Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания Bl-B7; С1—С2. Настя

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста
и выполните задания
BlB7; С1—С2.

Настя. Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!

Актёр (мрачно). Аминь!

Татарин. У-у! Злой баба — русский баба! Дерзкий… вольна!

Татарка — нет! Татарка — закон знает!

Клещ. Трёпку ей надо дать…

Ба р о н. М-мерзавка!

Клещ (пробуя гармонию). Готова! А хозяина её — всё нет… Горит парнишка…

Сатин. Теперь — выпей!

Клещ. Спасибо! Да и на боковую пора…

Сатин. Привыкаешь к нам?

Кл е щ (выпив, отходит вугол к нарам). Ничего… Везде — люди… Сначала — не видишь этого… потом — поглядишь, окажется, все люди… ничего!

Татарин расстилает что-то на нарах, становится на колени и —
молится.

Барон (указывая Сатину на Татарина). Гляди!

Сатин. Оставь! Он — хороший парень… не мешай! (Хохочет.) Я сегодня — добрый… чёрт знает почему!..

Б а р о н. Ты всегда добрый, когда выпьешь… И умный…

Сатин. Когда я пьян… мне всё нравится. H-да… Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Чело­век — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за лю­бовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек —вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очер­чивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — ог­ромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жа­лостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встаёт.) Хо­рошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шу­лер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком за­ботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости!..

(М. Горький. «На дне»)

Bl В Реплике Насти («Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!») Ис­пользован особый тип образности, основой которого явля­ется иносказание. Как называется троп, в котором абстракт­ная мысль выражается в предметном образе?

Ответ:_____________________________________

В2 Выпишите заключительное слово молитв и проповедей, име­ющее значение «верно», «истинно», «да будет так», которое использует один из героев пьесы в своей реплике.

Ответ:_____________________________________

ВЗ Запишите названия устойчивых сочетаний слов, смысл ко­торых может быть идентичен значению одного слова. («Да и

На боковую пора…», IEπκy ей надо дать…»)

Ответ:_____________________________________

В4 Какой термин используется для обозначения кратких образ­ных изречений, принадлежащих героям известныхлитератур — ных произведений? («Человек! Это — великолепно! Это зву­чит гордо!»)

Ответ:_____________________________________

В5 Как называется не требующая безотлагательной реакции слу­

Шателей и ответа со стороны собеседников никем не преры­ваемая речь?

Сатин. Когда я пьян… мне всё нравится. Н-да… Он — мо­лится? Прекрасно! Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое че­ловек?.. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Суще­ствует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че­ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать V∞ жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Вста­ёт.) Хорошо это… чувствовать себя человеком!.. Я — арес­тант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смот­рят на меня как на жулика… И сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Ра­ботать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Чело­век — выше! Человек — выше сытости!..

Ответ:_____________________________________

В6 Функцией какого изобразительного средства является пере­нос значения по сходству («Горит парнишка…»)?

Ответ:_____________________________________

В7 Для речевой характеристики обитателей «дна» автор исполь­зует особый тип слов, имеющих оттенок вульгарности, гру­бости, развязности («Чтоб вам Издохнуть!», «М-мерзавка!», «… чёрт знает почему!..»). Как называются такие слова?

Ответ:_____________________________________

Для выполнения заданий С1—С2 используйте бланк ответов №2. За­пишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на во­прос в объёме 5—10 предложений.

Cl Сатин — герой-идеолог или герой-резонёр?

С2 Известно, что в пьесе «На дне» продолжены традиции рус­ского критического реализма. Кому из литературных пред­шественников М. Горького был свойствен социальный кри­тицизм по отношению к действительности?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже стихотворение
и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

* ♦ *

Одним толчком согнать ладью живую C наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец — Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чём его и признак и венец!

(А. А. Фет, 1887)

В8 Стихотворение А. Фета — поэтическая декларация эстетичес­кой концепции, утверждающей самоценность художествен­ного творчества. Как называется эта концепция?

Ответ:

В9 Как принято обозначать сжатую и оттого парадоксальную антитезу («бой бестрепетных сердец»)?

Ответ:_____________________________________

BlO Тематическое единство произведения подчёркивается его композицией, основу которой составляет цепь однородных членов с постепенным нарастанием смысловой и эмоцио­нальной значимости («Одним толчком согнать…», «Одной вол­ной подняться…», «Тоскливый сон прервать…» И т. д.). Как на­зывается приём расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости?

Ответ:_____________________________________

Bll Как называется заключительный структурный компонент этого лирического произведения («Вот чем певец лишь избран­ный владеет, / Вот в чём его и признак и венец!»)?

Ответ:_____________________________________

I ■■ . II ml. Ill .r— »

В12 Каким размером написано стихотворение?

Ответ: ____________________________________

Для выполнения заданий СЗ—С4 используйте бланк ответов №2. За­пишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на во­прос в объёме 5—10 предложений.

СЗ Какой образ стихотворения символизирует ту красоту мира, которую «избранный поэт» стремится почувствовать, ощутить и, насладившись ею, воспроизвести?

С4 Каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у А. А. Фета?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200слов), привлекая необходимые теоретико-ли­тературные знания, опираясь на литературные произведения, пози­цию автора и по возможности раскрывая собственное видение про­блемы. Вбланкеответовзапишитеномервыбранноговамизадания.

С5Л Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане» В. А. Жуковского?

С5.2 Согласны ли вы с тем, что «Вишнёвый сад» — комедия?

С5.3 В литературоведении бытует понятие «бунинские женщи­ны», предполагающее наличие у героинь И. А. Бунина определённых типологических черт (особая одухотворён­ность, загадочность, самобытность и т. д.). Можно ли отне­сти к этому типу героиню рассказа «Чистый понедельник?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *