Рубрики
ЕГЭ по Истории

Освобождение Руси от ордынской зависимости, завершение дли­тельного процесса объединения земель и образование…

Освобождение Руси от ордынской зависимости, завершение дли­тельного процесса объединения земель и образование единого государ­ства, укрепление центральной власти, внешнеполитические успехи России — все это нашло отражение в русской культуре XVI в.

В начале XVI в. в послании Василию III (1505-1533) монах Фило­фей обосновал идеологическую формулу московского самодержавия — «Москва — Третий Рим». Москва была названа преемницей Византии, духовным оплотом православия. Государь всея Руси отныне мыслился как преемник византийских императоров.

Важнейшие события, происходившие в стране и за ее пределами, нашли отражение в исторических песнях и сказаниях (о взятии Каза­ни, о гневе Ивана Грозного на сына и др.).

Продолжалось летописание. По инициативе Ивана IV был состав­лен Лицевой летописный свод — история человечества от сотворения мира, включавшая его собственное царствование (до 60-х гг. XVI в.).

Митрополитом Макарием были собраны Великие Минеи Четьи. Четьи — это церковные рукописные книги, предназначенные для нази­дательного чтения; Минеи — сборники, в которых сочинения располо­жены по месяцам, а внутри — по дням).

Макарий задумал составить Минеи Четьи, в которых православ­ный читатель мог найти произведение, именно сегодня рекомендован­ное к прочтению. В сборники вошли жития и поучения, повести и ска­зания, монастырские уставы и исторические сочинения. Объем труда поразил современников: это были 12 (по числу месяцев) томов, более 14 тысяч листов, 28 тысяч страниц большого формата, густо исписан­
ных четким почерком. Для XVI в. этот сборник считался грандиозным, как и само его составление.

C именем сподвижника Ивана IV священника Сильвестра связа­но составление «Домостроя* — своего рода энциклопедии быта XVI в. В основе «Домостроя» — накопленный поколениями опыт по ведению хозяйства, воспитанию детей, взаимоотношениям в семье.

XVI век — время расцвета Публицистики. Служилый человек И. С. Пересветов в своих работах размышлял о смысле и правде жизни, рассуждал о сильной государственной власти, создал образ идеального правителя. Эта же тема присутствует в переписке царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского — выдающемся литературном памятнике XVI столетия. В письмах Андрею Курбскому Грозный царь выводит свою формулу деспотизма в ответ на обвинения Курбским Ивана IV в опалах и казнях.

При Иване IV в России появилось Книгопечатание.

В центре Москвы, на улице Никольской, которую много веков москвичи называли улицей про­свещения, в 1553 г. открылась ти­пография (впоследствии Москов­ский Печатный двор). В 1564 г. Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец выпустили здесь печатную книгу «Апостол». Это первая точно датированная печат­ная книга в России. За Иваном Фе­доровым закрепилась известность и слава первого русского книгопе­чатника. В 1565 г. им был издан « Часослов ».

В живописи Второй половины XV — начала XVI в. проявился та­лант художника Дионисия (фрески и иконостас храма Рождества Бого­родицы в Ферапонтовой монастыре под Вологдой). Дионисий работал в Успенском соборе Московского Кремля, в Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях.

В XVI в. специальность Зодчего становится почетной, что было связано с возросшими масштабами Каменного строительства. Зодчих называли «государевыми мастерами». В Москве в конце XVI в. зодчий Федор КоньВозвел стены и башни Белого города (в пределах современ­ного Бульварного кольца).

В 1532 г. в селе Коломенском — подмосковной резиденции вели­ких князей — была построена церковь Вознесения Господня. Принято считать, что возведение церкви связано с большой радостью в велико­княжеской семье. Брак Василия III с Соломонией Сабуровой длился 20 лет и оказался бездетным. И Васи­лий III отважился на невиданный шаг — запросил у церкви развода. В новом браке — с молодой литовской княжной Еленой Глинской надежды Василия III на рождение сына сбы­лись; 1530 год был ознаменован появ­лением на свет Ивана IV Васильевича (впоследствии названного Грозным).

Церковь Вознесения в Коломен­ском стала одним из первых каменных храмов, построенных в шатровом сти­ле. Шатер —Верхняя часть храма —напоминает устремленную ввысь пирамиду, увенчанную небольшой гла­вой. Основанием для шатра служил восьмигранный ярус (восьмерик), который, словно спускаясь на кокошники, прочно устанавливался на четверике — основном объеме храма. C подклета устремляются к земле крытые лестницы — галереи. Расположившись на высоком правом бе­регу Москвы-реки, белоснежный храм был виден издалека и поражал современников «высотою и красотою и светлостию».

Недалеко от Коломенского в подмосковном селе Дьяково была по­строена церковь Иоанна Предтечи (середина XVI в.).

В 1552 г. состоялся победоносный поход 150-тысячного русского войска на Казанское ханство. В честь взятия Казани в Москве на Крас­ной площади зодчие Постник и Барма воздвигли храм Покрова Пресвя­той Богородицы (Покрова что на Рву)[I]. Как и церковь Вознесения в селе Коломенском, Покровский собор (точнее — центральная его башня) по­строен в шатровом стиле (см. илл. на с. 158).

Девять башен-церквей расположились вокруг центрального шат­ра. Опоясывает шатер галерея, которая соединяет своеобразные в своей индивидуальности церкви в гармоничное неповторимое единство. Пер­воначально храм был выполнен в сочетании двух цветов — красного и белого, что придавало его внешнему облику праздничность и наряд-, ность (многоцветным он стал в XVII в.). Более четырех с половиной сто­летий (а строили храм в 1555-1561 гг.) он напоминает потомкам о славе русского оружия и высоком мастерстве русских зодчих.

В конце 1550-х гг. возле собора был похоронен почитаемый моск­вичами Василий Блаженный, а в 1580-х гг. над его могилой построили церковь, которую ему посвятили. Вскоре это название перешло и на весь храм.

Значительных успехов добились русские литейщики. Образцом литейного искусства служит знаменитая Царь-пушка, отлитая масте­ром Андреем ЧоховымВ 1586 г.

Калибр ее — 89 сантиметров, длина ствола почти 5,5 метра. На дуле помещен барельеф конная фигура царя Федора Иоанновича (от­сюда и название Царь-пушка). Весит пушка — 40 тонн.

Образ эпохи

И. Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван

16 ноября 1581 года. 1883-1885

Эта картина — одно из самых известных произведений художника- передвижника И. Е. Репина (1844-1930). Главные герои сюжета — Иван IV Васильевич Грозный и его сын от Анастасии Романовой — Иван. Именно его царь считал своей опорой и продолжателем династии Но в тот роковой день мнения отца и сына разошлись и Иван выступил против воли отца. Вот как произошедшее описал в своей «Истории Государства Российского» Н. М. Ка­рамзин: «Иоанн в волнении гнева закричал: Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!" и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать ее: царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил им царевича в голову. Сей несчастный упал, обливаясь кровию. Тут исчезла ярость Иоаннова. Побледнев от ужаса, в трепете, в исступлении он воскликнул: "Я убил сына!" и кинулся обнимать, целовать его; удерживал кровь, текущую из глубокой язвы; плакал, рыдал, звал лекарей; молил Бога о милосердии, сына о прощении Но Суд Небесный свершился!.. Царевич, ло­бызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание: убеждал его не предаваться отчаянию: сказал, что умирает верным сыном и подданным…»

Этот печальный сюжет, подлинность которого вызывает у ряда совре­менных историков сомнения, Репин решил воплотить Hd полотне.

В полумраке царских палат выделяются на первом плане две фигуры. Художнику удалось передать переживания на лице Ивана IV с необыкновен­ной психологической выразительностью: здесь одновременно и ужас, и от­чаяние, и безмерная любовь, и раскаяние. Он судорожно сжимает сына в объятиях, зажимает рану на голове… При этом безнадежность и трагизм со­деянного очевидны.

Картину на Xlll Передвижной выставке восприняли неоднозначно. П. М. Третьякову, купившему картину, было дано предписание не выставлять ее для широкого обозрения. Взгляд грозного царя, его обезумевшие глаза волновали силой своего воздействия тех, кто смог увидеть картину. Спустя много лет (в 1913 г.) один из посетителей Третьяковки порезал это полотно. Репину пришлось «лечить» и восстанавливать картину — теперь уже от ее собственной трагедии.

В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895

В годы правления Ивана IV было положено начало присоединению Си­бири к России. •

Форпостом продвижения русских в Западную Сибирь служило Среднее Приуралье, фактическими правителями которого являлись купцы Строгано­вы. Их владения находились по границе с Сибирским ханством. Для защиты своей земли и захвата чужой Строгановы содержали казаков. Когда прави­тель Сибирского ханства Кучум решил прекратить выплату дани России и вернуть своему государству независимость, Строгановы направили против него отряд казаков во главе с атаманом Василием Тимофеевичем Алени­ным, прозванным Ермаком. В 1581 г. недалеко от ханской столицы Кашлыка произошла решающая битва. Кучум с остатком верных ему людей бежал. Сибирское ханство, по существу, перестало существовать. Четыре года Су­риков собирал материал, путешествовал по станицам, писал многочислен­ные этюды. Художнику был предоставлен один из залов Исторического му­зея, ибо большой размер полотна (285×599 см) не позволял разместиться в его мастерской.

В 1895 г. работа была завершена. Это совпало с празднованием трех­сотлетия покорения Сибири и открытием Транссибирской железной дороги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *