Написание сочинения-рассуждения относится к повышенному уровню сложности. Из всей экзаменационной работы это наиболее сложное задание, поэтому за его выполнение можно получить сразу большое количество баллов (23 балла). Однако, как показывает статистика, именно выполнение задания с развёрнутым ответом является камнем преткновения для многих выпускников. И всё-таки: можно ли научиться писать сочинение, если вы не научились этому раньше? Можно. Дорогу осилит идущий. Только надо идти по этой дороге, никуда не сворачивая, настойчиво, шаг за шагом. Итак, с чего же начать?
Во-первых, нужно чётко представлять себе, какое задание вам предстоит выполнить. Вот его формулировка.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Во-вторых[I], нужно помнить, какие знания вам будут необходимы принаписании сочинения. Желательно, чтобы вы умели:
1) анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;
2) комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
3) выражать и аргументировать собственное мнение;
4) последовательно и логично излагать свои мысли;
5) использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство родного русского языка;
6) продемонстрировать практическую грамотность — навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Вы должны знать, что члены экспертной комиссии, которые проверяют ваши сочинения, будут оценивать их и выставлять баллы по критериям, данным в определённой последовательности. Поэтому целесообразно сначала изучить эти критерии проверки и оценки выполнения задания с развёрнутым ответом.
КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 12 |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям KI—К4 оценивается 0 баллов |
0 |
Продолжение табл.
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 12 |
Баллы |
К2 |
Комментарии к сформулированной проблеме исходного текста |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет |
2 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, Но В комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста |
1 |
|
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, Или * Прокомментирована без опоры на исходный текст, Или В комментариях допущено более 1 фактической ошибки, связанной с пониманием исходного текста, Или Прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, Или В качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, Или В качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста |
0 |
|
КЗ |
Отражение позиции автора исходного текста |
|
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет |
1 |
|
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, Или Позиция автора исходного текста не сформулирована |
0 |
Продолжение табл.
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 12 |
Баллы |
К4 |
Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) |
3 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, Опираясь на знания или жизненный опыт), Или Привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы |
2 |
|
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной ий проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент), Опираясь на знания, жизненный опыт |
1 |
|
Экзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), Но не привёл аргументы, или Мнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например: «Я согласен/не согласен с автором»), Или Мнение экзаменуемого вообще не отражено в работе |
0 |
|
II |
Речевое оформление сочинения |
|
К5 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: — логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; — в работе нет нарушений абзацного членения текста |
2 |
Продолжение табл.
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 12 |
Баллы |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, Но Допущена 1 логическая ошибка, И/или В работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста |
1 |
|
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, Но Допущено более 1 логической ошибки, И/или Имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста |
0 |
|
Кб |
Точность и выразительность речи |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 |
2 |
|
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, Но Прослеживается однообразие грамматического строя речи, Или Работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, Но Есть нарушения точности выражения мысли |
1 |
|
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи |
0 |
|
III |
Грамотность |
|
К7 |
Соблюдение орфографических норм |
|
Орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) |
3 |
|
Допущено не более 2 ошибок |
2 |
|
Допущены 3—4 ошибки |
1 |
|
Допущено более 4 ошибок |
0 |
Окончание табл.
№ |
Критерии оценивания ответа на задание 12 |
Баллы |
К8 |
Соблюдение пунктуационных норм |
|
Пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка)
|
3 |
|
Допущены 1—3 ошибки |
2 |
|
Допущено 4—5 ошибок |
1 |
|
Допущено более 5 ошибок |
0 |
|
К9 |
Соблюдение языковых норм |
|
Грамматических ошибок нет |
2 |
|
Допущены 1—2 ошибки |
1 |
|
Допущено более 2 ошибок |
0 |
|
К10 |
Соблюдение речевых норм |
|
Допущено не более 1 речевой ошибки |
2 |
|
Допущены 2—3 ошибки |
1 |
|
Допущено более 3 ошибок |
0 |
|
К11 |
Соблюдение этических норм |
|
Этические ошибки в работе отсутствуют |
1 |
|
Допущены этические ошибки (1 и более) |
0 |
|
К12 |
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют |
1 |
|
Допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале |
0 |
|
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1— К12) |
23 |
Ваше сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёхчастной схеме:
ВСТУПЛЕНИЕ |
—> |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
—> |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
Во Вступлении После одного-двух предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста (см. критерий К1).
В основной части Можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и аргументировать его (см. критерии К2, КЗ, К4).
Заключение Обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоящий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.
Таким образом, ваше сочинение должно строиться по следующей цепочке, строго соответствующей последовательности критериев проверки задания с развёрнутым ответом (помните, именно такую последовательность ждут от вашего сочинения эксперты, поскольку в протоколах проверки критерии расположены так же). И ещё: будет нелишним употребление в сочинении терминов Проблема, комментарий (прокомментировать), позиция автора, моё отношение (здесь возможны разнообразные варианты формулировок), Аргументы (аргументация, аргументировать). Итак, схематичная структура вашего сочинения такова:
А теперь несколько советов и рекомендаций к каждой части вашего сочинения.
Синонимы К термину Проблема: вопрос, задача. Помните, что в основе проблемы может лежать некое Противоречие, конфликт, конфликтная жизненная ситуация (проблема отцов и детей, например). По сути, проблема — это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст.
ВАЖНО! От того, насколько верно вы поймёте проблему текста и сформулируете её (помните, что в тексте может быть несколько проблем, тогда можно говорить о Проблематике, Но вам достаточно сформулировать в сочинении лишь одну проблему), будет зависеть всё ваше сочинение, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать Только с этой проблемой: Именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать его, тоже основываясь на одной и той же проблеме. Сформулировать проблему вам помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте. Помните, что вы можете начать своё сочинение с комментария, а потом перейти к постановке проблемы.
Какие бывают проблемы?
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
|
![]() |
![]() |
|
Как сформулировать проблему?
Проблему можно
• сформулировать самостоятельно (своими словами);
• процитировать;
• указать номера предложений из текста, если в этих предложениях проблема чётко сформулирована самим автором.
Ъшичные ошибки этой части:
• непонимание проблемы или неумение сформулировать проблему;
• расширение или сужение проблемы;
• чрезмерное цитирование текста;
• пересказ содержания;
• замена проблемы авторской позицией.
Синонимы К термину Комментарий: пояснение, толкование, рассуждение, интерпретация.
ВАЖНО! Вы должны прокомментировать сформулированную вами проблему, причём с опорой на исходный текст. Если вы перечислили несколько проблем, имеющихся в тексте (обычно их две, редко три), то потом выбираете одну из них и работаете только с ней. Комментарий даётся с опорой на текст (не нужно рассуждать о жизни вообще, даже если вы пишете о вашей проблеме). Комментарий должен свидетельствовать о том, что исходный текст вы поняли глубоко и полно и верно сформулировали проблему. Хорошо прокомментировать текст — это, по сути, суметь проследить ход авторской мысли. Автор текста передаёт нам свои мысли, зашифровывает их словесно, а вы должны понять их, расшифровать (дешифровать). Кстати, прокомментировать можно и собственную позицию.
Каким способом можно прокомментировать проблему?
Проблему можно прокомментировать
• своими словами или
• ссылками на текст.
Обратите внимание на то, что сформулированная вами проблема должна быть прокомментирована исключительно с опорой на исходный текст.
Ъшичные ошибки этой части:
• комментарий отсутствует;
• прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но вами не сформулированная;
19. Зак. №8
• прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором;
• допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста (проблемы прокомментированы неточно или противоречиво);
• комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента;
• комментарий заменяется пересказом текста или его фрагмента (чаще всего пересказывается сюжет текста, действия героев);
• комментарий заменяется перечнем проблем..
ВАЖНО! Позиция автора — это его ответ на поставленный им же вопрос, его отношение к поставленной им же проблеме. Ваша основная задача — адекватно воспринять позицию автора (а это может быть только в том случае, если вы верно поняли и сформулировали проблему). Определяя позицию автора, не смешивайте её с позицией героя-рассказчика, что далеко не одно и то же.
Способ выражения позиции автора в тексте Может быть различным:
• автор может заявлять о своём отношении к поднятой им проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;
• позиция автора может не быть выражена прямо, и тогда вы определяете её по косвенным признакам (чаще всего по каким — либо словам и отдельным репликам).
В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь Отношение автора к Поднятой им проблеме:
• позитивное (положительное);
• негативное (отрицательное);
• нейтральное;
• двойственное.
Учитывайте также, каково Настроение автора. Это может быть:
• ирония;
• сарказм;
• грустная, печальная тональность;
• радостная тональность;
• оптимистичный настрой;
• пессимистичный настрой и др.
Типичные ошибки этой части:
• позиция автора не сформулирована совсем;
• позиция автора сформулирована неверно;
• позиция автора заявлена, но только не по той проблеме, которую вы сформулировали и прокомментировали;
• вместо позиции автора представлена позиция героя-рассказчика (ошибка будет в том случае, если их позиции неодинаковы).
Синонимы К термину Аргументация: доказательство, подтверждение, объяснение, приведение доводов, примеров.
ВАЖНО! Сначала вы должны выразить своё собственное мнение (отношение) к позиции автора текста — согласны вы или не согласны с мнением автора, а лишь потом Аргументировать свою позицию, Своё отношение к позиции автора текста. Вы должны аргументировать не истинность тезиса, а его ценностное значение. Помните, что постулат — это утверждение, принимаемое без доказательств, это аксиома, а они не нуждаются в доказательстве, поэтому не надо доказывать нравственные аксиомы {берегите лес, уважайте старших, любите родину), надо подтвердить Актуальность, важность, жизненность нравственных постулатов. Итак, аргумент должен доказывать тезис.
Сколько нужно приводить аргументов?
Вы должны привести Не менее двух Аргументов. Их может быть и три, но вы должны помнить, что эксперты учитывают и оценивают только Первые два Аргумента. Оптимальным количеством является два аргумента, из которых
• один взят из художественной литературы, второй — из вашего жизненного опыта;
• два аргумента взяты из художественной литературы;
• два аргумента могут быть приведены из вашего жизненного опыта (только имейте в виду, что за эти два аргумента вы получите только 2 балла).
20. Зак. No 8
Чем достигается убедительность аргументов?
Убедительность аргументов достигается
• логичностью;
• эмоциональной оценочностью;
• образной выразительностью.
Какие типы аргументов существуют? Приведём самые основные типы аргументов.
Типичные ошибки этой части:
• собственное мнение не выражено и нет аргументов вообще;
• аргументируется мнение, которое не заявлено;
• собственное мнение выражено, но не подтверждено развёрнутым тезисом и аргументами (часто в сочинениях употребляются лишь фразы Я согласен/не согласен с позицией автора) ;
• аргументируется позиция автора.