В русском языке немало слов, образованных в результате сложения основ без соединительных гласных, например: Стопроцентный, пятизначное (число), Кинотеатр и др.
При образовании сложных существительных, прилагательных, порядковых числительных, наречий первое слово — числительное ставится в родительном падеже: Трехтонка, семичасовой, шестидесятый, пятикратно, сорокаметровый, В слове Сороконожка пишется о.
Исключение составляют числительные Девяносто и Сто, Сохраняющие начальную форму (т. е. именительный падеж) в сложных словах (столетие, девяностолетний). Числительное Тысяча входит в состав сложных существительных и прилагательных с соединительным гласным Е (тысячекратный).
Слова, оканчивающиеся на -фикация, не являются сложными (в русском языке нет такого корня). Как и в языке-источнике, перед этим сочетанием пишется И (например: Электрификация). Такого же происхождения гласный И в слове Агрикультура. Написание таких слов не следует путать с написанием сложных слов с соединительными гласными.
118. Напишите цифры словами, образуя сложные слова.
5-метровый, 40-градусный, 90-летие, 100-летний, 6-этажный, 2-недельный, 5-сторонний, 4-процентный, 7-тонка, 12-ведерный, 250-летие, 1000-летие, 40-дневный.
Y119. Вставьте пропущенные буквы.
Газификация, газифицировать, газ..генератор, газопровод, класс, .фикация, класс, .фицировать, спец, .фикация, электр..двигатель, электростанция, электрофицировать.
Числительное Поп- в составе сложных слов
В составе сложных слов Пол-
1) пишется слитно, если вторая часть сложного слова (обычно имя существительное в форме родительного падежа) начинается с согласной буквы (полкилометра, также Полвторого и т. п.);
2) пишется через дефис, если вторая часть начинается с гласной буквы (пол-огурца) или согласной Л (пол-ложки) либо является собственным именем (пол-Франции), но: Поллитровка (вторая часть не в форме родительного падежа).
Если между Пол- и последующим существительным стоит согласованное определение, то Пол пишется отдельно, например: Пол граненого стакана, пол фруктового сада.
120. Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.
(Пол)Москвы, (пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)года, (пол)Африки, (пол)апель- сина, (пол)миллиона.
Правописание сложных существительных
Всегда пишутся слитно сложные имена существительные, первую часть которых образуют элементы Авиа- (сокращение от Авиация), авто-, агро-, аэро-, био-, вело-, гидро-, зоо-, кино-, микро-, мото-, радио-, теле-, фото-, электро- и т. п., независимо от их количества в слове.
Пишутся через дефис:
А) сложные названия механизмов, составные наименования предметов;
Б) сложные единицы измерения (но слитно: Трудодень)*, В) сложные названия растений, в частности те, которые имеют в своем составе глагол в личной форме;
Г) слова, первую часть которых образуют иноязычные элементы Вице-, штаб-, экс- и др.;
Д) русские и иноязычные названия промежуточных стран света;
Е) составные географические наименования;
Ж) географические названия, имеющие в своем составе служебные слова (русские и иноязычные).
При сочетании с помощью союза И двух или нескольких сложных существительных с одинаковой второй частью эта часть может приводиться только при последнем слове, а при предшествующих словах вместо нее пишется так называемый «висячий» дефис, например: Газо- и Электросварка (вместо Газосварка и Электросварка), авто-, мото- и Велогонки (но при отсутствии союза И слитное написание).
Сложные существительные с глагольной первой частью на И пишутся слитно (сорвиголова).
Исключение: Перекати-поле.
У/ 121. Напишите слова, раскрывая скобки.
1. (Авиа)конструктор, (авто)база, (агро)техника, (биостанция, (вело)спорт, (гидро)механика, (зоо)магазин, (кинотеатр, (метео)сводка, (микро)автобус, (радио)передача, (телепостановка, (фото)лаборатория, (электро)станция, (авто) (мото) (вело)гонки, (электро) (свето) (водо) лечебница.
2. (Дизель)электроход, (динамо)машина, (стоп)кран, (ди — ван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка, (пила)рыба, (генерал)майор.
3. (Грамм)молекула, (киловатт)час; (тонно)километр.
4. Иван(да)марья, мать(и)мачеха, любишь(не)любишь.
5. (Вице)адмирал, (штаб)квартира, (экс)чемпион.
6. (Северо)запад, (юго)восток, (норд)ост.
7. (Орехово)Зуево, (Эльзас )Лотарингия.
8. Комсомольск(на)Амуре, Ростов(на)Дону, Франкфурт (на)Одере.
У/ 122. Напишите слова, раскрывая скобки.
(Верти)хвостка, (верти)шейка, (гори)цвет, (держи)морда, (перекати)поле.
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
I. Слитно пишутся сложные прилагательные:
1) образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: Древнерусский (Древняя Русь), Общеславянский (общий для славян), Среднесуточный (средний за сутки), Сложноподчиненное предложение (сложное по способу подчинения);
2) употребляемые в качестве терминов (крупноблочный), А также канцеляризмы: Нижеподписавшиеся, вышеперечисленные и др.
И. Через дефис пишутся сложные прилагательные:
1) образованные от основ, обозначающих равноправные понятия; между частями таких прилагательных в их начальной форме можно вставить сочинительный союз: Вагонно-паровозные мастерские (т. е. вагонные и паровозные);
2) образованные от существительных, которые пишутся через дефис: Социал-демократический (ср.: Социал-демократ);
3) обозначающие оттенки цветов: Бледно-розовый, сине-желтый.
III. Через дефис пишутся также сложные прилагательные:
1) образованные от сочетаний имен и фамилий (лев-тол — стовский стиль) или двух фамилий (бойль-мариоттовский закон);
2) обозначающие качество с дополнительным оттенком: Кисло-сладкий (т. е. сладкий с привкусом кислоты);
3) входящие в состав сложных географических или административных названий и начинающиеся с основы Восточное западно-, северно — (северо), южно- (юго-); в нарицательном значении эти прилагательные пишутся слитно;
4) образованные из сочетания прилагательного с существительным, но с перестановкой этих элементов: Литературно-художественный (ср.: Художественная литература), а также имеющие на конце первой основы, образованной от слов иноязычного происхождения, сочетание -ико (диалектико-материалистический, химико-фармацевтический И т. п.).
Примечание. Пишутся раздельно по общему правилу словосочетания, состоящие из наречия и имени прилагательного. В таких словосочетаниях наречие, выступающее в роли члена предложения, обычно указывает степень признака, выраженного прилагательным (подлинно дружеский, резко враждебный), или то, в каком отношении рассматривается признак (общественно опасный, т. е. Опасный для общества). Наречия на -ски определяют признак путем уподобления (чертовски хитрый).
123. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правопи* сание сложных слов.
1. (Горно)лыжный курорт, (железно)дорожное движение, (поле)защитные насаждения, (сельско)хозяйственные проблемы, (средне)годовой доход.
2. (Вечно)зеленая растительность, (высоко)оплачиваемый специалист, (много)сторонний договор, (трудно)проходимый участок.
3. (Торгово)промышленный комплекс, (шахматно)шашеч — ный турнир, (историко)филологический факультет.
4. (Северо)западный округ, (орехово)зуевская электричка.
5. (Сине)желтый, (светло)голубой, (иссиня)черный, (ярко) красный.
6. (Гордо)благородный, (грубо)насмешливый, (холод — но)сдержанный, (мужественно)суровый.
7. (Критико)библиографический, (литературно)художест — венный, (физико)математический.
8. (Празднично)нарядный, (художественно)полноценный, (жизненно)важный, (истинно)дружеский, (диаметрально)про — тивоположны й.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что изучает раздел науки о языке, который называется «Словообразование»?
2. Какие слова имеют формы словоизменения, а какие не имеют?
3. Каково определение частей слова: основы, окончания, корня, суффикса, приставки, постфикса, соединительной гласной?
4. Что означают термины Аффикс, морфема, нулевое окончание?
5. Какая основа называется производной, а какая — непроизводной?
6. Какое правило определяет правописание приставок на З и приставки С?
7. Какие правила определяют правописание приставок Пре- и При-2
8. Какому правилу подчиняется правописание гласных Ы И И после приставок?
9. Какие исключения из этого правила вам известны?
10. В чем состоит морфологический способ словообразования?
11. Какие неморфологические способы словообразования вам известны?
12. Какие вы знаете правила правописания сложных слов с соединительными гласными и без них?
13. Когда слитно, а когда через дефис пишется элемент Пол- в составе сложных слов?
14. Какие правила слитного и дефисного написания сложных существительных и сложных прилагательных вы знаете?
Слова в русском языке объединяются в лексико-грамматические разряды, которые называются частями речи. Классификация частей речи основана на различии их лексического значения, морфологических признаков и синтаксических функций.
В современном русском языке различаются части речи самостоятельные и служебные.
В особую группу слов выделяются междометия и звукоподражательные слова.
Самостоятельные (или знаменательные) части речи либо называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них. Они имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения.
К самостоятельным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, место — имение, глагол, наречие.
Служебные части речи лишены номинативной (назывной) функции. Они служат средством для выражения отношений и связей между словами и предложениями (предлоги, союзы), а также для передачи смысловых и эмоциональных оттенков значений, выраженных самостоятельными частями речи (частицы). К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы.
Междометия также лишены функции называния. Они являются выразителями определенных чувств (ох! чу! фу! увы! и др.) и волеизъявлений (вон! стоп! тс! и т. д.).
Звукоподражательные слова являются по своему звуковому оформлению воспроизведением восклицаний, звуков, криков и т. п. (кря-кря, ку-ку, му-у, динъ-динъ и т. д.).
124. Приведите примеры всех частей речи, основываясь на данной таблице. Придумайте с ними предложения, ком-
Ментируя синтаксические функции самостоятельных частей речи.
Части речи |
||
Самостоятельные (знаменательные) |
Служебные |
Междометие |
Имя существ. Имя при — лагат. Имя числ. Ме — стоим. Глагол. Наречие |
Предлог Союз Частица |
1. Ясное утро, Тихо веет теплый ветерок. Море было Тихо и спокойно.
2. Что случилось? Я слышал, Что он говорил. Я верю, Что все уладится.
3. Вы Тоже были в театре? Приятель читал То же, что и я.
4. Молодые деревца заметно вытянулись за лето. Молодые вернулись домой поздно.
5. Планер поднялся Ввысь. Зрители напряженно всматривались в высь.
6. В дали голубой показался парус. Вдали ничего не было видно.
7. Унылая Пора, очей очарованье! Пора вставать, уже поздно.
8. И жизнь Хороша, и жить Хорошо! (М.)
9. Столовая открыта. Столовая посуда вымыта.
10. Критиковал, Не взирая на лица. Невзирая на трудности, мы идем к намеченной цели.
126. Напишите текст под диктовку. Выделите в нем самостоятельные и служебные части речи, называя конкретно каждую.
Сотни языков обслуживают шестимиллиардное население Земли. Однако далеко не верно иногда полагают, что эти языки совершенно непохожи. Даже человек, не занимающийся филологией, а просто сравнивающий, например, русскую и украинскую речь, должен беспристрастно признать
Их близость. Нетрудно также установить в течение самого незначительного времени сходство таких языков, как шведский и норвежский или финский и удмуртский.
Ученые-лингвисты объясняют сходство языков их родством, общностью происхождения. И если бы удалось, невзирая на непреодолимые препятствия, четко восстановить историю жизни тех или иных языков в продолжение нескольких десятков веков, мы бы несомненно увидели их общие источники.
Родственные языки объединяются в так называемые языковые семьи. Русский язык принадлежит к индоевропейской семье языков. Современные славянские, германские, романские языки, языки индийской группы (например, санскрит, бенгали, цыганский) и некоторые другие — это потомки, преемники когда-то существовавшего индоевропейского праязыка, который, распавшись, породил их.
Относительно единый индоевропейский пранарод жил, по-видимому, в течении Дона и Дуная, на довольно обширной территории, простиравшейся до Кавказа и Балтийского моря. Несколько тысячелетий назад «индоевропейцы» перестали существовать как единый народ, вследствие чего и распался индоевропейский праязык. Одним из его ответвлений был общеславянский язык, который существовал во время общеславянского языкового единства, длившегося несколько веков.
Впоследствии, к VI веку нашей эры, из этого языка-основы выделилось несколько языков, в частности восточнославянский (или древнерусский), предок современных языков: русского, украинского и белорусского.
Следует иметь в виду, что в формировании национального языка основополагающую роль сыграли народные говоры, группировавшиеся вокруг Москвы. Московское произношение и сейчас является литературным и определяет языковую норму.
На протяжении веков русский язык обогащался благодаря влиянию других европейских языков, и в первую очередь французского, немецкого, английского, польского. Заимствование иностранных слов не нанесло ущерба национальной самобытности русского языка, и он, как равный среди равных, всегда был и остается одним из великих языков современности.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Порядок разбора имен существительных
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж, единственное число).
3. Постоянные признаки:
А) собственное или нарицательное;
Б) одушевленное или неодушевленное;
В) конкретное, отвлеченное, вещественное, собирательное, личное;
Г) род;
Д) склонение.
4. Непостоянные признаки:
А) число;
Б) падеж.
5. Функция в предложении (подлежащее, дополнение, несогласованное определение, именная часть составного именного сказуемого, обстоятельство).
Значение, разряды и категории
имен существительных
Имя существительное — часть речи, объединяющая слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? что? Выражается это значение при помощи категории рода, падежа, числа, а также одушевленности и неодушевленности. В предложении существительные выступают в основном в роли подлежащего и дополнения.
Имена существительные могут быть названиями не только конкретных предметов, вещей (конкретные существительные: Дом, стол, перо, книга), веществ (вещественные: Масло, ртуть, медь), живых существ и организмов (мальчик, лиса, гусеница), но могут обозначать и самые разнообразные отвлеченные свойства и качества (храбрость, ужас, успеваемость, синева), действия и состояния (питье, скачок, уборка, отдых — отвлеченные существительные).
Выделяются также личные существительные, обозначающие человека (мать, ученик, артистка).
Имена существительные делятся на две группы: собственные и нарицательные. Собственные имена — это названия единичных предметов (Пушкин, Москва, Марс, газета «Правда»); нарицательные имена — это обобщенные наименования однородных предметов, явлений, действий, состояний (сосна, гроза, ходьба, усталость).
Все имена существительные делятся на одушевлен — ные и неодушевленные. К одушевленным существительным относятся названия людей, животных, насекомых и т. д., т. е. живых существ. К неодушевленным существительным — названия предметов, явлений реальной действительности, не причисляемых к живым существам.
Различие существительных одушевленных и неодушевленных грамматически выражается в том, что при склонении во множественном числе винительный падеж у имен существительных одушевленных совпадает с формой родительного падежа (вижу мальчиков, девочек), а у имен существительных неодушевленных — с формой именительного падежа (вижу улицы, дома). У имен существительных мужского рода (кроме существительных на -а, — я) различение одушевленности и неодушевленности последовательно проводится также и в единственном числе (взял котенка, но купил стул).
Все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому или среднему. Кроме того, среди слов на -а (-я) есть существительные со значением лица, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому роду, то к женскому: Этот мастер — талантливый самоучка и Эта ткачиха — талантливая самоучка. Такие слова называются словами общего рода (забияка, недотрога, неряха, разиня, соня, плакса и др.).
Имена существительные изменяются по падежам (большая часть имен также и по числам). Такое изменение называется склонением.
В современном русском языке выделяются три основных типа склонения имен существительных.
К первому склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, — я, например: Вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.
Ко второму склонению относятся все имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных мужского рода на -а, -я: дедушка, дядя, Ваня) и все имена существительные среднего рода, например: Стул, конь, подмастерье, домишко, окно, копье и др.
К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на Ж, ш, Например: Дань, мягкость, пустошь, рожь и др.
Дадим образцы первого, второго и третьего склонения су-
Ществительных в единственном числе. |
||||||
И. |
Стран-а |
Земл-я |
Стол |
Окно |
Поле |
Ночь |
Р. |
Стран-ы |
Земл-и |
Стол-а |
Окн-а |
Пол-я |
Ноч-и |
Д. |
Стран-е |
Земл-е |
Стол-у |
Окн-у |
Пол-ю |
Ноч-и |
В. |
Стран-у |
Земл-ю |
Стол |
Окн-о |
Пол-е |
Ночь |
Т. |
Стран-ой (-ою) |
Земл-ей (-ею) |
Стол-ом |
Окн-ом |
Пол-ем |
Ночь-ю |
П. |
(о) стран-е |
(о) земл-е |
(о)стол-е |
(об) окн-е (о) пол-е |
(о) ноч-и |
В современном русском языке есть разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
К разносклоняемым относятся 10 существительных среднего рода на -мя (имя, бремя, темя, стремя, время, вымя, семя, племя, знамя, пламя) и слово Дитя, а также Путь (мужского рода) и Мать, дочь (женского рода).
Географические названия на -ино, — ово (ево) изменяются по падежам, как существительные среднего рода (Габрово — о Габрове; Щелково — в Щелкове).
Фамилии украинского происхождения с суффиксами -ко, — енко и фамилии с суффиксами -ых, — аго ( его) не изменяются. Мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются, женские — нет. Например: Увидеть Александра Голуба, но Ирину Голуб.
В группе несклоняемых существительных выделяются имена нарицательные: Бюро, такси, галифе, пальто и т. д. — и имена собственные: Чикаго, Тбилиси, Сухуми, Осло, Бордо и др.
При сочетании несклоняемых существительных с другими словами форма падежа определяется или конструкцией всего предложения: В комнате стояло новое трюмо (им. п.), или окончаниями имен прилагательных, согласуемых с несклоняемыми существительными: Он ходит в теплом пальто (пр. п.).
Большую часть несклоняемых существительных составляют слова иноязычного происхождения. Их грамматический род определяется так:
1) несклоняемые неодушевленные существительные в основном относятся к среднему роду, например: Осеннее пальто, свободное купе, маршрутное такси;
2) несклоняемые одушевленные существительные относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных (военный атташе, серый кенгуру), и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (старая леди, юная мисс);
3) несклоняемые географические названия определяют свой род по роду нарицательного существительного, обозначающего родовое понятие (т. е. по роду слов Город, река, озеро, гора, остров и т. п.): Солнечный Сочи, мелководная Сочи, живописный Капри.
Вне системы склонений находятся аббревиатуры типа СНГ, МММ, МГУП, МГУ.
Помимо основных окончаний, свойственных каждому типу склонения, некоторые существительные имеют дополнительные окончания, или варианты окончаний. Так, у существительных второго склонения в родительном падеже основное окончание -а(-я), вариантное -у(-ю). Оно употребляется:
1) с вещественными существительными. Например: Купите сатину (но и Сатина), банка меду (меда), нет чаю (чая). Но: Уборка чая, стакан крепкого чая;
2) с некоторыми существительными в собирательном значении. Например: много народу (народа);
3) с некоторыми абстрактными существительными при наличии оттенка количественности. Например: Много шуму ( шума);
4) в случае, если существительное употреблено с предлогами С, из, для, от. Например, Из лесу (из леса), без спросу (без спроса).
Вариантное окончание носит разговорный характер. Обязательно оно только в составе фразеологизмов. Например: Ни слуху ни духу.
У существительных первого склонения в творительном падеже употребляется наряду с основным окончанием -ой
(ей) окончание Ою(-ею). Оно носит вариантный характер и воспринимается как устаревшее (ср.: Тучей — тучею).
В предложном падеже у существительных второго склонения основное окончание -е, вариантное — J/f w), оно обязательно ударное, употребляется после существительных с предлогами В, на, а также в составе фразеологизмов. Например: На лугу, в лесу (пространственное значение), На веку, в году (временное значение), На льду, на весу (обстоятельственное значение), Идти на поводу. Но: Декорации в «Лесе» Островского очень красивы.
Существительные, образованные от имен прилагательных и причастий (столовая, больной, учащийся), склоняются по типу качественных прилагательных; ср.: Больной, больная, синий.
И. |
Больн-ой |
Столов-ая |
Учащ-ий-ся |
Р. |
Больн-ого |
Столов-ой |
Учащ-его-ся |
Д. |
Больн-ому |
Столов-ой
|
Учащ-ему-ся |
В. |
Больн-ого |
Столов-ую |
Учащ-его-ся |
Т. |
Больн-ым |
Столов-ой |
Учащ-им-ся |
П. |
(о)больн-ом |
(о) столов-ой |
(об)учащ-ем-ся |
Большинство существительных при склонении во множественном числе имеют незначительные отличия, главным образом в именительном и родительном падежах. Сравните:
И. |
Стран-ы |
Земл-и |
Стол-ы |
Ноч-и |
Р. |
Стран |
Земель |
Стол-ов |
Ноч-ей |
Д. |
Стран-ам |
Земл-ям |
Стол-ам |
Ноч-ам |
В. |
Стран-ы |
Земл-и |
Стол-ы |
Ноч-и |
Т. |
Стран-ами |
Земл-ями |
Стол-ами |
Ноч-ами |
П. |
(о) стран-ах |
(о) земл-ях |
(о) стол-ах |
(о)ноч-ах |
Еще примеры: Дом а, дом ов, пол я, пол ей и др.
В современном русском языке все больше существительных закрепляется в именительном падеже мн. ч. с окончанием -а ( я), а в родительном мн. ч. — с окончанием Ов ( ев). Например: Тракторы — трактора (ср.: Мы говорим не «штормы», а «шторма» — Выс.); Сапогов (правильно: сапог); несколько Килограмм помидор (правильно: Килограм- мое помидоров). Такие вариантные окончания оцениваются как разговорные, а иногда и просторечные (выбора Вместо Выборы, офицера вместо Офицеры и т. д.).
127. Приведите примеры существительных всех типов склонения и просклоняйте эти слова (устно).
У 128. Укажите, какого рода существительное (а если оно склоняется, то определите и тип склонения), и вместо точек вставьте нужное окончание.
1. Как тво.. фамили..? 2. Мы купили малогабаритн.. пиа — нин.. 3. Нам в кафе подали хорошо заваренн.. черн.. кофе. 4. Сухуми был., давно извест.. как город с обезьяньими питомниками. 5. Доктор Иванова был., прекрасн.. специалист.. 6. Зрителям был., представлен… лауреат Всероссийского конкурса вокалистов Майя Веселова. 7. Наш., космонавт.. Николаеву-Терешкову знают во всем мире. 8. Операцию по пересадке почек провел., извести., светило в хирургии. 9. Ее Величество посетил., нашу страну впервые (о королеве). 10. Отелло рассвирепел., и убил.. Дездемону.
Окончания имен существительных
2. В существительных, имеющих перед падежными окончаниями гласную и, пишется в предложном падеже единственного числа (у слов женского рода также в дательном падеже) буква и, например: Санаторий — в санатории, папа Пий — при папе Пии, на бильярдном кии, сестре Марии, по получении, на лезвии ножа (но: На острие — под ударением).
3. В существительных среднего рода на -ъе в предложном падеже единственного числа пишется буква Е, например: Отдыхать на взморье, жить в Закавказье (но: Быть в забытьи — под ударением). Следует различать: в Присутствии (предложный падеж) и В отсутствие (винительный падеж).
4. Существительные на неударяемые -ъя и -ъе имеют в родительном падеже множественного числа окончание -ий, а на ударяемые -ъя и -ъе — окончание -ей, например: Гостья — гостий, ущелье — ущелий, статья — статей, ружьё — Ружей.
5. В родительном падеже множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной (твердой или мягкой) буква Ь не пишется, например: Вишня — вишен, бойня — боен, читальня — читален.
Исключения: Кухня — кухонь, деревня — деревень, барышня — барышень.
6. Русские фамилии на -ов (-ев), — ев, — ин, — ын имеют в творительном падеже единственного числа окончание -ым (Пушкиным, Сергеевым, Куницыным), иностранные фамилии на -ов и -ин — окончание -ом (Дарвином). Названия населенных пунктов на -ов, — ев, — ин, — ын, — ово, — ево, — ино, — ыно Имеют в творительном падеже окончание -ом (за Киевом, под Саратовом, под Бородином, за Кунцевом) (Кунцево — станция под Москвой).
7. Существительные с суффиксом -ищ- имеют в именительном падеже единственного числа окончание -е, если они мужского или среднего рода (нос — носище, болото — бо — лотище), и окончание -а, если они женского рода (сила — силища). Существительные с суффиксами -ушк-, — юшк-, — ышк-, — ишк- имеют в именительном падеже единственного числа окончание -а, если они женского рода (бабушка) или если они мужского рода и обозначают одушевленные предметы (дедушка, братишка). Однако существительные мужского рода, обозначающие неодушевленные предметы, и существительные среднего рода имеют после указанных суффиксов окончание — о (дом — домишко, поле — полюшко).
129. Перепишите; вместо точек, где надо, поставьте букву Ъ. Укажите число, род, склонение и падеж существительных, в которых пропущены буквы.
1. Ноч.. прошла спокойно. 2. Солнечный луч., заглянул в окно. 3. Вся молодеж.. была на площадке. 4. Врач., оказал помощ*. больному. 5. Пробежала серенькая мыш.. . 6. У воды растет камыш.. . 7. На дне оврага бьет ключ.. . 8. Товарищ.. произнес горячую реч.. .
Ч/ 130. Спишите, дописывая окончания существительных. Укажите их падеж.
1. Много интересного мы узнали из этой книг.. . 2. В книг., были яркие иллюстрации. 3. Мы были в гостях у Анастаси.. Кузьминичн.. . 4. Мари.. Ильиничн.. принесла письмо. 5. Красивая панорама открывалась с башн.. . 6. Надо было добраться до башн.. . 7. Мы подошли к башн.. . 8. Плоды висели на яблон.. . 9. К дому мы подъехали на машин.. . 10. Шофер соскочил с машин.. .11. Висело объявление о конференци.. . 12. Все хорошо подготовились к кон- ференци.. . 13. Из типографи.. принесли новые газеты. 14. Эта статья перепечатана в типографи.. . 15. Рукопись направлена из редакци.. в производство. 16. В редакци.. идет подготовка к переизданию учебников по физик., и по математик.. . 17. Автору возвращена рукопись из редакци.. . 18. Лежу в постел.. . 19. Встал с постел.. . 20. Звоню Маш.. .
131. Приведенные ниже существительные просклоняйте.
I. В дательном и предложном падежах единственного числа:
Мария, Марья, Виталий, Алексей, Софья, Розалия, статья, линия, партия;
II. В предложном падеже единственного числа:
Возрастание, взгорье, заречье, внимание, житье, клей, пай, пролетарий, наследие, продолжение;
III. В творительном падеже единственного числа: тушь, тираж, рожь, путь, боец, дочь, плечо, мех, свеча, туча.
В 1949 году в «Правде» было опубликовано сообщение об одном необычайном (явление) природы. В этом (сообщение) Говорилось, что в одном (район) Новой (Зеландия) во время (ливень) прошел «рыбный дождь». Из воздуха вместе с (капли) воды падали тысячи мелких рыб. О таком же (явление) Рассказывали жители одного села на Дальнем (Восток). В (Испания, Турция, Италия, Франция) жители не раз подвергались опасности от подобных (ливни). Причина таких (дожди) — воздушные вихри необычайной силы. Их называют (смерчи). О (происхождение) их можно прочитать в специальной литературе.
Y133. Перепишите, добавляя вместо точек нужные окончания.
1. В унын.., с пасмурным челом, за шумным, свадебным столом сидят три витязя младые (П.). 2. Жених — в восторге, в упоен.. (П.). 3. В Закавказ.. и на Рижском взмор.. была солнечная погода. 4. Письмо было адресовано Ли.. Петровне, Мар.. Алексеевне и Дар.. Лукини..не. 5. Дом находился в веден., министерства. 6. После травмы он долго пребывал в забыт.. . 7. В возделывани.. яровых были трудности. 8. В своем времяпрепровожден.. он придерживался определенного плана. 9. На остр., ножа было яблоко. 10. В дви — жен.. мельник жизнь ведет, в движен.. . 11. О новом наборе было объявлено во всеуслышан.. .
134. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительные в нужном падеже единственного числа.
I. Рассказать о (постановка) (пьеса); говорить о (пьеса) и успехе ее (постановка), быть на (открытие) (выставка), Рассказать о (выставка) и ее (открытие); присутствовать при (беседа) с (участница) (экспедиция); обратиться с вопросами к (участница) (экспедиция); подниматься по (лестница) на (башня); побывать в (башня) (крепость); лечиться в (амбулатория) (больница); выписаться из (больница); встретиться на (лекция) в (музей); возвратиться с (лекция).
II. Деревья в легком (иней), видеть корабли на (рейд), Вернуться из (гавань), выступать на (конференция), выставка современной (живопись) и (архитектура), лекция, посвященная современной (живопись) и (архитектура), спорить об (идея) повести и особенностях ее (композиция), отметить в (резолюция), в (постановление), в (отчет).
135. Выпишите существительные, указывая их род, склонение, падеж. Подчеркните окончания, объясняя их правописание.
На крайнем юге нашей страны, в Средней Азии, высятся горы и плоскогорья Памиро-Алтая и Тянь-Шаня. Сто лет назад эти горы были почти неизвестны науке. Начало изучению гор Средней Азии было положено русскими исследователями в середине прошлого века. В горные области Средней Азии двинулись научные экспедиции, организованные Русским географическим обществом. Огромный интерес возбуждали эти экспедиции у передовых русских ученых. Они стремились обогатить русскую науку. Память об одном из первых исследователей Средней Азии Семенове-Тянь-Шаньском навсегда сохранится в летописях географических открытий.
У/ 136. Вместо точек вставьте окончания существительных, выписывая их с предлогами.
1. Быстрые реки текут в каждом ущель.. (Прж.). 2. Машина проносилась по возвышенност.., виднелся тусклый отблеск Кубан.. (Баб.). 3. Целые вечера Даша играла на роял.. (А. Н. Т.). 4. Хата стояла на взгорь.. (Сераф.). 5. Лежат только дымчатые синеватые тени в задумчивом молчани.. (Сераф.). 6. В безмолви.. погас звенящий зной (Сераф.). 7. Они очутились в громадном темном помещени.. (Сераф.). 8. Пассажирский поезд остановился у маленькой степной станиц.. (Вер.). 9. Петр в раздумь.. разорвал письмо. 10. Поднялся желтоватый бесшумный язык плам.. (А. Н. Т.).
I. 1. Степан Михайлович составил в своем уме весьма благоприятное мнение о (Софья Николаевна) (Акс.). 2. Мы остановились было смотреть на учение, но он просил нас идти к (Василиса Егоровна) (П.). 3. Кукшина просила его узнать о (здоровье) (Анна Сергеевна) (Т.).
II. 1. Беседовать с (Александр Осипович). 2. Писать (Андрей Фомич). 3. Обратиться к (Василий Саввич). 4. Передать привет от (Илья Кузьмич). 5. Пойти на экскурсию с (Геннадий Никитич). 6. Вспоминать о (Филипп Лукич). 7. Справиться о здоровье (Елена Кузьминична). 8. Отправить телеграмму (Мария Никитична).
У 138. Перепишите, вставляя пропущенные окончания существительных. При этом различайте имена собственные лиц, географические названия.
1. Золотой век русской литературы начат Пушкиным и продолжен Лермонтов, .м, Гогол..м, Герцен..м, Черны — шевск..м, Добролюбовым, Л. Толст..м. 2. В сражени.. с Наполеоном под Бородином решилась судьба России. 3. Музыка, написанная композитором Бородин..м, всегда будет волновать русского человека. 4. Фильмы с Чарли Чарлин..м всегда охотно смотрят зрители. 5. Научное объяснение миру природы положено Дарвин..м. 6. Первые национальные русские комедии написаны Фонвизин..м. 7. Мы провели лето под городом Одинцов..м. 8. Мой дед в молодости встречался с князем Голицыным. 9. С городом Голицын..м у меня связаны приятные воспоминания. 10. Сестра познакомила меня с Сереж.. Птицын..м.
Y139. Перепишите, вместо точек вставьте нужные буквы.
1. Возишк.., воришк.., винишк.., городишк.., куп — чишк.., должишк.., житишк.., волюшк.., ведрышк.., гнез — дышк.., армячишк.., голосишк.., соловушк.., хлебушк.., во — робьишк.., дворишк.., бревнышк.., зернышк…
2. Ветрил.., громил.., запевал.., объедал.., горнил.., верзил.., точил.., лекал.., выпивал.., воротил.., кормил.., менял.., заправил.., подлипал.., зубрил.., зубил.., чудил…
3. Головищ.., гнездовищ.., глыбищ.., глинищ.., винищ.., арбузищ.., городищ.., голосищ.., грязищ.., волчищ…
1. В саду росло множество (слива), (черешня), (вишня). 2. За леском вились дымки полевых (кухня). 3. Видны острые верхи (башня). 4. Зимой зайцы кормятся молодыми побегами деревьев и корой (яблоня), (груша) и других фруктовых (деревья). 5. Шторм доносил брызги волн в окна низких портовых (здания).
141. Напишите текст под диктовку.
Родная природа
Можно ли оставаться равнодушными к родной природе? Живете ли вы в пустыне или на взморье, окружает ли вас лесная тишь, или вы избрали широкую степь и каждый день вслушиваетесь, как шумит рожь на ветру, — все равно, нельзя не любить природу. И не понимает этого разве тот, кто никогда не жил в деревне, не вставал с первым лучом и не спешил в поле, не бежал заросшей межой к лесной опушке и не слушал на заре пение птиц…
В творчестве русских писателей многие страницы посвящены описанию родной природы. Вспомним хотя бы одного из них, воспевшего красоту средней полосы России, Ивана Сергеевича Тургенева.
В рассказе Тургенева «Бежин луг» повествуется об интересном случае на охоте, происшедшем с самим автором. Возвращаясь с охоты, писатель сбился с дороги. Вечерняя заря догорала, и в воздухе почувствовалось дыхание сырости. На землю опускались вечерние тени и тишина.
Усталый охотник решил добраться до ближайшей опушки леса, но и там дороги не оказалось. Из-за туч выглянул серебряный серп луны. Ночь приближалась и росла, как грозовая туча. Человек медленно шел по траве, покрытой холодной росой, и его шаги глухо отдавались в застывшем, недвижимом воздухе. Но приходилось продвигаться вперед в тяжелом раздумье.
Слабый шорох кустов вызывал дрожь во всем теле, дуновенье ветра казалось чьим-то сдавленным шепотом. Заблудившийся с трудом различал предметы. Он старался заставить себя думать о благополучной развязке, но развязки не предвиделось.
Тогда, в отчаянье, охотник перестал искать дорогу и вглядываться в окрестность. Он пошел напрямик и глубокой ночью попал в общество крестьянских мальчишек, которые в поле стерегли коней.
Суффиксы -оньк, енък, — онк, — онок
УМеньшительно-ласкательные суффиксы |
|
-онък- |
Еньк- |
После твердых согласных: |
После мягких согласных и шипящих: |
Полоса — полосонька |
Заря — зор-еньк-а |
Береза — березонька |
Дорога — дорож-еньк-а |
Исключения: Баиньки, заинька, паинька.
Пишутся после шипящих под ударением |
|
-онк- |
-онок- |
(с оттенком пренебрежения) |
(при обозначении детенышей животных) |
Душа — душ-онк-а |
Волк — волч-онок |
Река — реч-онка |
Медведь — медвеж-онок |
Суффиксы -ец и — иц
Пишутся в существительных среднего рода |
|
-ец- |
-иц- |
Если ударение падает на окончание: |
Если ударение падает на основу: |
Письмо — письм-ец-д |
Кресло — крёсл-иц-е |
Ружьё — ружь-ец-6 |
Масло — масл-иц-е |
Примечание. В существительных мужского рода пишется -ец с беглым Е (горец — горцы), в существительных женского рода иц — (красавица).
Суффиксы -ик и — ек
-ек — (-ок-) |
-ик- (-чик-, — ник-) |
Если гласная суффикса при склонении выпадает: |
Если гласная суффикса при склонении сохраняется: |
Ореш-ек — орешка |
Нож-ик — нож-ик-а |
Мешоч-ек — мешочка |
Птен-чик — птен-чик-а |
Пятачок — пятачка |
Дач-ник — дач-ник-а |
Суффиксы -ичк и — ечк
-ичк- |
-ечк- |
От существительных с суффиксом — иц-: |
В остальных случаях: |
Луковица — луков-ичк-а |
Темя — тем-ечк-о |
Ножницы — ножн-ичк-и |
Сито — ситечко |
Ложка — лож-ечк-а |
Суффиксы -чик и — щик
-чик- |
-щик- |
После согласных Д, т, с, з, ж: |
После остальных согласных: |
Развед-чик |
Смен-щик |
Счет-чик |
Фонар-щик |
Перепис-чик |
Пиль-щик |
Примечание. В некоторых иноязычных словах (если основа оканчивается на две согласные) после Т пишется -щик-: асфальт — асфалът-щик, процент — процент-щик.
142. Образуйте от приведенных существительных новые со значением пренебрежительности.
Бумага, одежда, собака, малец, мужик, шапка, юбка, кляча, лодка, кепка, сумка, тысяча, деньги.
143. Образуйте при помощи суффиксов -еньк-, — оньк — Имена существительные со значением уменьшительно — сти-ласкательности.
Береза, дорога, дочь, коза, Лиза, липа, лиса, нога, ночь, Сережа, тетя.
144. Образуйте от следующих существительных названия детенышей животных.
Медведь, верблюд, уж, заяц, кролик, белка, скворец, сайгак, барсук, паук, кукушка.
145. Образуйте от приведенных слов уменьшительные существительные с суффиксами -ец-, — иц- и -ц-, поставьте ударения, подчеркните окончания.
1. Кресло, масло, пальто, именье, ружье, устье, здоровье, здание, стихотворение, послание.
2. Дело, дерево, кружево, полено, окно, сено, село, сало, мыло, шило.
146. Подберите парные имена существительные женского рода к словам мужского рода.
Владелец, кормилец, постоялец, сиделец, страдалец.
147. Образуйте от приведенных ниже слов существительные с суффиксами -ик- (ник), — ек-; запишите их в две колонки.
Лесок, песок, ветерок, колосок, голосок, сверток, чайник, ножик, птенец, палец, кузнец, любимец, счастливец, канал, зуб, лимон, бубенец, шалаш.
1. Лейка, ложка, крышка, копейка, сито, утро, семя, время, копыто.
2. Улица, лестница, лужица, пуговица, мельница, единица.
I. Наладить, наводить, переводить, перевозить, объездить, смазать, резать, грузить, обмотать, подписать, дрессировать, брошюровать, выдумать, заниматься извозом, сварить, сплавить.
II. Антенна, барабан, газета, гардероб, фонарь, пила, паркет, смена, камень, паром, жестяной, миллион.
150. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подчеркивая суффиксы существительных. Объясните устно написание суффиксов.
I. 1. Ешь, золотой колосоч..к, кудрявая головка! А потом споешь. Голосоч..к-то у тебя, как колокольч..к (Гладк.). 2. Суриков глядел на уютный золотой языч..к огня (Полев.). 3. Старик тащил на плече сач..к (Фед.). 4. Потрудился, милый внуч..к, и кашки поешь (Гладк.). 5. Я видеть рад тебя, деревня Ключ..ки (Исак.). 6. Тот хотел было одеколонч..ком освежить, но я говорю: невозможно (Полев.).
II. Мне очень нравился этот черный быч..к. 2. Но в тот же миг девочка сжалась в комоч..к и вдруг скользнула вниз (Кат.). 3. Терентий Андреевич вынул из-под узлов небольшой меш..ч..к (Полев.). 4. Микола, друж..к, пей, родной! (Гладк.) 5. И ветер славы трогает седины и юношеский на губе пуш..к (Щип.). 6. Меня устроили в сарайч..ке (Полев.).
ЛЛ 151. Вставьте пропущенные буквы.
Ван..чка, дуль. чка, Зо..чка, им..чко, книж..чка, крошечка, ле..чка, Н0ЖН..ЧКИ, нян..чка, Ол..чка, Пет..чка, поч. лка, печ..чка, сем..чко, пугов..чка, Тан..чка, сит..чко, стрем..чко, врем..чко.
У/ 152. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Нет, не черкеш..нка она (П.). 2. Энгельсон была обруселая норвеж..нка и говорила по-русски с легким акцентом (Герц.). 3. На самой вершине голой скалы возвышалась башня, еще крепкая, но словно разрубленная трещ..нкой (Т.). 4. Аза на мгновение опустила ресницы своих длинных, как миндал..ны, глаз (Леек.). 5. Казачки еще не начинали водить хороводы, а сидели на земле и завал..нках хат в тени от косых лучей солнца и звонко болтали и смеялись (Л. Т.). 6. Летели солом..нки, бумажки, листья, на железо крыш сыпалась пыль, рождая гулкий шорох (М. Г.). 7. Тогда с гор — ручьи, и на лугу — зеленые протал..нки (Гладк.). 8. Черная монашенка смиренно кланялась (Верес.). 9. Он прикидывал, способен ли я понять самую изюм..нку его дела и какой поворот дела будет мне интереснее (Фед.). 10. Ожерелье выскользнуло из рук, и жемчуж..нки рассыпались.
153. Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.
1. Перево..иков из соседней деревни набежало множество (Акс.). 2. Не успел расска..ик произнести последнее слово, как обе собаки разом поднялись и с лаем исчезли во мраке (Т.). 3. Табун..ик Нестор был одет в казакин, подпоясан ремнем с набором (Л. Т.). 4. Объез..ик закурил трубку (Ч.). 5. Впереди шел взвод солдат, и четыре барабан., ика отбивали мерную дробь (Кор.). 6. Торопливо пробежал сма..ик с длинным молотком и лейкой (Сераф.). 7. По главным улицам проворно перебегали с лесенками фонар..ики, зажигая свет (Шишк.). 8. Долго бился судья, допрашивая свидетелей, но так и не обнаружил зачин..иков беспорядков.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Что изучает морфология?
2. Какие самостоятельные и служебные части речи вы знаете?
3. Каково определение имени существительного?
4. Какие существительные относятся к конкретным и отвлеченным?
5. Какие существительные называются собственными и нарицательными?
6. Какие существительные относятся к одушевленным и неодушевленным и как выражается грамматически их различие?
7. Как определяется форма рода имен существительных?
8. Что называется склонением имен существительных?
9. Какие падежи вы знаете?
10. Какие типы склонений вам известны?
11. Какие окончания имен существительных требуют особого комментария?
12. Какие правила правописания суффиксов имен существительных вы знаете?
Y154. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Объясните орфограммы.
Центральная электростанция стоит в (не) глубоком ущель.. на реч..нке Горын.. (не) далеко от пристан.. . Высокое напряжение опасно для жизни, (по) этому на те..итории станции (по) всюду на столбах висят предупреждения: «Осторожно! Смерть!» (Не) раз, казалось, монтеры во время ремонтных работ бывали (на) волосок от гибели; однако в книге, носящей название «Книга (не) снастных происшествий», (н..) значился (н..) одной серьезной аварии, (н..) одного (н..) счастья с людьми. Причина — в умелой организации монтажа и ремонта.
По всей площад.. станции проходят рельсы у..коко- лейк.., находящ..ся (в) ведении общей любимицы Лиди.. Алекс..вны Лисиц..ной, которую (во) время работы можно найти либо на лини.., либо в сигнальной станцио..ой баш..нке, выстро..ой на возвышени.., в садике, среди буйно разросшихся више.., череше.. и груш.. . Отсюда видны все под..емы и закругления дороги, виден кар..ер для выемки ба..астного песка.
Поговорить с Лидией Алекс..вн,. или с ее помощницей Любовью Никола..вной можно только после окончания работы в ее домишк.. . Живет она бли.. станции и занимает маленький флиг..леч..к, куда к Лиди.. Алекс..вн..(не) редко приходят посетители и друзья.
По вечерам она и внуч..к Ван..чка сидят в своей спа- ле..ке и читают. Особенно люб..т они слушать стари..ую пес..нку «Ты стоишь, моя берез..нька, на полос..ньке». Летом по воскресеньям бабушка с внучонком выход..т на луж..к перед домом или на береж..к Горын.. . Около них носится собач..нка Друж..к, которая теребит своего прияте — ля-мальч..нку за рубаш..нку. Наглядевшись на заречные пр..сторы, Лидия Алекс..вна усаживается на завал..ку и вяжет варе..ки. Крюч..к так и мелькает в ее руках. Ван..чка в это время плетет к..рзины из солом.,нок или делает трещ..тки и погремушки для змея. (По) позже выходит из дому Мар..я Куз..мини..на, которая когда (то) работала под — но..ицей на электростанции, и начинает ра..называть Лиди.. Алекс..вн.. (обо) всем, что она за день сделала.
155. Напишите текст под диктовку. Объясните орфограммы.
В 2000 году Московский государственный университет печати торжественно отмечал свое семидесятилетие. Многочисленные воспитанники университета — заслуженные газетчики, переплетчики, наборщики, вся армия московских печатников преисполнена гордости за свершения этих лет.
Интересно было вспомнить предысторию факультета художественно-технического оформления печатной продукции. Он стал преемником небезызвестного ВХУТЕМАСа, который был создан в 1920 году специальным постановлением, подписанным В. И. Лениным.
Ветераны ВХУТЕМАСа только вздыхали: «Как летит времечко! А ведь кажется, что это было совсем недавно». Вспоминали, как на Ярославском вокзале они в два-три дня расписали целый пассажирский состав агитпоезда сверху донизу причудливой декоративной живописью, в которой преобладали абстрагированные символы — «гидры» контрреволюции и пауки-кулаки. Капиталисты были там изображены во фраках и с мешками золота. Народ смотрел на их усищи, носищи, смешные картинные позы и удивлялся.
Приумножила славу ВХУТЕМАСа и роспись Охотного ряда, где тогда еще были бессчетные лотки, киоски, так искусно описанные Гиляровским в книге «Москва и москвичи ».
Художники-полиграфисты активно участвовали в политической жизни страны в 20-е годы, ходили с демонстрациями на Красную площадь, толпились у простой дощатой трибуны.
Однажды в «Правде» был напечатан ультиматум лорда Керзона, представителя английских консерваторов, которых тогда называли «твердолобыми». В связи с этим была назначена демонстрация протеста на Красной площади.
Студенты в тот же вечер отправились на бойню под Кунцевом и выпросили «напрокат» здоровенного черного быка. Ночью для него было сделано «оформление»: черный картонный цилиндр, накрахмаленная манишка и белоснежный галстук из бумаги, а также белые «манжеты» на ноги. К одному глазу был пристроен огромный монокль с ленточкой, а на черных боках, на «фраке», были сделаны надписи: «Твердолобый».
В таком виде впереди колонны демонстрантов бык Керзон и шествовал по Красной площади в полусотне метров от трибуны.