Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.
С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения — не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Охота на мечту — самый интересный вид охоты. Для того чтобы стать охотником, не требуется лицензии, охота разрешена и доступна детям и престарелым, женщинам и мужчинам.
Начинающий охотник должен помнить, что успешность охоты зависит не только от его сноровки и проворности мечты, но ещё и от количества охотников. Если одну и ту же синюю птицу ловит миллион человек, то шансов её поймать мало. Отсюда вывод: надо охотиться на уникальную мечту, такую, какой почти ни у кого нет.
Снаряжение для охоты на мечту необходимо всегда содержать в чистоте. Говорят, синяя птица не летит в грязные руки. Чистый, незамутнённый взгляд на вещи помогает разглядеть синюю птицу в синем небе, а чистые помыслы — удержать её и даже уговорить петь в неволе. Начинающим охотникам мы рекомендуем двигаться к мечте не торопясь, но уверенно. Ваше спокойствие и настойчивость помогут мечте двинуться вам навстречу.
(137 слов) (По С. Паниной)
Прочтите текст и выполните задания А1-А7;
В1-В9; С2.
(1)Для местных мальчишек море было не курортной экзотикой, а повседневным бытом, родным домом. (2)Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, — первый разряд! — они приняли за своего. (3)А вот в приезжем тощеньком мальчике, с завистью взиравшем на их шумное отчаянное береговое братство, местные упорно видели чужака.
(4)Он носил выпуклые круглые очочки, за которые мальчишки метко прозвали бледнолицего мальчугана Бычок: есть в море такая забавная рыбка с огромной головой и вытаращенными в постоянном удивлении глазами. (5)0ни презирали его и за суетливую манеру плавать, поэтому в своё братство не принимали.
(6)Но однажды произошло невероятное! (7)Бычок, этот хилый очкарик, доплыл до Чёртова Пальца — мрачной отвесной скалы у входа в бухту! (8)Для него, конечно, это было поистине отчаянным поступком. (9)И молчаливое сопение мальчишек являлось тому свидетельством…
(10)Назад Бычок плыл слишком медленно, нелепо переваливаясь с боку на бок и высоко занося слабые, как тростинки, руки.
(И)Вдобавок он то и дело поправлял очки: видимо, вода заливала стекла.
(12)Не мог предусмотреть и ещё одного обстоятельства.
(13)С моря шла мёртвая зыбь — широкая медленная волна. (14)Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты. (15)С каждой новой волной накат у берега становился сильнее и опасней. (16)Справить — ся с ним мог бы только опытный и сильный пловец. (17)Этого не мог, конечно, знать городской мальчик…
(18)Отбойная волна отшвыривала его назад, словно слепого котёнка.
(19)Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом:
(20) — Ребята, а Бычок-то тонет…
(21)Их сбивало с толку то, что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде. (22)Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством.
(23)Я натянул ласты, стараясь не упустить глазами то место, где последний раз мелькнула голова мальчика, и поднырнул под пенный гребень очередного вала.
(24)Мне повезло: на четвёртом или пятом заходе я задел мальчишку за руку.
(25)Он уже обессилел, обмяк и наглотался воды, но быстро пришёл в себя, хотя долго ешё морщился и откашливался.
(26)Потом, натягивая рубашку, он взглянул на меня и сказал:
(27)— А всё-таки я немножко совсем не доплыл… (28)Чуть-чуть!
(29)— Чуть-чуть… — вскипев, передразнил я его. (30)— Не утонул ты чуть-чуть, заморыш несчастный!
(31)Он не обиделся и только глубоко вздохнул. (32)А потом спросил вдруг:
(33) — А завтра вы здесь будете?
(34) — А тебе зачем? — не слишком вежливо буркнул я.
(35)— Я опять поплыву! — горячо выпалил мальчишка. (36)— Понимаете? (37)Я же должен доплыть! (38)Обязательно должен! (39)Ну, а в случае чего… (40)Вы меня опять спасёте… (41) Ладно?
(42)Я просто-напросто опешил от такого нахальства. (43)Несколько мгновений я вглядывался в его серьёзное очкастое лицо, раздумывая, не дать ли ему хорошенько в воспитательных целях. (44)Но было что-то такое в выражении его глаз, что совершенно неожиданно для себя самого я ляпнул:
(45)— Ладно… приходи, там посмотрим…
(46)И все мальчишки, столпившиеся вокруг нас, радостно загоготали: (47)— И чего смотреть? (48)Поплывём вместе — и кранты! (49)Бычок радостно подпрыгнул, и я вдруг понял: этот непременно доплывёт. (50)Не завтра, так послезавтра… (По Л. Куклину) Задания А1-А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1-А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А7 обведите кружком. |
|
А1 Ш12]|3]|4|| |
А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для Обоснования Ответа на вопрос: «Почему в приезжем мальчике местные упорно видели чужака?» 1) Бычок был приезжим. 2) Бычок вёл себя высокомерно. 3) Местные мальчишки завидовали настойчивости Бычка. 4) Мальчик плохо плавал и носил очки. |
А2 Ш12]|3]|4|| |
А2. Укажите, в каком Значении Употребляется в тексте слово ОТЧАЯННЫЙ (предложение 8). 1) безнадёжный 2) смелый 3) мучительный 4) бесшабашный |
АЗ |1||2||3||4| |
АЗ. Укажите фрагмент текста, в котором средст- |
Вом выразительности речи является Олицетворение.
1) Этого не мог, конечно, знать городской мальчик…
2) С моря шла мёртвая зыбь — широкая медленная волна. Безобидная в открытом море, она свирепела в узких каменных лабиринтах бухты.
А4. |
А5.
|
А6. |
А7. |
3) Поэтому меня, приезжего, но плавающего настоящим кролем, — первый разряд! — они приняли за своего. 4) — Ладно… приходи, там посмотрим… |
Укажите Ошибочное Суждение. |
1) В слове РАЗРЯД происходит оглушение конечного звонкого согласного звука. 2) В слове ОТБОЙНАЯ происходит озвончение согласного звука [т]. 3) В слове ОПЕШИЛ количество букв и звуков совпадает. 4) В слове ЗАГОГОТАЛИ все согласные звуки твёрдые. |
Укажите слово с Чередующейся Безударной гласной в корне. 1) молчаливое 2) пловец 3) тростинки 4) заливала В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука? 1) сбивало 2) обессилел 3) взглянул 4) вскипев В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса — Н — от существительных с основой на — Н»? 1) вытаращенными 2) каменных 3) медленная 4) неуверенно |
№1|з]|4| А4 |
А6 |
А7 |
Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В9 записывайте словами или цифрами.
81. Замените разговорное слово ОПЕШИЛ в предложении 42 стилистически нейтральным Синонимом. Напишите это слово.
82. Замените словосочетание РАДОСТНО ЗАГОГОТАЛИ (предложение 46), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью Управление. Напишите получившееся словосочетание.
83. Выпишите Грамматическую Основу предложения 15.
84. Среди предложений 7-10 найдите предложение с Обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения.
85. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при Обращении.
Кто-то из мальчишек неуверенно сказал у меня над ухом: — Ребятаа Бычок-то тонет…
Их сбивало с толку то,(2} что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом же роде. Бычок тонул молча и,(3} если можно так сказать,Wс достоинством.
86. Укажите количество Грамматических основ В предложении 49. Ответ запишите цифрой.
87. В приведённом ниже предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными Сочинительной Связью.
И все мальчишки,(1} столпившиеся вокруг нас,(2} радостно загоготали:
—И чего смотреть? Поплывём вместе — и кранты!
Бычок радостно подпрыгнул,<3) и я вдруг понял: этот непременно доплывёт. Не завтра, так послезавтра...
88. Среди предложений 23-25 найдите сложноподчинённое предложение с Придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
89. Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с Подчинительной и бессоюзной Связью. Напишите номер этого предложения.
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают».
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
C2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних фраз текста: «Этот непременно доплывёт. Не завтра, так послезавтра…»
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.