Рубрики
ЕГЭ по Истории

Часть 1 При выполнении заданий с выбором ответа (Al—А21) обведи­те кружком номер правильного ответа. Al В начале…

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (Al—А21) обведи­те кружком номер правильного ответа.

Al В начале XII века республиканская форма правления сло­жилась в (во)

1) Москве 3) Новгороде

2) Пскове 4) Владимире

А2 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) восстание Хлопко

2) поход князя Олега на Царьград

3) присоединение Твери к Москве

4) созыв первого Земского собора

АЗ Борьба между Москвой и Тверью за общерусское первен­ство завершилась в пользу Москвы в связи с тем, что

1) территория Московского княжества была более хорошо за­щищена от нападения врагов, чем Тверского

2) Тверское княжество было ослаблено в связи с борьбой с ве­ликим княжеством Литовским

3) Московское княжество было освобождено от уплаты дани Золотой Орде

4) Московские князья оказались более дальновидными поли­тиками

L4 Церковь Успения Богоматери, прозванная Десятиной цер­

Ковью, находилась в

подпись: 3) киеве
4) пскове
1) Москве

2) Новгороде

А5Прочитайте отрывок из исторической повести и опреде­лите, о ком из князей идёт речь.

«Принимался он нынче весной, когда писал поучение сыновьям, подсчитать дальние свои походы, насчитал восемьдесят три и бро­сил, со счёта сбился. Чего считать? Чай, никто и так не осмелится назвать домоседом и лежебокой. Что говорить — много сделано за полстолетия. Сбылось, кажется, всё, о чём мечталось смолоду».

1) Андрей Боголюбский 3) Дмитрий Донской

2) Владимир Мономах 4) Иван III

подпись: а6Кто из названных реформаторов подготовил и провёл ре­форму государственных крестьян?

1) H. Н. Новосильцев 3) А. А. Аракчеев

2) Е. Ф. Канкрин 4) П. Д. Киселёв

подпись: а7Что из перечисленного произошло во время правления Николая I?

1) деятельность «Северного общества»

2) «хождение в народ»

3) строительство Транссибирской магистрали

4) принят Устав ощензуре, называемый «чугунным»

А8 К итогам Крымской войны 1853 — 1856 гг. относится

1) присоединение острова в дельте Дуная

2) решение о нейтрализации Чёрного моря

3) присоединение южной части Бессарабии

4) усиление позиции России на Черноморском побережье

подпись: а9Прочтите отрывок из документа и определите название общественного направления, основные положения кото­рого отражены в данном отрывке.

«Без любви к вере предков народ, как и частный человек, дол­жен погибнуть. Русский, преданный государству, столько же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на хищение одного перла из венца Мономахова.

Самодержавие составляет главное условие политического су­ществования России…

Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий: но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского царства…»

1) радикальное 3) консервативное

2) западническое 4) славянофильское

подпись: aloВ начале XX века термин «конституционалисты» стал об­щепринятым обозначением

1) членов Союза русских социалистов-революционеров

2) представителей либерального движения

3) членов «Союза русского народа»

4) членов РСДРП

подпись: allОсновной причиной создания «зубатовских» организа­ций послужило стремление правительства

1) взять под контроль рабочее движение

2) разрушить революционные организации изнутри путём проникновения в них сотрудников полиции

3) привлечь к революционной деятельности интеллигенцию

4) введение всеобщей трудовой повинности

подпись: а12Прочтите отрывок из документа и укажите название под­писанного договора.

«В результате этого договора Россия стала союзником Франции и врагом Великобритании. Россия присоединилась к Континен­тальной блокаде и получила из прусских владений Белостокский округ. Александр I признал перекроенную карту Европы и вновь созданные государства, в том числе и легитимность Варшавского герцогства».

1) Ништадский мирный договор

2) Кючук-Кайнаджирский мирный договор

3) Фридрихстамский мирный договор

4) Тильзитский мирный договор

подпись: а 13Картину «Девятый вал» создал

1) Кустодиев Б. М. 3) Айвазовский И. К.

2) Врубель М. А. 4) Федотов П. А.

А 14Укажите, что из названного относится к политике «воен­ного коммунизма».

1) разрешение частного предпринимательства

2) расширение рыночной торговли

3) создание ликбезов

4) введение всеобщей трудовой повинности

А 15Что из перечисленного не относится к причинам инду­стриализации народного хозяйства СССР?

1) создание военно-политического союза между республиками

2) необходимость усиления обороноспособности страны

3) технико-экономическая отсталость СССР

4) зависимость СССР от импорта машин и оборудования

А16Стратегический план советского командования в 1942 году предполагал

1) оборону всей линии фронта

2) нанесение ударов по врагу под Ленинградом, на Украине, в Крыму

3) отступление к Волге с целью завлечь врага вглубь страны

4) наступление на Кавказе

А 17 Прочтите отрывок из документа и укажите название кон­ференции.

«Собственно конференция заключалась в ежедневных со­вместных заседаниях, за которыми следовали менее официаль­ные (но не менее важные) разговоры за ужином, который давался по очереди каждым из участников, и во время нескольких двух­сторонних бесед. Первым главным результатом, потребовавшим наиболее длительных дебатов, явилось принятие общей военной стратегии. Обнаружив, что западные партнёры всё ещё колеблют­ся, Сталин не остановился перед жёсткими выражениями; он даже дал понять, что если вопрос о втором фронте не будет решён, то он не намерен попусту терять времени и готов уехать домой».

1) Ялтинская конференция 3) Тегеранская конференция

2) Потсдамская конференция 4) Конференция в Сан-Франциско

А 18 Что из перечисленного являлось главной целью «доктри­ны Трумэна»?

1) поддерживать внутреннюю оппозицию в странах Восточ­ной Европы

2) разместить вдоль границ СССР сеть американских военных баз

3) создать военно-политический союз западных стран

4) не допустить дальнейшего расширения влияния СССР

А 19 Укажите, что из перечисленного относится к результатам пребывания на посту М. С. Горбачева.

1) проведение приватизации

2) подписание Хасавюртинского соглашения

3) снижение темпов инфляции

4) роспуск Совета Экономической Взаимопомощи

А20 Создателем «Ленинградской симфонии» является

1) Соловьёв-Седой В. П. 3) Пахмутова А. Н.

2) Шостакович Д. А. 4) Мокроусов Б. А.

А21Укажите фамилию политического деятеля, одержавшего победу на выборах Президента РФ в 1996 году.

подпись: 3) б.н. ельцин
4) в.в. путин
1) М. С. Горбачёв

2) Д. А. Медведев

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (В1—В5) запи­шите ответ так, как указано в тексте задания.

В1 Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обо­значены документы, в правильной последовательности в таблицу.

1) Полтавская битва

2) правление Бориса Годунова

3) военный совет в деревне Фили

4) отмена крепостного права

5) Крымская война

Ответ: I

В 2Выберите из списка три народных волнения, относящиеся к царствованию Петра I и запишите номера, под которы­ми они указаны, в таблицу.

1) «Соляной бунт»

2) восстание горожан Астрахани

3) «Медный бунт»

4) восстание Кондратия Булавина

5) восстание башкир

6) восстание Емельяна Пугачёва

Ответ:

подпись: взУстановите соответствие между именами и деятельно­стью исторических персонажей. К каждой позиции пер­вого столбца подберите соответствующую позицию вто­рого столбца.

подпись: деятельность
1) итальянский поход
2) аграрная реформа
3) восстание на дону
4) военная реформа
5) портсмутский мир
Фамилии

A) П. А. Столыпин

Б) А. Суворов

B) С. Витте

Г) К. Булавин

А

Б

В

Г

Ответ:

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ми буквами.

В 4Ниже приведён перечень соборов. Все они, за исключени­ем одного, построены в X — XII в.

1) Десятиная церковь в Киеве; 2) Софийский собор в Киеве; 3) Софийский в Новгороде; 4) Успенский собор во Владимире; 5) Благовещенский собор в Москве.

Найдите и запишите порядковый номер собора, построенного в другой исторический период.

Ответ:_________________________________

В 5Напишите пропущенное слово. Судебник Ивана IVнаделял правами высшего законо­

Дательного органа при царе.

В 6Заполните пустые ячейки таблицы, используя представ­ленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участник(-и)

Церковная реформа

_(А)

Никон

Сражение на реке Неве

_________ (Б)

_________ (В)

__________ (Г)

1480г.

Иван III, хан Ахмат

Присоединение Смо­ленска к Москве

________ (А)

_________ (E)

Пропущенные элементы:

1) Дмитрий Донской 6) Василий III

2) 1514 г. 7) 1380 г.

3) Александр Невский 8) 1240 г.

4) 1653 г. 9) Стояние на реке «Угре»

5) Иван Грозный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­ми буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

А

E

В7 Прочтите отрывок из документа.

«Блестяще осуществлённый марш-маневр имел огромное стра­тегическое значение. Этим были созданы условия для подготовки контрнаступления. Русская армия надёжно прикрыла от непри­ятеля Южные губернии. В случае необходимости армия могла преградить противнику дорогу на Петербург. Из района Тарутина было удобно обеспечивать связь с 3-й армией и руководить дей­ствиями партизанских отрядов.

Численность находившихся в Таруте войск составляла 120 ты­сяч, а вместе с полками ополчения — 240 тысяч человек. "Каждый день, проведённый в этой позиции, был золотым днём для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались", — писал полководец».

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) описанный маневр был осуществлён во время Итальянского похода

2) во главе армии, осуществившей маневр, находился А. В. Су­воров.

3) предпринятый маневр изменил стратегическую обстановку в пользу русских войск

4) описанные события происходят во время правления Алек­сандра II

5) тарутинский маневр был осуществлён с целью защиты Тулы с её оружейными заводами, Брянска и Калуги с их большими продовольственными запасами

6) описанные события произошли во время Отечественной во­йны 1812 года

Рассмотрите схему и выполните задания (В8—Bll).

В 8 Напишите имя царя, во время правления которого был осуществлён поход русских войск, обозначенный на схе­ме стрелками.

Ответ:_________________________________

В 9 Напишите название города, обозначенного на схеме циф­рой 3, который находился на территории Литвы и пере­шёл к русскому войску в результате военных действий.

Ответ:_________________________________

BlO Напишите название города, обозначенного на схеме циф­рой 5, в котором был заключён мирный договор между во­юющими сторонами.

Ответ:_________________________________

подпись: в 11Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под ко­торыми они указаны.

1) русская армия начала военные действия в 1558 году

2) во главе войск противников находился Карл XII

3) одной из причин войны является стремление России приоб­рести новые, хозяйственно-освоенные земли

4) походы, обозначенные на схеме стрелками, относятся к Ли­вонской войне

5) воюющие стороны заключили мирный договор в 1575 году

6) в результате событий, обозначенных на схеме, Россия рас­ширила свои территориальные владения

Ответ:

Рассмотрите изображение и выполните задания В12И В13.

подпись: в 12Какие суждения о картине, репродукция которой пред­ставлена ниже, являются верными? Выберите два сужде­
ния из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) на этой картине изображён новгородский князь

2) при этом князе Русь освободилась от татаро-монгольского нашествия

3) эта картина создана в XVI веке

4) время правления князя, изображённого на картине, совпало со временем правления короля Карла XII

5) автором этой картины является П. Корин

Ответ:

В 13Какое из архитектурных сооружений, представленных ниже, построено в том же веке, в котором правил князь, изображённый на репродукции картины. В ответе запи­шите цифру, под которой оно указано.

Ответ:

Часть 3

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко от­ветьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использова­ние информации из источника, а также применение историче­ских знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Статья III.

Россия и Япония взаимно обязуются: возвратить в исключи­тельное управление Китаем вполне и во всём объёме все части Манчжурии, которые нынче заняты русскими или японскими войсками.

Статья V.

Российское императорское правительство уступает импера­торскому японскому правительству, с согласия китайского прави­тельства, аренду Порт-Артура и прилегающих территорий и тер­риториальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой…

Статья VI.

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан — Чун и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежа­щими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, при­надлежащие означенной железной дороге…

Статья IX.

Российское императорское правительство уступает импера­торскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты при­нимается за предел уступаемой территории».

C 1 Укажите год и место подписания мирного договора меж­ду Россией и Японией. Кто являлся императором России в тот период?

C 2 На основании текста укажите не менее трёх вопросов, ко­

Торые обсуждались во время подписания договора.

C3 Каков итог подписания мирного договора? Привлекая исторические знания, назовите не менее двух причин, приведших к подписанию этого договора.

C 4 1598-1613 годы — это период смуты в России. Объясните,

Чем была вызвана смута (приведите три объяснения).

C 5 В исторической науке существуют дискуссионные про­блемы, по которым высказываются различные, часто про­тиворечивые точки зрения. Ниже проведена одна из спор­ных точек зрения, существующих в исторической науке, по поводу продолжения войны с Наполеоном после изгна­ния французской армии с территории России.

«С. Ю. Витте — исключительно одарённый, высокой степени вы­дающийся государственный деятель. Он был европеец и либерал».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, ко­торыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумен­та, которыми можно опровергнуть её.

Ответы запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

1)

2)

Аргументы в опровержение:

1)

2)

C 6 Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Ярослав Мудрый; 2) Пётр I; 3) В. В. Путин; 4) Екатерина IL

Укажите время жизни исторического деятеля ( с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите ре­зультаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *