Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

(Это задание требует тех же знаний, что и задание…

(Это задание требует тех же знаний, что и задание А10.)

Формулировка задания:

Из предложения 7-10 текста № 1, приведенного выше, выпишите частицу.

Ваш ответ «именно»? Очень хорошо!

Что требуется от учеников: Для выполнения этого задания рекомендуется повторить все части речи, но нужно отметить, что чаще всего у учащихся возникают проблемы с умени­ем правильно определить в тексте имена прилагательные, причастия, местоимения, наречия, союзы, частицы.

Информацию о союзах смотрите в комментарии к заданию А9 и В6; о предлогах — в за­дании А18; о прилагательных, причастиях, деепричастиях и частицах — в задании А10. Но не­которые добавления к этой информации хотелось бы предложить вашему вниманию.

Предлог как служебная часть речи

Как известно, предлоги по своему происхождению делятся на Непроизводные и Произ­водные.

Непроизводные — это предлоги, потерявшие связь со словами, от которых они образо­ваны (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через из-за, из — под, по-над И др.). Как правило, Непроизводные предлоги состоят из одной, двух, трех, четы­рех букв.

Производными являются предлоги, образованные от других частей речи:

Наречные: Впереди, вдоль, внутри, возле, вокруг, мимо, напротив, около, посре­ди, после, навстречу, прежде, подобно, согласно, вплоть до, рядом с, независи­мо От и др.,

Отыменные: Посредством, путем, вследствие, в течение, в продолжение, во вре­мя, в силу, за исключением, по причине, ввиду, в виде, насчет, наподобие, в де­ле, с целью, в сторону, со стороны, по причине, по поводу, по случаю, в отно­шении, в области, по части, в смысле И др,

Отглагольные : Благодаря, включая, исключая, спустя, судя по, начиная с, не­смотря на, невзирая на И др.

Часто возникают трудности различения исходной части речи и предлога. Можно ори­ентироваться на следующее правило: если это производный предлог, то слово, к которому оно относится, приобретает какую-либо падежную форму.

Сравните:

Предлог

Другая часть речи

Вокруг головы обвить косу.

Глядеть вокруг изумленными глазами.

Проходим мимо дома.

Тучи плывут мимо.

Мы остановились около леса.

Привязал к дереву коня и лег около.

Двигатья впереди колонны.

Ехать впереди.

Находиться внутри троллейбуса.

Находиться внутри.

Остановиться вблизи памятника.

Остановиться вблизи.

Посмотреть вокруг дома.

Посмотреть вокруг.

Спешить навстречу опасности.

Поворот при отсутствии движения навстречу.

Разряды имен прилагательных по значению

Качественные

Относительные

Притяжательные

Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей сте­пени: Светлый — светлее.

Обозначают такой признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени: Деревян­ный дом, кожаная куртка.

Обозначают принадлежность единичному владельцу — ли­цу или животному — и отве­чают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ?

Лисья нора, бабушкин дом.

Образуют степени сравне­ния:

Более светлый, самый свет­лый.

Обозначают материал, из ко­торого сделан предмет, про­странственные, временные признаки предмета: Глиняный, здешний, город­ской, вчерашний, январский.

Имеют суффиксы — ОВ, (- ЕВ), — ИН(-ЫН), — ИЙ, — Й (окончание может быть А или Е):

Отцов, сестрин, волчья.

Образуют краткую форму: Светел.

Не образуют краткой формы.

Не образуют краткой формы.

Могут сочетаться с наречия­ми очень, чрезвычайно, слишком и др.:

Очень светлый, чрезвычайно добрый.

Не сочетаются с наречиями меры и степени.

Не сочетаются с наречиями меры и степени.

От качественных прилага­тельных могут образовы­ваться сложные прилага­тельные путем их повтора: Светлый-светлый.

Не образуют сложных при­лагательных путем их повто­ра.

Не образуют сложных при­лагательных путем их повто­ра.

НЕ в них может быть при­ставкой: Недобрый.

НЕ не может быть в них приставкой, так как они все­гда пишутся с НЕ РАЗ­ДЕЛЬНО:

Не надземный, не дневной.

НЕ не может быть в них приставкой, так как они все­гда пишутся с НЕ РАЗ­ДЕЛЬНО:

Не муравьиный, не верблю­жья.

ЗАДАНИЕ ВЗ

Формулировка задания:

Из предложения 19 («У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны». Текст № 1) вы­пишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Вы выписали словосочетание «светлые стороны»? Правильно! Стороны какие? — свет­лые: главное слово — имя существительное «стороны», зависимое — имя прилагательное «светлые». Если мы изменим в падеже слова, то они изменяются оба: светлых сторон. Зави­симое слово — имя прилагательное, то есть налицо все признаки согласования.

Что требуется от учеников:

Знать тему «Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание».

Словосочетанием Называются два или несколько слова, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятель­ных слов, связанных подчинительной грамматической, связью, и выражающая единое, но рас­членённое понятие, например: Любимая профессия, лекция по информатике, прочитать кни­гу, читать вслух, всегда спокойный.

В структуре словосочетания Выделяется главное и зависимое слово.

Главное слово — это слово, от которого мы задаем вопрос.

Зайти (куда?) в школу.

Понимание (чего?) задания.

В словосочетаниях различают следующие виды синтаксической связи слов: Согласова­ние, управление, примыкание.

1. Согласование — Это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое сло­во уподобляется главному в общих у них грамматических формах (рода, числа, падежа), на­пример: Хороший специалист, заветная мечта, любимое дело.

При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: Интересное занятие (Им. п.), интересным занятием (Т. п.), об интересном занятии (П. п.).

При определении вида словосочетания важно обращать внимание на зависимые слова: какой частью речи они выражены.

При согласовании Зависимым словом может быть ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСТИЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: Частые встречи, летящий мяч, наше право, второй ряд.

2. Управление — Это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово тре­бует Употребления зависимого в определённом падеже с предлогом или без предлога, напри­мер: Написание реферата, работа над проблемой, интерес к предмету.

Зависимым словом при управлении может быть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕСТО — ИМЕНИЕ: Начало игры, попросить её.

3. Примыкание — Это такой вид подчинительной связи, при которой Зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному слову по смыслу, например: Ста­раться учиться, чтение вслух, очень хорошо.

Зависимым словом при примыкании может быть ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НЕОПРЕДЕЛЕН­НАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, НАРЕЧИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО: Спать стоя, просил остаться, ходить пешком, стать лучше.

Примечание:

Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной, Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.

Для выполнения задания В 3 используйте следующий алгоритм:

1. При определении нужного словосочетания посмотрите, как связаны между собой сло­ва:

• если оба слова изменяются — Согласование;

• если одно слово требует от другого употребления в каком-либо падеже — Управле­ние;

• если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматиче­ской связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или оконча­ния, — Примыкание.

2. Проанализируйте зависимые слова:

• если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числи­тельное — это Согласование;

• если зависимым словом является существительное или местоимение, употреблен­ное в том или ином падеже, — это Управление.

• если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, на­речие, сравнительная степень прилагательного — это Примыкание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *