Рубрики
ОГЭ по Обществознанию

Ответом к заданиям 1-20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа

Ответом к заданиям 1-20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.

1. К глобальным проблемам человечества относится

1) взаимовлияние народов, культурное заимствование

2) появление модифицированных продуктов питания

3) увеличение количества локальных конфликтов

4) использование патриархальных технологий ведения сельского хозяйства

Ответ:

2. «Второй природой» называют

1) культуру

2) общество

3) космос

4) духовную сферу

Ответ:

Старшеклассники при помощи учителей обучают подростков работать на компьютере. Субъектом данной деятельности является(-ются)

1) компьютерная грамотность подростков

2) старшеклассники, обучающие подростков

3) компьютерные программы

4) учителя, следящие за процессом обучения

Ответ:

4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и человека?

А. Природа — предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причем полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных усло­виях.

Б. Если скорость изменения окружающей природной среды превысит приспособитель­ные возможности организма человека, то могут наступить патологические явления, ведущие в конечном счете к гибели людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

5. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании ду­ховной сферы общества?

1) коммуникация, конфликты

2) наука, образование

3) пособия, кредиты

4) малыегруппы, социальные страты

Ответ:

6. Верны ли следующие суждения о профессиональном образовании?

А. Без фундамента основного общего образования современные профессиональные зна­ния не могут быть усвоены.

Б. Профессиональное образование можно получить как в средних, так и в высших учебных заведениях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

7. Отличительной чертой рыночной экономической системы является(-ются)

1) конкуренция производителей за доминирование на рынке товаров и услуг

2) непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра

3) наличие государственной собственности почти на все экономические ресурсы

4) незначительные темпы экономического роста

Ответ:

Видом налога, взимаемого с физических лиц, является

1) налог на имущество предприятий

2) налог на имущество

3) акциз

4) налогна прибыль

Ответ:

9. В каком из приведенных примеров речь идет об индивидуальной предпринимательской деятельности?

1) Выйдя на пенсию, гражданка А. уехала в деревню и с удовольствием занялась ого­родничеством, снабжая своих детей и внуков вкусными заготовками.

2) Студентка Ф. вместе с подругой вышивают скатерти, но поскольку девушки офици­ально не зарегистрировали свою деятельность, их товар раскупают только друзья и знакомые.

3) Каждый год с открытием сезона охоты гражданин Ш. покупает лицензию и отправ­ляется на любимый промысел, плодами которого затем наслаждается вся семья.

4) Гражданка К. сдает в аренду квартиру, полученную по наследству от бабушки, и добросовестно уплачивает налоги с получаемой прибыли.

Ответ:

10. Верны ли следующие суждения о торговле?

А. Торговля — отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров.

Б. Торговый обмен обычно производится с помощью денег, но существует и безденеж­ная торговля.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

1) претензии человека на исключительное положение в той или иной социальной группе

2) отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций

3) ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе

4) положение человека в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обя­занностей

Ответ:

12. В каком из приведенных случаев речь идет о горизонтальной социальной мобильности?

1) жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира

2) тракторист перешел работать на ту же должность в другое фермерское хозяйство

3) по решению руководства завода гражданин Р. стал начальником цеха

4) выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр Ответ:

13. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья является социальным институтом — она создает новых членов общества.

Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности обще­ства в урегулировании конфликтов между его членами.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Требования политической власти распространяются на

1) членов правительства и парламента

2) всех граждан государства

3) совершеннолетних граждан

4) всехлюдей, проживающих в государстве

Ответ:

15. К непосредственным проявлениям политической жизни относится

1) банкротство предприятий

2) усиление социальной дифференциации

3) отклонение президентом закона, принятого парламентом

4) восстановление разрушенных храмов

Ответ:

16. Верны ли следующие суждения о разделении властей?

А. Чтобы государство хорошо защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.

Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического госу­дарства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) вернотолько Б 4) оба суждения неверны

Ответ:

Норма права в отличие от нормы морали

1) регулирует поведение людей

2) является правилом

3) не имеет письменного оформления

4) обеспечивается силой государства

Ответ:

18. Конституция называется Основным законом потому, что

1) на ней приносит клятву Президент

2) она обладает высшей юридической силой

3) она принимается на референдуме

4) она является символом демократии

Ответ:

19. Мама Светланы подала заявление о приеме на работу. Какая отрасль права будет регу­лировать возникшее правоотношение?

1) гражданское право 3) государственное право

2) трудовое право 4) предпринимательское право

Ответ:

20. Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?

А. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и граж­данина.

Б. Президент РФ имеет право наложить вето на закон, принятый Федеральным Собра­нием РФ.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) вернотолько Б 4) оба суждения неверны

Ответ:

Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­сте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

21. Гражданин Д. должен был помочь товарищу, попавшему в сложную ситуацию. Но что­бы выполнить свои моральные обязательства, ему нужен был один день отпуска за свой счет, и с этой просьбой он решил обратиться к начальнику отдела. Вместе с тем граж­данин Д. понимал, что согласно Трудовому кодексу начальник отдела может и отказать в его просьбе.

Сравните два вида социальных норм, с которыми столкнулся гражданин Д.: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, об­щие для обоих видов социальных норм, а во вторую колонку — порядковые номера, различающие социальные нормы.

1) являются социальными регуляторами

2) защищаются государством

3) поддерживаются добровольно

4) упорядочивают жизнь людей

Общее для обоих видов социальных норм

Различия в социальных нормах

22. Установите соответствие между экономическими процессами и примерами, их иллюст­рирующими: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) часть произведенной продукции фабрика игрушек доста­вила в детский дом

Б) известная оперная певица дала благотворительный кон­церт, средства от которого будут перечислены на счет дет­ской больницы в ее родном городе

B) тренер по фигурному катанию разработал программу тре­нировок для своей ученицы, которую специалисты оцени­вали как восходящую звезду

Г) художники фабрики разработали дизайн новой мягкой игрушки для дошкольников от 3 до 5 лет

Д) издательство выпустило детективный роман модного авто­ра

E) часть произведенных комбайнов завод поставил в Красно­дарский край, а часть — в Новосибирскую область

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

E

Ответ:

Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.

В стране Z с 2000 г. проводятся экономические реформы, направленные на переход от командной экономики к рыночной. В 2010 г. в стране было проведено социологическое ис­следование. Совершеннолетним гражданам задавали вопрос: «Как отразились экономические реформы на вашем уровне жизни?»

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

23. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Уровень жизни трети опрошенных граждан за 10 лет экономических реформ не из­менился.

2) Уровень жизни каждого десятого из опрошенных граждан сильно ухудшился в срав­нении с 2000 г.

3) Реформы улучшили уровень жизни каждого пятого опрошенного.

4) Отметили, что ничего не изменилось и что реформы ухудшили их уровень жизни, приблизительно одинаковое число граждан.

5) Затруднился оценить влияние реформ на свой уровень жизни каждый пятый опро­шенный.

Ответ:.

24. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментирова­ны в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результа­тов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Экономические реформы в стране Z потерпели неудачу.

2) Правительству страны Z следует проводить социально ориентированную политику.

3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся со­циально-экономическим условиям.

4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях пере­хода к рынку.

5) Правительству страны Z следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.

Ответ:.

25. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Общественное мнение далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма. (Б) Термин «общественное мнение» в его современ­ном значении впервые появляется в конце XIX в. в работе французского социолога Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». (В) Как показывают опросы граждан Рос­сии, значительная часть наших соотечественников испытывает недоверие к социологиче — ским данным, касающимся изучения общественного мнения.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (26-31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сна­чала номер задания (26, 27 и т. д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 26-31.

Обычно деньгам предписывают сразу несколько ролей и функций. Во-первых, они вы­ступают средством обмена, таким образом устраняя недостатки, присущие бартеру. В каче­стве единицы счета они упрощают оценку и следующие за ней вычисления. Деньги позво­ляют запасать ценность, а значит, открывают путь для сделок, растянутых во времени и пространстве.

Чтобы успешно справляться со своими задачами, деньги должны быть одновременно широко доступными, недорогими в использовании, долговечными, легко делимыми, удоб­ными для переноски и надежными. Золото, серебро и бронза удовлетворяют почти всем тре­бованиям, и именно поэтому на протяжении тысячелетий эти металлы считались идеальным материалом для изготовления денег.

Сегодня мы более или менее довольны бумажными деньгами, как в общем и монетами. А уж они сделаны из настоящего мусора. Что еще удивительнее, мы радостно пользуемся деньгами, которые вообще не можем увидеть. Нынешние электронные деньги проделывают путь от работодателя до нашего счета в банке, а затем и до наших любимых магазинов, ни разу не принимая вещественную форму.

Деньги — это прежде всего вопрос уверенности в том, кто нам платит, кто выпускает по­лучаемые нами деньги, наконец уверенности в том, что конкретное учреждение выполнит при­нятые на себя обязательства. Деньги — не металл. Они — само доверие. И неважно, воплощено оно в серебре или глине, на бумаге или экране жидкокристаллического дисплея. Деньгами мо­жет быть что угодно, от ракушек племени каури на Мальдивах до громадных каменных дисков на тихоокеанских островах.

Есть и другая точка зрения на суть денег. Ее сторонники считают, что истинные деньги — драгоценные металлы, а бумажные обещания только потому и принимаются в качестве де­нег, что они являют собой воплощение денег металлических. В противном случае они лишь самозванцы. Поэтому предложение денег должно быть привязано к количеству золотых мо­нет и слитков в Центральном банке.

(Н. Фергюсон)

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Какие три вида современных денег упоминаются в тексте?

28. Какие свойства золота, серебра и бронзы позволяли долгое время считать их лучшим материалом для изготовления денег? Назовите два любых свойства и конкретизируйте каждое из них.

29. Какие три функции денег названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.

30. Автор утверждает, что деньги — это в первую очередь вопрос уверенности в том, кто, в частности, выпускает деньги. Какая организация в нашей стране осуществляет эмис­сию (выпуск) денег? Опираясь на полученные знания, укажите еще одну функцию этой организации.

31. В тексте приводятся две точки зрения на роль золота в денежном обращении. Сформу­лируйте их. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите аргумент в пользу той из них, которая вам представляется более правильной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *