Рубрики
ЕГЭ по Истории

После 1917 г. часть деятелей культуры…

После 1917 г. часть деятелей культуры и науки Эмигрировала Из страны (И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. В. Кандинский, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов И др.). Некоторые (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, П. А. Сорокин) Были Высланы Советской властью или Расстреляны(H. С. Гумилев, профессора В. Н. Таганцев, М. М. Тихвинский, Философ П. А. Флоренский). Некоторые из эмиг­рантов (А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, А. И. Куприн) По разным причинам вернулись на родину.

К середине 30-х гг. была Ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение Образование без отрыва от про­изводства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т. д.). На протяжении 30-х гг. было введено Всеобщее бесплатное обяза­тельное начальное обучение, затем — неполное (семилетнее) среднее об­разование, сначала в городах, позже в сельской местности. В 70-х гг. было введено Всеобщее обязательное среднее политехническое десятилетнее образование. Численность вузов и студентов выросла в десятки раз.

В СССР наряду с Всесоюзной Академией Наук сложились рес­публиканские и отраслевые академии. Сформировались советские научные школы: С. В. Лебедев — Производство Синтетического кау­чука’, Н. И. Вавилов — Генетика; И. В. Мичурин — Биология и селекция; И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, С. П. Королев — Атом­ное и ракетное оружие и др. Значительная часть научных сил была сосредоточена в военно-промышленном комплексе.

Литература и искусство от борьбы различных направлений в 20-х гг. пришли к «сплочению» на основе «социалистического реализма», кото­рый с 30-х гг. считался единственно правильным Методом художествен­ного творчества. Официальное признание получили писатели М. Горь­кий, В. В. Маяковский, Д. Бедный, М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, Н. А. Островский, А. Т. Твардовский. Некоторым талантливым худож­никам приходилось работать «в стол» (А. А. Ахматова, М. А. Булга­ков), Перебиваться случайными заработками (М. А. Зощенко), Уезжать за границу (А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский).

Все сферы культурного, духовного производства были поставлены под контроль государства, Коммунистической партии. Под лозунгами «Культуру —в массы», «Искусство принадлежит народу» происходила Демократизация культуры, приобщение широких масс трудящихся к культуре. C другой стороны, сфера культуры, духовной жизни об­щества подверглась жесткой Идеологизации и всеобъемлющей Поли­тизации. Коммунисты являлись материалистами, воинствующими Атеистами (безбожниками) и стремились ликвидировать влияние всех религий, в которых видели конкуренцию Марксизму-ленинизму. В целом народ в основной массе мог приобщиться только к той куль­туре, которую ему давало руководство страны.

Культурный код советской эпохи: деятели культуры по сферам деятельности

Сфера деятельности.

Деятели культуры

Ученые, конструкторы — оборона, вооружение

Ж. Я. Котин, В. М. Петляков, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, А. Ф. Иоффе, Г. С. Шпагин, В. А. Дегтярев, И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, С. П. Королев, М. Т Калашников, В. П. Бармин, Г. В. Кисунько, В. Ф. Уткин, И. Д. Спасский

Ученые в гражданских отраслях

Химик С. В. Лебедев, биолог Н. И. Вавилов, селекционер И. В. Мичурин, физики П. Л. Капица, С. И. Вавилов, Н. Г. Басов, А. М. Прохоров, П. А. Черенков, математики Л. В. Канторович, М. В. Келдыш, врач-офтальмолог C. Н. Федоров

Архитекторы

К. С. Мельников, А. В. Щусев

Поэты

А. А. Ахматова, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, В. Я. Брюсов, А. Т. Твардовский, Н. С. Тихонов, Б. А. Пастернак,

Е. А. Евтушенко, М. И. Алигер, О. Ф. Бергольц,

А. А. Вознесенский, И. А. Бродский,

Б. А. Ахмадулина, Р. Е Гамзатов, А. Д. Дементьев,

H. Н. Добронравов, Р. И. Рождественский,

Л. И. Ошанин

Писатели

М. Горький, М. А. Шолохов, Д. А. Фурманов, В. П. Катаев, И. Э. Бабель, Л. М. Леонов, А. С. Серафимович, М. Е. Кольцов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев, А. П. Гайдар, М. М. Джалиль, Б. Н. Полевой, В. А. Каверин, А. С. Грин, К. И. Чуковский, И. Г. Эренбург, А. Н. Толстой, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, А. И. Солженицын, Ф. А. Абрамов, А. М. Адамович, Г. Я. Бакланов, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, В. Г. Распутин, А. А. Бек, Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, А. Н. Рыбаков, E. C. Гинзбург, В. Т. Шаламов, В. П. Аксенов, В. С. Гроссман

Композиторы

В. И. Лебедев-Кумач, И. О. Дунаевский, C. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Н. Я. Мясковский, А. Н. Пахмутова, О. Б. Фельцман, Д. Ф. Тухманов

Сфера деятельности

Деятели культуры

Музыканты-исполни­тели, певцы

С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, Г. П. Вишневская, И. К. Архипова, Е. В. Образцова, Т. И. Синявская, Е. Е. Нестеренко, З. Л. Соткилава, М. Л. Ростропович, В. Т. Спиваков, К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов, Л. Г. Зыкина, М. М. Магомаев, Э. С. Пьеха, И. Д. Кобзон, А. Б. Пугачева

Художники, скульпторы

А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Ю. И. Пименов, М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Пластов, Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов),

И. С. Глазунов, М. М. Шемякин;

В. И. Мухина

Режиссеры кино, театра, балета

А. П. Довженко, С. М. Эйзенштейн,

Г. М. Козинцев, Э. А. Рязанов, А. А. Тарковский, В. Я. Мотыль, Л. И. Гайдай, С. Ф. Бондарчук, М. М. Хуциев, О. Н. Ефремов, В. М. Шукшин, H. С. Михалков, Г. Н. Данелия, С. В. Образцов, Ю. Н. Григорович

Актеры кино, театра, балета

Л. П. Орлова, М. Н. Ермолова, Ф. Г. Раневская, Н. А. Черкасов, И. М. Смоктуновский, М. А. Ульянов, А. И. Райкин, В. С. Высоцкий, А. А. Миронов, Л. М. Гурченко, Е. П. Леонов, В. В. Тихонов, А. Б. Фрейндлих, Ю. В. Яковлев, А. В. Мягков, Г. С. Уланова, М. Г. Плисецкая, Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа

Русская культура в эмиграции

Авиаконструктор И. И. Сикорский, социолог П. А. Сорокин, писатель И. А Бунин, оперный певец Ф. И. Шаляпин, композитор С. В. Рахманинов, художник Н. К. Рерих, философы Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Д. С. Мережковский

Культурный код советской эпохи: творения деятелей культуры

Деятели культуры

Творения деятелей культуры

Г. С. Шпагин, В. А. Дегтярев,

И. Я. Стечкин, М. Т. Калашников

Пулеметы, автоматы, противотанковое ружье, подствольный гранатомет

М. И. Кошкин, Ж. Я. Котин

Танки, самоходные артиллерийские уста­новки

В. М. Петляков, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, О. К. Антонов

Самолеты: АНТ-25, Ту-104 (первый реак­тивный пассажирский самолет), Ty-114, -134, -154; Ан-124 «Руслан»

И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, Е. П. Славский

Атомное и водородное оружие

С. П. Королев, В. П. Глушко, В. Н. Челомей, Н. А. Пилюгин, В. П. Бармин

Искусственные спутники земли («Про­тон», «Полет»), космические корабли «Восток», «Восход», «Буран-Энергия», орбитальные космические станции («Са­лют»)

Н. Г. Басов, А. М. Прохоров

Создали первый квантовый генератор — лазер

Л. Н. Руднев, С. Е. Чернышев

Московский государственный универси­тет им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах в Москве

Д. И. Бурдин

Башня телецентра в Останкино в Москве

А. А. Блок

«Стихи о Прекрасной Даме», «Двена­дцать», «Последние дни старого режима», представитель символизма

А. А. Ахматова

Лирика — «Вечер», «Четки» и др., «Рекви­ем», «Бег времени»

С. А. Есенин

Лирика, цикл «Москва кабацкая»

В. В. Маяковский

Поэмы «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин»

Деятели культуры

Творения деятелей культуры

М. А. Шолохов

«Донские рассказы», «Тихий Дон», «Под­нятая целина», «Судьба человека»

И. Г. Эренбург

Повесть «Оттепель» в журнале «Новый мир» (1954) стала метафорой для обозна­чения ситуации в стране после смерти Ста­лина и в начале реформ Хрущева

А. И. Солженицын

Повести «Один день Ивана Денисови­ча», «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо»

Л. И. Гайдай

Комедии «Операция Ы…», «Кавказская пленница» и др.

Э. А. Рязанов

Комедии «Карнавальная ночь», «Гусар­ская баллада», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или C легким паром», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др.

В. С. Высоцкий

Авторская песня, сборник стихов «Нерв», роли в кино — «Вертикаль», «Место встре­чи изменить нельзя», в театре на Таганке

Тестовые материалы

Задания к части 1 —А

Военно -революционный комитет (BPK)- Это орган:

1) высшего политического руководства в Советской России;

2) борьбы с контрреволюцией и саботажем в 1917-1918 гг.;

3) планирования военных операций в годы Гражданской войны;

4) подготовки и проведения захвата власти в октябре 1917 г.

Кто из названных государственных деятелей возглавлял советскую делегацию на международных конференциях в Тегеране, Ялте, Потсдаме в годы Великой Отечественной и Второй мировой войны?

1) Г. К. Жуков; 2) В. М. Молотов; 3) И. В. Сталин; 4) М. М. Литвинов.

Какие меры относились к политическим преобразованиям, осущест­вленным в годы руководства H. С. Хрущева?

A) реабилитация политических заключенных;

Б) введение многопартийности;

B) изменение избирательного законодательства;

Г) обновление состава партийных органов;

Д) расширение прав местных органов власти;

Е) принятие новой Конституции СССР.

Укажите верный ответ: 1) АГД; 2) БВЕ; 3) БДЕ; 4) АВГ.

В какой из названных периодов был проведен процесс по «ленинград­скому делу»?

1) 1941-1945; 2) 1945-1953; 3) 1953-1964; 4) 1965-1985.

Кто из названных лиц был идеологом и руководителем проведения экономических реформ в CCCPe 1965 Г.?

1) Ю. В. Андропов; 2) Л. И. Брежнев; 3) А. Н. Косыгин; 4) Н. И. Рыжков.

Курс на ускорение социально-экономического развития на начальном этапе перестройки в СССР предполагал:

2) обновление производства на основе достижений HTP

3) усиление централизации управления экономикой;

4) сокращение числа сельскохозяйственных предприятий;

5) переход на семилетнее планирование.

Ответы

Органом высшего политического руководства в Советской России было Политическое бюро ЦК РКП(б). Органом борьбы с контрреволю­цией и саботажем с 7 (20) декабря 1917 являлась Всероссийская чрез­вычайная комиссия (ВЧК). Военные операции во время Гражданской войны планировал Революционный Военный Совет (PBC). BPKБыл соз­дан для подготовки и проведения захвата власти в октябре 1917 и суще­ствовал непродолжительное время после прихода к власти большевиков и создания ими новых постоянных органов государственной власти.

Правильный ответ — 4.

В. М. Молотов Сменил М. М. Литвинова На посту народного комис­сара иностранных дел в мае 1939 и в 1939-1945 участвовал во многих международных встречах. Но конференции в Тегеране, Ялте и Потсдаме проходили на высшем уровне, поэтому советскую сторону представлял председатель CHK СССР, председатель ГКО, Верховный Главнокоман­дующий, маршал (позже генералиссимус) И. В. Сталин. Великий пол­ководец Г. К. Жуков Крушил немцев на всех фронтах, что позволяло Сталину успешно защищать интересы СССР.

Правильный ответ — 3.

H. С. Хрущев Даже не предполагал вводить многопартийность или менять избирательное законодательство, что исключает ответы 2, 3 и 4, в которых есть Б и В.

Правильный ответ — 1.

В каждый из периодов были свои «дела». «Ленинградское дело» было сфабриковано в 1949-1950 После смерти А. А. Жданова. Н. А. Возне­сенский, А. А. Кузнецов И многие другие подверглись ложным обви­нениям и были репрессированы.

Правильный ответ —2.

Высшим руководителем КПСС и страны после смещения H. С. Хру­щева Был Л. И. Брежнев (1964-1982). Но идеологом и руководителем проведения экономических реформ в СССР С 1965 Был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин (1964-1980). Восьмая Пятилетка(1966-1970) Стала «золотой», лучшей по показателям, но в 70-е гг. Л. И. Брежнев И консерваторы в его окружении свернули реформы А. Н. Косыгина.

Правильный ответ —3.

М. С. Горбачев Делал ставку на использование достижений На­учно-технической революции (HTP).Семилетнее планирование ввел Н. С. Хрущев. Укрупнение колхозов административным путем прово­дилось при И. В. Сталине После 1945. Правильный ответ — 1.

Задания к части 2 — В

Установите соответствие между участниками Гражданской войны в России и их деятельностью. К каждому из 4 Элементов (1,2,3,4) Под­бирается один соответствующий элемент из обозначенных буквами (А, Б, В, Г, Д). Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Участники

Деятельность

1) М. В. Фрунзе;

2) П. Н. Врангель;

3) JI. Г. Корнилов;

4) Л. Д. Троцкий

А) возглавлял Реввоенсовет РСФСР Б) руководил армией белых в Крыму В) возглавлял белые войска в Сиби­ри, провозгласил себя Верховным правителем России

Г) возглавлял советские войска, штур­мовавшие Крым

Д) возглавлял Добровольческую ар­мию во время «Ледового похода» и штурма Екатеринодара

1

2

3

4

Прочтите отрывок из текста декларации, принятой в связи с обра­зованием нового государства, и напишите сокращенное название этого государства.

«…Само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью».

Ответ:________________________

Установите правильную последовательность. Буквы запишите в со­ответствии с хронологическим порядком событий.

Сражения Великой Отечественной войны: А) Смоленское сражение; Б) форсирование Днепра; В) оборона Сталинграда; Г) оборона Москвы; Д) Курская битва.

Ответы

М. В. Фрунзе Командовал фронтами и возглавлял Осенью 1920 Со­ветские войска, штурмовавшие Крым, где армиями белых руководил генерал П. Н. Врангель. Л. Г. Корнилов Известен в связи с «корниловщи­ной» (конец августа 1917). Затем был одним из организаторов Белого движения, возглавлял Добровольческую армию во время «Ледового по­хода» и штурма Екатеринодара, во время которого погиб. Л. Д. Троцкий Возглавлял Революционный военный совет РСФСР и в первые годы Совет­ской власти считался создателем Красной Армии. Белые войска в Сибири возглавлял А. В Колчак, Но в левой колонке он не представлен.

Правильный ответ в таблице будет выглядеть так:

1

2

3

4

Г

Б

Д

А

Правильный ответ при заполнении бланка ответов будет выглядеть так: 1Г2БЗД4А

В данном случае источником является Декларация об образовании СССР (30 Декабря 1922).

Правильный ответ: СССР.

Нашествия на нашу страну с запада всегда начинались у стен Смоленска (лето 1941) (А), который был оставлен Красной Армией. Фашисты были остановлены (осень 1941) И отброшены от Москвы (Г). В 1942 немецкое наступление на юге остановилось у Сталинграда (лето-осень 1942). Под Сталинградом Красная Армия перешла от обороны (В) к наступлению. Разгром немцев под Сталинградом

(к февралю 1943), а затем в Курской битве (Д) Летом 1943 Позволил освободить Киев и Осенью 1943 Форсировать Днепр (Б).

Правильный ответ: АГВДБ.

Задания части 3—C

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко от­ветьте на вопросы С1—СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова:

«В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…

Наша авиация шла над полем боя волнами…

Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появи­лась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия… открыла огонь… Начался исторический штурм…»

С1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. О каком сражении идет речь?

С2. Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете ска­зать об особенностях этого сражения? Какое отношение к нему имел маршал Г. К. Жуков?

СЗ. Какое значение имело это сражение? Какие события за ним по­следовали?

Элементы ответа и указания относятся к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Cl

1. События относятся к периоду Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

2. Речь идет о битве за Берлин

Верно названы 2 элемента ответа

2

Элементы ответа и указания относятся к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Верно назван 1 любой элемент ответа

1

Элементы не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

С2

1. Могут быть названы следующие Особенности Сражения:

— в Берлинской операции был использован накопленный в войну опыт крупных сражений;

— огромная концентрация артиллерии по фронту наступления;

— новым тактическим приемом было применение света мощных прожекто­ров для ослепления войск противника

2. Г. К. Жуков был командующим одним из фронтов в Берлинской операции

Верно названы 2 или более элементов ответа

2

Верно назван 1 любой элемент ответа

1

Элементы не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

СЗ

Могут быть приведены Положения О значении сражения и последующих событиях:

—это была завершающая операция советских войск в Великой Отечествен­ной войне;

—Советская Армия опередила союзников, овладев Берлином;

—за штурмом и взятием Берлина последовала капитуляция гитлеровской

Германии (9 мая —День Победы в Великой Отечественной войне)

Верно названы 2 или более элементов ответа

2

Верно назван 1 любой элемент ответа

1

Элементы не названы или все названы неверно

0

Максимальный балл

2

X 2152

С4. Задание предусматривает представление обобщенной характе­ристики исторических событий и явлений.

Назовите, основные черты, характеризующие отношения СССР и социалистических стран в период 1953-1964 Гг. (укажите не менее трех черт).

Приведите не менее двух любых примеров внешнеполитической дея­тельности СССР, отражающих эти отношения.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие Черты:

— стремление к утверждению руководящей роли СССР в социалистическом лагере;

— ослабление контроля и диктата со стороны Москвы в отношении стран Восточной Европы (по сравнению с периодом пребывания у власти в СССР И. В. Сталина);

— признание национальных особенностей построения социализма в странах Восточной Европы;

— развитие экономической интеграции в рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи);

— постепенное обострение отношений СССР с Китаем (после 1956 г.) и Алба­нией (с 1960 г.);

— поддержка социалистического движения в странах «третьего мира».

2. Могут быть приведены следующие Примеры:

— создание Организации Варшавского Договора (1955);

— введение советских войск в Венгрию для подавления демократической ре­волюции (1956);

— нормализация отношений с Югославией (1955);

— ликвидация Коминформа (Коммунистическое информационное бюро) (1956);

— отзыв советских специалистов из Китая (1960);

— поддержка Кубинской революции (финансовая помощь, создание советской военной базы на Кубе);

— поддержка руководства ГДР в вопросе о сооружении Берлинской стены.

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 3 черты и приведены 2 примера

4

Названы 2 черты и приведены 2 примера

3

Названа 1 черта и приведены 2 примера

2

Названа 1 черта и приведен 1 пример, ИЛИ черты не названы, приведены 2 примера

1

Указания к оцениванию

Баллы

Назван 1 любой элемент ответа, ИЛИ все элементы ответа на­званы неверно

0

Если ответ отсутствует, то в протокол проставляется «х»

Максимальный балл

4

С5. Ниже приведены две точки зрения на период 1964-1982 Гг.:

1. Период, когда руководителем СССР был Л. И. Брежнев, стал одним из самых спокойных, стабильных этапов развития СССР, был отмечен отсутствием экономических, социальных, политических потрясений.

2. Период 1964-1982 Гг. был временем развития и проявления си­стемного кризиса общества, «эпохой застоя», в итоге приведшей страну к изменению общественно-политической системы в СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа,
не искажающие его смысла)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

— экономика СССР в 1970-е —первой половине 1980-х гг., развиваясь экс­тенсивно, все еще могла вовлечь в производство значительные материальные и трудовые ресурсы (строительство ряда крупных промышленных объектов, вложений в сельское хозяйство;

— сказывались позитивные результаты экономической реформы 1965 г.;

— делались попытки нового технического оснащения промышленности;

— использование природных богатств, вновь открытых нефтяных месторожде­ний позволяло получать «нефтедоллары», создавало возможность обеспечения основных потребностей общества;

— существовали небольшие, но гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, а также бесплатные образование и медицина;

— велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило пре­доставление отдельных квартир для семей;

— в обществе господствовала официальная концепция построения «развитого социализма», при котором решен национальный вопрос, создана единая общ­ность — советский народ;

— во BHeuincii политике был период разрядки напряженности международных отношений, снижение остроты в «холодной войне».

При выборе второй точки зрения:

— к концу 1970-х гг. стали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности;

— тяжелая промышленность, отрасли ВПК (военно-промышленного комплек­са) занимали приоритетные позиции, что обрекало на отставание все другие отрасли;

— возрастала доля ручного и малоквалифицированного труда в производстве;

— в сельском хозяйстве возрастало число убыточных хозяйств, зерно и мясо закупалось за границей;

— усиливалась власть партийного аппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества, преследование инакомыслящих;

— развивалось диссидентское движение;

— роль КПСС как политического ядра общества была законодательно закреп­лена в Конституции СССР 1977 г.;

— с вводом войск СССР в Афганистан в 1979 г. закончился период разрядки напряженности международных отношений, начался HOBbiii этап гонки во­оружений.

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения

3

Приведены 2 аргумента

2

Приведен 1 аргумент

1

Все элементы ответа названы неверно

0

Максимальный балл

3

С6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. Зима — весна 1919 Г. —разгар Гражданской войны. Еще в сентябре 1918 Г. Советская Россия была провозглашена «единым военным лагерем». C Юга наступали войска А. И. Деникина, с востока — войска А. В. Кол­чака, с северо-запада — войска Н. Н. Юденича. Многие морские порты подверглись интервенции со стороны войск Антанты. В тылу красных бушевали крестьянские восстания. Руководители белого движения заявили, что большевистское правительство доживает последние дни. Чем завершилась Гражданская война в России? (укажите одно основное положение). Приведите не менее четырех причин такого исхода.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа,
не искажаюшие его смысла)

1. Должно быть указано, что Гражданская война завершилась победой красных.

2. Могут быть приведены следующие Причины Победы красных в Гражданской войне:

— строгая партийная дисциплина делала большевиков сильнее их политиче­ских оппонентов;

— большевики склонили на свою сторону большую часть населения страны — крестьян — предоставив им землю, а «белые» оттолкнули от себя крестьян, на­чав возвращать земли помещикам;

— за большевиков были рабочие, что обеспечило им поддержку промышлен­ных центров;

— принцип интернационализма привлекал к «красным» представителей нерус­ских национальностей, обеспечивал поддержку национальных окраин;

— красные удерживали в своих руках наиболее развитый центр страны;

— значительное численное превосходство Красной Армии над противником;

— в лагере противников «красных» отсутствовало единство взглядов и программ;

— «белые» на занятых территориях откладывали решение социальных вопро­сов, чем подрывали к себе доверие населения;

— «белые» генералы соперничали друг с другом;

— получая помощь иностранных интервентов, «белые» ставили под сомнение свою патриотичность;

— лозунгом восстановления «единой России» «белые» настраивали против себя национальные окраины, представителей нерусских национальностей;

— белое движение зарождалось на окраинах империи, слабо развитых в про­мышленном отношении.

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Указан итог Гражданской войны и приведены 4 причины побе­ды красных

4

Указан итог Гражданской войны и приведены 3 причины побе­ды красных

3

Указан итог Гражданской войны и приведены 2 причины побе­ды красных

2

Указан итог Гражданской войны и приведена 1 причина побе­ды красных ИЛИ итог Гражданской войны не указан, но при этом приведены 2-4 причины победы красных

1

Назван любой элемент ответа ИЛИ все элементы названы не­верно

0

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Максимальный балл

4

1. В качестве общего могут быть названы:

— периоды выхода страны из войны, разруха, огромные людские поте­ри,—поиски путей решения и принятия мер по восстановлению и разви­тию хозяйства;

— выполнение задачи форсированного восстановления промышленности и сельского хозяйства;

— существование советской власти;

— наличие в обществе монополии на власть одной партии;

— среди руководителей государства был И. В. Сталин;

— высокие темпы восстановления и развития хозяйства;

— проведение финансовой реформы;

— выполнение задач восстановления экономики.

Приведены 3 общие характеристики

2

Приведены 1-2 общие характеристики

1

Все общие характеристики названы неверно

0

Максимальный балл

2

2. Различия

Первая половина 1920-х гг.

Вторая половина 1940-х гг.

— развитие экономики в условиях изоляции страны на международной арене

— расширение влияния СССР в мире, складывание союза со стра­нами Восточной Европы, условия начала «холодной войны»

— в социальную структуру входила буржуазия

— социальная структура, сложив­шаяся в 1930-е гг.

— социально-экономический, поли­тический кризис в стране в начале 1920-х гг.

— энтузиазм и желание наро­да восстановить страну, надежды на демократизацию жизни

— переход к новой экономической по­литике, воссоздание многоукладной экономики

— обращение к довоенной модели административно-командной си­стемы

Элементы ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

— главная политическая цель —уста­новление союза рабочих и крестьян

— осуществление жесткого полити­ческого, идеологического контроля во всех сферах жизни общества

— сохранение политических и эко­номических рычагов власти в руках большевиков

— усиление режима личной власти И. В. Сталина

— принятие плана ГОЭЛРО

— принятие IV пятилетнего плана восстановления и развития народ­ного хозяйства

— в сельском хозяйстве замена прод­разверстки продналогом, допущение аренды земли

— недостаточное развитие колхоз­ного сельского хозяйства, перека­чивание средств в тяжелую про­мышленность

— в промышленности —денационали­зация мелких и средних предприятий, допущение их аренды частными ли­цами

— преимущественное развитие тя­желой и оборонной промышлен­ности методами административ­но-командной системы

— существование крупных и части средних предприятий у государства, введение на них хозрасчета

— вся экономика под контролем государства, введение реально­го хозрасчета практически невоз­можно

— создание трестов как крупных само­стоятельных хозяйствующих звеньев экономики

— тресты стали обычными круп­ными предприятиями, подчинен­ными централизованному плани­рованию

— сдача ряда предприятий в аренду иностранцам

— такой вариант даже не обсуж­дался

Названы 3 различия

2

Названы 1-2 различия

1

Все различия названы неверно

0

Максимальный балл

2

Исторический лексикон

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ (бардовская песня) — жанр современной городской культуры. Зародился в Москве в конце 1950-х гг. XX в. Ис­полняется главным образом авторами под собственный аккомпанемент на гитаре.

АНТИГИТЛЕРОВСКАЯ КОАЛИЦИЯ-союз государств и на­родов, боровшихся во Второй мировой войне (1939-1945) против агрессивного блока Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Создана в 1941 г. Ведущей силой антигитлеровской коалиции был СССР, сыгравший решающую роль в достижении победы над фа­шизмом.

БОЛЬШЕВИЗМ— течение политической мысли и политическая партия пролетариата. Цель — свержение самодержавия, победа демо­кратической и социалистической революций, отмена частной собствен­ности и построение социализма при диктатуре пролетариата.

ВНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ — система поли­тико-административных мер, заставляющих работника заниматься производством, не имея материальных стимулов к труду. В СССР — ГУЛАГ, отправка на сельскохозяйственные работы («на картошку») служащих, рабочих, студентов.

ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ — экономическая политика Совет­ского государства в условиях хозяйственной разрухи и гражданской войны 1918-1920 гг., направленная на мобилизацию всех сил и ресур­сов на оборону страны и победу над белыми и интервентами.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ (ВЧК)- в Советском государстве в 1917-1922 гг. — специальный орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем, создана по инициативе В. И. Ленина с Ф. Э. Дзержинским во главе. В 1922-1934 — Государственное поли­тическое управление (ГПУ), в 1934-1954 — Наркомат внутренних дел, Министерство внутренних дел (НКВД, МВД), в 1954-1991 —Комитет государственной безопасности (КГБ).

ВТОРОЙ ФРОНТ — фронт против фашистской Германии на За­паде во Второй мировой войне, открытый только в 1944 г. США и Ве­ликобританией.

ГЛАСНОСТЬ —политика советского руководства конца 1980-х гг., направленная на расширение информированности общества о поло­жении в стране и мире, о прошлом страны, связанном с политикой правящего режима.

ГУЛАГ — Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения в 1930-х —начале 1950-х гг.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ — политика советского правительства конца 1980-х гг., направленная на постепенное и ограниченное привлечение граждан к участию в политической жизни.

ДЕПОРТАЦИЯ — принудительная высылка людей из страны или из одного региона в другой.

ДЕФИЦИТ —острый недостаток (товаров, услуг и т. п.), вызываю­щий ажиотажный спрос.

ДИКТАТУРА — государственная власть, обеспечивающая неде­мократическими способами политическое господство определенного класса, партии, группы, личности.

ДИССИДЕНТЫ — в СССР с середины 70-х гг. XX в. лица, крити­ковавшие официальную власть, особенно за ущемление прав личности. Самоназвание — правозащитники.

ЕВРАЗИЙСТВО — идейно-политическое и философское те­чение в общественно-политической мысли русской эмиграции 1920-1930-х гг., рассматривавшее Россию как особую евразийскую цивилизацию.

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ — процесс создания крупного машинного производства, формирование новой социальной структуры и переход на этой основе от аграрного общества к индустриальному.

ИНТЕРВЕНЦИЯ — насильственное вмешательство одного или не­скольких государств во внутренние дела другого государства.

КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ — политика Советского государства, на­правленная на массовое создание коллективных хозяйств (колхозов).

КОЛЛЕКТИВИЗМ — принцип общности, коллективное начало в общественной жизни, в какой-либо деятельности.

КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ — концепция и конкретная политика начала 30-х гг., направленная на объединение усилий ряда стран в борьбе с угрозой войны и возможной агрессии.

КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА — система управления экономикой, при которой экономические стимулы и ме­тоды не играют существенной роли, а на первый план выступают ад­министративное решение, команда, приказ.

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ-концепция историче­ского процесса, в центре которой представление о неизбежности пе­рехода от капиталистической общественно-экономической формации к коммунистической общественно-экономической формации, состоя­щей из двух стадий — социализма и собственно коммунизма. СССР застрял в низшей фазе.

КОНФИСКАЦИЯ — принудительное, безвозмездное изъятие госу­дарством имущества частного лица.

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — характеристика специфического едино­властия тоталитарного типа, получившая распространение в СССР во второй половине XX в. в связи с разоблачением культа личности И. В. Сталина H. С. Хрущевым.

ЛЕВЫЕ ЭСЕРЫ — партия в России, образовавшаяся в конце 1917 г, путем отделения от партии социалистов-революционеров (ПСР). До весны 1918 г. сотрудничали с большевиками, участвовали в работе CHK. Сошли с политической арены под давлением большевиков.

МИРОВАЯ РЕВОЛЮЦИЯ —утопическая идея победы социализма в мировом масштабе в результате серии пролетарских революций.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (HTP) — коренной переворот во всей структуре производительных сил общества, начав­шийся в середине XX в.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ — переход из частной собственности в соб­ственность государства или общества земли, промышленных предприя­тий, банков, транспорта и т. д.

НЭП (НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА)-экономи­ческая политика партии большевиков, начатая в 1921 г. под влиянием послевоенного кризиса. Названа в сравнении с политикой «военного коммунизма».

ПАТЕРНАЛИЗМ — отцовский, отеческий; политика поддержки, помощи наиболее нуждающимся слоям населения со стороны госу­дарства или предприятий. Внутри СССР эта политика оборачивалась УРАВНИЛОВКОЙ. Во внешней политике огромные средства уходили на поддержку стран социализма, «социалистической ориентации», «не­капиталистического развития».

ПЕРЕСТРОЙКА —политика реформ 1985-1991 гг., направленная на преобразование социально-политической системы СССР на демо­кратических и рыночных началах, но в рамках социализма.

ПЯТИЛЕТКА — пятилетние планы социально-экономического раз­вития определяли жизнь страны с 1928 до 1990 (всего 12 пятилеток).

РАЗРЯДКА —термин, обозначавший периоды смягчения междуна­родной напряженности в эпоху «холодной войны».

РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ —определение, возникшее в связи с пер­вой волной русской эмиграции после революционных потрясений 1917 г.

СОВЕТЫ — органы рабочего, крестьянского и солдатского само­управления. В СССР —основа политической системы, органы власти на местах.

СПЕКУЛЯЦИЯ — скупка и перепродажа предметов с целью наживы (в условиях советской власти преследовалась вплоть до расстрела).

СОЦРЕАЛИЗМ (социалистический реализм) — термин, упо­треблявшийся в советский период (с конца 30-х гг.) для обозначения «основного метода» литературы и искусства, который «требует от ху­дожника правдивого, исторически конкретного изображения действи­тельности в ее революционном развитии».

ТОТАЛИТАРИЗМ —политический режим, при котором правящая группировка осуществляет тотальный (полный) контроль за легальной (открытой) жизнью общества, уничтожая любые неподконтрольные общественно-политические и экономические структуры.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО — государство, в котором отсут­ствуют обособленные (самостоятельные) государственные образо­вания.

УСКОРЕНИЕ — политика КПСС, направленная на ускорение на­учно-технического развития экономики и рост производительности труда и проводившаяся в середине 1980-х гг.

УРАВНИЛОВКА — необоснованное и неоправданное уравнивание в доходах различных групп населения, имевшее место в СССР.

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — парламент, который специ­ально созывается для того, чтобы принять новые основные законы страны.

ФЕДЕРАЦИЯ — форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований (земель, штатов, республик) объединяются и образуют одно союзное государство.

«ФИЛОСОФСКИЙ ПАРОХОД» — образное выражение, свя­занное с принудительной отправкой из Советской России в 1922 г. в вынужденную эмиграцию многих видных представителей русской интеллигенции (на двух пароходах).

ХОЗРАСЧЕТ (хозяйственный расчет) — метод самостоятельного ведения хозяйства государственным предприятием, при котором по­ощряется превышение доходов над расходами.

«ХОЛОДНАЯ ВОЙНА» — глобальное противоборство, жесткая конфронтация двух блоков государств, возглавляемых СССР и США со второй половины 1940-х до конца 1980-х гг. Стержнем «холодной войны» была гонка вооружений, идеологическое противостояние (информационная война, периодические (в основном локальные) кон­фликты). СССР проиграл «холодную войну».

«ХРУЩЕВСКАЯ ОТТЕПЕЛЬ» — изменения, произошедшие после смерти И. В. Сталина в жизни страны под руководством H. С. Хрущева и характеризовавшиеся смягчением тоталитарного режима. Впервые понятие «оттепель» употребил известный писатель И. Г. Эренбург. «Оттепель» продолжалась недолго.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *