Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
Из-под таинственной, холодной полумаски Звучал мне голос твой отрадный, как мечта. Светили мне твои пленительные глазки И улыбалися лукавые уста.
Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну. Счастливец! видел я и локон своевольный, Родных кудрей покинувший волну!..
И создал я тогда в моем воображенье По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.
И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи Мы вновь увидимся, как старые друзья.
(М. Ю. Лермонтов)
При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
88. К какому литературному направлению относится поэтическое творчество М. Ю. Лермонтова?
Ответ: .
89. Как называется сочетание стихотворных строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией?
Ответ: .
810. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков и придающий стиху особую музыкальность?
Ответ: .
811. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения:
1) аллегория 4) метафора
2) эпитет 5) сравнение
3) анафора
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.
Ответ:
812. Определите, каким размером написано стихотворение М. Ю. Лермонтова? Ответ: .
Для выполнения заданий СЗ—С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала | номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений. ∣
СЗ. Какой представляется вам лирическая героиня в стихотворении Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски…»? (Свой ответ аргументируйте.)
С4. В каких произведениях русской лирической поэзии автор рисует образ идеальной возлюбленной, и как эти образы соотносятся с образом героини стихотворения М. Ю. Лермонтова «Из-под таинственной холодной полумаски…»?
Часть 3
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (C5.1, C5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1— С2.
Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! Виноват петербургский климат. Что касается до чина (ибо у нас, прежде всего, нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник[2], над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. <...>.
Имя его было Акакий Акакиевич.
Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове.
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» <...>
(Н. В. Гоголь «Шинель»)
Ответом к заданиям В1—В7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Ответ, содержащий набор цифр, считается правильным, если все цифры приведены верно, с соблюдением указанной последовательности.
81. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество Н. В. Гоголя?
Ответ: .
82. К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу относят Акакия Акакиевича?
Ответ.
83. Как называется исходная часть литературного произведения, в которой даются предварительные поясняющие сведения о героях, условиях их жизни и т. д.?
Ответ: .
84. Установите соответствие между гоголевскими персонажами и названиями произведений, героями которых они являются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ НАЗВАНИЕ
A) Хлестаков 1) «Шинель»
Б) Башмачкин 2) «Тарас Бульба»
B) Коробочка 3) «Ревизор»
4) «Мертвые души»
Ответ запишите цифрами в таблице. Ответ:
А |
Б |
В |
85. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности: «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным»?
Ответ: .
86. C помощью какого художественного приема автор подчеркивает незначительность Акакия Акакиевича: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения <...>даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»?
Ответ: ___________________
87. Укажите вид типизации, позволивший Гоголю создать почти карикатурный образ нелепого человечка, над которым другие герои «подсмеивались и острили».
Ответ: ___________________
Для выполнения заданий С1—С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
Cl. Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения?
С2. В каких произведениях русской литературы нашла выражение проблема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
* * ⅛
Прощаемся мы с матерями Задолго до крайнего срока — Еще в нашей юности ранней, Еще у родного порога,
Когда нам платочки, носочки
Уложат их добрые руки, А мы, опасаясь отсрочки, К назначенной рвемся разлуке.
Разлука еще безусловней Для них наступает попозже, Когда мы о воле сыновней Спешим известить их по почте.
И карточки им посылая Каких-то девчонок безвестных, От щедрой души позволяем Заочно любить их невесток.
А там — за невестками — внуки… И вдруг назовет телеграмма Для самой последней разлуки Ту старую бабушку мамой.
(А. Твардовский)
При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
88. Определите размер, которым написано стихотворение.
Ответ: .
89. Определите тип рифмовки.
Ответ: .
810. Как в литературоведении называется сочетание строк, объединенных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?
Ответ: .
811. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения:
1) метафора 2) эпитет 3) анафора 4) инверсия 5) повтор
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.
Ответ:
812. К какому тематическому жанру лирики относится это стихотворение?
Ответ: .
Для выполнения заданий СЗ—С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
СЗ. В чем, по-вашему, драматизм звучания этого стихотворения?
С4. Кто из русских поэтов создавал в своем творчестве образ матери и в чем их стихотворения схожи со стихотворением А. Твардовского?
Часть 3
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (C5.1, C5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
|
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1— В7; С1—С2.
— Василий Петрович, — сказал есаул, подойдя к майору: — Он не сдастся — я его знаю; а если дверь разломать, то много наших перебьет. Не прикажете ли лучше его пристрелить? в ставне щель широкая.
В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу.
— Погодите, — сказал я майору: — Я его возьму живого.
Велев есаулу завести с ним разговор и поставив у дверей трех казаков, готовых ее выбить и броситься мне на помощь при данном знаке, я обошел хату и приблизился к роковому окну: сердце мое сильно билось.
— Ах, ты, окаянный! — кричал есаул: — Что ты над нами смеешься, что ли? ал и думаешь, что мы с тобой не совладаем? — Он стал стучать в дверь изо всей силы: я, приложив глаз к щели, следил за движениями казака, не ожидавшего с этой стороны нападения, — и вдруг оторвал ставень и бросился в окно головой вниз. Выстрел раздался у меня над самым ухом, пуля сорвала эполет. Но дым, наполнивший комнату, помешал моему противнику найти шашку, лежавшую возле него. Я схватил его за руки; казаки ворвались, и не прошло трех минут, как преступник был уж связан и отведен под конвоем. Народ разошелся, офицеры меня поздравляли — и точно, было с чем. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем, или нет?.. И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..
Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится — а смерти не минуешь!
Возвратясь в крепость, я рассказал Максиму Максимычу все, что случилось со мною и чему был я свидетель, и пожелал узнать его мнение насчет предопределения. Он сначала не понимал этого слова, но я объяснил его как мог, и тогда он сказал, значительно покачав головою:
— Да-с, конечно-с! Это штука довольно мудреная!.. Впрочем, эти азият — ские курки часто осекаются, если дурно смазаны, или недовольно крепко прижмешь пальцем. Признаюсь, не люблю я также винтовок черкесских; они как-то нашему брату неприличны: приклад маленький, — того и гляди, нос обожжет… Зато уж шашки у них — просто мое почтение!
Потом он примолвил, несколько подумав:
— Да, жаль беднягу… Черт же его дернул ночью с пьяным разговаривать!.. Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано!..
Больше я от него ничего не мог добиться: он вообще не любит метафизических прений.
(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
Ответом к заданиям B1— B7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Ответ, содержащий набор цифр, считается правильным, если все цифры приведены верно, с соблюдением указанной последовательности.
81. Как называется глава (повесть) романа М. Ю. Лермонтова, фрагмент из которой вы прочитали?
Ответ: .
82. В бланк ответа впишите словосочетание, которое в данном фрагменте является оценкой внутреннего, психологического состояния героя, решившего «испытать судьбу».
Ответ: .
83. Укажите фамилию персонажа, говорящего: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает».
Ответ: .
84. Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в романе Лермонтова «Герой нашего времени», и деталями их портретных характеристик.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ |
ДЕТАЛИ ПОРТРЕТА |
А) Максим Максимыч |
1) белокурые волосы, но темные брови, |
Б) Григорий Печорин |
Тонкий стан и широкие плечи «доказы |
В) Byлич |
Вали крепкое сложение» 2) худ, и слаб, как ребенок; «одна нога была у него короче другой, как у Байрона» 3) высокий рост, черные волосы, проницательные глаза, «печать смерти на |
Лице»»
4) лет пятидесяти; «смуглый цвет лица показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем»
Ответ запишите цифрами в таблице.
Ответ:
А |
Б |
В |
85. К какому известному в литературоведении социально-психологическому типу традиционно относят главного героя лермонтовского романа?
Ответ: .
86. Укажите термин, которым обозначают способ отображения внутренних, душевных переживаний лермонтовского героя: его стремление к максимальному самовыражению и самоанализу, дневниковый характер повествования и т. д.
Ответ: .
87. Как в литературном произведении называют разговор двух (или более) персонажей между собой?
Ответ: .
Для выполнения заданий С1— С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
Cl. В чем разница и в чем сходство объяснений, которые дают трагическим событиям повести Печорин и Максим Максимыч?
С2. В каких произведениях классической русской литературы так или иначе звучит тема судьбы, предопределения и как эти произведения соотносятся с романом Лермонтова «Герой нашего времени»?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
⅛ * *
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда,— Слишком были такими недавними Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится Наше поле, луга и лес, Принакрытые сереньким ситцем Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею И пропасть не хотел бы в глуши, Но, наверно, навеки имею Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей C их курлыканьем в тощие дали, Потому что в просторах полей Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь, Да ракитник, кривой и безлистый, Да разбойные слышали свисты, От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить, Все равно не могу научиться, И под этим дешевеньким ситцем Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями, Не забыть мне тебя никогда.
(CA. Есенин)
При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
88. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда»)?
Ответ: .
89. Как называется прием очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении?
Ответ: .
810. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков и придающий стиху особую музыкальность?
Ответ: .
811. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения:
1) метафора 4) инверсия
2) эпитет 5) повтор
3) анафора
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.
Ответ:
812. Определите трехсложный размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина.
Ответ: .
Для выполнения заданий СЗ—С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
СЗ. В каких образах стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями»
воплощены представления лирического героя о «малой родине»?
С4. В произведениях каких русских поэтов главным мотивом является любовь к родине и что сближает их со стихотворением Есенина?
Часть 3
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
С5.1. Что такое «хлестаковщина»? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)
С5.2. Как в лирике Н. А. Некрасова совмещаются мотивы высокого предназначения поэзии и тема служения народу?
С5.3. Как вы понимаете слова поэта М. Кульчицкого: «Не до ордена. // Была бы Родина…»? (По 1—2 произведениям писателей XX века о Великой Отечественной войне.)
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
— Угодно вам заряжать? — спросил Павел Петрович, вынимая из ящика пистолеты.
— Нет; заряжайте вы, а я шаги отмеривать стану. Ноги у меня длиннее, — прибавил Базаров с усмешкой. — Раз, два, три…
— Евгений Васильич, — с трудом пролепетал Петр (он дрожал, как в лихорадке), — воля ваша, я отойду.
— Четыре… пять… Отойди, братец, отойди; можешь даже за дерево стать и уши заткнуть, только глаз не закрывай; а повалится кто, беги подымать. Шесть… семь… восемь… — Базаров остановился. — Довольно? — промолвил он, обращаясь к Павлу Петровичу, — или еще два шага накинуть?
— Как угодно, — проговорил тот, заколачивая вторую пулю.
— Ну, накинем еще два шага. — Базаров провел носком сапога черту по земле. — Вот и барьер. А кстати: на сколько шагов каждому из нас от барьера отойти? Это тоже важный вопрос. Вчера об этом не было дискуссии.
— Я полагаю, на десять, — ответил Павел Петрович, подавая Базарову оба пистолета. — Соблаговолите выбрать.
— Соблаговоляю. А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта.
— Вам все желательно шутить, — ответил Павел Петрович. — Я не отрицаю странности нашего поединка, но я считаю долгом предупредить вас, что я намерен драться серьезно. A bon entendeur, salut![3]
— О! я не сомневаюсь в том, что мы решились истреблять друг друга; но почему же не посмеяться и не соединить utile dulci?[4]Так-то: вы мне по — французски, а я вам по-латыни.
— Я буду драться серьезно, — повторил Павел Петрович и отправился на свое место. Базаров, со своей стороны, отсчитал десять шагов от барьера и остановился.
— Вы готовы? — спросил Павел Петрович.
— Совершенно.
— Можем сходиться.
Базаров тихонько двинулся вперед, и Павел Петрович пошел на него, заложив левую руку в карман и постепенно поднимая дуло пистолета… «Он мне прямо в нос целит, — подумал Базаров, — и как щурится старательно, разбойник! Однако это неприятное ощущение. Стану смотреть на цепочку его часов…» Что-то резко зыкнуло около самого уха Базарова, и в то же мгновенье раздался выстрел. «Слышал, стало быть, ничего», — успело мелькнуть в его голове. Он ступил еще раз и, не целясь, подавил пружинку.
Павел Петрович дрогнул слегка и хватился рукою за ляжку. Струйка крови потекла по его белым панталонам.
Базаров бросил пистолет в сторону и приблизился к своему противнику.
— Вы ранены? — промолвил он.
— Вы имели право подозвать меня к барьеру, — проговорил Павел Петрович, — а это пустяки. По условию каждый имеет еще по одному выстрелу.
— Ну, извините, это до другого раза, — отвечал Базаров и обхватил Павла Петровича, который начинал бледнеть. — Теперь я уже не дуэлист, а доктор и прежде всего должен осмотреть вашу рану. Петр! поди сюда, Петр! куда ты спрятался?
— Все это вздор… Я не нуждаюсь ни в чьей помощи, — промолвил с расстановкой Павел Петрович, — и… надо… опять… — Он хотел было дернуть себя за ус, но рука его ослабела, глаза закатились, и он лишился чувств.
— Вот новость! Обморок! C чего бы! — невольно воскликнул Базаров, опуская Павла Петровича на траву. — Посмотрим, что за штука? — Он вынул платок, отер кровь, пощупал вокруг раны… — Кость цела, — бормотал он сквозь зубы, — пуля прошла неглубоко насквозь, один мускул, vastus externus[5], задет. Хоть пляши через три недели!.. А обморок! Ох, уж эти мне нервные люди! Вишь, кожа-то какая тонкая.
— Убиты-с? — прошелестел за его спиной трепетный голос Петра.
Базаров оглянулся.
— Ступай за водой поскорее, братец, а он нас с тобой еще переживет.
Базаров встряхнул Петра за ворот и послал его за дрожками.
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
Ответом к заданиям В1— В7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Ответ, содержащий • набор цифр, считается правильным, если все цифры приведены верно, с соблюдением указанной последовательности.
81. Назовите литературное направление, основные принципы которого нашли воплощение в творчестве И. С. Тургенева.
Ответ: .
82. Какой художественный прием скрытой насмешки использован в описании поведения этих героев романа Тургенева «Отцы и дети»?
Ответ: .
83. Как называется прием противопоставления, определивший взаимоотношения Базарова и Павла Петровича, их роль в системе образов романа?
Ответ:, .
84. Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте романа, и чертами их характера.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
1) боязливость, простодушие
2) высокомерие, склонность к хандре
3) доброжелательность, восторженность
4) ироничность, стремление к независимости
Ответ запишите цифрами в таблице. Ответ:
А |
Б |
В |
85. Каким термином называют острое столкновение взглядов и идейных позиций героев, лежащее в основе развития сюжета?
Ответ: .
86. Как называется выразительная подробность, при помощи которой писатель создает художественные образы героев («белые панталоны» Павла Петровича, «сапоги» Базарова)?
Ответ: .
87. Памяти какого известного русского критика посвятил И. С. Тургенев роман «Отцы и дети»?
Ответ: .
Для выполнения заданий С1— С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
Cl. Согласны ли вы с утверждением, что дуэль Базарова и П. П. Кирсанова изображена как нелепость? (Аргументируйте свою позицию.)
С2. В каких произведениях русской литературы встречаются описания поединков между героями и как эти эпизоды соотносятся со сценой из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
Часть 2
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.
И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны…
(НА. Некрасов)
При выполнении заданий В8—В12 запишите ваш ответ в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
88. Определите тематическую принадлежность этого стихотворения.
Ответ: .
89. Укажите средство иносказательной выразительности, которое помогает Н. А. Некрасову передать чувства лирического героя.
Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…
Ответ: .
810. Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?
Ответ: .
811. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения:
1) метафора 4) гипербола
2) эпитет 5) повтор
3) антитеза
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.
Ответ:
812. Какой тип рифмовки использовал поэт в 1-м четверостишии стихотворения «Я не люблю иронии твоей»?
Ответ: .
Для выполнения заданий СЗ—С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.
СЗ. В чем, по-вашему, драматизм звучания любовной темы в данном стихотворении?
С4. Кто из русских поэтов близок Н. А. Некрасову в изображении сложных отношений между мужчиной и. женщиной?
C5.11 I |
C5.2∣’……… ~l |
C5.3l…………… I |
Часть 3 |
Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (C5.1, C5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. |
С5.1. Как характеризуют Печорина его представления о свободе, дружбе и любви? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) С5.2. Почему Н. А. Некрасов называл свою поэтическую музу — музой «мести и печали»? С5.8. Как в произведениях А. И. Солженицына раскрывается тема исторической памяти? |
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Сердце Аркадия понемногу сжималось. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей — и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами… «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»
Так размышлял Аркадий… а пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка, все — деревья, кусты и травы; повсюду нескончаемыми, звонкими струйками заливались жаворонки; чибисы то кричали, виясь над низменными лугами, то молча перебегали по кочкам; красиво чернея в нежной зелени еще низких яровых хлебов, гуляли грачи; они пропадали во ржи, уже слегка побелевшей, лишь изредка выказывались их головы в дымчатых ее волнах. Аркадий глядел, глядел, и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления… Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял.
— Теперь уж недалеко, — заметил Николай Петрович, — вот стоит только на эту горку подняться, и дом будет виден. Мы заживем с тобой на славу, Аркаша; ты мне помогать будешь по хозяйству, если только это тебе не наскучит. Нам надобно теперь тесно сойтись друг с другом, узнать друг друга хорошенько, не правда ли?
— Конечно, — промолвил Аркадий, — но что за чудный день сегодня!
— Для твоего приезда, душа моя. Да, весна в полном блеске. А впрочем, я согласен с Пушкиным — помнишь, в Евгении Онегине:
Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна, пора любви!
Какое…
— Аркадий! — раздался из тарантаса голос Базарова, — пришли мне спичку, нечем трубку раскурить.
Николай Петрович умолк, а Аркадий, который начал было слушать его не без некоторого изумления, но и не без сочувствия, поспешил достать из кармана серебряную коробочку со спичками и послал ее Базарову с Петром.
(И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
Ответом к заданиям В1—В7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
Ответ, содержащий набор цифр, считается правильным, если все цифры приведены верно, с соблюдением указанной последовательности.
81. К какому литературному роду относится произведение, из которого взят фрагмент?
Ответ: .
82. Укажите название литературного направления, в рамках которого работал И. С. Тургенев.
Ответ: .
83. Назовите художественный прием, использованный автором в следующей фразе: «Как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты».
Ответ: .
84. Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
1) навсегда уехал из Москвы за границу
2) женился на Фенечке и «попал в мировые посредники»
3) умер и был похоронен на сельском кладбище
4) женился на Кате и «сделался рьяным хозяином» фермы
Ответ запишите цифрами в таблице. Ответ:
А |
Б |
В |
85. Назовите средство художественной изобразительности, широко используемое автором в приведенном фрагменте («грозные, смертоносные когти», «безотрадная, бесконечная зима» т. п.).
Ответ: .
86. Как называются особый тип вопросов, не требующих ответа: «Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?..»
Ответ: .
87. Какой прием скрытого противопоставления, использует писатель в предложении «…а пока он размышлял, весна брала свое»?
Ответ: .
Для выполнения заданий С1—С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный обоснованный ответ на вопрос (5—10 предложений).
Cl. Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте?