A) недостаток вырабатываемого гормона вызывает сахарный диабет
Б) вырабатывает гормон инсулин
B) железа смешанной секреции
Г) вырабатывает гормон адреналин
Д) состоит из коркового и мозгового слоя
Е) железа парная
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
E |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
5. Задания на определение последовательности биологических объектов, процессов, явлений.
Например: Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4)глядя в окуляр, настройте свет
5. Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки
Ответ: 43251.
6. Задание на включение пропущенных в текст терминов и понятий.
Например: Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется
(А). Биосинтез белков начинается с синтеза(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии(В). Первый этап биосинтеза белка получил название (Г), а второй — трансляция.
Перечень терминов: 1) иРНК 5) ген 2) ДH К 6)рибосома 3) транскрипция 7) комплекс Гольджи 4) мутация 8) фенотип Ответ: |
|||||
А |
Б |
В |
Г |
||
5 |
1 |
6 |
3 |
7. Задание со свободным ответом на применение биологических знаний в практических ситуациях.
Например: Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды». Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ может содержать следующие элементы: 1) Аппетит — эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть. |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
2) Аппетит обусловлен формированием в мозгу стойких очагов возбуждения. Попавшая в желудок пиша усиливает импульсы от рецепторов желудка, идущие в мозг, вызывая потребность в новом её приеме. |
|
Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и нс содержит биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. |
I |
Ответ включает один — два элемента при наличии грубых биологических ошибок. ИЛИ Ответ включает один из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок. ИЛИ Ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл |
2 |
8. Задания по работе с текстом, Которые предполагают умение выпускника отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста сознаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
Например: Используя содержание текста «Удобрение», ответьте на следующие вопросы.
1. Что понимается в тексте под плодородием?
2. Органические и минеральные удобрения оказывают влияние на почву. В чем их влияние сходно, а в чём различается?
3. Фермер хочет получить максимальный урожай моркови и поэтому решил внести в почву удобрения. Он приобрел золу и перегной. Какое из этих удобрений необходимо внести в почву осенью, а какое — весной, перед посадкой семян моркови? Ответ обоснуйте.
Почва — верхний слой земли, обладающий плодородием. От него зависит урожайность возделываемых культур. Однако каждый год вместе с урожаем человек выносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.
Органические удобрения не только обогащают почву необходимыми веществами, но и улучшают её структуру, удерживают в почве влагу. По своему составу органические удобрения комплексные, так как содержат все необходимые растению химические элементы, но в виде органических соединений. Эти соединения переходят в доступные для растений растворённые в воде минеральные вещества благодаря деятельности почвенных бактерий. Например, достаточно один раз внести в почву перегной, чтобы на несколько лет обеспечить её плодородие.
Минеральные удобрения, в отличие от органических, обладают кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом семян или одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями растений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесение фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет созревание плодов и семян.
При внесении удобрений необходимы осторожность и точные знания о потребностях растений и запасе питательных веществ в почве. «Перекорм» растений так же вреден, как и недостаток каких-либо питательных веществ.
2. Зак. № 283
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Ответ на первый вопрос. Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными (минеральными) веществами. Ответ на второй вопрос. Сходство: обогащение почвы питательными веществами. Различие; органические удобрения улучшают структуру почвы и удерживают в ней влагу. Ответ на третий вопрос. Перегной вносят осенью, так как это удобрение длительного действия (необходимо время для того, чтобы почвенные бактерии перевели эти удобрения в доступные для растения растворы минеральных веществ). Зола вносится весной, перед посевом семян, так как это удобрение кратковременного действия. Соли, входящие в состав золы, легко растворяются в воде и поступают в корни растений. |
|
Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. |
3 |
Ответ включает два из названных выше элементов, ИЛИ Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов, и не содержит биологических ошибок, ИЛИ Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Задания высокого уровня сложности
1. Задания по работе со статистическими данными, представленными в табличной форме.
Например: Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.
Таблица
Влияние основных факторов на здоровье человека (в %)
Факторы риска |
Образ жизни |
Внешняя среда |
Наследственность |
Влияние факторов на популяцию людей в целом в % |
50-55 |
20-25 |
15-20 |
На возникновение отдельных нарушений здоровья: |
|||
Ишемическая болезнь сердца |
60 |
12 |
18 |
Рак |
45 |
19 |
26 |
Сахарный диабет |
35 |
2 |
35 |
Пневмония (воспаление лёгких) |
19 |
43 |
18 |
Травмы (транспортные, бытовые, производственные) |
65 |
18 |
3 |
Время выполнения работы — 2 часа 20 минут (140 минут).
Дополнительные материалы и оборудование На экзамене по биологии не используются.
Система оценивания отдельных заданий
и работы в целом
Оценивание заданий первой части
За верное выполнение каждого задания Al-А24 выставляется по 1 баллу. В противном случае — 0 баллов.
Оценивание заданий второй части
За верное выполнение заданий Bl-В4 выставляется по 2 балла.
За ответ на задание Bl выставляется 1 балл, Если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов Во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).
За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, Если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, Если допущено 2 и более ошибок.
За ответы на задания ВЗ И В4 выставляется 1 балл, Если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Оценивание заданий третьей части
Задания Cl-СЗ оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
За полный и правильный ответ, содержащий два указанных в критериях к оценивания элемента, выставляется 2 балла. В Случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
За правильно заполненные три графы таблицы выставляется 3 балла. В случае заполнения двух граф таблицы выставляется 2 балла И одной — 1 балл. Если все графы заполнены неверно или не заполнены, выставляется 0 баллов.
За полный и правильный ответ, содержащий три указанных в критериях к оцениванию элемента, выставляется 3 балла. В случае если указано два элемента и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются три указанных к оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется 2 балла. В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы — 40 баллов.
Рекомендации по подготовке к экзамену
1. К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (используемым в школах в последние два-три года). Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (Www. edu. ru) в разделе «Документы министерства».
• Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 кл. — M.: Дрофа.
• Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения.
6 кл. — M.: Дрофа.
• Пономарёва И. Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 кл. — M.: Вентана-Граф.
• Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. — M.: Дрофа.
• Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 кл. — M.: Дрофа.
• Константинов В. М. и др. Биология. Животные. 7 кл. — M.: Вентана-Граф.
• Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 кл. — M.: Дрофа.
• Колесов В. Д., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл. — M.: Дрофа.
• ДрагомиловА. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл. — M.: Вентана-Граф.
• Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Основные закономерности. 9 кл. — M.: Дрофа.
• Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. — M.: Дрофа.
• Пономарёва И. H., Чернова H. М. и др. Основы общей биологии 9 кл. — M.: Вентана-Граф.
2. Систематическую подготовку к экзамену необходимо начать заранее.
3. Постоянно повторять ранее пройденный материал, ежедневно заниматься 1-1,5 часа.
4. Особое внимание следует уделить заданиям по работе с текстом, т. к. это наиболее трудные задания, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии.
5. Больше уделять внимания заданиям с рисунками и на практическое применение знаний в знакомой и новой ситуации.
Изменения в экзаменационной работе
Структура экзаменационной работы осталась неизменной по частям и содержательным блокам, но в части 3 (C) исключено задание высокого уровня сложности по работе с текстом. Таким образом, количество заданий уменьшилось с 32 до 31, а максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы снизился с 43 до 40.
Обобщённый план экзаменационной работы представлен в Приложении.
Приложение
ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (В НОВОЙ ФОРМЕ) ПО БИОЛОГИИ
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А — задания с выбором ответа, В — задания с кратким ответом, C — задания с развёрнутым ответом.
Уровни сложности задания: Б — базовый (примерный интервал выполнения задания — 60—90%), П — повышенный (40—60%), В — высокий (менее 40%).
Порядковый номер задания |
Обозначение задания в работе |
Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности |
Коды проверяемых элементов содержания |
Уровень сложности задания |
Максимальный балл за выполнение задания |
Примерное время выполнения задания (мин.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Часть 1 |
||||||
I |
Al |
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей |
1.1 |
Б |
I |
1,5 |
2 |
А2 |
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы |
2.1 |
Б |
I |
1,5 |
Продолжение прил.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3
|
АЗ |
Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы |
2.2 3.1 3.2 |
Б |
1 |
1,5 |
4 |
А4 |
Царство Растения |
3.3 |
Б |
1 |
1,5 |
5 |
А5 |
Царство Растения |
3.3 |
Б |
1 |
1,5 |
6 |
А6 |
Царство Животные |
3.4 |
Б |
1 |
1,5 |
7 |
А7 |
Царство Животные |
3.4 |
Б |
1 |
1,5 |
8 |
А8 |
Сходство человека с животными и отличия от них |
4.1 |
Б |
1 |
1,5 |
9 |
А9 |
Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Размножение и развитие организма человека |
4.1 4.10 |
Б |
1 |
1.5 |
IO |
AlO |
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма |
4.2 |
Б |
1 |
1,5 |
Il |
All |
Опора и движение |
4.11 |
Б |
I |
1,5 |
12 |
А12 |
Внутренняя среда |
4.5 |
Б |
1 |
1,5 |
13 |
А13 |
Транспорт веществ |
4.6 |
Б |
I |
1.5 |
14 |
А14 |
Питание. Дыхание |
4.3 4.4 |
Б |
1 |
1,5 |
Продолжение прил.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
15 |
А15 |
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела |
4.7 4.8 4.9 |
Б |
1 |
1,5 |
16 |
А16 |
Органы чувств |
4.12 |
Б |
1 |
1,5 |
17 |
А17 |
Психология и поведение человека |
4.13 |
Б |
1 |
1,5 |
18 |
А18 |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни |
4.14 |
Б |
1 |
1,5 |
19 |
А19 |
Приёмы оказания первой доврачебной помощи |
4.15 |
Б |
1 |
1,5 |
20 |
А20 |
Влияние экологических факторов на организмы |
5.1 |
Б |
1 |
1,5 |
21 |
А21 |
Экосистемная организация живой природы. Биосфера — глобальная экосистема |
5.2 5.3 |
Б |
1 |
1.5 |
22 |
А22 |
Умение интерпретировать результаты научных исследований, представленные в графической форме |
2,3, 4,5 |
Б |
1 |
1.5 |
23 |
А23 |
Умение определять структуру объекта, выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого |
2,3,4,5 |
П |
1 |
1,5 |
Окончание Npwι.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
24 |
А24 |
Учение об эволюции органического мира |
3.5 |
П |
1 |
1,5 |
Часть 2 |
||||||
25 |
Bl |
Умение проводить множественный выбор |
2,3,4,5 |
П |
2 |
8 |
26 |
В2 |
Умение устанавливать соответствие |
1,2,3, 4, 5 |
П |
2 |
8 |
27 |
ВЗ |
Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов |
2,3,4,5 |
П |
2 |
8 |
28 |
В4 |
Умение включать в текст пропущенные биологические термины |
1,2,3, 4,5 |
П |
2 |
8 |
Часть 3 |
||||||
29 |
Cl |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни |
4.14 |
П |
2 |
15 |
30 |
С2 |
Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать) |
1,2,3, 4,5 |
П |
3 |
13 |
31 |
СЗ |
Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме |
1,2,3, 4, 5 |
В |
3 |
17 |