Что такое «Кодификатор элементов содержания»
Определив в общих чертах стратегию и тактику подготовки к ЕГЭ по литературе, можно более подробно рассмотреть вопрос о том, что вам необходимо знать, чтобы успешно сдать этот экзамен. На первый взгляд, ответ очевиден: на ЕГЭ проверяются знания по литературе, которые вы получили в течение всего обучения в средней школе. Конечно, у вас были учебники, которые помогали вам в изучении курса литературы, а эти учебники их авторы писали в соответствии с определенными программами, в которых четко определялось то, что учащиеся должны изучить в том или ином классе. Но вся беда в том, что эти программы достаточно сильно отличаются друг от друга, а те, кто оканчивает школу, соответственно, читали и изучали в курсе русской литературы не совсем одно и то же. Например, некоторые познакомились на уроках в 9-м классе с поэмой Пушкина «Цыганы», а другие — с поэмой «Кавказский пленник»; кто-то в 10-м классе изучал только роман «Отцы и дети» Тургенева, а по другим программам было предусмотрено еще и чтение другого романа этого писателя — «Дворянское гнездо». Весьма сильно может отличаться количество и наименования рассказов Чехова, Бунина и других писателей, которые вы изучали на уроках, а еще больше отличий в выборе стихотворений по творчеству русских поэтов XIX и XX веков.
Так что же из всего этого многообразия вам потребуется знать на ЕГЭ? Конечно, «лишние» знания никому не помешают, но необходимо точно представлять, идя на экзамен, без чего не обойтись. К счастью, на этот вопрос существует абсолютно однозначный ответ: на ЕГЭ проверяется только 16
Тот материал, который входит в «Кодификатор элементов содержания» по литературе для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ’. Его разработчики подчеркивают, что в кодификатор входит только то, что изучается во всех школах и по всем без исключения программам. Это ставит в равное положение всех, кто сдает экзамен по литературе в форме ЕГЭ. В то же время даже беглый просмотр того, что входит в кодификатор, показывает, что далеко не все те произведения, которые изучались в курсе русской литературы в средней школе, выносятся на экзамен. Например, из всего, что вы читали по древнерусской литературе, в кодификатор входит только «Слово о полку Игоре — ве», по литературе XVllI века предлагаются лишь 2 произведения — комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» и стихотворение Г. Р. Державина «Памятник», материал по творчеству И. А. Бунина составляют рассказы «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник», а творчество А. М. Горького представлено рассказом «Старуха Изергиль» и пьесой «На дне». Конечно, есть и более обширные темы, например по творчеству Пушкина выделяются не только роман «Евгений Онегин», повесть «Капитанская дочка», поэма «Медный всадник», но и большое количество стихотворений. Но даже в таких случаях то, что вынесено на экзамен, гораздо меньше объема изученного в школе литературно-художественного материала. Ведь в соответствии с программами вы знакомились, например, еще и с такими произведениями Пушкина, как «Повести Белкина», «маленькие трагедии», «Борис Годунов», поэма «Полтава» и целым рядом лирических стихотворений, которые не вошли в кодификатор. Так что можно сказать, что в чем-то вам по-
1Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2010 года по литературе. Материалы официального сайта Www. fipi. ru
Везло: легче повторять ограниченный объем произведений, чем попытаться «объять необъятное». Но то, что входит в кодификатор, Знать обязательно.
Вот почему так важно хорошо представлять себе этот документ, на основе которого составляются все задания ЕГЭ по литературе. При этом следует иметь в виду, что кодификатор не остается неизменным из года в год, в него могут быть внесены какие-то коррективы, пусть и не очень большие. В Приложении к данному пособию приводится полный текст кодификатора, то есть тот, по которому вам предстоит сдавать экзамен. Мы с вами вместе рассмотрим то главное, что в него вошло. И первое, что, вероятно, привлечет ваше внимание, заключается в том, что кодификатор начинается не с перечисления авторов и произведений, которые вы должны знать, а со «Сведений по теории литературы». Случайно ли это? Разумеется, в таком построении есть своя логика. Ведь для того чтобы по-настоящему разобраться в произведении, суметь аргументированно раскрыть темы сочинений, грамотно построить свои высказывания о литературном произведении, надо владеть соответствующим «инструментом». А это и есть теоретико-литературные понятия, которые также являются одной из основных составляющих школьного курса литературы. Именно к этому аспекту мы обратимся в этой главе в первую очередь.
Как повторять теоретико-литературные понятия
Прежде всего отметим, что знания по теории литературы не являются самоцелью ни в курсе литературы в школе, ни на ЕГЭ по литературе. Это очень важное положение, которое необходимо помнить, организовывая свою работу по этой составляющей части того, что вы должны знать, готовясь к экзамену. Что из этого следует? Для начала разберемся, где в 18
Контрольно-измерительных материалах, по которым проводится ЕГЭ по литературе, предполагается использовать теоретический материал.
Как отмечают разработчики этого экзамена, все задания по представленным в 1-й и 2-й частях художественным текстам нацелены на комплексный анализ, который включает как содержательный аспект, так и особенности художественной формы произведения. Ни одна из составляющих этого анализа не может быть полноценно выполнена без использования знаний по теории литературы. Но и последняя часть работы С5, представляющая собой сочинение по литературному произведению, подразумевает необходимость включать в свой текст элементы анализа, который также не может быть проведен без использования теоретико-литературных понятий. Таким образом, вам никак не обойтись без знания теоретического материала ни в одной из частей ЕГЭ, но применять эти знания вам придется по — разному. Если в части В достаточно в ответе на вопрос просто написать соответствующий термин, то в частях C вам нужно будет самим определить, какие из теоретиколитературных понятий нужно использовать, как ввести их в ход своих рассуждений так, чтобы они были уместны, и, конечно, не ошибиться в выборе того или иного термина. Ведь если вы употребите его неправильно, то можете потерять балл при оценке вашей работы по соответствующему критерию. Впрочем, баллы вы потеряете и в том случае, если в своих развернутых ответах вообще не будете использовать теоретико-литературные понятия.
Итак, мы определили, что к работе над теоретическими сведениями в процессе подготовки к ЕГЭ по литературе надо относиться очень серьезно. Это никак нельзя отнести к формальной или какой-то дополнительной части общей подготовки, и нужно продуманно организовать повторение такого материала, чтобы на экзамене не возникало затруднений. Рассмотрим путь, который можно считать рациональным.
В основу его положим наш главный принцип: сначала нужно Знать, о чем идет речь, а потом Учиться применять Эти знания на практике, максимально приближенной к специфике работы на экзамене. В отношении теоретиколитературных понятий это означает, что вы должны убедиться в том, что помните все те термины, которые названы в кодификаторе, и понимаете, что они означают. Список этих терминов не так уж велик, особенно по сравнению со списком литературных произведений, но здесь вам потребуется не просто прочитать определения, но и желательно выучить их, обратив особое внимание на самые важные и чаще всего используемые на экзамене. Для этого вы можете воспользоваться «Кратким словарем литературоведческих терминов», который помещен в конце данного пособия: туда включены все термины, названные в кодификаторе. В «Кратком словаре» они располагаются в алфавитном порядке, что позволяет легко найти соответствующий термин при подготовке ко всем видам работы. Но организовать повторение этого материала лучше иначе.
Если мы обратимся к кодификатору, то увидим, что там список теоретико-литературных понятий располагается в определенной последовательности. Сначала даются самые общие, которые касаются понятий о художественном образе, историко-литературном процессе, литературном направлении, роде и жанре. Затем следуют термины, которые связаны с содержательной основой произведения (тема, проблема, идея), авторской позицией и способом повествования. При этом выделяются как отдельные понятия Персонаж, характер, тип, лирический герой, которые затем обобщаются в термине Система образов. Целая группа понятий связана с художественной формой произведения: Композиция, сюжет, фабула, портрет, пейзаж, деталь и др. Отдельно выделены понятия, относящиеся к языку художественного произведения и характеризующие особенности стихотворной речи. Кроме того, в кодификатор вошли такие многоаспектные понятия, как Психологизм, народность, историзм, а также общеэстетические термины Трагическое и Комическое, которые конкретизированы в терминах Сатира, юмор, ирония, сарказм.
Таким образом, можно заключить, что вам предлагается определенная Система теоретико-литературных понятий, И, следовательно, лучше всего повторять термины в соответствии с этой системой. При этом следует обратить особое внимание на те из них, которые вам по каким-либо причинам малознакомы: их значение необходимо выяснить в первую очередь. Кроме того, надо иметь в виду и то, что теоретиколитературные понятия, как отмечалось выше, вы должны уметь применять. Но в практике анализа произведения не все они используются равномерно. Можно выделить такие понятия, без которых невозможно обойтись, анализируя произведение. К ним относятся следующие: литературный род, жанр, литературное направление, тема, проблема, идея, конфликт, сюжет, композиция, система персонажей, художественный образ, авторская позиция, изобразительно-выразительные средства языка. Другие теоретико-литературные понятия могут чаще или реже использоваться при анализе произведения в зависимости от его рода. Так, при анализе эпических и драматических произведений большую роль играет определение элементов сюжета (экспозиция, завязка, кульминация, развязка}, в лирическом произведении выделить такие стадии развития действия нельзя, хотя в ряде случаев можно говорить о наличии своеобразного лирического сюжета. При анализе произведений драматургии вам непременно придется употреблять такие термины, как Диалог, монолог, реплика, ремарка, но никак нельзя использовать термины Повествователь, рассказчик — они относятся к эпическим произведениям. Понятия, связанные со стихотворной речью (стихотворные размеры, рифма, строфа), естественно, прежде всего относятся к лирике, как и понятие лирического героя. И кроме того, лири-
Ческие произведения обычно требуют большего внимания к изобразительно-выразительным средствам языка.
C другой стороны, подход к работе над теоретиколитературными понятиями определяется Спецификой формулировки заданий ЕГЭ. Дело в том, что в части В вам предлагается назвать соответствующее понятие по его характеристике и примеру из приведенного текста. Например: «Описывая события, герой передает свой Разговор с молодым солдатом и с командиром дивизии. Укажите соответствующую форму общения между персонажами в художественном произведении» (задание В6 по фрагменту из рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», приведенное в демонстрационном варианте ЕГЭ по литературе)’. Если вы хорошо помните следующее определение: «Диалог — Разговор двух или нескольких лиц в литературном произведении в форме отдельных высказываний», —■ то вам не составит труда написать соответствующий термин в своем ответе. Или в том же демонстрационном варианте в заданиях к стихотворению А. А. Фета «Вечер» читаем: «Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой Образное определение предмета («над ясной рекой», «рощей немою» и т. п.)» (задание Bll). Вспоминаем термин: «Эпитет—Художественное определение, поясняющее, характеризующее какое-нибудь свойство или качество понятия, явления, предмета», — и уверенно записываем ответ: «эпитет». Конечно, неплохо было бы и без такой своеобразной «подсказки» в формулировке задания знать, что в словосочетаниях «над ясной рекой», «рощей немою» слова Ясной, немою являются именно эпитетами. Но в экстремальной обстановке на экзамене следует использовать все допустимые средства, чтобы добиться хорошего резуль-
‘ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов по литературе. Материалы официального сайта Www. fipi. ru.
7?
Тата, а значит, есть прямой практический смысл в процессе подготовки к нему поучить определения терминов — как видите, это может существенно помочь вам быстро и правильно ответить на вопросы части В, не говоря уже о подготовке к сочинению части С.
C точки зрения Частотности использования в заданиях ЕГЭ по литературе определенных терминов также можно выделить наиболее рациональный путь их повторения. Ведь далеко не все те понятия, которые входят в кодификатор, можно применять ко многим текстам из литературных произведений, предлагаемых для анализа на экзамене. Отсюда возникает некоторый «перекос» в сторону отдельных понятий. Опираясь на различные варианты КИМ (контрольно-измерительных материалов) ЕГЭ по литературе, которые давались в предшествующие годы, можно сделать вывод о том, что чаще всего в них используются задания части В, проверяющие знание следующих терминов:
— метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, антитеза (контраст), конфликт, пейзаж, портрет, диалог, монолог, повтор, анафора, аллитерация, ремарка (наиболее частотные термины);
— гипербола, метонимия, афоризм, ассонанс, деталь, ямб, хорей, классицизм, романтизм, реализм, комедия, драма (достаточно часто используются).
Гораздо реже в заданиях части В проверяется знание понятий, касающихся жанровых особенностей (рассказ, повесть, роман-эпопея, поэма, баллада, ода, элегия и др.), литературных направлений и течений XX века (модернизм, символизм, акмеизм, футуризм и т. д.), элементов сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), а также содержания и формы произведения (тема, проблема (или тематика и проблематика), идея, композиция, система персонажей и т. д.). Знание и умение использовать такие понятия в большей мере проверяется в заданиях части С.
Учитывая все это, можно определить свою тактику при повторении терминов. Очевидно, те из них, которые чаще всего проверяются в заданиях части В, нужно не только повторить, но и выучить их определения, а в некоторых случаях полезно запомнить и то, как эти термины пишутся. Ведь вам придется давать ответ в письменной форме, значит, надо четко знать, как пишутся такие непростые с точки зрения орфографии слова, как Аллитерация, ассонанс, метонимия и т. д. Другие термины, которые будут необходимы для выполнения заданий части С, достаточно просто хорошо знать и понимать, а также представлять себе, в каких случаях и как их уместно использовать в ходе анализа произведения и раскрытия темы сочинения. Дословно учить их формулировку не обязательно.
Особо следует подойти к работе над Стихотворными размерами. Как правило, этот материал бывает сложным даже для тех учеников, которые неплохо знают курс русской литературы. В то же время термины, связанные со стихотворными размерами, на ЕГЭ по литературе вам, скорее всего, придется использовать: очень часто в заданиях В ко 2-й части, где для анализа дается стихотворение, встречаются вопросы на определение стихотворного размера («Каким размером написано стихотворение…»; «Укажите размер, которым написано стихотворение…»). В этих заданиях могут быть использованы любые стихотворения, входящие в кодификатор. А это значит, что именно в вашем варианте может оказаться не только стихотворение, написанное ямбом или хореем, но и такое, где используются другие размеры. Тот факт, что чаще в вариантах прошлых лет встречались двусложные стихотворные размеры (ямб и хорей), объясняется тем, что именно они наиболее характерны для русской поэзии, а потому и встречаются в ней чаще. Но и другие размеры не так уж редки, а значит — все основные стихотворные размеры вы должны не только знать, но и уметь их определять на конкретном литературном материале. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Для начала, как обычно, вспоминаем, что означает каждый из терминов, связанных со стихотворным размером. При этом следует учесть, что большинство стихотворений, написанных в XVIII и XIX веках, а также очень многие поэтические произведения, созданные в XX веке, относятся к Силлабо — тонической системе стихосложения. Согласно определению, это такой принцип ритмической организации стихотворной речи, который основан на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов. Далее вспоминаем, что в силлабо-тонической системе выделяются двусложные и трехсложные размеры. Всего их пять: к двусложным относятся Хорей и Ямб, к трехсложным — Дактиль, амфибрахий, анапест. Теперь рассмотрим определения каждого из этих терминов.
Хорей — двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый слог. Его схему можно представить так: _/ U (_/ — ударный слог, U — безударный слог).
Ямб — двусложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог. Его схема: U _/.
Дактиль — трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на первый из трех слогов. Его схема: _/ U U.
Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на второй слог — ударный между двумя безударными. Его схема: U _/ U.
Анапест — трехсложный стихотворный размер, в котором ударение падает на третий (последний) слог. Его схема: U U _/.
Для определения размера стиха нам потребуется еще один термин — Стопа: элементарная ритмическая единица, состоящая из ударного и безударного(-ых) слогов, чередующихся в строго определенном порядке. В рассмотренных схемах двусложных и трехсложных размеров как раз и выделена одна стопа: для двусложных она состоит из двух слогов (ударного и безударного), для трехсложных — из трех (одного ударного и двух безударных).
Теперь, вспомнив теорию, переходим к практике, то есть будем определять размер конкретного стихотворного текста. Что для этого нужно сделать? Будем следовать определенному Алгоритму:
1. Расставим ударения в нескольких строчках стихотворения (лучше всего взять 2-3 строки или четверостишие). Например:
Бу’ря мгло’ю не’бо кро’ет,
Ви’хри сне’жные крутя’
2. Изобразим в виде схемы последовательность чередования ударных и безударных слогов:
_/ и _/ и _/ и _/ и
Jи _/ и и и _/
3. Выделим чередующиеся ритмические группы (стопы), состоящие из ударных и безударных слогов:
√ U I _/ U I _/ U I _/ U
_/ U I _/ U I U U I _/
4. Определим, сколько слогов в каждой из чередующихся ритмических групп (стоп), и на этой основе сделаем вывод:
В нашем примере каждая стопа состоит из 2 слогов, значит, это двусложный размер.
5. В зависимости от места ударения в стопе, определим размер:
В нашем примере чаще всего встречаются двусложные стопы, в которых ударение падает на первый слог, значит, это хорей.
6. Вывод: в ответе пишем Хорей.
Если вы внимательно следили за нашим разбором, то, вероятно, заметили, что во второй строке есть стопа, в которой не соблюдается последовательность ударений, присущая хорею: 3-я стопа состоит из двух безударных слогов. Неужели Пушкин, автор стихотворения «Зимний вечер», из которого взят анализируемый нами фрагмент, ошибся — ритмически неверно построил эту строку? Разумеется, ничего подобного. Дело в том, что в русской силлабо- тонической системе стихосложения, особенно в двусложных размерах, допустимо использовать такого рода ритмические нарушения стандартного метра (размера). Ведь если ему точно следовать, то, например, в этом стихотворении, написанном хореем, нужно было бы использовать только слова, состоящие из двух слогов. И вопрос не только в том, насколько при этом осложнилась бы задача поэта в выборе слов, но и звучание стихотворения стало бы более монотонным, ритмически однообразным.
Вот почему поэты часто обращаются к вспомогательным стопам: Пиррихию — ослабленной стопе, состоящей из двух безударных слогов, и Спондею — усиленной стопе, имеющей сверхсхемное ударение, то есть состоящей из двух ударных слогов. В нашем примере во второй строке используется пиррихий. Примером использования спондея может служить строка из поэмы Пушкина «Полтава»:
Швед, ру’сский ко’лет, ру’бит, ре’жет
_/_/|U_/|U_/|U_/|U
Это ямб, поскольку стопы состоят из двух слогов с ударением на втором, но в первой стопе здесь стоит «лишнее» ударение, то есть используется спондей.
Но не только эти два дополнительных термина вам могут потребоваться при определении стихотворного размера. Имеет значение и Количество стоп в одной строке. В первом примере таких стоп четыре, а потому точное определение размера будет звучать так: это четырехстопный хорей с пиррихием. Во втором примере тоже четыре стопы, но это уже четырехстопный ямб. Следует иметь в виду при подсчете количества стоп в строке, что если она заканчивается на ударный слог (как в нашем первом примере), то он считается за стопу, если же на безударный (как во втором примере), то он стопой не считается.
Таким образом, при определении стихотворного размера вам придется использовать сразу несколько терминов, которые надо хорошо знать. Правда, в заданиях части В по этому аспекту анализа поэтического текста ваша задача немного упрощается: КИМ построены так, что в ответе предполагается написать только одно слово: Ямб, хорей, дактиль И т. д. Но в своем развернутом ответе по части C — сочинении — лучше быть более точным и корректным в определении размера, то есть, по крайней мере, указывать количество стоп (пятистопный ямб, трехстопный анапест и т. п.), а еще лучше обращать внимание и на наличие вспомогательных стоп, если они имеются. Но в связи с указанием в сочинении на размер стихотворения действует то же правило, что и в отношении всех прочих терминов: они должны быть использованы Уместно, то есть быть необходимой частью ваших рассуждений и аргументации. Это значит, что далеко не всегда вам потребуется в сочинении говорить о размере анализируемого стихотворения, все зависит от поставленной перед вами задачи — раскрыть тему и убедительно ответить на проблемный вопрос.
Например, если вы говорите о стихотворении Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» как о произведении, продолжающем в русской литературе традицию особой жанровой разновидности стихотворений-«памятников», берущую начало от оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», то такой аспект анализа будет вполне уместен. Ведь традиционный одический размер, определенный в русской литературе еще Ломоносовым, представлял собой шестистопный ямб, который получил даже специальное название — Александрийский стих. Он звучит очень торжественно, величаво, как и подобает оде. Но ко времени создания стихотворения Пушкина жесткие правила классицизма, которые определяли, как нужно писать произведения того или иного стиля и жанра, отошли в прошлое. Уже в поэзии Державина, на стихотворение «Памятник» которого Пушкин, безусловно, ориентировался, эти старые каноны стали раз-
Рушаться. Подводя итог творчества в своем «Памятнике», Пушкин не только наследует давнюю традицию этой жанровой разновидности стихотворений, но и вносит в нее много нового, что, в частности, касается и размера. Как и Державин, Пушкин делит стихотворение на четверостишия (катрены), но только первые три строки в них соблюдают традиционный размер — шестистопный ямб. Четвертая строка у Пушкина написана его излюбленным четырехстопным ямбом, который гораздо легче, более близок к живой разговорной речи. Такой ритмический сбой позволяет поэту четче выделить завершение отдельного этапа развития поэтической мысли в каждой строфе, но что еще важнее, подчеркнуть особо значимые именно для его творчества позиции («…И милость к падшим призывал»; «…И не оспоривай глупца»).
Другим примером уместного использования данного теоретического материала может послужить анализ особенностей размера стиха в комедии Грибоедова «Горе от ума» в связи с проблемой традиций и новаторства в этом произведении. Вам должно быть известно, что это произведение написано особым размером — разностопным ямбом, который получил название Вольный стих (вольный ямб). Для него характерно использование строк с разным количеством стоп, причем их число может колебаться от 1 до 6. Такой размер придает языку произведения интонационную гибкость и разговорность, прекрасно выражает индивидуальные особенности речи. Тем самым этот размер как нельзя лучше соответствовал задаче Грибоедова, создававшего первую реалистическую русскую комедию, в которой наряду с типизацией использовалась индивидуализация персонажей. Каждый из них говорит своим, присущим только ему языком, что подчеркивается, в частности, разнообразием интонационных оттенков, которые прекрасно может выражать разностопный ямб. Но до Грибоедова этот размер чаще всего применялся в баснях, почему его иногда называют «басенный стих». Как 29
Известно, в классицизме басни относились к низкому стилю, одной из черт которого была такая «вольность» в стихотворном размере. Высокие жанры, например оды и трагедии, не допускали использования разностопного ямба. Это же относилось и к особому жанру высокой комедии, черты которой просматриваются в грибоедовской пьесе. Но, как и по отношению к другим канонам классицизма, например «трем единствам», Грибоедов, создавая подлинно новаторское произведение, смело идет на разрушение устаревших традиций и великолепно использует те богатые возможности, которые давал поэту вольный стих. Таким образом, как вы могли убедиться, разговор об особенностях стихотворного размера, использованного в комедии «Горе от ума», является важным аргументом при рассмотрении проблемы традиций и новаторства в произведении Грибоедова.
Другое дело, если вам предстоит раскрыть проблему ума, поставленную автором этой комедии. Здесь необходимо будет сделать акцент на совершенно иные вопросы (соотношение ума и безумия, различное понимание ума как высокого интеллекта, здравого смысла или способности извлекать выгоду из определенных ситуаций, связь понятий свободы и ума, значение просвещения и т. д.). Вероятно, вам придется проанализировать специфику развития действия комедии, особенно кульминационную сцену сплетни о сумасшествии Чацкого, и обратиться еще к целому ряду теоретико-литературных понятий, необходимых для ваших рассуждений. Что же касается вопроса о том, каким размером написана комедия, то для такой темы он явно не является первостепенным и уделять ему внимание в сочинении не стоит.
Последнее, на чем следует остановиться, говоря о работе с теоретико-литературным материалом при подготовке к ЕГЭ, касается вопроса, с которого мы начали: состава терминов, вошедших в кодификатор. Дело в том, что их количество не остается неизменным из года в год. В кодификатор ЕГЭ по литературе также внесен ряд изменений — именно их мы и должны еще рассмотреть.
Для начала перечислим те термины, которые не были представлены в кодификаторах прошлых лет: Художественное время и пространство, поэтика, авторский замысел и его воплощение, постмодернизм, песня, фабула, внутренняя речь, сказ, дольник, акцентный стих, верлибр, литературная критика. На первый взгляд, новых терминов в кодификаторе достаточно много, но далеко не все они вам будут незнакомы. Например, не нуждаются, вероятно, в специальном объяснении такие понятия, как Авторский замысел и его воплощение, Литературная критика. В процессе изучения литературы в школе вам не раз приходилось использовать эти слова, а литературная критика даже представлена во многих программах работами В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, И. А. Гончарова и другими. Несложно догадаться, что скрывается под словами «внутренняя речь», тем более что во многих тренировочных заданиях к ЕГЭ прошлых лет достаточно активно использовался термин «внутренний монолог».
Другие теоретико-литературные понятия, введенные в кодификатор, связаны с весьма сложными литературоведческими категориями. Так, Художественное пространство и время в научном литературоведении соотносится с понятием Хронотоп (от греч. chronos — время и topos — пространство). Оно было введено известным ученым М. М. Бахтиным и связано с представлением о пространственно-временной организации произведения. Это очень непростая и многоаспектная проблема теории литературы. Но для целей анализа литературного произведения на уровне выпускника средней школы достаточно понимать, что в художественном произведении время и пространство не соответствуют реальным. Время может двигаться не линейно и последовательно, как в реальной жизни, а замедляться или
Ускоряться в зависимости от художественных задач, какие- то, иногда даже большие, промежутки времени опускаются и т. д. Художественное пространство в литературе также имеет особую функцию, отличающуюся от реальной картины мира. Например, похожая на гроб комната Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского — это не просто пространство, в котором находится герой, а значимый для понимания специфики характера и образа мыслей героя символ.
Некоторые из «новых» терминов на самом деле давно входят в программы по литературе для средней школы, например Песня как жанр словесно-музыкального искусства (следует различать фольклорную песню и песню как жанр письменной поэзии, который утверждается в русской литературе на рубеже XVIII-XIX вв.). Или же Сказ как особый способ повествования, ориентированный на воспроизведение живой устной речи, имитацию «живого голоса» рассказчика с самобытной лексикой и фразеологией. Он хорошо вам известен по творчеству Лескова. Термины, относящиеся к стихотворным размерам — Дольник, акцентный стих, верлибр — Следует уточнить по «Краткому словарю литературоведческих терминов». Вам они могут быть еще незнакомы, поскольку в большинстве случаев относятся к поэзии XX века, которую вы только начинаете изучать в 11-м классе. Это же относится к понятию Постмодернизм.
Особо следует сказать только о двух терминах — Поэтика И Фабула. Поэтика — термин, который используется в научном литературоведении в двух значениях: 1) раздел теории литературы, изучающий структуру художественного произведения и средства его создания; 2) система художественных средств и приемов, специфических для литературы как вида искусства. В первом значении этот термин вам, очевидно, не потребуется. Но во втором значении он очень удачно может быть использован вами в таких выражениях, как, например, поэтика классицизма (романтизма, реализма и т. д.), поэтика Пушкина (Лермонтова, Гоголя, Тургенева и т. д.) или поэтика какого-то отдельного произведения (поэтика «Мертвых душ», поэтика романа «Война и мир» и т. п.).
Сложнее обстоит дело с термином Фабула, который соотносится с другим термином — Сюжет. Оба они касаются событийной стороны произведения. Но даже в научном литературоведении до сих пор ведутся споры о соотношении этих понятий, поэтому в школьном курсе литературы раньше использовался только один из них — сюжет. Что же делать в том случае, когда вам предлагаются оба этих термина как обязательные? Лучше всего ориентироваться на ту точку зрения, которая в настоящее время является наиболее распространенной и разделяется большинством ученых. Согласно этой позиции, под Фабулой понимается событийное ядро художественного произведения, последовательность событий в их причинно-следственной связи. Сюжет — Это ход событий в той последовательности, в которой их излагает автор литературного произведения и воспринимает читатель. Следовательно, сюжет всегда выражает определенную точку зрения автора и соответствует его художественной задаче. Вот почему фабула и сюжет могут не совпадать. Фабулу можно восстановить из сюжета как некую «объективную», то есть хроникальную последовательность событий. Соответственно, совпадение сюжета и фабулы могут наблюдаться в произведениях, построенных как хроникальные, то есть такие, где события последовательно сменяют друг друга во времени. Это характерно, например, для романа-воспитания или романа-путешествия, но хроникальные сюжеты могут быть использованы и в других жанрах (например, поэма «Василий Теркин» Твардовского). Другой тип сюжета — концентрический, в котором преобладают не временные, а причинно-следственные связи. Последовательность событий в таком сюжете может быть нелинейной, основываться на ассоциативной связи. В этом
Случае будет наблюдаться несовпадение сюжета и фабулы, как, например, в рассказе Бунина «Легкое дыхание». Следует также учитывать, что фабула может повторяться в разных произведениях, а сюжет всегда индивидуален. Например, фабула о мнимом ревизоре была достаточно популярна в русской литературе 20-30-х годов XlX века, ее использовали многие писатели, особенно драматурги. Но то, как такая фабула реализовалась в сюжете комедии Гоголя «Ревизор», является неповторимым и уникальным, выражающим особенность именно гоголевской трактовки хорошо известной и до него истории.
Итак, мы рассмотрели основные аспекты подготовки к ЕГЭ по литературе, связанной с работой над теоретиколитературными понятиями. Если вы следовали представленным здесь рекомендациям, то должны быть готовы к выполнению практических заданий. Не расстраивайтесь, если что-то не будет получаться или покажется слишком сложным. В ходе нашей дальнейшей работы по подготовке к ЕГЭ вам также придется использовать этот материал, а значит, вы еще и еще раз сможете вернуться к нему и как следует во всем разобраться.
Практические задания здесь, как и в других частях пособия, помещены под рубрикой «Проверь себя». Эти задания построены в форме, максимально приближенной к типу заданий, используемых в КИМах ЕГЭ по литературе, а потому, выполняя их, вы последовательно отрабатываете те умения, которые вам потребуются на экзамене.
Проверь себя
1. Как называется литературное направление, в соответствии с правилами которого в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» используются говорящие имена и фамилии персонажей?
2. В «Капитанской дочке» Пушкин описывает внешность Пугачева так: «…он был лет сорока, росту среднего, худощав 34
И широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь, живые большие глаза так и бегали». Как в литературе называется такое описание?
3. Известно, что для романа «Евгений Онегин» Пушкин придумал особую систему членения текста, основанную на объединении в группы по определенному принципу одинакового количества стихотворных строк: это группы из 14 строк четырехстопного ямба, состоящие из трех четверостиший с разной системой рифмовки (перекрестные, смежные, опоясывающие рифмы) и заключительного двустишия. Как стали называть такое членение стихотворного текста?
4. Как называются художественные определения, помогающие автору выразить свое отношение к светскому обществу в строках из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»: «…При Диком шепоте Затверженных речей, / Мелькают образы Бездушные людей…»?
5. В романе «Война и мир» в эпизоде Аустерлицкого сражения Л. Н. Толстой рассказывает о подвиге князя Андрея, который падает раненным и, глядя на небо, думает: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». Каким термином называется такое развернутое высказывание одного персонажа, обращение к самому себе, которое не произносится вслух?
6. В ранней лирике Лермонтова, которого называли «русским Байроном», преобладают стихотворения, относящиеся к тому же литературному направлению, что и произведения английского поэта. Как называется это направление?
7. Какой из эпических жанров, к которому относятся произведения А. П. Чехова «Человек в футляре», «Ионыч», стал очень популярным в русской литературе последней четверти XIX века?
8. Прочитайте фрагмент стихотворения О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» и определите, каким размером оно написано:
За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей,
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.
9. К какому жанру драматургии относятся произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль», А. С. Грибоедова «Горе от ума», Н. В. Гоголя «Ревизор»?
10. В романе И. С. Тургенева показано столкновение представителей молодого поколения, нигилистов, и людей старшего поколения, либералов. Как называется такое острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия литературного произведения?
11. Как называется жанр поэтических произведений, построенных на фантастическом, фольклорном, легендарноисторическом материале, получивший большое распространение в романтической поэзии, к которому можно отнести «Светлану» В. А. Жуковского?
12. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» и определите, каким размером оно написано:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
13. К какому литературному направлению, широко представленному в творчестве русских писателей второй половины XIX века, относится роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»?
14. Пьеса А. Н. Островского «Гроза» открывается большим монологом Кулигина, в котором он рассказывает о жестоких нравах города Калинова. Как называется такой элемент сюжета, который знакомит с персонажами, обстановкой, временем, обстоятельствами действия и предшествует его завязке?
15. Прочитайте фрагмент стихотворения А. А. Фета «Это утро, радость эта…» и определите, каким размером оно написано:
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…
16. В поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» момент наибольшего напряжения, вершина конфликта «маленького человека» Евгения и Медного всадника, олицетворяющего жестокую власть государства, — это сцена фантастической погони Медного всадника за несчастным сумасшедшим. Как называется такой элемент сюжета литературного произведения?
17. Прочитайте фрагмент стихотворения Ф. И. Тютчева «К. Б.» и определите, каким размером оно написано:
Я встретил вас — и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло…
18. К какому жанру, излюбленному поэтами-романтиками, относится стихотворение В. А. Жуковского «Море»?
19. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» части произведения расположены с нарушением хронологии относительно биографии Печорина. В хронологической последовательности события романа должны были бы начинаться с приезда героя в Тамань и заканчиваться сообщением о смерти Печорина. Как называется такая последовательность событий произведения, при которой соблюдается их хронология и причинно-следственная связь?
20. Прочитайте фрагмент стихотворения М. И. Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…» и определите, каким размером оно написано:
Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская.
21. Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» построена так, что только одна глава посвящена истории жизни пленного мальчика-горца в монастыре, а трем дням, проведенным им на воле, посвящено двадцать четыре главы. Как называется построение произведения, соотношение его частей, при помощи которого автор выражает художественную идею произведения?
22. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» и определите, каким размером оно написано:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники C милого севера в сторону южную.
23. Черты какого литературного направления XVIII века можно выделить в реалистической комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», написанной в первой четверти XIX века?
24. Стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…» говорят о чувстве любви в разных его проявлениях. Как называется тот общий содержательный элемент, который объединяет эти стихотворения?
25. Прочитайте фрагмент стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка» и определите, каким размером оно написано:
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу — Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
26. Стихотворение А. С. Пушкина «К морю» рассказывает о прощании поэта с морем, рисует картину морской стихии и связанные с ней мысли и чувства поэта. Но главное, что автор выражает в этом стихотворении, — это его отношение к свободе, воплощением которой для него является море. Как называется такая главная обобщающая мысль, лежащая в основе произведения, выражению которой подчинены все художественные средства?
27. Как можно охарактеризовать пафос сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»: трагический, комический, романтический, сатирический?
28. Главу 7 романа «Евгений Онегин» открывает рассказ автора о лицейских годах своей жизни и начале творчества. Как называется такой композиционно-стилистический прием, заключающийся в отклонении автора от прямого сюжетного повествования и введении авторской речи?
29. Какое литературное направление, появившееся на рубеже XIX и XX веков, резко противопоставило себя реа-‘ лизму?
30. Каким термином обозначают глубокое и детальное изображение в литературе внутреннего мира героев, их мыслей, желаний, переживаний, что характерно для прозы Тургенева, Толстого, Достоевского?
31. Прочитайте фрагмент стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога» и определите, каким размером оно написано:
Славная осень! Здоровый, ядреный, Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит…
32. В творчестве писателей какого литературного направления преобладал жанр оды, к которому относится стихотворение Г. Р. Державина «Памятник»?
33. Как называется в литературе такой способ выражения авторских мыслей и чувств, при котором возникает нечто не-
Досказанное, не высказанное напрямую в тексте, но ощущаемое читателем по общему тону, настроению, что характерно для творчества Чехова?
34. В романе Пушкина «Евгений Онегин» автор часто говорит о юном поэте Ленском с улыбкой, которая не мешает сочувственному отношению к этому герою. Как называется такой вид комического?
35. В Рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор» писатель рассматривает не только вопросы, связанные с жизнью русской деревни в 50-е года XX века, но и важнейшие нравственные проблемы цели и смысла жизни, судьбы праведников в современном мире. Как называется совокупность проблем, которые волнуют автора и рассматриваются в его произведении?
36. Какое литературное течение, яркими представителями которого были В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А. Белый, первым появилось в рамках модернизма?
37. Во многих произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, например в «Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил», писатель изображает представителей высшего класса, дворянства, чиновничества, армии, с негодованием и гневом, используя язвительную, едкую насмешку. Как называется такой прием изображения в литературе?
38. Прочитайте фрагмент из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» и определите стихотворный размер:
Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
Впрочем, парень хоть куда.
Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе.
39. В «Истории одного города» М. Е. Салтыкова — Щедрина жизнеописания градоначальников часто содержат 40
Сочетание реального и фантастического, ужасного и смешного, а преувеличение достигает максимального уровня, при котором нарушаются границы правдоподобия: например, в голову градоначальника Брудастого был встроен органчик, умевший произносить лишь «Не потерплю!» и «Разорю!». Как называется такой прием изображения в литературном произведении?
40. В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь, описывая кабинет Манилова, отмечает, что на столе «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Как называется такая выразительная подробность в произведении, помогающая охарактеризовать героев или описываемые картины, явления и события?
41. В стихотворении Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») используются реальные факты биографии поэта, но художественная идея этого произведения выходит за рамки описания взаимоотношений Пушкина и Анны Петровны Керн. Поэт выражает все то, что он думает о самом прекрасном, самом главном человеческом чувстве — о любви. Как называется тот обобщенный, не тождественный биографической личности автора герой, от лица которого в лирическом произведении выражены переживания, мысли и чувства?
42. В дневнике Печорина встречаются поэтические описания природы, например, Кисловодска: «…здесь все дышит уединением; здесь все таинственно — и густые сени липовых аллей, склоняющихся над потоком, который с шумом и пеною, падая с плиты на плиту, прорезывает себе путь между зеленеющими горами, и ущелья, полные мглою и молчанием…». Каким термином называется такое художественное описание природы в произведении?
43. В рассказе «Смерть чиновника» А. П. Чехов передает разговор, который происходит в театре между Червяковым и генералом Бризжаловым:
— Извините, ваше-ство, я вас обрызгал… я нечаянно…
— Ничего, ничего…
— Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!
— Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!
Каким термином называется такой компонент литературного текста, воспроизводящий разговор двух (или нескольких) лиц?
44. В комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» кроме слов, которые произносят действующие лица, имеются авторские пояснения, например в сцене из третьего действия, где Митрофан занимается с учителями:
Митрофан (пишет). Триста.
Цифиркин. Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?
Митрофан (вычисляя, шепчет). Единожды три -— три. Единожды нуль — нуль.
Каким термином обозначаются такие авторские пояснения в драматическом произведении, как слова «пишет», «вычисляя, шепчет» в приведенном фрагменте?
45. Какое литературное течение начала XX века, к которому принадлежал В. В. Маяковский, стремилось создать искусство будущего и декларировало отказ от традиционной культуры?
46. Рисуя картину жизни Москвы 30-х годов XX века в романе «Мастер и Маргарита», Булгаков широко использует такой прием изображения, при котором беспощадно осмеивается человеческое несовершенство, осуждаются пороки общественной жизни. Как называется такой прием изображения в литературе?
47. В драматическом произведении диалог между персонажами состоит из фраз, которые один персонаж произносит в ответ на слова другого. Например, диалог из второго действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»:
Хлестаков. Ну, хозяин, хозяин… Я плевать хотел на твоего хозяина! Что там такое?
Слуга. Суп и жаркое.
Хлестаков. Как, только два блюда?
Слуга. Только-с.
Каким термином обозначаются такие фразы персонажей в пьесах?
48. Как называется художественный прием, заключающийся в сопоставлении одного явления или понятия с другим, использованный в приведенном фрагменте из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»:
Hy ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, Как тучи, И все на наш редут.
49. Какое литературное течение, возникшее в русской поэзии 1910-х годов, к которому принадлежали А. А. Ахматова и О. Э. Мандельштам, ставило своей задачей освобождение поэзии от влияния символизма и провозглашало возврат к материальному миру, точному значению слова?
50. В стихотворении В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» в строках: «И какая-то общая / звериная тоска / плеща вылилась из меня / и расплылась в шелесте» — использован троп, в основе которого лежит перенос свойств одних предметов и явлений на другие. Каким термином он обозначается?
51. В романе «Евгений Онегин» в сцене именин Татьяны Пушкин так говорит об одном из гостей: «Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков». Какой прием изображения, для которого характерно использование скрытой насмешки, легко обнаруживаемой в интонациях автора, противопоставление буквального значения слова тому, которое подразумевается, применяет Пушкин в этом фрагменте?
52. В стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» большую роль в создании художественных образов играет использование тропа, состоящего в непомерном преувеличении силы или размера изображаемого явления. Например: «В сто сорок солнц закат пылал…». Каким термином обозначается этот вид тропа?
53. Каким термином обозначается созвучье в конце стихотворных строк, которое имеет важное значение для организации стиха? Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» это проходящее через все стихотворение повторение созвучия -енъе(-еньяу. мгновенье — виденье — заточенья — вдохновенья -— пробужденье — виденье — упоенье — вдохновенье.
54. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Поэт» создается образ, рисующий кинжал, который когда-то служил воину, а потом утратил свое назначение, превратившись в золотую игрушку. Эта судьба некогда грозного оружия перекликается с участью поэта в современном Лермонтову обществе, и его стихотворение заканчивается призывом вновь взяться за «клинок, покрытый ржавчиной презренья». Каким термином называются такие иносказательные образы, изображающие отвлеченные понятия при помощи конкретного жизненного образа или явления?
55. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» начинается с поэтического образа, основанного на резком противопоставлении, выраженном словами-антонимами: «Черный вечер. / Белый снег». Как называется такой художественный прием?
56. В стихотворении А. А. Ахматовой в первом четверостишии используется особый художественный прием, который заключается в намеренном использовании в тексте одинаковых слов:
Здесь Все меня переживет, Все, даже ветхие скворешни И этот Воздух, воздух вешний, Морской свершивший перелет.
Как называется этот художественный прием?
57. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в IV главе V части Раскольников признается Соне Map- меладовой в совершенном им убийстве. Как называется такое развернутое высказывание одного персонажа, обращенное к собеседнику?
58. В стихотворении М. И. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку» используется особый прием, который заключается в повторении определенных слов в начале 1-й, 2-й и 4-й строки первой и третьей строфы, например в 1-й строфе:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке. Одно-единственное движенье губ. Имя твое — пять букв.
Каким термином обозначается такой художественный прием?
59. Известны слова А. С. Пушкина о языке комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: «…половина должна войти в пословицу». В речи многих персонажей этой пьесы действительно присутствуют такие точные и лаконичные формулировки мыслей, которые получили широкое распространение в языке. Например: «Счастливые часов не наблюдают» (Софья), «Блажен, кто верует, тепло ему на свете» (Чацкий), «Грех не беда, молва не хороша» (Лиза). Как называются такие краткие изречения?
60. В поэзии Есенина часто одушевляются различные природные явления, например в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» в строке «…Плачут вербы, шепчут тополя». Как называется такой художественный прием?
61. Какой крупный эпический жанр получил большое распространение в русской литературе второй половины XIX века в творчестве И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого?
62. В стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…» использован особый художественный прием, заключающийся в повторе одинаковых согласных. Благодаря повторению звука «Р» звучанию стиха придается строгость и мужественность:
Во глубине сибирских руд Храните гордой терпенье. Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Каким термином обозначается такой поэтический прием?
63. В стихотворении А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» звучат строки: «Твое лицо в его простой оправе / Своей рукой убрал я со стола». Как называется использованный здесь вид тропа, который заключается в замене названия одного предмета на другое, основанной на их смежности в пространстве или во времени?
64. А. Белый отмечал, что для звукового строя стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» характерно противостояние повторяющихся звуков: с одной стороны, «широкого русского «А», с другой — «глухого французского «У». Например:
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана?
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут-как-тут.
Каким термином обозначается такой поэтический прием, состоящий в повторе однородных гласных звуков, чаще ударных?
65. В стихотворении О. Э. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» текст делится на двустишия, в которых строчки объединены системой рифм и общим смыслом. Например:
Я вернулся в мой город, знакомый до слез.
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Как называется такое членение стихотворного текста?
66. Какая жанровая характеристика стала основой названия, под которым объединились такие произведения А. С. Пушкина, как «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель»?
67. Прочитайте фрагмент стихотворения Б. Л. Пастернака «Июль» и определите, каким размером оно написано:
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
68. Как называется литературное направление, появившееся в последней четверти XX века, для которого характерен эклектизм, объединение в рамках одного произведения различных стилей прошлого, цитирование, реминисценции, культурный коллаж?