О своеобразии русской литературной критики
(1) «Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет причины сомневаться в глубоком здоровье русского народа», — писал критик Н. Н. Страхов, а его единомышленник Аполлон Григорьев считал русскую литературу «единственным средоточием всех наших высших интересов».
(2) В. Г. Белинский завещал своим друзьям положить ему в гроб номер журнала «Отечественные записки», а классик русской сатиры М. Е. Салтыков-Щедрин в прощальном письме к сыну сказал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».
(3) По словам Н. Г. Чернышевского, наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, объединившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. (4) В сознании читателя XIX века литература была не только «изящной словесностью», но и основой духовного бытия нации. (5) Русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением. (6) «Учебником жизни» называл литературу Чернышевский, а Лев Толстой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а его идейному противнику.
(7) Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое занятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. (8) «Слово воспринималось не как звук пустой, а как дело — чуть ли не столь же «религиозно», как и древним карельским певцом Вейнемейненом, который «делал пением лодку». (9) Эту веру в чудодейственную силу слова таил в себе и Гоголь, мечтая создать такую книгу, которая сама, силой лишь высказанных в ней, единственно и неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Россию», — замечает современный литературовед Г. Д. Гачев.
(10) Вера в действенную, преобразующую мир силу художественного слова определяла и особенности русской литературной критики. (11) От литературных проблем она всегда поднималась к проблемам общественным, имеющим прямое отношение к судьбе страны, народа, нации.
(Ю. Лебедев)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Прочитайте и проанализируйте текст.
(1) «Что-то ты не в такт попадаешь», — говорим мы человеку, который поет неверно, фальшиво, не прислушиваясь к музыке. (2) Но такт — это не только музыкальное понятие. (3) Это понятие очень важное в общении.
(4) «У него нет чувства такта». (5) «Он нетактичный». (6) «Бестактный». (7) Так говорим мы о людях, похожих на героев рассказов, — грубых, не тонких, не понимающих другого человека.
(8) Тот, кто обладает чувством такта — шестым чувством, — никогда не будет назойливым, не утомит, не обидит, не пошутит некстати.
(9) Предположим, кто-то плачет. (10) Как надо поступить? (11) в том-то и дело, что нет единственного ответа на этот вопрос. (12) В одном случае — попытаться развеселить. (13) В другом — участливо расспросить, выслушать и утешить. (14) А в третьем — (может, человеку хочется остаться одному?) — оставить его в покое. (15) Иными словами, надо чувствовать, что нужно другому, что для него важно, что обидно, в чем нуждается больше всего.
(16) Известный канадский психолог — автор книги «Стресс без дистресса» — Ганс Селье предлагает такой термин — «альтруистический эгоизм». (17) Казалось бы, какое странное сочетание: альтруизм — «все для людей» и эгоизм — «все для себя». (18) Но на самом деле ничего тут нет странного. (19) Все просто: если ты хочешь, чтобы тебя любили, то ты из своих же эгоистических соображений должен добиваться этого, то есть делать что-то хорошее для других, порой отказываясь от того, что нравится тебе.
(20) Такт, чуткость, деликатность — без этого не может быть воспитанности, вежливости.
(И. Кони)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
215 |
216 |
Прочитайте и проанализируйте текст.
(1) Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работающего мотора. (2) И все стояли на своих местах, а он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги. (3) И вдруг немецкий лейтенант, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку… (4) Солдаты вытянулись и замерли. (5) А русский солдат, качаясь, медленно шел сквозь строй оцепеневших врагов и ничего не видел, ему было уже все равно. (6) Он был выше славы, выше жизни и смерти.
(7) Страшно, в голос, как по покойнику, завыли бабы. (8) Одна за другой они падали на колени в холодную апрельскую грязь. (9) Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли защитнику крепости.
(10) А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и оступаясь, медленно передвигая ноги. (11) Подогнулась и оторвалась подошва сапога, и за босой ногой теперь тянулся легкий кровавый след. (12) Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.
(13) Возле машины он упал на спину, навзничь, широко расставив руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. (14) Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ.
(Б. Васильев)
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
219 |
220 |