На экзамене проверяются умения:
• понимать коммуникативную цель аудирования (слушания) и чтения текста, в соответствии с ней организовывать свою работу;
• владеть разными видами аудирования (ознакомительным, детальным, выборочным), а также разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) и пользоваться ими в зависимости от коммуникативной цели;
• адекватно понимать основное содержание текста, воспринимаемого на слух или зрительно; определять и формулировать его основную мысль, тему, комментировать позицию автора;
• дифференцировать основную и дополнительную, известную и неизвестную информацию прослушанного или прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую;
• вычленять структурные части исходного текста;
• фиксировать информацию прослушанного и прочитанного текста в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, резюме, полного или сжатого пересказа;
• отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или прочитанного текста, используя при этом информацию, содержащуюся в тексте в явном или неявном виде;
• сопоставлять два текста, сравнивая их содержание, основную мысль и авторскую позицию.
Возможные формулировки заданий
• Прослушайте текст, сформулируйте и запишите тему и основную мысль этого текста, озаглавьте его. При вторичном прослушивании текста выпишите ключевые слова, а затем составьте план[III].
• Прослушайте (прочитайте) текст и сделайте вывод о соответствии его содержания с данным планом.
• Прослушайте (прочитайте) текст и кратко сформулируйте, какая информация является для вас новой.
• Прослушайте (прочитайте) текст и запишите информацию, которую можно использовать в качестве аргумента, подтверждающего тезис…
• Прослушайте (прочитайте) текст и запишите информацию, которую можно использовать в качестве аргумента, опровергающего тезис.
• Прослушайте (прочитайте) текст и определите, какое из данных ниже утверждений соответствует точке зрения автора текста.
• Прослушайте (прочитайте) текст и определите, какое из данных ниже утверждений соответствует / противоречит точке зрения автора текста.
• Прослушайте (прочитайте) текст и сформулируйте основную тему (идею) текста.
• Прослушайте (прочитайте) текст и укажите, какой из указанных вопросов нашёл в нём отражение.
• Прочитайте текст и определите, в каком предложении текста автор даёт ответ на вопрос.?
• Прослушайте (прочитайте) текст и объясните, как нужно понимать слова автора «.».
• Прослушайте (прочитайте) текст и объясните, какой иллюстрацией он должен сопровождаться и почему.
• После первого прочтения (прослушивания) текста выполните следующие задания.
• Какой из абзацев уточняет мысль, выраженную в предложении №1 прочитанного текста?
• Какое утверждение противоречит позиции автора прослушанного (прочитанного) текста?
• В каком предложении сформулирована основная мысль прочитанного текста?
• Определите, какова основная мысль текста, имеющего заголовок.
• Прочитайте (прослушайте) текст и сформулируйте основную цель автора. Используйте в своём ответе подходящие по смыслу глаголы: предостеречь, развлечь, информировать, убедить.
• Прочитайте (прослушайте) текст, сформулируйте и запишите основную мысль, которую высказывает автор.
• Прочитайте (прослушайте) текст. Как правило, содержание этого текста вызывает у читателей (слушателей) разные мнения. Попробуйте привести по одному аргументу, подтверждающему данные точки зрения по затронутой в тексте проблеме…
• Учитывая содержание прочитанного (прослушанного) текста, объясните, почему автор даёт именно такое описание…
• Учитывая содержание прочитанного (прослушанного) текста, объясните, почему автор приходит именно к такому выводу…
• Основываясь на содержании прочитанного (прослушанного) текста, выберите один из предложенных вариантов заключительной фразы.
• Выделите в тексте предложение, в котором говорится о том, что.
• Приведите из текста два аргумента, подтверждающих мысль о том, что.
• Какое из указанных предложений нужно вставить вместо пропуска?
• Какой заголовок отражает основную мысль прочитанного (прослушанного) текста?
• Какое из утверждений противоречит содержанию данного текста?
• Какое изобразительное языковое средство не использует автор в прослушанном (прочитанном) тексте?
• Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?
• Прослушайте два текста, сформулируйте и запишите тему, которая объединяет их. При вторичном прослушивании текстов найдите фразу, которая может служить формулировкой основной мысли, объединяющей оба текста. Запишите эту мысль.
• Прочитайте два текста, сформулируйте и запишите тему, которая объединяет их. При вторичном чтении текстов найдите фразу, которая может служить формулировкой основной мысли, объединяющей оба текста. Письменно объясните смысл этой фразы своими словами.
Виды речевой деятельности
Аудирование И Чтение Представляют собой речемыслительную деятельность, которая связана с восприятием и пониманием чужой речи, с активной переработкой информации, получаемой из речевых источников: при аудировании — через слуховой канал, при чтении — через зрительный канал.
Аудирование (от лат. Audire — «слышать») — это процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Основная цель аудирования (слушания) — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе устного высказывания.
Большинство людей, по мнению учёных, плохо умеют слушать речь собеседника, особенно если он не задевает их интересов. Исследования показывают, что умением сосредоточенно и выдержанно выслушать человека, вникнуть в суть того, о чём он говорит, обладают не более 10% людей. «Умение слушать — редкая способность и высоко ценится», — писал Даниил Гранин в романе «Картина». Между тем умение слушать — это элемент речевой культуры человека, проявление способности адекватно понимать и верно оценивать звучащую речь, а также важнейшее условие для получения образования и успешного овладения основами наук по разным школьным предметам. Именно поэтому это умение и проверяется на экзамене по русскому языку в 9-м классе.
1. Выборочное аудирование — Выделение в речевом потоке необходимой или интересующей информации, при этом игнорируется ненужное. Это могут быть конкретные данные (даты, числа, имена собственные, географические названия и т. п.) или же более развернутые сведения в виде аргументов, примеров, деталей, оценочных суждений.
2. Ознакомительное аудирование — Извлечение основной информации текста. Он прослушивается для того, чтобы выделить и закрепить в памяти наиболее важные сведения аудиотекста, определить его тему, основную мысль и отделить существенную информацию от несущественной.
3. Детальное аудирование — Это полное, точное понимание звучащей речи, запоминание и осмысление основных и второстепенных фактов, содержащихся в ней. Как правило, предполагается воспроизведение исходного аудиотекста в виде устного пересказа или письменного изложения. При этом переложение содержания может быть подробным или сжатым, полным или выборочным. На экзамене может быть предложено выполнение тестовых заданий после двукратного прослушивания текста.
Аудирование — очень Трудный вид речевой деятельности. Он требует от человека серьезного умственного напряжения, большой концентрации внимания. В результате сложных речемыслительных процессов слушающий может быстро утомиться, при этом его внимание отключается или становится более рассеянным, что может стать причиной неглубокого и неадекватного понимания звучащей речи.
Большую сложность для восприятия аудиотекста может создавать и индивидуальная манера речи говорящего: особенность произношения, интонации, тембр голоса, определённые дефекты речи, слишком быстрый или, напротив, очень медленный темп речи.
Значительно осложняет аудирование наличие в устной речи незнакомых для слушающего слов. Запомните: Чем богаче речь слушающего, чем обширнее его индивидуальный лексикон, тем эффективнее происходит восприятие и понимание чужой речи.
Следовательно, целенаправленное обогащение собственного словарного запаса — это не только важнейшее условие совершенствования личных речевых достижений, но и непременное условие эффективного общения, предполагающего адекватное восприятие и понимание чужой аудиоречи.
Установлено, что значительно легче запоминается аудиоинформация, подкрепленная зрительной наглядностью в виде картин, фотографий, схем, диаграмм и т. п. Помните, что на экзамене роль визуального средства при аудировании может выполнять список ключевых слов, план (простой, подробный, тезисный), которые ученик составляет в процессе прослушивания текста изложения.
Так, если девятиклассник при первом прослушивании текста изложения сумел составить список ключевых слов, то второе прослушивание становится более целенаправленным, осмысленным и углублённым, поскольку подготовленный учеником рабочий материал становится Зрительной опорой, которая включается в приём аудиоинформации и в определённой мере упрощает этот процесс.
Умение слушать собеседника в процессе речевого общения — необходимое условие эффективной коммуникации. «Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает» — тонко подмечено русской пословицей.
Психологи выделяют три основных Правила хорошего аудирования:
1. Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который говорит с вами; обращайте внимание не только на его слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу и т. д. Это позволит получить дополнительные сведения о внутреннем состоянии собеседника, его отношении к предмету обсуждения, о реакции на слова партнёра.
2. Покажите говорящему, что вы его понимаете. Чтобы реализовать этот принцип, можно обратиться к говорящему за уточнениями (Что вы имеете в виду? Не повторите ли вы ещё раз?), перефразировать мысли говорящего своими словами (Как я вас понял…; Другими словами…), подытожить основные идеи и чувства говорящего (Вашими основными идеями, как я понял, являются…; То, что вы сказали, может означать…).
3. Не давайте оценок, не давайте советов. В противном случае вы можете нанести обиду собеседнику, оказать давление на мнение присутствующих и в результате помешать эффективному обсуждению проблемы.
Чтение — Это процесс восприятия, осмысления и понимания письменной речи. Основная цель чтения — понимание содержания чужой речи, чужих мыслей и замысла, лежащего в основе письменного высказывания.