Рубрики
(ОГЭ)ГИА по Биологии

A) недостаток вырабатываемого гормона вызывает…

A) недостаток вырабатываемого гормона вызывает сахарный диабет

Б) вырабатывает гормон инсулин

B) железа смешанной секреции

Г) вырабатывает гормон адреналин

Д) состоит из коркового и мозгового слоя

Е) железа парная

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

E

2

1

2

1

2

1

5. Задания на определение последовательности биологических объ­ектов, процессов, явлений.

Например: Расположите в правильном порядке пункты инструк­ции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения

2) зажмите препарат крови лапками-держателями

3) положите микропрепарат крови на предметный столик

4)глядя в окуляр, настройте свет

5. Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите чёткое изображение крови лягушки

Ответ: 43251.

6. Задание на включение пропущенных в текст терминов и понятий.

Например: Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные тер­мины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в при­ведённую ниже таблицу.

БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

В результате пластического обмена в клетках синтезируются спе­цифические для организма белки. Участок ДНК, в котором закоди­рована информация о структуре одного белка, называется

(А). Биосинтез белков начинается с синтеза(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии(В). Первый этап биосинтеза белка получил название (Г), а второй — трансляция.

Перечень терминов:

1) иРНК 5) ген

2) ДH К 6)рибосома

3) транскрипция 7) комплекс Гольджи

4) мутация 8) фенотип

Ответ:

А

Б

В

Г

5

1

6

3

7. Задание со свободным ответом на применение биологических зна­ний в практических ситуациях.

Например: Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вло­жил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды». Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объ­ясните смысл крылатой фразы.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

1) Аппетит — эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

2) Аппетит обусловлен формированием в мозгу стойких очагов воз­буждения. Попавшая в желудок пиша усиливает импульсы от ре­цепторов желудка, идущие в мозг, вызывая потребность в новом её приеме.

Ответ включает два названных выше элемента, не содержит биоло­гических ошибок.

2

Ответ включает один из названных выше элементов и нс содержит биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

I

Ответ включает один — два элемента при наличии грубых биоло­гических ошибок.

ИЛИ

Ответ включает один из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок.

ИЛИ

Ответ неправильный.

0

Максимальный балл

2

8. Задания по работе с текстом, Которые предполагают умение вы­пускника отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотно­сить сведения из текста сознаниями, полученными при изуче­нии курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.

Например: Используя содержание текста «Удобрение», ответьте на следующие вопросы.

1. Что понимается в тексте под плодородием?

2. Органические и минеральные удобрения оказывают влияние на почву. В чем их влияние сходно, а в чём различается?

3. Фермер хочет получить максимальный урожай моркови и по­этому решил внести в почву удобрения. Он приобрел золу и пе­регной. Какое из этих удобрений необходимо внести в почву осенью, а какое — весной, перед посадкой семян моркови? От­вет обоснуйте.

УДОБРЕНИЯ

Почва — верхний слой земли, обладающий плодородием. От него зависит урожайность возделываемых культур. Однако каждый год вме­сте с урожаем человек выносит из почвы какое-то количество мине­ральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Органические удобрения не только обогащают почву необходимы­ми веществами, но и улучшают её структуру, удерживают в почве вла­гу. По своему составу органические удобрения комплексные, так как содержат все необходимые растению химические элементы, но в виде органических соединений. Эти соединения переходят в доступные для растений растворённые в воде минеральные вещества благодаря деятельности почвенных бактерий. Например, достаточно один раз внести в почву перегной, чтобы на несколько лет обеспечить её пло­дородие.

Минеральные удобрения, в отличие от органических, обладают кратковременным действием, поэтому их вносят перед посевом се­мян или одновременно с ними, а также в период роста растений в виде подкормки. Калийные (зола) и азотные (селитра) удобрения быстро растворяются в воде, проникают в почву и поглощаются корнями ра­стений. Их вносят в почву весной. Фосфорные удобрения, например суперфосфат, обладают плохой растворимостью, поэтому их вносят в почву осенью. Минеральные удобрения оказывают разное влияние на рост и развитие растений. Калийные удобрения усиливают отток органических веществ от листьев к корнеплодам и корням. Азотные удобрения стимулируют рост побегов с листьями и почками. Внесе­ние фосфорных удобрений влияет на цветение, повышает вероятность оплодотворения, ускоряет созревание плодов и семян.

При внесении удобрений необходимы осторожность и точные зна­ния о потребностях растений и запасе питательных веществ в почве. «Перекорм» растений так же вреден, как и недостаток каких-либо пи­тательных веществ.

2. Зак. № 283

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Ответ на первый вопрос.

Плодородие — способность почвы обеспечивать растения пита­тельными (минеральными) веществами.

Ответ на второй вопрос.

Сходство: обогащение почвы питательными веществами.

Различие; органические удобрения улучшают структуру почвы и удерживают в ней влагу.

Ответ на третий вопрос.

Перегной вносят осенью, так как это удобрение длительного действия (необходимо время для того, чтобы почвенные бакте­рии перевели эти удобрения в доступные для растения растворы минеральных веществ).

Зола вносится весной, перед посевом семян, так как это удобре­ние кратковременного действия. Соли, входящие в состав золы, легко растворяются в воде и поступают в корни растений.

Ответ включает три названных выше элемента, не содержит биоло­гических ошибок.

3

Ответ включает два из названных выше элементов, ИЛИ

Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негру­бые биологические ошибки.

2

Ответ включает один из названных выше элементов, и не содержит биологических ошибок, ИЛИ

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит не­грубые биологические ошибки.

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Задания высокого уровня сложности

1. Задания по работе со статистическими данными, представленны­ми в табличной форме.

Например: Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здо­ровье человека». Ответьте на вопросы.

Таблица

Влияние основных факторов на здоровье человека (в %)

Факторы риска

Образ жизни

Внешняя среда

Наследственность

Влияние факторов на популя­цию людей в целом в %

50-55

20-25

15-20

На возникновение отдельных нарушений здоровья:

Ишемическая болезнь сердца

60

12

18

Рак

45

19

26

Сахарный диабет

35

2

35

Пневмония (воспаление лёг­ких)

19

43

18

Травмы (транспортные, быто­вые, производственные)

65

18

3

Время выполнения работы — 2 часа 20 минут (140 минут).

Дополнительные материалы и оборудование На экзамене по биоло­гии не используются.

Система оценивания отдельных заданий
и работы в целом

Оценивание заданий первой части

За верное выполнение каждого задания Al-А24 выставляется по 1 баллу. В противном случае — 0 баллов.

Оценивание заданий второй части

За верное выполнение заданий Bl-В4 выставляется по 2 балла.

За ответ на задание Bl выставляется 1 балл, Если в ответе указа­ны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов Во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе боль­ше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, Если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, Если допущено 2 и более ошибок.

За ответы на задания ВЗ И В4 выставляется 1 балл, Если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Оценивание заданий третьей части

Задания Cl-СЗ оцениваются в зависимости от полноты и пра­вильности ответа.

Оценивание задания Cl

За полный и правильный ответ, содержащий два указанных в кри­териях к оценивания элемента, выставляется 2 балла. В Случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содер­жатся негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Оценивание задания С2

За правильно заполненные три графы таблицы выставляется 3 балла. В случае заполнения двух граф таблицы выставляется 2 балла И одной — 1 балл. Если все графы заполнены неверно или не запол­нены, выставляется 0 баллов.

Оценивание задания СЗ и C4

За полный и правильный ответ, содержащий три указанных в кри­териях к оцениванию элемента, выставляется 3 балла. В случае если указано два элемента и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются три указанных к оцениванию элемента, но со­держатся негрубые биологические ошибки, выставляется 2 балла. В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемен­та, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Максимальный первичный балл за выполнение всей работы — 40 баллов.

Рекомендации по подготовке к экзамену

1. К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в обще­образовательных учреждениях (используемым в школах в последние два-три года). Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (Www. edu. ru) в разделе «Документы министерства».

6 класс:

Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 6 кл. — M.: Дрофа.

Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения.

6 кл. — M.: Дрофа.

• Пономарёва И. Н. и др. Биология. Растения. Бактерии. Гри­бы. Лишайники. 6 кл. — M.: Вентана-Граф.

7 класс:

Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. — M.: Дрофа.

Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные. 7 кл. — M.: Дрофа.

Константинов В. М. и др. Биология. Животные. 7 кл. — M.: Вентана-Граф.

8 класс:

Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. Человек. 8 кл. — M.: Дрофа.

Колесов В. Д., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл. — M.: Дрофа.

ДрагомиловА. Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл. — M.: Вентана-Граф.

9 класс:

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Основ­ные закономерности. 9 кл. — M.: Дрофа.

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. — M.: Дрофа.

Пономарёва И. H., Чернова H. М. и др. Основы общей биоло­гии 9 кл. — M.: Вентана-Граф.

2. Систематическую подготовку к экзамену необходимо начать заранее.

3. Постоянно повторять ранее пройденный материал, ежедневно заниматься 1-1,5 часа.

4. Особое внимание следует уделить заданиям по работе с текстом, т. к. это наиболее трудные задания, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии.

5. Больше уделять внимания заданиям с рисунками и на практи­ческое применение знаний в знакомой и новой ситуации.

Изменения в экзаменационной работе

Структура экзаменационной работы осталась неизменной по ча­стям и содержательным блокам, но в части 3 (C) исключено задание высокого уровня сложности по работе с текстом. Таким образом, ко­личество заданий уменьшилось с 32 до 31, а максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы снизился с 43 до 40.

Обобщённый план экзаменационной работы представлен в При­ложении.

Приложение

ОБОБЩЁННЫЙ ПЛАН КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (В НОВОЙ ФОРМЕ) ПО БИОЛОГИИ

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А — задания с выбором ответа, В — задания с кратким ответом, C — задания с развёрнутым ответом.

Уровни сложности задания: Б — базовый (примерный интервал выполнения задания — 60—90%), П — по­вышенный (40—60%), В — высокий (менее 40%).

Порядковый номер задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности

Коды прове­ряемых элементов содержа­ния

Уровень слож­ности задания

Макси­мальный балл за выпол­нение задания

Пример­ное время выпол­нения задания (мин.)

1

2

3

4

5

6

7

Часть 1

I

Al

Роль биологии в формировании современ­ной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей

1.1

Б

I

1,5

2

А2

Клеточное строение организмов как до­казательство их родства, единства живой природы

2.1

Б

I

1,5

Продолжение прил.

1

2

3

4

5

6

7

3

АЗ

Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Бактерии. Царство Грибы

2.2

3.1

3.2

Б

1

1,5

4

А4

Царство Растения

3.3

Б

1

1,5

5

А5

Царство Растения

3.3

Б

1

1,5

6

А6

Царство Животные

3.4

Б

1

1,5

7

А7

Царство Животные

3.4

Б

1

1,5

8

А8

Сходство человека с животными и отличия от них

4.1

Б

1

1,5

9

А9

Общий план строения и процессы жизне­деятельности. Размножение и развитие ор­ганизма человека

4.1

4.10

Б

1

1.5

IO

AlO

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

4.2

Б

1

1,5

Il

All

Опора и движение

4.11

Б

I

1,5

12

А12

Внутренняя среда

4.5

Б

1

1,5

13

А13

Транспорт веществ

4.6

Б

I

1.5

14

А14

Питание. Дыхание

4.3

4.4

Б

1

1,5

Продолжение прил.

1

2

3

4

5

6

7

15

А15

Обмен веществ. Выделение. Покровы тела

4.7

4.8

4.9

Б

1

1,5

16

А16

Органы чувств

4.12

Б

1

1,5

17

А17

Психология и поведение человека

4.13

Б

1

1,5

18

А18

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

4.14

Б

1

1,5

19

А19

Приёмы оказания первой доврачебной по­мощи

4.15

Б

1

1,5

20

А20

Влияние экологических факторов на ор­ганизмы

5.1

Б

1

1,5

21

А21

Экосистемная организация живой приро­ды. Биосфера — глобальная экосистема

5.2

5.3

Б

1

1.5

22

А22

Умение интерпретировать результаты науч­ных исследований, представленные в гра­фической форме

2,3, 4,5

Б

1

1.5

23

А23

Умение определять структуру объекта, вы­делять значимые функциональные связи и отношения между частями целого

2,3,4,5

П

1

1,5

Окончание Npwι.

1

2

3

4

5

6

7

24

А24

Учение об эволюции органического мира

3.5

П

1

1,5

Часть 2

25

Bl

Умение проводить множественный выбор

2,3,4,5

П

2

8

26

В2

Умение устанавливать соответствие

1,2,3, 4, 5

П

2

8

27

ВЗ

Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объ­ектов

2,3,4,5

П

2

8

28

В4

Умение включать в текст пропущенные биологические термины

1,2,3, 4,5

П

2

8

Часть 3

29

Cl

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни

4.14

П

2

15

30

С2

Умение работать с текстом биологическо­го содержания (понимать, сравнивать, обобщать)

1,2,3, 4,5

П

3

13

31

СЗ

Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

1,2,3, 4, 5

В

3

17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *