Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

В каком слове допущена ошибка: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) слИвовый 2) баловАть 3) квартАл 4) нАчав

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Чтобы человеку, владеющему иностранным языком, научиться свободно общаться с носителями этого языка, ему необходимо преодолеть ЯЗЫКОВОЙ барьер.

2) Не стоит ПРИНИЖАТЬ заслуг тренера в победе его воспитанников — юных футболистов — в матче с более опытным соперником.

3) Информацию о НАЛИЧНОСТИ мест на поезд дальнего следования и стоимости железнодорожных билетов можно узнать не ранее, чем за 45 суток до даты его отправления.

4) В начале XVIII века с развитием во Франции паркового дела и пейзажной дендрологии ЖИВЫЕ изгороди нашли широкое применение.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) около пятиста фотографий 3) пара носков

2) поезжайте в город 4) наиболее уместный

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Определяя значение непонятных слов,

1) мной овладели сомнения.

2) обращайтесь к словарю.

3) учитывается контекст.

4) некоторые из них оказались многозначными.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

2) Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

4) Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

подпись: а6подпись: а7подпись: а8подпись: а9подпись: а10В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.

2) Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях.

3) Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.

4) Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

(1) … (2)Как только люди научились обращаться с известью и глиной, они стали делать смесь из гравия, песка, вяжущего компонента (извести или глины) и воды. (3)Из бетона египтяне и вавилоняне строили акведуки, лабиринты, арки, даже одну пирамиду построили из этого «новейшего» материала. (4)В наши дни строят сооружения не менее величественные, чем акведуки и пирамиды, — бетонные плотины. (5)Если плотина строится в достаточно тёплом климате, бетонщики могут быть спокойны за качество бетона. (6)… если плотина расположена там, где зимы очень холодные, в бетоне могут появится трещины.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Прочность — это самое главное свойство бетона.

2) Свойства стали зависят от её химического состава и структуры.

3) Бетон — строительный материал, используемый с давних времён.

4) Наибольшее распространение в качестве вяжущего материала получил цемент.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?

1) Другими словами, 2) Кроме того, 3) А 4) Поэтому,

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложении или в одной из частей сложного предложения текста?

2) они стали (предложение 2)

3) строят сооружения (предложение 4)

4) бетонщики спокойны (предложение 5)

5) зимы холодные (предложение 6)

Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и подчинительной связью между частями

2) сложноподчинённое

3) простое осложнённое

4) сложносочинённое

All

А12

Укажите предложение, в котором есть прилагательное в сложной форме сравнительной степени.

1) 6 2) 5 3) 3 4) 4

Укажите значение слова ОБРАЩАТЬСЯ в предложении 2.

1) находиться в употреблении, иметь хождение

2) держать себя каким-либо образом

3) вращаться, двигаться по кругу

4) пользоваться чем-либо, применять что-либо

А13

А14

А15

А16

А17

А18

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 1, 3, 4 4) 3, 4

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) экзаменатор, парадоксальный, пол..скать (кошку)

2) ав..нгард, утрамбовать, возгорание

3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный

4) ц..ремония, зам..розить, неприкосновенность

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) Подписать, с..гласие, поз..вчера

2) ра..положиться, бе..деятельный, в..помнить

3) прообразовать, пр..неприятный, проследовать

4) под..грать, сверхонтересный, небез..звестный

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) беспокОоШься, заброш..нный 3) поджар..шь, независ..мый

2) накорм..шь, потревожонный 4) сыпл..шь, подмеч„нный

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. перестраиваться В. зашпакл..вать

Б. магни..вый Г. незатейливый

1) А, Б, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

В каком предложении НЕ со словом пишется Раздельно?

1) Этот дом (не)болыпой, но очень уютный.

2) Мне (не)чего было сказать в ответ.

3) Компьютер (не)подключён к сети.

4) Гибнущий сад и (не)состоявшаяся любовь — две внутренне связанные темы пьесы.

подпись: а19В каком предложении оба выделенных слова пишутся Слитно?

1) (И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

2) (В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашёл.

3) Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

4) Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

подпись: а20Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Во время грозы на небе сверкали молнии и мрачно темнел дымный облачный вал.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

подпись: а21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

подпись: а22В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

1) 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 2 4) 1, 2, 3, 4

подпись: а23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

2) Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3) На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

4) Представители интеллигенции всегда стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.

подпись: а24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Импрессионисты Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни: они стали изображать мгновенные, как бы случайные движения и ситуации, неожиданные ракурсы фигур.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

2) Обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения действия, о котором говорится во второй части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

подпись: а25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

1) 1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3 4) 1, 4

подпись: а26В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сестра ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) она подошла к клетке с птицами и стала рассеянно подсыпать зерно в кормушки (4) хотя они уже были полны.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

подпись: прочитайте текст.
подпись: а27

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными. Эти состояния веществ называют их агрегатными состояниями. Многие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного агрегатного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний — жидком, твёрдом или газообразном — и обладает при этом определёнными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие вещества меняют своё агрегатное состояние — жидкое, твёрдое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3) Многие вещества при охлаждении неожиданно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твёрдыми, или газообразными.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1)Дети видят мир не так, как взрослые. (2)У нас, даже если мы и восторгаемся закатом, птичками или кошками, — это больше так, замыленные восторги. (3)А дети сливаются со всей этой красотой. (4)0ни не вне, а внутри неё.

(5)0днажды на листочке бумаги мой сын Серёжа нарисовал двух котов, собирающих в лесу грибы. (б)Болыпой кот и котёнок шли, держась за руки. (7)Да-да, не за лапы, а за руки. (8)Шли по-человечески на двух ногах и с корзинками. (9)Сквозь детскую наивность проглядывала живая реальность. (10)Кот и котик явно изображали нас с Серёжей.

(И)Острота и незамыленность в детском взгляде — это ещё не всё. (12)Он обладает также и «микроскопными» свойствами, позволяющими замечать усы комара, крылья мухи, песчинки, сахаринки… (13)Жучков-паучков, травинки, цветочки я показывал сыну, когда он был ещё младенцем. (14)Вместо ярких и безвкусных пластмассовых погремушек я вешал перед ним на ниточке осенние листья клёна, цветы по сезону, шишки еловые да сосновые. (15)И видел его явное удовольствие от них.

(16)Лет с пяти-шести я стал рисовать с ним на пару. (17)Я рисовал то, что он не мог, а потом отдавал дорисовывать то, что ему хотелось. (18)А затем оставлял наедине с нашей общей работой.

(19)Кошки и котята дома у нас не переводились. (20)Цветы, попугайчики. (21)Да и в деревне он жил подолгу. (22)Лес настоящий, речка Смородинка, старые домики. (23)Громадные берёзы и вётлы. (24)Колодец, родник. (25)Словом, природа во всём стихийном многообразии. (26)Были грозы страшные, и закаты-рассветы росные, град. (27)Был даже смерч настоящий, что на его глазах сломал высоченную берёзу. (28)А какие туманы в полнолуние мы с ним видели!

(29)Помнится, показал я Серёже в сильную лупу снежинки на улице. (ЗО)Нашёл фотографии в книгах. (31)И сказал, что среди миллионов снежинок одинаковых никогда не будет. (32)Серёжа это понял и стал уже по-другому смотреть на это белое чудо. (33)И рисовать. (34)Вот отсюда и сюжеты его картинок появлялись. (35)Могут спросить, мол, почему он так много кошек рисует и… сорок? (Зб)Просто у нас их много, и он вместе с нами их любит. (37)А черепашек-ниндзя или динозавров, не говоря уж о телепузиках, он никогда не рисовал.

(38)Флоренский писал своей дочери в 1937 году из Соловецкого лагеря: (39)«Секрет творчества — в сохранении юности. (40)Секрет гениальности — в сохранении детства, детской конституции на всю жизнь… (41)Эта-то конституция и даёт гению объективное восприятие мира… и потому оно цельно и реально. (42)Иллюзорное, как бы блестяще оно ни было, никогда не может быть названо гениальным. (43)Ибо суть гениального мировосприятия — проникновение в сущность вещей, а суть иллюзорного — в закрытии от себя реальности».

(По Д. Утенкову*)

-Дмитрий Максимович Утенков (род. в 1948 г.) — современный график, член Союза художников России.

подпись: а28Какое высказывание не находит отражения в тексте?

1) Дети видят в окружающем мире такие мелочи, которые недоступны взрослым.

2) Взрослый наставник может воспитать в ребёнке творческую личность.

3) Дети сливаются с окружающим миром, воспринимая его как бы изнутри.

4) Все выдающиеся художественные открытия были основаны на первых детских впечатлениях.

подпись: а29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) Предложения 2-4 поясняют содержание того, о чём говорится в предложении 1.

2) В предложениях 22-24 содержится описание места.

3) Предложения 29-33 содержат ответ на вопрос, сформулированный в предложении 35.

4) В предложениях 39-43 представлено рассуждение.

подпись: азоВ каком предложении употреблены антонимы?

1) 7 2) 14 3) 17 4) 4

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

подпись: ответы к заданиям в1-вз запишите словами.
из предложений 29-33 выпишите слово, которое образовано приставочносуффиксальным способом.
из предложений 1-4 выпишите существительное, образованное путём перехода из другой части речи.
из предложений 21-26 выпишите, словосочетание со связью примыкание.
подпись: bl
подпись: в2
подпись: вз

Ответы к заданиям В4—В7 запишите цифрами.

подпись: в4Среди предложений 30-35 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

подпись: в5Среди предложений 1-13 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

подпись: в6Среди предложений 22-31 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.

подпись: в7Среди предложений 5-13 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

«Журналист Д. Утенков делает выводы, наблюдая за своим сыном Сергеем. Убедительность, глубину и художественность авторских размышлений помогают усилить разнообразные приёмы, ведущими среди которых стали (предложения 2—3), (предложения 39—43). А

(предложения 14—15; предложения 32—33) — приём, ярко выражающий особую авторскую интонацию в тексте. Поэтичность речи придают тропы, среди которых

(предложения 3—4)».

Список терминов:

1) эпитет 6) ирония

2) вопросно-ответная форма изложения 7) противопоставление

3) метафора 8) цитирование

4) градация 9) анафора

5) парцелляция

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *