Часть 2
Ответом к заданиям В1—В11 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.
81. Кто является лирическим героем стихотворения А. Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…»?
Сказать то слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог, Передоверить. Даже Льву Толстому — Нельзя. Не скажет, пусть себе он бог.
А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. Й так, как я хочу.
82. Как называются несколько художественных произведений, объединенных общим жанром, темой, мотивами, героями, единым замыслом, настроением, иногда местом и временем действия и др. (например, «Памяти матери» А. Т. Твардовского)?
83. Испытывает ли лирический герой стихотворения А. Т. Твардовского «Я знаю, никакой моей вины…» чувство вины за то, что «другие не пришли с войны»?
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны, В то, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь, — Речь не о том, но все же, все же, все же…
84. Известно высказывание А. Т. Твардовского о жанровой природе «Василия Теркина»: «Жанровое обозначение <...>, на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения «поэма», «повесть» и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные или иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило…» Как обозначил в итоге автор жанр «Василия Теркина» в подзаголовке произведения?
Какой вид комического использует А. Т. Твардовский, добродушно изображая Василия Теркина в смешном виде, например, в главе «О награде»?
— Нет, ребята, я не гордый. Не загадывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль.
На медаль. И то не к спеху. Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал На родную сторону.
Буду ль жив еще? — Едва ли. Тут воюй, а не гадай. Но скажу насчет медали: Мне ее тогда подай.
Обеспечь, раз я достоин. И понять вы все должны:
Дело самое простое — Человек пришел с войны.
В каком звании воевал герой А. Т. Твардовского Василий Теркин?
Как называются строки, мотив, неоднократно повторяющиеся в произведении (например, приведенные строки из «Василия Теркина» А. Т. Твардовского)?
Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле.
Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки (например, в приведенных строках «Василия Теркина» А. Т. Твардовского)?
Было так: из тьмы глубокой, Огненный взметнув клинок, Луч прожектора протоку Пересек наискосок.
В9. Какой художественный прием, заключающийся в сходном синтаксическом построении смежных строк, использует А. Т. Твардовский в приведенных строках «Василия Теркина»?
На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода, Лучше нет простой, природной Из колодца, из пруда, Из трубы водопроводной, Из копытного следа, Из реки, какой угодно, Из ручья, из-подо льда, — Лучше нет воды холодной, Лишь вода была б — вода.
BlO. Какой день выпрашивает раненый Василий Теркин у Смерти — день, в который ему обязательно надо быть живым?
— Я не худший и не лучший, Что погибну на войне.
Но в конце ее, послушай, Дашь ты на день отпуск мне? Дашь ты мне в тот день последний, В праздник славы мировой, Услыхать салют победный, Что раздастся над Москвой?
Дашь ты мне в тот день немножко Погулять среди живых?
Дашь ты мне в одно окошко Постучать в краях родных? И как выйдут на крылечко, — Смерть, а Смерть, еще мне там Дашь сказать одно словечко? Полсловечка?
Bll. Что помогает Василию Теркину выжить в поединке со Смертью в главе «Смерть и воин»?
И подумала впервые
Смерть, следя со стороны: «До чего они, живые, Меж собой свои — дружны. Потому и с одиночкой Сладить надобно суметь, Нехотя даешь отсрочку».
И, вздохнув, отстала Смерть.
Часть 3
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретике-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
Cl. «Василий Теркин» А. Т. Твардовского — поэма-эпопея о «человеке-народе».
С2. Фольклорная основа поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
СЗ. Традиционное и новаторское в поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
7.9. Б. Л. Пастернак. Стихотворения
«Февраль. Достать чернил и плакать!..»
Стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..», написанное в 1912 году, — одно из первых стихотворений поэта, оно является как бы визитной карточкой его раннего творчества. Тема — описание приближающейся весны. Стихотворение начинается с назывного предложения: «Февраль». Февраль ассоциируется с холодом, снегом, стужей. Однако образный ряд произведения — «грохочущая слякоть», ливень, лужи, грачи, ветер — передают ощущение неумолимо приближающейся весны. Основной цвет — черный (чернила, грачи, как обугленные груши, чернеющие проталины). Он ассоциируется с цветом показавшейся из-под снега земли. Таким образом, уже в первой строфе обозначается конфликт зимы и наступающей весны.
Помимо внешнего плана (образа приближающейся весны) существует и внутренний — процесс пробуждения поэзии. Лирический герой под воздействием обновляющегося, пробуждающегося к жизни мира обретает способность «слагать стихи навзрыд».
Стихотворение было написано в 1917 году. В нем поднимается тема поэзии, дана попытка обозначить ее природу. Тема поэзии, те или иные аспекты поэтического творчества постоянно привлекали внимание едва ли не всех поэтов. В русской литературе эта тема поднималась в стихотворениях таких поэтов, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Ахматова, Цветаева и многих других. Свой вклад в разработку темы природы поэтического творчества вложил и Пастернак. Пытаясь дать определение поэзии, лирический герой охватывает взглядом, слухом и осязанием все окружающее:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок, Это — ночь, леденящая лист, Это — двух соловьев поединок.
Таким образом, в пастернаковском стихотворении поэзия предстает как выражение всего сущего в его единстве и бесконечности. Чтобы выразить сущность искусства, автор не находит ничего более емкого и точного, чем перечисление явлений окружающего мира. В центре его поэтической вселенной прекрасно «уживаются» высокое и низкое: флейты, Фигаро, звезда и грядка, купален — ные донья, доски.
Стихотворение «Никого не будет в доме…» было написано в 1931 году. C первой же строки звучит тема одиночества. Душевное состояние лирического героя подчеркивается изображением внешнего мира: сумерки, снег, иней:
Только белых мокрых комьев Быстрый промельк маховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого.
Третья и четвертая — центральные строфы стихотворения — вводят мотивы воспоминания и вины:
И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине Сдавит голод дровяной.
Финальные строфы (5 и 6) противопоставлены первой и второй: если в начале стихотворения сквозным мотивом является мотив одиночества, то в конце появляется Она:
Ты появишься из двери
В чем-то белом, без причуд, В чем-то, впрямь из тех материй. Из которых хлопья шьют.
Стихотворение «Снег идет» было написано в 1957 году. Его условно можно разделить на две большие части: пейзажную зарисовку и философские размышления автора о смысле жизни, о ее быстротечности. Название определяет тему стихотворения. Кроме того, словосочетание «снег идет» выполняет роль динамичного повтора, благодаря которому поэт передает, как на землю падают тяжелые хлопья снега. Повторяющиеся глаголы передают динамику полета, снежной вьюги. Вторая часть стихотворения — размышления лирического героя о смысле жизни, ее быстротечности, конечности. Жизнь проходит так же быстро, как пушистые снежинки за окном. Эта мысль акцентирована С помощью риторических вопросов:
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?
Последняя строфа перекликается и с первой, и со второй частью стихотворения. Повторяющиеся слова наполняются новым смыслом. «Перекрестка поворот» — это поворот судьбы, то, что ждет завтра. А «убеленный пешеход» — не просто человек, покрытый снежными хлопьями, а седой, проживший жизнь одинокий странник.
Стихотворение «Во всем мне хочется дойти…» написано в 1956 году. Центральная Тема — Стремление поэта уловить и передать в стихах подлинность настроения, состояния души, «во всем… дойти до самой сути». Здесь отражена попытка не только отразить внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность, добраться «до оснований, до корней, до сердцевины». Большая часть стихотворения посвящена сущности поэзии и ее назначению схватывать «нить событий», открывать новое в жизни. В финале поэзия сравнивается с музыкой Шопена:
Так некогда Шопен вложил Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.
Стихотворение «Гамлет» было написано в 1946 году. Оно входит в состав последней, семнадцатой части романа «Доктор Живаго» — «Стихотворения Юрия Живаго». «Гамлет» — многоаспектное стихотворение. Оно о герое Шекспира, принце Датском, который поднялся на борьбу со всем мировым злом и погиб в этой безнадежной борьбе; о гениальном актере, играющем роль Гамлета в театре, глубоко эту роль постигшем; об Иисусе Христе, пришедшем на землю, чтобы пройти путь страданий и своими страданиями искупить все грехи человечества; о герое романа Юрия Живаго; наконец, об авторе романа Борисе Пастернаке.
Гамлет имел прямое отношение к театру и даже выступал в роли режиссера трагедии «Убийство Гонзаго», представленной труппой бродячих актеров. Так что пребывание на сценических подмостках для него естественно:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
В буквальном, прямом понимании — это слова актера, который вышел на сцену. Метафорически эти слова очень естественно могут быть приписаны Гамлету, который говорил, что жизнь — это театр и люди в нем — актеры. Во второй строфе образ героя еще больше усложняется, поскольку Пастернак вводит ассоциацию с евангельской историей о молении о чаше:
Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.
Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня» (Авва Отче — обращение к Богу-Отцу). Таким образом, герой стихотворения ассоциируется с Иисусом Христом.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
. Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
В этой строфе переданы колебания и Христа, переданные в Евангелии, и Гамлета, и метания Юрия Живаго, и самого Пастернака. В следующей, заключительной строфе пастернаковский герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были:
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Фарисеи отвергали учение Христа, обличение их лицемерия и ханжества многократно звучит в речах Христа, переданных в Евангелии. Фарисейским — лживым, лицемерным — был двор короля Клавдия в Эльсиноре. Лицемерие и ханжество своего времени не раз обличал Пастернак, в том числе в «Докторе Живаго». В последней строке евангельские образы, высокий библейский слог соединяются с народной пословицей, содержащей простую, но очень глубокую мысль. Такая концовка придает естественность, достоверность всему стихотворению.
Стихотворение «Зимняя ночь» (1946) построено на приеме антитезы, то есть на противопоставлении огня (свечи) и холода (зимы, метели). Рефреном из строфы в строфу следует двустишие: ♦Свеча горела на столе, / Свеча горела». Свеча — символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонек, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира.
Первые строки стихотворения погружают читателя в зимний мир, где безраздельно властвуют снежные хлопья и метель:
Мело, мело по всей земле Во все пределы.
Беспредельному, холодному, снежному пространству противостоит свеча:
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Главной идеей произведения является противостояние жизненным бурям внешнего мира. Ее раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Внешний мир описывается в стихотворении как суетливый, хаотичный, жестокий и бесцветный. В нем легко пропасть, исчезнуть. А та часть мира, где царит свеча, описывается совершенно иначе. Для ее описания автор употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, — это «потолок», «два башмачка», «воск», «слезы», «ночник», «платье» и так далее.
Противостояние двух центральных образов разрешается в последней строфе стихотворения, которая неточно повторяет первую. В заключительных строках не случайно возникает образ свечи, который утверждает победу жизни и надежды.