Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Прочитайте текст и выполните задания 1—9. (1)В чём смысл…

Прочитайте текст и выполните задания 1—9.

(1)В чём смысл нашего общения с искусством, литерату­рой?

(2)Во-первых, в том, что мы начинаем наслаждаться бо­гатством собственной личности, которая нам вдруг открыва­ется. (З)Это бесконечно далеко от эгоизма, от погружения в себя. (4)Это постижение в себе того нового, высокого, что раньше было как бы «зашторено»…

(5)Но это не всё: смысл общения с литературой, искусст­вом и в том, что мы делаемся богаче ещё на одну жизнь, на жизнь художника, который это создал. (6)Я написал сейчас «ещё на одну жизнь». (7)Но нет! (8)Не на одну, а на миллион жизней, потому что художник выразил, высказал то, что волновало миллионы его современников. (9)В его симфо­нии, картине, романе — надежда, тоска, боль, радость мил­лионов людей. (Ю)Поэтому и становимся мы богаче на мил­лион жизней. (11)Наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений…

(12)Хороший читатель — соавтор писателя. (13)Его ду­ховная жизнь, соприкасаясь с миром Пушкина, Стендаля или Толстого, окрыляется, и он видит то, чего не видел раньше. (14)А ведь ради этого и работает писатель. (15)Что — бы научить видеть.

(16)Я написал сейчас «духовная жизнь». (17)А доступна ли она любому человеку?..

(18)Формы духовной жизни, как и формы творчества, бесконечно разнообразны. (19)Духовная жизнь — это обще­ние с людьми, искусством, осенним лесом и с самим собой. (20)Мы духовны, когда беседуем о чём-то дорогом с товари­щем, доверяя его уму и сердцу. (21)Мы духовны, когда улы­баемся человеку, чувствуя, что он одинок, и когда наслаж­даемся тишиной вечерних полей. (22)Мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в ми­ре скромный отпечаток собственной личности… (23)И мы духовны, когда, перечитывая любимый том, понимаем его по-новому.

(По Е. Богат )

1. Какая проблема осталась за рамками текста?

1) Взаимоотношения читателя и писателя.

2) Смысл общения человека с искусством.

3) Доступность духовной жизни каждому человеку.

4) Соотношение между старыми и новыми формами творче­ства.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; повествование

2) художественный стиль; рассуждение

3) публицистический стиль; рассуждение

4) публицистический стиль; рассуждение и повествование

3. В каком из перечисленных предложений автор употребил сино­нимы?

1) 8 3) 19

2) 12 4) 4

4. Из предложений 18—23 выпишите слово, образованное приста­вочно-суффиксальным способом.

5. Из предложений 16—17 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

6. Среди предложений 12—23 найдите предложение, в котором есть сравнительный оборот. Напишите его номер.

7. Среди предложений 1—15 найдите сложное предложение с сочи­нительной и подчинительной связью. Напишите его номер.

8. Какое из предложений 12—17 связано с предыдущим при помощи личного местоимения и союза? Напишите его номер.

9. Напишите номера тех средств выразительности, которые исполь­зованы в тексте. Номера пишите в порядке возрастания.

1) метафора

2) риторическое обращение

3) прямая речь

4) ряды однородных членов

5) синтаксический параллелизм

Текст 55

Прочитайте текст и выполните задания 1—9.

(1)Национализм — это проявление слабости нации, а не ее силы. (2)3аражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью на­ционалистических чувств и идеологии. (3)Но великий на­род, народ со своей большой культурой, со своими нацио­нальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. (4)Великий народ должен помогать малому сохранять себя, свой язык, свою культуру.

(б)Необязательно сильный народ многочислен, а слабый малочислен. (6)Дело не в числе людей, принадлежащих к данному народу, а в уверенности и в стойкости его нацио­нальных традиций.

(7)Лет пятнадцать назад, еще до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился с тремя милыми и думающими молодыми людьми, которые, как и я, были обеспокоены тем небрежением, в котором на­ходились, особенно тогда, памятники культуры. (8)Вместе мы перечисляли, что мы теряем и что можем еще потерять, вместе были обеспокоены, делились своей тревогой о буду­щем. (9)Я стал говорить о том, что мы недостаточно забо­тимся о памятниках малых народов. (10)И вдруг мои моло­дые люди насупились: «Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках». — (11)«Почему?» — (12)«Мы рус­ские». — (13)«Но разве не долг России помогать тем наро­дам, которые волею истории связали свою судьбу с судьбой России?»

(14)Мои мальчики быстро согласились со мной. (15)«Вы поймете, — говорил я, — делать доброе гораздо отраднее, чем плохое. (16)Приятно делать подарки. (17)В покрови­тельстве другим, в добром отношении к ним есть сила, уве­ренность в себе и есть настоящая мощь». (18)Лица мальчи­ков просветлели. (19)Точно груз спал с их плеч.

(20)Я говорил, между прочим, и о том, как много ценно­го для мировой культуры дают народы Поволжья. (21)По — волжья — поймите это! — то есть народов, живущих по ве­ликой русской реке Волге. (22)А разве Волга не река и дру­гих народов — татар, мордвы, марийцев и прочих? (23)Далеко ли от нее до народа коми или башкир? (24)Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами дали им много! (25)А культура — это как неразменный рубль: расплачива­ешься этим рублем, а он все у тебя в кармане и даже, гля­дишь, денег становится больше.

(ПоД. Л ихачеву )

1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Национализм свойствен только великим народам, пы­тающимся сохранить свои национальные традиции, культуру.

2) Культура любого народа ценна, вне зависимости от того, маленький или большой по численности этот народ.

3) Культура малого народа специфична, поэтому понятна и доступна только этому народу.

4) Великий, сильный народ всегда многочислен.

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) разговорный стиль; повествование

2) официально-деловой стиль; рассуждение

3) официально-деловой стиль; рассуждение

4) публицистический стиль; рассуждение, повествование

3. В каком сочетании слово ДОБРЫЙ употреблено в том же значе­нии, что и в тексте (предложение 15)?

1) добрых десять верст 3) доброе имя

2) добрые сани 4) добрые дела

4. Из предложений 17—18 выпишите слово, образованное приста­вочным способом.

5. Укажите тип связи в словосочетании БЫСТРО СОГЛАСИЛИСЬ (предложение 14).

6. Найдите в четвёртом абзаце простое односоставное предложение. Напишите его номер.

7. Среди предложений 22—25 найдите сложное, одна из частей кото­рого осложнена одиночным обособленным приложением. Напи­шите его номер.

8. Какое из предложений последних двух абзацев связано с предыду­щим при помощи синонима? Напишите его номер.

9. Напишите номера тех средств выразительности, которые исполь­зованы в тексте. Номера пишите в порядке возрастания.

1) сравнение

2) анафора

3) гипербола

4) риторические вопросы

5) ряды однородных членов

Текст 56

Прочитайте текст и выполните задания 1—9.

(1)Однажды я услышал разговор двоих.

(2)Одному было семь лет, а другому на сорок больше.

(3) — Ты читал «Тома Сойера»?

(4) — Нет.

(5) — А «Вия»?

(6) — Нет.

(7) — Счастливый, — вздохнул с завистью старший.

(8)И правда, можно было позавидовать. (9)Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озор­ным Марком Твеном. (10)Он только ещё будет глазами, рас­ширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гого­левских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Всё это впереди. (12)Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

(13)По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг — он обворован. (14)Такие утраты невосполнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. (16)В детстве же счёт времени ведётся иначе, тут каждый день — открытия. (17)И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. (18)Вот почему и страш­но потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет.

(19)Никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств собеседника, иг­норирующего мир книг. (20)Хорошая, вовремя прочитан­ная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

(21)Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. (22)Ребята, с которыми я разговаривал в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. (23)Но когда я загово­рил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описы­вает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четве­ростишия. (24)Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, полити­ке и технике, они знали бы ещё и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов.

(25)Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отро­честве, сущность человека со всей его психологией останет­ся грубой и неотёсанной.

(По С. Михалкову )

1. В каком предложении в наиболее обобщённом виде выражена основная мысль текста?

1) 9 3) 18

2) 16 4) 20

2. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль; повествование

2) художественный стиль; рассуждение

3) деловой стиль; рассуждение

4) публицистический стиль; рассуждение и повествование

3. В каком из перечисленных значений автор употребил слово ПРИ­МИТИВНОСТЬ (предложение 19)?

1) наивность

2) неразвитость

3) невежество

4) грубость

4. Укажите способ образования слова ПРИМИТИВНОСТЬ.

5. Из предложения 16 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫ­КАНИЕ.

6. Найдите среди предложений 13—20 простое безличное предложе­ние. Напишите его номер.

7. Среди предложений 15—23 найдите предложение, осложнённое обособленным определением и однородными членами. Напишите его номер.

8. Какое из предложений 12—16 связано с предыдущим при помощи контекстного синонима и лексического повтора? Напишите номер этого предложения.

9. Напишите номера тех средств выразительности, которые исполь­зованы в тексте. Номера пишите в порядке возрастания.

1) метафора

2) синтаксический параллелизм

3) эпитет

4) ряды однородных членов

5) риторический вопрос

Текст 57

Прочитайте текст и выполните задания 1—11.

(1)Наукой заниматься трудно. (2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. (З)Научное призвание всегда связа­но с большой долей риска и смелости, поскольку учёный взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощрённое терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. (4)Научная мысль примечательна тем, что она яв­ляется одним из организующих начал человеческой психи­ки и что она направлена на сохранение, постоянное обновле­ние, исправление, пересмотр результатов своей деятельно­сти. (5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придаёт будничному труду учёного подлинный драматизм.

(б)Наукой заниматься не только трудно. (7)Наукой зани­маться необходимо. (8)Исследовательская деятельность — мудрый педагог — воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. (9)По — моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. (10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

(И)Наукой заниматься не только необходимо. (12)Нау — кой заниматься […]. (13)Во-первых, потому, что пре­одолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собст­венный подвиг и вновь испытать сладость победы. (14)Во — вторых, потому, что исследовательская деятельность при­даёт смысл повседневности. (15)В-третьих, потому, что на­стоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.

(16)Предмет познания неисчерпаем не только для разу­ма, но и для нашей любви, наших чувств. (17)«Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного учёного. (18)«Червяк такой длинный, а жизнь такая корот­кая», — ответил он. (19)Давно прозвучали эти слова, и вот недавно в одном из городков Австралии открыли… Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. (20)Вы хотели бы посетить этот музей? (21)Хотели бы сводить туда своих детей? (22)Вы гордились бы этим му­зеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нём своим гостям? (23)А вы подумайте, ведь началось всё с люб­ви исследователей-одиночек к своим предметам исследова­ния.

(24)Труд и любовь. (25)Труд и удовольствие. (26)Труд и радость от труда, сразу же — радость, не тогда, когда плоды и результаты, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.

(27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, об­вальных неприятностей, не позволяя им властвовать ду­шой. (28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонят­ное недомогание — любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследова­ний. (29)Даже самый искусный мозг не способен одновре­менно классифицировать накопленный материал и накоп­ленные неприятности. (30)В этом плане наука целебна для здоровья. (31)Наука помогает пережить даже беду, посколь­ку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.

(По В. Харченко)

1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 12?

1) легко

2) неприятно

3) тщетно

4) приятно

2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 11—15?

1) описание

2) рассуждение

3) повествование и рассуждение

4) повествование и описание

3. Укажите, в каком значении употребляется слово ИСКУСНЫЙ (предложение 29).

1) обладающий высоким мастерством

2) выполненный с большим умением и тонкостью

3) сделанный наподобие настоящего, природного

4) хорошо развитый, способный выполнять сложные задачи

4. Укажите способ образования слова ОБНОВЛЕНИЕ (предложение 4).

5. Из предложений 16—18 выпишите все союзы.

6. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЖЕЛАНИЕ ПОВТОРИТЬ (предложение 13).

7. Среди предложений 18—23 найдите сложное, частью которого яв — ляется(-ются) односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые) предложение(-я). Напишите номер этого сложного предложения.

8. Среди предложений 4—10 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 2—10 найдите сложноподчинённое предложе­ние с однородными придаточными. Напишите номер этого слож­ного предложения.

10. Среди предложений 4—8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите но­мер этого предложения.

11. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 1—10.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности тек­ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропуще­ны. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«Автор статьи широко употребляет разнообразные синтакси­ческие средства выразительности: такой приём, как(пред­ложения 20—23), и(предложения 8, 27). Желая убедить читателя, В. Харченко использует такие средства выразительно­сти, как(предложения 1, 6, 7, 11, 12) и(«испытать сладость победы», «не позволять властвовать» и т. п.)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) литота

3) экспрессивный повтор

4) ирония

5) парцелляция

6) диалектизм

7) книжная лексика

8) диалог с читателем

9) восклицательные предложения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *