Таблица 1
Информация о тексте для сжатого изложения |
|
№ абзаца |
Микротема |
1 |
От чего зависит судьба? Можно ли её изменить? Эти вопросы издавна волновали человечество, и уже древние греки подозревали, что человек может повлиять на ход своей жизни. |
2 |
Случай играет определённую роль в формировании судьбы, но то, как человек воспользовался случаем, зависит от его собственного выбора. |
3 |
Наша судьба — это не роковое предопределение и не случайность, а результат нашего выбора, обусловленного прежде всего нашим характером. |
Таблица 2
№ |
Критерии оценивания сжатого изложения |
Баллы |
ИК1 |
Содержание изложения (см. таблицу 1) |
|
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив Все Важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. |
2 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, Но Упустил или добавил 1 микротему. |
1 |
|
Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, Но Упустил или добавил более 1 микротемы. |
0 |
|
ИК2 |
Сжатие исходного текста |
|
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. |
3 |
|
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. |
2 |
|
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. |
1 |
|
Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. |
0 |
|
ИКЗ |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
Окончание табл.
№ |
Критерии оценивания сжатого изложения |
Баллы |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, Но Допущена 1 логическая ошибка, И/или В работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, НО Допущено более 1 логической ошибки, И/или Имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1—ИКЗ |
7 |
Часть 3
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ С2
Ответ на задание С2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
Таблица 3
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) |
Баллы |
CtKl |
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет. |
2 |
|
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса. |
1 |
Продолжение табл. 3
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) |
Баллы |
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, Или Тезис не доказан, Или Дано рассуждение вне контекста задания, Или Тезис доказан на бытовом уровне. |
0 |
|
CiK2 |
Наличие примеров-аргументов |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента Из текста, верно указав их роль в тексте. |
3 |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента Из текста, Но Не указал их роль в тексте, Или Привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, Или Привёл 1 пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте. |
2 |
|
Экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент Из тек — ста, не указав его роль в тексте. |
1 |
|
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, Или Экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста. |
0 |
|
CtK3 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2
|
Окончание табл. 3
№ |
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2) |
Баллы |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью. изложения, Но Допущена 1 логическая ошибка, И/или В работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но Допущено более 1 логической ошибки, И/или Имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
С! К4 |
Композиционная стройность работы |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. |
2 |
|
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, Но Допущена 1 ошибка в построении текста. |
1 |
|
В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1—С1К4 |
9 |
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (CjKl— СгК4; ГК1—ГК4, ФК1).
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (см. таблицу 4).
Таблица 4
№ |
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого |
Баллы |
ГК1 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет, Или Допущено не более 1 ошибки. |
2 |
|
Допущено 2—3 ошибки. |
1 |
|
Допущено 4 и более ошибок. |
0 |
|
ГК2 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет, Или Допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3—4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 и более ошибок. |
0 |
|
ГКЗ |
Соблюдение грамматических норм |
|
Грамматических ошибок нет, Или Допущена 1 ошибка. |
2 |
|
Допущено 2 ошибки. |
1 |
|
Допущено 3 и более ошибок. |
0 |
|
ГК4 |
Соблюдение речевых норм |
|
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. |
2 |
|
Допущено 3—4 ошибки. |
1 |
|
Допущено 5 и более ошибок. |
0 |
|
ФК1 |
Фактическая точность письменной речи |
|
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. |
2 |
|
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. |
1 |
|
Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов. |
0 |
|
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1—ГК4 |
10 |
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ
При оценке грамотности (ГК1—ГК4) следует учитывать Объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 4 нормативы применяются для проверки и оценки Изложения и сочинения, Суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём Сочинения и изложения Составляет 70—139 слов, то по каждому из критериев ГК1—ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 — 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГК2 — 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;
ГКЗ — 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;
ГК4 — 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в Изложении и сочинении В целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1—ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только Один Вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1—ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
— если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 4;
— если в работе 70—139 слов, то по каждому из критериев ГК1—ГК4 не ставится более 1 балла (см. выше);
— если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1—ГК4 оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, Которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, — 42.
За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале.
Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 17 баллов (от 0 до 17) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 18 и не более 27 баллов (от 18 до 27) за выполнение всех частей экзаменационной работы;
Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 28 и не более 36 баллов (от 28 до 36) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 4 баллов за грамотность (критерии ГК1—ГК4). Если по критериям ГК1—ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».
Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 37 и не более 42 баллов (от 37 до 42) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее 6 баллов за грамотность (критерии ГК1—ГК4). Если по критериям ГК1—ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
[*] Борис Александрович Алмазов — Советский и российский писатель, педагог, 20 лет проработавший в школе. Самые известные повести о детях и подростках — это «Самый красивый конь», «Деревянное царство», «Посмотрите — я расту».