История россии орлов а с георгиев в а георгиева н г сивохина т а
История России. Учебник. 4-е издание
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта — первейшая задача истории.
«Historia est magistra vitae» («История — наставница жизни»),— говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».
История — одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.
Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативности (непредставительности) сохранившихся источников о реально происходивших событиях.
История России. Учебник. 4-е издание
Четвертое издание, переработанное и дополненное. В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой. Для студентов высших учебных заведений, абитуриентов и всех интересующихся историей Отечества.
Орлов Александр Сергеевич — профессор кафедры истории России с древнейших времен до начала XIX в. исторического факультета МГУ
Читать фрагмент.
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. 4-е издание
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. 4-е издание
Четвертое издание, переработанное и дополненное. В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой. Для студентов высших учебных заведений, абитуриентов и всех интересующихся историей Отечества.
Орлов Александр Сергеевич — профессор кафедры истории России с древнейших времен до начала XIX в. исторического факультета МГУ
Читать фрагмент.
Внимание! Авторские права на книгу «История России. Учебник. 4-е издание» (Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.) охраняются законодательством!
Четвертое издание, переработанное и дополненное. В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой. Для студентов высших учебных заведений, абитуриентов и всех интересующихся историей Отечества. Орлов Александр Сергеевич — профессор кафедры истории России с древнейших времен до начала XIX в. исторического факультета МГУ Читать фрагмент.
4-е издание Орлов А.
12.10.2020 8:10:52
2020-10-12 08:10:52
Источники:
Https://litgid. com/read/istoriya_rossii_uchebnik_4_e_izdanie/page-1.php
История России, Орлов А. С, Георгиев В. А, Георгиева Н. Г, Сивохина Т. А, 2006 » /> » /> .keyword { color: red; }
История россии орлов а с георгиев в а георгиева н г сивохина т аИстория России, Орлов А. С, Георгиев В. А, Георгиева Н. Г, Сивохина Т. А, 2006
История России, Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А., 2006
По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books. ru.
По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.
По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.
On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.
История России, Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А., 2006.
В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой.
Для студентов высших учебных заведений, абитуриентов и всех интересующихся историей Отечества.
БРОНЗОВЫЙ ВЕК.
Новый толчок в историческом развитии человечество получило, освоив производство металла. На территории нашей страны ускорилось развитие тех племен, которые жили вблизи залежей меди и олова. На территории Евразии такие племена обитали в районах Северного Кавказа, Средней Азии, Урала и Сибири.
Переход к металлическим орудиям труда привел к выделению скотоводческих и земледельческих племен. Возросла роль мужчины — пастуха и земледельца — в производстве. На смену матриархату пришел патриархат. Занятие скотоводством повлекло за собой еще более интенсивное перемещение родов в поисках пастбищ. Происходило объединение и укрупнение отдельных родов в значительные по численности племена.
Начали складываться большие культурные общности. Ученые полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья — индоевропейская. Она складывалась на территории современного Ирана и Малой Азии, распространялась на Южную и Восточную Европу, Малую и Центральную Азию, в район Индостанского полуострова. Впоследствии индоевропейская языковая семья раскололась на несколько ветвей: на юге и юго-востоке — иранцы, индийцы, таджики, армяне и др.; на западе— нынешние германцы, французы, англичане и др.; на востоке — балты и далекие предки славян.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны 7
Глава 2. Восточные славяне. Образование древнерусского государства 14
Глава 3. Государство Русь (IX — начало XII в ) 23
Глава 4. Русские земли и княжества в начале XII — первой половине XIII в. Политическая раздробленность 35
Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия 10
Глава 6. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в 50
Глава 7. Русские земли и княжества во второй половине XIII — первой половине XV в. между ордой и Литвой 59
Глава 8. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в конце XV — начале XVI в. Образование Русского государства 69
Глава 9. Российское государство в XVI в. Иван Грозный 74
Глава 10. Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время 85
Глава 11.Социально-экономическое развитие в XVII в. Россия после смуты 98
Глава 12. Внутренняя и внешняя политика России в XVII в. «Бунташный» век 105
Глава 13. Русская культура XIII—XVII вв. 117
Глава 14. Россия в конце XVII— первой четверти XVIII в. Петровские преобразования 110
Глава 15. Дворянская империя во второй четверти — середине XVIII в. Дворцовые перевороты 145
Глава 16. Россия во второй половине XVIII в. Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой 154
Глава 17. Русская культура XVIII в 178
Глава 10. Экономика и социальный строй России в первой половине XIX в. 107
Глава 19. Внутренняя политика в России в первой половине XIX в. 195
Глава 20. Внешняя политика России в первой половине XIX в. 207
Глава 21. Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX в. 223
Глава 22. Русская культура в первой половине XIX в 237
Глава 23. Внутренняя политика в России во второй половине XIX в. 248
Глава 24.Внешняя политика в России во второй половине XIX в. 259
Глава 25. Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX в. 268
Глава 26. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX в. 274
Глава 27. Экономическое развитие России в начале XX в 104
Глава 10. Внутриполитическое положение и общественное движение в России в начале XX в. 292
Глава 29. Внешняя политика России в начале XX в. 311
Глава 30. Русская культура во второй половине XIX — начале XX в. 319
Глава 31. Революция 1917 г. в России 310
Глава 32. Советская Россия в 1917-1920 гг. 339
Глава 33. Советское государство в первой половине 20-х годов XX в. 353
Глава 34. СССР во второй половине 20-х — 30-е годы XX в. 364
Глава 35. Внешняя политика Советского государства в 20- 30-е годы XX в. 382
Глава 36. Советская культура в 1917 — 1910 гг. 390
Глава 37. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) 100
Глава 38. Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945-1952) 417
Глава 39. Развитие СССР в 1953-1964 гг. 107
Глава 40. Внутренняя и внешняя политика СССР В 1965-1984 гг. 438
Глава 41. Последние годы существования СССР (1985-1991) 454
Глава 42. Россия в 90-е годы XXв. и в первые годы XXI столетия 468
Глава 43. Отечественная культура во второй половине XX — начале XXI в. 486
Приложение 1. Руководящие деятели государства 502
Приложение 2. Федеративное устройство России 506
Приложение 3. Хронологическая таблица 507.
Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII в 50 Глава 7.
17.05.2018 6:05:17
2018-05-17 06:05:17
Источники:
А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней учебник | VIPERSON » /> » /> .keyword { color: red; }
История россии орлов а с георгиев в а георгиева н г сивохина т аА. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней учебник
А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. История России с древнейших времен до наших дней учебник
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А.
Художественное оформление Янов В. Я.
История России. Учебник.- М.:»ПРОСПЕКТ», 1997.-544 с.
В учебнике изложена история России с древнейших времен до наших дней с учетом новейших данных, накопленных исторической наукой.
Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, для всех интересующихся историей Отечества и тех, кто хочет успешно подготовиться к экзамену по отечественной истории.
Лицензия ЛР N 064436 от 05.02.96.
Подписано в печать 07.04.97. Формат 60х90 l/l6
Бумага типографская. Печать офсетная. Печ. л. 34.
Доп. тираж 20 000 экз. Заказ 6747.
000 «Издательская группа ПРОСПЕКТ»
125047, Москва, ул. Чаянова, 8/26.
Отпечатано с готовых диапозитивов на Смоленском полиграфическом
Комбинате Государственного комитета Российской Федерации
По печати. 214020, г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1.
Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А., 1997
Глава 1. Народы и древнейшие государства на территории нашей страны.
Глава 2. Восточные славяне. Образование Древнерусского государства.
Глава 3. Государство Русь. (IX — начало XII в.)
Глава 4. Русские земли и княжества в начале XII — первой половине XIII в. Политическая раздробленность.
Глава 5. Культура Руси до монгольского нашествия
Глава 6. Борьба русских земель и княжеств с монгольским завоеванием и крестоносцами в XIII веке.
Глава 7. Русские земли и княжества во второй половине XIII — первой половине XV в. Между Ордой и Литвой.
Глава 8. Завершение объединения русских земель в конце XV — начале XVI в. Образование Российского государства.
Глава 9. Российское государство в XVI веке. Иван Грозный.
Глава 10. Россия на рубеже XVI — XVII века. Смутное время.
Глава 11. Социально-экономическое развитие в XVII веке. Россия после смуты.
Глава 12. Внутренняя и внешняя политика России в XVII веке. Бунташный век.
Глава 13. Русская культура в XIII — XVII вв.
Глава 14. Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в. Петровские преобразования.
Глава 15. Дворянская империя во второй четверти — середине XVIII в. Дворцовые перевороты.
Глава 16. Россия во второй половине XVIII в. Просвещённый абсолютизм Екатерины Великой.
Глава 17. Русская культура XVIII в.
Глава 18. Экономика и социальный строй России в первой половине XIX века.
Глава 19. Внутренняя политика России в первой половине XIX века.
Глава 20. Внешняя политика России в первой половине XIX века.
Глава 21. Идейная борьба и общественное движение в России в первой половине XIX века.
Глава 22. Русская культура в первой половине XIX века.
Глава 23. Внутренняя политика России во второй половине XIX века.
Глава 24. Внешняя политика России во второй половине XIX века.
Глава 25. Экономическое и социальное развитие России во второй половине XIX века.
Глава 26. Идейная борьба и общественное движение в России во второй половине XIX века.
Глава 27. Экономическое развитие России в начале XX века.
Глава 28. Социально-политический строй и общественное движение в России в начале XX века.
Глава 29. Внешняя политика России в начале XX века.
Глава 30. Русская культура второй половины XIX — начала XX века.
Глава 31. Революция 1917 года в России.
Глава 32. Советская Россия в 1917 — 1920 гг.
Глава 33. Советское государство в первой половине 20-х годов XX века.
Глава 34. СССР во второй половине 20-х — 30-е годы XX в.
Глава 35. Внешняя политика Советского государства в 20-30-е годы XX в.
Глава 36. Советская культура в 1917-1940 гг.
Глава 37. СССР в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945)
Глава 38. Послевоенное развитие и восстановление СССР (1945-1952)
Глава 39. Развитие СССР в 1953-1964 гг.
Глава 40. Внутренняя и внешняя политика СССР В 1965-1984 гг.
Глава 41. Послевоенные годы существования СССР (1985-1991)
Глава 42. Россия в 90-е годы XX в.
Глава 43. Отечественная культура во второй половине XX в.
Приложение 1 РУКОВОДЯЩИЕ ДЕЯТЕЛИ ГОСУДАРСТВА (март 1917 г. -1996 г.)
Приложение 2 ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ.
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта первейшая задача истории.
Historia est magistra vitae («История наставница жизни») говорили древние. И действительно, люди всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются в уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В. О. Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый, великолепный лектор и острослов писал:
«Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».
История одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.
Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывает историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности реконструкции безвозвратно исчезнувшего прошлого из-за непрезентативноста (непредставитеяьности) сохранившихся данных о реально происходивших событиях.
И все-таки, несмотря на плюрализм как при ответах на глобальные вопросы развития человечества, так и при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое познание сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания особенностей этого познания, так и определенного профессионального мастерства.
Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет права на обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием современности. Вопреки мнениям скептиков, роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания (культорологии, исторической психологии, социологии и др.), методы обработки и анализа источников (например, применение математических методов). Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оцениваются иначе, чем пять десять лет тому назад. Все это свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, это знали люди во ^ все времена. Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельi ствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.
Великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным повиновения, воинам мужества, судьям правосудия, младым старых разум, престарелым сугубую твердость в советах, каждому незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова» В. Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может».
Давно уже замечено, что и камни говорят, если это камни истории. Доказательность выводов обязательная черта научного знания. История как наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники — это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы (классы) исторических источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные); 4) фонические. Историки, изучая исторические источники во всей их совокупности, не имеют права «играть» в факты и фактики. Они исследуют все факты без исключения.
Собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. Таким образом, с одной стороны необходимо знание конкретных фактов, с другой историк должен осмыслить всю совокупность фактов с целью выявления причин закономерностей развития общества.
В разное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Летописцы со времен Нестора считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.
С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали искать объективные факторы. Так, М. В. Ломоносов (1711-1765) и В. Н. Татищев (1686-1750), стоявшие у истоков русской исторической науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труды Н. М. Карамзина (1766-1826) («История государства Российского»), необходимость для России мудрого самодержавия.
Крупнейший русский историк XIX в. С. М. Соловьев (1820-1870) видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.
Ученик С. М. Соловьева В. О. Ключевский (1841-1911) («Курс русской истории»), развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический и т. д.), характерных для каждого периода. «Человеческая природа, людское общество и природа страны вот те три основные силы, которые строят людское общежитие». Близко к нему по теоретическим взглядам был С. Ф. Платонов (1850-1933), чьи «Лекции по русской истории» неоднократно, как и труды Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, переиздавались в последние годы.
В советский период историки особенно успешно изучали социальноэкономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественноэкономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.
Авторы настоящего учебника считают, что история России часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности русского варианта пути развития человеческой цивилизации. Авторы видят свою задачу в том, чтобы показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство. Как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и ее заселенности, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимосгь освоения территории, внешние факторы и т. п.
В основу учебника положены лекции, которые читались в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Российском университете дружбы народов. Литературном институте им. A. M. Горького.
Текст учебника подготовлен коллективом авторов: А. С. Орлов (введение, главы 1-17). Н. Г. и В. А. Георгиевы (главы 18-32, 35, 37, параграфы «Внутреннее положение РСФСР в 1920 начале 1921 г.» и «Новая экономическая политика» главы 33, параграф «СССР в 1938 начале 1941 г.» главы 34); Т. А. Сивохина (главы 34, 36, 38-43). Схемы, хронологические и другие таблицы составлены авторами.
Россия в 90-е годы XX в.
19.10.2018 23:02:37
2018-10-19 23:02:37