Рубрики
ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК

Чтение и аудирование текста На экзамене проверяются умения: • понимать…

Чтение и аудирование текста

На экзамене проверяются умения:

• понимать коммуникативную цель аудирования (слуша­ния) и чтения текста, в соответствии с ней организовывать свою работу;

• владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным), а также разными видами чтения (про­смотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) и поль­зоваться ими в зависимости от коммуникативной цели;

• адекватно понимать основное содержание текста, воспри­нимаемого на слух или зрительно; определять и формулировать его основную мысль, тему, комментировать позицию автора;

• дифференцировать основную и дополнительную, известную и неизвестную информацию прослушанного или прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументи­рующую;

• вычленять структурные части исходного текста;

• фиксировать информацию прослушанного и прочитанного текста в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа;

• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста, используя при этом информацию, содержа­щуюся в тексте в явном или неявном виде;

• сопоставлять два текста, сравнивая их содержание, основ­ную мысль и авторскую позицию.

Возможные формулировки заданий

• Прослушайте текст, сформулируйте и запишите тему и ос­новную мысль этого текста, озаглавьте его. При вторичном про­слушивании текста выпишите ключевые слова, а затем составьте план[III].

• Прослушайте (прочитайте) текст и сделайте вывод о соответ­ствии его содержания с данным планом.

• Прослушайте (прочитайте) текст и кратко сформулируйте, какая информация является для вас новой.

• Прослушайте (прочитайте) текст и запишите информацию, которую можно использовать в качестве аргумента, подтверждаю­щего тезис…

• Прослушайте (прочитайте) текст и запишите информацию, которую можно использовать в качестве аргумента, опровергаю­щего тезис.

• Прослушайте (прочитайте) текст и определите, какое из данных ниже утверждений соответствует точке зрения автора текста.

• Прослушайте (прочитайте) текст и определите, какое из дан­ных ниже утверждений соответствует / противоречит точке зрения автора текста.

• Прослушайте (прочитайте) текст и сформулируйте основ­ную тему (идею) текста.

• Прослушайте (прочитайте) текст и укажите, какой из ука­занных вопросов нашёл в нём отражение.

• Прочитайте текст и определите, в каком предложении тек­ста автор даёт ответ на вопрос.?

• Прослушайте (прочитайте) текст и объясните, как нужно понимать слова автора «.».

• Прослушайте (прочитайте) текст и объясните, какой иллю­страцией он должен сопровождаться и почему.

• После первого прочтения (прослушивания) текста выполни­те следующие задания.

• Какой из абзацев уточняет мысль, выраженную в предло­жении №1 прочитанного текста?

• Какое утверждение противоречит позиции автора прослу­шанного (прочитанного) текста?

• В каком предложении сформулирована основная мысль прочитанного текста?

• Определите, какова основная мысль текста, имеющего заголо­вок.

• Прочитайте (прослушайте) текст и сформулируйте основ­ную цель автора. Используйте в своём ответе подходящие по смыслу глаголы: предостеречь, развлечь, информировать, убе­дить.

• Прочитайте (прослушайте) текст, сформулируйте и запи­шите основную мысль, которую высказывает автор.

• Прочитайте (прослушайте) текст. Как правило, содержание этого текста вызывает у читателей (слушателей) разные мнения. Попробуйте привести по одному аргументу, подтверждающему данные точки зрения по затронутой в тексте проблеме…

• Учитывая содержание прочитанного (прослушанного) тек­ста, объясните, почему автор даёт именно такое описание…

• Учитывая содержание прочитанного (прослушанного) тек­ста, объясните, почему автор приходит именно к такому выводу…

• Основываясь на содержании прочитанного (прослушанного) текста, выберите один из предложенных вариантов заключитель­ной фразы.

• Выделите в тексте предложение, в котором говорится о том, что.

• Приведите из текста два аргумента, подтверждающих мысль о том, что.

• Какое из указанных предложений нужно вставить вместо пропуска?

• Какой заголовок отражает основную мысль прочитанного (прослушанного) текста?

• Какое из утверждений противоречит содержанию данного текста?

• Какое изобразительное языковое средство не использует ав­тор в прослушанном (прочитанном) тексте?

• Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушан­ный тексты?

• Прослушайте два текста, сформулируйте и запишите тему, которая объединяет их. При вторичном прослушивании текстов найдите фразу, которая может служить формулировкой основной мысли, объединяющей оба текста. Запишите эту мысль.

• Прочитайте два текста, сформулируйте и запишите тему, которая объединяет их. При вторичном чтении текстов найдите фразу, которая может служить формулировкой основной мысли, объединяющей оба текста. Письменно объясните смысл этой фра­зы своими словами.

Виды речевой деятельности

Аудирование И Чтение Представляют собой речемыслитель­ную деятельность, которая связана с восприятием и понимани­ем чужой речи, с активной переработкой информации, полу­чаемой из речевых источников: при аудировании — через слу­ховой канал, при чтении — через зрительный канал.

Аудирование (от лат. Audire «слышать») — это про­цесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования (слушания) — понимание со­держания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.

Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слу­шать речь собеседника, особенно если он не задевает их интере­сов. Исследования показывают, что умением сосредоточенно и выдержанно выслушать человека, вникнуть в суть того, о чём он говорит, обладают не более 10% людей. «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится», — писал Даниил Гра­нин в романе «Картина». Между тем умение слушать — это элемент речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь, а также важнейшее условие для получения образования и успешного овладения основами наук по разным школьным предметам. Именно поэтому это умение и проверяется на экзамене по рус­скому языку в 9-м классе.

Виды аудирования

1. Выборочное аудирование — Выделение в речевом потоке необходимой или интересующей информации, при этом игнори­руется ненужное. Это могут быть конкретные данные (даты, чис­ла, имена собственные, географические названия и т. п.) или же более развернутые сведения в виде аргументов, примеров, дета­лей, оценочных суждений.

2. Ознакомительное аудирование — Извлечение основной информации текста. Он прослушивается для того, чтобы выде­лить и закрепить в памяти наиболее важные сведения аудио­текста, определить его тему, основную мысль и отделить суще­ственную информацию от несущественной.

3. Детальное аудирование — Это полное, точное понимание звучащей речи, запоминание и осмысление основных и второ­степенных фактов, содержащихся в ней. Как правило, предпо­лагается воспроизведение исходного аудиотекста в виде устного пересказа или письменного изложения. При этом переложение содержания может быть подробным или сжатым, полным или выборочным. На экзамене может быть предложено выполнение тестовых заданий после двукратного прослушивания текста.

Аудирование — очень Трудный вид речевой деятельности. Он требует от человека серьезного умственного напряжения, большой концентрации внимания. В результате сложных рече­мыслительных процессов слушающий может быстро утомиться, при этом его внимание отключается или становится более рассе­янным, что может стать причиной неглубокого и неадекватного понимания звучащей речи.

Большую сложность для восприятия аудиотекста может соз­давать и индивидуальная манера речи говорящего: особенность произношения, интонации, тембр голоса, определённые дефек­ты речи, слишком быстрый или, напротив, очень медленный темп речи.

Значительно осложняет аудирование наличие в устной речи незнакомых для слушающего слов. Запомните: Чем богаче речь слушающего, чем обширнее его индивидуальный лексикон, тем эффективнее происходит восприятие и понимание чужой речи.

Следовательно, целенаправленное обогащение собственного словарного запаса — это не только важнейшее условие совер­шенствования личных речевых достижений, но и непременное условие эффективного общения, предполагающего адекватное восприятие и понимание чужой аудиоречи.

Установлено, что значительно легче запоминается аудиоин­формация, подкрепленная зрительной наглядностью в виде кар­тин, фотографий, схем, диаграмм и т. п. Помните, что на экзамене роль визуального средства при аудировании может выполнять список ключевых слов, план (простой, подробный, тезисный), которые ученик составляет в процессе прослушивания текста из­ложения.

Так, если девятиклассник при первом прослушивании тек­ста изложения сумел составить список ключевых слов, то вто­рое прослушивание становится более целенаправленным, ос­мысленным и углублённым, поскольку подготовленный учени­ком рабочий материал становится Зрительной опорой, которая включается в приём аудиоинформации и в определённой мере упрощает этот процесс.

Умение слушать собеседника в процессе речевого общения — необходимое условие эффективной коммуникации. «Кто гово­рит — сеет, кто слушает — собирает» — тонко подмечено рус­ской пословицей.

Психологи выделяют три основных Правила хорошего ауди­рования:

1. Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который го­ворит с вами; обращайте внимание не только на его слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т. д. Это позволит полу­чить дополнительные сведения о внутреннем состоянии собе­седника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова партнёра.

2. Покажите говорящему, что вы его понимаете. Чтобы реа­лизовать этот принцип, можно обратиться к говорящему за уточнениями (Что вы имеете в виду? Не повторите ли вы ещё раз?), перефразировать мысли говорящего своими словами (Как я вас понял…; Другими словами…), подытожить основные идеи и чувства говорящего (Вашими основными идеями, как я понял, являются…; То, что вы сказали, может означать…).

3. Не давайте оценок, не давайте советов. В противном слу­чае вы можете нанести обиду собеседнику, оказать давление на мнение присутствующих и в результате помешать эффективно­му обсуждению проблемы.

Чтение — Это процесс восприятия, осмысления и понима­ния письменной речи. Основная цель чтения — понимание со­держания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в ос­нове письменного высказывания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *