Вариант 1
Основные проблемы |
1) проблема сохранения в современном мире понятия «честь» (что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?); 2) проблема верности своему слову (как соотносятся верность своему слову и чувство чести?). |
Авторская позиция |
1) чувство чести — это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека; 2) для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом проявляется его чувство чести. |
Вариант 2
Основные проблемы |
1)проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки?); 2)проблема своевременного получения образования (насколько важно для человека получить образование в молодости?); 3)проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека?). |
Авторская позиция |
1)выгода от образования осознаётся постепенно, по мере вступления человека в самостоятельную, взрослую жизнь; 2)чем раньше осознана ценность образования, тем раньше к человеку придёт успех в жизни; если человек опоздал получить образование в молодости, то часто он старается восполнить пробелы уже в зрелом возрасте; 3)духовное совершенство человека, формирование его личности напрямую связано с уровнем его образованности. |
Вариант 3
Основные проблемы |
1) проблема приобщения людей к чтению (трудно ли выбрать книгу для чтения? Какие книги развивают любовь к чтению?); 2) проблема выбора книги для чтения (как отличить хорошую, «живую» книгу от «литературного попкорна»?). |
Авторская позиция |
1) чтение хороших книг, с одной стороны, делает жизнь ярче, интереснее, с другой стороны, помогает разобраться в себе, в людях; 2) трудно найти среди множества изданий настоящую книгу, ту, которая «удлиняет жизнь», помогает ответить на жизненно важные вопросы, формирует взгляды на жизнь; настоящая, «живая» книга живёт долго, потому что в ней всегда будет потребность, она «становится ближе, реальнее друзей, откровеннее самых близких людей». |
Вариант 4
Основные проблемы |
Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (как влияет наука на жизнь и привычки человека?). |
Авторская позиция |
Научная деятельность требует терпения, упорства, смелости; она приносит учёному удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах. |
Вариант 5
Основные проблемы |
1) проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие? Что значит «жить духовной жизнью» в современную нам эпоху?); 2) проблема истинного содержания понятия духовности (не подменяется ли сегодня это понятие другими?); 3) проблема духовности в искусстве (можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?). |
Авторская позиция |
1) духовность — то качество, к которому многие стремятся, часто бессознательно; духовность — это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте, поиски идеала, посещение театров и чтение книг может быть и бесполезным для души человека; 2) не зная, в чём проявляется духовность, многие зачастую путают это понятие с другими — с интеллигентностью, воспитанностью, образованностью; однако в каждом из них — собственное содержание; 3) искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений. |
Основные проблемы |
1) проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? Как ведут себя люди, сидящие в очереди? Как автор относится к окружающим?); 2) проблема совести (кто «напоминает» герою текста о его нравственном долге? Какими последствиями грозит обществу утрата моральных устоев?); 3) проблема гуманного отношения к больным в медицинских учреждениях (допустимо ли подвергать таким испытаниям больных людей? К каким последствиям приводит равнодушное отношение к больным людям?). |
Авторская позиция |
1) в самых, казалось бы, обыденных ситуациях, когда нужно уступить место пожилому человеку в общественном транспорте или помочь больному перейти улицу, наиболее ярко проявляется нравственная сущность человека; 2) доверчивые глаза ребёнка пробудили совесть в душе героя текста, и он понимает, что нечестно решать свои проблемы за счёт других людей; 3) бездушное, формальное отношение к больным людям красноречиво свидетельствует о том, что человек до сих пор не воспринимается в нашем обществе как высшая ценность. |
Вариант 7
Основные проблемы |
1) проблема чинопочитания и угодливости по отношению к состоятельным людям (можно ли всерьёз назвать чинопочитание и угодливость «тонкостью обращения»? Как сочетается чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям с пренебрежением к людям более низкого достатка и служебного положения?); 2) проблема чувства собственного достоинства человека (не подменяется ли это понятие другими? Совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение?); 3) проблема свободы (как соотносится чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям с чувством собственного достоинства человека? Можно ли такого человека назвать свободным?) |
Авторская позиция |
1) чинопочитание и угодливость по отношению к состоятельным людям закономерно сочетаются с презрительным отношением к тем, кто ниже по служебному положению или по достатку; 2) чувство собственного достоинства несовместимо ни с чинопочитанием и угодливостью по отношению к состоятельным людям, ни с пренебрежительным отношением. к тем, кто ниже по служебному положению или по достатку; 3) и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны. |
Основные проблемы |
1) проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?); 2) проблема коммерциализации культуры (что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?). |
Авторская позиция |
1) «слепое» использование заимствований сегодня приводит к искажению алфавита, разрушению слов, нарушению функционирования языка, утрате культурных традиций; 2) обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей — свидетельство упадка общей культуры. |
Вариант 9
Основные проблемы |
1) проблема канцелярита (что такое канцелярит? Как он влияет на нашу речь? В чём опасность штампов?); 2) проблема сохранения чистоты нашей речи (кто должен прививать людям бережное, уважительное отношение к языку?); 3) проблема ответственности и уважительного отношения к собеседникам и к языку (как соотносятся вкус, чувство языка и уважение к людям?). |
Авторская позиция |
1)канцелярит — самая опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают «живое ядро» языка, они опасны и в живой речи людей, и в речи персонажей литературных произведений; 2)только мы сами можем привить себе и другим бережное, уважительное отношение к языку. 3)бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке. |
Вариант 10
Основные проблемы |
1) проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства?); 2) проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека?). |
Авторская позиция |
1) настоящее произведение искусства «будит и освещает в соплеменнике чувство родины»; 2) ощущение родины у русского человека — это ощущение счастья. |
Основные проблемы |
1) проблема толкования понятия «честь» во времена Пушкина и сегодня; 2) проблема сохранения и зашиты во все времена нравственного достоинства человека, его чести. |
Авторская позиция |
1) понятие чести, непреходящее и общечеловеческое, включает умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать; 2) автор не призывает к возврату дуэли, он лишь на этом примере утверждает, что честь необходимо защищать. |
Вариант 12
Основные проблемы |
1) проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека (как влияет телевидение на познавательную и творческую активность человека? Опасно ли это влияние и почему?); 2) проблема интереса людей к различным передачам (какие передачи вызывают наибольший интерес? Что лежит в основе этого интереса?). |
Авторская позиция |
1) всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека; 2) наибольший интерес вызывают развлекательные передачи; специальные передачи скорее заинтересуют неспециалиста. |
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (С1)
№ |
Критерии оценивания ответа на задание С1 |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. |
0 |
|
К2 |
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. |
2 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, Но В комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста. |
1 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, Или В комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, Или Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, Или В качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, Или В качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста.
|
0 |
|
КЗ |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. |
1 |
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, Или Позиция автора исходного текста не сформулирована. |
0 |
№ |
Критерии оценивания ответа на задание С1 |
Баллы |
К4 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привел не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы). |
3 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл Не менее 2-х Аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), Или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы. |
2 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), опираясь на знания, жизненный опыт. |
1 |
|
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), Но не привёл аргументы, или Мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен / не согласен с автором»), Или Мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе. |
0 |
|
II |
Речевое оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: —логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, Но Допущена 1 логическая ошибка, И/или В работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. |
1 |
№ |
Критерии оценивания ответа на задание С1 |
Баллы |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но Допущено более 1 логической ошибки, И/или Имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. |
0 |
|
Кб |
Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, Но Прослеживается однообразие грамматического строя речи, Или Работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, Но Есть нарушения точности выражения мысли. |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. |
0 |
|
Ш |
Грамотность |
|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущено не более 2-х ошибок |
2 |
|
Допущены 3—4 ошибки |
1 |
|
Допущено более 4-х ошибок |
0 |
|
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущены 1—3 ошибки |
2 |
|
Допущено 4—5 ошибок |
1 |
|
Допущено более 5-ти ошибок |
0 |
|
К9 |
Соблюдение языковых норм |
|
Грамматических ошибок нет |
2 |
|
Допущены 1—2 ошибки |
1 |
|
Допущено более 2-х ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более 1 речевой ошибки |
2 |
|
Допущены 2—3 ошибки |
1 |
|
Допущено более 3-х ошибок |
0 |
|
№ |
Критерии оценивания ответа на задание С1 |
Баллы |
КП |
Соблюдение этических норм |
|
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
|
Допущены этические ошибки (1 и более) |
0 |
|
К 12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале |
0 |
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) |
23 |
При оценке грамотности (К7—К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150—300 слов.[I]
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается Невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7—-К10) Уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — орфографических ошибок нет (или допущена 1 негрубая ошибка);
К8 — пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 — допущено не более 2-х ошибок;
К8 — допущены 1—3 ошибки;
К9 — грамматических ошибок нет;
К.10 — допущено не более 1 речевой ошибки.
Высший балл по критериям К7—К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.*
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1— К12) оценивается нулём баллов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
[I] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания В8, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии.