через аллюзию. Пушкин был отлично осведомлен о событиях и не мог остаться в стороне, когда дело касалось его друзей и единомышленников. Тема поэта и поэзии тоже звучит в произведении — лирический герой не пал жертвой крушения, судьба смилостивилась над ним. Почему? Ответ мы видим в значении слова «риза» — это одеяние священнослужителей. Поэт приравнивается к жрецу искусства и выделяется из всей команды. Он один ничего не делает, а лишь поет, то есть его песни считаются достаточным основанием для пребывания на судне. Видимо, его дар высоко ценили моряки, и недаром сама стихия не занесла над ним клинка. Одиночество — то состояние, в котором пребывает поэт. Его судно разрушено, его команда перебита, и он остался наедине со своими песнями. Это основной мотив произведения: герой грустит, ведь один в поле не воин, а других его единомышленников смыла волна. Настроение стихотворения «Арион» — грустное, ностальгическое. Лирический герой вспоминает о том времени, когда пел и верил в святые идеалы, движущие теми, кто плыл на этом судне. Он мысленно оплакивает их и поет прежние песни. Желания декабристов столкнулись с суровой реальностью. Их подавило самодержавие, которое не было готово отказываться от привилегий и идти навстречу, договариваться, понять, почему люди настолько решительно высказывают недовольство. Подобные ситуации, когда правители не могут найти общий язык с народом, нередки. И чаще всего они заканчиваются трагически для обеих сторон.

Другие мотивы, которые можно отметить — свобода и стремление к ней, так как заговорщики хотели получить независимость, право на выбор для народа. Но в итоге их ждало только жестокое наказание.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Арион» — это аллегория декабристского выступления, закончившегося полным провалом. Тогда Пушкин был в ссылке и не мог участвовать в перевороте, поэтому его не затронули аресты и ссылки. Но сердцем он был вместе с товарищами и хотел перемен всей душой. В стихотворении он отразил свой траур по тем, кого поглотила стихия царского гнева. Также он осветил и свое положение после неудачной попытки мятежа: он пел прежние песни, но уже в одиночестве.

Почему же тогда произведение «Арион» было напечатано и при этом не вызвало общественного резонанса, а сам автор не был наказан за свои строки? Вероятнее всего, современники Пушкина иначе трактовали анализируемый текст. Они могли видеть в образах матросов обычных людей, переживающих события, случившиеся 14 декабря. Лишь спустя время стало понятно, какой смысл поэт вкладывал в произведение «Арион».

Несмотря на слаженную работу, ум кормщика и уверенность в хорошем исходе, на пути у несчастных появляется неукротимая стихия. Противостоять ей обычные люди оказываются не в силах. А вот поэт, защищенный некими высшими силами (риза, которую он сушит в финале, традиционно является одеянием священников), выживает. Так и Пушкин избегает плачевной участи благодаря воле случая. Такова основная мысль стихотворения «Арион».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Арион» немногочисленны, но очень точны и выразительны:

    Эпитеты – “мощные веслы”, “умный кормщик”, “беспечная вера”, “шумный вихорь”, “таинственный певец”, “прежние гимны”, “влажная риза”. Метафоры – “иные парус напрягали”, “на берег выброшен грозою”. Инверсии: «вихрь шумный».

С их помощью А. С. Пушкин емко и лаконично изобразил декабристское восстание и отметил свою роль в нем. Эзопов язык помог ему избежать цензуры и быть услышанным.

Поэт использовал так называемый Эзопов язык, который позволяет говорить на какую-то важную тему через иносказания. Удобство приема заключается в том, что двойной смысл смогут разглядеть далеко не все, а автор останется вне подозрения.

Присутствуют и более привычные средства выразительности и фигуры речи: эпитеты (мощны, таинственный, влажную, беспечный, шумный, умный, грузный), инверсии (“кормщик умный” вместо “умный кормщик”, “ризу влажную мою” вместо “мою влажную ризу”, “вихорь шумный” вместо “шумный вихорь” и другие), метафоры (“…лоно волн//Измял с налету вихорь…”, “на берег выброшен грозою”).

Автор: Диана Кузнецова

Читайте также:

Анализ стихотворения «Русь» (Н. А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Published 30.01.2019

Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» (А. А. Фет)

Автор: Самый Зелёный · Published 30.04.2022

Анализ стихотворения «Письмо Добролюбову» (Н. А. Некрасов)

Автор: Самый Зелёный · Published 19.03.2022

1 комментарий

Спасибо за разбор

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

Ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTYnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS02IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNiIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS02IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTYiLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K’ data-block=’6’>

Ol:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’7’>

Ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’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’ data-block=’10’>

Ul:first-of-type > li:nth-child(4)’ data-code=’PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTExJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtMjQgLS0+CjxkaXYgaWQ9InlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS0yNCIsCiAgICAgICAgICAgICAgICBhc3luYzogdHJ1ZQogICAgICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB9KTsKICAgICAgICB0ID0gZC5nZXRFbGVtZW50c0J5VGFnTmFtZSgic2NyaXB0IilbMF07CiAgICAgICAgcyA9IGQuY3JlYXRlRWxlbWVudCgic2NyaXB0Iik7CiAgICAgICAgcy50eXBlID0gInRleHQvamF2YXNjcmlwdCI7CiAgICAgICAgcy5zcmMgPSAiLy9hbi55YW5kZXgucnUvc3lzdGVtL2NvbnRleHQuanMiOwogICAgICAgIHMuYXN5bmMgPSB0cnVlOwogICAgICAgIHQucGFyZW50Tm9kZS5pbnNlcnRCZWZvcmUocywgdCk7CiAgICB9KSh0aGlzLCB0aGlzLmRvY3VtZW50LCAieWFuZGV4Q29udGV4dEFzeW5jQ2FsbGJhY2tzIik7Cjwvc2NyaXB0PjwvZGl2Pgo=’ data-block=’11’>

“Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо…” — так ответил поэт на вопрос Николая I о возможном участии в восстании (об этом писала современница гения Анна Хомутова в “Воспоминаниях о Пушкине”).

Анализ стихотворения «Арион» (А. С. Пушкин)

О лирике Александра Сергеевича Пушкина сказано и написано достаточно много. Основные тексты, входящие в курс школьной программы, разобраны уже не один раз. Именно поэтому Многомудрый Литрекон акцентирует внимание на менее известном, но не менее интересном стихотворении поэта. Перед Вами анализ произведения «Арион» по плану.

Нередко мастер слова обращался и к исторической тематике, освещая реальность такой, какая она была на самом деле. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом стихотворения “Арион”, в котором автор красочно рассказал об одном из знаменательных событий XIX века.

Стихотворение было создано Пушкиным в 1827 году. Как принято считать, оно появилось в качестве отклика на события, связанные с восстанием декабристов в 1825 году. Сам поэт был хорошо знаком со многими, кто имел отношение к бунтовщикам, и даже бывал на собраниях тайных обществ. Также историки отмечали его симпатию к идеям желающих изменить общественный и политический строй России, несмотря на периодические разногласия и споры с Рылеевым и Бестужевым (одними из предводителей восстания). Более того, Александр Сергеевич собирался присутствовать на Сенатской площади 26 декабря (14 декабря по старому стилю), когда проводились активные наступления заговорщиков. Но из-за различных причин он все же в последний момент решил остаться в Михайловском.

“Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и я благодарю за то Небо…” — так ответил поэт на вопрос Николая I о возможном участии в восстании (об этом писала современница гения Анна Хомутова в “Воспоминаниях о Пушкине”).

Поэтому не оставалось ничего иного, кроме как отобразить произошедшее в одном из произведений. «Арион» посвящен теме декабристского движения. Хоть сам Пушкин и не был участником или организатором восстания, он во многом поддерживал идеи, прописанные в «Манифесте к русскому народу».

Но существовала проблема — открыто высказываться на такую острую тему было крайне опасно. Впрочем, выход из ситуации нашелся: стихотворение в 1830 году взялся напечатать в своем литературном журнале Антон Антонович Дельвиг, друг и бывший одноклассник Пушкина. Для большей безопасности на странице не был указан автор.

Своё стихотворение поэт создал в 1827 году, через 2 года после завершения печальных событий, произошедших на Сенатской площади. Текст «Ариона» метафоричен, нигде нет ни единого упоминания о декабристах или царской власти. В качестве основной канвы построения сюжета Александр Пушкин выбрал миф об Арионе, тем самым завуалировав настоящий смысл своего произведения.

Отличие от мифа об Арионе в стихотворении Пушкина очевидно. Судьба героя древнегреческого сказания сильно отличается от того, что случилось с лирическим субъектом стихотворения. Арион был предан матросами, которые из зависти и алчности решили потопить своего спутника. Ему чудом удалось спастись и вернуться в Коринф. Пушкинский герой, напротив, являлся важным членом экипажа, выполнявшим свою роль на корабле. Пускай, лирический субъект был далёк от матросского дела, он ощущал себя частью команды. Лишь благодаря случайности и везению «таинственный певец» смог выбраться на сушу, спастись от катастрофы, настигшей его товарищей.

Схожие чувства испытывал и сам поэт, когда писал текст «Ариона». Александр Сергеевич Пушкин был близок с некоторыми членами декабристского движения, иногда посещал собрания тайного общества. Он всегда был певцом, сочинявшим вольнолюбивые стихотворения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Арион относится и к гражданской лирике.

Litrekon. ru

04.09.2018 12:54:12

2018-01-11 14:19:57

Источники:

Https://litrekon. ru/analiz-proizvedenij/arion-pushkin/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *