А1Укажите слово, в котором верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
1) аэропОрты 2) вклЮчит 3) созвАла 4) нАрост
А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?
1) Особой подготовки спортсмена требуют Технические Виды спорта.
2) Убедительная победа в матче развеяла сомнения в случайности выхода нашей команды в финал.
3) Применение эффективных методов охраны лосей способствовало увеличению их численности.
4) День был знойным И ветровым.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) степные хутора 3) пара чулок
2) у обоих девушек 4) сто пять тракторов
А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Принимая солнечные ванны,
1) стимулируется нервная система.
2) необходимо следить за умеренным количеством загара.
3) тонизируется мышечная система человека.
4) активизируются клетки, противостоящие инфекциям.
А5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Педагогический коллектив школы, особенно учитель физической культуры, много сделал для укрепления здоровья детей.
2) Когда пробило десять часов, мы вышли из дома.
3) Поверхность поля была изрыта падавшими снарядами.
4) Алексей всегда подтянут и культурный в общении.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Два отверстия, которые находятся на верхней части головы кита, облегчают ему дыхание на поверхности воды.
2) Крот прокладывает под землёй ходы, которые тянутся на сотни километров.
3) Через глубокий ручей было переброшено бревно, которое служило своеобразным мостом.
4) Молодые яблоньки, листва которых ещё не завяла, тихо шептались в саду.
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.
(1)…(2) В эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. (3) Вы замечали, наверное: идёшь по лесу — свет! (4) Думаешь, пятна солнца, а это два жёлтых клёна стоят между ёлками. (5) Тёплый красныйсветидётотосины.(6)Березнякинаполненыбелымматовым светом. (7) А глянет солнце — свет во сто крат умножается. (8) В такой час чувствуешь себя именинником.
(9) В картинах российской осени есть немного щемящей грусти.
(10) … светлая грусть, без которой невозможна большая любовь.
(11) Всё устоялось и замерло для того, чтобы собраться с мыслями, полюбоваться на своё отражение в синей воде. (12) Таково состояние природы. (13) Таково и состояние души человека, увидавшего осенний праздник цвета и тишины.
А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым (1) в этом тексте?
1) Русский крестьянин испокон веков лучшие праздники справляет именно в эту пору.
2) Позади большие заботы лета.
3) И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
4) Чище и звонче звучат редкие голоса птиц.
А8 Какое слово или сочетание слов должно быть на месте пропуска в Десятом (10) предложении текста?
1) Но это 3) Иначе говоря
2) Кстати 4) Вот почему
А9Какие слова не являются трамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) земля начинает светиться (предложение 2)
2) два клёна стоят (предложение 4)
3) чувствуешь себя (предложение 8)
4) всё устоялось и замерло (предложение 11)
А10 Укажите верную характеристику Тринадцатого (13) предложения текста.
1) простое осложнённое 3) сложное бессоюзное
2) сложносочинённое 4) сложноподчинённое
АП Укажите предложение, в котором имеется Усилительная частица.
1)4 2)7 3)2 4) 11
А12Укажите значение слова светлая из Десятого (10) предложения текста.
1) хорошо освещённая, яркая 3) бледная, не тёмная
2) радостная, ничем не омрачённая 4) ясная, прозрачная
А13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется две буквы Н?
Посредине залы стоял овальный обеде(1)ый стол, обтянутый жёлтой, под мрамор, клеёнкой, а у стен между коло(2)ами размещались кровати, и около каждой по шкапчику, соверше(3)о так же, как это заведе(4)о в больницах и пансионах (А. Куприн).
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3)2,3,4 4) 1,2,4
А14Б каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) б..снописец, выскочить, полагается
2) центральный, увлекаться, гр..ндиозный
3) апл..дировать. те..тральный, п..левой
4) пЛеНировать, нр..воучение, осв..жающий
А15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) на..колотый, о..лететь, по..воротничок
2) и..целитель, бе..просветный, в..поминать
3) пр..большущий, превосходство, пр..бытие
4) о..грузить, пОеХлестнуть, о..крывать
А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) ВЫПИЛ..Т, недоказу. мый 3) серд„тся, подмет..вший
2) урон„т, отверга..мый 4) печата..т, сжима..мый
А17В каком варианте ответа правильно указаны все слова, в которых пропущена буква И?
А. ВагонЧеК В. Растяг..вать
Б. Дневной Г. Настойч..вость
1)АБВ 2)АВГ 3) БВГ 4)АБВГ
А18В каком предложении НЕ С выделенным словом пишется раздельно?
1) В (непролазной Траве весь день копошились и гудели шмели.
2) Сейчас лимон разросся в (не)высокое, Но густое деревце с чёрными, покрытыми воском листьями.
3) Стась, (не)открывая глаз, глубоко вздохнул и слышал только, как дед перенёс его на кровать.
4) Кроме меня на мосту было (несколько Прохожих (К. Паустовский).
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? (В)следствии По данному делу То(же) Допущена ошибка.
(Поэтому, Как моряк держится, понятно, что он привык быть первым (во)всём.
(По)тому Этот человек достиг успеха, что трудился (без)устали.
(За)тем Ворота распахнулись, и (от)туда Выкатилась бричка.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Срубленные осины придавили собой и траву () и мелкий кустарник (И. Тургенев).
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И Запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И Нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И Запятая не нужна.
Сложносочинённое предложение, перед союзом И Нужна запятая.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вода ушла(1) впиталась в землю(2) и(3) стянувшая берега ледяная «крыша»(4) слегка провисла под собственной тяжестью (В. Кононов).
1) 1,2,3 2) 1,2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,2
А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Впереди его ждало(1) казалось(2) ему(З) необыкновенно хорошее(4) светлое и радостное (К. Станюкович).
1) 1, 2, 3,4 2) 1, 3,4 3) 1, 2,4 4) 2, 3,4
А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить только Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) То весело то грустно звучит мелодия песни и тревожит мою душу.
2) Алиса видела моё упрямство и оставила меня в покое.
3) В мою комнату внесли и поставили в угол чемодан и сумку.
4) Охотник схватил ружьё и побежал по узкой лесной тропинке.
А24 Как объяснить постановку Двоеточия В данном предложении?
А ещё, друг мой, произошло в моей жизни целое событие: в июне я ездил в деревню в провинцию… (И. Бунин).
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на быструю смену событий.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет то, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет то, о чём говорится в первой части.
А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лодка на минуту исчезла в волнах(1) но тотчас же из глубокой ямы скользнула на высокий холм(2) так(З) что можно было различать и лю — дей(4) и даже вёсла (А. Чехов).
1) 1, 2,3 2) 1,3,4 3)2, 3,4 4) 1,2,4
А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Крестьянская натура крепка(1) ц(2) если ребёнок уцелеет(З) то к зрелому возрасту он превращается почти всегда в дюжего плечистого парня с железным здоровьем(4) или свежую девку (Д. Григорович).
1) 1,2,3,4 2) 1,2,4 3) 1,3 4) 1,2,3
А27 Прочитайте текст.
Арктика находится в Северном полушарии, а Антарктика — в Южном. Поэтому, когда в Арктике зима, полярная ночь, в Антарктике лето и полярный день. Поэтому в Арктике своё небо, свои звёзды и созвездия.
Центральная Арктика — океан, окружённый со всех сторон сушей. Центральная Антарктика— суша, материк Антарктида, окружённый со всех сторон водой. Волны трёх океанов омывают его: Атлантического, Тихого, Индийского.
В каком из приведённых ниже предложений правильно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Арктика и Антарктика во многом походят друг на друга и в то же время имеют различия.
2) Арктика и Антарктика лежат на противоположных концах света.
3) Такое явление природы, как полярная ночь, характерно и для Арктики, и для Антарктики.
4) Материк Антарктида омывают воды трёх океанов.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.
(1) Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри тебя. (2) Когда вокруг — при желании сколько угодно там можно отыскать виноватых, а иной раз и вовсе посторонние силы способны вступить в действие и сыграть, как говорится, роль. (3) Словом, у того порядка или беспорядка много хозяев, им трудно бывает договориться, у них разное понимание мира устроенного, и что для одного разумное положение вещей, для другого — полный кавардак.
(4) Во всём, что касается только тебя, ты, разумеется, сам себе господин. (5) В находящемся в тебе хозяйстве взыскать больше не с кого. (6) И даже если тебе кажется, что оно зависит от многих внешних причин и начал, эти причины и начала, прежде чем влиться в таинственные и заповедные твои пределы, не минуют твоей верховной власти. (7) Стало быть, и в этом случае спрашивать приходится только с себя.
(8) И нет ничего проще, чем заблудиться в себе. (9) Чувствительный человек это знает. (10) Он смотрит на себя не как врач, который, прежде всего, видит органы, выполняющие определённые функции, а как могущественный и безвольный вседержитель чудом доставшегося ему от природы огромного и непонятного царства, требующего какой-то особой власти.
(11) Тебе чудится, что ты знаешь, где находится в тебе совесть, где воля, где память, где возникают желания и откуда берутся запреты и ограничения. (12) Ты не знаешь места их расположения, но представляешь, по каким связям следует посылать сигналы, чтобы они отозвались. (13) Совесть заговаривает в тебе не сама по себе, а по твоему призыву; быть может она способна спросить и самостоятельно — конечно, способна, но не успевает: тебе верится, что обращаешься к ней раньше. (14) Ты полагаешь, что так и должно быть во вверенных тебе границах: чтобы ты с опережением вмешивался в готовый ли раздаться ропот или ослабевающее согласие, чтобы ты выходил первым и заговаривал прежде, а не являлся по требованию.
(15) Ты и они. (16) Ты — властелин, несущий в теле своём, как в царстве, все его города и веси, все установления и связи, все пороки и славу. (17) И они, составляющие таинственную жизнь твоего мира. (18) Это и одно целое, и розное. (19) Одно целое и неразрывное — когда правят мир и согласие, когда возникающие недоразумения, без которых никакая жизнь не обходится, существуют только до той поры, пока не рассудит разум. (20) И розное — когда наступает разлад и когда принадлежащие тебе владения отказываются тебе повиноваться. (21) Только тогда приходит догадка, что они сильнее тебя. (22) Потому что это они составляют твои поступки и мысли, направляют твои движения и добывают звуки из твоего голоса. (23) Потому что в конце концов ты смертен, а они нет, они были в тебе по велению какой-то неясной могущественной силы, которую ты так и не смог соединить в образ. (24) И это она, а не ты, была их властелином, а ты был лишь временной их обителью, слабой оболочкой всего того, что они вместе из себя представляли и откуда они искали согласия и соединения с миром. (25) Ты не оправдал их надежд и не донёс, не показал, что тебе было велено. (26) А это значит, что ты не был собой.
(27) Одно дело — беспорядок вокруг, и совсем другое — беспорядок внутри тебя.
(По В. Распутину)
Валентин Григорьевич Распутин (родился в 1937 году) — писатель, публицист. Автор повестей «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой», а также многочисленных рассказов и статей. Дважды был лауреатом Государственной премии СССР.
О Чём говорит высказывание: «Словом, у того порядка или беспорядка много хозяев, им трудно бывает договориться, у них разное понимание мира устроенного, и что для одного разумное положение вещей, для другого — полный кавардак»?
1) Автор плохо разбирается в психологии человека.
2) Люди по-разному относятся к порядку и беспорядку в жизни,, поэтому им трудно договориться друг с другом.
3) Порядок и беспорядок в окружающем мире все понимают одинаково.
4) Автор считает, что каждый человек должен думать о своём внутреннем мире.
Какое из перечисленных утверждений является верным? Предложение 13 противопоставлено по содержание предложению 12.
2) Предложение 10 содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 1—3 представлено повествование.
4) В предложениях 4—7 представлено рассуждение.
АЗОУкажите предложение, в котором имеются Антонимы.
1)3 2)8 3)7 4) 11
Часть 2
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
В1Укажите способ образования слова Беспорядок (предложение 1).
В2Из предложения 10 выпишите действительное причастие прошедшего времени.
ВЗИз предложения 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.
В4Среди предложений 11—16 найдите назывное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5 Среди предложений 15—20 найдите предложения с обособленными определениями. Напишите номера этих предложений.
В 6 Среди предложений 8—13 найдите сложноподчинённое предложение, имеющее в своём составе придаточное цели. Напишите номер этого предложения.
В7 Среди предложений 2—7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи соединительного союза и усилительной частицы. Напишите номер этого предложения.
В8Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, Bl—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
Каждая новая строка вносит в повествование новый психологический, нравственный поворот, уводит в глубины размышления героя. Достигает этого В. Распутин благодаря тому, что использует в тексте большое количество(предложения 3,4,7), а ярки и необычны (предложение 6). И конечно, усиливает эмоциональный фон размышления использование писателем(предложение 13) и(предложения 15,16 и 22, 23).
![]() |
Напишите сочинение по прочитанному тексту.