Рубрики
ЕГЭ МАТЕМАТИКА

Уравнение или система уравнений

подпись: тип задания по кодификатору требованийподпись: характеристика заданияУравнение или система уравнений.

Задача с параметром, требующая уверенного владения материалом и применения несколь­ких свойств и теорем.

Комментарий Это задание, как и следующее за ним, являет­ся одним из самых сложных заданий Едино­го государственного экзамена по математике. Оно рассчитано прежде всего на тех, кто собирается продолжать образование в вузах с повышенными требованиями к математической под­готовке абитуриентов (это не обязательно вузы, готовящие математиков, физиков, программистов, — к ним относится, например, и ряд экономических вузов). Если вы претендуете на высокий балл, то нужно постараться решить эту задачу или хотя бы продвинуться в её решении как можно дальше. Для успешного решения задачи важно свободно оперировать с изу­ченными определениями, свойствами, теоремами, применять их в различных ситуациях, анализировать условие и находить возможные пути решения. Особое внимание следует уделить задачам с параметром, решение которых основывается на та­ких свойствах функций, как ограниченность, монотонность, четность и нечетность, а также требует умения строить графи­ки основных элементарных функций.

Пример задания Найдите все значения параметра А, для каж­дого из которых при любом значении пара­

Метра BУравнение

X2- 4∣x∣ — 7|Ь — α∣ + 3∣ft — 3| — 2i> + 5α- 15 = 0

Имеет ровно два корня.

РЕШЕНИЕ. Обозначим

-7∣5-α∣ + 3∣∂-3∣-25 + 5α- 15

Через С и рассмотрим график четной функции У = X2—4∣x∣ + c, состоящий из двух частей парабол У= х2 — 4х + С (при х ≥ 0) и У = X2 + 4х + С (при х < 0) с вершинами в точках (2; с - 4) и (—2; с — 4) соответственно. При С< 0 график пересекает ось абс­цисс в двух точках; при С= 0 — в трех точках, при 0 <с < 4 — в четырех точках; при с = 4 — в двух точках; при с > 4 график не имеет с осью абсцисс ни одной общей точки.

Данное уравнение имеет ровно два корня, если график пересекает ось абсцисс в двух точках, т. е. если С = 4 или с < 0. Рассмотрим эти два случая.

1. Пусть С= 4, т. е.

-7∣6- α∣+3∣6- 3|- 26 +5α- 15 = 4, откуда

71B — а\ — 3∣6 — 3∣ + 2b— 5α + 19 = 0.

Последнее равенство должно выполняться при любом значении Ъ, в частности при 6 = 3. В этом случае получаем 7∣3 — а| + б — 5а + 19 = 0, или 7∣α — 3| = 5а — 25. В силу неот­рицательности модуля корни последнего уравнения должны удовлетворять неравенству 5α-25≥0, т. е. неравенству a ≥ 5. Но тогда 7a — 21 = 5a — 25 и А= -2, либо 7a — 21 = 25 — 5a и 23

А = —. Ни одно из найденных значений А не удовлетворяет б

Неравенству a≥ 5. Следовательно, в этом случае решений нет. 2. Пусть с < 0, т. е.

-7∣6-a∣ + 3∣6-3∣-26 + 5a-15 < 0.

Обозначим

G(B) = —7|& — α∣ + 3|&~3-2B + 5A 15.

График непрерывной функции У = G(B)Представляет собой ломаную, состоящую из отрезков прямых и лучей. При Ь> а Каждое звено ломаной является частью прямой вида Y = Kb + L, YRe K <0(поскольку вне зависимости от «раскрытия» второ­го модуля коэффициент при BБудет отрицательным). Следо­вательно, при Ь> а функция У = G(B)Убывает. Совершенно аналогично можно показать, что при B функция Y = G{B) Возрастает. Поэтому в точке Ъ = а эта функция достигает своего наибольшего значения, и неравенство

-7∣fc-α∣ + 3∣fe-3∣-2fe + 5α-15 < 0

Будет выполняться при любом значении BВ том и толь­ко том случае, если шах G{B) < 0, т. е. если G(A) < 0. Но g(a) = 3∣a — 3∣ + 3a — 15. Остается решить неравенство

3∣a — 3| + За — 15 < 0.

Преобразуем неравенство к виду \а —31 < 5 — а и перейдем к системе

{

А — 3 < 5 — а,

А — 3 >а — 5.

Второе неравенство системы выполняется при любом значении а; из первого неравенства получаем А< 4.

ОТВЕТ, A ∈ (-∞; 4).

Задание С6

Тип задания по кодификатору требований

Уметь строить и исследовать простейшие ма­тематические модели.

Характеристика задания

Задача, связанная со свойствами делимости целых чисел, логическим перебором.

Комментарий

Задание олимпиадного типа, рассчитанное на сильных учащихся. Для того чтобы продви-

Нуться в его решении, не требуется никаких специальных

Знаний, выходящих за рамки стандарта математического обра­зования, однако необходимо проявить определенный уровень математической культуры, логического мышления, который формируется при решении задач профильного уровня на про­тяжении всего обучения в школе.

Пример задания На доске написано более 27, но менее 45 це­лых чисел. Среднее арифметическое этих чи­сел равно —5, среднее арифметическое всех положительных из них равно 9, а среднее арифметическое всех отрицательных из них равно —18.

А) Сколько чисел написано на доске?

Б) Каких чисел написано больше: положительных или от­рицательных?

В) Какое наибольшее количество положительных чисел мо­жет быть среди них?

РЕШЕНИЕ. Пусть KИз написанных чисел положительны, I отрицательны и Т — нули. Сумма набора чисел равна ко­личеству чисел в этом наборе, умноженному на его среднее арифметическое, поэтому 9⅛ — 18/ + 0M —5(K + L + M).

А) Каждое слагаемое в левой части полученного равенства делится на 9, поэтому и K + I + т делится на 9. По условию 27 <K + I + т< 45, поэтому K + I + т = 36. Значит, на доске написано 36 чисел.

Б) Приведем равенство 9⅛ — 18/ + 0 ∙ in = —5(K + L + M)К виду 13/ = 14fe + 5m. Так как m ≥ О, то 13/ ≥ 14&, откуда / >K.Следо­вательно, отрицательных чисел больше, чем положительных.

В) Поскольку K + / + т —36, a 9⅛ — 18/ = —5(⅛ + I + т), по­лучим, что 9fe — 18/ = —180 и K21— 20. Так как K + I ≤ 36, то 3/ — 20 ≤ 36 и, значит, 3/ ≤ 56, откуда / ≤ 18 (так как / — натуральное число). Но K-2L 20, поэтому K ≤ 16. Приведем пример, когда положительных чисел ровно 16. Пусть на доске 16 раз написано число 9, 18 раз написано число —18 и два

N m 9∙16-18∙18 κ я

Раза написан 0. Тогда———— ————- -5 и указанный набор

Зо

Удовлетворяет всем условиям задачи.

ОТВЕТ, а) 36; б) отрицательных; в) 16.

2 Подготовка к ЕГЭ по математике

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *