Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Порядок разбора имен числительных 1. Часть речи

Порядок разбора имен числительных

1. Часть речи.

2. Начальная форма (именительный падеж, для порядко­вых — мужской род).

3. Постоянные признаки:

А) лексико-грамматический разряд (количественное, по­рядковое, собирательное, дробное);

Б) по структуре: простое, сложное, составное;

В) особенности склонения.

4. Непостоянные признаки:

А) падеж;

Б) род (если есть);

В) число (если есть).

5. Функция в предложении.

Значение и разряды имен числительных

Имя числительное — часть речи, объединяющая слова, которые обозначают или отвлеченное число (два плюс три — пять), или количество предметов при счете (два уче­ника, три книги), или порядок предметов при счете (четвер­тый этаж).

Со стороны морфологической имя числительное характе­ризуется следующими свойствами:

1) почти все числительные лишены категории числа;

2) большинство числительных не имеет категории рода;

3) многие числительные отличаются от существительных особенностями в склонении.

Со стороны синтаксической числительные отличаются следующими особенностями:

1) сочетаются только с именами существительными; такие словосочетания синтаксически неразложимы и выступают как один член предложения (два дня, две ночи, двое суток);

2) выступают в роли разных членов предложения.

По значению и грамматическим признакам выделяются два разряда числительных: количественные и порядковые. Количественные числительные обозначают или целое число (пять), или дробное (дробные числительные: Три пятых), Или количество предметов как совокупность (собирательные числительные: Двое, оба, семеро), или неопределенное коли­чество (неопределенно-количественные числительные: Много людей, мало книг).

Собирательные числительные употребляются:

1) с существительными мужского и общего рода, назы­вающими лиц мужского пола: Двое учеников, трое сирот

(наряду с формами количественных числительных: Два уче­ника, три сироты);

2) С существительными, имеющими формы только мно­жественного числа: Двое суток, четверо ножниц (при даль­нейшем счете предпочитаются формы с количественными числительными: Пять суток);

3) с существительными Дети, ребята, люди, а также с существительным Лицо в значении «человек»: Двое детей, трое ребят, трое молодых людей, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями: Нас двое, их было пятеро;

5) с названиями детенышей животных: Двое медвежат, трое щенят (наряду с формами: Два медвежонка, три щенка);

6) в качестве числительных, перешедших в разряд суще­ствительных: Вошли двое, трое в серых шинелях.

По составу выделяются числительные:

1) простые: Два, второй;

2) сложные: Пятьдесят, двухсотый;

3) составные: Двадцать пять, тридцать седьмой.

Z 181. Разберите числительные из приводимого ниже текста, записывая цифры словами в таблицу.

Образец: Двое саней и три подводы везли по второму разу груз весом пятьсот семьдесят килограммов, что со­ставляет две пятых нормы перевозки (см. разбор числит, в таблице).

Имя числи­тельное в тек­сте

Началь­ная форма

Прос- тое Слож — ное Состав­ное

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Количественные

По­ряд­ковые

Падеж

Род

Число

Обозн. целое число

Дроб­ное

Собира­тельное

Двое

Двое

Про­стое

Да

Име­нит.

Три

Три

Про­стое

Да

Име­нит.

Второ­му

Второй

Про­стое

Да

Дат.

Муж.

Ед.

Пять­сот

Пять­сот

Слож­ное

Да

Име­нит.

Семь­десят две пятых

Семь­десят две пятых

Со­став­ное

Да

Ви­нит.

1. Город Ярославль возник в 1024 году. В XIII веке он славился как крупный портовый центр и перевалочный пункт. С XVI века он стал главным складочным пунктом для товаров, ввозившихся в Россию через Архангельский порт. Текстильная фабрика с 15 тысячами рабочих уже не определяет лица города. Ярославль за 10 лет превратился в один из крупнейших центров машиностроения. Население Ярославля составило более 300 000 человек.

2. Прошли 25,9 километра. Вечер удивительно хорош. Тихо. Тепло. Всего лишь 10 градусов. Журавлев вспомнил, что сегодня день его рождения. Ему 38 лет. Из них 13 про­ведено за Полярным кругом. Первый раз он выехал на Но­вую Землю 14-летним мальчиком. Потом по 2—3 года жил там безвыездно. С утра мы закончили съемку бухты. Она почти на 11 километров вдается в глубь берега. Ее ширина колеблется от 5 до 15 километров. Вчерашний южный ветер сделал свое дело. Поднявшись в 5 часов утра, я увидел, что прибрежный ровный лед, полосой от 1^2 Д° 3 километров, почти сплошь покрыт водой (из книги Г. А. Ушакова «По нехоженой земле»).

182. Укажите, к какой части речи относятся данные сло­ва, назовите их грамматические признаки и придумайте с некоторыми из них предложения, показывая их синтаксиче­скую функцию.

Второй, двойка, двойня, две третьих, дважды, тройка, трояк, трое, тройчатка, третий, Троица, семь, семеро, семи­миллионный, семицветик, сто, сотня, дюжина, сто двадцать первый, первый (сорт), тысяча (мелочей), миллионный, со­тенная, две десятых, много, немножко, миллиончик, тыс­чонка, стотысячный, пятью пять.

Числительные количественные,
порядковые, дробные

1. Сложные количественные числительные (состоящие из двух основ) пишутся слитно: Пятьдесят. Составные количе­ственные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей, но с добавлением слова Тысяча, при этом учитывается слитное написание сложных числительных: Двадцать один (21), две­сти один (201), двести десять (210), две тысячи пятна­дцать (2015), Дробные числительные пишутся раздельно: Четыре целых и одна шестая (4*/6).

2. Сложные и составные порядковые числительные пи­шутся так же, как и соответствующие количественные чис­лительные: Пятидесятый, двести семьдесят пятый. По­рядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, — миллиардный, пишутся слитно: Пятидеся­титрехтысячный, стотридцатипятимиллионный, двадца­тиодномиллиардный.

При наличии сочетания С половиной, за которым следует Тысячный, миллионный, миллиардный, предпочтительно цифровое обозначение с дефисным написанием: 71 /2-тысяч­ный (вместо: Семи с половиной тысячный). Слитно пишется слово Двухсполовинный.

3. У числительных Пять — девятнадцать, а также Двад­цать и Тридцать ь пишется на конце, а у числительных Пятьдесят — восемьдесят и пятьсот—девятьсот — в сере­дине слова (между двумя основами).

Y183. Прочитайте вслух предложения, поставив числа в соответствующей падежной форме.

1. Частное от деления 8648 на 8 равно 1081, сумма этих чисел равна 8656, а разность равна 8640. 2. Произведение 99 на 85 равно 8415, сумма этих чисел равна 184, а разность равна 14. 3. Сумма 2194 и 756 равна 2950, а разность этих чисел равна 1438.

184. Перепишите, вставляя, где следует, вместо точек нужные буквы.

1. В тысяч., девятисот семнадцатом году большевики захватили власть. 2. В нашей школе три параллельных седьмых, восьмых и девятых класса. 3. Каждого посетителя выставки снабдили четырьмя проспектами. 4. Всех студен­тов обеспечили необходимыми учебниками, и некоторые уходили из библиотеки с один..адцат..ю, двен..адцат..ю, а то и с двадцатою книгами. 5. В коллекциях некоторых любите­лей насчитывается более четыр.. тысяч ст., сорок., значков и открыток.

185. От данных количественных числительных обра­зуйте порядковые.

1. 1997, 19, 40, 100, 220, 3000, 45 тысяч, 6549, 475 мил­лионов, 91, миллиард.

90 лет, 40 граммов, 175 килограммов, 5 часов, 27 кило­метров, 11 литров, 45 лет, 67 дней, 4 года, 9 метров, 1 7г минуты, 100 дней.

У/ 187. Напишите прописью данные числа и цифровые обозначения.

>/3; 0,5; */7; 2 %; 672; 25%; 5,8; %.

У 188. От дробных цифровых обозначений образуйте по­рядковые числительные. Объясните их написание.

21Л; 3V2; б72; 72; 172.

У/ 189. Перепишите, раскрывая скобки и образуя слож­ные слова. Цифры, где это возможно, напишите прописью.

1 /4 (финальные) игры, 3 7г (миллионное) население горо­да, 60 7г (километровое) расстояние, 18 72 (летний) юноша.

190. I. Прочитайте текст, употребляя числительные в нужной падежной форме.

Интересная статистика

На одном из юбилейных вечеров Российского университе­та дружбы народов были названы интересные цифры, по ко­торым можно представить масштабы учебной и научной ра­боты этого вуза Москвы.

В Российском университете дружбы народов занятия ве­дутся с 4061 студентом, причем только с 969 российскими, 834 студентами из Африки, 964 студентами из Латинской Америки, 770 студентами из арабских стран и 524 студента­ми из Юго-Восточной Азии.

П. Раскройте скобки, напишите цифры словами.

Пол(луны), пол(арбуза), пол(города), пол(Москвы), подпух­ни), пол(Астрахани), пол(дачи), пол(огорода), пол(столовой) ложки, пол(апельсина), пол(конфеты), пол(И-го), пол(12-го).

У/ 191. Прочитайте количественно-именные сочетания, правильно склоняя числительные, выпишите их, цифры пи­шите словами.

Григорианский календарь

Земля обращается вокруг Солнца в течение 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд.

Египетские астрономы считали каждый год равным толь­ко 365 суткам. Этот счет был очень неточный.

На 46-м году нашего летосчисления римляне стали счи­тать год равным 3651/4 суткам. Для удобства же счета было решено три года подряд считать по 365 дней, а в каждом четвертом (високосном) году — 366 дней. Реформу календа­ря провел римский полководец Юлий Цезарь, поэтому и ка­лендарь стал называться юлианским.

Но и при таком исчислении времени все же набегала ошибка: весь год считали равным 365 суткам и 6 часам, то­гда как в действительности он был короче на 11 минут 14 секунд. За 128 лет эта ошибка была равна одному дню, а за 400 лет составляла более 3 суток. Таким образом, через каж­дые 400 лет календарный новый год отставал от астрономи­ческого на 3 суток с небольшим.

В 1582 году была произведена новая реформа календаря. Было решено, во-первых, подвинуть календарь на то число дней, на которое он фактически отстал к концу XVI века от действительного счета времени, а во-вторых, считать висо­косные годы не 100 раз в 400 лет, а только 97 раз. По этому новому счету времени годы 1700, 1800 и 1900, считавшиеся в юлианском календаре високосными, признавались просты­ми. Этот календарь называется григорианским по имени римского папы Григория XIII, которым он был утвержден.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каково определение имени числительного?

2. Какими морфологическими признаками обладают име­на числительные?

3. Каковы синтаксические особенности числительных?

4. В роли каких членов предложения выступают имена числительные?

5. Какие числительные называются количественными?

6. Какие числительные называются порядковыми?

7. В чем особенность собирательных числительных?

8. С какими частями речи могут сочетаться имена числи­тельные, образуя неразложимые словосочетания?

9. Каковы особенности склонения имен числительных?

10. Каковы особенности правописания числительных ко­личественных, порядковых и дробных?

192. Напишите текст под диктовку. Числительные пиши­те словами.

Коммерческие банки в России

В 1994 году в России было зарегистрировано около 2500 страховых компаний. Их совокупный уставной капитал на 1 июля 1994 года составлял 244 млрд, рублей.

Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За три года в стране возникло около 2500 самостоятельных банков, немало кредитных учрежде­ний, осуществляющих отдельные банковские функции. Ин­тересно заметить, что в США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет — с 1781 по 1860 год.

Сводный баланс коммерческих банков России (без Сбер­банка и Внешэкономбанка) на 1 января 1994 года составил свыше 70 трлн, рублей и увеличился за год в 5 раз. Также почти в 5 раз увеличились их кредитные вложения в хозяй­ство, достигнув к началу 1994 года около 30 трлн, рублей (без учета инфляции). Еще через год указанный баланс со­ставил более 250 трлн, рублей.

Интересно сравнить такие данные. На 1 января 1993 года в России насчитывалось 1713 коммерческих банков, в то время как годом ранее их было 1360. При этом уставной фонд в размере 100 млн. рублей и более имели лишь 207 банков (12%), в пределах от 50 млн. до 1000 млн. — 211 банков (12,3%). Большинство же коммерческих банков име­ли уставной фонд ниже 50 млн. рублей.

Многие кредитные учреждения работали на денежном рынке без лицензий, т. е. занимались противозаконной дея­тельностью. Чем все это кончилось, хорошо знают те, кто доверил им свои сбережения.

МЕСТОИМЕНИЕ

Порядок разбора местоимений

1. Часть речи.

2. Начальная форма (именительный падеж, единственное число, род (если есть).

3. Постоянные признаки:

А) разряд по значению;

Б) особенности склонения.

4. Непостоянные признаки:

А) падеж;

Б) число (если есть);

В) род (если есть).

5. Функция в предложении.

Значение и разряды местоимений

Местоимение — часть речи, объединяющая слова, ко­торые не называют предметы, признаки, количества, а толь­ко указывают на них. В предложении местоимения выступа­ют в роли разных членов.

По своим морфологическим признакам местоимения со­относятся с существительными, прилагательными и числи­тельными. По соотносительности с названными частями ре­чи выделяются следующие группы местоимений:

1) местоимения, соотносимые с существительными, — я, Мы, ты, вы, он (она, оно), они, кто, что, никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то;

2) местоимения, соотносимые с прилагательными, — Мой, твой, свой, наш, ваш, какой, который, чей, тот, этот, самый, всякий, каждый и др.;

3) местоимения, соотносимые с числительными, — Столько, сколько, несколько.

Местоимения-существительные изменяются по падежам; в предложении бывают подлежащим, дополнением или именной частью сказуемого. В их склонении есть осо­бенности, отличающие их от имен существительных.

Местоимения-прилагательные являются пре­имущественно определениями; могут выполнять роль подле­жащих и дополнений, если они заменяют существительные; склоняются они как прилагательные.

Местоимения-числительные употребляются в ре­чи так же, как обычные числительные; например: Я прочи­тал несколько книг по специальности. Нескольких книг не оказалось в библиотеке.

В русском языке имеются также наречия местоименного происхождения; они образовались от местоименных корней, но не изменяются. Таковы, например, наречия Когда, тогда, куда, туда, сюда, где, тут, там, здесь, всегда, везде.

По своему значению, а также по синтаксической роли местоимения делятся на девять разрядов: личные, воз­вратные, притяжательные, вопросительные, относительные, указательные, определитель­ные, неопределенные, отрицательные.

193. Разберите местоимения в данном тексте, выписывая их в таблицу.

Образец: Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в какой-то сказочный лес, в котором ни­кого, кроме нас, нет.

Место­имения в тек­сте

На — чаль — ная форма

Постоянные призна­ки

Непостоянные призна­ки

Разряд по значению

Лицо

Падеж

Число

Род

Я

Я

Личное

1-е

Имен.

Ед.

Себе

Себя

Возвратное

Дат.

Всеми

Весь

Определи­тельное

Твор.

Мн.

Моими

Мой

Притяжа­тельное

Твор.

Мн.

Какой — то

Какой — то

Неопреде­ленное

Вин.

Ед.

Мужск.

В кото­ром

Кото­рый

Относи­тельное

Предл.

Ед.

Му ЖСК.

Никого

Никто

Отрица­тельное

Род.

Нас

Мы

Личное

1-е

РОД.

Мн.

Помещик Белокуров жил в усадьбе в полной праздности и все жаловался, что он ни в ком не встречает сочувствия. Я расположился у него в большой зале, где не было никакой мебели, кроме широкого дивана, на котором я спал. Тут всегда, даже в тихую погоду, что-то гудело в печах, а во вре­мя грома дрожал весь дом. Белокуров ходил в поддевке, по вечерам пил пиво и почти ни с кем не разговаривал; даже со мной. Иногда, впрочем, на него нападала другая крайность: он начинал говорить без умолку. Говорил он вяло и скучно, растягивая слова. Ничто, по моему мнению, не может на­гнать такого уныния, как речь человека, который сам ясно не сознает, о чем и для чего он говорит. (По А. 77. Чехову)

194. Вместо точек поставьте нужные местоимения (в скобках указано, к какой группе по значению должно при­надлежать то или иное местоимение). Отметьте также другие местоимения в тексте, определите, к какому разряду они от­носятся.

Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми до конца жизни сохраняет… (притяж.) власть… в (опред.) доме и в деревне, начиная от барина, жены… (притяж.) и до дюжего кузнеца Тараса, — все трепещут в… (неопред.) темный вечер, … (опред.) дерево превращается то­гда в великана, … (неопред.) куст — в вертеп разбойников.

В Обломовке верили… (опред.): и оборотням, и мертве­цам. Расскажут ли… (личн.), что копна сена разгуливала по полю, … (личн.) не задумаются и поверят; пустят ли… (не­опред.) слух, что вот это не баран, а… (неопред.) другое или что такая-то Марфа или Степанида — ведьма; … (личн.) и в голову не придет спросить, отчего баран стал не бараном, а Марфа сделалась ведьмой, да еще накинутся и на… (указ.), … (относ.) бы вздумал усомниться в… (указ.), — так сильна вера в чудесное в Обломовке!

Илья Ильич и увидит после, что просто устроен мир, что не встают мертвецы из могил, что великанов, как только… (личн.) заведутся, тотчас сажают в балаган, и разбойни­ков — в тюрьму, но если пропадет… (опред.) вера в приз­раки, то остается… (неопред.) осадок страха и безотчетной тоски.

Далее Илья Ильич вдруг увидел… (возвр.) мальчиком лет 13 или 14. Он уже учился в селе Верх леве, верстах в пя­ти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штоль­ца, … (относ.) завел небольшой пансион для детей окруж­ных дворян.

У него был… (притяж.) сын Андрей, почти одних лет с Обломовым, да еще отдали… (личн.) одного мальчика, … (относ.) почти никогда не учился, а больше страдал золоту­хой, … (опред.) детство… (притяж.) проходило постоянно с завязанными глазами или ушами, да плакал все втихомолку от… (указ.), что живет не у бабушки, а в чужом доме, среди злодеев, что вот… (личн.) и приласкать-то… (отриц.) и… (отриц.) любимого пирожка не испечет … (личн.).

Кроме… (указ.) детей, других еще в пансионе пока не было.

Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу, … (указ.) стоило слез и капризов…

Ум и сердце ребенка исполнилось… (опред.) картин, сцен и нравов… (указ.) быта, прежде нежели он увидел пер­вую книгу. А… (вопросит.) знает, как рано начинается раз­витие умственного зерна в детском мозгу? Как уследить за рождением в младенческой душе первых понятий и впечат­лений?

(По ИЛ. Гончарову )

Правописание отрицательных
и неопределенных местоимений

У отрицательных местоимений под ударением пишется Не, без ударения — Ни («некто, никто).

У отрицательных местоимений частицы Не и Ни пишутся слитно при отсутствии предлога (никто) и раздельно при на­личии предлога, который ставится между частицей и место­имением (ни в ком), в результате чего образуется сочетание из трех слов.

Сочетания Не кто иной (другой), Как и Не что иное (дру­гое), Как имеют значение противопоставления, и поэтому в них пишется отрицательная частица Не. Например: Эту кар­тину написал не кто иной, как Левитан.

Противопоставление может быть выражено не только союзом Как, следующим за местоименным сочетанием Не кто иной или Не что иное, но и союзом А, предшествующим этим сочетаниям: Советы ему давал его друг, а не кто иной. В предложениях с этими сочетаниями другого отрицания нет.

Местоименные сочетания Никто иной (другой) и Ничто иное (другое) не связаны с противопоставлением и обычно употребляются в предложениях, где есть отрицание (Никто иной лучше его этого не сделает), реже в предложениях без отрицания (Это сделает только он, и никто иной). В этих сочетаниях используется частица Ни, которая пишется слит­но с местоимением.

Суффиксы -то, — либо, — нибудъ, приставка Кое- в составе неопределенных местоимений пишутся через дефис. При на­личии предлога после частицы Кое — (кой ) последняя пишет­ся раздельно, в результате чего образуется сочетание из трех слов (кое с кем).

J195. Спишите предложения, вставляя в местоимениях пропущенные буквы. Расставьте ударения над отрицатель­ными и неопределенными местоимениями.

1. Н.. у кого не было надежды на остановку в пути. 2. Отец обычно стоял в стороне, н.. во что не вмешиваясь и спокойно наблюдая за происходящим. 3. Мне н.. чего ска­зать. 4. Н.. кто меня не понимает. 5. Не надейся н.. на кого, н.. кто тебе не поможет. 6. Н..где укрыться от стужи, н.. от чего зажечь костер. 7. Н.. кто не мог так подбодрить меня, как мать. 8. Жил н..кто человек безродный, вдали от горо­да, в глуши (Кр.). 9. Важно было н.. кто первым выполнит работу, а как она будет сделана. 10. Мне н..чего и не..кого бояться, потому что я н.. от кого не завишу. 11. Мы хотели набрать много ягод и взяли большие корзинки, но вернулись н.. с чем, однако н.. о чем не жалеем: в лесу было так хо­рошо!

Z 196. Перепишите, раскрывая скобки и вставляя Не Или Ни.

1. По дороге, пропадающей среди полей, (..) кто (..) когда не ездит. 2. Ночь была теплая, лунная, но (..) что не радова­ло меня. 3. Придать договору силу документа мог только но­тариус, и (..) кто другой. 4. Перед нами был кратер угасшего вулкана, а (..) что иное. 5. Городишко маленький, тайн (..) каких у него нет и (..) коим образом быть не может. 6. За­блудившихся мальчишек в лесу нашел охотник с собакой, а (..) кто иной. 7. Найти заветные грибные места (..) кто иной, кроме дедушки, не мог. 8. Это (..) кто иной, как командир. 9. Сторожка и правда оказалась (..) чем иным, как бревенча­той избой, обнесенной забором. 10. Дом, где помещается чайная, (..) чем не отличается от других: (..) чего особенного не было в нем, н.. кто не догадывался о его прошлом.

197. Перепишите текст, раскрывая орфограммы. Объ­ясняйте правописание местоимений. Примеры с частицей Не пишите в одну колонку, а примеры с частицей Ни — В другую.

1. (Н..) что ее не занимает, ее души не шевелит (П.). 2. Гадает ветр..ая младость, которой (н..) чего (не) жаль (П.). 3. Между двух теток, у колонны, (не) замечаема (н..) кем, Татьяна смотрит и не видит, волненье света ненавидит (П.). 4. Надо вам сказать, что Азамат был пр..упрямый мальчишка, и (н..) чем, бывало, у него слез не выбьешь (Л.). 5. Он явно был балова..ый слуга ленивого барина, — (н..) что вроде русского фигаро (Л.). 6. Гость (н..) каким образом не был отпускаем того же дня: он должен был непр..ме..о переночевать (Г.). 7. Дед ходит по баштану, как (н..) в чем (н..) бывало, и прикрывает лопухом арбузы (Г.). 8. Н.. офи­церские батальоны, н.. дрессировка, н.. техника — (н..) что не могло приостановить стихийного отката войска Колчака (Фурм.). 9. Уж (н..) у кого не было сомнения, что идут (не) приятельские полки (Фурм.). 10. Когда пул..метчики при­строились у овина, мы приблизились, чтобы узнать, не заме­тили ли чего (нибудь) на гумнах; но там (по) прежнему ти­хо, (н..) кто не показывается (Фурм.). 11. Нет, нас (н..) кто не смеет упрекнуть! В труде бе..сонном, в штыковом бою мы показали преда..ость свою (Долм.). 12. (Н..) откуда не было писем. 13. Это (н..) к чему не приведет. 14. Этого (н..) в ко­ем случае (н..) должно случиться. 15. Я (н..) с кем (н..) со­гласен. 16. Нас (н..) чем не запугаешь. 17. (Н..) кто не при­шел (во) время. 18. (Н..) что иное не трогало его (П.). 19. Испугавший нас предмет был (н..) что иное, как куст. 20. Только я сам могу помочь себе, и (н..) что иное. 21. (Н..) кто другой, кроме тебя, этого не знает. 22. Первый это узнал (н..) кто другой, а ты. 23. Это был (н..) кто иной, как Вла­димир. 24. Все были уверены, что он (Дубровский), а (н..) кто иной, предводительствовал отважными злодеями (П.). 25. Это было (н..) что иное, как шутка.

198. Перепишите приводимые ниже предложения, ставя, где следует, дефис.

1. Попросите кого нибудь рассказать нам что нибудь об этом случае. 2. Я попробовал было еще зайти кое к кому, чтобы узнать, по крайней мере, какую то причину. 3. Чьи то шаги послышались за дверью. 4. У Ростовых, как и всегда по воскресеньям, обедал кое кто из близких знакомых (Л. Т.). 5. Поступить под защиту такого господина — значи­ло обеспечить себя с чьей бы то ни было стороны (Пом.). 6. Никто в Севастополе и не мог подумать, что с моря может ворваться чей нибудь флот (Стан.). 7. Слышал ли он эти рас­сказы от кого нибудь другого или сам сочинил их в далеком прошлом? (Ч.) 8. Если у Павла был кто либо из товарищей, Рыбин садился в угол и молчал (М. Г.). 9. Людей, похожих друг на друга, нет, каждый имеет что нибудь свое (М. Г.). 10. У него лицо покраснело, и глаза были страшно перепол­нены чем то: страхом, возбуждением, удивлением… 10. Мы желали бы, чтоб не пропала ни одна строка Пушкина и чтоб люди, которых он называл друзьями или у которых в изда­ниях когда либо и что либо помещал, объявили о каждой строке, каждом слове, ему принадлежавшем (Бел.).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Каково определение местоимения?

2. Какие местоимения соотносятся по своим морфологи­ческим признакам с существительными, а какие — с прила­гательными, числительными?

3. Каковы морфологические признаки этих местоимений?

4. Какую роль играют местоимения в предложении?

5. Какие разряды местоимений по значению можно выде­лить?

6. Как пишутся отрицательные и неопределенные место­имения, а также сочетания Не кто иной (другой), Как и Не что иное (другое), Как*!

7. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа, а какие — косвенных падежей?

199. Напишите текст под диктовку.

Славная традиция

Давно-давно, более ста тридцати лет тому назад, в России была открыта типография, которая и теперь выпускает по­лиграфическую продукцию, выдерживающую конкуренцию на мировом рынке.

В 1869 году в Москве была основана типография «Това­рищества И. Н. Кушнерева и К0», названная впоследствии «Кушнерёвкой». Она прославилась уже в XIX веке, когда в книгоиздательской промышленности России стали появлять­ся издания, получавшие самую высокую оценку. Так, хоро­шо известно предпринятое в конце XIX века издание «Ко­пии картин русских художников», восхищавшее не одно по­коление любителей живописи. То же можно сказать и о трехтомном издании сочинений М. Ю. Лермонтова, иллюст­рированном Васнецовым, Врубелем, Суриковым, Репиным, Шишкиным. Графика, выполненная великими художника­ми-передвижниками, и по-настоящему высокое полиграфи­ческое исполнение сделали это издание уникальным, ни с каким иным не сравнимым!

В советское время типография была переименована в «Красный пролетарий». Краснопролетарцы всегда трудились бок о бок с выдающимися мастерами кисти, выпустив сотни книг с замечательными иллюстрациями. Здесь печатались первые плакаты времен гражданской войны. Небезызвест­ный плакат эпохи Великой Отечественной войны «Роди­на-мать зовет!», созданный вдохновенной кистью Ираклия Тоидзе, тоже был отпечатан в этой типографии. За то ее с благодарностью вспоминают ветераны войны.

А как великолепно «Слово о полку Игореве» с гравюрами не кого иного, как Фаворского! А «Мертвые души» Гоголя с иллюстрациями Кукрыниксов, а «Божественная комедия» Данте! Ничто не сравнится с ними!

Среди этих искусно сделанных книг на витрине в типо­графии красуется невиданное игрушечное издание. Это не что иное, как миниатюрный томик лирики Сергея Есенина. Когда-то имя его замалчивалось и кое-кто хотел предать заб­вению замечательного русского поэта. Но прошли годы, и имена его врагов, злобных критиков теперь уже никто и не вспомнит, а Есенин навсегда остался любимым народным поэтом.

Время отсеивает все наносное, случайное, а подлинные духовные ценности остаются на века. Среди культурных ценностей России можно уверенно назвать и эту знаменитую типографию, которая и теперь известна всем полиграфистам как «Красный пролетарий».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *