Эстетическая физкультура
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
«…А главное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки) всяких движений! Это очень важно»[1].
1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ
Советская физическая культура возникла в нашей стране в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Детище Октября — советская физическая культура создавалась и совершенствовалась на основе указаний партии и правительства, отеческой заботливости величайших людей нашей эпохи — Ленина и Сталина.
В. И. Ленин, говоря о воспитании молодежи, указывал, что «именно ей, этой молодежи, предстоит закончить, завершить дело коммунизма; именно ей еще предстоят бои за коммунизм, и она эти бои должна встретить крепкой, здоровой, со стальными нервами и железными мускулами»[2].
И. В. Сталин на XVI съезде ВКП(б) сказал, что у нас имеются все возможности «вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов»[3].
Советская физическая культура является неотъемлемой частью коммунистического воспитания и могучим средством укрепления здоровья трудящихся Советского Союза.
Физическая культура активно содействует воспитанию сильных, здоровых и жизнерадостных патриотов социалистической Родины, готовых к социалистическому труду и обороне Советского Союза.
«… Весь советский народ видит, — говорил товарищ В. М. Молотов на приеме физкультурников в Кремле 22 июля 1947 г., — что наша молодежь, трудолюбивая, боевая и жизнерадостная, растет и крепнет, как несокрушимая сила советской страны, как надежный оплот новой мировой культуры и прогресса человечества.
Наши физкультурники, наша молодежь и ее успехи являются одним из лучших показателей роста нашей страны, ее молодости и здоровья, ее уверенности в своих силах и в своем будущем»[4].
Миллионы советских юношей и девушек активно занимаются гимнастикой и спортом. Однако существенно необходимо, чтобы и люди старших возрастов, наряду с молодежью, систематически занимались соответствующими видами гимнастики и спорта для укрепления своего здоровья, а также для увеличения и сохранения трудоспособности на долгие годы своей жизни.
Одной из главных задач советской физической культуры, является вовлечение в занятия физкультурой самых широких масс. «Мы должны также пожелать того, — говорил В. М. Молотов, — чтобы спортсменов в нашем Советском Союзе было побольше, чтобы вас, рядовых спортсменов, было много, так как в конечном счете решают дело рядовые спортсмены и массовость спорта. Об этом говорят нам правительство, партия и товарищ Сталин»[4].
Одним из важнейших способов выполнения этого указания является внедрение в быт ежедневной гимнастики, которая в большой степени содействует сохранению здоровья и трудоспособности, приучает к систематическим занятиям физическими упражнениями и подготавливает к занятиям спортом.
Несомненно, что ежедневной гимнастикой полезно и необходимо заниматься всем, но особенно важны и необходимы занятия гимнастикой для людей умственного труда, которые длительное время работают сидя, с малой затратой физической энергии и сравнительно большой затратой нервной энергии[5].
Слова выдающегося русского ученого Н. И. Пирогова о том, что «будущее принадлежит медицине предупредительной. Эта наука, идя рука об руку с лечебной, принесет несомненную пользу человечеству», — особенно актуальны в настоящее время, когда советская физическая культура, наряду с разрешением воспитательных задач, активно и успешно разрешает ряд задач предупредительной — профилактической медицины.
Читайте также
Физическая культура
Физическая культура Одним из важнейших элементов личной гигиены и здорового образа жизни является физическая культура. Простейшими видами физической культуры должны заниматься все здоровые взрослые и дети. Для людей, страдающих хроническими заболеваниями, физические
Забытая культура
Забытая культура Но только ли отсутствие движений приводит к развитию остеохондроза? Оказывается и двигательная активность тоже. Причем обычная. Совсем не обязательно заниматься штангой, играть в хоккей или прокладывать железную дорогу к восточным границам страны. При
Природа или культура
Природа или культура Мысль о том, что критические периоды определяют формирование сексуального влечения у взрослых людей, противоречит другому утверждению, будто представление о привлекательности является скорее продуктом нашей биологии, а не личной истории. Например,
Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг
Приложение 1 Культура и преобразование мозга Не только мозг определяет культуру, но и культура формирует мозг Что связывает культуру и мозг? Нередко на этот вопрос ученые отвечают, что человеческий мозг, где возникают все мысли и действия, создает культуру. Исходя из того,
1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ
1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ Советская физическая культура возникла в нашей стране в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Детище Октября — советская физическая культура создавалась и совершенствовалась на основе указаний
2. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ОРГАНИЗМА
2. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И РАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА ОРГАНИЗМА Здоровье человека — это гармоничное сочетание жизнедеятельности всех систем организма при их физиологической регуляции. Причем эта жизнедеятельность рассматривается на фоне взаимодействия человека
Культура голода.
Культура голода. Рассуждая о голоданиях в целях оздоровления, я бы хотел поговорить об особой культуре, традиционно свойственной русскому народу — культуре голода. Тема культуры голода тесно связана с мировоззрением. И позволяет понять, как наше мировоззрение
Глава 4 Лечебная физическая культура
Глава 4 Лечебная физическая культура Лечебная физическая культура (ЛФК) — это несложный и вместе с тем весьма эффективный метод лечения ВСД, который широко применяется во всем мире. Лечебное действие ЛФК при ВСД обусловлено парадоксальной реакцией сердечно-сосудистой
Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем
Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем Эффективное решение задач оздоровления ослабленных детей средствами физической культуры в большой мере зависит от правильного выбора и рационального применения комплекса физических упражнений, их дозировки,
Лечебная физическая культура
Лечебная физическая культура Целебное действие физических упражнений известно давно. Так, например, в Греции в период расцвета ее культуры врачи смотрели на лечебную гимнастику как на обязательный и значительный элемент всей эллинской медицины. Известные врачи Древней
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ
«…А главное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки) всяких движений! Это очень важно»[1].
1. СОВЕТСКАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — ДЕТИЩЕ ОКТЯБРЯ
Советская физическая культура возникла в нашей стране в результате Великой Октябрьской социалистической революции. Детище Октября — советская физическая культура создавалась и совершенствовалась на основе указаний партии и правительства, отеческой заботливости величайших людей нашей эпохи — Ленина и Сталина.
В. И. Ленин, говоря о воспитании молодежи, указывал, что «именно ей, этой молодежи, предстоит закончить, завершить дело коммунизма; именно ей еще предстоят бои за коммунизм, и она эти бои должна встретить крепкой, здоровой, со стальными нервами и железными мускулами»[2].
И. В. Сталин на XVI съезде ВКП(б) сказал, что у нас имеются все возможности «вырастить новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество советской страны на должную высоту и защитить ее грудью от покушений со стороны врагов»[3].
Советская физическая культура является неотъемлемой частью коммунистического воспитания и могучим средством укрепления здоровья трудящихся Советского Союза.
Физическая культура активно содействует воспитанию сильных, здоровых и жизнерадостных патриотов социалистической Родины, готовых к социалистическому труду и обороне Советского Союза.
«… Весь советский народ видит, — говорил товарищ В. М. Молотов на приеме физкультурников в Кремле 22 июля 1947 г., — что наша молодежь, трудолюбивая, боевая и жизнерадостная, растет и крепнет, как несокрушимая сила советской страны, как надежный оплот новой мировой культуры и прогресса человечества.
Наши физкультурники, наша молодежь и ее успехи являются одним из лучших показателей роста нашей страны, ее молодости и здоровья, ее уверенности в своих силах и в своем будущем»[4].
Миллионы советских юношей и девушек активно занимаются гимнастикой и спортом. Однако существенно необходимо, чтобы и люди старших возрастов, наряду с молодежью, систематически занимались соответствующими видами гимнастики и спорта для укрепления своего здоровья, а также для увеличения и сохранения трудоспособности на долгие годы своей жизни.
Одной из главных задач советской физической культуры, является вовлечение в занятия физкультурой самых широких масс. «Мы должны также пожелать того, — говорил В. М. Молотов, — чтобы спортсменов в нашем Советском Союзе было побольше, чтобы вас, рядовых спортсменов, было много, так как в конечном счете решают дело рядовые спортсмены и массовость спорта. Об этом говорят нам правительство, партия и товарищ Сталин»[4].
Одним из важнейших способов выполнения этого указания является внедрение в быт ежедневной гимнастики, которая в большой степени содействует сохранению здоровья и трудоспособности, приучает к систематическим занятиям физическими упражнениями и подготавливает к занятиям спортом.
Несомненно, что ежедневной гимнастикой полезно и необходимо заниматься всем, но особенно важны и необходимы занятия гимнастикой для людей умственного труда, которые длительное время работают сидя, с малой затратой физической энергии и сравнительно большой затратой нервной энергии[5].
Слова выдающегося русского ученого Н. И. Пирогова о том, что «будущее принадлежит медицине предупредительной. Эта наука, идя рука об руку с лечебной, принесет несомненную пользу человечеству», — особенно актуальны в настоящее время, когда советская физическая культура, наряду с разрешением воспитательных задач, активно и успешно разрешает ряд задач предупредительной — профилактической медицины.
Рассуждая о голоданиях в целях оздоровления, я бы хотел поговорить об особой культуре, традиционно свойственной русскому народу культуре голода.
09.06.2019 11:09:13
2019-06-09 11:09:13
Источники:
Https://med. wikireading. ru/63031
Эстетическая культура — определение термина » /> » /> .keyword { color: red; }
Эстетическая физкультураЭстетическая культура
Эстетическая культура
Совокупность свойств и способностей, позволяющих адекватно воспринимать, анализировать, оценивать эстетически значимые явления в природе и обществе (прекрасное, совершенное, гармоничное, возвышенное и др.).
- Telegram Whatsapp Вконтакте Одноклассники Email
Еще термины по предмету «Культурология»
Понятие «Законы исторического развития культурно-исторических типов»
Ведены Н. Я. Данилевским в работе «Россия и Европа» (1861): 1) «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, — составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества; 2) Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью; 3) Начала цивилизации одного культурноисторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств; 5) Ход развития культурно-исторического типа всего ближе уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу» (Данилевский Н. Я. «Россия и Европа»).
Процесс «Пламенеющая готика»
Развитие готического стиля в эпоху барокко.
Коммуникативно-информационная функция культуры
Функция, которая осуществляет отбор и передачу лучших образцов культуры.
Похожие
- Культура эстетическая Эстетические показатели Эстетическая мера Эстетическая операция Идеал эстетический Эстетическое развитие Вкус эстетический Эстетические свойства Эстетические потребности Эстетические чувства Эстетическое воспитание Синтаксис эстетический Эстетические требования к одежде Эстетическая функция искусства Совместимость технико-эстетическая Музыкально-эстетическое сознание Дополнительный эстетический эффект Культура Культура органа (органная культура) Абашевская культура
Научные статьи на тему «Эстетическая культура»
1. Связь физической культуры с эстетическим воспитанием
Задачи Эстетического воспитания во время занятий физической Культурой Интерес к прекрасному у человека.
Тем самым физическая Культура и спорт выступают как одно из средств Эстетического воспитания личности.
Средства и методы Эстетического воспитания в процессе занятий физической Культурой К средствам Эстетического.
Компоненты Эстетического воспитания в процессе занятий физической Культуры К основным компонентам Эстетического.
Устойчивая Эстетическая оценка критериев проявления прекрасного в физической Культуре и спорте.
2. К вопросу об эстетической культуре и эстетическом воспитании школьников
Статья посвящена анализу сущности эстетической культуры и ее содержательного аспекта. Выявлено, что в структуру эстетической культуры входит эстетическое воспитание, один из ее универсальных аспектов. Основная функция эстетического воспитания формирование эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение имеет эмоциональную природу, являясь продуктом исторического развития общества в сфере материальной и духовной деятельности человека.
3. Методика воспитания эстетической культуры личности
Понятие и значение Эстетической Культуры Определение 1 Эстетическая Культура – это способность.
В основе Эстетической Культуры лежит Эстетический вкус, т. е. навыки человеческой личности понимать и.
Развитие Эстетической Культуры реализуется на следующих уровнях: Индивидуальный уровень Эстетической.
Социальный уровень Эстетической Культуры.
Развитие Эстетической Культуры личности Формирование Эстетической Культуры личности реализуется в ходе
4. Проблема эстетической игры в культуре
Цель статьи — показать значимость и творческую актуальность понятия «эстетической игры» в истории культуры. Особое внимание уделяется проявлению игрового начала в художественной культуре ХХ века и в мировоззрении постмодернизма.
Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!
- ? Напиши термин ✍️ Выбери определение из предложенных или загрузи свое ? Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины, с помощью удобных и приятных карточек
Нужна помощь с работой?
Более 1 000 000 студентов получили ответ на свой вопрос. Эксперты Автор24 помогут и тебе!
Научные статьи на тему «Эстетическая культура»
Задачи Эстетического воспитания во время занятий физической Культурой Интерес к прекрасному у человека.
Тем самым физическая Культура и спорт выступают как одно из средств Эстетического воспитания личности.
Средства и методы Эстетического воспитания в процессе занятий физической Культурой К средствам Эстетического.
Компоненты Эстетического воспитания в процессе занятий физической Культуры К основным компонентам Эстетического.
Устойчивая Эстетическая оценка критериев проявления прекрасного в физической Культуре и спорте.
Статья посвящена анализу сущности эстетической культуры и ее содержательного аспекта. Выявлено, что в структуру эстетической культуры входит эстетическое воспитание, один из ее универсальных аспектов. Основная функция эстетического воспитания формирование эстетического отношения к действительности. Эстетическое отношение имеет эмоциональную природу, являясь продуктом исторического развития общества в сфере материальной и духовной деятельности человека.
Эстетическое отношение имеет эмоциональную природу, являясь продуктом исторического развития общества в сфере материальной и духовной деятельности человека.
12.11.2019 4:06:33
2019-11-12 04:06:33
Источники:
Https://spravochnick. ru/definitions/esteticheskaya-kultura/
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СИСТЕМА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ — Современные проблемы науки и образования (сетевое издание) » /> » /> .keyword { color: red; }
Эстетическая физкультураСетевое издание Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 Перечень ВАК ИФ РИНЦ 0,940
Эстетическая физкультура
В представленной статье авторы рассуждают о соотношении понятий «эстетическая культура» и «эстетическое воспитание» личности. Так, они полагают, что понятие «эстетическая культура» можно рассматривать как системное образование, имеющее сложный и многообразный состав. Ядром эстетической культуры является искусство. А важнейшей сферой эстетической культуры общества является единая система эстетического воспитания личности. Вместе с тем авторы утверждают, что в процессе эстетического воспитания человек начинает ориентироваться в мире эстетических ценностей в соответствии с представлениями данного конкретного общества. Развивая эту мысль, авторы данной научной публикации обращаются к комментариям известных ученых-педагогов и сопоставляют их высказывания. Исходя из этого, они справедливо полагают, что система эстетического воспитания – это специфический процесс, представляющий собой целый комплекс педагогической деятельности, направленный на решение объективных и субъективных тенденций развития личности. Также авторы предлагают основные методы и формы эстетического воспитания личности. И в данном контексте они руководствуются фундаментальными трудами Бабанского Ю. К., который рассматривал вопросы эстетического воспитания и связывал это напрямую с деятельностью педагога, направленной на формирование эстетических вкусов, взглядов и представлений личности. Вместе с этим представлены важные компоненты эстетической культуры личности, которые, по мнению Ю. К. Бабанского, одновременно могут выступать в качестве критериев эстетической воспитанности. В заключение, подводя итог сказанному, авторы пришли к выводу, что в содержательном аспекте эстетическое и художественное воспитание не являются идентичными понятиями.
1. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие: учебник и практикум / Е. А. Дубровская, С. А. Козлова, З. А. Гриценко [и др.] / под ред. Е. А. Дубровской. М.: Юрайт, 2016. 186 с.
3. Каган М. С. Эстетическое и художественное воспитание в социалистическом обществе. Л.: Знание, 1984. С. 20-30.
6. Амиржанова А. Ш., Головачева Н. П. Искусство как средство художественного воспитания личности (на примере студентов дизайнеров) // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 7. С. 5-11.
7. Верб М. А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников. Л.: ЛГПИ, 1980. С. 61-77.
10. Смирнов В. И. Теория и методика воспитания. Часть III. Гуманистические воспитательные системы: учебное пособие. Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2012. 348 с.
11. Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа. Детство-Пресс, 2011. 180 с.
Эстетическая культура является важной и неотъемлемой составной частью культуры любого общества. Под ней принято понимать совокупность эстетических ценностей, существующих в обществе, а также способы и средства их создания и овладения ими. Одним из важнейших элементов эстетической культуры принято считать искусство в его многообразных видах и процессах его создания и восприятия.
Актуальность темы связано с тем, что в современном мире эстетическая культура рассматривается как специализированная часть общей культуры и характеризует общество с точки зрения способности обеспечивать развитие искусства и формировать эстетическое отношение к нему и к другим эстетическим ценностям. Вместе с тем эстетическая культура может быть представлена как многогранное системное образование, включающее в себя ряд сложных и многообразных тенденций. Поэтому в оценке эстетической культуры может выступать эстетическое отношение и совокупность эстетических ценностей, например природа и соответствующее эстетическое отношение к ней [1, с. 14].
Цель исследования: анализ и рассмотрение особенностей эстетической культуры и эстетического воспитания личности.
Материалы и методы исследования. Ядром эстетической культуры является культура художественная, или искусство. В результате художественной деятельности в произведении искусства объективируются эстетические и художественные ценности, господствующие в обществе. В состав эстетической культуры входят разные виды художественно-творческой деятельности – это народное творчество, разного рода дизайнерская деятельность, в том числе организация и эстетическая разработка предметно-пространственной среды. На сегодняшний день особое место в эстетической культуре принадлежит эстетике производства, т. е. дизайну и эстетике труда.
Таким образом, в центре внимания становятся комплексы, возникшие на границе экологии и эстетики. В результате этого взаимодействия возникло новое направление – это экологическая эстетика. Не менее важным звеном эстетической культуры стали различные виды средства массовой информации – это различная печатная продукция, телевидение и радио, не только осуществляющие функцию, связанную с трансляцией художественных ценностей, но и создающие постоянно действующую информационно-эстетическую среду, связывающую, в свою очередь, эстетические отношения с идейно-политическими. В итоге это может оказать немаловажное влияние на формирование и развитие ценностной ориентации зрителей, читателей, слушателей. Также значительное место в создании эстетической среды принадлежит современным электронным средствам Интернета.
Итак, что же касается эстетической культуры общества, то, на наш взгляд, важнейшей ее сферой является целостная система эстетического воспитания личности, т. к. эстетическая культура характеризует не только общество, но и индивида данного общества. И для того, чтобы стать носителем, субъектом эстетической культуры, каждый человек должен освоить сложившуюся до него систему эстетических отношений и ценностей [2, с. 89].
Возможным это может быть посредством эстетической деятельности, как части эстетического воспитания. М. С. Каган отмечал необходимую продолжительность периода эстетического воспитания личности: «Сложность процесса приобщения к культуре требует относительно длительного периода – детства, отрочества, юности…» [3]. Формирование эстетической культуры в раннем детстве наиболее оптимально начинать в процессе восприятия эстетической выразительности и красоты природы и творений человеческих рук. Красота или прекрасное – является важнейшей категорией эстетической культуры, теории и практики эстетического воспитания. В наиболее общем виде эстетическое воспитание можно понимать как формирование у человека эстетического отношения к действительности, в том числе и к искусству [4, с. 21].
Принято считать, что в процессе эстетического воспитания человек начинает ориентироваться и понимать эстетический идеал, художественную силу искусства в соответствии с представлениями того общества, где он живет. По-другому можно судить о приобщении личности к эстетическому идеалу и опыту, когда речь идет о народной традиции, пришедшей к нам из глубины веков. В данном случае стоит обратить внимание на особый – духовный характер приобщения человека к эстетическим ценностям произведений народного искусства.
В процессе эстетического воспитания личности важными аспектами являются: процесс формирования и развития эстетического восприятия, способность к сопереживанию, приобретение эстетического идеала и формирование эстетического вкуса, возникает качественная потребность в создании прекрасных творений, причем не только в сфере искусства, но и в трудовой деятельности, в быту, в отношениях, в поступках людей и их поведении [5, с. 49].
Суть эстетического воздействия на личность заключается в том, что оно способно вызвать тончайшие переживания, чувства радости, восторга, глубокого душевного волнения. Таким образом, красота и эстетическая выразительность действительности воздействуют на эмоциональную сферу человека, совершенствуют и развивают ее.
Сущностью же эстетического воспитания является овладение каждой отдельной личностью эстетической культурой общества, ориентация в мире эстетических ценностей, развитие способности восприятия прекрасного и выразительного во всех сферах человеческого бытия.
Что же касается ориентации в мире эстетических ценностей, то в воспитании личности данный аспект напрямую связан с формированием и развитием эстетического вкуса. В том случае, когда речь идет об анализе произведений искусств, то правомерно, что эстетический вкус может быть конкретизирован как художественный. Бытует мнение, что критерий оценки эстетического вкуса может иметь субъективный характер, поэтому часто может быть представлен на интуитивном уровне [6, с. 7]. Если речь идет об эстетическом вкусе, то спор в этом случае не только оправдан, но и необходим. Обоснование эстетической предпочтительности с точки зрения субъективного вкуса в результате сопоставления с общепринятым эстетическим идеалом дает более объективную оценку любому эстетическому объекту.
Что касается понятия «эстетический идеал», то его можно определить как вид «эстетического отношения», и с позиции конкретного общества он может выступать как образ должный и желаемый. Сущность же эстетического идеала может выражать его гуманистический и общечеловеческий аспект. По отношению человека к миру, по его собственным поступкам и реакции на поступки других людей, поведению и деятельности можно судить о том, каким идеалом человек руководствуется. Выразить эстетический идеал, объективировать его идеальные черты, материализовать его и тем самым предоставить возможность другим воспринимать его – это можно лишь в произведении искусства. Эстетический идеал в творческом, художественном процессе представлен образами героев произведений искусства, в которых сосредоточены те или иные идеальные черты, которым автор отдает свое предпочтение. Эстетические идеалы, культивируемые в обществе в разные времена и эпохи, в разных странах, в различных стилях и направлениях искусства, также были весьма различны, а порой и противоположны в идеализируемых качествах.
По мнению М. С. Кагана, процессы, связанные с воспитанием личности, могут быть представлены как некий способ влияния культуры общества на культуру самой личности. Таким образом, воспитание личности может быть представлено как процесс, состоящий из трех сфер, оказывающих активное влияние на личность. Первая сфера, имеющая непреднамеренный характер, порой стихийный – это влияние на жизненные условия личности среды, которая окружает человека, и условий его быта. Вторая сфера, имеющая специфический характер – это прямое воздействие на человека, который, в свою очередь, желает сформировать личность ребенка по заданной модели: это присуще родителям, учителям и т. д. Третья сфера может быть применима только в определенной возрастной категории, на основе развитого интеллектуального сознания и воли – это самовоспитание. Все вышесказанное можно применить в эстетическом воспитании личности, в художественном, и в том числе к некоторым конкретным видам деятельности. М. С. Каган в своих теоретических трудах определял это как процесс трансформации эстетической культуры общества в эстетическую культуру личности [3].
Развивая эту мысль, М. А. Верб указывает, что индивидуальная эстетическая культура складывается из трех взаимодействующих, взаимообогащающих компонентов: эстетического сознания, эстетических чувств, эстетических способностей. Автор в своем исследовании доказал, что формирование эстетического сознания, эстетических взглядов, вкусов, потребностей, идеалов осуществляется несколькими путями. Первый путь – знакомство личности с основами научных знаний по эстетике, развитие художественного кругозора. Второй путь – осмысление, систематизация и анализ личного эстетического опыта, сопоставление прекрасного и безобразного, формирование самостоятельных эстетических суждений и оценок. Третий путь – создание специальных воспитательных ситуаций, способствующих дать правильную оценку произведениям искусства, определить их эстетический идеал и выработать в дальнейшем свои эстетические убеждения [7].
Вместе с тем, руководствуясь мнением М. А. Верба, – воспитание эстетических чувств требует иной методики. Здесь главное – руководство непосредственными впечатлениями, показ образцов, тренировка глаза и уха, создание условий для ярких коллективных и индивидуальных переживаний. Именно такой путь выбрал, создавая свою программу художественного образования, Б. М. Неменский [8, с. 89]. Развитие эстетических чувств М. А. Верб предлагает начать с наблюдения природы, потом переходить к восприятию произведений искусства и собственному процессу художественного творчества [7]. От эмоционального отклика на звуки, формы, цвета необходимо вести личность к глубоким нравственно-эстетическим переживаниям и постижению таких душевных состояний, как чувство прекрасного, возвышенного.
Формирование эстетических способностей, в том числе и художественно-творческих, базируется на диагностике индивидуальных задатков личности, на создании положительных стимулов для эстетической и художественной деятельности. Что же касается методов эстетического воспитания личности, то к ним с полным правом можно отнести: анализ произведений искусства или эстетических объектов, решения ряда эстетических задач, упражнений, поощрения и др. Формы эстетического воспитания – это беседы и лекции, кинолектории, тематические вечера, дискуссии и коллоквиумы по истории искусств, встречи, «круглый стол», мастер-класс с художниками, конкурсы молодых дизайнеров и т. д.
Итак, Ю. К. Бабанский, занимаясь вопросами эстетического воспитания, рассматривал этот аспект как деятельность преподавателя, направленную на формирование эстетических вкусов, взглядов и представлений личности, потребности нести прекрасное в жизнь. Наряду с этим он высказывал мнение, что эстетическое воспитание личности – есть процесс, имеющий целенаправленный характер, где принимают совместное участие педагог и его воспитанники. И эта деятельность в конечном счете может быть использована в решении важной педагогической проблемы – в процессе воспитания эстетической культуры личности, в частности:
– умение проявлять эмоциональные чувства и отзывчивость на такие критерии, как: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое во всех сферах жизни и искусства;
– обладать эстетическим восприятием и эстетическим идеалом, а также умением оценивать художественные достоинства произведений искусства;
– проявлять глубокий интерес и уважение к народной традиции, понимать и распознавать основные тенденции современного искусства;
– проявлять и совершенствовать свой творческий потенциал, а также интерес к эстетическому освоению мира;
– проявлять свою причастность в творческом процессе, в художественной деятельности, а также активно участвовать в создании прекрасного;
– проявлять стремление гармонично воспринимать жизненные позиции, с точки зрения закона красоты, а также стремиться утверждать эстетические идеалы в отношениях, поступках, в труде и т. д. [9].
Представленные компоненты эстетической культуры личности, по мнению Ю. К. Бабанского, одновременно могут выступать как критерии эстетической воспитанности. Если личность удовлетворяет большинству принятых показателей, то уровень его эстетического развития можно считать достаточно высоким. Для среднего уровня необходимо иметь хотя бы половину указанных критериев. Соответственно низкий уровень характеризуется почти полным отсутствием указанных эстетических проявлений.
Результаты исследования и их обсуждение. Таким образом, следует отметить, как важно сформировать положительно направленный эстетический идеал в современных условиях, когда влияние на эстетические предпочтения развивающейся личности в значительной мере оказывает агрессивная среда (реклама, телевидение, киноиндустрия), не всегда соответствующая идеям гуманизма и высокой нравственности.
Мировоззренческие аспекты художественного образования, в том числе формирование эстетических взглядов, художественного кругозора, эстетического идеала, в постсоветском периоде полностью ложатся на плечи педагога как в высшей школе, так и в общеобразовательной среде.
Со времени переустройства нашего общества нам вполне определенно продемонстрировали тот факт, насколько были утрачены прежние эстетические и художественные идеалы искусства. Жесткая, порой неблагоприятная социальная среда значительно изменила полярность взглядов. Социальные болезни переходного периода нашли выразительное отражение в картинах многих российских художников. Ушли в прошлое «герои нашего времени» советской эпохи. На современном этапе проблема положительного идеала в искусстве, в том числе изобразительном, полностью не решена. Вместе с чрезмерной социализацией и идеализацией образов советской тематики постепенно из художественного сознания подрастающего поколения ушли в прошлое героический пафос, патриотизм, гражданственность – качества, свойственные искусству той эпохи [10, с. 138].
Эстетический идеал — наиболее общее и цельное представление человека о прекрасном в природе, обществе и самом человеке, которое воспринимается как цель. Ему присущи не только образцово-нормативные признаки, но и социально-побудительные. Таким образом, наличие у подрастающего поколения представления об идеальном в различных проявлениях ведет к активизации творческой деятельности, направленной на достижения этого идеала. Специфический чертой эстетического идеала является его образность, имеющая эмоционально-чувственный и визуально-конкретный характер. Эстетический идеал как важнейший элемент структуры художественного мировоззрения формируется на протяжении достаточно длительного времени и не является окончательно оформленным образованием. Он меняется в течение всей жизни человека, но в главных, концептуальных приоритетах остается достаточно последовательным.
Формирование положительно ориентированного идейно-эстетического идеала в настоящее время по-прежнему связано с активным введением в содержание преподавания дисциплин по искусству регионального, художественно-культурного компонента. Возрождение национального самосознания, патриотизма, высокой нравственности, духовности наиболее оптимально начинать в общеобразовательной и художественной школе на примерах изображения малой родины, края, города или села, в котором проживает ребенок. Затем изучение истории и культуры родного края, традиции народов, его населяющих, способствует формированию в художественно-творческой деятельности такого идеала, в котором современный взгляд на жизнь проецируется на опыт и мудрость предшествующих поколений [11, с. 112].
Выводы
Резюмируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что приобщение личности к эстетической культуре, именно в силу того, что искусство является ядром этой культуры, осуществляется через воспитание средствами искусства. Эстетическое и художественное воспитание в содержательном аспекте не являются понятиями идентичными. Эстетическое воспитание, как зачастую можно встретить в специальной литературе, нельзя сводить только к формированию отношения личности к искусству.
Эстетическое сознание, эстетические чувства, эстетическая деятельность как результаты эстетического воспитания относятся к самому широкому кругу окружающих человека явлений, предметов, процессов, в том числе и к искусству. Художественное воспитание – это только формирование отношения человека к искусству, формирование его способностей любить и понимать искусство, заниматься художественно-творческой деятельностью. А в искусстве, в свою очередь, отражаются не только эстетические, нравственные, но также политические и религиозные взгляды личности.
Так, они полагают, что понятие эстетическая культура можно рассматривать как системное образование, имеющее сложный и многообразный состав.
04.10.2017 6:35:22
2017-10-04 06:35:22