Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

О своеобразии русской литературной критики (1) «Пока жива…

О своеобразии русской литературной критики

(1) «Пока жива и здорова наша поэзия, до тех пор нет при­чины сомневаться в глубоком здоровье русского народа», — писал критик Н. Н. Страхов, а его единомышленник Аполлон Григорьев считал русскую литературу «единственным средото­чием всех наших высших интересов».

(2) В. Г. Белинский завещал своим друзьям положить ему в гроб номер журнала «Отечественные записки», а классик русской сатиры М. Е. Салтыков-Щедрин в прощальном письме к сыну сказал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

(3) По словам Н. Г. Чернышевского, наша литература была возведена в достоинство общенационального дела, объ­единившего наиболее жизнеспособные силы русского общества. (4) В сознании читателя XIX века литература была не только «изящной словесностью», но и основой духовного бытия нации. (5) Русский писатель относился к своему творчеству по-особому: оно было для него не профессией, а служением. (6) «Учебни­ком жизни» называл литературу Чернышевский, а Лев Тол­стой впоследствии удивлялся, что эти слова принадлежат не ему, а его идейному противнику.

(7) Художественное освоение жизни в русской классической литературе никогда не превращалось в сугубо эстетическое за­нятие, оно всегда преследовало живую духовно-практическую цель. (8) «Слово воспринималось не как звук пустой, а как дело — чуть ли не столь же «религиозно», как и древним ка­рельским певцом Вейнемейненом, который «делал пением лод­ку». (9) Эту веру в чудодейственную силу слова таил в себе и Гоголь, мечтая создать такую книгу, которая сама, силой лишь высказанных в ней, единственно и неоспоримо верных мыслей должна преобразовать Россию», — замечает современ­ный литературовед Г. Д. Гачев.

(10) Вера в действенную, преобразующую мир силу художе­ственного слова определяла и особенности русской литератур­ной критики. (11) От литературных проблем она всегда подни­малась к проблемам общественным, имеющим прямое отноше­ние к судьбе страны, народа, нации.

(Ю. Лебедев)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (из­бегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Прочитайте и проанализируйте текст.

(1) «Что-то ты не в такт попадаешь», — говорим мы че­ловеку, который поет неверно, фальшиво, не прислушиваясь к музыке. (2) Но такт — это не только музыкальное понятие. (3) Это понятие очень важное в общении.

(4) «У него нет чувства такта». (5) «Он нетактичный». (6) «Бестактный». (7) Так говорим мы о людях, похожих на ге­роев рассказов, — грубых, не тонких, не понимающих другого человека.

(8) Тот, кто обладает чувством такта — шестым чувством, — никогда не будет назойливым, не утомит, не обидит, не пошу­тит некстати.

(9) Предположим, кто-то плачет. (10) Как надо посту­пить? (11) в том-то и дело, что нет единственного ответа на этот вопрос. (12) В одном случае — попытаться развеселить. (13) В другом — участливо расспросить, выслушать и утешить. (14) А в третьем — (может, человеку хочется остаться одно­му?) — оставить его в покое. (15) Иными словами, надо чув­ствовать, что нужно другому, что для него важно, что обидно, в чем нуждается больше всего.

(16) Известный канадский психолог — автор книги «Стресс без дистресса» — Ганс Селье предлагает такой термин — «аль­труистический эгоизм». (17) Казалось бы, какое странное со­четание: альтруизм — «все для людей» и эгоизм — «все для себя». (18) Но на самом деле ничего тут нет странного. (19) Все просто: если ты хочешь, чтобы тебя любили, то ты из своих же эгоистических соображений должен добиваться этого, то есть делать что-то хорошее для других, порой отказываясь от того, что нравится тебе.

(20) Такт, чуткость, деликатность — без этого не может быть воспитанности, вежливости.

(И. Кони)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (из­бегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

215

216

Прочитайте и проанализируйте текст.

(1) Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ори­ентируясь по звуку работающего мотора. (2) И все стояли на своих местах, а он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги. (3) И вдруг немецкий лейтенант, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку… (4) Солдаты вытяну­лись и замерли. (5) А русский солдат, качаясь, медленно шел сквозь строй оцепеневших врагов и ничего не видел, ему было уже все равно. (6) Он был выше славы, выше жизни и смерти.

(7) Страшно, в голос, как по покойнику, завыли бабы. (8) Одна за другой они падали на колени в холодную апрель­скую грязь. (9) Рыдая, протягивали руки и кланялись до земли защитнику крепости.

(10) А он брел к работающему мотору, спотыкаясь и осту­паясь, медленно передвигая ноги. (11) Подогнулась и оторва­лась подошва сапога, и за босой ногой теперь тянулся легкий кровавый след. (12) Но он шел и шел, шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел.

(13) Возле машины он упал на спину, навзничь, широко расставив руки, подставив солнцу невидящие, широко откры­тые глаза. (14) Упал свободным и после жизни, смертью смерть поправ.

(Б. Васильев)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (из­бегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

219

220

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *