Ответом к заданиям 1-20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1. К глобальным проблемам человечества относится
1) взаимовлияние народов, культурное заимствование
2) появление модифицированных продуктов питания
3) увеличение количества локальных конфликтов
4) использование патриархальных технологий ведения сельского хозяйства
Ответ:
2. «Второй природой» называют
1) культуру
2) общество
3) космос
4) духовную сферу
Ответ:
Старшеклассники при помощи учителей обучают подростков работать на компьютере. Субъектом данной деятельности является(-ются)
1) компьютерная грамотность подростков
2) старшеклассники, обучающие подростков
3) компьютерные программы
4) учителя, следящие за процессом обучения
Ответ:
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и человека?
А. Природа — предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях.
Б. Если скорость изменения окружающей природной среды превысит приспособительные возможности организма человека, то могут наступить патологические явления, ведущие в конечном счете к гибели людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
5. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
1) коммуникация, конфликты
2) наука, образование
3) пособия, кредиты
4) малыегруппы, социальные страты
Ответ:
6. Верны ли следующие суждения о профессиональном образовании?
А. Без фундамента основного общего образования современные профессиональные знания не могут быть усвоены.
Б. Профессиональное образование можно получить как в средних, так и в высших учебных заведениях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
7. Отличительной чертой рыночной экономической системы является(-ются)
1) конкуренция производителей за доминирование на рынке товаров и услуг
2) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
3) наличие государственной собственности почти на все экономические ресурсы
4) незначительные темпы экономического роста
Ответ:
Видом налога, взимаемого с физических лиц, является
1) налог на имущество предприятий
2) налог на имущество
3) акциз
4) налогна прибыль
Ответ:
9. В каком из приведенных примеров речь идет об индивидуальной предпринимательской деятельности?
1) Выйдя на пенсию, гражданка А. уехала в деревню и с удовольствием занялась огородничеством, снабжая своих детей и внуков вкусными заготовками.
2) Студентка Ф. вместе с подругой вышивают скатерти, но поскольку девушки официально не зарегистрировали свою деятельность, их товар раскупают только друзья и знакомые.
3) Каждый год с открытием сезона охоты гражданин Ш. покупает лицензию и отправляется на любимый промысел, плодами которого затем наслаждается вся семья.
4) Гражданка К. сдает в аренду квартиру, полученную по наследству от бабушки, и добросовестно уплачивает налоги с получаемой прибыли.
Ответ:
10. Верны ли следующие суждения о торговле?
А. Торговля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров.
Б. Торговый обмен обычно производится с помощью денег, но существует и безденежная торговля.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
1) претензии человека на исключительное положение в той или иной социальной группе
2) отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций
3) ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе
4) положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей
Ответ:
12. В каком из приведенных случаев речь идет о горизонтальной социальной мобильности?
1) жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира
2) тракторист перешел работать на ту же должность в другое фермерское хозяйство
3) по решению руководства завода гражданин Р. стал начальником цеха
4) выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр Ответ:
13. Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья является социальным институтом — она создает новых членов общества.
Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества в урегулировании конфликтов между его членами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Требования политической власти распространяются на
1) членов правительства и парламента
2) всех граждан государства
3) совершеннолетних граждан
4) всехлюдей, проживающих в государстве
Ответ:
15. К непосредственным проявлениям политической жизни относится
1) банкротство предприятий
2) усиление социальной дифференциации
3) отклонение президентом закона, принятого парламентом
4) восстановление разрушенных храмов
Ответ:
16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Чтобы государство хорошо защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.
Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) вернотолько Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
Норма права в отличие от нормы морали
1) регулирует поведение людей
2) является правилом
3) не имеет письменного оформления
4) обеспечивается силой государства
Ответ:
18. Конституция называется Основным законом потому, что
1) на ней приносит клятву Президент
2) она обладает высшей юридической силой
3) она принимается на референдуме
4) она является символом демократии
Ответ:
19. Мама Светланы подала заявление о приеме на работу. Какая отрасль права будет регулировать возникшее правоотношение?
1) гражданское право 3) государственное право
2) трудовое право 4) предпринимательское право
Ответ:
20. Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?
А. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Б. Президент РФ имеет право наложить вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) вернотолько Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
21. Гражданин Д. должен был помочь товарищу, попавшему в сложную ситуацию. Но чтобы выполнить свои моральные обязательства, ему нужен был один день отпуска за свой счет, и с этой просьбой он решил обратиться к начальнику отдела. Вместе с тем гражданин Д. понимал, что согласно Трудовому кодексу начальник отдела может и отказать в его просьбе.
Сравните два вида социальных норм, с которыми столкнулся гражданин Д.: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов социальных норм, а во вторую колонку — порядковые номера, различающие социальные нормы.
1) являются социальными регуляторами
2) защищаются государством
3) поддерживаются добровольно
4) упорядочивают жизнь людей
Общее для обоих видов социальных норм |
Различия в социальных нормах |
||
22. Установите соответствие между экономическими процессами и примерами, их иллюстрирующими: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ
A) часть произведенной продукции фабрика игрушек доставила в детский дом
Б) известная оперная певица дала благотворительный концерт, средства от которого будут перечислены на счет детской больницы в ее родном городе
B) тренер по фигурному катанию разработал программу тренировок для своей ученицы, которую специалисты оценивали как восходящую звезду
Г) художники фабрики разработали дизайн новой мягкой игрушки для дошкольников от 3 до 5 лет
Д) издательство выпустило детективный роман модного автора
E) часть произведенных комбайнов завод поставил в Краснодарский край, а часть — в Новосибирскую область
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
E |
Ответ: |
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
В стране Z с 2000 г. проводятся экономические реформы, направленные на переход от командной экономики к рыночной. В 2010 г. в стране было проведено социологическое исследование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как отразились экономические реформы на вашем уровне жизни?»
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уровень жизни трети опрошенных граждан за 10 лет экономических реформ не изменился.
2) Уровень жизни каждого десятого из опрошенных граждан сильно ухудшился в сравнении с 2000 г.
3) Реформы улучшили уровень жизни каждого пятого опрошенного.
4) Отметили, что ничего не изменилось и что реформы ухудшили их уровень жизни, приблизительно одинаковое число граждан.
5) Затруднился оценить влияние реформ на свой уровень жизни каждый пятый опрошенный.
Ответ:.
24. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономические реформы в стране Z потерпели неудачу.
2) Правительству страны Z следует проводить социально ориентированную политику.
3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.
4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях перехода к рынку.
5) Правительству страны Z следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.
Ответ:.
25. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Общественное мнение далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма. (Б) Термин «общественное мнение» в его современном значении впервые появляется в конце XIX в. в работе французского социолога Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». (В) Как показывают опросы граждан России, значительная часть наших соотечественников испытывает недоверие к социологиче — ским данным, касающимся изучения общественного мнения.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
А |
Б |
В |
Ответ: |
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26-31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (26, 27 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Обычно деньгам предписывают сразу несколько ролей и функций. Во-первых, они выступают средством обмена, таким образом устраняя недостатки, присущие бартеру. В качестве единицы счета они упрощают оценку и следующие за ней вычисления. Деньги позволяют запасать ценность, а значит, открывают путь для сделок, растянутых во времени и пространстве.
Чтобы успешно справляться со своими задачами, деньги должны быть одновременно широко доступными, недорогими в использовании, долговечными, легко делимыми, удобными для переноски и надежными. Золото, серебро и бронза удовлетворяют почти всем требованиям, и именно поэтому на протяжении тысячелетий эти металлы считались идеальным материалом для изготовления денег.
Сегодня мы более или менее довольны бумажными деньгами, как в общем и монетами. А уж они сделаны из настоящего мусора. Что еще удивительнее, мы радостно пользуемся деньгами, которые вообще не можем увидеть. Нынешние электронные деньги проделывают путь от работодателя до нашего счета в банке, а затем и до наших любимых магазинов, ни разу не принимая вещественную форму.
Деньги — это прежде всего вопрос уверенности в том, кто нам платит, кто выпускает получаемые нами деньги, наконец уверенности в том, что конкретное учреждение выполнит принятые на себя обязательства. Деньги — не металл. Они — само доверие. И неважно, воплощено оно в серебре или глине, на бумаге или экране жидкокристаллического дисплея. Деньгами может быть что угодно, от ракушек племени каури на Мальдивах до громадных каменных дисков на тихоокеанских островах.
Есть и другая точка зрения на суть денег. Ее сторонники считают, что истинные деньги — драгоценные металлы, а бумажные обещания только потому и принимаются в качестве денег, что они являют собой воплощение денег металлических. В противном случае они лишь самозванцы. Поэтому предложение денег должно быть привязано к количеству золотых монет и слитков в Центральном банке.
(Н. Фергюсон)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Какие три вида современных денег упоминаются в тексте?
28. Какие свойства золота, серебра и бронзы позволяли долгое время считать их лучшим материалом для изготовления денег? Назовите два любых свойства и конкретизируйте каждое из них.
29. Какие три функции денег названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.
30. Автор утверждает, что деньги — это в первую очередь вопрос уверенности в том, кто, в частности, выпускает деньги. Какая организация в нашей стране осуществляет эмиссию (выпуск) денег? Опираясь на полученные знания, укажите еще одну функцию этой организации.
31. В тексте приводятся две точки зрения на роль золота в денежном обращении. Сформулируйте их. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите аргумент в пользу той из них, которая вам представляется более правильной.