Рубрики
История

История связывает их

История связывает их

История связывает их

Серебро (англ. Silver, франц. Argent, нем. Silber) стало известно значительно позднее золота, хотя и оно тоже встречается иногда в самородном состоянии. В Египте археологами найдены серебряные украшения, относящиеся еще к додинастическому периоду (5000 — 3400 до н. э.). Однако до середины II тысячелетия до н. э. серебро было большой редкостью и ценилось дороже золота. Предполагают, что древнеегипетское серебро было привозным из Сирии. Древнейшие серебряные предметы в Египте и других странах Западной Азии, как правило, содержат в себе золото (от 1 до 38%); их, вероятно, изготовляли из естественных сплавов, так же как и знаменитый золото-серебряный сплав «электрон» (греч. азем). Может быть, это обстоятельство дало повод называть серебро «белым золотом». Древнеегипетское название серебра «хад» (had или hat) означает «белое». В Месопотамии серебряные украшения зарегистрированы в находках, относящихся к 2500 г. до н. э. Серебряные предметы здесь также редки до XVI в. до н. э., когда серебро стало использоваться в гораздо больших масштабах. В древнем Уре (около 2000 л. до н. э.) серебро называлось ку-баб-бар (ku-habbar) от ку (быть чистым) и баббар (белый). Серебряные предметы, относящиеся ко II тысячелетию до н. з., найдены и в других странах (Эгейский архипелаг, Троя). В рукописях тех времен встречается греческое название серебра — от слова (белый, блистающий, сверкающий). С древнейших времен серебро применялось в качестве монетного сплава (900 частей серебра и 100 частей меди). Европейские народы познакомились с серебром около 1000 г. до н. э. Еще в эллинистическом Египте, а вероятно, и раньше серебро часто называли луной (стр. 39) и обозначали знаком луны (чаще — растущей после новолуния). В алхимический период это название серебра было широко распространенным. Наряду с ним и с обычным лат. algentum существовали и тайные названия, например Sidia (id est Luna), terra fidelis, terra coelestis и т. д. Алхимики иногда считали серебро конечным продуктом трансмутации неблагородных металлов, осуществляемым с помощью «белого философского камня» (белого порошка), а иногда — промежуточным продуктом при получении искусственного золота. Внешний вид и цвет металла объясняют то, что его называли серебром не только на древнеегипетском, ассирийском, древнегреческом, армянском (аркат или аргат) и латинском языках, но и на некоторых новых языках. Филологи полагают, что романские названия серебра произошли от греч. (корень арг по-санскритски означает пылать, быть светлым), тоже связанного с санскритским arjuna (свет), rajata (белый). Труднее объяснить происхождение англ. Silver (древнеангл. Seolfor), нем. Silber и схожих с ними названий — готского Silubr, голландского zilver, шведского silfer, датского solf. Полагают, что все эти названия произошли от ассирийского Сарпу (sarpu), точнее Si-rа-pi-im (серафим?), означающего «белый металл», «серебро». Что касается происхождения славянских названий сидабрас, сиребро (чешск, стрибро) и древнеславянского (древнерусского) сребро (сьребро, съребро, серебро), то большинство филологов связывает их с германским Silber, т. е. с ассирийским Сарпу. Возможно, однако, и другое сопоставление со словом «серп» (лунный) — по-древнеславянски «сьрп». Так, в Новгородской первой летописи под 6907 г. имеется выражение «солнце погибе и явися серпь на небесе». Существуют многочисленные и своеобразные, имеющие разное происхождение названия серебра на языках неславянских народов СССР.

Сервер создается при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований
Не разрешается копирование материалов и размещение на других Web-сайтах
Вебдизайн: Copyright (C) И. Миняйлова и В. Миняйлов
Copyright (C) Химический факультет МГУ
Написать письмо редактору

, означающего белый металл, серебро.

Www. chem. msu. ru

09.03.2020 6:20:51

2020-03-09 06:20:51

Источники:

Http://www. chem. msu. ru/rus/history/element/Ag. html

Меценаты России » /> » /> .keyword { color: red; } История связывает их

История связывает их

История связывает их

Меценат — человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств.

Нарицательное название «меценат» происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором. Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, – Меценат. Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.

Почему люди становились меценатами?

Главной движущей силой здесь выступали следующие причины – высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Представители купечества и дворянства видели в меценатстве миссию, возложенную Богом или судьбою. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX – начале XX веков.

История возникновения благотворительности и меценатства в России.

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным присмотром.

История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Дмитрий Михайлович Голицын (1721—1793)

Князь Дмитрий Михайлович Голицын — русский офицер и дипломат из рода Голицыных. В 1760-1761 гг. исполнял обязанности посла в Париже, а затем был отправлен послом в Вену, где сыграл большую роль в улучшении отношений российского двора с императором Иосифом II. Одним из первых среди русских он увлёкся собиранием полотен старых мастеров (художников Западной Европы, работавших до начала XVIII столетия).

Д. М. Голицын был известным благотворителем. 850 тысяч рублей, доходы от двух имений в 2 тыс. душ и свою картинную галерею он завещал на устройство и содержание больницы в Москве. Его воля была осуществлена двоюродным братом — князем А. М. Голицыным. Больница до 1917 года содержалась на средства князей Голицыных.

Сергей Григорьевич Строганов (1794–1882)

Сергей Григорьевич Строганов был русским государственным деятелем, а также коллекционером и меценатом. Он стал учредителем художественной школы, куда принимали всех талантливых детей, вне зависимости от их происхождения и сословия.

Интересно, что она существует и сейчас, являясь одним из старейших художественных учреждений России. Нынешнее ее название — МГХПА им. С. Г. Строганова.

Интересен факт, что Строганов был не только почетным членом многих высших учебных заведений, но еще и главным воспитателем императора Александра III.

В 1859 году основал Московское археологическое общество. Являлся председателем Императорской Археологической комиссии, располагавшейся в его петербургском дворце в течение 23 лет. По высочайшему поручению граф руководил многотомным изданием «Древностей Российского государства», выходившим в свет в 1837-1874 гг. На средства графа был отреставрирован Дмитриевский собор во Владимире. Строганов являлся автором ряда опубликованных работ по истории древнерусской архитектуры и археологии.

Состоял членом комиссии по строительству Храма Христа Спасителя в Москве.

Занимался нумизматикой, оставил богатые коллекции русских монет и старинных икон.

Александр Людвигович Штиглиц (1814-1884)

Александр Людвигович Штиглиц — крупнейший российский финансист и известный русский меценат. Сын придворного банкира, он в 1860 году стал управляющим Госбанка России.

Штиглиц спонсировал многие образовательные проекты российских деятелей культуры. Но наиболее значимым его пожертвованием считается учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования.

Здесь могли обучаться и мужчины, и женщины. Кроме того, при училище была оборудована великолепная библиотека и музей. Потратив на создание этого заведения более 1 млн. рублей, Штиглиц по праву считал его своим любимым детищем.

Теперь бывшее училище технического рисования Штиглица зовется Мухинским.

Козьма Терентьевич Солдатёнков (1818-1901)

Козьма Терентьевич Солдатёнков — российский меценат, который по официальным данным за свою жизнь пожертвовал около пяти миллионов рублей. Все началось с того, что в 1850-х гг. он распорядился выдавать из собственных средств пособия всем жителям деревни Прокунино. Солдатёнков делал это в память о своих предках. Пособия выдавались каждой девушке, когда она выходила замуж, и каждому парню, когда он отправлялся на службу в армию.

Потомок крепостных крестьян Козьма Солдатёнков открывает в 1866 году богадельню и посвящает это событие отмене крепостного права 19 февраля 1861 года. Солдатенков поддерживал книгоиздание. Меценат был одним из покровителей Румянцевского музея и Московского университета. Свою коллекцию картин Солдатенков завещал Румянцевскому музею.

Солдатенков владел большим собранием предметов искусства и картин, которое насчитывало 258 картин, 17 скульптур, а также множество гравюр и книги. Он регулярно спонсировал больницы, дома для вдов и сирот.

Меценат выделил два миллиона рублей на создание бесплатной больницы для бедных, работники которой не обращали внимания на звания, сословия и религии. Эту больницу достраивали уже после смерти мецената. Ее назвали Солдатенковской, и в 1920 году переименовали в Боткинскую.

Гаврила Гаврилович Солодовников (1826-1901)

Гаврила Гаврилович Солодовников был купцом и российским меценатом. Именно он стал автором самого крупного в истории России пожертвования. Его состояние составляло около 22 миллионов рублей, 20 из которых Солодовников потратил на нужды общества.

Родился Гаврила Гаврилович в семье торговца бумагой. В 20 лет Солодовников уже стал купцом первой гильдии, а в 40 лет заработал свой первый миллион. Дела свои Солодовников вел пусть и не совсем чисто, но совесть свою успокоил, составив известное завещание: почти все состояние купца пошло на благотворительность. Именно Солодовников сделал первый взнос на строительство Московской консерватории. Вклада в 200 тысяч рублей хватило на сооружение роскошной мраморной лестницы. Усилиями купца на Большой Дмитровке был построен концертный зал с театральной сценой, где можно было ставить балеты и феерии. Сегодня он стал Театром оперетты, а тогда там разместилась Частная опера другого мецената, — Саввы Мамонтова.

Солодовников хотел стать дворянином. Задавшись этой целью, он решил построить в Москве полезное общественное заведение. Благодаря меценату в городе появилась Клиника кожных и венерических болезней, оснащенная всем необходимым. Сегодня в ее помещении располагается Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Тогда же в название клиники имя благодетеля отражено не было.

По завещанию купца его наследникам осталось около полумиллиона рублей, оставшиеся же 20 147 700 рублей были пущены на благие дела. Треть капитала пошла на обустройство земских женских училищ в ряде губерний, другая треть — на создание профессиональных школ и приюта для бездомных детей в Серпуховском уезде, а оставшаяся часть — на строительство домов с дешевыми квартирами для бедных и одиноких людей. Благодаря завещанию мецената в 1909 году на 2-й Мещанской улице появился первый дом «Свободный гражданин» с 1152 квартирами для одиноких людей. Там же был построен дом «Красный ромб» с 183 квартирами для семей. У этих домов были черты будущих коммун: свои магазин, столовая, прачечная, баня и библиотека.

Третьяковы Павел Михайлович (1832-1898) и Сергей Михайлович (1834-1892)

Состояние Братьев Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых составляло более восьми миллионов рублей, три из которых они пожертвовали на искусство. Братья владели Большой Костромской льняной мануфактурой. При этом Павел Михайлович вел дела на самих фабриках, а Сергей Михайлович общался с зарубежными партнерами. Такое разделение было обусловлено разницей в характере братьев. Если старший брат был замкнутым и нелюдимым, то младший обожал светские рауты и общение в публичных кругах. Оба Третьякова собирали картины. При этом Павел предпочитал русскую живопись, а Сергей — иностранную, главным образом современную французскую. Когда он оставил пост московского городского главы, то даже обрадовался, что исчезла необходимость проводить официальные приемы. Ведь это давало возможность тратить больше на картины. Всего Сергей Третьяков потратил на живопись около миллиона франков или в пересчете на рубли — 400 тысяч.

Уже в юном возрасте у братьев появилось желание сделать дар своему родному городу. В 28 лет Павел решил завещать всё свое состояние на создание галереи русского искусства. К счастью, жизнь его оказалась довольно долгой, и в результате предприниматель смог потратить на приобретение картин более миллиона рублей. Галерея Павла Третьякова стоимостью в два миллиона, да еще и недвижимость (дом младшего брата Сергея Михайловича Третьякова) были переданы в дар городу Москве.

Коллекция Сергея Третьякова была не так велика: всего 84 картины. Однако оценивалась она в полмиллиона рублей. Свое собрание он завещал именно старшему брату, а не жене. Сергей Михайлович опасался, что его супруга не захочет расставаться с ценной коллекцией. Когда в 1892 году Москве был подарен художественный музей с собранием картин, его назвали Городской галереей братьев Павла и Сергея Третьяковых. Интересно, что после посещения собрания Александром III, тот предложил старшему брату Третьякову дворянство. Однако Павел Михайлович от такой чести отказался, заявив, что хочет умереть купцом. Сергей Михайлович, ставший действительным статским советником, это предложение, скорее всего, принял бы. Помимо своей галереи Третьяковы содержали училище для глухонемых, помогали вдовам и сиротам живописцев, поддерживали Московскую консерваторию и художественные училища. На свои деньги и на своем участке в центре столицы братья создали проезд, чтобы улучшить транспортное сообщение в Москве. С тех пор название Третьяковская сохранилось в названии и самой галереи, и созданного купцами проезда.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (1834-1913)

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов — русский меценат, дипломат и фабрикант. В 46 лет он неожиданно для самого себя стал хозяином целой сети стекольных заводов. Их он получил от своего дяди-дипломата Ивана Сергеевича Мальцова. Тот оказался единственным, кто выжил во время разгрома русской миссии в Иране (тогда же был убит русский дипломат, поэт Александр Сергеевич Грибоедов). После возвращения из Персии дипломат решил заняться семейным бизнесом.

Получив в 1880 году от своего дяди Ивана Сергеевича Мальцова наследство, будущий меценат добавил к своей фамилии дядину, в результате чего и получилась двойная фамилия Нечаев-Мальцов.

Он финансировал создание многих ремесленных школ для детей из бедных семей, а также спонсировал медицинские учреждения.

Нечаев-Мальцов основал в городе Владимире Техническое училище имени Ивана Сергеевича Мальцова. Тогда оно считалось одним из лучших в Европе по техническому оснащению. Сегодня это Владимирский авиамеханический колледж.

Музей изящных искусств в Москве построен тоже за его счет. Интересно, что сам меценат не искал славы. Напротив, все 10 лет, когда шло строительство, он действовал анонимно. Нет возможности перечислить все благотворительные проекты Нечаева-Мальцева, так как их очень много. В их числе храмы, богадельни в различных городах России и музеи. На его деньги на Шаболовке появилась богадельня, а на Куликовом поле церковь в память о погибших на поле боя.

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Савва Иванович Мамонтов — «московский Медичи», меценат и предприниматель. Вошел в историю главным образом потому, что оказывал существенную поддержку многим художникам. При этом Мамонтов не увлекался коллекционированием.

Главная предпринимательская деятельность Саввы Морозова заключалась в строительстве железных дорог. Искусство же было его страстью.

Ни родственники, ни директоры железной дороги, ни инженеры не понимали его меценатства и не поддерживали его в этих странных для рационального предпринимателя начинаниях.

Интересен тот факт, что свое поместье в Абрамцево он превратил в художественную школу. Здесь подолгу жили и работали русские художники И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, а также певец Ф. И. Шаляпин, режиссер К. С. Станиславский, композиторы С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков и другие. Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку.

Савва Иванович Мамонтов — это пример удивительного человека, который сделал для России очень многое, но к концу жизни испытал горе и бедность. Потратив на меценатство огромные суммы денег, он влез в кредиты, которые так и не смог отдать. Его посадили в тюрьму на несколько месяцев, при этом все его имущество было описано и распродано в счет погашения задолженностей. Мамонтов умер после длительной болезни в скромном доме у Бутырской заставы в Москве. Казалось бы, о нем никогда больше не будут вспоминать, на могилу Мамонтова принесли лишь четыре венка. Но к концу 20-го века его заслуги как мецената были по достоинству оценены, а имя почтительно произносят искусствоведы во всем мире.

Сергей Иванович Щукин (1854-1936)

Сергей Иванович Щукин — московский купец, коллекционер предметов искусства. Щукин был известным коллекционером новой западной живописи — по определению искусствоведа и теоретика искусства И. Э. Грабаря «искусства живого, активного, действенного, искусства сегодняшнего дня» — и собрал первую в России и одну из лучших в мире коллекцию картин импрессионистов и постимпрессионистов, предугадав их будущее значение.

Первые покупки произведений импрессионистов С. И. Щукин сделал в Париже в Салоне Национального общества изящных искусств, затем на парижских выставках, непосредственно в ателье у художников, а также через парижских торговцев антиквариатом П. Дюран-Рюэля, А. Воллара, Д. Канвейлера. Среди художников-импрессионистов, чьи полотна составили основу коллекции С. И. Щукина, был Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, а также постимпрессионистов: Поля Гогена, Поля Сезанна, Винсента ван Гога. За неполных 20 лет С. И. Щукин приобрел 266 полотен. Безупречный вкус, незаурядная интуиция позволили ему создать первоклассное собрание мирового значения.

Московский коллекционер не собирался скрывать приобретенные им полотна от широкой публики. С 1909 года С. И. Щукин открыл свой особняк для посещения всех, кто желал ознакомиться с его коллекцией.

Петр Иванович Щукин (1857-1912)

Пётр Иванович Щукин родом из купеческой старообрядческой семьи. Сын известного в Москве фабриканта — старообрядца Ивана Васильевича Щукина. Брат Дмитрия, Николая, Ивана и Сергея Щукиных.

С начала 1890-х гг. его захватило коллекционирование памятников отечественной истории и определило основное содержание будущего музея мецената. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в Нижнем Новгороде, Киеве и других городах России, но и у антикваров Европы, о чём свидетельствует его переписка.

В коллекции Петра Ивановича Щукина были как целые собрания — Г. А. Брокара, Г. Д. Филимонова, В. Г. Сапожникова, М. И. Тюлина, А. В. Комарова, — так и отдельные предметы из коллекций князя В. А. Долгорукова, князя Л. С. Голицына, А. А. Мартынова, П. О. Карелина, К. С. Мазырина.

В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве.

Савва Тимофеевич Морозов (1862-1905)

Савва Тимофеевич Морозов — известный русский меценат и крупнейший предприниматель своего времени. Занимался культурной и социальной благотворительностью. На своих фабриках он ввел оплату по беременности и родам работающим женщинам, выделял стипендии молодым людям, обучавшимся в стране и за рубежом. Известно, что на его предприятиях рабочие были более грамотными и образованными. Помогал он и нуждающимся студентам Московского университета. Морозов был поклонником Московского художественного театра и жертвовал немалые средства на его развитие. Для театра Морозов купил особняк и обустроил его по последнему слову театральной техники: здесь впервые в России появилось осветительное оборудование. Известный режиссер Станиславский сказал как-то меценату: «Я радуюсь, что русский театр нашёл своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова».

Морозов был чрезвычайно образованным человеком. Окончив естественное отделение физико-математического факультета Императорского Московского университета, он получил диплом химика и поддерживал связь с российским ученым-энциклопедистом, знаменитым химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Алексей Александрович Бахрушин (1865—1929)

Алексей Александрович Бахрушин — русский меценат, купец, известный коллекционер, основатель знаменитого театрального музея, который он передаст Академии наук в 1913 году.

Купца Алексея Бахрушина называли в Москве «профессиональным благотворителем».

Алексей Александрович так же был собирателем разных предметных коллекций, причем интерес именно к театральной старине пробудился у него не сразу. Афиши, программки спектаклей, фотопортреты актеров, наброски костюмов, личные вещи артистов — все это собиралось в доме Бахрушина и стало его страстью. 29 октября 1894 года Бахрушин представил общественности целую выставку театральных коллекций. Именно этот день Бахрушин считал днем основания Московского литературно-театрального музея. Он старался наиболее полно представить историю русского театра от самого его зарождения. Он организовал «Бахрушинские субботы», которые пользовались большой популярностью у актеров и театралов. У него бывали А. Южин, А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, Ф. Шаляпин, Л. Собинов, К. Станиславский, В. Немирович-Данченко. В его собрании, постепенно ставшем обширным и многообразным, было три раздела: литературный, драматический и музыкальный. Со временем А. А. Бахрушин стал задумываться о судьбе своих богатств. Ему очень хотелось, чтобы вся Москва имела к ним доступ. Но когда он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления, руководители города, лишь заслышав об этом, стали отмахиваться от такого предложения. Заинтересовалась уникальной коллекцией только Академия наук. Четыре года ушло на то, чтобы уладить формальности, и только в ноябре 1913 года состоялась передача музея Академии наук.

Театральный музей существует и сегодня. Здесь по-прежнему собирают все, что связано с искусством театра. И так же как раньше, актеры, режиссеры и художники приносят в дар музею новые экспонаты.

Мария Клавдиевна Тенишева (1867-1928)

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева вела активную просветительскую деятельность. При Брянском рельсопрокатном заводе, которым руководил ее муж, она открыла ремесленные училища для детей рабочих, вечерние курсы и клуб. В своем имении в Талашкино, где народные умельцы возрождали традиционные ремесла, княгиня создала бесплатную художественную студию, где молодые люди готовились к поступлению в петербургскую Академию художеств. Здесь же она открыла керамическую, вышивальную и красильную мастерские, мастерскую мебели, художественной ковки и резьбы по дереву, в которых с деревенскими мастерами трудились представители художественной элиты, например, художники Сергей Малютин, Николай Рерих, Валентин Серов, Константин Коровин.

В ее коллекцию вошли национальные костюмы, украшенные смоленскими вышивальщицами, посуда, расписанная в традиционных техниках, русские музыкальные инструменты, декорированные знаменитыми художниками, керамика. Позже это собрание стало основой музея «Русская старина» в Смоленске. Сейчас оно хранится в Смоленском музее изобразительных и прикладных искусств имени С. Т. Коненкова.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903)

Михаил Абрамович Морозов — крупнейший меценат своего времени. На его средства были учреждены Институт злокачественных опухолей (в настоящее время в здании размещается Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена), зал греческой скульптуры в Музее изящных искусств.

Морозов регулярно оказывал финансовую поддержку консерватории, молодым художникам из Строгановского училища, артистам и музыкантам. В коллекции М. А. Морозова начитывалось 60 икон, 10 скульптур и около 100 картин, среди которых произведения современных французских и русских художников.

Михаил Абрамович Морозов — продолжатель династии меценатов Морозовых, купец, предприниматель, коллекционер западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Он старший сын известного московского купца Абрама Абрамовича Морозова и Варвары Алексеевны Морозовой (Хлудовой), старший брат коллекционера и мецената Ивана Абрамовича Морозова, муж знаменитой меценатки и хозяйки московского литературно-музыкального салона Маргариты Кирилловны Морозовой, отец Михаила Михайловича Морозова (Мики Морозова), учёного-шекспироведа и пианистки Марии Михайловны Морозовой (Фидлер). Потомственный почётный гражданин. Директор Товарищества Тверской мануфактуры, гласный Московской городской думы, почётный мировой судья, председатель купеческого собрания, коллежский асессор. А также директор Русского музыкального общества.

Иван Абрамович Морозов (1871-1921)

Иван Абрамович Морозов пополнил перешедшую ему по наследству после брата Михаила Абрамоича Морозова коллекцию большим количеством картин импрессионистов и постимпрессионистов.

После революции собрание было национализировано и на его основе организован Второй Музей нового западного искусства (основу Первого Музея составило собрание Сергея Щукина). В 1940 году коллекция была расформирована частично в Музей изобразительных искусств, частично — в Эрмитаж. В коллекции Ивана Морозова находились знаменитые картины «Девочка на шаре» Пабло Пикассо, «Красные виноградники в Арле» Винсента ван Гога, «Женщина, держащая плод» Поля Гогена.

Федор Павлович Рябушинский (1886–1910)

Федор Павлович Рябушинский родился в московской купеческой семье, сын Павла Михайловича Рябушинского. Самый младший из восьми братьев Рябушинских, российских промышленников и финансистов.

Федор Павлович оставил о себе память как инициатор и организатор научной экспедиции по изучению Камчатки.

На Камчатскую экспедицию Рябушинский пожертвовал 200 000 рублей. По его мысли, целью экспедиции было подробное и разностороннее исследование полуострова Камчатки. Для этого в экспедиции необходимо было участие значительного числа специалистов, выбор которых и определил успех задуманного Федором Павловичем дела. По завещанию Федора Павловича все материалы и коллекции, добытые снаряженною им экспедицией для исследования Камчатки, передавались Русскому Географическому обществу для музея.

Сергей Иванович Зимин (1875-1942)

Сергей Иванович Зимин — российский меценат, театральный деятель, основатель театра «Оперы Сергея Зимина», ведущего частного театра начала XIX века.

Родился в купеческой семье, сын основателя «Товарищества Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина» Ивана Никитича Зимина. В 1904 году Зимин создает свой театр «Оперы Сергея Зимина». Репертуар театра состоял из опер П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, А. С. Даргомыжского. На сцене театра пел Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, знаменитый итальянский певец М. Баттистини, танцевала легендарная балерина М. Ф. Кшесинская. Основным направлением театра оставалась мамонтовская традиция постановки опер русских авторов. Ежегодно в театре осуществлялись постановки шести — восьми новых опер.

В том же 1904 году Зимин открывает Музей оперного театрального искусства. Основу экспозиции музея составили работы художников «Оперы Сергея Зимина»: Фёдора Федоровского, Ивана Билибина, Петра Кончаловского, Николая Рериха. Позднее коллекции этого музея войдут в фонды современного Государственного центрального Театрального музея имени А. А. Бахрушина и Государственной Третьяковской галереи.

В 1917 году «Опера Сергея Зимина» и Музей оперного театрального искусства были национализированы. Театр получил новое название: Театр Совета рабочих депутатов. Уже в 1922 году Сергей Иванович Зимин возрождает свой театр и учреждает «Первую свободную оперу С. И. Зимина». За два года работы «Первая свободная опера» ставит более 20 опер. В 1924 году новая опера Зимина была расформирована, артисты подверглись судебному преследованию, но полностью оправданы после следствия. В 1925 г. опера опят получает новое имя — Экспериментальный театр, который с 1936 года становится филиалом Большого театра. Сергей Зимин жил в здании своего театра на Кузнецком мосту в Москве до своей смерти в 1942 году.

Варвара Алексеевна Морозова (1848-1917)

Варвара Алексеевна Морозова – российская меценатка, благотворительница, предпринимательница. Родилась в семье московского купца Алексея Ивановича Хлудова. В 1864 году выходит замуж за Абрама Абрамовича Морозова, одного из совладельцев Тверской мануфактуры.

Варвара Алексеевна одна из наиболее известных московских благотворительниц.

В своем завещании Абрам Абрамович Морозов оставил своей жене, кроме всего прочего, полмиллиона рублей, – именно на благотворительность. После смерти мужа Варвара Алексеевна построила Психиатрическую клинику имени А. А. Морозова (открылась в 1887 году). Позднее эта клиника была переименована в Клинику психиатрии имени С. С. Корсакова. Морозова жертвует 150 тысяч рублей – своей Психиатрической клинике на Малой Пироговской, еще столько же – Ремесленному училищу для бедных; остальные деньги: 10 тысяч Рогожскому женскому начальному училищу, 50 тысяч на Тургеневскую читальню, на земские и сельские школы, приют для нервных больных, Раковый институт имени Морозовых на Девичьем поле, благотворительные заведения в Твери и санаторий в Гаграх для больных туберкулезом рабочих.

Морозова жертвовала Кустарному музею, также приличная сумма была пожертвована ею на переезд в Канаду духоборов, пользовавшихся сочувствием Льва Толстого. Значительные суммы были пожертвованы ею на нужды Московского университета. На средства Морозовой осуществлялось издание газеты «Русские ведомости», выходившей в Москве с 1863 года по 1918 год. В газете в разное время сотрудничали Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, М. Е. Салтыков-Щедрин, М. О. Гершензон, В. А. Гиляровский, В. И. Немирович-Данченко, А. Ф. Фортунатов, П. И. Чайковский.

У благотворительной деятельности Варвары Алексеевны была одна особенность: желавшие получит от нее помощь на начинания культурного порядка, далекие, по ее мнению, от народных нужд, неизменно терпели неудачу. Морозова, например, всегда отказывала Станиславскому, просившему денег на Художественный театр; отцы-основатели МХТ долго не могли простить ей этого. К счастью, это недоразумение было исправлено Саввой Морозовым, кузеном ее покойного мужа.

Зато Варвара Алексеевна устроила в Москве общедоступную читальню и присвоила ей имя И. А. Тургенева (автора не только модных романов того времени, но и программы «Общества по распространению грамотности и просвещения»). Морозова профинансировала строительство, а затем и покупку книг для первой в России бесплатной библиотеки-читальни, открытой в 1885 году на площади у Мясницких ворот.

Савва Иванович Мамонтов это пример удивительного человека, который сделал для России очень многое, но к концу жизни испытал горе и бедность.

Grants. culture. ru

08.06.2017 10:15:24

2017-06-08 10:15:24

Источники:

Https://grants. culture. ru/maecenas/

Союзное государство: история совместного развития » /> » /> .keyword { color: red; } История связывает их

История связывает их

История связывает их

После распада Советского Союза входившие в него республики начали искать новые способы взаимовыгодного сотрудничества, уже в статусе независимых государств. Так появились СНГ и зона свободной торговли, были устранены (точнее – не вводились) визовые правила въезда между отдельными постсоветскими странами, началась работа над другими интеграционными проектами в экономической и социальной сферах.

Руководителям Беларуси и России всего этого показалось недостаточно: братские узы, веками связывавшие два народа, ориентированная друг на друга экономика, общность языка, традиций и культуры – все это обязывало укрепить отношения между странами. К интеграции подошли аккуратно, выверяя каждый шаг. Первым из них стал Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (на подписание которого в феврале 1995-го Александру Лукашенко на референдуме дало добро подавляющее большинство белорусов). Вторым — Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (подписанный 2 апреля 1996 года президентами в Георгиевском зале Кремля) и Соглашение о создании Парламентского Собрания (подписанное 29 апреля 1996 года в Санкт-Петербурге руководителями парламентов Беларуси и России). Спустя без малого год был дан и официальный старт самому успешному, по мнению многих экспертов, интеграционному объединению на территории бывшего СССР.

2 апреля 1997 года в Москве президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о Союзе Беларуси и России. Относительно небольшой документ состоял из 9 статей, главная из которых декларировала цели нового объединения: укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества во всех сферах, повышение уровня жизни народов, устойчивое социально-экономическое развитие государств — участников Союза на основе объединения их материального и интеллектуального потенциалов, обеспечение безопасности и поддержание высокой обороноспособности.

Более детально принципы функционирования Союза Беларуси и России раскрывались в Уставе организации. В полноценном документе оказалось 40 статей, которые регулировали все аспекты взаимного сотрудничества, вплоть до возможности проведения совместных референдумов. Этот документ был подписан 23 мая 1997 года. Также им предусматривалось создание органов власти Союза — Высшего совета и Исполнительного комитета.

В последующие полтора года Беларусь и Россия занимаются дальнейшим формированием исполнительных органов Союза. Начинается проработка общего бюджета и первых союзных программ. В 1997—1998 годах происходит формирование исполнительных органов Союза, общего бюджета, осуществляются разработка и реализация первых союзных программ. Одними из них стали программы обустройства внешней границы Союза. Объем их финансирования составил более 6 млрд российских рублей.

25 декабря 1998 года Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали новый пакет документов, в который вошла Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России. В ней государства признавали успех Союза и соглашались с необходимостью дальнейшего углубления интеграции путем создания полноценного Союзного государства: «Уже к концу первой половины 1999 года будет создана единая для всех субъектов хозяйствования правовая среда, сформировано единое таможенное пространство, унифицированы гражданское и налоговое законодательство, валютное регулирование и денежно-кредитная система. Завершатся объединение энергетической и транспортной систем, создание единого научно-технологического и информационного пространства».

Реализации части этих планов помешали последствия августовского кризиса 1998 года и осложнения во внутренней политике России, однако по многим пунктам удалось уверенно встать на путь развития. Дополнили Декларацию Договор о равных правах граждан, а также СОглашение о создании равных условий субъектам хозяйствования.

Спустя почти год — 8 декабря 1999-го — в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства, а также была принята Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений этого Договора. Спустя полтора месяца документ был ратифицирован парламентами обеих стран и официально вступил в силу.

— Мы можем теснее сотрудничать в области обороны и безопасности, выступать с единых позиций на международной арене, — сказал тогда белорусский лидер. – Подписанный договор – исторический и судьбоносный. Это тот фундамент, на котором мы войдем в третье тысячелетие.

— Навеки, — резюмировал Борис Ельцин, пожимая руку своему коллеге.

Среди обновленных целей «двойки» значились обеспечение мирного и демократического развития братских народов государств-участников, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни; создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; проведение согласованной социальной политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

— Этот стратегический документ (о создании Союзного государства, — прим. ред.) заложил основы тесной интеграции наших стран, придал динамичное развитие белорусско-российским отношениям, — скажет полтора десятилетия спустя уже действующий Президент России Владимир Путин. — За прошедшее время союзный проект доказал свою востребованность и жизнеспособность. Уверен, что Союзное государство будет и впредь играть важную роль, в том числе в качестве механизма обкатки перспективных интеграционных проектов и моделей.

Этим же документом предписывалось создание органов, регулирующих деятельность Союзного государства и жизнь внутри него. В их число вошли Высший Государственный Совет, Совет Министров и Постоянный Комитет. Парламентское Собрание – как законодательная площадка – к тому времени уже существовало.

2 апреля 1997 года в Москве президенты Беларуси и России Александр Лукашенко и Борис Ельцин подписали Договор о Союзе Беларуси и России.

Postkomsg. com

22.06.2020 16:38:45

2020-06-22 16:38:45

Источники:

Https://postkomsg. com/history/20years_of_union_state/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *