Ответом к заданиям 1-20 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа отномера соответствующего задания, начиная с первой клеточки.
1. К какой сфере общественной жизни относится получение знаний о политических памфлетах Нового времени?
1) духовной
2) политической
3) социальной
4) экономической Ответ:
2. Человек, как и все живые существа,
1) знаком с различными видами социальных норм
2) владеет трудовыми умениями
3) способен осуществлять деятельность
4) способен воспринимать физическую боль
Ответ:
3. Основу экономики страны А составляет промышленное производство. На фабриках и заводах используются механические станки, наличествует разделение труда, все рабочие получают начальное образование. Это общество является
1) патриархальным
2) индустриальным
3) информационным
4) постиндустриальным Ответ:
4. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Благодаря трудовой деятельности человек изменяет окружающий его мир.
Б. Отличительным признаком человека является наличие у него чувства волнения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
5. Свобода совести — это право
1) настаивать на своей позиции вопреки общественному мнению
2) получать и распространять информацию любыми способами
3) на личную и семейную тайну, защиту своей чести
4) исповедовать любую религию или оставаться неверующим Ответ:
6. Верны ли следующие суждения об информационном обществе?
А. Одну из основ информационного общества образуют умственный труд, духовный капитал и научное знание.
Б. Информационное общество появилось вместе с компьютерами и компьютерными технологиями.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
7. Отличительной чертой традиционной экономической системы является
1) зависимость экономики от государственной власти
2) доминирование промышленного производства
3) преобладание ручного труда
4) большое количество кооперативов
Ответ:
8. Предприятие уплачивает
1) единый социальный налог
2) налог на дарение
3) подоходный налог
4) налогна банковский кредит Ответ:
9. На даче гражданин К. вырастил новый сорт земляники. Ягоды, которые собрали и съе
Ли его дети, — это
1) товар
2) экономическое благо
3) фактор производства
4) природный ресурс Ответ:
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?
А. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения.
Б. Государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
11. Вертикальная социальная мобильность — это
1) социальные перемещения индивидов и групп без изменения социального статуса
2) передвижение по социальной иерархической лестнице
3) возвращение социальной группы на привычное место после экономического кризиса
4) адаптация к чуждой для индивида культуре
Ответ:
12. Студентка подготовила доклад о демократических принципах национальной политики, с которым ей предстоит выступить на студенческой научной конференции. Какая дополнительная информация позволит вам сделать вывод о том, что в докладе пойдет речь о конституционных принципах национальной политики в современной
России?
1) В докладе выделялись такие фазы процесса управления национальными отношениями, как анализ и прогноз.
2) В докладе раскрывались механизмы урегулирования межнациональных конфликтов.
3) В докладе студентки содержится конституционное положение о разделении властей.
4) В докладе отмечалось, что в РФ должно оказываться содействие развитию национальных культур и языков народов России.
Ответ:
13. Верны ли следующие суждения о социализации индивида?
А. Социализация — процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребенка.
Б. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Признаком любого государства является
1) верховенство закона
2) федеративное устройство
3) разделение властей
4) наличие аппарата управления
Ответ:
В конституции государства А было записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, а высшим непосредственным выражением власти народа являются выборы. Что еще должно быть записано в конституции государства А, чтобы сделать вывод о том, что политическим режимом этого государства является демократический?
1) государство А является федерацией
2) захват власти преследуется по федеральному закону
3) никакая идеология не может быть обязательной
4) гарантируется единство экономического пространства
Ответ:
16. Верны ли следующие суждения о власти?
А. Любая власть заключается в целенаправленном воздействии воли с целью подчинения объекта влияния.
Б. Политическая власть осуществляет свою волю на законных основаниях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
17. Какие нормы являются общеобязательными для жителей государства?
1) права
2) морали
3) обычая
4) традиции
Ответ:
18. Какой государственный орган возглавляет одно из направлений правоохранительной деятельности в Российской Федерации?
1) Центральная избирательная комиссия
2) Министерство внутренних дел
3) Министерство обороны
4) Генеральный штаб РФ
Ответ:
19. Споткнувшись, гражданин разбил стекло входной двери кабинета директора фирмы. Какой вид ответственности может быть на него наложен?
1) дисциплинарной 3) материальной
2) административной 4) уголовной
Ответ:
20. Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. У каждого человека на Земле есть неотъемлемые права.
Б. Права человека не предполагают ответственности за их нарушение.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) вернотолько Б 4) Оба суждения неверны
Ответ:
Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, Без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами.
21. Владелец фирмы производит овощеводческую продукцию для продажи на рынке, но при этом небольшую часть обменивает у соседей-фермеров на продукты животноводства. Сравните торговлю и бартер. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов деятельности, а во вторую колонку — порядковые номера, различающие эти виды деятельности.
1) продукты обмена обладают потребительской стоимостью
2) обмен осуществляется на деньги
3) можно получить некое благо, не производя его
4) продукты обмена имеют цену
Общее для обоих видов деятельности |
Различия в видах деятельности |
||
22. Установите соответствие между правилом и социальным регулятором, к которому относится данное правило: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРАВИЛО
A) дети должны уважать родителей
Б) на Новый год в большинстве российских семей украшают елку
B) окончание школы в России отмечают выпускным вечером с танцами, музыкой, фейерверком
Г) друзей нужно поддерживать и в горе и в радости
Д) уважающий себя человек лгать не будет
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24.
В 2010 г. социологи провели исследования о численности пользователей Интернета в европейских странах. Согласно полученным данным, за год количество пользователей Сети, проживающих на территории Европы, выросло на 5% и достигло отметки в 226,7 миллиона человек. Количество пользователей Интернетом в некоторых странах Европы представлено в диаграмме (в млн человек).
23. Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Аудитория интернет-пользователей в Великобритании была больше, чем в России.
2) Суммарное количество пользователей Интернетом во Франции и в России равнялось количеству пользователей в Германии.
3) По числу пользователей Интернетом в странах, в которых было проведено исследование, Россия занимала последнее место.
4) По количеству пользователей Интернетом среди обследованных стран Франция занимала второе место.
Ответ:.
24. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) За последние годы количество пользователей Интернетом в европейских странах неуклонно растет.
2) В некоторых странах Европы интернет-пользователями являются около трети населения.
3) Наиболее высокие темпы роста численности аудитории Интернета среди всех европейских стран демонстрирует Российская Федерация.
4) Лидерами по количеству пользователей Интернетом в 2010 г. являлись Франция и Германия.
5) Темпы роста количества пользователей Интернетом указывают на то, что в ближайшие годы в странах Европы их будет более половины населения.
Ответ:.
25. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(A)B Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., определение принципа презумпции невиновности дано в части 1 статьи 49. (Б)У презумпции невиновности трудная, тяжелая судьба. (B)B советское время вокруг необходимости и сути этого Принципа велись постоянные конъюнктурные политические и юридические дискуссии.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26-31) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номерзадания(26,27ит. д.),азатемразвернутыйответнанего. Ответызаписывайтечеткоиразборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Мораль и нравственность следует различать, так как эти понятия не тождественны. Мораль — форма общественного сознания, концентрирующая в себе высокие идеалы и строгие требования к поведению. Нравственность — это принципы реального практического поведения людей, в которых строгость моральных правил смягчена.
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы. Это и прямые нормы поведения, запреты, и различные моральные ценности и ценностные ориентации, и психологические механизмы самоконтроля личности.
Мораль носит всеобъемлющий характер. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой деятельности. Это связано со спецификой моральных требований и оценок, заключающейся в их всеобщем, всечеловеческом характере.
В отличие от других проявлений духовной жизни (науки, искусства, религии) мораль не является сферой организованной деятельности людей. Не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали реализацию и развитие морали. Управлять ее развитием просто невозможно: она самоорганизуется в деятельности больших и малых групп. Большинство моральных требований обращено не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха), а к внутренним установкам, к моральному долгу (поступай так, потому что этого от тебя требует твой долг).
Мораль — явление конкретно-историческое. На каждом этапе эволюции общества тип морали обуславливался системой ценностей, уровнем экономического развития, социальной структуры, типом политического режима и т. п. Так, в Средние века мораль приобретает религиозное обрамление. Моральные нормы и правила начинают трактоваться как прямые заповеди Бога. Другой отличительной чертой морали этого времени был ее сословный характер.
(Р. Т. Myxaee)
26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
27. Какое из двух понятий — «мораль» или «нравственность» — выражает непосредственную связь с поведением людей? В чем проявляется всеобъемлющий характер морали?
28. Укажите два отличия морали от других проявлений духовной жизни.
29. Какие формы морали упомянуты в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любые две из них.
30. При обсуждении на уроке вопроса о роли морали в обществе одна из учениц высказала мысль о том, что некоторым моральным принципам, например уважению к старшим, хорошо было бы придать силу закона и установить соответствующие санкции за нарушение, тогда люди будут всегда следовать этим нормам из опасения наказания. Другие ученики не согласились с этой идеей, отметив специфику моральных норм. Используя обществоведческие знания и предложенный текст, укажите два отличия морали от права.
31. Автор утверждает, что мораль — явление конкретно-историческое. Сторонники другой точки зрения убеждены, что моральные нормы очень устойчивы и практически со временем не меняются. Какие аргументы могли бы привести сторонники каждой позиции? Привлекая обществоведческие и исторические знания, предложенный текст, приведите по одному аргументу в пользу каждой из точек зрения.