Рубрики
Математика ГИА 2021

1. Найдите значение выражения д + при С С —-4,5. Решение

1. Найдите значение выражения д + при <2 = 8,4; b = - l,2; С

С —-4,5.

Решение. Нужно подставить значения переменных в вы — 8,4 + (-1,2) ражение: — 7——-.

-4,5

8,4+(-1,2) _ 8,4-1,2 _ 7J> 72 _ 9-8 = 8 _ lfi

-4,5 -4,5 -4,5 45 9-5 5

Ответ: —1,6.

Другие решения.1. Поставив значения переменных в вы­ражение, выполнить действия над числами (деление можно выполнить «уголком»).

8,4 +<~1>2) — (8,4-1,2) : (-4,5) = 7,2 : (-4,5) = -1,6. —4,5

2. Умножим числитель и знаменатель на 10:

А-Ъ _10д + IOd
С ~ IOc ’

Подставим значения переменных.

84+(-12) _ 72 72 =9∙8 = 8=

-45 -45 45 9 5 5

Предостережение. Не потеряйте знак выражения.

Совет. Определите знак числителя, определите знак дро­би. Все действия нужно выполнить максимально подробно на черновике.

2. Длина шага человека А см. По какой формуле можно вычислить расстояние S(в метрах), которое пройдет че­ловек, сделав П шагов?

L)s = 77⅛ 2)s = 100αn 3)s = an 4)s = -⅛-

-LwLJ J-ww/4

Решение. Чтобы найти расстояние в см, нужно длину шага умножить на число шагов: А • п. Чтобы расстояние выразить в метрах, нужно А ■ п разделить на 100, так как

Ответ: 3.

Другие решения.1. Преобразуем выражения и сравним с исходным.

1) A(2 — A) = A(-A + 2) = -а(а — 2) — не совпадает с исход­ным;

2) A(2 + а) = — а(а+ 2) — не совпадает с исходным;

3) A(2-A) = —A(-A + 2) =а(а — 2) — совпадает с исходным;

4) -а(а — 2) — не совпадает с исходным.

2. Возьмем какое-нибудь значение переменной, например A= 1.

При α = 1 исходное выражение равно: 1-(1-2) = -1.

1) 1 — (2 — 1) = 1 — не совпадает с исходным;

2) -1(2 + 1) = -3 — не совпадает с исходным;

3) -1-(2-1)—1 — совпадает с исходным;

4) -1 — (1 — 2) = 1 — не совпадает с исходным.

Если выбранное значение не позволит определить верный ответ, нужно взять другое значение.

Предостережение. Возможна ошибка в знаках.

Совет. На черновике постарайтесь привести два различ­ных варианта решения.

Например, преобразовав выражения и определив, что ис­ходное и третье выражения тождественно равны, подставьте в эти выражения конкретные значения переменной и убеди­тесь, что эти выражения принимают равные значения.

T, x, 1 (Ь а\

5. Упростите выражение τ——- — — — .

подпись: решение.

B — а \ а Ь/

Возможно неполное решение — без сокращения дроби за­дание считается невыполненным.

Совет. На черновике постарайтесь записать подробно все преобразования (помните, что при преобразовании дробных выражений всегда нужно проверять на возможность сокра­щения дроби) и обязательно подставьте несколько значений переменных.

Например, допустив ошибку в применении формулы раз — j B — а Ности квадратов, получите ответ: — Ab

При А —1, Ь — 2 исходное выражение

1. / ⅛ _ оЛ
B — A∖α B J

Равно

1 /2_1\ 1 /2 __ 1\ = 2_ 1 =.1

2 —Iyl 2) 2yl2 2′

Тт чип B — а 2-11

При α = l, о = 2 полученное выражение равно 2~ 2′ Значения выражения не равны — это свидетельствует о допу­щенной ошибке, следовательно, нужно перерешать.

6. Одна из точек, отмеченных на координатной прямой, соответствует числу У39. Какая это точка?

MNPQ

-I • • 1 • • H

6 7 8

1)точка Q 2) точка M 3)точка N 4)точка P

Решение.6 = √36, 7 = √z49, 8 = ∕64.

√36 <У 39 < √49, следовательно, числу У39 соответствует одна из точек M или N.

Точка M ближе к числу /36, точка N ближе к /49.

Отметим середину отрезка: 6,5 = /42,25.

/36 < /39 < √42,25sследовательно, числу /39 соответству­ет точка М.

Ответ: 2.

Другое решение./36 < /39 < /49, следовательно, числу /39 соответствует одна из точек M или N.

62 = 36; 6,12 = 37,21; 6,22 = 38,44; 6,32 = 39,69. Следователь­но, 6,2 < /39 <6,3, т. е. числу /39 соответствует точка M (бли­жайшая к 6).

Предостережение. Не торопитесь с выбором ответа, не сделав каких-либо расчетов.

Совет. Определите, между какими последовательными целыми числами находится число /39.

Если этого недостаточно, то нужно извлечь корень с точ­ностью до десятых.

7. Туристическая фирма организует трехдневные автобус­ные экскурсии. Стоимость экскурсии для одного че­ловека составляет 2500 р., группам предоставляются скидки: группе от 3 до 10 человек — 5%, группе бо­лее 10 человек — 10% . Сколько заплатит за экскурсию группа из 6 человек?

1) 15000 р. 2) 2375 р, 3) 750 р. 4) 14250 р.

Решение. Полная стоимость путевок для группы из 6 че­ловек будет составлять 2500-6 = 15000 рублей.

Для группы из 6 человек действует скидка в 5% , т. е. груп­па должна заплатить 95% от полной стоимости: 15000-0,95 = = 14250 рублей.

Ответ: 4.

Другое решение. Для группы из 6 человек действует скид­ка 5%, т. е. стоимость экскурсии для каждого человека из этой группы меньше на 5%. Вычислим скидку для одного человека: 2500-0,05 = 125 р., тогда стоимость экскурсии для одного человека: 2500 — 125 = 2375 р.

Стоимость экскурсии для всей группы: 6 • 2375 = 14250 р.

Предостережение. Доводите решение до конца — найдя стоимость экскурсии для одного человека, нужно найти сто­имость экскурсии всей группы; найдя скидку для группы, не забудьте найти стоимость всей экскурсии.

Совет. Представьте себе, что это вы должны заплатить за экскурсию группы. Как обычно происходит: каждый сдает по 2500 рублей (сколько получилось?), а потом каждому воз­вращается скидка (сколько всего нужно вернуть?). Сколько осталось?

Постарайтесь разными способами рассчитать стоимость экскурсии для всей группы.

8. Численность населения Индонезии составляет 2,4 ■ IO8 человек, а Грузии — 4,7 ■ IO6человек. Во сколько раз численность населения Индонезии больше численности населения Грузии?

1) примерно в 1,9 раза 3) примерно в 51 раз

2) примерно в 510 раз 4) примерно в 5,1 раза

Решение. Чтобы найти, во сколько раз численность на­селения Индонезии больше численности населения Грузии, нужно 2,4 ■ IO8разделить на 4,7 ■ IO6.

2,4-IO8_ 2,4 ∙102-IO6=240 = t-1 ∩^

4,7-106^ 4,7-Ю6 4,7

Ответ под номером 3 «ближе» к полученному числу.

Ответ: 3.

Другое решение. Нужно постараться записать (прочитать) числа с одинаковой степенью 10.

2,4-IO8 = 2,4-IO2-IO6 = 240-IO6 = 240 млн.

4,7-IO6 = 4,7 млн.

Теперь делим 240 на 4,7, получаем 51,0…, выбираем тре­тий ответ.

Предостережение. Внимательно прочитайте условие.

Можно перепутать какое число на какое делить; можно допустить ошибки при работе со степенями; можно допустить ошибку при делении десятичных дробей.

Совет. Определите большее число. Большее число разде­лите на меньшее.

Предостережение.Hc пытайтесь угадывать, потому что число может быть дробным.

Совет. Решайте так, как вы привыкли. Обязательно про верьте корни подстановкой в уравнение.

Корень из дискриминанта всегда извлечется. Ответ можно

Записывать в любом виде: как записано в ответе или х= х-

■5

Формулу дискриминанта и формулу корней нужно знать.

10. Решите систему уравнений

‘ 2X 3p=1l,
5х 4 У —2.

Решение. Можно решать систему уравнений любым спосо­бом: сложением, подстановкой.

подпись: 2х - зу - 11.
15x t зу -6;
подпись: 17х - 17.
2х -зу =и;
подпись: х - 1.
p = -3-
подпись: 2x-3p = 11, 5х 4 у -2;

Ответ: х — I; У —-3.

Другое решение.

подпись: ∫ 17х- 17.
i у - -5x+ 2;
подпись: ∫ x= 1.
i v--3.
подпись: 2x 3y≡ll,
5х *. у= 2;
подпись: 2x 3( 5xf 21 = и. у-5x f 2;

Предостережение. При решении системы уравнений обра щайте внимание на правильность вычислений.

Совет. Решайте любым способом, обязательно проверьте найденные решения.

11. Прочитайте задачу: «Расстояние между двумя причала­ми по реке 14 км. На путь от одного причала до другого против течения моторная лодка затратила на 1 ч боль­ше, чем на обратный путь по течению. Найдите соб­ственную скорость лодки, если скорость течения реки 2 км/ч».

Обозначьте буквой Х собственную скорость лодки (в км/ч) и составьте уравнение по условию задачи.

1) 14(x-2)-l = 14(x + 2) 3)-⅛⅛—i⅛ = l

2)-⅛—⅛⅛ = l 4) 14(x +2) — 14(x-2) = 1

JC JC I

Решение. х (км/ч) — собственная скорость лодки, тогда Х+ 2 (км/ч) — скорость по течению, Х — 2 (км/ч) — скорость против течения.

подпись: 14
х +2
подпись: 14
х- 2
Расстояние между причалами 14 км, следовательно, (ч) — время движения лодки по течению;

(ч) — время движения лодки против течения.

подпись: 14 14
х -- 2 х + 2
Время движения лодки против течения больше, чем по те­чению, на 1 час, поэтому составим уравнение:

Ответ: 2.

Другое решение. Проанализируем записанные уравнения, учитывая, что 14 — это 14 км, 1 — это 1 час, х + 2 (в км/ч) — скорость лодки по течению, х — 2 (в км/ч) — скорость лодки против течения.

1) 14 км умножаем на х — 2 км/ч, получаем 14(х — 2) км2/ч. Из км2/ч нельзя вычесть 1 ч.

подпись: 2)

подпись: 14
х - 2
подпись: 14
х+ 2
подпись: — от времени движения против течения от

няли время движения по течению (время движения против течения больше времени движения по течению) и получили 1 час — соответствует условию.

подпись: 3)^

щелили на скорость по течению и полу­

Время движения против течения и получили 1 час — не соот­ветствует условию (время движения по течению больше вре­мени движения против течения).

4) Рассуждения такие же, как в первом пункте.

Предостережение. Чтобы не ошибиться: установите боль­шее и от большего отнимите меньшее.

Совет. Постарайтесь внимательно прочитать условие и са­мостоятельно составить уравнение с учетом обозначенной ве­личины. Проанализируйте каждое уравнение с позиции ве­личин (если путь умножить на скорость, то время получить нельзя). Попробуйте решить каждое уравнение и понять, ре­альна ли ситуация.

12. Какое из следующих неравенств не следует из неравен­ства А — с <Ъ?

L)c + b-aa-b

2)a-b-c

Решение, AC<BtЧто означает А — B — с< 0.

Приведем каждое неравенство к этому виду.

1) c + b — αАB— с > 0 — не соответствует условию.

2) А — Ъ — с< 0 — соответствует условию.

3) С — Ь, перенесем все переменные в левую часть и умножим на (-1), получим ABC<0 — соответствует усло­вию.

4) А+ с — перенесем в одну часть, получим AB~C<OСоответствует условию.

Ответ: 1.

Другое решение. Попробуем подобрать несколько троек значений A, Ъ и С (сильно различающиеся и различающиеся незначительно).

Рассмотрим тройку: а = 5, B = ½IС = 2, удовлетворяющую исходному неравенству.

5) Подставим значения в неравенство c + b — α

6) подставим значения в неравенство AB — с< 0: 5-4-2<< 0, -1 < 0 — верное числовое неравенство (соответствует условию);

7) подставим значения в неравенство С>AB^. 2>5-4, 2 > 1 — верное числовое неравенство (соответствует условию);

8) Подставим значения в неравенство A <B + с: 5<4 + 2, 5 < 6 — верное числовое неравенство.

Предостережение. Непривычно сложная формулировка — есть частица «не».

Возможна ошибка при переносе переменной из одной ча­сти в другую (изменение знака).

Возможна ошибка при умножении неравенства на (-1) — не изменили знак неравенства.

Совет. Не забывайте проверить неравенства для конкрет­ных значений переменных.

13. Для каждого неравенства укажите множество его реше­ний.

A) X2 + 9 < 0 1)0

Б) X2- 9 < 0 2) (-оо; -3) и (3; +∞)

B) x2-9>0 3) (-3; 3)

Решение. Решим неравенства.

A) X2 ÷ 9 < 0 — решений нет, следовательно х ∈0 — ответ под номером 1.

Б) X2— 9 < 0, (х - 3) (х + 3) < 0, х ∈ (-3; 3) — ответ под номе­ром 3.

+ , — , ÷

-3 3 х

В) X2 9>0,(x 3)(x4∙3) >0,x∈(-■», -3)и(3;4-оо)—ответ под номером 2.

Ответ; A-I1Б-З. В-2.

Другое решение. Особенность ответов заключается в том, что множества не Hsteκ>τ общих точек, поэтому можно решать «от ответа».

1 1 ►

-3 3 х

Нужно ваять значение из промежутков и проверить пра­вильность неравенств.

2) Возьмем значение переменной из второго множества: -4.

Проверяем неравенства:

При Х--4 проверяем неравенство A: (-4)2 + 9<0, 25<0 — неверное числовое неравенство.

При х—-4 проверяем неравенство Б: (-4)2-9<0, 7<0 — неверное числовое неравенство.

При х = -4 проверяем неравенство В: (-4)2- 9 >О, 7 > 0 — верно, т. е. второе множество — ответ для неравенства В.

3) Возьмем значение из третьего множества: 0.

При х = 0 проверяем неравенство A: 02 + 0<0, 9 < 0 — неверное числовое неравенство.

При х = 0 проверяем неравенство Б: O2- 9 < 0, -9 < 0 — верно, т. е. третье множество — ответ для неравенства Б.

Осталось для неравенства А — первый ответ.

Предостережение. Работы очень много, лучше не спеши­те!

Следите за знаками, правильностью выполняемых: дей­ствий.

Совет. Обязательно проверьте решения неравенств кон­трольными точками.

14. Члены последовательности можно изображать точка­ми на координатной плоскости. Для этого по горизон­тальной оси откладывают номер члена, а по вертикаль­ной — соответствующий член последовательности.

На рисунке изображены точками первые семь членов арифметической прогрессии (αn). Найдите И D.

Решение. Найдем две точки координатной плоскости с це­лочисленными координатами и запишем их с учетом обозна­чений: ∏ι = -5, <2з = —4.

Учитывая формулу n-го члена арифметической прогрес­сии: An = ∏ι + D(N— 1), запишем полученное равенство = а\ + + 2d, откуда найдем D = 0,5.

Ответ: a1 = -5; d = 0,5.

Другое решение. Известно, что формула An— Dn + Ь, где D И Ь — числа, задает арифметическую прогрессию. Найдем DИ Ъ, учитывая, что все точки лежат на одной прямой.

Прямая An = Dn + BПроходит через точки (1; -5), (3; -4).

подпись: d∙l + b = -5, d-3 + b = -4; подпись: 2d= 1, d + b = -5; подпись: d = 0,5, b = -5,5.

A∏ = 0,5N 5,5, откуда A↑ = — 5, D = 0,5.

Для определения коэффициента DМожно воспользоваться тем, что D угловой коэффициент прямой (D = tg ⅛p, где / —

Угол наклона прямой к оси абсцисс). По рисунку Ig д-

**

Получим Ап — ~N τb.Учитывая, что прямая проходит че­рез (1; 5). находим B = -5.5.

Предостережение. Следите внимательно за действиями.

Вычисление углового коэффициента с помощью графика твит в себе опасности: потеря знака «минус» (в случае убыва­ющей функции) и ошибочное нахождение B можно спутать с α∣)∙

Совет В этих задачах нужно использовать формулу п-го члена арифметической прогрессии, желательно выписать несколько членов, используя координатную плоскость с от­меченными точками.

Для решения нужно брать только те точки, координаты которых — целые числа.

15 Какая из прямых нс пересекает график функции

L)x = 2 2)v = 3x 3)p≈-4x 4)<∕ = -6

Решение, Решать будем «от ответа».

2

1) Найдем общие точки прямой х = 2 и гиперболы У — — — }

, 2 1

Для этого подставим значение Х в формулу: Y = ~-∙, у = -1 —

Есть общая точка (2; —1) — не удовлетворяет условию.

2

2) Найдем общие точки прямой У — Зх и гиперболы У — —, х

Для этого составим уравнение: 3χ =Зх[16]= -2 — нет кор­ней, следовательно, прямая не пересекает график функции — удовлетворяет условию.

3) Найдем общие точки прямой У — -4х и гиперболы

2 λ 2 2 1

У — — —, Для этого составим уравнение: -4x = ~-; χ^ = ——

Два корня, следовательно, прямая пересекает график функ­ции в двух точках — не удовлетворяет условию.

2

4) Найдем общие точки прямой У — — 6И гиперболы У = —,

подпись: 195Peiuehwb заданий первой части

Следовательно, прямая пересекает график функции н точке не удовлетворяет условию.

Ответ: 2.

О

Другое решение. Графиком функции У — — * является ги пербола, ветви которой расположены но второй и четвертой четвертях.

Схематично нарисовав гиперболу и асе прямые, можно увидеть, какая прямая не имеет общих точек с гиперболой.

Jl редостережение Можно ответить не на вопрос задания.

Совет. Можно использовать любой способ решения. Гра фический способ обязательно нужно проверить, составив уравнение.

16. На рисунке изображен график функции y-∕(x), за­данной на промежутке [ 1; 4,5]. Из приведенных ниже утверждений выберите верное.

1) Наименьшее значение функции У — F(X)Равно —1,5

2) Функция Y = Fix)Убывает на промежутке [1; 4,5]

3) F(x)<О при -0,5 <Х< 4,5

4)/(-1)-0

Решение.1) Наименьшее значение функции (читаем гра­фик) равно (-1,5) —верное утверждение.

4) Функция Y = F(Pc}Убывает (читаем график) на промежут­ке [-1; 1], следовательно, второе утверждение неверное.

5) /(х) <0 (читаем график) на промежутке (-0,5; 3), сле­довательно, третье утверждение неверное.

6) /(-1) = 2,5, следовательно, четвертое утверждение невер­ное.

Ответ: 1.

Предостережение. Отвечайте на поставленный вопрос.

Совет. Постарайтесь дать полный ответ в каждом пункте с использованием графика, и только после этого выбрать то утверждение, которое отвечает на вопрос задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *