(Это задание требует тех же знаний, что и задание А10.)
Из предложения 7-10 текста № 1, приведенного выше, выпишите частицу.
Ваш ответ «именно»? Очень хорошо!
Что требуется от учеников: Для выполнения этого задания рекомендуется повторить все части речи, но нужно отметить, что чаще всего у учащихся возникают проблемы с умением правильно определить в тексте имена прилагательные, причастия, местоимения, наречия, союзы, частицы.
Информацию о союзах смотрите в комментарии к заданию А9 и В6; о предлогах — в задании А18; о прилагательных, причастиях, деепричастиях и частицах — в задании А10. Но некоторые добавления к этой информации хотелось бы предложить вашему вниманию.
Предлог как служебная часть речи
Как известно, предлоги по своему происхождению делятся на Непроизводные и Производные.
Непроизводные — это предлоги, потерявшие связь со словами, от которых они образованы (без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через из-за, из — под, по-над И др.). Как правило, Непроизводные предлоги состоят из одной, двух, трех, четырех букв.
Производными являются предлоги, образованные от других частей речи:
• Наречные: Впереди, вдоль, внутри, возле, вокруг, мимо, напротив, около, посреди, после, навстречу, прежде, подобно, согласно, вплоть до, рядом с, независимо От и др.,
• Отыменные: Посредством, путем, вследствие, в течение, в продолжение, во время, в силу, за исключением, по причине, ввиду, в виде, насчет, наподобие, в деле, с целью, в сторону, со стороны, по причине, по поводу, по случаю, в отношении, в области, по части, в смысле И др,
• Отглагольные : Благодаря, включая, исключая, спустя, судя по, начиная с, несмотря на, невзирая на И др.
Часто возникают трудности различения исходной части речи и предлога. Можно ориентироваться на следующее правило: если это производный предлог, то слово, к которому оно относится, приобретает какую-либо падежную форму.
Сравните:
Предлог |
Другая часть речи |
Вокруг головы обвить косу. |
Глядеть вокруг изумленными глазами. |
Проходим мимо дома. |
Тучи плывут мимо. |
Мы остановились около леса. |
Привязал к дереву коня и лег около. |
Двигатья впереди колонны. |
Ехать впереди. |
Находиться внутри троллейбуса. |
Находиться внутри. |
Остановиться вблизи памятника. |
Остановиться вблизи. |
Посмотреть вокруг дома. |
Посмотреть вокруг. |
Спешить навстречу опасности. |
Поворот при отсутствии движения навстречу. |
Разряды имен прилагательных по значению
Качественные |
Относительные |
Притяжательные |
Обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени: Светлый — светлее. |
Обозначают такой признак предмета, который не может быть выражен в большей или меньшей степени: Деревянный дом, кожаная куртка. |
Обозначают принадлежность единичному владельцу — лицу или животному — и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЕ? Лисья нора, бабушкин дом. |
Образуют степени сравнения: Более светлый, самый светлый. |
Обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные, временные признаки предмета: Глиняный, здешний, городской, вчерашний, январский. |
Имеют суффиксы — ОВ, (- ЕВ), — ИН(-ЫН), — ИЙ, — Й (окончание может быть А или Е): Отцов, сестрин, волчья. |
Образуют краткую форму: Светел.
|
Не образуют краткой формы. |
Не образуют краткой формы. |
Могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и др.: Очень светлый, чрезвычайно добрый. |
Не сочетаются с наречиями меры и степени. |
Не сочетаются с наречиями меры и степени. |
От качественных прилагательных могут образовываться сложные прилагательные путем их повтора: Светлый-светлый. |
Не образуют сложных прилагательных путем их повтора. |
Не образуют сложных прилагательных путем их повтора. |
НЕ в них может быть приставкой: Недобрый. |
НЕ не может быть в них приставкой, так как они всегда пишутся с НЕ РАЗДЕЛЬНО: Не надземный, не дневной. |
НЕ не может быть в них приставкой, так как они всегда пишутся с НЕ РАЗДЕЛЬНО: Не муравьиный, не верблюжья. |
ЗАДАНИЕ ВЗ
Из предложения 19 («У них желания сбываются чаще, и, даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны». Текст № 1) выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Вы выписали словосочетание «светлые стороны»? Правильно! Стороны какие? — светлые: главное слово — имя существительное «стороны», зависимое — имя прилагательное «светлые». Если мы изменим в падеже слова, то они изменяются оба: светлых сторон. Зависимое слово — имя прилагательное, то есть налицо все признаки согласования.
Знать тему «Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание».
Словосочетанием Называются два или несколько слова, объединенных по смыслу и грамматически (с помощью подчинительной связи).
Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической, связью, и выражающая единое, но расчленённое понятие, например: Любимая профессия, лекция по информатике, прочитать книгу, читать вслух, всегда спокойный.
В структуре словосочетания Выделяется главное и зависимое слово.
Главное слово — это слово, от которого мы задаем вопрос.
Зайти (куда?) в школу.
Понимание (чего?) задания.
В словосочетаниях различают следующие виды синтаксической связи слов: Согласование, управление, примыкание.
1. Согласование — Это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово уподобляется главному в общих у них грамматических формах (рода, числа, падежа), например: Хороший специалист, заветная мечта, любимое дело.
При согласовании с изменением форм главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова, например: Интересное занятие (Им. п.), интересным занятием (Т. п.), об интересном занятии (П. п.).
При определении вида словосочетания важно обращать внимание на зависимые слова: какой частью речи они выражены.
При согласовании Зависимым словом может быть ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЧАСТИЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ: Частые встречи, летящий мяч, наше право, второй ряд.
2. Управление — Это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует Употребления зависимого в определённом падеже с предлогом или без предлога, например: Написание реферата, работа над проблемой, интерес к предмету.
Зависимым словом при управлении может быть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или МЕСТО — ИМЕНИЕ: Начало игры, попросить её.
3. Примыкание — Это такой вид подчинительной связи, при которой Зависимое слово, не имея форм словоизменения, присоединяется к главному слову по смыслу, например: Стараться учиться, чтение вслух, очень хорошо.
Зависимым словом при примыкании может быть ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА, НАРЕЧИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО: Спать стоя, просил остаться, ходить пешком, стать лучше.
• Примечание:
Синтаксическая связь между подлежащим и сказуемым не является подчинительной, Поэтому грамматическая основа предложения не считается словосочетанием.
Для выполнения задания В 3 используйте следующий алгоритм:
1. При определении нужного словосочетания посмотрите, как связаны между собой слова:
• если оба слова изменяются — Согласование;
• если одно слово требует от другого употребления в каком-либо падеже — Управление;
• если слова связаны только лексически (по смыслу) и между ними нет грамматической связи, которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания, — Примыкание.
2. Проанализируйте зависимые слова:
• если зависимым словом является прилагательное, причастие, местоимение, числительное — это Согласование;
• если зависимым словом является существительное или местоимение, употребленное в том или ином падеже, — это Управление.
• если зависимым словом является деепричастие, неопределенная форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного — это Примыкание.