Рубрики
ЕГЭ по Истории

Часть 1 При выполнении заданий этой части…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке от­ветов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1—А21) поставьте знак «х» в клеточку, номер ко­торой соответствует номеру выбранного вами ответа.

Al Какое из названных событий, явлений относится к XVl в.?

1) принятие Соборного уложения

2) реформы Избранной рады

3) учреждение Боярской думы

4) отмена местничества

А2Кто из названных князей пригласил в 1147 г. Свя­тослава Ольговича «в город Москов» на пир?

1) Владимир Мономах

2) Андрей Боголюбский

3) Юрий Долгорукий

4) Иван Калита

АЗРусь попала в зависимость от Золотой Орды в ре­зультате

1) нашествия Батыя

2) похода Мамая

3) походов Чингисхана

4) набегов половцев

A4C именами С. И. Дежнёва, В. Д. Пояркова, В. В. Ат­ласова связаны(-о)

1) крупные географические открытия

2) развитие научно-технической мысли

3) развитие университетского образования

4) появление новых жанров в литературе

А5Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Пла­тонова и назовите историческую личность, о которой идёт речь.

«…Весной 1606 г. В. И. Шуйский вместе с Голицыным начал действовать гораздо осторожнее; они успели при­влечь на свою сторону войска, стоящие около Москвы; в ночь с 16 на 17 мая отряд их был введён в Москву, а там у Шуйского было уже достаточно сочувствующих. Однако заговорщики, зная, что далеко не все в Москве неприми­римо настроены против самозванца, сочли нужным обма­нуть народ и бунт подняли якобы за царя против поляков, его обижавших. Но дело скоро объяснилось. Царь был объ­явлен самозванцем и убит 17 мая утром. „Истинный ца­ревич», которого ещё так недавно трогательно встречали и спасению которого так радовались, сделался „расстри­гой», „еретиком» и „польским свистуном»».

1) Лжедмитрий I 3) Борис Годунов

2) Лжедмитрий II 4) Фёдор Борисович

А6Согласно Табели о рангах (1722 г.) продвижение по службе зависело от

1) знатности рода

2) личных заслуг

3) личного богатства

4) размера земельных владений

А7Учреждённый в 1810 г. государственный орган, со­стоявший из министров и других высших сановни­ков, имевший законосовещательные функции, на­зывался

1) III отделением собственной Его Императорского Вели­чества канцелярии

2) Государственным советом

3) коллегией

4) Святейшим Синодом

А8 Г Что из названного относилось к итогам царствова­ния императора Павла I?

1) установление нового порядка престолонаследия

2) переход к политике «просвещённого абсолютизма»

3) получение Россией выхода в Чёрное море

4) увеличение территории России в результате разделов Ре­чи Посполитой

А9Прочтите высказывание А. И. Герцена и укажите имя автора письма.

«„Письмо» его потрясло всю мыслящую Россию. Оно имело полное право на это. После „Горя от ума“ не было ни одного литературного произведения, которое сделало бы такое сильное впечатление. Между ними — десятилетнее молчание, 14 декабря, виселица, каторга, Николай. <...>Император Николай приказал объявить его сумасшедшим и обязать подпиской ничего не писать».

1) А. С. Пушкин 3) Н. Г. Чернышевский

2) В. Г. Белинский 4) П. Я. Чаадаев

AlOКакое из перечисленных событий произошло рань­ше других?

1) начало Первой российской революции

2) вступление России в Первую мировую войну

3) издание манифеста о законодательной Государственной думе

4) начало Русско-японской войны

All Что стало одной из причин Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?

1) безжалостное подавление турками восстания в славян­ских землях

2) поддержка турками имамата Шамиля на Северном Кавказе

3) поддержка Россией греческого восстания

4) нарушение Турцией условий Парижского мира о нейтра­лизации Чёрного моря

А12Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и ука­жите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.

«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодатель­ной властью; он первый начертал ту программу обновле­ния строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осущест­вляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагиче­ской смертью на своём посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохно­вятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гава­ни, куда он привёл Россию».

1) С. Ю. Витте 3) М. Т. Лорис-Меликов

2) К. П. Победоносцев 4) П. А. Столыпин

А13Кто из указанных лиц был историком?

1) И. М. Сеченов 3) Н. И. Лобачевский

2) H. М. Карамзин 4) И. И. Мечников

А14План, предполагавший вхождение республик в со­став РСФСР на основе принципа автономизации, был разработан

1) И. В. Сталиным 3) Л. Б. Каменевым

2) В. И. Лениным 4) Н. И. Бухариным

А15В результате внутрипартийной борьбы середины и второй половины 1920-х гг. в СССР

1) утвердилась многопартийная система

2) основой политического курса стал тезис о возможности построения социализма в одной, отдельно взятой стране

3) была разрешена деятельность оппозиции

4) произошёл переход к политике «военного коммунизма»

А16Какая из названных операций произошла на началь­ном этапе Великой Отечественной войны?

1) сражение на Курской дуге

2) форсирование Днепра

3) Московская битва

4) снятие блокады Ленинграда

А17Прочтите отрывок из декларации и укажите, на ка­кой из названных ниже международных конферен­ций она была принята.

«…Мы выражаем нашу решимость в том, что наши страны будут работать совместно как во время войны, так и в последующее мирное время.

Никакая сила в мире не сможет помешать нам уничто­жить германские армии на суше, их подводные лодки на море и разрушать их военные заводы с воздуха.

Мы прибыли сюда с надеждой и решимостью. Мы уез­жаем отсюда действительными друзьями по духу и цели.

Рузвельт Сталин Черчилль»

1) на Генуэзской 3) на Тегеранской

2) на Гаагской 4) на Потсдамской

А18Полёт Ю. А. Гагарина — первый полёт человека в космос — состоялся в

1) 1951 г. 3) 1961 г.

2) 1957 г. 4) 1966 г.

А191Одним из последствий выступления ГКЧП в 1991 г. стало

1) подписание нового союзного договора

2) проведение референдума о сохранении СССР

3) укрепление авторитета М. С. Горбачёва

4) ускорение распада СССР

А20Для культурной жизни в период «оттепели» было ха­рактерно

1) создание Союза писателей

2) полное отсутствие цензуры

3) начало издания произведений о жизни заключённых ГУЛАГа

4) господство авангардного направления в живописи

А21Что из перечисленного было характерно для эконо­мического положения России в начале 1990-х гг.?

1) рост внешней задолженности

2) сокращение числа мелких предпринимателей

3) быстрые темпы развития военно-промышленного ком­плекса

4) отсутствие инфляционных процессов

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1— В12) является слово (словосочетание) или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем пере­несите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных сим­волов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке об­разцами. Общее число букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских государей следует писать только буквами (например: НиколайВторой).

BlРасположите в хронологическом порядке следую­щие события. Запишите цифры, которыми обозна­чены события, в правильной последовательности в таблицу.

1) воцарение Романовых 4) Смута

2) церковный раскол 5) реформы Петра I

3) пугачёвский бунт

I I

В2Какие три события из перечисленных ниже связаны с царствованием Ивана Грозного? Обведите соответ­ствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) «Стояние на реке Угре»

2) деятельность Избранной рады

3) присоединение Тверского княжества к Москве

4) созыв церковного собора (Стоглав)

5) присоединение Астраханского ханства

6)

подпись:

ВЗ

 

Соловецкое восстание

Установите соответствие между правителями Рос­сийского государства и их современниками. К каж­дой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

подпись: правители
а) царь иван iv
б) царь алексей михайлович
в) император пётр i
г) император павел i
СОВРЕМЕННИКИ

1) А. М. Курбский

2) А. Д. Меншиков

3) Н. И. Панин

4) А. Л. Ордин-Нащокин

5) П. А. Столыпин

А

Б

В

Г

В4Какие три положения из приведённых ниже харак­терны для взглядов славянофилов? Обведите соот­ветствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) принятие конституции, введение демократических сво­бод

2) самобытность истории России

3) возвращение к Земским соборам

4) отмена крепостного права

5) развитие России по законам мировой истории

6) необходимость утверждения буржуазных порядков

В5Установите соответствие между именами воена­чальников и войнами, в которых они участвовали. К каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ИМЕНА ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ

A) П. И. Багратион

Б) М. Д. Скобелев

B) П. С. Нахимов

Г) А. А. Брусилов

Войны

1) Крымская война 1853—1856 гг.

2) Отечественная война 1812 г.

3) Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

4) Первая мировая война 1914—1918 гг.

5) Семилетняя война 1756—1763 гг.

А

Б

В

Г

В6Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) разгром антипартийной группы Маленкова — Молото­ва — Кагановича

2) принятие партийной резолюции «О единстве партии»

3) доклад H. С. Хрущёва на XX съезде КПСС

4) отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС

5) разгром троцкистско-зиновьевского блока

В7Какие три деятеля культуры второй половины XX в. из перечисленных ниже являлись (являются) кино­режиссёрами? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Э. А. Рязанов 4) Л. И. Гайдай

2) И. С. Глазунов 5) А. М. Шилов

3) С. С. Говорухин 6) Э. И. Неизвестный

В8Установите соответствие между советскими партий­ными и государственными деятелями и занимае­мыми ими в 1940-х гг. постами, ролью в политике: к каждой позиции первого столбца подберите соот­ветствующую позицию второго столбца.

ФАМИЛИИ

A) А. Н. Вознесенский

Б) Л. П. Берия

B) А. А. Кузнецов

Г) А. А. Жданов

ПОСТЫ, РОЛЬ В ПОЛИТИКЕ В 1940-х гг.

Г) председатель Госплана СССР, участник экономической дискуссии 1951 г., репрессированный по «ленинградскр — му делу»

2) член Политбюро ЦК ВКП(б), отвечавший за идеологию, инициатор разгрома журналов «Звезда» и «Ленинград»

3) министр обороны СССР

4) первый секретарь Ленинградского обкома партии, ре­прессированный по «ленинградскому делу»

5) заместитель председателя Совета Министров СССР, курировавший работу МВД, органов госбезопасности и оборонной промышленности, в том числе атомный проект

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­ствующими буквами.

А

Б

В

Г

В9Прочтите отрывок из выступления западного по­литического деятеля и напишите название периода в международных отношениях, начало которого предвещало это выступление.

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике же­лезная завеса опустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы.

Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бу­харест, София — все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиня­ются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы…

Русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем во­енная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в си­лах, создавая тем самым соблазн для пробы сил…»

Ответ:.

BlOНиже приведён перечень фамилий видных государ­ственных деятелей, Все они, за исключением одного, занимали высокие посты в советский период.

Косыгин, Столыпин, Андропов, Рыжков, Калинин, Молотов.

Найдите и запишите фамилию государственного деяте­ля, не относящегося к советскому периоду.

Ответ::.

BllНапишите пропущенное понятие (термин).

Государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки передавали своим союзникам во Второй мировой войне, в том числе СССР, боеприпасы, техни­ку, продовольствие и стратегическое сырьё, называет­ся.

Ответ:.

В12Заполните пустые ячейки таблицы, используя пред­ставленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель

Событие

Век

Иван Грозный

____________ (А)

XVI в.

____________ (Б)

Церковный раскол

XVII в.

Пётр I

____________ (В)

____________ (Г)

Николай I

____________ (Д)

___ -________ (E)

1) учреждение коллегий

6) XV в.

2) введение опричнины

7) XIX в.

3) Алексей Михайлович

8) Екатерина II

4) XVIII в.

9) Елизавета Петровна

5) суд над декабристами

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­ствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

E

Часть 3

Для ответов на задания этой части (С1— С6) ис­пользуйте бланк ответов № 2. Запишите сначала но­мер задания (C1, С2 и т. д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разбор­чиво.

На стройку пришло много молодёжи, комсомольцев, которые стали активными организаторами ударных бригад.

Широко развернувшееся соревнование рождало новые, прогрессивные методы труда. Была объявлена настоящая война рутине. Первым её шагом было введение непрерыв­ной рабочей недели. Дело это было настолько новое, что некоторые рабочие, особенно сезонники, заволновались. Мол, и отцы наши, и деды чтили воскресный день, отды­хали, нельзя от этого отступать. Некоторые даже ушли со стройки — не могли смириться с нарушением „завета от — цов“».

ClКак называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

C2 IКакие черты, специфические особенности были присущи описанному в тексте процессу в СССР? Укажите не менее трёх черт, особенностей.

СЗНа основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин недовольства части рабочих сво­им положением.

(См.: История: ЕГЭ: УСМ. Тема 4.3. Советская Россия, СССР в 1920-1930-е гг.)

С4Начало объединительных процессов в русских зем­лях в XIV-XV вв’. и создание единого государства сопровождались борьбой за лидерство между кня­жествами. Победу в этой борьбе одержала Москва. H. М. Карамзин писал о возвышении Москвы: «Сделалось чудо. Городок, едва известный до конца XIV в., возвысил главу и спас отечество». Объясните, какие причины обусловили возвышение Москвы. Приведите три объяснения.

С5Ниже приведены две точки зрения на причины «за­стоя» в общественно-политической и экономиче­ской жизни СССР:

1. Отказ от реформирования системы был вызван прежде всего тяжёлой болезнью лидера Л. И. Брежнева.

2. «Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ этой системы.

Какая из точек зрения представляется вам более пред­почтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную точку зрения.

(См.: История: ЕГЭ: УСМ. Тема 4.5. СССР в 1945— 1991 гг.)

С6Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напи­шите его исторический портрет.

1) Лжедмитрий I; 2) Пётр I; 3) А. Ф. Керенский.

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *