Климат подготовка к огэ
Климат подготовка к огэ
Климатические пояса и области России.
Административные центры регионов России
Субъект Российской Федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Шпаргалка к ОГЭ по географии
Немного теории по географии.
Природные ресурсы, их использование и охрана
Задание 4 ОГЭ по географии. Презентация на урок.
Словарь терминов по географии. 8 класс
Термины, встречающиеся в курсе географии 8 класса.
Природные зоны России
В таблице перечислены основные природные зоны России, территория распространения природных зон, дана характеристика климатических условий, особенности органического мира и характерные элементы природы.
Тестовая работа по географии. 9 класс
Демоверсия ОГЭ 2022 по географии
Новая демоверсия от ФИПИ на 2022 год.
Подготовка к ОГЭ по географии
Памятка «Алгоритм решения заданий повышенной сложности при подготовке учащихся к ОГЭ».
Немного теории по географии.
Задание 4 ОГЭ по географии. Презентация на урок.
Термины, встречающиеся в курсе географии 8 класса.
В таблице перечислены основные природные зоны России, территория распространения природных зон, дана характеристика климатических условий, особенности органического мира и характерные элементы природы.
Административные центры регионов России.
08.02.2020 5:29:28
2020-02-08 05:29:28
Источники:
Https://4ege. ru/gia-po-geografii/
Решение задач по подготовке к ОГЭ по географии по теме Климат » /> » /> .keyword { color: red; }
Климат подготовка к огэРешение задач по подготовке к ОГЭ по географии по теме Климат
Решение задач по подготовке к ОГЭ по географии по теме «Климат»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Международный конкурс по экологии «Экология России»
Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников
- Онлайн
Формат Диплом
Гособразца Помощь в трудоустройстве
Учитель Калиновская Светлана Витальевна
Предмет география
Тема урока: Решение экзаменационных задач по теме «Климат» в 9 классе
-Повторить пройденный материал по теме «Климат»,
— познакомить с решением экзаменационных задач по теме «Климат»,
-расширить кругозор учащихся
-воспитать бережного отношения к природе
-научить обучающихся работать с синоптическими картами и устанавливать взаимосвязь между климатообразующими факторами и погодными явлениями.
Задачи урока:
Образовательные задачи: определить уровень усвоения обучающимися основных понятий и терминов, главных особенностей климата, климатообразующих факторов, понимание закономерностей распределения основных элементов климата
Развивающие задачи: определить уровень умения работать с климатическими картами, синоптическими картами, составлять характеристику погоды территории; развивать способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; научить учащихся применять полученные знания на практике (помощью в работе могут быть данные, полученные из Интернета, карт атласа), анализировать их, делать выводы
Воспитательные задачи: воспитывать ответственность за свою деятельность в классе, повысить интерес к изучению материала
Форма организации учебной деятельности: фронтальная , групповая, парная, индивидуальная.
2. Постановка проблемного вопроса
О чем идет речь в тексте?
Он чрезвычайно разнообразен. На севере он исключительно холодный, на юге – жаркий, по восточным и юго-восточным окраинам преимущественно влажный, а в центральных районах засушливый.
3. Сообщение темы и задач урока
Сегодня вспомним основные понятия по теме «Климат». Применим наши знания при решении типовых задач, которые встречаются на экзамене по географии. Перед вами демоверсия 2017 года. Эти задания в ОГЭ идут под номерами 10, 11, 27, 28, 29
4.Работа над темой урока
4.1. Обобщение знаний о климате
-Что такое климат?
-Чем климат отличается от погоды?
-Назвать элементы погоды
-У нас получился кластер. Согласно кластеру описать погоду сегодняшнего дня.
Результаты записать в тетрадь
-Назвать климатообразующие факторы (геогр. широта, циркуляция атмосферы, океанические течения, абсолютная высота места, удаленность от океана, рельеф)
-Что такое климат?
-Что такое погода?
4.3. Работа с синоптической картой
Мы видим, что на климат влияет множество факторов и формирование погоды — сложный процесс. А откуда мы с вами узнаем об изменениях погоды?
( из прогнозов погоды). Во время прогноза погоды дикторы используют специальные карты. Знаете ли вы как они называются? ( синоптическая карта)
Сегодня мы будем работать с такими картами.
Алгоритм работы с синоптической картой (объяснение по слайду)
Внимательно прочитать задание (номер 10)
Изучить условные обозначения, указанные справа от карты
Вспомнить, какое давление в указанном в задании атмосферном вихре
Если спрашивается про антициклон, В нимательно найдите области В ысокого давления и выберите в ответе город, находящийся в зоне действия антициклона
Если спрашивается про циклон, Н ужно найти области Н изкого давления и выбрать в ответе город, находящийся в зоне действия циклона
4.4. О каком атмосферном вихре говорится в стихотворных отрывках?
1.Сквозь волнистые туманы
На печальные поляны
Свет печально льет она.
А. Пушкин «Зимняя дорога»
2.Мороз и солнце: день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись…
А. Пушкин «Зимнее утро»
3.Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит.
А. Пушкин «Зимнее утро»
4.Мчатся тучи, вьются тучи;
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
5.Вьюга злится, вьюга плачет;
Кони чуткие храпят.
6.Последняя туча рассеянной бури
Одна ты несешься по ясной лазури.
Одна ты наводишь унылую лень,
Одна ты печалишь ликующий день
6.Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом,
Что ищет он в краю далеком,
Что кинул он в краю родном.
М. Лермонтов «Парус»
7.Задремали звезды золотые,
Брезжит свет заводи речные
И румянит сетку небосклона.
8.Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет
Глухо шепчет темный лес
9.Ветер что-то удушлив не в меру,
В нем зловещая нота звучит,
Все холеру – холеру – холеру – холеру –
Тиф и всякую нечисть сулит.
10.Там, где мороз и ветер,
Там, где всегда жара, —
11.Ветер! Ветер! Ты могуч!
Ты гоняешь сине море
Всюду веешь на просторе!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених ее. Постой!
Жук жужжит в цветке,
Жаба дремлет в лопухе.
Ждет тропинка поворота,
Чтобы спрятаться в лесу.
Ждут луга ночной прохлады,
Жарко, все солнцу рады.
Желтый лютик пьет росу.
4.5. Отгадать шараду (аитимвоксрфыечртнбыьй флрдонщт).
Дайте определение атмосферному фронту.
О каком атмосферном фронте идет речь:
Теплый воздух наступает,
А холодный отступает.
Теплый воздух легкий очень,
И внизу он быть не хочет.
И без всякого труда
4.5. Практическая работа. Выполнение задания по раздаточному материалу ( работа в парах)
Алгоритм решения задания 11
Внимательно прочитать задание (номер 11)
Изучить условные обозначения, указанные справа от карты
Запомнить: теплую погоду приносит тёплый фронт, а холодную — холодный
Атмосферный фронт движется в ту сторону, в которую направлены штрихи, обозначающие его на карте
Вывод: Повышение температуры и выпадение осадков связано с действием циклона( область с пониженным АД –Н) и наступлением теплого атмосферного фронта, а понижение температуры связано с действием антициклона ( область с повышенным АД –В), смена атмосферных фронтов сопровождается выпадением осадков.
Работа с климатограммой.
Для решения следующего задания (№27 КИМ) нам необходимо вспомнить климатические пояса мира. Назовите их.
О чем идет речь в определении?
Это графическое изображение годового хода двух каких — либо элементов климата, обычно температуры и осадков (климатограмма)
Климатограмма является особым видом информации. Для ее чтения нужно знать условные обозначения, для ее анализа нужно знать характеристики климата. Чтобы выполнить это задание нужно уметь сопоставлять климатограмму и карту климатических поясов. Следовательно, нужно знать особенности их размещения.
4.6.1.Алгоритм работы с климатограммой
1. Описание климатограммы:
2. По колебанию температуры можно определить климатический пояс:
Если t +24-+26 в течении всего года – значит это экваториальный пояс;
Если амплитуда t незначительная (3–7 градуса) выше +20, значит – это субэкваториальный пояс;
Если амплитуда больше, но зимние температуры не опускаются ниже +10, то это тропический пояс;
Если зимние температуры ок. нуля, +3-+5, то это субтропики;
Если появляются отрицательные температуры, то это умеренный, субполярный или полярный пояса.
3. Тип климата можно определить не только по амплитуде температур, но и по количеству осадков и режиму их выпадения:
Если годовое количество осадков более 2000 мм – это экваториальный или морской климат;
Если осадков в течении года также много, но есть месяца засухи – это переменно-влажный климат;
Если среднегодовое количество осадков менее 150 мм – это полупустынный или пустынный климат;
Если в летнее время осадков очень мало, а зимой – много (среднегодовое от 700 до 1000 мм), то это средиземноморский климат;
Если, наоборот, в зимнее время осадков мало, а 2/3 осадков выпадает летом, то это муссонный климат. В умеренном поясе в таком климате годовое количество не превышает 800 мм, а в субтропиках достигает 1500 мм.
4.6.2. Работа с презентацией. Анализ задания
4.6.3. Практическая работа. Работа в парах. Выполнение задания 27 на раздаточном материале.
4.7. Работа над заданиями 28, 29
Задания 28 и 29 предполагают работу с таблицей, в которой представлены результаты наблюдений (т. е. эмпирические данные). Рассмотрим пример из демоверсии 2017 года.
Подробно рассмотрим таблицу. Здесь нам не потребуется для решения карта, т. к. все необходимые данные есть:
Из первого столбца узнаем, о каких населенных пунктах (пунктах наблюдения) идет речь.
С помощью второго столбца, в котором представлены географические координаты, можем определить расположение городов в направлении С севера на юг с помощью значений широты : Самый северный пункт — Сортавала — 61 градус с. ш., далее на юг — Вологда, затем Балахна и Уфа.
С помощью значения долготы можем определить расположение городов в направлении С запада на восток : Сортавала — Вологда — Балахна — Уфа.
Третий столбец содержит информацию о высоте каждого из пунктов над уровнем моря.
Мы можем определить, в каком городе теплее всего в июле, а в каком холоднее всего в январе.
Мы также можем определить количество атмосферных осадков и установить зависимость между долготой пункта и количеством осадков.
Именно зависимости между данными нам предстоит определить в задании 28
Анализ вариантов ответов Задания 28 КИМ :
Вариант 1 ошибочен : расположение пунктов в направлении СЗ — ЮВ показывают координаты. Получаем последовательность: Сортавала — Вологда — Балахна — Уфа. Этой последовательности соответствует четвертый столбик, в котором указано количество осадков: 570-568-542-569.
Вариант 2 для определения истинности требует вычислений амплитуды температур. Последовательность пунктов та же: СЗ-ЮВ, т. е. Сортавала — Вологда — Балахна — Уфа. Амплитуда распределяется для каждого из городов, соответственно, так: 26,2 — 28,9 — 30,6 — 34,5. Ответ верен . Вычисления выполнять необязательно — можно прикинуть ответ, исходя из значений температур июля и января.
Вариант 3 ошибочен , т. к. в самом северном пункте температура января выше, чем в южном.
Вариант 4 ошибочен : в таблице нельзя проследить данную закономерность.
Проверяется понимание географических следствий движения Земли.
Решение задания 29:
22 июня солнце находится в зените над северным тропиком. В северном полушарии наблюдается самый длинный день и самая короткая ночь. Т. к. Солнце в зените над северным тропиком, угол падения солнечных лучей будет выше в том пункте, широта которого ближе к широте северного тропика (23,5 градуса северной широты), а чем дальше пункт от тропика (в нашем случае севернее, тем ниже угол падения солнечных лучей. Самый северный пункт — Сортавала. Именно здесь угол падения солнечных лучей 22 июня будет наименьшим. Ответ 1 .
5.Подведение итогов. Вопросы разного уровня.
Какое значение для жизни и деятельности человека имеет климат (положительное и отрицательное)?
Какие климатические явления наиболее неблагоприятны для работы транспорта? (Гололед, туман, метель)
Почему в городе снег тает быстрее, чем в отдаленных от города районах? (Снег в городе грязный, темный и быстрее поглощает солнечные лучи)
Почему в Сибири очень холодные зимы? (антициклональная погода)
Почему самое холодное место не на самой северной точке России? (В городе Оймяконе инверсионная температура)
Какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережья Северных морей располагались горы? (Отсутствие заморозков, т. к. АВМ не проникали бы на юг)
Какой океан оказывает основное влияние на климат России?( Атлантический )
Самое холодное место в России (город Оймякон)
Где летом в России наблюдаются самые высокие температуры воздуха? (в Прикаспийской низменности)
В каких климатических поясах расположена Россия?
Люди какой профессии изучают климат? (климатологи и метеорологи)
(Метеорологи занимаются изучением факторов, которые влияют на погоду. Они постоянно следят за изменениями погодных условий, фиксируют, оценивают, обрабатывают и учитывают, на что могут повлиять такие изменения. Также метеорологи составляют прогноз погоды и изучают климат различных географических зон)
Климатолог – исследователь, изучающий вопросы изменения климата. Он изучает климатические процессы и их причины.
Климатология – наука о климате, его формировании, географическом распределении и изменении во времени.
Климатология входит в систему географических наук, но опирается на выводы метеорологии. Климатологи обобщают многолетние погодные измерения (температуру, влажность и пр.) в разных пунктах наблюдений и делают выводы о климатических тенденциях.
Таким образом выявляются климатические изменения не только в определённой местности, но и на всём земном шаре. Предметом изучения последних десятилетия стал процесс глобального потепления. Ученые исследуют его темпы, пытаются установить причины и механизмы.
Прикладными отраслями климатологии являются: биоклиматология, агроклиматология, палеоклиматология, медицинская климатология и др.
Климатологи работают в научно-исследовательских учреждениях. Например, в Росгидрометцентре (ведущем научно-исследовательским учреждении системы Росгидромета).
Климатологу необходимы аналитические способности, склонность к точным наукам.
Специальность «Метеорология»
Специализация «Климатология»
Московский государственный университет им. Ломоносова
Географический факультет
Кафедра метеорологии и климатологии.
Российский государственный гидрометеорологический университет (г. Санкт-Петербург)
Метеорологический факультет
Кафедра метеорологии, климатологии и охраны атмосферы.
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Факультет географии и экологии
Кафедра метеорологии, климатологии и экологии атмосферы.
Получить эту профессию можно также в любом вузе, в котором есть географический факультет и соответствующие кафедры.
6. Рефлексия: Интересно ли было вам на уроке? Комфортно? Какую оценку вы поставили себе за урок? Что удалось хорошо? Какие задания вызвали затруднения? К каким вопросам вы бы хотели вернуться на дополнительных занятиях?
Жарко, все солнцу рады.
08.10.2018 18:55:29
2018-10-08 18:55:29
Источники:
Https://infourok. ru/reshenie-zadach-po-podgotovke-k-oge-po-geografii-po-teme-klimat-2205232.html
Подготовка к ОГЭ Задания по теме климат (8-9 класс) » /> » /> .keyword { color: red; }
Климат подготовка к огэПодготовка к ОГЭ Задания по теме климат (8-9 класс)
Подготовка к ОГЭ Задания по теме климат (8-9 класс)
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Международный конкурс по экологии «Экология России»
Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников
- Онлайн
Формат Диплом
Гособразца Помощь в трудоустройстве
3. Для какого из перечисленных регионов России характерен муссонный климат?
1)Мурманская область 2) Приморский край3) Республика Коми 4) Калининградская область Ответ:__________________
Задания 10, 11 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды.
10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Воронеж 2) Санкт-Петербург 3) Калининград 4) Салехард
Ответ: _______________
11. Карта погоды составлена на 2 апреля 2012 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, на следующий день наиболее вероятно существенное похолодание?
1) Петрозаводск 2) Архангельск 3) Элиста 4) Волгоград
Ответ:________________
12. В климатической доктрине Российской Федерации говорится о высокой скорости глобального потепления климата, наблюдаемого в течение последних десятилетий. К возможным последствиям изменений климата в пределах южных регионов Европейской части России относят:
1) уменьшение высоты снеговой линии в горах
2) рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в степной зоне
3) расширение ареалов распространения хвойных лесов
4) увеличение продолжительности светового дня
27. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
1) А 2) Б 3) В 4) Г
Ответ:________________
Задания 28, 29 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и в январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Географические координаты пункта наблюдения
Над уровнем моря, м
Средняя температура воздуха, °С
Среднегодовое количество осадков, мм
28. Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Иван: «Температура воздуха в июле последовательно повышается при движении с запада на восток».
2) Ольга: «Чем южнее, тем меньше выпадает атмосферных осадков».
3) Пётр: «Количество атмосферных осадков последовательно уменьшается при движении с запада на восток».
4) Оксана: «Температура воздуха в январе последовательно повышается при движении с севера на юг».
Ответ:________________
29. В каком из перечисленных населённых пунктов Солнце будет выше всего над горизонтом 1 сентября в полдень по времени Гринвичского меридиана?
1) Сортавала 2) Петрозаводск 3) Вытегра 4) Сыктывкар
3. В каком из перечисленных городов России зимы наиболее холодные?
1) Санкт-Петербург 2) Мурманск 3) Норильск 4) Ростов-на-Дону
Ответ:_________________
Задания 10, 11 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды.
10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона?
1) Петрозаводск 2) Новороссийск 3) Волгоград 4) Элиста
Ответ:__________________
11. Карта погоды составлена на 1 февраля 2009 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, в ближайшие дни наиболее вероятно значительное похолодание?
1) Москва 2) Санкт-Петербург
3) Нижний Новгород
Ответ:____________________
27. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
___________________ границы климатических поясов
А 2 )В 3)С 4) D Ответ:_____________________
Задания 28, 29 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
Школьники из нескольких населенных пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в январе и июле, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Географические координаты пункта наблюдения
Норма среднемесячной температуры воздуха, °С
Среднегодовое количество атмосферных осадков, мм
Среднегодовая относительная влажность воздуха, %
28. Учащиеся проанализировали собранные данные с целью выявления зависимости между особенностями климата и географическим положением пункта. У всех учащихся выводы получились разные. Кто из учащихся сделал верный вывод на основе представленных данных?
1) Надежда: «Температура воздуха в июле последовательно возрастает при движении от самого западного из рассматриваемых пунктов к самому восточному».
2) Татьяна: «Температура воздуха в январе последовательно понижается при движении от самого западного из рассматриваемых пунктов к самому восточному».
3) Дмитрий: «Среднегодовое количество атмосферных осадков последовательно уменьшается при движении от самого западного из рассматриваемых пунктов к самому восточному».
4) Владимир: «Среднегодовая относительная влажность воздуха последовательно уменьшается при удалении от побережья Атлантического океана в центр материка».
Ответ:_______________________
29. В каком из перечисленных городов 21 марта Солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?
1) Казань 2) Екатеринбург 3) Калининград 4) Томск
Ответ:________________________
3. В каком из перечисленных регионов России средняя температура воздуха в июле самая высокая?
1) Ямало-Ненецкий АО
2) Кировская область
3) Магаданская область
4) Республика Калмыкия
Ответ:__________________
Задания 10, 11 выполняются с использованием приведённой ниже карты погоды.
10. Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия циклона?
1) Санкт-Петербург 2) Новосибирск 3) Тюмень 4) Салехард
Ответ:________________
11. Карта погоды составлена на 8 февраля 2009 г. В каком из перечисленных городов, показанных на карте, в ближайшие дни наиболее вероятно существенное похолодание?
1) Сыктывкар 2) Петрозаводск 3) Салехард 4) Москва
Ответ:_____________________
27. Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме.
______________________ границы климатических поясов
А 2)В 3)С 4) D Ответ: ___________
Задания 28, 29 выполняются с использованием приведенного ниже текста.
Школьники из нескольких населённых пунктов России обменялись данными о средних температурах воздуха в июле и январе, полученными на местных метеостанциях в результате многолетних наблюдений. Собранные ими данные представлены в следующей таблице.
Задания 28, 29 выполняются с использованием приведённого ниже текста.
20.01.2018 18:22:47
2018-01-20 18:22:47
Источники:
Https://infourok. ru/podgotovka-k-oge-zadaniya-po-teme-klimat-klass-1379920.html