Рубрики
ЕГЭ по Литературе

Часть 1 Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения…

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения
и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.

— Смотри, вон идёт JIappa!

Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кри­выми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр, —• она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем дру­гие, и скорее, чем они.

— Никого нет там! — сказал я.

— Ты слеп больше меня, старухи. Смотри — вон, тёмный, бежит степью!

Я посмотрел ещё и снова не видел ничего, кроме тени.

— Это тень! Почему ты зовёшь её JIappa?

— Потому что это — он. Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живёт тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..

— Расскажи мне, как это было! — попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях.

И Она рассказала мне эту сказку.

(М. Горький, «Старуха Изергиль»)

Ответом к заданиям В1—В7 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст рабо­ты, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, Запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в блан­ке образцами.

BlНазовите жанр произведения, из которого взята эта легенда.

Ответ:.

подпись: в2Каким термином принято обозначать описание природы?

(«Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась

Вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, вле­во от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей».)

Ответ:.

ВЗ Как называется художественное преувеличение («Он Живёт тысячи лет…»)?

Ответ:.

В4 Установите соответствие между героями произведения и до­минирующими качествами их личности.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствую­щую позицию из второго столбца.

подпись: персонажи
а) старуха изергиль
б) jiappa
в) данко
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

1) крайний индивидуализм

2) альтруизм

3) стремление к яркой, исключительной жизни

4)алчность

А

Б

В

Ответ запишите цифрами в таблице.

Ответ:

В5 Какой приём позволяет автору произведения наделить мир, окружающий персонажа, человеческими качествами и свой­ствами? («… там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже Сестёр…») Ответ:.

подпись: в6Как называется приём основанный на сопоставление одно­го явления или понятия с другим явлением или понятием

По какому-либо признаку («На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, Как сетью»)?

Ответ:.

В7 Вместо одного названия предмета автор употребляет другое название, связанное с ним логической смежностью («Смот­ри — вон, Тёмный, Бежит степью!»). Назовите это художест­венное средство.

Ответ:.

Для выполнения заданий Cl И С2 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений).

Опираясь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­изведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов, обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ном направлении.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Cl Сколько рассказчиков в «Старухе Изергиль» и почему?

С2 В каких ещё произведениях русской романтической литературы герой-индивидуалист убивает девушку за то, что она его отвергла?

Часть 2

Прочитайте приведённое ниже произведение
и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобрй… Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

(А. С. Пушкин)

Ответом к заданиям В8—В12 является слово или словосочетание, или последовательность цифр> Впишите ответы сначала в текст ра­боты, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, Запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в блан­ке образцами.

В8 Какое средство художественной изобразительности использует поэт: «И сердце Вновь Горит…»?

Ответ:.

В9 Для усиления выразительности, выделения и скрепления в тексте важнейших слов применяется способ, основанный на повторении согласных звуков. Как он называется?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Ответ:.

BlO Определите стихотворный размер произведения.

Ответ:.

Bll Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­дожественных средств и приёмов, использованных поэтом в последнем четверостишии данного стихотворения.

1) повтор 4) сравнение

2) синекдоха 5) ассонанс

3) олицетворение

Впишите соответствующие номера в таблицу в любой после­довательности.

В12 Какой тип рифмовки использован в произведении? Ответ:.

Для выполнения заданий СЗ и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем — 5—10 Предложений).

Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собствен­ное видение проблемы.

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к про­изведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов, обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в задан­ном направлении.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

СЗ Почему жанр стихотворения не поддаётся однозначному опреде­лению (элегия, элегия-ноктюрн, поэтический фрагмент и т. д.)?

С4 В каких ещё произведениях русской лирики пейзажная зарисов­ка, создающая атмосферу спокойной сосредоточенности и чут­кости, включает в себя водный объект (река, ручей, озеро и т. д.)?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 Выберите только ОДНУ из предло­женных тем сочинений (C5.1, C5.2, С5.3).

В бланке ответов № 2 Укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 Слов (если объ­ём сочинения менее 150 Слов, то оно оценивается О баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зре­ния.

Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произве­дения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произ­ведения.

Продумывайте композицию сочинения.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С5.1 Почему В. Г. Белинский назвал повесть «Шинель» «одним из глубочайших созданий Гоголя»?

С5.2 Каким представляется вам русский народ по песням Матрёны Тимофеевны (Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)?

С5.3 О. Мандельштам не раз говорил, что смерть художника — это его «последний творческий акт». Применима ли данная фор­мулировка к самому поэту?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *