Рубрики
(ОГЭ)ГИА по Физики

Солнце действует почти одинаковым образом на все, находящееся…

Солнце действует почти одинаковым образом на все, находящееся на Земле и внутри ее. Сила, с которой Солнце притягивает, напри­мер, москвича в полдень, когда он ближе всего к Солнцу, почти не отличается от силы, действующей на него в полночь! Ведь расстояние от Земли до Солнца в десять тысяч раз больше земного диаметра, и увеличение расстояния на одну десятитысячную при повороте Земли вокруг своей оси на пол-оборота практически не меняет силы притя­жения. Поэтому Солнце сообщает почти одинаковые ускорения всем частям земного шара и всем телам на его поверхности.

Почти, но все же не совсем одинаковые. Из-за этой-то небольшой разницы возникают приливы и отливы в океане. На обращенном к Солнцу участке земной поверхности сила притяжения несколько больше, чем это необходимо для движения этого участка по эллип­тической орбите, а на противоположной стороне Земли — несколько меньше. В результате, согласно законам механики Ньютона, вода в океане на стороне, обращенной к Солнцу, немного выпучивается в направлении Солнца, а на противоположной стороне отступает от поверхности Земли. Возникают, как говорят, приливообразующие силы, растягивающие земной шар и придающие поверхности океа­нов, грубо говоря, форму эллипсоида.

Чем меньше расстояния между взаимодействующими телами, тем больше приливообразующие силы. Вот почему на форму Мирового океана Луна оказывает большее влияние, чем Солнце. Мы говорили о Солнце просто потому, что Земля вращается вокруг него и здесь легче понять причину деформации поверхности океанов. Если бы не было сцепления между частями земного шара, то приливообразую­щие силы разорвали бы его.

Приливная волна тормозит вращение Земли. Правда, этот эффект мал: за 100 лет сутки увеличиваются на тысячную долю секунды. Но, действуя миллиарды лет, силы торможения приведут к тому, что Земля будет повернута к Луне одной стороной, и дневные сутки станут равными лунному месяцу. С Луной это уже произошло. Луна заторможена в своем вращении настолько, что повернута к Земле все время одной стороной.

16. Когда на человека действует большая сила притяжения со сто­роны Солнца: в полдень или в полночь? Будем считать, что точ­ность вычислений не превосходит 0,1%.

1) в полдень 3) одинаковая и в полночь и в полдень

2) в полночь 4) зависит от положения Луны

17. Почему Луна оказывает гораздо большее воздействие на возник­новение приливов, чем Солнце?

1) расстояние до Луны гораздо меньше, чем до Солнца

2) размеры Солнца больше, чем у Луны

3) это зависит от периода обращения планет

4) Луна повернута к Земле одной стороной

18. Период обращения Луны вокруг Земли равен 27 сут. 7 ч 43 мин. Чему примерно равен лунный день?

1) около 13,5 земных суток 3) около 16 земных суток

2) около 14,8 земных суток 4) около 12,5 земных суток

Часть 2

При выполнении заданий с кратким ответом (задания 19-21) необ­ходимо записать ответ в месте, указанном в тексте задания.

19. Установите соответствие между физическими величинами и фор­мулами, по которым эти величины определяются.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А) мощность тока

Б) электрическое сопротивление

В) удельное электрическое сопротивление

1) UIT

2) U

3) U I

4) Q

T

5) RS

L

А

Б

В

20. Установите соответствие между научными открытиями и именами ученых, которым эти открытия принадлежат.

НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ

ИМЯ УЧЕНОГО

А) закон, связывающий силу тока в прово-

1) Э. Х. Ленц

Днике и напряжение на концах проводни-

2) М. Фарадей

Ка

3) Г. Ом

Б) закон, определяющий тепловое действие

4) А. Ампер

Электрического тока

В) закон магнитного взаимодействия прово­дников с током

5) Ш. Кулон

А

Б

В

21. На рисунке представлен график зависимости температуры некото­рого вещества от полученного количества теплоты. Первоначально вещество находилось в твердом состоянии.

Используя данные графика, выберите из предложенного перечня Два верных утверждения. Укажите их номера.

1) Удельная теплоемкость вещества в твердом состоянии меньше удельной теплоемкости вещества в жидком состоянии.

2) Температура плавления вещества равна T1.

3) В точке Б вещество находится в жидком состоянии.

4) В процессе перехода из состояния Б в состояние В внутрен­няя энергия вещества не изменяется.

5) Участок графика ВГ соответствует процессу кипения вещества.

Ответ:

Часть 3

На вопросы в заданиях части 3 (задания 22-25) следует дать развер­нутый ответ. Задание 22 — экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.

22. Для выполнения этого задания используется лабораторное обо­рудование: деревянный брусок (100 г), деревянная доска, дина­мометр. Соберите экспериментальную установку для определения измерения коэффициента трения деревянного бруска по горизон­тальной поверхности линейки.

В бланке ответов:

1) нарисуйте схему эксперимента

2) запишите формулу для расчета коэффициента трения

3) укажите результаты измерения

Для заданий 23 и 24 необходимо записать полное решение, кото­рое включает запись краткого условия задачи (Дано), запись формул, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, а также математические преобразования и расчеты, приводящие к чис­ловому ответу.

23. На электроплитке, включенной в сеть напряжением 220 В, нахо­дится кастрюля, в которой за 12 мин доводится до кипения 0,57 л воды. Начальная температура воды была 10 °C. Определите КПД установки, если ток в электроплитке 2,5 А. (Теплоемкостью ка­стрюли пренебречь.)

24. На рисунке представлен график изменения температуры вещества в калориметре с течением време­ни. Теплоемкостью калориметра и тепловыми потерями можно пре­небречь и считать, что подводимая к сосуду мощность постоянна. Рас­считайте удельную теплоемкость вещества в жидком состоянии. Удельная теплота плавления веще­ства равна λ = 100 кДж/кг. В на­чальный момент времени вещество находилось в твердом состоянии.

Задание 25 представляет собой вопрос, на который необходимо дать письменный ответ. Полный ответ должен включать не только ответ на вопрос, но и его развернутое, логически связанное обоснование.

25. Если поверхность воды не совсем спокойна, то предметы, лежа­щие на дне, кажутся колеблющимися. Объясните явление.

Часть 1

К каждому из заданий 1-18 даны 4 варианта ответа, из которых тоёько один правильный. Номер этого ответа обведите кружком.

1. По графику скорости, изображенному на

Рисунке, определите скорость тела в момент

Времени T = 1,5С.

1) 3 м/с

2) 4 м/с

3) 8 м/с

4) 2 м/с

подпись: 2.Четыре одинаковых кубика, свя­занных невесомыми нитями, дви­жутся по гладкому горизонталь-

>

Ному столу под действием горизонтальной силы F, приложенной к первому кубику. Чему равна сила натяжения нити, связывающей третий и четвертый кубики?

1) 0 2) 1F 3) —F 4) F

4 4

3. Две тележки движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоро­стями V. Массы тележек 2MИ 4 M. Какой будет скорость движения тележек после их абсолютно неупругого столкновения?

1) —V 3) 3V

2

2) IV 4)3V

4. Какая из перечисленных физических величин периодически обра­щается в нуль при равномерном движении тела по окружности?

1) путь 3) скорость

2) перемещение 4) ускорение

5. Тело весом 10 H полностью погружено в жидкость. Вес вытес­ненной жидкости 2 Н. Каково значение силы Архимеда и куда она направлена?

1) 8 Н, вверх 3) 2 Н, вниз

2) 12 Н, вверх 4) 2 Н, вверх

6. Ультразвуковой эхолот улавливает отраженный от дна моря сигнал через время TПосле его испускания. Если скорость уль­тразвука в воде равна V,То глубина моря равна

1) Vt 2) 2Vt 3) Vt/2 4) 0

7. При какой влажности воздуха человек легче переносит высокую температуру воздуха и почему?

1) При низкой, так как при этом легче идет испарение жидкости с поверхности тела человека.

2) При низкой, так как при этом труднее идет испарение жидко­сти споверхности тела человека.

3) При высокой, так как при этом легче идет испарение жидкости с поверхности тела человека.

4) При высокой, так как при этом труднее идет испарение жид­кости с поверхности тела человека.

подпись: 8.На рисунке изображены графики зависи­мости температуры от времени для перво­начально жидких тел одинаковой массы при одинаковой мощности теплоотвода. У какого из этих тел наибольшая удель­ная теплоемкость в жидком состоянии? 1) 1 2) 2 3) 3

4) удельная теплоемкость в жидком состоянии у всех трех тел

Одинакова

9. Верно ли утверждение: Электрическое поле можно обнаружить по его действию на

A) мелкие кусочки бумаги

Б) подвешенный на нити положительно заряженный шарик

B) подвешенный на нити отрицательно заряженный шарик

1) только А 3) только В

2) только Б 4) А, Б и В

4) 12 Ом

 

подпись: 2) б ом подпись: 3) 8 ом

 

11. Электрон Е, влетевший в зазор между полюсами элек­тромагнита, имеет горизонтальную скорость V, пер­пендикулярную вектору индукции BМагнитного поля (см. рис.). Куда направлена действующая на него сила Лоренца F?

1) от нас перпендикулярно плоскости рисунка

2) к нам из-за плоскости рисунка

3) горизонтально вправо в плоскости рисунка

4) вертикально вверх в плоскости рисунка

12. Чему равна длина волн, посылаемых радиостанцией, работающей на частоте 1400 кГц?

1) 420 ∙ 1012 м 3) 420 ∙ 10-12 м

2) 214∙102 м 4) 214 м

13. Солнце садится за горизонт и отражается в озере. При этом

1) Угол падения лучей на поверхность озера увеличивается, а угол отражения уменьшается.

2) Угол падения лучей на поверхность озера и угол отражения уменьшаются.

3) Угол падения лучей на поверхность озера и угол отражения увеличиваются.

4) Угол падения лучей на поверхность озера уменьшается, а угол отражения увеличивается.

14. В Периодической системе Менделеева указаны следующие номера и молярные массы элементов: H (№ 1; 1,00794), Не (№ 2; 4,0026), Li (№ 3; 6,941), Be (№ 4; 9,01218), В (№ 5; 10,811). Выберите диаграмму, правильно отражающую соотношение числа протонов и нейтронов в ядрах наиболее распространенных изотопов этих элементов. Светлые квадратики на диаграмме — протоны, за­штрихованные — нейтроны.

1) 2) 3) 4)

 

 

15. Какой из двух экспериментов подтверждает гипотезу, что звук распространяется только в материальной среде?

1) Через получасовые интервалы стреляли из пушки, рас­положенной на расстоянии 30 км, и наблюдатели отмечали промежуток времени между появлением вспышки и моментом, когда был услышан звук.

П. Колокол помещали в сосуд, из которого можно было отка­чивать воздух. Туда же помещали механизм, который позволяет колоколу звонить автоматически. Слух отчетливо улавливал ос­лабление звука по мере уменьшения давления воздуха в сосуде.

2) только I 3) и I, и II

3) только II 4) ни I, ни II

Прочитайте текст и выполните задания 16-18.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *