— Краткие выводы по изученной теме
L==s 1. В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).
2. Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном даёт ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведёт природа. Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные её глубины, герой Фета обретает способнрсть видеть прекрасную душу природы. Самый счастливый миг для него — ощущение полного слияния с природой.
3. Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности. Такое раздвоение и есть художественное проявление романтического «двоемирия». Человек начинает говорить на прекрасном языке природы. Можно утверждать, что творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии.
4. Природа у Фета живёт своей особой жизнью, не каждый способен проникнуть в её тайну, познать её великий смысл. Лишь на высшей ступени духовного подъёма человек может быть к этой жизни причастен.
5. Фет изображает не столько предметы, явления природы, сколько оттенки, тени, неопределённые эмоции.
6. Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить её сокровенный мир, передать своё романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рождённые при созерцании её облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рождённых от общения с природой.
Выполняем задания для обобщения изученного
1, Опираясь на текст стихотворений Фета, раскройте смысл высказывания Ап. Григорьева: «Из поэзии Фет развил, собственно, одну ее сторону: сторону неопределённых, недосказанных, смутных чувств».
2. Сопоставьте стихотворения Тютчева и Фета.
![]() |
![]() |
Заполните таблицу. Сделайте выводы из своих наблюдений.
Ф. И. Тютчев |
А. А. Фет |
|
В чём аллегорическое звучание образа фонтана? |
||
В чём художественное своеобразие стихотворения? |
Выводы:________________________________________________________________________
Сопоставьте первоначальный и окончательный вариант стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье…». Пронаблюдайте, какие изменения поэт внёс в окончательный вариант. Сделайте выводы из своих наблюдений.
![]() |
![]() |
Какой вариант вам кажется более удачным? Почему?
Какие изменения в поэтической лексике произвёл поэт? Как в результате этого изменилось содержание, настроение, ритм стихотворения?
Сопоставьте стихотворения Пушкина и Фета.
Сижу за решёткой в темнице сырой. Вскормлённый в неволе орёл молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюёт под окном, Клюёт, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно;
Зовёт меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Сделайте выводы из своих наблюдений.
А. С. Пушкин, «Узник» |
А. А. Фет, «Узник» |
|
Тема стихотворения |
||
Основные образы |
||
Состояние лирического героя |
||
Эпитеты |
||
Метафоры |
||
Аллитерация |
||
Стихотворный размер
|
||
Ритм |
Выводы:________________________________________________________________________
5. Сопоставьте перевод стихотворения Г. Гейне Лермонтова и Фета.
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растет.
Какое стихотворение кажется вам более трагичным? Почему?
Перевод М. Ю. Лермонтова |
Перевод А. А. Фета |
|
Главная тема стихотворения |
||
Ведущие поэтические образы |
||
Настроение стихотворения |
||
Эпитеты |
Вывод: _________________________________________________________________________
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.
И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
Назовите художественный приём, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.
Назовите художественный приём, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность.
Как называется композиционный элемент произведения, изображающий картины природы («Сияла ночь. Луной был полон сад…»)?
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в третьей строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).
1) гипербола
2) анафора
3) олицетворение
Впишите соответствующие номера в таблицу и перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ: |
Определите размер, которым написано стихотворение.
Как различные поэтические приёмы помогают автору передать ведущее настроение стихотворения?
7. В чём особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?
Обдумываем результаты, учитываем рекомендации
Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Ес
Ли вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.