Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Вариант 1 Основные проблемы 1) проблема сохранения в современном мире по­нятия «честь» (что означает…

Вариант 1

Основные проблемы

1) проблема сохранения в современном мире по­нятия «честь» (что означает слово «честь» для совре­менного человека? Устарело ли это понятие?);

2) проблема верности своему слову (как соотносят­ся верность своему слову и чувство чести?).

Авторская позиция

1) чувство чести — это чувство собственного до­стоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека;

2) для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом проявляется его чувство чести.

Вариант 2

Основные проблемы

1)проблема образования (нужно ли человеку полу­чать образование, изучать науки?);

2)проблема своевременного получения образования (насколько важно для человека получить образование в молодости?);

3)проблема духовного совершенствования челове­ка (как образование связано с духовным развитием человека?).

Авторская позиция

1)выгода от образования осознаётся постепенно, по мере вступления человека в самостоятельную, взрослую жизнь;

2)чем раньше осознана ценность образования, тем раньше к человеку придёт успех в жизни; если человек опоздал получить образование в молодости, то часто он старается восполнить пробелы уже в зрелом возрасте;

3)духовное совершенство человека, формирование его личности напрямую связано с уровнем его образо­ванности.

Вариант 3

Основные проблемы

1) проблема приобщения людей к чтению (трудно ли выбрать книгу для чтения? Какие книги развивают любовь к чтению?);

2) проблема выбора книги для чтения (как отличить хорошую, «живую» книгу от «литературного попкорна»?).

Авторская позиция

1) чтение хороших книг, с одной стороны, делает жизнь ярче, интереснее, с другой стороны, помогает разобраться в себе, в людях;

2) трудно найти среди множества изданий настоя­щую книгу, ту, которая «удлиняет жизнь», помогает ответить на жизненно важные вопросы, формирует взгляды на жизнь; настоящая, «живая» книга живёт долго, потому что в ней всегда будет потребность, она «становится ближе, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей».

Вариант 4

Основные проблемы

Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (как влияет наука на жизнь и привычки человека?).

Авторская позиция

Научная деятельность требует терпения, упорства, смелости; она приносит учёному удовольствие и ра­дость и помогает выжить в сложных жизненных об­стоятельствах.

Вариант 5

Основные проблемы

1) проблема духовности (необходимо ли современ­ному человеку это понятие? Что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху?);

2) проблема истинного содержания понятия ду­ховности (не подменяется ли сегодня это понятие другими?);

3) проблема духовности в искусстве (можно ли го­ворить о духовности/бездуховности искусства?).

Авторская позиция

1) духовность — то качество, к которому многие стремятся, часто бессознательно; духовность — это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, по­иски идеала, посещение театров и чтение книг может быть и бесполезным для души человека;

2) не зная, в чём проявляется духовность, многие зачастую путают это понятие с другими — с интелли­гентностью, воспитанностью, образованностью; одна­ко в каждом из них — собственное содержание;

3) искусство должно быть духовным, и тогда чело­век сможет найти в нём собеседника, а также источ­ник высоких стремлений.

Основные проблемы

1) проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность челове­ка? Как ведут себя люди, сидящие в очереди? Как ав­тор относится к окружающим?);

2) проблема совести (кто «напоминает» герою тек­ста о его нравственном долге? Какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев?);

3) проблема гуманного отношения к больным в ме­дицинских учреждениях (допустимо ли подвергать та­ким испытаниям больных людей? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к больным людям?).

Авторская позиция

1) в самых, казалось бы, обыденных ситуациях, когда нужно уступить место пожилому человеку в обществен­ном транспорте или помочь больному перейти улицу, на­иболее ярко проявляется нравственная сущность человека;

2) доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в ду­ше героя текста, и он понимает, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей;

3) бездушное, формальное отношение к больным людям красноречиво свидетельствует о том, что чело­век до сих пор не воспринимается в нашем обществе как высшая ценность.

Вариант 7

Основные проблемы

1) проблема чинопочитания и угодливости по отно­шению к состоятельным людям (можно ли всерьёз на­звать чинопочитание и угодливость «тонкостью обраще­ния»? Как сочетается чинопочитание и угодливость по от­ношению к состоятельным людям с пренебрежением к людям более низкого достатка и служебного положения?);

2) проблема чувства собственного достоинства че­ловека (не подменяется ли это понятие другими? Сов­местимы ли чувство собственного достоинства и са­моуничижение?);

3) проблема свободы (как соотносится чинопочи­тание и угодливость по отношению к состоятельным людям с чувством собственного достоинства челове­ка? Можно ли такого человека назвать свободным?)

Авторская позиция

1) чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям закономерно сочетаются с пре­зрительным отношением к тем, кто ниже по служебно­му положению или по достатку;

2) чувство собственного достоинства несовместимо ни с чинопочитанием и угодливостью по отношению к состоятельным людям, ни с пренебрежительным от­ношением. к тем, кто ниже по служебному положе­нию или по достатку;

3) и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, оди­наково несвободны.

Основные проблемы

1) проблема развития и сохранения русского язы­ка (обогащается или портится русский язык благода­ря заимствованиям?);

2) проблема коммерциализации культуры (что не­допустимо в процессе коммерциализации культуры?).

Авторская позиция

1) «слепое» использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, разрушению слов, нарушению функционирования языка, утрате куль­турных традиций;

2) обилие дешёвых рекламных трюков для привле­чения внимания потенциальных потребителей — сви­детельство упадка общей культуры.

Вариант 9

Основные проблемы

1) проблема канцелярита (что такое канцелярит? Как он влияет на нашу речь? В чём опасность штам­пов?);

2) проблема сохранения чистоты нашей речи (кто должен прививать людям бережное, уважительное от­ношение к языку?);

3) проблема ответственности и уважительного отно­шения к собеседникам и к языку (как соотносятся вкус, чувство языка и уважение к людям?).

Авторская позиция

1)канцелярит — самая опасная болезнь нашей ре­чи; штампы угнетают «живое ядро» языка, они опас­ны и в живой речи людей, и в речи персонажей ли­тературных произведений;

2)только мы сами можем привить себе и другим бережное, уважительное отношение к языку.

3)бережное отношение к языку означает и уважи­тельное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке.

Вариант 10

Основные проблемы

1) проблема назначения искусства (какое произ­ведение можно считать произведением искусства?);

2) проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека?).

Авторская позиция

1) настоящее произведение искусства «будит и освещает в соплеменнике чувство родины»;

2) ощущение родины у русского человека — это ощущение счастья.

Основные проблемы

1) проблема толкования понятия «честь» во вре­мена Пушкина и сегодня;

2) проблема сохранения и зашиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести.

Авторская позиция

1) понятие чести, непреходящее и общечеловечес­кое, включает умение защищать свои жизненные цен­ности, чистую совесть, честность, достоинство, благо­родство, невозможность лгать, клеветать, подличать;

2) автор не призывает к возврату дуэли, он лишь на этом примере утверждает, что честь необходимо защищать.

Вариант 12

Основные проблемы

1) проблема влияния телевидения на познаватель­ную и творческую активность человека (как влияет телевидение на познавательную и творческую актив­ность человека? Опасно ли это влияние и почему?);

2) проблема интереса людей к различным переда­чам (какие передачи вызывают наибольший интерес? Что лежит в основе этого интереса?).

Авторская позиция

1) всеобщее увлечение телевизионными передача­ми формирует потребительское отношение к искус­ству и снижает познавательную и творческую актив­ность человека;

2) наибольший интерес вызывают развлекатель­ные передачи; специальные передачи скорее заинте­ресуют неспециалиста.

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (С1)

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

I

Содержание сочинения

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сфор­мулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

1

Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста.

0

К2

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Сформулированная экзаменуемым проблема исход­ного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

2

Сформулированная экзаменуемым проблема исход­ного текста прокомментирована, Но

В комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста.

1

Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, Или В комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, Или Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, Или В качестве комментариев дан простой пересказ тек­ста или его фрагмента, Или В качестве комментариев цитируется большой фраг­мент исходного текста.

0

КЗ

Отражение позиции автора исходного текста

Экзаменуемый верно сформулировал позицию авто­ра (рассказчика) исходного текста по прокомментиро­ванной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием по­зиции автора исходного текста, нет.

1

Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, Или Позиция автора исходного текста не сформулиро­вана.

0

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформули­рованной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией авто­ра), аргументировал его (привел не менее 2-х аргумен­тов, один из которых взят из художественной, публицис­тической или научной литературы).

3

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформули­рованной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией авто­ра), аргументировал его (привёл Не менее 2-х Аргумен­тов, опираясь на знания, жизненный опыт), Или привёл только 1 аргумент из художественной, публи­цистической или научной литературы.

2

Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулирован­ной им проблеме, поставленной автором текста (согласив­шись или не согласившись с позицией автора), аргументи­ровал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизнен­ный опыт.

1

Экзаменуемый сформулировал своё мнение по про­блеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), Но не привёл ар­гументы, или Мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), Или Мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе.

0

II

Речевое оформление сочинения

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательнос­тью изложения:

—логические ошибки отсутствуют, последователь­ность изложения не нарушена;

— в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изло­жения, Но Допущена 1 логическая ошибка, И/или В работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

В работе экзаменуемого просматривается коммуни­кативный замысел, Но Допущено более 1 логической ошибки, И/или Имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Кб

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выра­жения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, Но Прослеживается однообразие грамматического строя речи, Или

Работа экзаменуемого характеризуется разнообрази­ем грамматического строя речи, Но

Есть нарушения точности выражения мысли.

1

Работа экзаменуемого отличается бедностью слова­ря и однообразием грамматического строя речи.

0

Ш

Грамотность

К7

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

Допущено не более 2-х ошибок

2

Допущены 3—4 ошибки

1

Допущено более 4-х ошибок

0

К8

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)

3

Допущены 1—3 ошибки

2

Допущено 4—5 ошибок

1

Допущено более 5-ти ошибок

0

К9

Соблюдение языковых норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущены 1—2 ошибки

1

Допущено более 2-х ошибок

0

К10

Соблюдение речевых норм

Допущено не более 1 речевой ошибки

2

Допущены 2—3 ошибки

1

Допущено более 3-х ошибок

0

Критерии оценивания ответа на задание С1

Баллы

КП

Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущены этические ошибки (1 и более)

0

К 12

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Фактические ошибки в фоновом материале отсут­ствуют

1

Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоно­вом материале

0

Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12)

23

При оценке грамотности (К7—К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработа­ны для сочинения объёмом в 150—300 слов.[I]

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчи­тывается и оценивается нулём баллов, задание считается Невы­полненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число до­пустимых ошибок четырёх видов (К7—-К10) Уменьшается. 2 бал­ла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — орфографических ошибок нет (или допущена 1 негру­бая ошибка);

К8 — пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).

1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — допущено не более 2-х ошибок;

К8 — допущены 1—3 ошибки;

К9 — грамматических ошибок нет;

К.10 — допущено не более 1 речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7—К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.*

Если сочинение представляет собой пересказанный или пол­ностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1— К12) оценивается нулём баллов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

[I] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный эк­заменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяет­ся без учёта текста рецензии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *