Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 А1Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначаю­щая ударный гласный звук

Часть 1

А1Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначаю­щая ударный гласный звук.

1) аэропОрты 2) вклЮчит 3) созвАла 4) нАрост

А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Особой подготовки спортсмена требуют Технические Виды спорта.

2) Убедительная победа в матче развеяла сомнения в случайности выхода нашей команды в финал.

3) Применение эффективных методов охраны лосей способствова­ло увеличению их численности.

4) День был знойным И ветровым.

подпись: азУкажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) степные хутора 3) пара чулок

2) у обоих девушек 4) сто пять тракторов

А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложе­ния.

Принимая солнечные ванны,

1) стимулируется нервная система.

2) необходимо следить за умеренным количеством загара.

3) тонизируется мышечная система человека.

4) активизируются клетки, противостоящие инфекциям.

А5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с наруше­нием синтаксической нормы).

1) Педагогический коллектив школы, особенно учитель физиче­ской культуры, много сделал для укрепления здоровья детей.

2) Когда пробило десять часов, мы вышли из дома.

3) Поверхность поля была изрыта падавшими снарядами.

4) подпись: а6Алексей всегда подтянут и культурный в общении.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённо­го предложения нельзя заменить обособленным определени­ем, выраженным причастным оборотом?

1) Два отверстия, которые находятся на верхней части головы кита, облегчают ему дыхание на поверхности воды.

2) Крот прокладывает под землёй ходы, которые тянутся на сотни километров.

3) Через глубокий ручей было переброшено бревно, которое слу­жило своеобразным мостом.

4) Молодые яблоньки, листва которых ещё не завяла, тихо шепта­лись в саду.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

(1)…(2) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (3) Вы замечали, наверное: идёшь по лесу — свет! (4) Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. (5) Тёплый крас­ныйсветидётотосины.(6)Березнякинаполненыбелымматовым светом. (7) А глянет солнце — свет во сто крат умножается. (8) В та­кой час чувствуешь себя именинником.

(9) В картинах российской осени есть немного щемящей грусти.

(10) … светлая грусть, без которой невозможна большая любовь.

(11) Всё устоялось и замерло для того, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в синей воде. (12) Таково состояние природы. (13) Таково и состояние души человека, увидавшего осен­ний праздник цвета и тишины.

А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть Пер­вым (1) в этом тексте?

1) Русский крестьянин испокон веков лучшие праздники справля­ет именно в эту пору.

2) Позади большие заботы лета.

3) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.

4) Чище и звонче звучат редкие голоса птиц.

А8 Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропу­ска в Десятом (10) предложении текста?

1) Но это 3) Иначе говоря

2) Кстати 4) Вот почему

А9Какие слова не являются трамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) земля начинает светиться (предложение 2)

2) два клёна стоят (предложение 4)

3) чувствуешь себя (предложение 8)

4) всё устоялось и замерло (предложение 11)

А10 Укажите верную характеристику Тринадцатого (13) предложе­ния текста.

1) простое осложнённое 3) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое 4) сложноподчинённое

АП Укажите предложение, в котором имеется Усилительная час­тица.

1)4 2)7 3)2 4) 11

А12Укажите значение слова светлая из Десятого (10) предложения текста.

1) хорошо освещённая, яркая 3) бледная, не тёмная

2) радостная, ничем не омрачённая 4) ясная, прозрачная

А13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?

Посредине залы стоял овальный обеде(1)ый стол, обтянутый жёлтой, под мрамор, клеёнкой, а у стен между коло(2)ами размещались крова­ти, и около каждой по шкапчику, соверше(3)о так же, как это заведе(4)о в больницах и пансионах (А. Куприн).

1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3)2,3,4 4) 1,2,4

А14Б каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяе­мая гласная корня?

1) б..снописец, выскочить, полагается

2) центральный, увлекаться, гр..ндиозный

3) апл..дировать. те..тральный, п..левой

4) пЛеНировать, нр..воучение, осв..жающий

А15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) на..колотый, о..лететь, по..воротничок

2) и..целитель, бе..просветный, в..поминать

3) пр..большущий, превосходство, пр..бытие

4) о..грузить, пОеХлестнуть, о..крывать

А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется бук­ва И?

1) ВЫПИЛ..Т, недоказу. мый 3) серд„тся, подмет..вший

2) урон„т, отверга..мый 4) печата..т, сжима..мый

А17В каком варианте ответа правильно указаны все слова, в кото­рых пропущена буква И?

А. ВагонЧеК В. Растяг..вать

Б. Дневной Г. Настойч..вость

1)АБВ 2)АВГ 3) БВГ 4)АБВГ

А18В каком предложении НЕ С выделенным словом пишется раз­дельно?

1) В (непролазной Траве весь день копошились и гудели шмели.

2) Сейчас лимон разросся в (не)высокое, Но густое деревце с чёр­ными, покрытыми воском листьями.

3) Стась, (не)открывая глаз, глубоко вздохнул и слышал только, как дед перенёс его на кровать.

4) подпись: а19Кроме меня на мосту было (несколько Прохожих (К. Паустов­ский).

подпись: 1)
2)
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? (В)следствии По данному делу То(же) Допущена ошибка.

(Поэтому, Как моряк держится, понятно, что он привык быть первым (во)всём.

подпись: 3)
4)
(По)тому Этот человек достиг успеха, что трудился (без)устали.

подпись: а20(За)тем Ворота распахнулись, и (от)туда Выкатилась бричка.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Срубленные осины придавили собой и траву () и мелкий кустарник (И. Тургенев).

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И Запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И Нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И Запятая не нужна.

подпись: 4)
а21
Сложносочинённое предложение, перед союзом И Нужна запятая.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые?

Вода ушла(1) впиталась в землю(2) и(3) стянувшая берега ледяная «крыша»(4) слегка провисла под собственной тяжестью (В. Кононов).

1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Впереди его ждало(1) казалось(2) ему(З) необыкновенно хорошее(4) светлое и радостное (К. Станюкович).

1) 1, 2, 3,4 2) 1, 3,4 3) 1, 2,4 4) 2, 3,4

А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить только Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) То весело то грустно звучит мелодия песни и тревожит мою душу.

2) Алиса видела моё упрямство и оставила меня в покое.

3) В мою комнату внесли и поставили в угол чемодан и сумку.

4) Охотник схватил ружьё и побежал по узкой лесной тропинке.

А24 Как объяснить постановку Двоеточия В данном предложении?

А ещё, друг мой, произошло в моей жизни целое событие: в июне я ез­дил в деревню в провинцию… (И. Бунин).

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет то, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет то, о чём говорится в первой части.

А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые?

Лодка на минуту исчезла в волнах(1) но тотчас же из глубокой ямы скользнула на высокий холм(2) так(З) что можно было различать и лю — дей(4) и даже вёсла (А. Чехов).

1) 1, 2,3 2) 1,3,4 3)2, 3,4 4) 1,2,4

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на ме­сте которых в предложении должны стоять запятые?

Крестьянская натура крепка(1) ц(2) если ребёнок уцелеет(З) то к зре­лому возрасту он превращается почти всегда в дюжего плечистого парня с железным здоровьем(4) или свежую девку (Д. Григорович).

1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4) 1,2,3

А27 Прочитайте текст.

Арктика находится в Северном полушарии, а Антарктика — в Южном. Поэтому, когда в Арктике зима, полярная ночь, в Антар­ктике лето и полярный день. Поэтому в Арктике своё небо, свои звёз­ды и созвездия.

Центральная Арктика — океан, окружённый со всех сторон сушей. Центральная Антарктика— суша, материк Антарктида, окружённый со всех сторон водой. Волны трёх океанов омывают его: Атлантиче­ского, Тихого, Индийского.

В каком из приведённых ниже предложений правильно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Арктика и Антарктика во многом походят друг на друга и в то же время имеют различия.

2) Арктика и Антарктика лежат на противоположных концах света.

3) Такое явление природы, как полярная ночь, характерно и для Арктики, и для Антарктики.

4) Материк Антарктида омывают воды трёх океанов.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1) Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри тебя. (2) Когда вокруг — при желании сколько угодно там мож­но отыскать виноватых, а иной раз и вовсе посторонние силы способ­ны вступить в действие и сыграть, как говорится, роль. (3) Словом, у того порядка или беспорядка много хозяев, им трудно бывает дого­вориться, у них разное понимание мира устроенного, и что для одного разумное положение вещей, для другого — полный кавардак.

(4) Во всём, что касается только тебя, ты, разумеется, сам себе го­сподин. (5) В находящемся в тебе хозяйстве взыскать больше не с кого. (6) И даже если тебе кажется, что оно зависит от многих внешних при­чин и начал, эти причины и начала, прежде чем влиться в таинствен­ные и заповедные твои пределы, не минуют твоей верховной власти. (7) Стало быть, и в этом случае спрашивать приходится только с себя.

(8) И нет ничего проще, чем заблудиться в себе. (9) Чувствитель­ный человек это знает. (10) Он смотрит на себя не как врач, который, прежде всего, видит органы, выполняющие определённые функции, а как могущественный и безвольный вседержитель чудом доставше­гося ему от природы огромного и непонятного царства, требующего какой-то особой власти.

(11) Тебе чудится, что ты знаешь, где находится в тебе совесть, где воля, где память, где возникают желания и откуда берутся запреты и ограничения. (12) Ты не знаешь места их расположения, но представ­ляешь, по каким связям следует посылать сигналы, чтобы они ото­звались. (13) Совесть заговаривает в тебе не сама по себе, а по твоему призыву; быть может она способна спросить и самостоятельно — ко­нечно, способна, но не успевает: тебе верится, что обращаешься к ней раньше. (14) Ты полагаешь, что так и должно быть во вверенных тебе границах: чтобы ты с опережением вмешивался в готовый ли раздать­ся ропот или ослабевающее согласие, чтобы ты выходил первым и за­говаривал прежде, а не являлся по требованию.

(15) Ты и они. (16) Ты — властелин, несущий в теле своём, как в царстве, все его города и веси, все установления и связи, все пороки и славу. (17) И они, составляющие таинственную жизнь твоего мира. (18) Это и одно целое, и розное. (19) Одно целое и неразрывное — ког­да правят мир и согласие, когда возникающие недоразумения, без ко­торых никакая жизнь не обходится, существуют только до той поры, пока не рассудит разум. (20) И розное — когда наступает разлад и ког­да принадлежащие тебе владения отказываются тебе повиноваться. (21) Только тогда приходит догадка, что они сильнее тебя. (22) Пото­му что это они составляют твои поступки и мысли, направляют твои движения и добывают звуки из твоего голоса. (23) Потому что в кон­це концов ты смертен, а они нет, они были в тебе по велению какой-то неясной могущественной силы, которую ты так и не смог соединить в образ. (24) И это она, а не ты, была их властелином, а ты был лишь временной их обителью, слабой оболочкой всего того, что они вме­сте из себя представляли и откуда они искали согласия и соединения с миром. (25) Ты не оправдал их надежд и не донёс, не показал, что тебе было велено. (26) А это значит, что ты не был собой.

(27) Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспоря­док внутри тебя.

(По В. Распутину)

Валентин Григорьевич Распутин (родился в 1937 году) — писа­тель, публицист. Автор повестей «Деньги для Марии», «Послед­ний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», а также мно­гочисленных рассказов и статей. Дважды был лауреатом Государ­ственной премии СССР.

подпись: а28О Чём говорит высказывание: «Словом, у того порядка или бес­порядка много хозяев, им трудно бывает договориться, у них раз­ное понимание мира устроенного, и что для одного разумное поло­жение вещей, для другого — полный кавардак»?

1) Автор плохо разбирается в психологии человека.

2) Люди по-разному относятся к порядку и беспорядку в жизни,, поэтому им трудно договориться друг с другом.

3) Порядок и беспорядок в окружающем мире все понимают оди­наково.

4) подпись: а29
~о
Автор считает, что каждый человек должен думать о своём внут­реннем мире.

Какое из перечисленных утверждений является верным? Предложение 13 противопоставлено по содержание предложе­нию 12.

2) Предложение 10 содержит описательный фрагмент.

3) В предложениях 1—3 представлено повествование.

4) В предложениях 4—7 представлено рассуждение.

АЗОУкажите предложение, в котором имеются Антонимы.

1)3 2)8 3)7 4) 11

Часть 2

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

В1Укажите способ образования слова Беспорядок (предложение 1).

В2Из предложения 10 выпишите действительное причастие про­шедшего времени.

ВЗИз предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В4Среди предложений 11—16 найдите назывное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5 Среди предложений 15—20 найдите предложения с обособлен­ными определениями. Напишите номера этих предложений.

В 6 Среди предложений 8—13 найдите сложноподчинённое пред­ложение, имеющее в своём составе придаточное цели. Напи­шите номер этого предложения.

В7 Среди предложений 2—7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи соединительного союза и усили­тельной частицы. Напишите номер этого предложения.

В8Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тек­ста, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, BlВ7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особен­ности текста. Некоторые термины, использованные в рецен­зии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответ­ствующие номерам терминов из списка.

Каждая новая строка вносит в повествование новый психологиче­ский, нравственный поворот, уводит в глубины размышления героя. До­стигает этого В. Распутин благодаря тому, что использует в тексте боль­шое количество(предложения 3,4,7), а ярки и необычны (пред­ложение 6). И конечно, усиливает эмоциональный фон размышления ис­пользование писателем(предложение 13) и(предложе­ния 15,16 и 22, 23).

подпись: с1

Часть 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *