История спарты
История Спарты
Монография профессора СПБГУ Л. Г. Печатновой является первым в отечественной историографии обобщающим исследованием основных проблем архаической и классической Спарты.
Автор путем анализа имеющихся в нашем распоряжении источников реконструирует специфический уклад жизни спартиатов; рассматривает сложные процессы, протекавшие в Спарте в период архаики и классики; исследует обширный круг вопросов, связанных как с генезисом спартанского полиса, так и с началом его кризиса на рубеже V-IV вв. до н. э. Особое внимание в работе уделено законодательству Ликурга, заложившему основы спартанской государственности и сознательного моделирования общественных отношений в Спарте.
Второе издание значительно переработано: учтена новейшая научная литература, появившаяся в последнее десятилетие, расширен историографический обзор, добавлен ряд новых глав и разделов.
Книга адресована как специалистам-историкам, так и всем интересующимся античной историей.
История Спарты.
19.02.2017 1:39:04
2017-02-19 01:39:04
Источники:
Https://www. podpisnie. ru/books/lenin-i-trotskiy/
История Спарты: мужчины умели только воевать? » /> » /> .keyword { color: red; }
История спартыИстория Спарты: мужчины умели только воевать
История Спарты: мужчины умели только воевать?
О быте Древней Спарты известно со школы, что мужское население занималось исключительно войной.
Культура Спарты
Разрушает миф Роман Зарапин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, специалист в области истории эпохи эллинизма, политической истории эллинистических государств.
Принято считать, что древнегреческая культура представляла собой некий монолит. На деле это были разные племена, которые волнами заселяли Грецию: ахейцы, пришедшие еще в 3 тысячелетии до н. э., дорийцы, предки спартанцев, которые появились в 12 веке до н. э., ионийцы и эолийцы — в 9 — 8 веках до нашей эры. Все они обладали разной культурой. Вообще до эпохи классики о какой-то единой греческой культуре можно говорить лишь довольно условно. Были разные календари, в разное время начинался год, было множество диалектных слов.
Спартанцы среди всех долгое время считались самыми странными и отсталыми. Всем известно со школы, что занимались они исключительно войной, не строили каменные сооружения, не проявляли интерес к наукам или искусству и держали всю Грецию в страхе. Изыскания последних лет позволяют предположить, что это было не совсем так.
Что касается уровня материальной культуры, известно, что спартанцы все-таки строили каменные здания, что у спартанцев был свой театр — были обнаружены театральные маски. Найдено много предметов, привезенных из других частей Греции, что опровергает мнение о самоизоляции спартанцев. Что касается их железных монет — прутьев и оболов, то это была нормальная дорийская практика — использование железа для расчета. Дорийцы были первыми, кто привез железо в Грецию, так что не удивительно, что спартанцы продолжали использовать его. Вспомним упоминание погребальных игр во время похорон Парокла в «Илиаде» — одним из состязаний было метание железной глыбы, и победитель получал эту железную глыбу в качестве награды. В то время железо считалось весьма ценным металлом, который можно было обменять на золото, серебро и все что угодно. Другое дело, что спартанцы застряли на этом уровне развития и долгое время продолжали пользоваться прутьями, а не «нормальными» монетами.
Если мы возьмем греческие пьесы, например, комедии Аристофана, то найдем немало действующих лиц из спартанцев, то есть никакого железного занавеса между ними и афинянами не было. Спартанцы чувствовали себя немного обособленно в греческом мире, в какой-то момент они даже перестали участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, это не означало, что они находятся где-то в другом культурном пространстве, они все равно сохраняли некую связь с греческим миром, так что говорить об их изоляции нельзя.
Серьезному пересмотру подвергается версия о том, что спартанцы убивали детей в массовом порядке. Всем известно, что некрасивых и слабых детей они сбрасывали в пропасть. Раскопки, которые были проведены в 80-е годы, показали, что на дне этой пропасти, называемой в источниках Апофеты, действительно обнаружены кости, но это останки взрослых мужчин. Скорее всего, это было местом смертной казни. Если одни народы отрубали головы, а другие изгоняли, то спартанцы практиковали сбрасывание в пропасть. Что касается детей — мы не отрицаем, что такое могло быть. Инфантицид, то есть убийство детей, — это обычная практика для первобытных и полупервобытных народов, вопрос в масштабах этого явления. Если это был один совсем нежизнеспособный ребенок с какими-нибудь действительно серьезными физическими дефектами в течение одного поколения, то тогда явление предстает немного с другой стороны. Многие народы замечены в инфантициде и геронтициде, то есть убийстве стариков. То, что коллективистские ценности для спартанцев считались важнее личных, было нормальным явлением для всех греков: женщины должны были родить ребенка, обязательно его доучить до определенного уровня, все должны были уметь читать и писать. Особое внимание, которое они уделяли спорту, тоже не должно нас удивлять: если охота — это важный способ добывания пищи, если общество так ориентировано на войну, то нет ничего удивительно в том, что они занимались физическим развитием.
Можно задать вопрос, почему появился этот миф, кто его создал. Скорее всего, миф появился тогда, когда другим грекам нужно было объяснить, почему спартанцы такие странные.
Спартанские правители. Мифы
Была придумана история про легендарного царя Ликурга, имя которого, скорее всего, было просто именем божества, который то ли в IX, то ли в VII веке до н. э., составил для них законы, по которым завещал соблюдать этот полупервобытный образ жизни: с единообразной одеждой, единообразной формой усов и бород, с силовым воспитанием детей, сбрасыванием их в пропасть, с примитивными монетами и отсутствием какой бы то ни было роскоши. Немалую роль в распространении этого мифа наверняка сыграли римские авторы, в частности Плутарх, который в своих сравнительных жизнеописаниях дает биографию Ликурга, но на данный момент есть очень серьезные сомнения в том, что этот человек вообще жил когда-то. Скорее всего, это миф, который был использован для того, чтобы показать некое превосходство Рима над Грецией вообще и над спартанцами в частности.
Законы Ликурга были дарованы оракулом Аполлона, то есть якобы оракул Ликургу это продиктовал. Но дело в том, что оракул Аполлона — явление очень своеобразное. Был храм Аполлона в Дельфах, где жрицы спускались в подвал, где, судя по всему, был какой-то источник газа. Надышавшись этим газом, они начинали прорицать, жрицы записывали эти прорицания и потом оглашали их, якобы устами жриц говорил оракул Аполлона. Невозможно представить себе, что жрицы в бреду выкрикивали связанные предложения. Потом, никакого документа, который подтверждал бы существование подобных записей, нет. Если в Риме мы имеем Законы двенадцати таблиц, которые реально были записаны на этих двенадцати таблицах, пусть до нас даже не дошел оригинальный текст в полном объеме, то для Ликурга у нас такого текста нет, и мы даже приблизительно не можем предположить, когда это произошло.
История Спарты: мужчины умели только воевать?
О быте Древней Спарты известно со школы, что мужское население занималось исключительно войной.
Разрушает миф Роман Зарапин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, специалист в области истории эпохи эллинизма, политической истории эллинистических государств.
Принято считать, что древнегреческая культура представляла собой некий монолит. На деле это были разные племена, которые волнами заселяли Грецию: ахейцы, пришедшие еще в 3 тысячелетии до н. э., дорийцы, предки спартанцев, которые появились в 12 веке до н. э., ионийцы и эолийцы — в 9 — 8 веках до нашей эры. Все они обладали разной культурой. Вообще до эпохи классики о какой-то единой греческой культуре можно говорить лишь довольно условно. Были разные календари, в разное время начинался год, было множество диалектных слов.
Спартанцы среди всех долгое время считались самыми странными и отсталыми. Всем известно со школы, что занимались они исключительно войной, не строили каменные сооружения, не проявляли интерес к наукам или искусству и держали всю Грецию в страхе. Изыскания последних лет позволяют предположить, что это было не совсем так.
Что касается уровня материальной культуры, известно, что спартанцы все-таки строили каменные здания, что у спартанцев был свой театр — были обнаружены театральные маски. Найдено много предметов, привезенных из других частей Греции, что опровергает мнение о самоизоляции спартанцев. Что касается их железных монет — прутьев и оболов, то это была нормальная дорийская практика — использование железа для расчета. Дорийцы были первыми, кто привез железо в Грецию, так что не удивительно, что спартанцы продолжали использовать его. Вспомним упоминание погребальных игр во время похорон Парокла в «Илиаде» — одним из состязаний было метание железной глыбы, и победитель получал эту железную глыбу в качестве награды. В то время железо считалось весьма ценным металлом, который можно было обменять на золото, серебро и все что угодно. Другое дело, что спартанцы застряли на этом уровне развития и долгое время продолжали пользоваться прутьями, а не «нормальными» монетами.
Если мы возьмем греческие пьесы, например, комедии Аристофана, то найдем немало действующих лиц из спартанцев, то есть никакого железного занавеса между ними и афинянами не было. Спартанцы чувствовали себя немного обособленно в греческом мире, в какой-то момент они даже перестали участвовать в Олимпийских играх. Тем не менее, это не означало, что они находятся где-то в другом культурном пространстве, они все равно сохраняли некую связь с греческим миром, так что говорить об их изоляции нельзя.
Серьезному пересмотру подвергается версия о том, что спартанцы убивали детей в массовом порядке. Всем известно, что некрасивых и слабых детей они сбрасывали в пропасть. Раскопки, которые были проведены в 80-е годы, показали, что на дне этой пропасти, называемой в источниках Апофеты, действительно обнаружены кости, но это останки взрослых мужчин. Скорее всего, это было местом смертной казни. Если одни народы отрубали головы, а другие изгоняли, то спартанцы практиковали сбрасывание в пропасть. Что касается детей — мы не отрицаем, что такое могло быть. Инфантицид, то есть убийство детей, — это обычная практика для первобытных и полупервобытных народов, вопрос в масштабах этого явления. Если это был один совсем нежизнеспособный ребенок с какими-нибудь действительно серьезными физическими дефектами в течение одного поколения, то тогда явление предстает немного с другой стороны. Многие народы замечены в инфантициде и геронтициде, то есть убийстве стариков. То, что коллективистские ценности для спартанцев считались важнее личных, было нормальным явлением для всех греков: женщины должны были родить ребенка, обязательно его доучить до определенного уровня, все должны были уметь читать и писать. Особое внимание, которое они уделяли спорту, тоже не должно нас удивлять: если охота — это важный способ добывания пищи, если общество так ориентировано на войну, то нет ничего удивительно в том, что они занимались физическим развитием.
Можно задать вопрос, почему появился этот миф, кто его создал. Скорее всего, миф появился тогда, когда другим грекам нужно было объяснить, почему спартанцы такие странные.
Скорее всего, это миф, который был использован для того, чтобы показать некое превосходство Рима над Грецией вообще и над спартанцами в частности.
04.02.2020 9:04:57
2020-02-04 09:04:57
Источники:
Https://diletant. media/articles/26306843/
Это Спарта! »: 9 мифов о спартанцах, которые опровергают историки — Лайфхакер » /> » /> .keyword { color: red; }
История спартыЭто Спарта! »: 9 мифов о спартанцах, которые опровергают историки
«Это Спарта!»: 9 мифов о спартанцах, которые опровергают историки
Спарта — один из крупнейших городов‑государств Древней Греции. Она существовала в XI–II веках до н. э. и располагалась в южной части полуострова Пелопоннес. С тех пор прошло много времени, и сегодня массовые представления о Спарте и её жителях больше похожи на парк развлечений, чем на историческую реконструкцию. Вот некоторые из популярных мифов.
1. Спартанцы сами себя так называли
Мы знаем о спартанцах со школьной скамьи, но мало кто догадывается, что жители Спарты раньше назывались иначе. Чтобы разобраться в вопросе, придётся немного рассказать о политическом строе Эллады Самоназвание Греции. Термин «Эллада» используется для общего обозначения территории древнегреческих государств. Житель Эллады — эллин. .
Древняя Греция не была История Древней Греции. Под ред. В. И. Кузищина. М. 2005. единым государством: она состояла из множества полисов Форма государственного устройства: некая территория, община, объединённая вокруг одного центра. Упрощённо говоря, город‑государство. Наиболее известные полисы — Афины и Спарта. со своей территорией, властью и законами. Город, который сегодня зовётся Спартой, древние греки знали как Лакедемон. Своё наименование он получил от области Лакония в южной части полуострова Пелопоннес. Жителей Лакедемона называли лакедемонянами. Именно поэтому на щитах воинов из Спарты была изображена греческая буква лямбда (Λ).
Спартанцами же местные жители стали с лёгкой руки римлян. Название произошло от слова «спартиаты». Оно обозначало Kennel N. M. Spartans: A New History. Wiley‑Blackwell. 2010. полноправных граждан (см. миф 4) лакедемонского полиса и было распространено на всех его жителей римлянами по ошибке.
2. 300 спартанцев спасли Грецию
Сражение в Фермопильском ущелье (480 год до н. э.), пожалуй, самая известная битва эпохи античности. О подвиге царя Леонида, который с горсткой храбрецов сдерживал огромную армию персидского царя Ксеркса и спас Грецию от разорения, рассказывает фильм «300 спартанцев» Зака Снайдера. Но древнегреческие историки Геродот и Эфор Кимский, из сочинений которых мы знаем о тех событиях, описывали эту битву несколько иначе.
Иллюстрация: картина Жака Луи Давида «Леонид при Фермопилах» / Louvre / Wikimedia Commons
Во‑первых, при Фермопилах сражалось 5–7 тысяч греков, и далеко не все из них были спартанцами. На стороне Леонида и его 300 тяжеловооружённых гоплитов Воины‑копейщики со щитами, идущие в бой в плотном строю. Гоплиты были основой армий древнегреческих полисов. бились 1 000 тегейцев и мантинейцев, 1 120 воинов из Аркадии, 680 пелопоннессцев и 700 беотийцев.
Когда после предательства Эфиальта стало понятно, что персы скоро окружат войско, Леонид отправил большую часть греков домой. При этом со спартанцами остались Геродот. История. М. 2011. 700 беотийцев — жителей Фив и Феспии. Современные греки даже решили восстановить историческую справедливость и возвели возле памятника спартанцам монумент в честь фиванцев и феспийцев.
Монумент греческим воинам, павшим в Фермопилах. Фото: EntaXoyas / Wikimedia Commons
Во‑вторых, битва была проиграна. Ксеркс лишь ненадолго задержался в Фермопильском ущелье и позднее смог захватить большую часть территории Древней Греции. Более того, непримиримость спартанцев принесла Konijnendijk R. The Spartans at war. Myth vs reality. Ancient World Magazine. много бед беотийцам, афинянам и всей Центральной Элладе. Так, например, персы дотла сожгли Cole M. The Myth of Sparta — Were Ancient Greece’s Greatest Warriors Overrated? Military History Now Афины. Разбить их на суше эллины смогли только через год в битве при Платеях (479 год до н. э.). Мир же был заключён Рунг Э. В. Подходы к обозначению и периодизации исторических событий в греческой историографии классического периода. Вестник РГГУ и вовсе 30 лет спустя.
3. Спартанцы сбрасывали детей в пропасть
Всё тот же Зак Снайдер рассказывает нам о том, что немощных младенцев спартанцы сбрасывали в пропасть. Жестокую систему отбора будущих граждан упоминал Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М. 2011. ещё Плутарх (46–127 годы н. э.) в «Сравнительных жизнеописаниях»:
Родители не имели власти воспитывать детей своих. Отец приносил младенца вскоре по рождении на место, именуемое «лесха», где сидели всех колен старейшины, которые его тут осматривали. Если находили его крепким и здоровым, то приказывали кормить и уделяли ему одну из десяти тысяч частей земли. Если же он был слаб и безобразен, то отсылали его в так называемые Апофеты, место, исполненное пропастей, близ Тайгета. Они думали, что родившийся слабым и нездоровым не может быть полезным ни себе, ни обществу.
Но это всего лишь миф. В 2010 году сотрудник Университета Афин Теодорус Пициос опубликовал результаты Theodoros Pitsios Ancient Sparta — Research Program of Keadas Cavern археологического и антропологического изучения останков, найденных в ущелье Апофеты под горой Тайгет. Выяснилось, что возраст захороненных там людей колеблется от 18 до 50 лет. Это никак не соответствует мифу, изложенному Плутархом, зато хорошо вписывается в систему древнегреческого правосудия. Сбрасывание в пропасть было ритуальным наказанием за предательство и преступления и использовалось не только в Спарте. Сведения об этом можно найти Greek law. Encyclopedia Britannica. и в других источниках, например в гомеровских эпосах.
4. Все жители Спарты были равными
Спарта — это община воинов, где все были равны, так как в бою нет богатых и бедных. Так можно подумать, если не знать некоторых фактов.
На самом деле спартанское общество было основано Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб. 2001. на принципах свободы и равенства, но далеко не для всех его членов, а только для упомянутых выше спартиатов. Это были полноправные граждане — владельцы земель, аристократы, обязанные нести военную службу, если потребуется. Сами себя они называли гомеями («равными»). На положении рабов у спартиатов были илоты — земледельцы, покорённые предками спартиатов в древности.
Также общественный строй Спарты знал Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики). СПб. 2001. много переходных состояний между гомеями и илотами:
- периэки — лично свободные граждане, в основном населявшие побережье и предгорные районы; мофаки — дети неспартиатов, получившие полное спартанское образование и возможность стать гражданами; неодамоды — илоты, получившие свободу и право на военную службу, но не имевшие полных гражданских прав; гипомейоны — опустившиеся, обедневшие или физически неполноценные гомеи, лишённые за это части прав.
Но даже статус спартиата ещё нужно было получить. До 18–20 лет юноши воспитывались в специальных интернатах — агелах. После этого спартанец ещё 10–12 лет находился Марру А. И. История воспитания в античности (Греция). М. 1998. под наблюдением наставников и только после 30 лет мог покинуть казарму и начать частную жизнь.
Иллюстрация: картина Эдгара Дега «Юные спартанцы» / National Gallery, London / Wikimedia Commons
Зато принадлежащие к родам спартиатов женщины, в отличие от жительниц Афин и других древнегреческих полисов, пользовались уважением и имели статус, сопоставимый с мужским. Они воспитывались дома, занимались спортивными упражнениями, учились держать оружие и управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, они должны были уметь сами себя обеспечить и защитить. Девушкам запрещалось вступать в брак раньше 20 лет, чтобы они могли родить здоровых детей. Права на расторжение союза были Pomeroy S. B. Spartan Women. Oxford Univercity Press. 2002. одинаковы для обоих полов.
5. У спартанцев была непобедимая армия
Конечно, армия Спарты была серьёзной силой и в конце V века до н. э. доминировала в греческом мире, но назвать её непобедимой можно только с большой натяжкой.
Пробитый шлем спартанца. Такой тип доспеха, кстати, носит название коринфского. Фото: British Museum / Wikimedia Commons
До начала греко‑персидских войн (499–449 годы до н. э.) армия Спарты на фоне других полисов выделялась разве что числом. Об этом пишет Konijnendijk R. The Spartans at war. Myth vs reality. Ancient World Magazine. профессор Лейденского университета Роэл Конийнендейк, основываясь на многолетних исследованиях группы историков. Лакедемон мог выставить крупнейшее войско в Элладе — около 8 тысяч человек. Для сравнения: 300 спартанцев, погибших при Фермопилах, — это всего лишь 4% от количества воинов, которые могли сражаться Cole M. The Myth of Sparta — Were Ancient Greece’s Greatest Warriors Overrated? Military History Now за Лакедемон. 700 беотийцев же составляли всё мужское население Фив и Феспии, способное держать оружие.
При этом ни один источник не свидетельствует об особой свирепости, уникальности военных учреждений спартанцев или их ратных подвигах. Тот же Геродот пишет Геродот. История. М. 2011. , что в Битве чемпионов (около 550 года до н. э.) при равных условиях воины из Аргоса показали себя лучше, чем спартанцы. Также источники Ксенофонт. Лакедемонская полития / Зайков А. В. Общество древней Спарты: основные категории социальной структуры. Екатеринбург. 2013. сообщают, что лакедемонская конница была бесполезна.
Иллюстрация: персидский воин убивает греческого гоплита. Отпечаток с древней цилиндрической ахеменидской печати / Marco Prins / Wikimedia Commons
Поворотным моментом в формировании имиджа спартанской армии, считает Konijnendijk R. The Spartans at war. Myth vs reality. Ancient World Magazine. Конийнендейк, стала битва при Фермопилах и особенно её описание Геродотом. Самый ранний источник данных об этом сражении сделал из него миф, который спартанцы с радостью поддерживали. Это нередко помогало им сломить дух противников, даже не вступая в бой.
Спартанцев запомнили как героев, а о том, что они сдались афинянам в битве на Сфактерии (425 год до н. э.), уступили Малую Азию персам в Коринфской войне (395–387 годы до н. э.) и проиграли Фивам (битва при Левктрах в 371 году до н. э.), никто обычно не говорит. Свою роль в этом сыграли и римляне, искавшие пример воинственного государства, на которое можно равняться, и поддерживавшие репутацию спартанцев‑воинов. Рим, кстати, и сам подчинил Спарту в 146 году до н. э.
6. Тренировки с детства и отточенное искусство владения оружием — причина спартанских побед
Авторы, составляющие топы самых крутых воинов, расскажут вам, что спартанцы с самого детства учились обращаться с оружием, поэтому им не было равных. Но историки опровергают Konijnendijk R. The Spartans at war. Myth vs reality. Ancient World Magazine. это заблуждение.
Спартанцы не жили только ради войны, и их общественное устройство ничем не отличалось от типичной древнегреческой олигархии Политический режим, при котором власть сосредоточена в руках узкого круга богатых граждан. Описана в произведениях классиков древнегреческой литературы Платона и Аристотеля как одна из политических систем Эллады. . Система образования и воспитания, при которой мальчиков‑граждан с малого возраста государство забирает из семьи, существовала и в других полисах. Поэтому говорить об особом индивидуальном военном мастерстве спартанцев нельзя.
Иллюстрация: сражающаяся фаланга на древнегреческой амфоре. 560 год до н. э. / Bibi Saint‑Pol / Wikimedia Commons
Правильнее сказать, что главным преимуществом воинов из Лаконии была дисциплина, привитое с детства послушание и разделение армии. Фаланга Распространённый в Древней Греции строй копейщиков, внешне напоминавший ощетинившегося ежа. не была уникальным изобретением спартанцев, но они единственные среди эллинов догадались разделить её на отряды по 15 человек и заставить их двигаться в ногу единым строем. Простое правило «следуй за человеком перед собой» спартанцы прививали даже подчинённым союзникам, буквально за несколько дней делая из толпы войско.
Чёткая система командования, раздачи и выполнения приказов — вот настоящая причина успеха воинов с лямбдой на щите. Кстати, только в Спарте войско имело одинаковую униформу.
Реконструкция облика гоплитов V века до н. э. Спартанский воин стоит справа от бойца с быком на щите. Фото: Megistias / Wikimedia Commons
7. Спартанцы не интересовались ничем, кроме войны
На самом деле молодых спартиатов, несмотря на казарменные условия жизни, не воспитывали только как воинов и убийц. В агелах они не только занимались физическими упражнениями, но и учились Konijnendijk R. The Spartans at war. Myth vs reality. Ancient World Magazine. писать и читать, танцевать, декламировать стихи. Военная служба была обязанностью граждан Спарты, а не профессией. Большую часть времени они являлись землевладельцами, поэтому должны были уметь управлять илотами, знать законы и стать полноценными гражданами.
Мифический сюжет кисти спартанского художника. Фото: Louvre / Wikimedia Commons
О том, что в Спарте не только война была в почёте, говорит история поэта Алкмана. Он родился в Малой Азии и прибыл в Спарту рабом, но за поэтический талант был освобождён Heraclidis Lembi. Excerpta Politarium. Roman and Byzantine Monographs. New York. 1971. и даже удостоен памятника на своей второй родине.
Другим творческим героем Спарты был Терпандр Терпандр. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. 1890–1907. — легендарный основатель классической древнегреческой музыки и лирической поэзии. Правда, он тоже не был уроженцем этого полиса, а прибыл туда для подавления народных волнений.
8. Афины и Спарта были союзниками
После просмотра фильма «300 спартанцев: Расцвет империи» можно подумать, что Спарта и Афины были если не дружественными государствами, то хотя бы союзниками. Однако это далеко от правды.
Два крупнейших полиса Эллады неизбежно шли к столкновению Миронов В. Б. Древняя Греция. М. 2006. за гегемонию в греческом мире. Афины были сильны на море, Спарта — на суше; афиняне придерживались принципов античной Несмотря на то, что слово «демократия» древнегреческого происхождения, сравнивать современную и афинскую демократию нельзя. демократии, а у спартанцев были цари и олигархия. Когда Ксеркс подошёл к Афинам после сражения при Фермопилах, спартанцы медлили с отправкой войска. То же самое произошло Геродот. История. М. 2011. перед знаменитой битвой при Марафоне (490 год до н. э.). Впрочем, афиняне и сами не пришли на помощь Леониду в Фермопилах.
Иллюстрация: спартанцы против персов. Эпизод битвы при Платеях / John Steeple Davis / Wikimedia Commons
Неудивительно, что после того, как персы были отбиты, Афины и Спарта схлестнулись в череде войн, привлекая на свою сторону другие полисы. Они значительно ослабили друг друга и в итоге спустя два с половиной столетия были покорены римлянами.
9. Спартой руководил один царь
Даже смотря не такой мифологизированный фильм, как «300 спартанцев» 1962 года, можно подумать, что Спартой управлял один харизматичный лидер. В действительности всё было иначе. У лакедемонян было Миронов В. Б. Древняя Греция. М. 2006. сразу два царя из династий Агиадов и Еврипонтидов. Например, соправителем Леонида (из Агиадов) был Леотихид II (из Еврипонтидов). Власть их передавалась по наследству.
Скульптура гоплита, возможно, изображающая Леонида. Фото: Archæological Museum of Sparta / Wikimedia Commons
Кроме царей в Спарте существовала Миронов В. Б. Древняя Греция. М. 2006. герусия — совет 28 знатных старейшин. Она имела равное с царями количество голосов при решении вопросов. Геронты, члены герусии, оставались на своём посту до конца жизни.
Цари и геронты правили Спартой и составляли основу её олигархического строя. Обычные же спартиаты на общих собраниях могли только принимать или отклонять их решения.
«Это Спарта!»: 9 мифов о спартанцах, которые опровергают историки
Спарта — один из крупнейших городов‑государств Древней Греции. Она существовала в XI–II веках до н. э. и располагалась в южной части полуострова Пелопоннес. С тех пор прошло много времени, и сегодня массовые представления о Спарте и её жителях больше похожи на парк развлечений, чем на историческую реконструкцию. Вот некоторые из популярных мифов.
Мы знаем о спартанцах со школьной скамьи, но мало кто догадывается, что жители Спарты раньше назывались иначе. Чтобы разобраться в вопросе, придётся немного рассказать о политическом строе Эллады Самоназвание Греции. Термин «Эллада» используется для общего обозначения территории древнегреческих государств. Житель Эллады — эллин. .
Древняя Греция не была История Древней Греции. Под ред. В. И. Кузищина. М. 2005. единым государством: она состояла из множества полисов Форма государственного устройства: некая территория, община, объединённая вокруг одного центра. Упрощённо говоря, город‑государство. Наиболее известные полисы — Афины и Спарта. со своей территорией, властью и законами. Город, который сегодня зовётся Спартой, древние греки знали как Лакедемон. Своё наименование он получил от области Лакония в южной части полуострова Пелопоннес. Жителей Лакедемона называли лакедемонянами. Именно поэтому на щитах воинов из Спарты была изображена греческая буква лямбда (Λ).
Спартанцами же местные жители стали с лёгкой руки римлян. Название произошло от слова «спартиаты». Оно обозначало Kennel N. M. Spartans: A New History. Wiley‑Blackwell. 2010. полноправных граждан (см. миф 4) лакедемонского полиса и было распространено на всех его жителей римлянами по ошибке.
Мир же был заключён Рунг Э.
09.07.2020 2:02:18
2020-07-09 02:02:18