Часть 2
Ответом к заданиям В1—В1О является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.
81. Как называется литературное направление конца XIX—начала XX веков, одним из ярких представителей которого являлся А. А. Блок?
82. Чьи философские идеи повлияли на формирование А. А. Блока как поэта?
83. Как называются несколько художественных произведений, объединенных общим жанром, темой, мотивами, героями, единым замыслом, настроением, иногда местом и временем действия и др. (например, «Стихи о Прекрасной Даме» А. А. Блока)?
Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки (например, в стихотворении А. А. Блока «Фабрика»: «жолтые Окна», «задумчивые болты», «измученные спины», «недвижный кто-то, Черный кто-то»)?
85. Какой тип композиции, для которой характерно повторение в конце произведения какого-то элемента его начала, использует А. А. Блок в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека…»?
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала, И повторится все, как встарь, Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь.
86. Как в литературоведении называется художественный образ, раскрывающийся через сопоставление с другими понятиями и содержащий в себе множество смыслов (например, ветер и вьюга в поэме А. А. Блока «Двенадцать»)?
87. Какой литературный прием использует А. А. Блок в начале и в конце поэмы «Двенадцать», противопоставляя образы?
Черный вечер. Позади — голодный пес <...>
Белый снег. Впереди — Исус Христос.
88. К какому лирическому жанру относится приведенный фрагмент поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить!
Эх ты, горе-горькое, Сладкое житье!
Рваное пальтишко, Австрийское ружье!
Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови — Господи, благослови!
89. Что символизирует собой «поджавший хвост паршивый пес», «пес голодный», «пес безродный», «нищий пес голодный» в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?
BlO. Чей загадочный образ возникает в финале поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?
Часть 3
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
Cl. Образ Вечной Женственности в поэзии А. А. Блока.
С2. Образ Родины в стихотворениях А. А. Блока.
СЗ. Поэтическое новаторство А. А. Блока в поэме «Двенадцать».
7.3. В. В. Маяковский. Стихотворения. Поэма «Облако в штанах»
Стихотворения
«Нате!»
Стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, принадлежит к числу ранних произведений поэта. Это один из классических образцов ранней сатиры Маяковского. Основная Тема ранней лирики вообще и данного стихотворения в частности — неприятие существующей действительности. Здесь поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. В центре стихотворения — традиционный Конфликт поэта и толпы. Публика, толпа принимает поэта за раба, готового выполнить любое ее желание. Но он восстает против нее, провозглашая свою главную цель — служение искусству. Первая строфа рисует окружение лирического героя. Людей поэт изображает в виде «обрюзгшего жира» (символ сытости, перешедшей в самодовольство и. тупость). Герой противопоставляет себя этому обществу, потому что его отличительная черта — душевная щедрость, он — «бесценных слов мот и транжир».
Во второй строфе пропасть между поэтом и толпой увеличивается: поэт изображает людей, полностью погруженных в быт и уничтоженных, нравственно убитых им:
Вот вы, женщина, на вас белила густо, Вы смотрите устрицей из раковины вещей.
Третья строфа, как и первая, построена на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца» мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей. Эпатажное, циничное и грубое поведение героя в финальной строфе вызвано, с одной стороны, тем, что творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. А с другой — стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным.
«А ВЫ МОГЛИ бы?»
В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) заявлена чрезвычайно важная для Маяковского Тема поэта и поэзии. Здесь, отвергая традиционные формы поэзии, он предлагает свое видение мира и свои, глубоко новаторские и экспериментаторские способы его воплощения. Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда не поймет поэта и навсегда останется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого восточные трубы не запоют подобно флейте. В стихотворении «А вы могли бы?» противопоставление поэта и толпы еще только намечено. Размежевание между поэтом и окружающими определяется пока только степенью живописной зоркости и эмоциональной полноты при взгляде на будничные вещи:
А вы
Ноктюрн сыграть Могли бы
На флейте водосточных труб?
«Послушайте!»
Стихотворение «Послушайте!» (1814) — крик души поэта. Оно начинается отчаянной просьбой, обращенной к людям. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.
Ведь, если звезды зажигают —
Значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Поэт вводит очень выразительную антитезу: для кого-то звезды «плевочки», а для кого-то — «жемчужины», кто-то не в силах перенести «эту беззвездную муку». Лирический герой глубоко, тонко и остро чувствует и переживает все, что происходит с миром, Вселенной, людьми. Он весь — обеспокоенность, забота, сопереживание, участие, любовь:
Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!
Основная интонация стиха не гневная и обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Лирический герой стремится донести до читателя свою самую сокровенную мысль: не хлебом единым жив человек, ему нужна еще и мечта, красота, нужны звезды-«жемчужины», а не звезды-«плевочки».
«Скрипка и немножко нервно»
Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» (1914) продолжает Тему одиночества, безразличия друг к другу и разобщенности людей и тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и толпы, поднятую в «Послушайте!». Главные герои стихотворения — музыкальные инструменты (скрипка, барабан, геликон) и музыканты. Начало стихотворения представляет собой соло скрипки:
Скрипка издергалась, упрашивая,
И вдруг разревелась Так по-детски.
Однако ни инструментам, ни музыкантам нет никакого дела до скрипкиного горя, хотя она «выплакивается» надрывно, «без слов, без такта». Мелодия не может быть «бестактной», дисгармоничной. Таким образом, видимо, поэт хочет подчеркнуть, что скрипку никто не хочет услышать и понять, она только раздражает оркестр.
«Дура, плакса, вытри!» —
Кричит ей «меднорожий, потный» геликон. Только лирический герой не остается бесчувственным, безразличным, безотзывным:
Я встал, шатаясь, полез через ноты, сгибающиеся под ужасом пюпитры, зачем-то крикнул: «Боже!»,
Бросился на деревянную шею:
«Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
Я вот тоже
ОРУ — а доказать ничего не умею!»
Предельная эмоциональная напряженность стихотворения передается прежде всего с помощью коротких, дробленых строк, порой в одно слово. Множество глаголов придает стихотворению динамичность. Также нагнетает обстановку обилие восклицаний, экспрессивной лексики — «ору», «наплевать», «влип», «дура». Эпатажное поведение лирического героя преследует одну цель: это протест против равнодушия и бессердечия общества.
«Лиличка!»
Стихотворение «Лиличка!» было написано Маяковским в 1916 году. За год до этого, в 1915 году, поэт знакомится с Лилей Брик. Об этом знакомстве в своей автобиографии «Я сам» поэт написал так: «Радостнейшая дата. Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л. Ю. и О. М. Бриками». Маяковский любил Лилю Брик всю жизнь, посвятил ей много стихотворений, в число которых входит «Лиличка!».
Это одно из самых пронзительных и трогательных стихотворений о любви в творчестве не только самого Маяковского, но и в русской любовной лирике в целом. Любовь лирического героя так велика и абсолютна, что в ней не только смысл жизни, в ней — вся вселенная:
Кроме любви твоей, Мне
Нету моря…
Кроме любви твоей, Мне
Нету солнца…
В монологе лирического героя преобладает монотонный ритм, возникающий благодаря повторам сходных синтаксических конструкций:
И в пролет не брошусь,
И не выпью яда,
И курок не смогу над виском нажать…
Такая монотонность передает тяжелое внутреннее состояние лирического героя, для которого любовь «тяжкая гиря». Последние строки стихотворения демонстрируют глубину любовного чувства героя, который, не надеясь на взаимность, просит любимую:
Дай хоть последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
«Хорошее отношение к лошадям»
В стихотворении «Хорошее отношение к лошадям», написанном в 1918 году, поэт снова поднимает тему одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная история об упавшей лошади — это только повод рассказать читателю о самом себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь — своеобразный двойник автора:
Деточка,
Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь.
Как и во многих других стихотворениях, лирический герой здесь противопоставлен толпе, глумящимся «зевакам» (поднимается тема поэта и толпы):
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
Голос свой не вмешивал в вой ему.
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920 году. Его тема — роль поэта в общественной жизни, воспитательное значение поэзии. Лирический герой — поэт-труженик, который много работает и очень устает. Его раздражает, казалось бы, праздная жизнь солнца, и он приглашает светило на беседу, на чай. Сюжет стихотворения — фантастическое событие, встреча и разговор поэта с солнцем. Поэт и солнце быстро находят общий язык и приходят к выводу, что оба будут хорошо делать свое дело:
Я буду солнце лить свое,
А ты — свое, стихами.
Как капитан, который является душой и сердцем корабля, так и поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной: «Сердца — такие же моторы. Душа — такой же хитрый двигатель», — утверждал поэт. Так возникает в стихотворении «Необычайное приключение…» тема двух солнц — солнца света и солнца поэзии, которая постепенно развивается и находит очень точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и солнце действуют сообща, сменяя друг дуга. Поэт сообщает, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь — и снова день трезво — нится».
Солнце в стихотворении является метафорическим образом поэта («Нас, товарищ, двое»). Поэт призывает «Светить всегда, светить везде…», видя в этом основное предназначение поэта. Маяковский широко использует прием олицетворения и гротеска («шагает солнце в поле», «хочет ночь прилечь», «тупая сонница»).
«Разговор с фининспектором о поэзии»
Стихотворение «Разговор с фининспектором» было написано в 1926 году. Здесь Маяковский снова поднимает Тему роли и места поэта и поэзии в общественной жизни. Форма «разговора», часто используемая поэтом, в данном стихотворении имеет свою специфику: здесь герой-поэт говорит о себе и своем труде с человеком, далеким от этой темы. Объясняя непосвященному, в чем состоит поэтическая работа, поэт находит яркие и убедительные сравнения, метафоры, многие из которых стали афоризмами, формулами поэзии:
Поэзия —
Та же добыча радия. В грамм добыча, в год труды.
Изводишь
Единого слова ради
Тысячи тонн
Словесной руды
Здесь звучит мотив ответственного отношения поэта к своему творчеству, а сам творческий процесс представлен как упорная, напряженная работа.
Маяковский всегда порицал отношение к поэзии как к легкому занятию. В этом стихотворении он резко осуждает поэта, который, «пользуясь чужими словами», «строчку чужую вставит и рад».
Истинный поэт предстает здесь как «народа водитель и одновременно — народный слуга», что сближает гражданскую поэзию Маяковского с творчеством Пушкина, Лермонтова, Некрасова.
«Юбилейное»
В декабре 1912 года был издан самый нашумевший манифест русского футуризма «Пощечина общественному вкусу», подписанный Маяковским, Хлебниковым, Бурлюком и Крученых. В нем были следующие строки: «Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочее и прочее с Парохода современности. Кто не забудет своей первой любви, тот не узнает последней…». В стихотворении «Юбилейное», которое было написано в 1924 году, поэт коренным образом пересматривает свое отношение к литературному наследию прошлого. Здесь поднимается одна из центральных тем лирики Маяковского — тема поэта и поэзии. В первых же строках поэт обращается к образу Пушкина, которого теперь объявляет великим поэтом -— равным Владимиру Маяковскому (После смерти / нам / стоять почти что рядом…). Равновеликой фигурой поэт признает также Некрасова (он и в карты, / он и в стих, / и так / неплох на вид). Кроме того, в этом стихотворении поэт дает неутешительную оценку современным поэтам и поэзии:
Что ж о современниках?!…
От зевоты
Скулы
Разворачивает аж.
«Прозаседавшиеся»
Сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся» было написано в 1922 году. Его тема — изображение и гневное обличение волокиты и бюрократизма. Главный герой произведения — проситель, тщетно обивающий пороги учреждения в надежде получить «аудиенцию» у неуловимого «товарища Ивана Ваныча », который без конца заседает. Издеваясь над мнимо важными делами, решением которых занимаются Иван Ваныч и его подчиненные, Маяковский прибегает к гиперболе: одно из бесчисленных заседаний посвящено вопросу о «покупке склянки чернил губкооперативом».
В конце концов поэт доводит гиперболу до гротеска: перед просителем, ворвавшимся на заседание, предстает страшная картина: он видит там сидящие «людей половины» и решает, что произошло ужасное злодеяние. Так поэт передал в буквальном смысле привычный фразеологический оборот «не разорваться же мне надвое». Стихотворение заканчивается призывом провести «заседание относительно искоренения всех заседаний». Благодаря этому произведению Маяковского слово «прозаседавшиеся» стало нарицательным обозначением бессмысленной заседательской суеты.
Замысел поэмы «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол») возниц у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в Марию Александровну Денисову. Однако любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года.
Жанр — поэма.
Композиция
Поэма «Облако в штанах» состоит из вступления и четырех частей. Каждая из них реализует конкретную, так сказать, частную идею. Сущность этих идей определена самим Маяковским в предисловии ко второму изданию поэмы: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — «четыре крика четырех частей».
Тематика и проблематика
♦Облако в штанах» — многотемное и многопроблемное произведение. Уже во вступлении заявляется тема поэта и толпы. Главный герой поэт противопоставлен толпе: идеальный образ лирического героя («красивый, двадцатидвухлетний») резко контрастирует с миром низменных вещей и образов («мужчины, залеженные, как больница, / и женщины, истрепанные, как пословица»). Но если толпа неизменна, то лирический герой на глазах меняется. Он то грубый и резкий, «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», расслабленный, ранимый: «не мужчина, а облако в штанах». Так проясняется смысл необычного названия поэмы.
Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвертого раздела.
Поэма открывается напряженным ожиданием: лирический герой ждет встречи с Марией. Ожидание так мучительно и напряженно, что герою кажется, будто канделябры «хохочут и ржут» в спину, «ляскают* двери, полночь «режет» ножом, гримасничают дождинки, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери», и т. д. Мучительное ожидание длится бесконечно долго. Глубину страдания лирического героя передает развернутая метафора о скончавшемся двенадцатом часе:
Полночь, с ножом мечась, догнала, зарезала,— вон его!
Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного.
Время, уподобленное упавшей с плахи голове, не просто свежий троп. Он наполнен большим внутренним содержанием: накал страстей в душе героя до такой степени высок, что обычное, но безысходное течение времени воспринимается как его физическая гибель. Герой «стонет, корчится», «скоро криком издерется рот». И вот, наконец, Мария приходит и. сообщает, что выходит замуж. Резкость И оглушительность известия поэт сравнивает с собственным стихотворением «Нате». Кражу любимой — с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. А самого себя — с погибшей Помпеей. Но в то же время поражает почти нечеловеческое хладнокровие и спокойствие, с которыми герой встречает сообщение Марии:
Что ж, выходите.
Ничего.
Покреплюсь.
Видите — спокоен как!
Как пульс покойника!
«Пульс покойника» — это окончательно, безвозвратно умершая надежда на взаимное чувство.
Во второй части поэмы тема любви получает новое решение: речь идет о любовной лирике, преобладающей в современной Маяковскому поэзии. Поэзия эта озабочена тем, чтобы воспевать «и барышню, и любовь, и цветочек под росами». Эти темы мелки и пошлы, а поэты «выкипячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варево». Они не озабочены страданиями людей. Более того, поэты сознательно бросаются от улицы, боятся уличной толпы, ее «проказы». А между тем люди города, по мнению героя, «чище венецианского лазорья, морями и солнцем омытого сразу!» :
Я знаю — солнце померкло б, увидев, наших душ золотые россыпи.
Поэт противопоставляет нежизнеспособному искусству подлинное, пиликающим «поэтикам» — самого себя: «Я — где боль, везде».
В одной из своих статей Маяковский утверждал: «Сегодняшняя поэзия — поэзия борьбы». И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:
Выньте, гулящие, руки из брюк — берите камень, нож или бомбу, а если у которого нету рук — пришел чтоб и бился лбом бы!
Тема современной поэзии развивается и в третьей части. Поэзией, не соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество Северянина, потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:
А из сигарного дыма ликерною рюмкой вытягивалось пропитое лицо Северянина. Как вы смеете называться поэтом и, серенький, чирикать, как перепел!
Поэт, по мысли лирического героя, должен быть обеспокоен не изяществом своих стихотворений, а силой их воздействия на читателей:
Сегодня надо кастетом кроиться миру в черепе!
В третьей части поэмы Маяковский поднимается до отрицания всего господствующего строя, бесчеловечного и жестокого. Вся жизнь «жирных» неприемлема для лирического героя. Здесь тема любви поворачивается новой гранью. Маяковский воспроизводит пародию на любовь, похоть, разврат, извращение. Вся земля предстает женщиной, которая рисуется «обжиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд». Похоти «хозяев жизни» противопоставляется настоящая любовь.
Господствующий строй рождает войны, убийства, расстрелы, «бойни». Такое устройство мира сопровождается разбоями, предательствами, опустошениями, «человечьим месивом». Оно создает лепрозории-тюрьмы и палаты сумасшедших домов, где томятся заключенные. Это общество продажно и грязно. Поэтому «долой ваш строй!». Но поэт не только бросает этот лозунг-крик, но и зовет людей города к открытой борьбе, «кастетом кроиться миру в черепе», вздымая «окровавленные туши лабазников». Герой противостоит сильным мира сего, «хозяевам жизни, становясь «тринадцатым апостолом».
В четвертой части ведущей становится тема Бога. Эта тема уже подготовлена предшествующими частями, где обозначены враждебные отношения с Богом, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями. Поэт вступает в открытую войну с Богом, он отрицает его всесилие и всемогущество, его всеведение. Герой идет даже на оскорбление («крохотный божик») и хватается за сапожный ножик, чтобы раскроить «пропахшего ладаном».
Главное обвинение, брошенное Богу, состоит в том, что он не позаботился о счастливой любви, «чтоб было без мук целовать, целовать, целовать». И снова, как в начале поэмы, лирический герой обращается к своей Марии. Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и нежность, и клятвы. Но поэт напрасно надеется на взаимность. Ему остается только кровоточащее сердце, которое несет он, «как собака… несет перееханную поездом лапу».
Финал поэмы — картина бесконечных пространств, космических высот и масштабов. Сияют зловещие звезды, высится враждебное небо. Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.