Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

В каком слове допущена ошибка: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

подпись: 1) каталог2) позвонИм 3) опОшлить 4) врУчит

подпись: а2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Часть комнаты было решено ОТГОРОДИТЬ шифоньером.

2) ЗЛОСТНЫЙ нарушитель правил размещения наружной рекламы после очередного предупреждения, которое было оставлено им без внимания, был привлечён к административной ответственности.

3) Воспитанные, ласковые и ИГРИВЫЕ котята бывают у тех заводчиков, которые умеют создать для домашних питомцев атмосферу любви и заботы.

4) В конце мая на экскурсиях в ботаническом саду, рассчитанных на специалистов в области цветоводства, вниманию посетителей будет ПРЕДОСТАВЛЕНА коллекция древовидных пионов.

Д3~JУкажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) красивше 3) две седьмых

2) много вишен 4) посади дерево

।дл I Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

I

Расположившись на земляной насыпи,

1) зрителям был виден весь стадион.

2) игры на стадионе проходили под одобрительные или возмущённые крики зрителей.

3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля.

4) можно было наблюдать за ходом соревнований.

подпись: а5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

2) Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

3) Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».

4) Все, кто знал великого писателя, отмечали его скромность и принципиальность.

подпись: а6подпись: а7подпись: а8подпись: а9подпись: а10

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В древнерусском языке слово Дом, которое обозначало и хозяйство, и семью, и домочадцев, было очень важным.

2) В 1882 году Виктор Михайлович Васнецов встречается с художниками из славной плеяды передвижников: Репиным, Поленовым, Суриковым, которые оказали большое влияние на творчество художника.

3) Гравёр Пожалостин — один из лучших русских гравёров, работы которого хранятся не только в России, но и во Франции, в Англии.

4) Предложения, которые в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств, образуют самостоятельное, целостное и законченное сообщение.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1) … (2)Осенние ночные заморозки — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (З)Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4)Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5)Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6)… оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Что такое конвекция?

2) Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?

3) Когда наступают осенние заморозки?

4) Осень — пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении текста?

1) Именно 3) Кроме того,

2) Наоборот, 4) Также

Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в третьем (3) предложении текста?

1) день теряет 3) корни могут промёрзнуть

2) тепло теряет 4) они не укрыты снегом

Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

1) сложноподчинённое

2) сложносочинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями

5 — «Русский язык», ЕГЭ

АН

А12

Укажите верную морфологическую характеристику слова УКРЫТЫ (предложение 3).

1) деепричастие

2) глагол в форме прошедшего времени

3) краткое прилагательное

4) краткое причастие

Укажите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4.

1) планета 2) почва 3) суша 4) страна

А13

А14

А15

А16

А17

А18

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж — широкий, с прекрасно написа(3)ым высоким голубым небом.

1) 1 2) 1, 2, 3 3) 3 4) 2, 3

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) благоденствие, приноровиться, полагаться

2) интеллектуальный, заказать, распорядиться

3) озабоченный, расколоть, р..сточек

4) заболевание, оброЗцовый, уд..стоен

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) проследовать, преклонный, пр..винтить

2) бе..крайний, ни..падающий, Почерпать

3) поДоТожить, обоСкать, меж..нститутский

4) не..хватный, пр..молчать, р..зместить

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) беспоко..шься, заброшенный

2) накорм..шь, потревоженный

3) поджар..шь, независомый

4) сыплешь, подмеченный

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. перекраивая В. удостаивавший

Б. эмал..вый Г. дешёв..нький

1) А, Б 2) Б, Г 3) В 4) А, В, Г

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

2) Егор слыл (не)утомимым тружеником.

3) Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

4) Домашним животным (не)чего было опасаться людей.

подпись: а19В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

2) Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

3) Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

4) Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

подпись: а20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Весело гремящие бунчуки метались среди конного строя ( ) и рвались вперёд от трубного воя кони командиров.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

подпись: а21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».

1) 1, 2, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3, 4

подпись: а22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблёкли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2 3) 3, 4 4) 1, 3

подпись: а23Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

3) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

подпись: а24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

И. А. Гончаров отправился в путешествие не с развлекательной, а с конкретной практической целью: ему хотелось вглядеться, вдуматься в чужую жизнь и провести параллель между чужим и своим.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, следствие того, о чём говорится в первой части.

подпись: а25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

1) 1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 2

подпись: а26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Яркая зелень камыша перемешивалась на живописном лесном болоте с белыми облаками цветущего дягиля и кудрявого ивняка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то невольно хватаешься за длинные ветки болотных кустарников (4) которые протянулись к тропинке.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

подпись: а27Прочитайте текст.

Вы задумывались над тем, почему кошка не намокает во время дождя и легко пролезает в узкие проходы, быстро двигается в траве, густом кустарнике? Дело в том, что природа позаботилась, чтобы при беге и прыжках это животное испытывало наименьшее сопротивление воздуха. Именно поэтому волоски, образующие «мех» кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?

1) При беге и прыжках кошка испытывает наименьшее сопротивление воздуха.

2) Кошка — очень подвижное животное, которое может легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

3) Волоски на теле кошки расположены по правилам оптимального обтекания, что позволяет животному быстро двигаться и не намокать под дождём.

4) Искусственным путём была выведена порода кошек, шерсть которых не намокает во время дождя.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей.

(2) Поступок, совершённый целиком по совести, — это свободный поступок.

(3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься? (5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. (7)Она не ошибается. (8)Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.

(9)Когда я говорю «поступок по совести», мне приходит на память удивительный пример, впечатливший меня надолго.

(10)28 июля 1958 года умер Михаил Михайлович Зощенко. (11)На «Литераторских мостках» партийное начальство хоронить его не разрешило, видимо, высокие начальники посчитали, что недостоин. (12)Им всегда виднее. (13)И рядом не разрешили. (14)Наконец указали (!) похоронить его в Сестрорецке, где он иногда жил на даче.

(15)Гражданскую панихиду проводили в Доме писателя. (16)Вести её поручили Александру Прокофьеву, первому секретарю Союза писателей. (17)Обязали вести кратко, не допуская никакой политики, строго придерживаясь регламента, не позволять никаких выпадов, нагнали много милиции и работников Большого дома. (18)Все желающие в Дом попасть не могли, люди заполонили лестницу, ведущую к залу. (19) Большая толпа осталась на улице. (20)Радиофицировать не разрешили. (21)Слово дали Виссариону Саянову, Михаилу Слонимскому, его другу времён «Серапионовых братьев».

(22)Церемония заканчивалась, когда вдруг, растолкав всех, прорвался к гробу Леонид Борисов. (23)Это был уже пожилой писатель, автор известной книги об Александре Грине «Волшебник из Гель-Гью», человек, который никогда не выступал ни на каких собраниях, можно считать, вполне благонамеренный. (24)Наверное, поэтому Александр Прокофьев не стал останавливать его, тем более что панихида проходила благополучно, никто ни слова не говорил о травле Зощенко, о постановлении ЦК, словно никакой трагедии не было в его жизни, была благополучная жизнь автора популярных рассказов.

(25) «Миша, дорогой, — закричал Борисов, — прости нас, дураков, мы тебя не защитили, отдали тебя убийцам, виноваты мы, виноваты!»

(26)Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз, люди передавали друг другу его слова, на улице толпа всколыхнулась.

(27)Александр Прокофьев не посмел нарушить ритуал. (28)Рыдая, Леонид Борисов отошёл.

(29)Я возвращался домой с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, он говорил: «Слава Богу, хоть кого-то допекло, нашёлся человек, спас нашу честь, а мы-то, мы-то…»

(ЗО)Что это было? (31) Борисов не собирался выступать, но что-то прорвалось, и он уже не мог справиться с собой, это было чувство, нерассуждающее, подсознательное, неспособное выбирать. (32)Это была совесть, совесть взбунтовалась!

(ЗЗ)Бессовестность сегодня многие стремятся оправдать: «Ничего не поделаешь, таково наше общество». (34)Можно, конечно, считать, что наше общество унаследовало советскую мораль, когда никто не каялся, участвуя в репрессиях, когда поощряли доносчиков, стукачей.

(35)Но при чём тут совесть? (Зб)Она относится к личности, она принадлежит душе, единственной, неповторимой, той, что нас… .

(По Д. Гранину*)

* Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) — русский писатель, общественный деятель.

подпись: а28Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36 текста?

1) помнит

2) судит

3) забудет

4) выберет

подпись: а29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложениях 1-8 представлено рассуждение.

2) В предложениях 22, 25, 28 перечислены последовательные действия персонажа.

3) Предложения 31-32 содержат ответ на поставленный в предложении 30 вопрос.

4) В предложении 9 содержится вывод рассуждения, представленного в предложениях 10-28.

подпись: азоВ каком предложении использован фразеологизм?

1) 9 2) 18 3) 22 4) 34

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

подпись: определите способ образования слова поступок (предложение 8).
из предложений 2-4 выпишите производный предлог.
укажите тип подчинительной связи в словосочетании не приводит к разочарованию (предложение 8).
подпись: в1
подпись: в2
подпись: вз

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

подпись: в4Среди предложений 25-32 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

подпись: в5Среди предложений 26-33 найдите простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

подпись: в6Среди предложений 1-9 найдите сложноподчинённое с придаточным обстоятельственным времени. Напишите номер этого предложения.

подпись: в7Среди предложений 2-13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

подпись: в8«Признанный классик отечественной литературы, автор многих ярких произведений Д. Гранин, размышляя о понятии «совесть», обращается к драматическим событиям, связанным с похоронами М. М. Зощенко. При этом автор даже не пытается придерживаться ровного, бесстрастного тона. Общий эмоциональный тон помогают передать синтаксические средства выразительности: (предложения 3—5), употреблённые в пятом и шестом абзацах (например, предложения 13, 15, 16, 20, 21), а также (предложение 32). Убедительно и точно передать впечатление от поступка Леонида Борисова Д. Гранину помогает троп — («Надрывный тонкий голос его поднялся, пронзил всех, покатился вниз»)».

Список терминов:

1) неопределённо-личные предложения

2) развёрнутая метафора

3) контекстные синонимы

4) сравнение

5) парцелляция

6) вопросительные предложения

7) восклицательное предложение

8) литота

9) антонимы

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

подпись: с1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

подпись: alподпись: а2подпись: азподпись: а4подпись: а5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *