Рубрики
ОГЭ по Обществознанию

Цель проведения основного государственного экзамена по обществознанию — оценить уровень общеобразовательной…

Цель проведения основного государственного экзамена по обществознанию — оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию выпускников IX классов об­щеобразовательных организаций. ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы.

Экзаменационный вариант работы включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом. Ответы к заданиям 2-5, 7-11, 13, 14, 16-18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. От­ветом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы на эти задания записываются в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем переносятся в бланк ответов №1. Задания 1,6, 12, 21-24 выполняются на бланке ответов №2.

Задания различаются по форме и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания.

Правильно выполненная работа оценивается 35 баллами. Каждое правильно выпол­ненное задание 2-5, 7-11, 13, 14, 16-20 оценивается 1 баллом. Задание 15 оценивается по следующему принципу: 2 балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущено две и более ошибки. Задания 1,6,12,21-24 оцениваются в зависимости от полно­ты и правильности ответа.

За полное и правильное выполнение заданий 1, 6,21,22 и 24 выставляется 2 балла, при неполном ответе — 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 23 выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компо­нентов ответа — 2 или 1 балл. За полное и правильное выполнение задания 12 выставляется 4 балла. При неполном выполнении в зависимости от представленности требуемых компо­нентов ответа -3,2 или 1 балл.

Помимо 5 типовых вариантов ОГЭ в пособии представлены тематические подборки заданий. Для ознакомительных и учебных целей в представленных в книге тематических подборках к каждому заданию даются его характеристики. Набор выделенных и предъявля­емых характеристик призван дать полное представление о задании в контексте экзаменаци­онной работы ОГЭ.

Первая характеристика — «Позиция кодификатора». Она позволяет определить темати­ческую принадлежность каждого задания, соотнести его с позициями Кодификатора эле­ментов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ос­новного государственного экзамена по обществознанию.

Следующая характеристика — «Тип задания». Она отражает принадлежность задания к одной из двух групп заданий, выделенных на основе формата ответа: к заданиям с крат­ким ответом или к заданиям с развернутым ответом. Данные два типа заданий заявлены в Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного госу­дарственного экзамена по обществознанию.

Очередная характеристика — «Разновидность задания». Она отражает особенности тре­бований конкретной модели заданий, заявленные в Спецификации контрольных измери­тельных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществоз­нанию.

Еще одна характеристика — «Проверяемый уровень знаний». Она позволяет отнести задание к одному из трёх традиционно выделяемых в экзаменационных измерительных ма­териалах уровней — базовому, повышенному или высокому.

В целом набор характеристик позволяет формировать многомерный взгляд на задание как основной инструмент проверки и оценки обществоведческой подготовки, акцентируя его содержание (тематическую принадлежность), тип и разновидность, уровень сложности.

В экзаменационной работе тематическое содержание обществоведческого курса пред­ставляет целый ряд моделей (разновидностей) заданий с краткими и развёрнутыми ответа­ми. В число заданий с развернутым ответом входят четыре задания, связанные с анализом предложенного текстового фрагмента. Специфика предмета и социально-гуманитарного знания обязательно учитывается при подборе источников информации, используемых в эк­заменационной работе. Это, как правило, адаптированные тексты из публикаций научно-по­пулярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов и др.

Задания, связанные с предложенным текстовым фрагментом, в наибольшей степени отражают специфику разностороннего, многомерного, содержащего различные подходы социально-гуманитарного знания, входящего в обществоведческий курс. В частности, эта специфика отражена в вариативности прописывания критериев оценивания. Практически все задания с развернутым ответом в критериях оценивания содержат позицию «Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках» или «Могут быть даны другие примеры (аргументы, объяснения)».

Характеристики заданий, связанных с анализом предложенного фрагмента текста, в те­матических подборках представлены в обобщённом виде следующим образом.

Позиция кодификатора: задания этого типа представляют все разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера, сфера политики и со­циального управления, право.

Тип заданий: задания с развернутым ответом.

Разновидность заданий: задания на анализ источников.

Проверяемый уровень знаний:

1 — повышенный,

2 — базовый,

3 — высокий,

4 — высокий.

Фрагменты авторских текстов, включенных в ОГЭ, тематически связаны с курсом об­ществознания и позволяют проверить обществоведческие знания по той или иной теме в заданном автором контексте.

Среди заданий к текстам представлены задания, предполагающие:

— выбор нужной информации из текста,

— раскрытие (в том числе на примерах) его отдельных положений;

— соотнесение сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса;

— применение имеющихся знаний для анализа социальных ситуаций;

— выражение и обоснование собственного мнения.

Ответы на задания оцениваются в зависимости от полноты и правильности.

За полное и правильное выполнение первого, второго и четвертого заданий к текстам выставляется 2 балла. При неполном ответе — 1 балл. За полное и правильное выполнение третьего задания выставляется 3 балла. При неполном выполнении в зависимости от пред­ставленности требуемых компонентов ответа — 2 или 1 балл.

ПОДГОТОВКА К ОГЭ: МЕТОДИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ

Обществознание в течение ряда лет является наиболее массовым экзаменом из тех, которые сдаются выпускниками по их собственному выбору, и выбирают его учащиеся с разным уровнем подготовки. Правильное или частично правильное выполнение заданий эк­заменационной работы в различной их комбинации приносит определённое число баллов, на основании которого определяется уровень подготовки выпускника.

Модель экзаменационной работы ОГЭ имеет ярко выраженный интегральный харак­тер: задания, представленные в экзаменационной работе, охватывают все основные содер­жательные линии обществоведческого курса. Выполнение заданий разных типов и разного уровня сложности предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как рас­познавание, воспроизведение и извлечение информации, систематизация, сравнение, объ­яснение, иллюстрация примерами, оценка и др.

Первая сложность, с которой сталкиваются учащиеся, связана с широтой спектра из­учаемых вопросов. При этом необходимо обратить внимание на то, что значительная часть этих Допросов изучается в 5-7 классах. Речь идет о таких содержательных элементах ко­дификатора, как межличностные отношения, общение; образование и его значимость в условиях информационного общества, отклоняющееся поведение, опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; социальная значимость здорового образа жизни; права ребенка и их защита и др. Залогом успешной подготовки к экзамену должно стать систематическое повторение изученного. Такое повторение может быть организовано на основе выполнения заданий тематических подборок данного пособия.

Вторая сложность общего характера, с которой сталкиваются девятиклассники, — это собственно демонстрация своих знаний и умений их применять в ходе выполнения заданий разных типов и разновидностей. Умение видеть и различать модель (разновидность) зада­ния, понимание сути осуществляемых действий — еще одна составляющая успешной сдачи ОГЭ. В практике изучения курса типичные модели заданий должны постепенно вводиться и применяться в качестве элементов тематического, текущего, рубежного контроля.

Обратимся к алгоритму выполнения на первый взгляд самого простого типа заданий — задания с кратким ответом, предполагающего четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Опыт оценки ОГЭ показывает, что учащиеся допускают ошибки и в этих заданиях базового уровня сложности. Крайне важно научить школьников очень вниматель­но читать условие задания, чтобы избежать ситуации, когда ученик выполняет не постав­ленное задание, а то, которое он сформулировал себе сам, невнимательно или фрагментарно уяснив условие. Приведем пример постановки вопросов двух заданий:

«Что является признаком любого государства?»

И «Какой признак характеризует правовое государство?»

Ответы на поставленные вопросы позволяют оценить, насколько девятиклассники зна­комы с признаками государства. Однако, если в первом случае «не увидеть» ключевое слово «любое», то могут быть приняты такие позиции как «разделение властей», «верховенство закона» и т. д., которые являются характеристиками особого вида государств — правового государства.

Алгоритм выполнения этого типа заданий можно представить следующим образом:

— внимательное прочтение задания и уяснение сути вопроса,

— анализ предложенных вариантов ответа,

— исключение заведомо неверных вариантов ответа,

— выявление единственного правильного варианта,

— проверка выявленного верного ответа.

Алгоритм выполнения данной группы заданий получает развитие, когда учащиеся сталкиваются с заданиями повышенного уровня сложности на установление верности суж­дений или на множественный выбор. Одним из приемов, успешно себя зарекомендовавших, является оценка каждой позиции на верность суждения. Учащиеся могут проставлять знак «+» или «-» около каждой позиции, что существенно снижает число технических ошибок, допускаемых девятиклассниками.

Учитель может выстраивать преемственность в освоении отдельных моделей заданий ОГЭ. В частности, определенный «пошаговый» алгоритм может быть характерен и при вы­полнении заданий на установление соответствия. Выполняя задания этой группы, учащийся пошагово соотносит, например, права (свободы) человека с перечнем предложенных групп.

Наиболее сложным блоком заданий являются, основанные на работе с текстом. Од­ним из самых сложных заданий является составление плана текста, который может быть простым или сложным, может быть написан в назывной, вопросной или тезисной форме. Для обучающихся представляет трудность выделение смысловых частей в тексте. Зачастую учащиеся пытаются ориентироваться на абзацы текста, но смысловая (идейная) и струк­турная определённость совпадает не всегда. Еще одна ошибка связана с использованием в качестве наименований плана просторечных выражений и случайных словосочетаний из текста. Природа этих ошибок заключается в том, что девятиклассники не умеют выявлять сущностных, ключевых понятий и положений в тексте.

Учителя используют разные методические приемы, чтобы восполнить эти дефициты: подчеркивают в тексте часто встречающиеся ключевые понятия; учат выделять основные относительно завершенные смысловые фрагменты, озаглавливая каждый из них. Такой под­ход является важным в логике организации работы с текстом как с источником информации: учащиеся учатся уяснять смысл текста как целого, выявлять наиболее значимые в содер­жательном плане идеи и представлять структуру текста, а затем извлекать информацию по отдельным аспектам, анализировать фрагменты и отдельные положения.

Целая группа заданий к тексту связана с демонстрацией умений иллюстрировать, объ­яснять, пояснять примерами идею текста, теоретического положения. На что необходимо обратить внимание при подготовке к их выполнению? Прежде всего, на общие требования, положенные в основу критериев оценки ответов. К требованиям, предъявляемым к выпол­нению заданий с развёрнутым самостоятельно конструируемым ответом, относится:

— логическая и содержательная корректность рассуждений, конкретизирующих сущ­ность приведенного в задании теоретического положения;

— точность и корректность фактов, приводимых в качестве иллюстраций положений текста, их смысловое, содержательное соответствие этим положениям.

В ответах допускается различная степень конкретизации, и в связи с этим обращаем внимание на возможное широкое поле поиска иллюстраций-примеров. Так, примерами мо­гут быть факты прошлого и современности, факты из собственного опыты; реальные собы­тия и смоделированные ситуации.

Формирование умений выполнения заданий с развернутыми ответами может и должно быть встроено в учебный процесс, причем фрагментарно — с самого начала освоения курса обществознания. Так, при изучении новой темы можно предложить учащимся формулиро­вать пункты плана предъявляемого на уроке содержания. Выделение основных идей и их представление в виде пунктов плана также может проводиться по тексту любого фрагмента текста учебника, относящегося к изучаемой теме. Кроме того, методический аппарат учеб­ников содержит достаточно большой массив заданий на умения объяснять и аргументи­ровать, заданий, связанных с подбором примеров разной степени конкретизации. Сначала выполнение этих заданий может осуществляться под руководством учителя, далее — само­стоятельно, возможно, с элементами взаимного контроля учащихся.

ОГЭ по обществознанию является для девятиклассников важным элементом внешней оценки уже достигнутого уровня образовательных результатов обществоведческой подго­товки. Кроме того, это первая ступенька осмысления возможности своей будущей профи — лизации, а также важный этап подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

РАЗДЕЛ 1. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДБОРКА ЗАДАНИЙ

Содержательная линия «Общество»

РАЗДЕЛ 1. Задания традиционно используемых моделей

Задание 1.

Характеристики задания.

Позиция кодификатора: «Общество как форма жизнедеятельности людей».

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание, предполагающее четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Проверяемый уровень знаний: базовый.

Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в широком смысле понимают

1) всё человечество в прошлом, настоящем и будущем

2) группу людей, объединённых общими интересами

3) единство живой и неживой природы

4) весь материальный мир

Ответ:

Задание 2.

Характеристики задания.

Позиция кодификатора: «Взаимодействие общества и природы».

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание, предполагающее четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Проверяемый уровень знаний: базовый.

Что характеризует общество и несвойственно природе?

1) общество возникает в результате взаимодействия и деятельности людей

2) общество находится в постоянном развитии

3) общество является частью материального мира

4) общество представляет собой систему взаимосвязанных элементов

Ответ:

Задание 3.

Характеристики задания.

Позиция кодификатора: «Взаимодействие общества и природы».

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание на обращение к социальным реалиям.

Проверяемый уровень знаний: базовый.

Какой из примеров иллюстрирует непосредственное влияние природы на общество?

1) загрязнение окружающей среды предприятиями, игнорирующими очистные сооружения

2) промышленное строительство на бывших пахотных землях

3) поправки в экологическое законодательство, принятые парламентом

4) месторождения полезных ископаемых, используемые в производстве

Ответ:

Задание 4.

Характеристики задания.

Позиция кодификатора: «Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь».

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание на обращение к социальным реалиям.

Проверяемый уровень знаний: базовый.

К какой сфере общества, прежде всего, относится инициативная деятельност объединившихся соседей, направленная на благоустройство своего двора?

1) к экономической сфере

2) к политической сфере

3) к социальной сфере

4) к духовной сфере

Ответ:

Задание 5.

Характеристики задания.

Позиция кодификатора: «Общество как форма жизнедеятельности людей».

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание на анализ двух суждений.

Проверяемый уровень знаний: повышенный.

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество включает в себя формы объединения и взаимодействия людей.

Б. Общество включает в себя среду своего обитания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Задание 6.

Характеристики задания.

Позиция кодификатора: «Взаимодействие общества и природы».

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание на анализ двух суждений.

Проверяемый уровень знаний: повышенный.

Верны ли следующие суждения о связи общества и природы?

А. Полноценная жйзнь людей возможна в определённых природных условиях.

Б. В результате деятельности людей компоненты природной среды изменяются быстрее, чем в естественных условиях.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Задание 7.

Характеристики задания.

Позиция кодификатора: «Взаимодействие общества и природы».

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание на сравнение.

Проверяемый уровень знаний: повышенный.

В приведённом списке указаны черты сходства и черты различия общества и природы. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.

1) система, зависящая от конкретных условий

2) часть материального мира

3) законы, независимые от воли, сознания и самого существования людей

4) способность творить культуру

Ответ:

Черты сходства

Черты различия

Задание 8.

Характеристики задания.

Позиция кодификатора: «Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь».

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание на установление соответствия.

Проверяемый уровень знаний: базовый.

Установите соответствие между сферами общества и представляющими их учрежде­ниями и организациями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

А) правительство

Б) коммунальная служба

В)завод

Г) музей

Д) парламент

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Задания 9 -12.

Характеристики заданий.

Позиция кодификатора: «Общество как форма жизнедеятельности людей».

Тип заданий: задания с кратким ответом.

Разновидность заданий: задания на выбор верных позиций из списка.

Проверяемый уровень знаний:

9 — повышенный,

10 — базовый,

11 — высокий,

12 — высокий.

Общество так устроено, что кто-то принимает окружающую действительность такой, какая она есть, а кто-то пытается её преобразить и улучшить. Активисты из Челябинска, о которых пойдёт речь ниже, уверены: не стоит ждать милости от чиновников, нужно тру­диться на благо своего города. Недавно они самостоятельно облагородили газон возле дома, теперь вместо луж и разбитого бордюра здесь зелёная травка и оборудованная стоянка для машин.

Парня, по чьей инициативе газон преобразился, зовут Данил. Он один из жителей Челя­бинска, которому оказалось не всё равно, какой пейзаж видеть из окна каждое утро. Грязь, лужи, хаотично припаркованные автомобили и разбитый асфальт так надоели ему, что он решил найти способ всё изменить.

Из программы новостей Данил узнал о местных активистах — группе «Челябинский урбанист», которая занимается облагораживанием городской среды. На счету «урбанистов» уже несколько успешных проектов: они возвращают городу пешеходные зебры на дорогах, тестируют пандусы в подземных переходах, раскрашивают унылые коммунальные ящики яркими рисунками, а также благоустраивают тротуары. На этот раз их специалисты подго­товили чертёж проекта газона для Данила.

Парень принял решение самостоятельно финансировать необходимые работы. В счита — ные дни газон под его окнами преобразился. Водители теперь паркуются только в отведён­ном месте, а зеленеющая травка радует горожан. В очередной раз подтвердилась простая истина: если хочется изменений, нужно начать с себя.

Хочется верить, что пример, который преподал парень из Челябинска, станет показа­тельным и для других людей.

(По материалам сайта Https://Kulturologia.Ru/)

I 9 IСоставьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

I Io IНа какие две группы делит людей автор текста? Какую из них представляют его герои- активисты из Челябинска? Какие слова текста представляют собой их важное жизнен­ное правило?

I н IУкажите направленность активности социальной группы, о которой говорится в тексте, и проиллюстрируйте её двумя примерами. Один пример найдите в тексте, другой сфор­мулируйте, опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт.

112 IАвтор считает: «если хочется изменений, нужно начать с себя». Используя текст и об­ществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) данное ут­верждение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *