Функционально-смысловые типы речи — коммуникативно обусловленные типизированные разновидности монологической речи, к числу которых традиционно относятся описание, повествование и рассуждение.
Описание — Это тип речи, сущность которого сводится к выражению факта сосуществования предметов, их признаков в одно и то же время. Описание служит для подробной передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности. Например:
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. Сердце Аркадия понемногу сжимаюсь. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипапи траву по канавам, (И. С. Тургенев)
В содержании описательных текстов главное — предметы, свойства, качества, а не действия. Поэтому основную смысловую нагрузку несут имена существительные и прилагательные. Существительные относятся к конкретной лексике. Глагольные сказуемые в смысловом отношении либо ослаблены, стерты, либо имеют качественно-изобразительное значение. Для описания характерна однотипность форм сказуемого, которая является показателем статичности изображаемого. Наиболее частотны описания с единым планом настоящего времени или с единым планом прошедшего времени. Перечислительный смысл описательного текста часто передается параллельной связью предложений.
Наиболее характерные элементы описания:
1) общее представление о предмете;
2) отдельные признаки предмета;
3) авторская оценка, вывод, заключение.
Описательный текст может быть в форме любого стиля.
Повествование — Тип речи, предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Например:
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле. Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осматривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровий больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязан — ностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. (А. С. Пушкин)
На первом плане в содержании повествовательных фрагментов текста — порядок протекания действия. Каждое предложение обычно выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета. Основную смысловую нагрузку выполняют обычно глаголы совершенного вида, приставочные и бесприставочные, которые обозначают действия предельные, сменяющиеся. Для повествования характерна конкретная лексика. Ход событий акцентируется посредством обстоятельств времени. Повествование — тип речи, функционирующий прежде всего в художественных текстах и оформляющий рассказ о событиях, система которых составляет сюжет произведения.
Художественный повествовательный текст строится по определенной композиционной схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Рассуждение — Это тип речи, при помощи которого излагается, разъясняется, отрицается или подтверждается какая — либо мысль.
Для рассуждения характерны сложные предложения с обособленными оборотами, различными типами бессоюзной и союзной связи; предложения с союзами Однако, хотя, несмотря на, так как, потому что и др.; риторические вопросы, побудительные, вопросительные и восклицательные предложения. Этот тип речи отличается и своеобразной лексикой: употребляется больше слов, обозначающих отвлеченные понятия.
В тексте-рассуждении обычно выделяют три части:
1) тезис (высказывается основная мысль);
2) аргументация (эта мысль доказывается или, наоборот, опровергается);
3) вывод.
Пример:
Да стоит ли снова писать о стиле, предъявлять жесточайшие требования к мастерству писателя, к форме, к языку? Быть может, это лишь помешает нашей литературе полно и четко выражать комплекс идей? Я хорошо помню, как одна известная писательница несколько лет назад высказала мысль о том, что мы, литераторы, живем в новый стремительный век, пытаемся запечатлеть приметы эпохи, его идеи, и нам некогда отшлифовывать свои вещи, оттачивать стиль, — пусть читатель простит нам. И сейчас нет-нет да раздаются голоса, как бы успокаивающие молодых писателей: мол, мастерство — «дело наживное». И, говоря об этом, ссылаются на письмо Горького, забывая, в какие годы писалось оно. Разумеется, поверхностный читатель может простить несовершенство произведения. Но не простит время, не простит большой, требовательный читатель, не простит будущее, которое уже ожидающе-пристально смотрит на нас издалека. Уверен, что мы стоим на пороге необычайного подъема литературы. Ведь и сейчас заметно, как ярко обновляется искусство — ежегодно приходят в него молодые имена, заявляя о себе полновесно и сильно. И в литературе нашей появляется много индивидуальностей, появляются различные манеры письма, подчас очень точные и ёмкие. Но что есть критерий художественной формы? Где образец? Совершенно очевидно, единого образца не может быть в искусстве. Чехов не пытался писать, как Толстой, Бунин — как Чехов, Флобер — как Бальзак, Мопассан — как Флобер или Золя. Они с необычайной мощью выражали свое время и себя, обладая разными стилямц, разными темпераментами. Их объединяли правда и естественность образных средств, то есть художественных доказательств, особенного, индивидуального способа выражения действительности. Чем больше художник, тем ярче и своеобразнее его стиль. (Ю. Бондарев)
Троп — Это поэтический оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении для достижения большей выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий с целью пояснения одного из них при помощи другого.
Аллегория — иносказание, изображение отвлеченного понятия в конкретном образе. (Змея В баснях — воплощение коварства.)
Гипербола — чрезмерное преувеличение свойств предмета. («В сто сорок солнц Закат пылал». В. Маяковский)
Ирония — употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. («Гвоздин, Хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков». А. С. Пушкин)
Литота — непомерное преуменьшение свойств предмета (мужичок с ноготок)/
Метафора — переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. («Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани». С. Есенин)
Метонимия — слово или выражение, употребленное вместо другого, так как между обозначенными предметами просматривается тесная связь, принцип смежности. («И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ». М. Ю. Лермонтов)
Перифраза — замена слова или словосочетания оборотом речи, в котором указаны признаки названного предмета. (Петербург — северная столица, город на Неве)/
Повтор стилистический — повторение одних и тех же слов как особый стилистический прием для подчеркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски. («Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повез его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по чистой, помытой мостовой». Л. Н. Толстой)
Сравнение — сопоставление двух предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. («Буревестник с криком реет, черной молнии подобный». М. Горький)
Синекдоха — перенесение значения одного слова на другое на основе количественного отношения между ними; употребление названия целого вместо названия части и наоборот. («И слышно было до рассвета, как ликовал француз». М. Ю. Лермонтов)
Эпитет — художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. («Улыбнулись сонные березки». С. Есенин)
Фигуры речи — Это обороты, особые синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания.
Анафора — единоначатие, повторение отдельных слов или оборотов, или однотипных синтаксических конструкций в начале предложения или стихотворных строк, стоящих рядом. («Не напрасно дули ветры, // Не напрасно шла гроза». С. Есенин)
Антитеза — это оборот, в котором резко противопоставляются понятия, образы, мысли. («Где стол был яств, там гроб стоит». Г. Державин)
Бессоюзие — намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности, стремительности. («Швед, русский — колет, рубит, режет». А. С. Пушкин)
Градация — такое расположение слов (или отрезков предложения), при котором каждое последующее содержит усиливающее смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого впечатления. («Не сломлюсь, не дрогну, не устану, И Ни крупицы не прощу врагам». О. Берггольц)
Инверсия — нарушение обычного (прямого) порядка слов с целью усиления выразительности речи. («Сметливость его и тонкость чутья меня поразили». А. С. Пушкин)
Оксюморон — стилистическая фигура, состоящая в соединении в одном художественном образе двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. («С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив»? С. Есенин)
Риторический вопрос — вопрос, поставленный не для того, чтобы получить на него ответ, а для того, чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению. («Знаете ли вы украинскую ночь?» Н. В. Гоголь)
Риторическое обращение — обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т. д. («А вы, надменные потомки!» М. Ю. Лермонтов)
Умолчание — намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается о невысказанном. («По слушай: если я должна тебе. .. кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена». А. С. Пушкин).