При выполнении заданий 1—22 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.
Позже других методов биологических исследований возник метод
1) наблюдения
2) сравнения
Ответ:
Кто первый обнаружил клетки в срезе пробки и впервые применил термин «клетка»?
1) Роберт Гук
2) Антони ван Левенгук
3) Маттиас Шлейден и Томас Шванн
4) Рудольф Вирхов
Ответ:
3)
В 4) Г
Тело у представителей отдела Моховидные представлено
1) стеблем, листьями и корнем
2) стеблем, листьями и ризоидами
3) стеблем, корнем и ризоидами
4) листьями, корнем и ризоидами
Ответ:
Какой орган брюхоногого моллюска обозначен на рисунке под номером 5?
1) печень
2)сердце
3) жабры
4) желудок
Ответ:
К млекопитающим НЕ относятся
1) клоачные
2) сумчатые
3) плацентарные
4) веслоногие Ответ:
8 Укажите НЕВЕРНОЕ утверждение. У человека, как и у всех плацентарных,
1) имеется матка
2) питание плода осуществляется через плаценту
3) зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные
4) на передних конечностях первый палец противопоставлен остальным
Ответ:
9 За равновесие и координацию движений отвечает… мозг.
1) задний
2) средний
3) промежуточный
4) передний
Ответ:
12 Малый круг кровообращения человека начинается в
1) правом желудочке 3) правом предсердии
2) левомжелудочке 4) левом предсердии
Ответ: 13 Для переваривания какой группы веществ необходима липаза?
3) Белков
4) нуклеиновых кислот
14 При недостатке в организме человека витамина D развивается
1) Куриная слепота
2)анемия
Ответ: 15 Возможность ориентироваться в пространстве обеспечивает
2) центральное зрение
3) периферическое зрение
4) бинокулярное зрение
4)аккомодация
Ответ:
17 Как человек может заразиться дизентерийной амёбой?
1) через рану на коже
2) при укусе больным животным
3) выпив некипячёную воду из стоячего водоёма
4) съев непрожаренное мясо
Ответ:
Взаимоотношения между лосями и белками в лесу — это пример
1) нейтрализма
2) комменсализма
3) конкуренции
4) паразитизма Ответ:
Зелёные растения в экосистеме являются
1) продуцентами
2) консументами первого порядка
3) консументами второго порядка
4) редуцентами
Ответ:
20 Изучите график (см. с. 296) зависимости частоты встречаемости того или иного значения урожайности пшеницы на экспериментальных делянках (по оси Х отложена урожайность пшеницы в кг, а по оси У — частота признака). Реже всего урожайность пшеницы составляла
1) 36 кг
2) 40 кг
3) 45 кг
4) 36 и 45 кг
Ответ:
21 Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.
Объект |
Процесс |
Тестостерон |
Стимулирует развитие вторичных половых признаков, характерных для мужчин |
Стимулирует развитие вторичных половых признаков, характерных для женщин |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) эстрадиол 3) инсулин
2)тироксин 4)адреналин
Ответ:
22 Верны ли следующие суждения о природных ресурсах?
А. Нефть, газ, каменный уголь относятся к невозобновимым природным ресурсам.
Б. Биологические ресурсы относятся к возобновимым природным ресурсам.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответом к заданиям 23—28является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.
Какие процессы пищеварения происходят в желудке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обработка пищи желчью
2) обработка пищи соляной кислотой
3) расщепление белков пепсином
4)расщепление белков трипсином
5) всасывание аминокислот
6) всасывание алкоголя
Ответ:
Известно, что майский жук — представитель отряда Жуки.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящихся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Имеет 2 пары крыльев: передние жёсткие надкрылья и задние летательные перепончатые крылья.
2) Ротовой аппарат грызущий.
3) Сосут нектар цветков.
4) Личинки развиваются в почве.
5) Личинки называются гусеницами.
6) Личинки производят шёлковую нить.
Ответ:
25 Установите соответствие между видами плодов и консистенцией околоплодника: к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
КОНСИСТЕНЦИЯ ОКОЛОПЛОДНИКА
1) сухой плод
2) сочный плод
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Установите последовательность расположения органов пищеварения у дождевого червя. Запишите цифры в правильной последовательности в таблицу.
1) зоб
2) пищевод
3) желудок
Ответ:
Вставьте в текст «Профаза I (профаза первого мейотического деления)» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) перенесите в таблицу.
ПРОФАЗА I (ПРОФАЗА ПЕРВОГО МЕЙОТИЧЕСКОГО
ДЕЛЕНИЯ)
В профазе первого мейотического деления происходят процессы, аналогичные процессам профазы митоза. Кроме того, гомологичные хромосомы, каждая из которых содержит по две(А),
сближаются и «слипаются» друг с другом. Название этого процесса — (Б). При этом происходит обмен участков гомологичных хромосом —(В) (или перекрёст хромосом), то есть обмен наследственной информацией. После конъюгации гомологичные (Г) отделяются друг от друга.
Перечень терминов:
1) кроссинговер
2) мутация
3) конвергенция
4) Конъюгация
Рассмотрите рисунок (схему строения) участка эпителия тонкого кишечника.
Выберите характеристики, соответствующие его строению и функциям, по следующему плану: количество слоёв клеток; тип эпителия; наличие ресничек и микроворсинок; функции; количество межклеточного вещества.
1) однослойный
2) многослойный
1) плоский
2) кубический
3) цилиндрический
4) многорядный реснитчатый эпителий
В. Наличие ресничек и микроворсинок
1) без ресничек и микроворсинок
2) с ресничками
3) с микроворсинками
Г. Функции
1) всасывания
2) секреция
3)экскреция
4) газообмен
5) моторная
Д. Количество межклеточного вещества
1) с тонким слоем межклеточного вещества между эпителием и соединительной тканью
2) без слоя межклеточного вещества между эпителием и соединительной тканью
3) с большим количеством межклеточного вещества внутри эпителия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Часть 2
Для ответов на задания 29—32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т. д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задание 29.
Бактерии размножаются бесполым путём при помощи деления клетки с образованием перетяжек или перегородок, реже почкованием. Этим процессам предшествует удвоение кольцевой молекулы ДНК. Кроме того, для бактерий характерен половой процесс — конъюгация. При конъюгации по специальному каналу, образующемуся между двумя клетками, фрагмент ДНК одной клетки передаётся другой клетке, то есть изменяется наследственная информация, содержащаяся в ДНК обеих клеток. Поскольку количество бактерий при этом не увеличивается, для корректности используют понятие «половой процесс», но не «половое размножение».
29 Используя содержание текста «Размножение бактерий», ответьте на следующие вопросы.
1) Почему применительно к конъюгации бактерий более корректно использовать понятие «половой процесс», а не «половое размножение»?
2) Почему процесс является половым?
3) Почему невозможно существование бактерий, у которых есть только конъюгация, но нет деления клеток?
30 Пользуясь таблицей 1 «Происхождение основных домашних животных», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
Таблица 1
Происхождение основных домашних животных
Вид |
Дикий предок |
Первичный центр одомашнивания |
Время одомашнивания, тыс. лет назад |
Собака |
Волк |
Европа, Передняя Азия, Северная Азия (Сибирь), Восточная Азия |
15-10 |
Корова |
Typ |
Малая Азия, Европа, Северная Африка |
8-6 |
Лошадь |
Тарпан |
Евразия |
6-5 |
Кошка |
Дикая кошка |
Северная Африка (Египет), Ближний и Средний Восток |
5,5-5 |
Пчёлы |
Дикие пчёлы |
Центральная Африка, Южная Азия |
5 |
Кролик |
Дикий кролик |
Европа |
3 |
1) Какое из животных было одомашнено раньше других?
2) Диким предком какого животного был тарпан?
3) Почему пчёл не используют на севере Евразии?
Рассмотрите таблицы 2,3 и выполните задания 31 и 32.
Таблица 2
Таблица энергетической и пищевой ценности продукции кафетерия
Блюда и напитки |
Энергетическая ценность (ккал) |
Белки (г) |
Жиры (0 |
Углеводы (0 |
Сложный горячий бутерброд со свининой (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, свинина) |
425 |
39 |
33 |
41 |
Сложный горячий бутерброд с ветчиной (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, ветчина) |
380 |
19 |
18 |
35 |
Сложный горячий бутерброд с курицей (булочка, майонез, салат, помидор, сыр, курица) |
355 |
13 |
15 |
42 |
Омлет с ветчиной |
350 |
21 |
14 |
35 |
Салат овощной |
60 |
3 |
0 |
10 |
Салат Цезарь (курица, салат, майонез, гренки) |
250 |
14 |
12 |
15 |
Картофель по-деревенски |
315 |
5 |
16 |
38 |
Маленькая порция картофеля фри |
225 |
3 |
12 |
29 |
Мороженое с шоколадным наполнителем |
325 |
6 |
11 |
50 |
Вафельный рожок |
135 |
3 |
4 |
22 |
Сладкий газированный напиток |
170 |
0 |
0 |
42 |
Апельсиновый сок |
225 |
2 |
0 |
35 |
Окончание табл.2
Блюда и напитки |
Энергетическая ценность (ккал) |
Белки (г) |
Жиры (г) |
Углеводы (0 |
Чай без сахара |
0 |
0 |
0 |
0 |
Чай с сахаром (две чайные ложки) |
68 |
0 |
0 |
14 |
Таблица 3
Энергозатраты при различных видах физической активности
Виды физической активности |
Энергетическая стоимость |
Прогулка — 5 км/ч; езда на велосипеде — 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; гребля народная |
4,5 ккал/мин |
Прогулка — 5,5 км/ч; езда на велосипеде — 13 км/ч; настольный теннис |
5,5 ккал/мин |
Ритмическая гимнастика; прогулка — 6,5 км/ч; езда на велосипеде — 16 км/ч; каноэ — 6,5 км/ч; верховая езда — быстрая рысь |
6,5 ккал/мин |
Роликовые коньки — 15 км/ч; прогулка — 8 км/ч; езда на велосипеде — 17,5 км/ч; бадминтон — соревнования; большой теннис — одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах; водные лыжи |
7,5 ккал/мин |
Бег трусцой; езда на велосипеде — 19 км/ч; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в воде |
9,5 ккал/мин |
31 Каждое утро Артё*м бегает трусцой в течение часа с четвертью. Какой заказ надо сделать Артёму днём в ресторане быстрого питания, чтобы компенсировать энергозатраты тренировки, отдавая предпочтения блюдам с высоким содержанием белков и овощным блюдам?
Учтите, что Артём обязательно закажет апельсиновый сок и чай с сахаром (две чайные ложки). Также учтите, что Артём не ест свинину.
В ответе укажите энергозатраты тренировки, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество белков в нём.
32 Почему Артём заказывает и апельсиновый сок, и чай с сахаром? Укажите не менее двух аргументов.