Порядок разбора имен числительных
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж, для порядковых — мужской род).
3. Постоянные признаки:
А) лексико-грамматический разряд (количественное, порядковое, собирательное, дробное);
Б) по структуре: простое, сложное, составное;
В) особенности склонения.
4. Непостоянные признаки:
А) падеж;
Б) род (если есть);
В) число (если есть).
5. Функция в предложении.
Значение и разряды имен числительных
Имя числительное — часть речи, объединяющая слова, которые обозначают или отвлеченное число (два плюс три — пять), или количество предметов при счете (два ученика, три книги), или порядок предметов при счете (четвертый этаж).
Со стороны морфологической имя числительное характеризуется следующими свойствами:
1) почти все числительные лишены категории числа;
2) большинство числительных не имеет категории рода;
3) многие числительные отличаются от существительных особенностями в склонении.
Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями:
1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток);
2) выступают в роли разных членов предложения.
По значению и грамматическим признакам выделяются два разряда числительных: количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают или целое число (пять), или дробное (дробные числительные: Три пятых), Или количество предметов как совокупность (собирательные числительные: Двое, оба, семеро), или неопределенное количество (неопределенно-количественные числительные: Много людей, мало книг).
Собирательные числительные употребляются:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: Двое учеников, трое сирот
(наряду с формами количественных числительных: Два ученика, три сироты);
2) С существительными, имеющими формы только множественного числа: Двое суток, четверо ножниц (при дальнейшем счете предпочитаются формы с количественными числительными: Пять суток);
3) с существительными Дети, ребята, люди, а также с существительным Лицо в значении «человек»: Двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;
4) с личными местоимениями: Нас двое, их было пятеро;
5) с названиями детенышей животных: Двое медвежат, трое щенят (наряду с формами: Два медвежонка, три щенка);
6) в качестве числительных, перешедших в разряд существительных: Вошли двое, трое в серых шинелях.
По составу выделяются числительные:
1) простые: Два, второй;
2) сложные: Пятьдесят, двухсотый;
3) составные: Двадцать пять, тридцать седьмой.
Z 181. Разберите числительные из приводимого ниже текста, записывая цифры словами в таблицу.
Образец: Двое саней и три подводы везли по второму разу груз весом пятьсот семьдесят килограммов, что составляет две пятых нормы перевозки (см. разбор числит, в таблице).
Имя числительное в тексте |
Начальная форма |
Прос- тое Слож — ное Составное |
Постоянные признаки |
Непостоянные признаки |
|||||
Количественные |
Порядковые |
Падеж |
Род |
Число |
|||||
Обозн. целое число |
Дробное |
Собирательное |
|||||||
Двое |
Двое |
Простое |
— |
— |
Да |
Именит. |
— |
— |
|
Три |
Три |
Простое |
Да |
— |
— |
— |
Именит. |
— |
— |
Второму |
Второй |
Простое |
— |
— |
— |
Да |
Дат. |
Муж. |
Ед. |
Пятьсот |
Пятьсот |
Сложное |
Да |
— |
— |
— |
Именит. |
— |
— |
Семьдесят две пятых |
Семьдесят две пятых |
Составное |
— |
Да |
— |
— |
Винит. |
— |
— |
1. Город Ярославль возник в 1024 году. В XIII веке он славился как крупный портовый центр и перевалочный пункт. С XVI века он стал главным складочным пунктом для товаров, ввозившихся в Россию через Архангельский порт. Текстильная фабрика с 15 тысячами рабочих уже не определяет лица города. Ярославль за 10 лет превратился в один из крупнейших центров машиностроения. Население Ярославля составило более 300 000 человек.
2. Прошли 25,9 километра. Вечер удивительно хорош. Тихо. Тепло. Всего лишь 10 градусов. Журавлев вспомнил, что сегодня день его рождения. Ему 38 лет. Из них 13 проведено за Полярным кругом. Первый раз он выехал на Новую Землю 14-летним мальчиком. Потом по 2—3 года жил там безвыездно. С утра мы закончили съемку бухты. Она почти на 11 километров вдается в глубь берега. Ее ширина колеблется от 5 до 15 километров. Вчерашний южный ветер сделал свое дело. Поднявшись в 5 часов утра, я увидел, что прибрежный ровный лед, полосой от 1^2 Д° 3 километров, почти сплошь покрыт водой (из книги Г. А. Ушакова «По нехоженой земле»).
182. Укажите, к какой части речи относятся данные слова, назовите их грамматические признаки и придумайте с некоторыми из них предложения, показывая их синтаксическую функцию.
Второй, двойка, двойня, две третьих, дважды, тройка, трояк, трое, тройчатка, третий, Троица, семь, семеро, семимиллионный, семицветик, сто, сотня, дюжина, сто двадцать первый, первый (сорт), тысяча (мелочей), миллионный, сотенная, две десятых, много, немножко, миллиончик, тысчонка, стотысячный, пятью пять.
Числительные количественные,
порядковые, дробные
1. Сложные количественные числительные (состоящие из двух основ) пишутся слитно: Пятьдесят. Составные количественные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слова Тысяча, при этом учитывается слитное написание сложных числительных: Двадцать один (21), двести один (201), двести десять (210), две тысячи пятнадцать (2015), Дробные числительные пишутся раздельно: Четыре целых и одна шестая (4*/6).
2. Сложные и составные порядковые числительные пишутся так же, как и соответствующие количественные числительные: Пятидесятый, двести семьдесят пятый. Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, — миллиардный, пишутся слитно: Пятидесятитрехтысячный, стотридцатипятимиллионный, двадцатиодномиллиардный.
При наличии сочетания С половиной, за которым следует Тысячный, миллионный, миллиардный, предпочтительно цифровое обозначение с дефисным написанием: 71 /2-тысячный (вместо: Семи с половиной тысячный). Слитно пишется слово Двухсполовинный.
3. У числительных Пять — девятнадцать, а также Двадцать и Тридцать ь пишется на конце, а у числительных Пятьдесят — восемьдесят и пятьсот—девятьсот — в середине слова (между двумя основами).
Y183. Прочитайте вслух предложения, поставив числа в соответствующей падежной форме.
1. Частное от деления 8648 на 8 равно 1081, сумма этих чисел равна 8656, а разность равна 8640. 2. Произведение 99 на 85 равно 8415, сумма этих чисел равна 184, а разность равна 14. 3. Сумма 2194 и 756 равна 2950, а разность этих чисел равна 1438.
184. Перепишите, вставляя, где следует, вместо точек нужные буквы.
1. В тысяч., девятисот семнадцатом году большевики захватили власть. 2. В нашей школе три параллельных седьмых, восьмых и девятых класса. 3. Каждого посетителя выставки снабдили четырьмя проспектами. 4. Всех студентов обеспечили необходимыми учебниками, и некоторые уходили из библиотеки с один..адцат..ю, двен..адцат..ю, а то и с двадцатою книгами. 5. В коллекциях некоторых любителей насчитывается более четыр.. тысяч ст., сорок., значков и открыток.
185. От данных количественных числительных образуйте порядковые.
1. 1997, 19, 40, 100, 220, 3000, 45 тысяч, 6549, 475 миллионов, 91, миллиард.
186. Образуйте сложные прилагательные от количественно-именных сочетаний.
90 лет, 40 граммов, 175 килограммов, 5 часов, 27 километров, 11 литров, 45 лет, 67 дней, 4 года, 9 метров, 1 7г минуты, 100 дней.
У/ 187. Напишите прописью данные числа и цифровые обозначения.
>/3; 0,5; */7; 2 %; 672; 25%; 5,8; %.
У 188. От дробных цифровых обозначений образуйте порядковые числительные. Объясните их написание.
21Л; 3V2; б72; 72; 172.
У/ 189. Перепишите, раскрывая скобки и образуя сложные слова. Цифры, где это возможно, напишите прописью.
1 /4 (финальные) игры, 3 7г (миллионное) население города, 60 7г (километровое) расстояние, 18 72 (летний) юноша.
190. I. Прочитайте текст, употребляя числительные в нужной падежной форме.
На одном из юбилейных вечеров Российского университета дружбы народов были названы интересные цифры, по которым можно представить масштабы учебной и научной работы этого вуза Москвы.
В Российском университете дружбы народов занятия ведутся с 4061 студентом, причем только с 969 российскими, 834 студентами из Африки, 964 студентами из Латинской Америки, 770 студентами из арабских стран и 524 студентами из Юго-Восточной Азии.
П. Раскройте скобки, напишите цифры словами.
Пол(луны), пол(арбуза), пол(города), пол(Москвы), подпухни), пол(Астрахани), пол(дачи), пол(огорода), пол(столовой) ложки, пол(апельсина), пол(конфеты), пол(И-го), пол(12-го).
У/ 191. Прочитайте количественно-именные сочетания, правильно склоняя числительные, выпишите их, цифры пишите словами.
Земля обращается вокруг Солнца в течение 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.
Египетские астрономы считали каждый год равным только 365 суткам. Этот счет был очень неточный.
На 46-м году нашего летосчисления римляне стали считать год равным 3651/4 суткам. Для удобства же счета было решено три года подряд считать по 365 дней, а в каждом четвертом (високосном) году — 366 дней. Реформу календаря провел римский полководец Юлий Цезарь, поэтому и календарь стал называться юлианским.
Но и при таком исчислении времени все же набегала ошибка: весь год считали равным 365 суткам и 6 часам, тогда как в действительности он был короче на 11 минут 14 секунд. За 128 лет эта ошибка была равна одному дню, а за 400 лет составляла более 3 суток. Таким образом, через каждые 400 лет календарный новый год отставал от астрономического на 3 суток с небольшим.
В 1582 году была произведена новая реформа календаря. Было решено, во-первых, подвинуть календарь на то число дней, на которое он фактически отстал к концу XVI века от действительного счета времени, а во-вторых, считать високосные годы не 100 раз в 400 лет, а только 97 раз. По этому новому счету времени годы 1700, 1800 и 1900, считавшиеся в юлианском календаре високосными, признавались простыми. Этот календарь называется григорианским по имени римского папы Григория XIII, которым он был утвержден.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каково определение имени числительного?
2. Какими морфологическими признаками обладают имена числительные?
3. Каковы синтаксические особенности числительных?
4. В роли каких членов предложения выступают имена числительные?
5. Какие числительные называются количественными?
6. Какие числительные называются порядковыми?
7. В чем особенность собирательных числительных?
8. С какими частями речи могут сочетаться имена числительные, образуя неразложимые словосочетания?
9. Каковы особенности склонения имен числительных?
10. Каковы особенности правописания числительных количественных, порядковых и дробных?
192. Напишите текст под диктовку. Числительные пишите словами.
Коммерческие банки в России
В 1994 году в России было зарегистрировано около 2500 страховых компаний. Их совокупный уставной капитал на 1 июля 1994 года составлял 244 млрд, рублей.
Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За три года в стране возникло около 2500 самостоятельных банков, немало кредитных учреждений, осуществляющих отдельные банковские функции. Интересно заметить, что в США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет — с 1781 по 1860 год.
Сводный баланс коммерческих банков России (без Сбербанка и Внешэкономбанка) на 1 января 1994 года составил свыше 70 трлн, рублей и увеличился за год в 5 раз. Также почти в 5 раз увеличились их кредитные вложения в хозяйство, достигнув к началу 1994 года около 30 трлн, рублей (без учета инфляции). Еще через год указанный баланс составил более 250 трлн, рублей.
Интересно сравнить такие данные. На 1 января 1993 года в России насчитывалось 1713 коммерческих банков, в то время как годом ранее их было 1360. При этом уставной фонд в размере 100 млн. рублей и более имели лишь 207 банков (12%), в пределах от 50 млн. до 1000 млн. — 211 банков (12,3%). Большинство же коммерческих банков имели уставной фонд ниже 50 млн. рублей.
Многие кредитные учреждения работали на денежном рынке без лицензий, т. е. занимались противозаконной деятельностью. Чем все это кончилось, хорошо знают те, кто доверил им свои сбережения.
МЕСТОИМЕНИЕ
Порядок разбора местоимений
1. Часть речи.
2. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, род (если есть).
3. Постоянные признаки:
А) разряд по значению;
Б) особенности склонения.
4. Непостоянные признаки:
А) падеж;
Б) число (если есть);
В) род (если есть).
5. Функция в предложении.
Значение и разряды местоимений
Местоимение — часть речи, объединяющая слова, которые не называют предметы, признаки, количества, а только указывают на них. В предложении местоимения выступают в роли разных членов.
По своим морфологическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. По соотносительности с названными частями речи выделяются следующие группы местоимений:
1) местоимения, соотносимые с существительными, — я, Мы, ты, вы, он (она, оно), они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то;
2) местоимения, соотносимые с прилагательными, — Мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и др.;
3) местоимения, соотносимые с числительными, — Столько, сколько, несколько.
Местоимения-существительные изменяются по падежам; в предложении бывают подлежащим, дополнением или именной частью сказуемого. В их склонении есть особенности, отличающие их от имен существительных.
Местоимения-прилагательные являются преимущественно определениями; могут выполнять роль подлежащих и дополнений, если они заменяют существительные; склоняются они как прилагательные.
Местоимения-числительные употребляются в речи так же, как обычные числительные; например: Я прочитал несколько книг по специальности. Нескольких книг не оказалось в библиотеке.
В русском языке имеются также наречия местоименного происхождения; они образовались от местоименных корней, но не изменяются. Таковы, например, наречия Когда, тогда, куда, туда, сюда, где, тут, там, здесь, всегда, везде.
По своему значению, а также по синтаксической роли местоимения делятся на девять разрядов: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определительные, неопределенные, отрицательные.
193. Разберите местоимения в данном тексте, выписывая их в таблицу.
Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в какой-то сказочный лес, в котором никого, кроме нас, нет.
Местоимения в тексте |
На — чаль — ная форма |
Постоянные признаки |
Непостоянные признаки |
|||
Разряд по значению |
Лицо |
Падеж |
Число |
Род |
||
Я |
Я |
Личное |
1-е |
Имен. |
Ед. |
— |
Себе |
Себя |
Возвратное |
— |
Дат. |
— |
— |
Всеми |
Весь |
Определительное |
— |
Твор. |
Мн. |
— |
Моими |
Мой |
Притяжательное |
— |
Твор. |
Мн. |
— |
Какой — то |
Какой — то |
Неопределенное |
— |
Вин. |
Ед. |
Мужск. |
В котором |
Который |
Относительное |
— |
Предл. |
Ед. |
Му ЖСК. |
Никого |
Никто |
Отрицательное |
— |
Род. |
— |
— |
Нас |
Мы |
Личное |
1-е |
РОД. |
Мн. |
— |
Помещик Белокуров жил в усадьбе в полной праздности и все жаловался, что он ни в ком не встречает сочувствия. Я расположился у него в большой зале, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в печах, а во время грома дрожал весь дом. Белокуров ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и почти ни с кем не разговаривал; даже со мной. Иногда, впрочем, на него нападала другая крайность: он начинал говорить без умолку. Говорил он вяло и скучно, растягивая слова. Ничто, по моему мнению, не может нагнать такого уныния, как речь человека, который сам ясно не сознает, о чем и для чего он говорит. (По А. 77. Чехову)
194. Вместо точек поставьте нужные местоимения (в скобках указано, к какой группе по значению должно принадлежать то или иное местоимение). Отметьте также другие местоимения в тексте, определите, к какому разряду они относятся.
Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет… (притяж.) власть… в (опред.) доме и в деревне, начиная от барина, жены… (притяж.) и до дюжего кузнеца Тараса, — все трепещут в… (неопред.) темный вечер, … (опред.) дерево превращается тогда в великана, … (неопред.) куст — в вертеп разбойников.
В Обломовке верили… (опред.): и оборотням, и мертвецам. Расскажут ли… (личн.), что копна сена разгуливала по полю, … (личн.) не задумаются и поверят; пустят ли… (неопред.) слух, что вот это не баран, а… (неопред.) другое или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма; … (личн.) и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на… (указ.), … (относ.) бы вздумал усомниться в… (указ.), — так сильна вера в чудесное в Обломовке!
Илья Ильич и увидит после, что просто устроен мир, что не встают мертвецы из могил, что великанов, как только… (личн.) заведутся, тотчас сажают в балаган, и разбойников — в тюрьму, но если пропадет… (опред.) вера в призраки, то остается… (неопред.) осадок страха и безотчетной тоски.
Далее Илья Ильич вдруг увидел… (возвр.) мальчиком лет 13 или 14. Он уже учился в селе Верх леве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, … (относ.) завел небольшой пансион для детей окружных дворян.
У него был… (притяж.) сын Андрей, почти одних лет с Обломовым, да еще отдали… (личн.) одного мальчика, … (относ.) почти никогда не учился, а больше страдал золотухой, … (опред.) детство… (притяж.) проходило постоянно с завязанными глазами или ушами, да плакал все втихомолку от… (указ.), что живет не у бабушки, а в чужом доме, среди злодеев, что вот… (личн.) и приласкать-то… (отриц.) и… (отриц.) любимого пирожка не испечет … (личн.).
Кроме… (указ.) детей, других еще в пансионе пока не было.
Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу, … (указ.) стоило слез и капризов…
Ум и сердце ребенка исполнилось… (опред.) картин, сцен и нравов… (указ.) быта, прежде нежели он увидел первую книгу. А… (вопросит.) знает, как рано начинается развитие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечатлений?
(По ИЛ. Гончарову )
Правописание отрицательных
и неопределенных местоимений
У отрицательных местоимений под ударением пишется Не, без ударения — Ни («некто, никто).
У отрицательных местоимений частицы Не и Ни пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при наличии предлога, который ставится между частицей и местоимением (ни в ком), в результате чего образуется сочетание из трех слов.
Сочетания Не кто иной (другой), Как и Не что иное (другое), Как имеют значение противопоставления, и поэтому в них пишется отрицательная частица Не. Например: Эту картину написал не кто иной, как Левитан.
Противопоставление может быть выражено не только союзом Как, следующим за местоименным сочетанием Не кто иной или Не что иное, но и союзом А, предшествующим этим сочетаниям: Советы ему давал его друг, а не кто иной. В предложениях с этими сочетаниями другого отрицания нет.
Местоименные сочетания Никто иной (другой) и Ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением и обычно употребляются в предложениях, где есть отрицание (Никто иной лучше его этого не сделает), реже в предложениях без отрицания (Это сделает только он, и никто иной). В этих сочетаниях используется частица Ни, которая пишется слитно с местоимением.
Суффиксы -то, — либо, — нибудъ, приставка Кое- в составе неопределенных местоимений пишутся через дефис. При наличии предлога после частицы Кое — (кой ) последняя пишется раздельно, в результате чего образуется сочетание из трех слов (кое с кем).
J195. Спишите предложения, вставляя в местоимениях пропущенные буквы. Расставьте ударения над отрицательными и неопределенными местоимениями.
1. Н.. у кого не было надежды на остановку в пути. 2. Отец обычно стоял в стороне, н.. во что не вмешиваясь и спокойно наблюдая за происходящим. 3. Мне н.. чего сказать. 4. Н.. кто меня не понимает. 5. Не надейся н.. на кого, н.. кто тебе не поможет. 6. Н..где укрыться от стужи, н.. от чего зажечь костер. 7. Н.. кто не мог так подбодрить меня, как мать. 8. Жил н..кто человек безродный, вдали от города, в глуши (Кр.). 9. Важно было н.. кто первым выполнит работу, а как она будет сделана. 10. Мне н..чего и не..кого бояться, потому что я н.. от кого не завишу. 11. Мы хотели набрать много ягод и взяли большие корзинки, но вернулись н.. с чем, однако н.. о чем не жалеем: в лесу было так хорошо!
Z 196. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя Не Или Ни.
1. По дороге, пропадающей среди полей, (..) кто (..) когда не ездит. 2. Ночь была теплая, лунная, но (..) что не радовало меня. 3. Придать договору силу документа мог только нотариус, и (..) кто другой. 4. Перед нами был кратер угасшего вулкана, а (..) что иное. 5. Городишко маленький, тайн (..) каких у него нет и (..) коим образом быть не может. 6. Заблудившихся мальчишек в лесу нашел охотник с собакой, а (..) кто иной. 7. Найти заветные грибные места (..) кто иной, кроме дедушки, не мог. 8. Это (..) кто иной, как командир. 9. Сторожка и правда оказалась (..) чем иным, как бревенчатой избой, обнесенной забором. 10. Дом, где помещается чайная, (..) чем не отличается от других: (..) чего особенного не было в нем, н.. кто не догадывался о его прошлом.
197. Перепишите текст, раскрывая орфограммы. Объясняйте правописание местоимений. Примеры с частицей Не пишите в одну колонку, а примеры с частицей Ни — В другую.
1. (Н..) что ее не занимает, ее души не шевелит (П.). 2. Гадает ветр..ая младость, которой (н..) чего (не) жаль (П.). 3. Между двух теток, у колонны, (не) замечаема (н..) кем, Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит (П.). 4. Надо вам сказать, что Азамат был пр..упрямый мальчишка, и (н..) чем, бывало, у него слез не выбьешь (Л.). 5. Он явно был балова..ый слуга ленивого барина, — (н..) что вроде русского фигаро (Л.). 6. Гость (н..) каким образом не был отпускаем того же дня: он должен был непр..ме..о переночевать (Г.). 7. Дед ходит по баштану, как (н..) в чем (н..) бывало, и прикрывает лопухом арбузы (Г.). 8. Н.. офицерские батальоны, н.. дрессировка, н.. техника — (н..) что не могло приостановить стихийного отката войска Колчака (Фурм.). 9. Уж (н..) у кого не было сомнения, что идут (не) приятельские полки (Фурм.). 10. Когда пул..метчики пристроились у овина, мы приблизились, чтобы узнать, не заметили ли чего (нибудь) на гумнах; но там (по) прежнему тихо, (н..) кто не показывается (Фурм.). 11. Нет, нас (н..) кто не смеет упрекнуть! В труде бе..сонном, в штыковом бою мы показали преда..ость свою (Долм.). 12. (Н..) откуда не было писем. 13. Это (н..) к чему не приведет. 14. Этого (н..) в коем случае (н..) должно случиться. 15. Я (н..) с кем (н..) согласен. 16. Нас (н..) чем не запугаешь. 17. (Н..) кто не пришел (во) время. 18. (Н..) что иное не трогало его (П.). 19. Испугавший нас предмет был (н..) что иное, как куст. 20. Только я сам могу помочь себе, и (н..) что иное. 21. (Н..) кто другой, кроме тебя, этого не знает. 22. Первый это узнал (н..) кто другой, а ты. 23. Это был (н..) кто иной, как Владимир. 24. Все были уверены, что он (Дубровский), а (н..) кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 25. Это было (н..) что иное, как шутка.
198. Перепишите приводимые ниже предложения, ставя, где следует, дефис.
1. Попросите кого нибудь рассказать нам что нибудь об этом случае. 2. Я попробовал было еще зайти кое к кому, чтобы узнать, по крайней мере, какую то причину. 3. Чьи то шаги послышались за дверью. 4. У Ростовых, как и всегда по воскресеньям, обедал кое кто из близких знакомых (Л. Т.). 5. Поступить под защиту такого господина — значило обеспечить себя с чьей бы то ни было стороны (Пом.). 6. Никто в Севастополе и не мог подумать, что с моря может ворваться чей нибудь флот (Стан.). 7. Слышал ли он эти рассказы от кого нибудь другого или сам сочинил их в далеком прошлом? (Ч.) 8. Если у Павла был кто либо из товарищей, Рыбин садился в угол и молчал (М. Г.). 9. Людей, похожих друг на друга, нет, каждый имеет что нибудь свое (М. Г.). 10. У него лицо покраснело, и глаза были страшно переполнены чем то: страхом, возбуждением, удивлением… 10. Мы желали бы, чтоб не пропала ни одна строка Пушкина и чтоб люди, которых он называл друзьями или у которых в изданиях когда либо и что либо помещал, объявили о каждой строке, каждом слове, ему принадлежавшем (Бел.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Каково определение местоимения?
2. Какие местоимения соотносятся по своим морфологическим признакам с существительными, а какие — с прилагательными, числительными?
3. Каковы морфологические признаки этих местоимений?
4. Какую роль играют местоимения в предложении?
5. Какие разряды местоимений по значению можно выделить?
6. Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения, а также сочетания Не кто иной (другой), Как и Не что иное (другое), Как*!
7. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа, а какие — косвенных падежей?
199. Напишите текст под диктовку.
Славная традиция
Давно-давно, более ста тридцати лет тому назад, в России была открыта типография, которая и теперь выпускает полиграфическую продукцию, выдерживающую конкуренцию на мировом рынке.
В 1869 году в Москве была основана типография «Товарищества И. Н. Кушнерева и К0», названная впоследствии «Кушнерёвкой». Она прославилась уже в XIX веке, когда в книгоиздательской промышленности России стали появляться издания, получавшие самую высокую оценку. Так, хорошо известно предпринятое в конце XIX века издание «Копии картин русских художников», восхищавшее не одно поколение любителей живописи. То же можно сказать и о трехтомном издании сочинений М. Ю. Лермонтова, иллюстрированном Васнецовым, Врубелем, Суриковым, Репиным, Шишкиным. Графика, выполненная великими художниками-передвижниками, и по-настоящему высокое полиграфическое исполнение сделали это издание уникальным, ни с каким иным не сравнимым!
В советское время типография была переименована в «Красный пролетарий». Краснопролетарцы всегда трудились бок о бок с выдающимися мастерами кисти, выпустив сотни книг с замечательными иллюстрациями. Здесь печатались первые плакаты времен гражданской войны. Небезызвестный плакат эпохи Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет!», созданный вдохновенной кистью Ираклия Тоидзе, тоже был отпечатан в этой типографии. За то ее с благодарностью вспоминают ветераны войны.
А как великолепно «Слово о полку Игореве» с гравюрами не кого иного, как Фаворского! А «Мертвые души» Гоголя с иллюстрациями Кукрыниксов, а «Божественная комедия» Данте! Ничто не сравнится с ними!
Среди этих искусно сделанных книг на витрине в типографии красуется невиданное игрушечное издание. Это не что иное, как миниатюрный томик лирики Сергея Есенина. Когда-то имя его замалчивалось и кое-кто хотел предать забвению замечательного русского поэта. Но прошли годы, и имена его врагов, злобных критиков теперь уже никто и не вспомнит, а Есенин навсегда остался любимым народным поэтом.
Время отсеивает все наносное, случайное, а подлинные духовные ценности остаются на века. Среди культурных ценностей России можно уверенно назвать и эту знаменитую типографию, которая и теперь известна всем полиграфистам как «Красный пролетарий».