Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения
и выполните задания В1—В7; С1—С2.
Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей.
— Смотри, вон идёт JIappa!
Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр, —• она падала от клочка облака, которое плыло ближе к земле, чем другие, и скорее, чем они.
— Никого нет там! — сказал я.
— Ты слеп больше меня, старухи. Смотри — вон, тёмный, бежит степью!
Я посмотрел ещё и снова не видел ничего, кроме тени.
— Это тень! Почему ты зовёшь её JIappa?
— Потому что это — он. Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живёт тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распылил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..
— Расскажи мне, как это было! — попросил я старуху, чувствуя впереди одну из славных сказок, сложенных в степях.
И Она рассказала мне эту сказку.
(М. Горький, «Старуха Изергиль»)
Ответом к заданиям В1—В7 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, Запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
BlНазовите жанр произведения, из которого взята эта легенда.
Ответ:.
Каким термином принято обозначать описание природы?
(«Луна взошла. Её диск был велик, кроваво-красен, она казалась
Вышедшей из недр этой степи, которая на своём веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, стала такой жирной и щедрой. На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, как сетью. По степи, влево от нас, поплыли тени облаков, пропитанные голубым сиянием луны, они стали прозрачней и светлей».)
Ответ:.
ВЗ Как называется художественное преувеличение («Он Живёт тысячи лет…»)?
Ответ:.
В4 Установите соответствие между героями произведения и доминирующими качествами их личности.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
1) крайний индивидуализм
2) альтруизм
3) стремление к яркой, исключительной жизни
4)алчность
А |
Б |
В |
Ответ запишите цифрами в таблице. |
Ответ: |
В5 Какой приём позволяет автору произведения наделить мир, окружающий персонажа, человеческими качествами и свойствами? («… там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже Сестёр…») Ответ:.
Как называется приём основанный на сопоставление одного явления или понятия с другим явлением или понятием
По какому-либо признаку («На нас упали кружевные тени от листвы, я и старуха покрылись ими, Как сетью»)?
Ответ:.
В7 Вместо одного названия предмета автор употребляет другое название, связанное с ним логической смежностью («Смотри — вон, Тёмный, Бежит степью!»). Назовите это художественное средство.
Ответ:.
Для выполнения заданий Cl И С2 используйте бланк ответов №2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5—10 предложений).
Опираясь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов, обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Cl Сколько рассказчиков в «Старухе Изергиль» и почему?
С2 В каких ещё произведениях русской романтической литературы герой-индивидуалист убивает девушку за то, что она его отвергла?
Часть 2
Прочитайте приведённое ниже произведение
и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобрй… Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
(А. С. Пушкин)
Ответом к заданиям В8—В12 является слово или словосочетание, или последовательность цифр> Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 Справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, Без пробелов, Запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
В8 Какое средство художественной изобразительности использует поэт: «И сердце Вновь Горит…»?
Ответ:.
В9 Для усиления выразительности, выделения и скрепления в тексте важнейших слов применяется способ, основанный на повторении согласных звуков. Как он называется?
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Ответ:.
BlO Определите стихотворный размер произведения.
Ответ:.
Bll Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в последнем четверостишии данного стихотворения.
1) повтор 4) сравнение
2) синекдоха 5) ассонанс
3) олицетворение
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности.
В12 Какой тип рифмовки использован в произведении? Ответ:.
Для выполнения заданий СЗ и С4 используйте бланк ответов №2.
Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объем — 5—10 Предложений).
Опираясь на позицию автора, при необходимости раскройте собственное видение проблемы.
Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст), укажите названия произведений и фамилии авторов, обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
СЗ Почему жанр стихотворения не поддаётся однозначному определению (элегия, элегия-ноктюрн, поэтический фрагмент и т. д.)?
С4 В каких ещё произведениях русской лирики пейзажная зарисовка, создающая атмосферу спокойной сосредоточенности и чуткости, включает в себя водный объект (река, ручей, озеро и т. д.)?
Часть 3
Для выполнения задания части 3 Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (C5.1, C5.2, С5.3).
В бланке ответов № 2 Укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 Слов (если объём сочинения менее 150 Слов, то оно оценивается О баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С5.1 Почему В. Г. Белинский назвал повесть «Шинель» «одним из глубочайших созданий Гоголя»?
С5.2 Каким представляется вам русский народ по песням Матрёны Тимофеевны (Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»)?
С5.3 О. Мандельштам не раз говорил, что смерть художника — это его «последний творческий акт». Применима ли данная формулировка к самому поэту?