Солнце действует почти одинаковым образом на все, находящееся на Земле и внутри ее. Сила, с которой Солнце притягивает, например, москвича в полдень, когда он ближе всего к Солнцу, почти не отличается от силы, действующей на него в полночь! Ведь расстояние от Земли до Солнца в десять тысяч раз больше земного диаметра, и увеличение расстояния на одну десятитысячную при повороте Земли вокруг своей оси на пол-оборота практически не меняет силы притяжения. Поэтому Солнце сообщает почти одинаковые ускорения всем частям земного шара и всем телам на его поверхности.
Почти, но все же не совсем одинаковые. Из-за этой-то небольшой разницы возникают приливы и отливы в океане. На обращенном к Солнцу участке земной поверхности сила притяжения несколько больше, чем это необходимо для движения этого участка по эллиптической орбите, а на противоположной стороне Земли — несколько меньше. В результате, согласно законам механики Ньютона, вода в океане на стороне, обращенной к Солнцу, немного выпучивается в направлении Солнца, а на противоположной стороне отступает от поверхности Земли. Возникают, как говорят, приливообразующие силы, растягивающие земной шар и придающие поверхности океанов, грубо говоря, форму эллипсоида.
Чем меньше расстояния между взаимодействующими телами, тем больше приливообразующие силы. Вот почему на форму Мирового океана Луна оказывает большее влияние, чем Солнце. Мы говорили о Солнце просто потому, что Земля вращается вокруг него и здесь легче понять причину деформации поверхности океанов. Если бы не было сцепления между частями земного шара, то приливообразующие силы разорвали бы его.
Приливная волна тормозит вращение Земли. Правда, этот эффект мал: за 100 лет сутки увеличиваются на тысячную долю секунды. Но, действуя миллиарды лет, силы торможения приведут к тому, что Земля будет повернута к Луне одной стороной, и дневные сутки станут равными лунному месяцу. С Луной это уже произошло. Луна заторможена в своем вращении настолько, что повернута к Земле все время одной стороной.
16. Когда на человека действует большая сила притяжения со стороны Солнца: в полдень или в полночь? Будем считать, что точность вычислений не превосходит 0,1%.
1) в полдень 3) одинаковая и в полночь и в полдень
2) в полночь 4) зависит от положения Луны
17. Почему Луна оказывает гораздо большее воздействие на возникновение приливов, чем Солнце?
1) расстояние до Луны гораздо меньше, чем до Солнца
2) размеры Солнца больше, чем у Луны
3) это зависит от периода обращения планет
4) Луна повернута к Земле одной стороной
18. Период обращения Луны вокруг Земли равен 27 сут. 7 ч 43 мин. Чему примерно равен лунный день?
1) около 13,5 земных суток 3) около 16 земных суток
2) около 14,8 земных суток 4) около 12,5 земных суток
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (задания 19-21) необходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.
19. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ |
ФОРМУЛЫ |
А) мощность тока Б) электрическое сопротивление В) удельное электрическое сопротивление |
1) U■I■T 2) U 3) U ∙ I 4) Q T 5) RS L |
А |
Б |
В |
20. Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.
НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ |
ИМЯ УЧЕНОГО |
А) закон, связывающий силу тока в прово- |
1) Э. Х. Ленц |
Днике и напряжение на концах проводни- |
2) М. Фарадей |
Ка |
3) Г. Ом |
Б) закон, определяющий тепловое действие |
4) А. Ампер |
Электрического тока В) закон магнитного взаимодействия проводников с током |
5) Ш. Кулон |
А |
Б |
В |
21. На рисунке представлен график зависимости температуры некоторого вещества от полученного количества теплоты. Первоначально вещество находилось в твердом состоянии.
Используя данные графика, выберите из предложенного перечня Два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Удельная теплоемкость вещества в твердом состоянии меньше удельной теплоемкости вещества в жидком состоянии.
2) Температура плавления вещества равна T1.
3) В точке Б вещество находится в жидком состоянии.
4) В процессе перехода из состояния Б в состояние В внутренняя энергия вещества не изменяется.
5) Участок графика ВГ соответствует процессу кипения вещества.
Ответ:
Часть 3
На вопросы в заданиях части 3 (задания 22-25) следует дать развернутый ответ. Задание 22 — экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.
22. Для выполнения этого задания используется лабораторное оборудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, динамометр. Соберите экспериментальную установку для определения измерения коэффициента трения деревянного бруска по горизонтальной поверхности линейки.
В бланке ответов:
1) нарисуйте схему эксперимента
2) запишите формулу для расчета коэффициента трения
3) укажите результаты измерения
Для заданий 23 и 24 необходимо записать полное решение, которое включает запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к числовому ответу.
23. На электроплитке, включенной в сеть напряжением 220 В, находится кастрюля, в которой за 12 мин доводится до кипения 0,57 л воды. Начальная температура воды была 10 °C. Определите КПД установки, если ток в электроплитке 2,5 А. (Теплоемкостью кастрюли пренебречь.)
24. На рисунке представлен график изменения температуры вещества в калориметре с течением времени. Теплоемкостью калориметра и тепловыми потерями можно пренебречь и считать, что подводимая к сосуду мощность постоянна. Рассчитайте удельную теплоемкость вещества в жидком состоянии. Удельная теплота плавления вещества равна λ = 100 кДж/кг. В начальный момент времени вещество находилось в твердом состоянии.
Задание 25 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.
25. Если поверхность воды не совсем спокойна, то предметы, лежащие на дне, кажутся колеблющимися. Объясните явление.
Часть 1
К каждому из заданий 1-18 даны 4 варианта ответа, из которых тоёько один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.
1. По графику скорости, изображенному на
Рисунке, определите скорость тела в момент
Времени T = 1,5С.
1) 3 м/с
2) 4 м/с
3) 8 м/с
4) 2 м/с
Четыре одинаковых кубика, связанных невесомыми нитями, движутся по гладкому горизонталь-
>
Ному столу под действием горизонтальной силы F, приложенной к первому кубику. Чему равна сила натяжения нити, связывающей третий и четвертый кубики?
1) 0 2) 1F 3) —F 4) F
4 4
3. Две тележки движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями V. Массы тележек 2MИ 4 M. Какой будет скорость движения тележек после их абсолютно неупругого столкновения?
1) —V 3) 3V
2
2) IV 4)3V
4. Какая из перечисленных физических величин периодически обращается в нуль при равномерном движении тела по окружности?
1) путь 3) скорость
2) перемещение 4) ускорение
5. Тело весом 10 H полностью погружено в жидкость. Вес вытесненной жидкости 2 Н. Каково значение силы Архимеда и куда она направлена?
1) 8 Н, вверх 3) 2 Н, вниз
2) 12 Н, вверх 4) 2 Н, вверх
6. Ультразвуковой эхолот улавливает отраженный от дна моря сигнал через время TПосле его испускания. Если скорость ультразвука в воде равна V,То глубина моря равна
1) Vt 2) 2Vt 3) Vt/2 4) 0
7. При какой влажности воздуха человек легче переносит высокую температуру воздуха и почему?
1) При низкой, так как при этом легче идет испарение жидкости с поверхности тела человека.
2) При низкой, так как при этом труднее идет испарение жидкости споверхности тела человека.
3) При высокой, так как при этом легче идет испарение жидкости с поверхности тела человека.
4) При высокой, так как при этом труднее идет испарение жидкости с поверхности тела человека.
На рисунке изображены графики зависимости температуры от времени для первоначально жидких тел одинаковой массы при одинаковой мощности теплоотвода. У какого из этих тел наибольшая удельная теплоемкость в жидком состоянии? 1) 1 2) 2 3) 3
4) удельная теплоемкость в жидком состоянии у всех трех тел
Одинакова
9. Верно ли утверждение: Электрическое поле можно обнаружить по его действию на
A) мелкие кусочки бумаги
Б) подвешенный на нити положительно заряженный шарик
B) подвешенный на нити отрицательно заряженный шарик
1) только А 3) только В
2) только Б 4) А, Б и В
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
11. Электрон Е, влетевший в зазор между полюсами электромагнита, имеет горизонтальную скорость V, перпендикулярную вектору индукции BМагнитного поля (см. рис.). Куда направлена действующая на него сила Лоренца F?
1) от нас перпендикулярно плоскости рисунка
2) к нам из-за плоскости рисунка
3) горизонтально вправо в плоскости рисунка
4) вертикально вверх в плоскости рисунка
12. Чему равна длина волн, посылаемых радиостанцией, работающей на частоте 1400 кГц?
1) 420 ∙ 1012 м 3) 420 ∙ 10-12 м
2) 214∙102 м 4) 214 м
13. Солнце садится за горизонт и отражается в озере. При этом
1) Угол падения лучей на поверхность озера увеличивается, а угол отражения уменьшается.
2) Угол падения лучей на поверхность озера и угол отражения уменьшаются.
3) Угол падения лучей на поверхность озера и угол отражения увеличиваются.
4) Угол падения лучей на поверхность озера уменьшается, а угол отражения увеличивается.
14. В Периодической системе Менделеева указаны следующие номера и молярные массы элементов: H (№ 1; 1,00794), Не (№ 2; 4,0026), Li (№ 3; 6,941), Be (№ 4; 9,01218), В (№ 5; 10,811). Выберите диаграмму, правильно отражающую соотношение числа протонов и нейтронов в ядрах наиболее распространенных изотопов этих элементов. Светлые квадратики на диаграмме — протоны, заштрихованные — нейтроны.
![]() |
|
15. Какой из двух экспериментов подтверждает гипотезу, что звук распространяется только в материальной среде?
1) Через получасовые интервалы стреляли из пушки, расположенной на расстоянии 30 км, и наблюдатели отмечали промежуток времени между появлением вспышки и моментом, когда был услышан звук.
П. Колокол помещали в сосуд, из которого можно было откачивать воздух. Туда же помещали механизм, который позволяет колоколу звонить автоматически. Слух отчетливо улавливал ослабление звука по мере уменьшения давления воздуха в сосуде.
2) только I 3) и I, и II
3) только II 4) ни I, ни II
Прочитайте текст и выполните задания 16-18.