Рубрики
ЕГЭ по Литературе

— Краткие выводы по изученной теме L==s 1. В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая…

— Краткие выводы по изученной теме

L==s 1. В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Ве­чера и ночи», «Море»).

2. Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запре­дельном даёт ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредель­ное человека ведёт природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинствен­ные её глубины, герой Фета обретает способнрсть видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой.

3. Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы. Можно утверждать, что творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.

4. Природа у Фета живёт своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в её тайну, познать её великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъёма человек мо­жет быть к этой жизни причастен.

5. Фет изображает не столько предметы, явления природы, сколько оттенки, тени, не­определённые эмоции.

6. Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить её сокровенный мир, передать своё ро­мантическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рождённые при со­зерцании её облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие пере­живаний, рождённых от общения с природой.

Выполняем задания для обобщения изученного

1, Опираясь на текст стихотворений Фета, раскройте смысл высказывания Ап. Гри­горьева: «Из поэзии Фет развил, собственно, одну ее сторону: сторону неопределённых, недосказанных, смутных чувств».

2. Сопоставьте стихотворения Тютчева и Фета.

подпись: ф.и. тютчев «фонтан»
смотри, как облаком живым фонтан сияющий клубится; как пламенеет, как дробится его на солнце влажный дым. лучом поднявшись к небу, он коснулся высоты заветной — и снова пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён.
о смертной мысли водомёт, о водомёт неистощимый!
какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятёт?
как жадно к небу рвёшься ты!.. но длань незримо-роковая твой луч упорный, преломляя, свергает в брызгах с высоты.
подпись: а.а. фет «фонтан»
ночь и я, мы оба дышим, цветом липы воздух пьян, и, безмолвные, мы слышим, что, струёй своей колышим, напевает нам фонтан.
— я, и кровь, и мысль, и тело мы послушные рабы: до известного предела все возносимся мы смело под давлением судьбы.
мысль несётся, сердце бьётся, мгле мерцаньем не помочь;
к сердцу кровь опять вернётся в водоем мой луч прольётся, и заря потушит ночь.

Заполните таблицу. Сделайте выводы из своих наблюдений.

Ф. И. Тютчев

А. А. Фет

В чём аллегорическое зву­чание образа фонтана?

В чём художественное свое­образие стихотворения?

Выводы:________________________________________________________________________

Сопоставьте первоначальный и окончательный вариант стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…». Пронаблюдайте, какие изменения поэт внёс в окончательный вариант. Сделай­те выводы из своих наблюдений.

подпись: первоначальный вариант
шёпот сердца, уст дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья.
свет ночной, ночные тени, тени без конца, ряд волшебных изменений милого лица.
бледный блеск и пурпур розы, речь не говоря, и лобзания, и слезы, и заря, заря!..
подпись: окончательный вариант
шёпот, робкое дыханье.
трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья.
свет ночной, ночные тени, тени без конца, ряд волшебных изменений милого лица,
в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря, и лобзания, и слезы, и заря, заря!..

подпись: а.а. фет «узник»
густая крапива шумит под окном, зелёная ива повисла шатром;
весёлые лодки в дали голубой; железо решетки визжит под пилой.
бывалое горе уснуло в груди, свобода и море горят впереди.
прибавилось духа, затихла тоска, и слушает ухо, и пилит рука.

Какой вариант вам кажется более удачным? Почему?

Какие изменения в поэтической лексике произвёл поэт? Как в результате этого изменилось содержание, настроение, ритм стихотворения?

Сопоставьте стихотворения Пушкина и Фета.

А. С. Пушкин «Узник»

Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно;

Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Сделайте выводы из своих наблюдений.

А. С. Пушкин, «Узник»

А. А. Фет, «Узник»

Тема стихотворения

Основные образы

Состояние лирического героя

Эпитеты

Метафоры

Аллитерация

Стихотворный размер

Ритм

Выводы:________________________________________________________________________

5. Сопоставьте перевод стихотворения Г. Гейне Лермонтова и Фета.

подпись: перевод а.а. фета
на севере дуб одинокий
стоит на пригорке крутом;
он дремлет, сурово покрытый и снежным и льдяным ковром.
во сне ему видится пальма в далёкой восточной стране, в безмолвной, глубокой печали, одна, на горячей скале...
Перевод М. Ю. Лермонтова

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растет.

Какое стихотворение кажется вам более трагичным? Почему?

Перевод М. Ю. Лермонтова

Перевод А. А. Фета

Главная тема стихотворения

Ведущие поэтические образы

Настроение стихотворения

Эпитеты

Вывод: _________________________________________________________________________

Выполняем задания формата ЕГЭ

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Назовите художественный приём, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.

Назовите художественный приём, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность.

Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад…»)?

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в поряд­ке возрастания).

подпись: 4) эпитет
5) звукопись
1) гипербола

2) анафора

3) олицетворение

Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ:

Определите размер, которым написано стихотворение.

Как различные поэтические приёмы помогают автору передать ведущее настроение стихо­творения?

7. В чём особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях рус­ских поэтов встречаются те же особенности?

Обдумываем результаты, учитываем рекомендации

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Ес­

Ли вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *