Для ответов на задания 1, би 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2-5, 7-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании индустриального общества?
Предпринимательство; цифровая экономика; машинное производство; коллективные ценности; компьютерная революция.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2. В 1917 г. в российском обществе произошли коренные изменения. Этот процесс можно охарактеризовать как
1) реформу
2) революцию
3) эволюцию
4) глобализацию
Ответ:
3. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Деятельность человека имеет преобразующий характер.
Б. В процессе деятельности человек проявляет свои способности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. «Второй природой» называют
1) Культуру
2) Мораль
3) Общество
4) Духовную сферу
Ответ:
5. Верны ли следующие суждения о функциях религии?
А. Религия, как и наука, выполняет мировоззренческую функцию.
Б. Религия наряду с моралью и правом выполняет регулятивную функцию.
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны оба суждения
4) Оба суждения неверны
Ответ:
6. Блуждая в поисковых системах Интернета, Вадим обнаружил такое рекламное объявление: «Получите деньги уже сегодня без лишних вопросов. Моментальный заём до 200 000 рублей по паспорту. Одобрение автоматом». Объявление его заинтересовало, поскольку для скорейшего завершения ремонта квартиры он готов был взять кредит. Однако некоторые моменты его насторожили, и он не стал обращаться в эту микрофинансовую организацию.
Укажите две позиции рекламного объявления, которые вызвали справедливое недоверие потенциального заёмщика.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
7. Государство в рыночной экономике
1) Определяет ассортимент товаров и объём их производства
2) Проводит антимонопольную политику
3) Распределяет средства производства
4) Определяет количество работающих на предприятиях
8. Гражданин Д. занялся предпринимательской деятельностью. Что является отличительным признаком предпринимательства?
1) необходимость платить налоги
2) цель — получение прибыли
3) необходимость много трудиться
4) возможность быстро заработать
Ответ:
9. Верны ли следующие суждения о производительности труда?
А. Повышению производительности труда способствует техническое обновление производства.
Б. Производительность труда — это количество продукции, произведённое в единицу времени.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ:
10. Отличительной особенностью малой группы является то, что
1) её участники имеют общие социальные интересы
2) она представляет собой совокупность взаимодействующих людей, осуществляющих совместную деятельность
3) она представляет собой более или менее устойчивое и целостное социальное образование
4) члены малой группы находятся в эмоционально близких,
Прочных и интенсивных взаимодействиях
Ответ:
11. Верны ли следующие суждения о социализации?
А. Процесс социализации заканчивается в юности.
Б. Функцию первичной социализации выполняет семья.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
12. Социологической службой был проведён опрос молодых людей относительно того, какие признаки семьи свидетельствуют о её благополучии.
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Й Материальное благополучие. Дружба и взаимопонимание ■ Наличие детей, не менее двух ] Любовь между супругами
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
13. К признакам государства относится
1) публичная власть
2) международная деятельность
3) государственная религия
4) наличие конституции
Ответ:
14. Верны ли следующие суждения о народовластии в Российской Федерации?
А. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.
Б. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
15. Установите соответствие между социальными явлениями и сферами общественной жизни: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
СФЕРЫ
ОБЩЕСТВЕННОЙ
ЖИЗНИ
A) Религиозные верования
Б) процесс обмена и распределения
Материальных благ
B) художественное творчество
Г) материальное производство
Д) производство услуг
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
16. Среди перечисленных источников права высшую юридическую силу имеет
1) Указ Президента РФ
2) Конституции республик РФ
3) Конституция РФ
4) Устав края РФ
Ответ:
17. Совершеннолетние граждане РФ Вячеслав и Марина приняли решение заключить брак, однако в органе ЗАГС получили отказ. Укажите возможную причину отказа.
1) Вячеслав не предоставил свидетельство о расторжении ранее заключённого брака.
2) Марина и Вячеслав проживают в разных субъектах Федерации.
3) Вячеслав не имеет профессионального образования.
4) У Марины есть ребёнок от первого брака.
18. Верны ли следующие суждения об эмансипации?
А. Эмансипация — это объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным.
Б. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
19. Гражданка иностранного государства приехала на заработки в Россию. Она заключила трудовой договор с российской фирмой. Какие права Конституция РФ гарантирует ей наравне с гражданами России, а какими правами она воспользоваться не сможет?
Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера прав, которые имеют все, проживающие на территории России, а во вторую колонку — порядковые номера прав, которыми могут пользоваться только граждане нашей страны.
1) право на презумпцию невиновности
2) право избирать и быть избранными
3) право проводить демонстрации, шествия и пикетирование
4) право на получение квалифицированной юридической помощи
Общие права |
Права, которыми обладают только граждане РФ |
||
20. Заполните пропуск в таблице.
Метод познания |
Характеристика |
Наблюдение |
Сбор информации о явлениях и процессах без вмешательства исследователя в происходящие события |
… |
Изучение явления или процесса в условиях, специально созданных и контролируемых исследователем |
Ответ:,
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Правительства стран вместе с их высшими законодательными органами определяют «правила игры» экономических агентов: домашних хозяйств, фирм и госпредприятий на рынке. Прежде всего это касается защиты прав собственности: определение прав частной собственности; обеспечение правового статуса фирм; обеспечение гарантий выполнения контрактов; регулирование отношений между потребителями, производителями и ресурсовладельцами.
Кроме того, правительство должно предоставлять многочисленные услуги по защите собственности людей, фирм, госпредприятий.
Важную роль в правовом отношении имеет поддержка конкуренции. Конкуренция — важнейшее условие существования рыночной системы. При уменьшении количества продавцов каждый из них получает возможность влиять на рыночную цену, следствием чего часто являются монопольные прибыли. Потребитель платит более высокие цены за меньшее количество, то есть происходит сбой в распределении ресурсов. Во многих странах существует антимонопольное законодательство, а государство создаёт специальные органы для его исполнения.
Хотя в большинстве рыночных экономик принимаются законы и создаются органы по стимулированию конкуренции, экономисты в целом согласны с тем, что в стране возможно появление некоторых естественных монополий, обусловленных производственно-технологическими факторами или такой ситуацией, когда общий уровень спроса на рынке невелик. Если одна компания способна удовлетворить весь спрос при меньших издержках, чем у множества компаний в конкурентной среде, то теоретически государству выгоднее регулировать деятельность этой компании в целях недопущения сверхприбылей, нежели поощрять конкуренцию. Типичным примером естественных монополий является деятельность коммунальных служб, например, компаний по снабжению электроэнергией, водой в городах, где осуществляется регулирование цен и стандартов обслуживания.
Большое значение имеет государственное законодательство о защите прав потребителей. Принимаются санкции против продажи некачественной продукции, ложной информации о товарах и услугах ит. д.
(По Ю. П. Кожекину)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. В каких случаях, по мнению автора, обществу выгоднее сохранять естественную монополию? Каковы функции правительств в экономической жизни? (Укажите не менее двух функций.) Какие экономические агенты упоминаются в тексте? (Назовите не менее трёх агентов.)
23. Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, приведите три примера защиты государством прав потребителей.
24. Назовите две естественные монополии, деятельность которых Вы считаете наиболее важной для общества. Поясните, в чём заключается значение деятельности каждой из них.
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов № 1 и № 2 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.