Часть 1
Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
№ задания |
Ответ |
|
Al |
2 |
А12 |
1 |
А23 |
1 |
|
А2 |
4 |
Al 3 |
1 |
А24 |
3 |
|
АЗ |
4 |
А14 |
1 |
А25 |
2 |
|
А4 |
2 |
Al 5 |
4 |
А26 |
2 |
|
А5 |
2 |
А16 |
2 |
А27 |
1 |
|
А6 |
3 |
Al 7 |
3 |
А28 |
4 |
|
А7 |
3 |
Al 8 |
4 |
А29 |
4 |
|
А8 |
1 |
Al 9 |
3 |
АЗО |
2 |
|
А9 |
1 |
А20 |
2 |
А31 |
4 |
|
AlO |
3 |
А21 |
4 |
А32 |
3 |
|
All |
2 |
А22 |
2 |
Часть 2
Задание С Кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов — букв или цифр.
За полный правильный ответ на задания B2, B4, B6, В8 ставится 2 Балла, за Правильный неполный — 1 балл, за неверный ответ — 0 баллов.
За правильный ответ на задания Bl, ВЗ, B5, B7, B9, BIO, Bll ставится 1 балл, за неверный ответ — 0 баллов.
№ задания |
Ответ |
Bl |
ГБАВ |
В2 |
4152 |
ВЗ |
Меншиков |
В4 |
3512 |
В5 |
Александр Второй |
В6 |
3245 |
В7 |
Варяг<или>крейсер Варяг |
В8 |
3215 |
В9 |
НАТО |
BlO |
146 |
Bll |
АГБВ |
Часть 3
Cl
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Может быть указано, что: Год — 1943 г. Место — Тегеран Война — Вторая мировая (часть которой — Великая Отечественная война) |
|
Приведены год, место проведения конференции и название войны |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа или все элементы названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
C2
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие вопросы, обсуждаемые на конференции: — о координации действий войск союзников — о сроках открытия «второго фронта» — о месте открытия «второго фронта» — о видах помощи со стороны США и Великобритании СССР, несущему основную тяжесть войны с фашистской Германией — о возможном участии СССР в войне против Японии — о послевоенном сотрудничестве государств — членов антигитлеровской коалиции (в том числе о планах создания ООН) — о признании союзниками новых границ СССР, устновленных после 1939 г. — «польский вопрос» |
|
Указаны 3 любых вопроса |
2 |
Указаны 2 любых вопроса |
1 |
Указан 1 любой вопрос или все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Сз
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие причины: Упомянутые Ф. Рузвельтом — недостаток специальных судов (тоннажа) для высадки — планируемые операции в Средиземном море Указываемые дополнительно — хорошо укрепленный немцами берег в зоне предполагаемой высадки, опасения союзников понести большие потери при высадке — сложные погодные условия в зоне Канала — желание союзников дождаться максимального ослабления Герма Нии в результате наступления советских войск — желание Черчилля осуществить высадку на Балканах, чтобы не допустить наступающие советские войска в Европу — желание союзников достичь ослабления военной мощи СССР к моменту окончания войны |
|
Указаны 3 любых причины |
2 |
Указаны 2 любых причины |
1 |
Указана 1 любая причина или все элементы ответа указаны неверно |
0 |
Максимальный балл
|
2 |
C4
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки
ответа, не искажающие его смысл)
1. Могут быть указаны следующие задачи внешней политики России в царствование Александра II:
— усиление позиций России в Европе
— решение Восточного вопроса (попытки решения восточного вопроса)
— закрепление России в Средней Азии
— усиление позиций на Дальнем Востоке
2. Могут быть приведены следующие примеры:
Укрепление позиций России в Европе
— участие России в русско-турецкой войне 1877—1878 гг.
— подписание Сан-Стефанского мирного договора (1878 г.)
— подписание берлинского трактата (1878 г.)
— заключение Союза трех императоров (между Российской империей, Германией и Австро-Венгрией в 1873 г.)
— начало оформления Тройственного союза (1878—1882 гг.)
Восточный вопрос во внешней политике России
— участие России в Крымской войне (1853-1856 гг.)
— заключение Парижского трактата (1856 г.)
— отмена ограничительных статей Парижского трактата (на Лондонской конференции держав в 1871 г.)
— завершение Кавказской войны
— участие России в русско-турецкой войне (1877-1878 гг.)
— подписание Сан-Стефанского мирного договора (1878 г.)
— подписание берлинского трактата (1878 г.)
Закрепление России в Средней Азии
Поражение в войнах с Россией
— Кокандского ханства — Хивинского ханства — Бухарского эмирата Усиление позиций России на Дальнем Востоке — заключение договора России с Японией (о «мире и дружбе» в 1855 г.) — заключение Пекинского договора России с Китаем (1860 г.) — подписание трактата России и Японии о разделе владений на Курильских островах и острове Сахалин (1875 г.) |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 2 задачи внешней политики России в царствование Александра II и приведены 3 примера событий с указанием, к какой задаче они относятся |
4 |
Названы 2 задачи и 1-2 примера с указанием, к какой задаче они относятся или названы 1 задача и 2-3 примера с указанием, к какой задаче они относятся |
3 |
Названы 2 задачи, примеры не указаны или не указано, к какой задаче относятся приведенные примеры или названа 1 задача, приведен 1 пример с указанием, к какой задаче он относится |
2 |
Названа 1 задача, примеры не указаны или не указано, к какой задаче относятся приведенные примеры |
1 |
Задачи не названы или названы неверно |
0 |
Максимальный балл |
4 |
C5
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки
ответа, не искажающие его смысл)
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргумента, например:
При выборе первой точки зрения:
— экономика СССР в 1970-е — первой половине 1980-х гг., развиваясь экстенсивно, все еще могла вовлечь в производство значительные материальные и трудовые ресурсы (строительство ряда крупных промышленных объектов, вложений в сельское хозяйство)
— сказывались позитивные результаты экономической реформы 1956 г.
— делались попытки нового технического оснащения промышленности
— использование природных богатств, вновь открытых нефтяных месторождений позволяло получать «нефтедоллары», создавало возможность обеспечения основных потребностей общества
— существовали небольшие, но гарантированные зарплаты, пенсии, льготы, а также бесплатные образование и медицина
— велось строительство бесплатного жилья для населения, происходило предоставление отдельных квартир для семей
— в обществе господствовала официальная концепция построения «развитого социализма», при котором решен национальный вопрос, создана единая общность — советский народ
— во внешней политике был период разрядки напряженности международных отношений, снижение остроты в «холодной войне»
При выборе второй точки зрения:
— к концу 1970-х гг. стали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности
— 1 тяжелая промышленность, ВПК занимали приоритетные позиции, что обрекало на отставание все другие отрасли — возрастала доля ручного и малоквалифицированного труда в производстве — в сельском хозяйстве возрастало число убыточных хозяйств, зерно и мясо закупались за границей Усиливалась власть партийного аппарата, его контроль над всеми сферами жизни общества, преследование инакомыслящих — развивалось диссидентское движение — роль КПСС как политического ядра общества была законодательно закреплена Конституцией CCCp в 1977 г. — с вводом войск СССР в Афганистан в 1979 г. закончился период разрядки напряженности международных отношений, начался новый этап гонки вооружений |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения |
3 |
Приведены 2 аргумента |
2 |
Приведен 1 аргумент |
1 |
Все элементы ответа названы неыверно |
0 |
Максимальный, балл |
3 |
C6
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
|
1. Могут быть указаны причины легкой победы Лжедмитрия I: — Борис Годунов был царем, занявшим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе — самозванцу Лжедмитрию I оказали поддержку различные слои общества, так как считали его законным наследником престола, «природным» царем — резкое ухудшение экономического положения в стране вызвало недовольство правлением Б. Годунова — низы общества надеялись получить от Лжедмитрия I облегчение свого положения, а служилые люди, казачество — привилегии |
|
2. Могут бать названы особенности политики и поведения Лжедмитрия I — отказавшись выполнять обещания, данные польському королю и католической церкви, он лишился поддержки Речи Посполитой — самозванец не нашел опоры среди духовенства и дворянства — не получили ожидаемого многие служиле люди — особенно острыми были противоречия с московскими боярами во главе с В. И. Шуйским — своим поведеним в быту Лжедмитрий I вызвал неприязнь у москвичей |
|
Указания к оцениванию |
Баллы |
Названы 2 причины легкой победы Лжедмитрия I и 3 особенности |
4 |
Названы 2 причины победы и 2 особенности или названа 1 причина победы и 3 особенности |
3 |
Названы 2 причины победы и 1 особенность или названа 1 причина победы и 2 особенности или причины победы не названы, названы 3 особенности |
2 |
Названы 2 любых элемента ответа |
1 |
Назван 1 любой элемент ответа, или все элементы ответа названы неверно |
0 |
Максимальный, балл |
4 |
C7
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Баллы |
С7.1 В качестве общего могут быть названы: — следование лозунгу «Искусство — на службу народу!», развитие массовой культуры — активное пополнение творческой интеллигенции из рабоче-крестьянской среды, воспитание «рабочей интеллигенции» — борьба с неграмотностью — идеологический (партийный) контроль над искусством, существование цензуры — большая пропагандистская роль советского кинематографа — преследование, социальные и правовые ограничения по отноше Нию ко многим представителям интеллигенции — ограничение контактов с представителями зарубежной культуры — развитие национальных культур народов СССР |
|
Приведены 3 общие характеристика |
2 |
Приведены 1—2 общие характеристики |
1 |
Все общие характеристики указаны неверно |
0 |
Максимальный балл |
2 |
C7.2 Различия:
Советская культура второй половины 1920-х гг. |
Советская культура второй половины 1930-х гг. |
Существование разнообразных художественных направлений, методов |
Установление единого художественного метода — социалистического реализма |
Существование разных творческих групп, объединений, кружков |
Формирование единых творческих объединений — Союзов писателей и композиторов |
— |
Репрессии против представителей интеллигенции приобрели массовый характер |
Развитие в архитектуре стиля конструктивизма |
«сталинский неоклассицизм» в архитектуре |
Установление всеобщего обязательного начального образования |
|
— |
Начало введения обязательного семилетнего образования |
Широкое использование экспериментального обучения в школе |
Возвращение в школу традиционных методов обучения и воспитания |
Значительный рост числа высших учебных заведений |
||
Советская культура второй половины 1930-х гг. |
||
Установление единого художественного метода — социалистического реализма |
||
Формирование единых творческих объединений — Союзов писателей и композиторов |
||
Репрессии против представителей интеллигенции приобрели массовый характер |
||
Названы 2 различия |
2 |
|
Названо 1 различие |
1 |
|
Все различия названы неверно |
0 |
|
Максимальный балл |
2 |
[*] Вариант 2 является демонстрационным вариантом КИМ ЕГЭ 2008 г. (Www. fipi. ru)