Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» В клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
В каком слове допущена ошибка: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) создавший 2) каталОг 3) начАв 4) тОрты
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?
1) Участнику деловой или туристической поездки в США для оформления визы необходимо ПРЕДСТАВИТЬ пакет соответствующих документов.
2) Дефицит кальция в организме помогут ПОПОЛНИТЬ прежде всего такие продукты, как молоко, творог, сыр.
3) Участие в командных играх и других интересных спортивных мероприятиях дарит нам ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд бодрости.
4) При раскатывании теста необходимо периодически СТРЯХИВАТЬ лишнюю муку со скалки.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пара яблок 3) поезжай быстрее
2) несколько, полотенец 4) около пятиста километров
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Слушая оперу «Снегурочка» Петра Ильича Чайковского,
1) возникает лирическое настроение.
2) перед слушателями возникли образы персонажей.
3) восхищаешься талантом великого музыканта.
4) охватывает волнение.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.
2) Это произведение Василя Быкова я прочитал летом, посвящённое Великой Отечественной войне.
3) Древнегреческий философ Сократ когда-то произнёс: «Я знаю, что ничего не знаю».
4) Те, кто при помощи фактов может доказать правильность собственного решения, не должны мириться с некомпетентностью других.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В качестве аргументов в споре могут быть использованы конкретные факты, которые убедительно подтверждают вашу позицию.
2) Совестливый человек — это порядочный, честный человек, который имеет чувство достоинства и справедливости.
3) На протяжении всей своей жизни И. И. Шишкин постоянно приезжал в отчий край, в котором словно черпал новые творческие силы.
4) Солнце и все тела, которые обращаются вокруг него, образуют Солнечную систему.
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.
(1)… (2) Но ведь произвол в произношении почти так же недопустим, как и анархия в письме: язык как средство общения будет полностью удовлетворять своему назначению только в том случае, если все его элементы будут способствовать наиболее быстрому и лёгкому общению.
(3) Дело в том, что отклонения от литературного произношения почти так же мешают языковому общению, как и неграмотное письмо. (4) Это объясняется тем, что при восприятии устной речи обычно мы не фиксируем внимание на её звуковой стороне, а непосредственно воспринимаем смысл. (5) Между тем неправильности в произношении отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, и тем самым являются помехами на пути общения. (6)… единообразное произношение так же важно, как и единообразное письмо.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?
1) Орфоэпия, как и орфография, является неотъемлемой стороной литературного языка.
2) Задачи орфоэпии и орфографии заключаются в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.
3) Всем известно, что разнобой в написании мешает чтению, тормозит понимание читаемого.
4) В современном русском языке сформировалась единая произносительная норма, заимствовавшая часть черт старого московского произношения и часть черт старого петербургского.
А8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении?
1) Хотя 2) Поэтому 3) Лишь 4) Например,
Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей второго (2) предложения текста?
1) произвол так же недопустим 3) все будут способствовать
2) язык как средство общения будет 4) элементы будут способствовать
Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложносочинённое
2) сложноподчинённое
3) простое осложнённое
4) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
![]() |
![]() |
Укажите правильную морфологическую характеристику слова СЛУШАЮЩЕГО из пятого (5) предложения текста.
А12 Укажите значение слова ЛЁГКИЙ в предложении 2.
1) покладистый, уживчивый 3) понятный, не представляющий трудности
2) беззаботный, беспечный 4) легкомысленный
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Стари(1)ые лампы, тка(2)ые кошельки, серебря(3)ые ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло — всё было выброше(4)о прибоем времени на эту площадь, как волны выбрасывают на берег водоросли, ракушки и прочий морской сор.
1) 1, 3 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) б..гровый, изд..лека, конституционный
2) интеллектуальный, герметичный, увл..кая
3) расстелить, г..потеза, орнам..нтальный
4) К..ВЫЧКИ, к..снуться, ор..гинальный
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) об..греватель, нед..варить, н..испособнейший
2) проследовать, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать
3) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить
4) пред..дущий, по..грать, от..гравшись
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) закле..шь, независ..мый 3) встрет..шь, расходу..мые
2) брос..шь, подозреваемый 4) постав..шь, пригрева..мое
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. преодолевающий В. выносл..вый
Б. МИЗИНЦ..ВЫЙ Г. пристра..вать
1) А, Б, Г 2) А, Б 3) В, Г 4) А, В, Г
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?
Н(1) за что н(2) понять людям, каким образом Бим находил целебные травы. Может быть, ему удавалось это делать, потому что он н(3) ждал н(4) с чьей стороны н(5)каких подсказок?
1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 4, 5
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) Меняется деревня Озерцо, но в мелкой речке ТАК(ЖЕ) месяц тонет, и ТАК(ЖЕ) силу ей дают ключи, и пьют мальчишки из ковша ладоней, как век назад.
2) Мои спутники ТО(ЖЕ) осматривали берег (В)ТЕЧЕНИЕ целого часа и обнаружили янтарь причудливой формы.
3) Звуки мало-помалу слабеют, (ПО)НЕМНОГУ замирают, а скоро их (СО)ВСЕМ уже не слышно.
4) И (НЕ)СМОТРЯ на то, что путешественники знали о быстро наступающих сумерках, темнота ВСЁ(ТАКИ) застала их врасплох.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
В октябре с вершин деревьев валятся на землю последние сухие листья (1) и по тропинкам нельзя ступить.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И не нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Перифраза — оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.
1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3 4) 1, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3
А23 |
А24 |
А25 |
А26 |
А27 |
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) 1) Художник совершал поездки по Финскому заливу и Чёрному морю и отразил свои впечатления во многих полотнах. 2) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением. 3) Во взгляде автора «Слова о полку Игореве» мы угадываем и любование бесконечными просторами и доподлинное знание окружающего мира. 4) За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Замечательный человек и учёный Н. Н. Миклухо-Маклай занимает среди великих путешественников XIX века особое место: он исследовал быт и нравы народов, о которых европейцы ничего не знали. 1) Первая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 3) Первая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 4) Вторая часть сложного предложения содержит причину того, о чём говорится в первой части. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно. 1) 1 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 5 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 5 Прочитайте текст. |
Геологические процессы, формирующие облик и внутреннюю структуру нашей планеты, протекают чрезвычайно медленно и не поддаются непосредственному наблюдению. Единственным исключением служит вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее: при извержении вулканов облик отдельных участков Земли может измениться до неузнаваемости за считаные дни (а порой часы и даже минуты). Естественно, что уже одно это и возможность непосредственного контакта с “внутренним содержанием" планеты заставляют учёных с особым интересом относиться к процессу вулканизма. |
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Вулканическая деятельность — явление грандиозное и впечатляющее.
2) Ни один из геологических процессов, протекающих медленно, не поддаётся непосредственному наблюдению.
3) Извержение вулканов может изменить отдельные участки Земли до неузнаваемости за считаные дни.
4) Процесс вулканизма — единственный из геологических процессов, быстро формирующий облик Земли и позволяющий увидеть её структуру, — вызывает особый интерес учёных.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Есть такая пословица, знакомая из русской классики: «…». (2)Я бы прибавила к ней ещё другую, практически не менее важную: создавай себе привычку смолоду, с первых дней молодости! (З)Привычку к определённой форме, определённой технологии труда! (4)Это скажется на всей жизни, это принесёт огромные плоды в старости. (5)С ужасом вижу я у части современной молодёжи лёгкое и пустое отношение к времени… (6)Часы, дни проходят у молодого, полного сил существа впустую. (7)Напоминают ему: «Надо же успеть выучить, надо к такому-то успеть сделать!» — и получают в ответ: «Пустяки, наверстаю!» (8)Впереди много времени, вёрсты и вёрсты. (9)Успеется. (10)И время, материальное время, бежит, как пустой конвейер, на который ничего не положено. (11)День не положено, месяц не положено, год не положено — впереди ещё есть вёрсты, наверстаю. (12)Но когда пришёл последний срок «наверстать», оказывается, что молодой, энергичный человек наверстать не может. (13)Один-два раза выйдет, а вообще — не получается, не выходит, хотя есть ещё и время для этого, и силы, и здоровье. (14)Почему не получается? (15)Попробуйте спросить у хорошего скрипача, месяцами не бравшего скрипку в руки, почему не выходит у него знакомый пассаж. (16)Да потому, что не было ежедневной тренировки пальцев, не было необходимой практики. (17)Время не резинка, оно действенно. (18)Пустое время между вами и вашим делом — пропущенное — не оставляет за этот промежуток вас и ваши способности точь-в-точь такими, какими они были до промежутка. (19)0ни, ваши способности, за этот промежуток притупились, деквалифицировались, назад пошли. (20)И наоборот, если б он, этот промежуток времени, заполнялся бы вами, как на конвейере, практикой, повторением, изучением, освоением определённой вещи, то ваши способности и ваши умения за этот промежуток упрочились бы, вошли в привычку.
(21)Сколько теряют наши молодые люди, не заручившись привычкой думать, работать, изучать, делать с ранней молодости! (22)Но я неверно сказала, что промежуток откладывания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем. (23)Время никогда не бывает пустым. (24)Оно откладывает на своём конвейере для праздной молодёжи по кирпичику пустоты, создавая постепенно привычку к ничегонеделанью. (25)И уже эта самая привычка ничегонеделанья и мешает им впоследствии «наверстать».
(М. Шагинян*)
* Мариэтта Сергеевна Шагинян (1888-1982) — русская писательница, литературовед, философ.
Какое высказывание нужно употребить на месте пропуска в первом (1) предложении текста?
1) Мы все учились понемногу… 3) Счастливые часов не наблюдают.
2) Молодо — зелено. 4) Береги честь смолоду.
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 23-25 содержат рассуждение.
2) В предложениях 5-10 содержится рассуждение.
3) Предложения 18-20 содержат обоснование выдвинутого в предложении 17 утверждения.
4) В предложении 20 представлено повествование.
В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?
1) 19 2) 16 3) 10 4) 4
Ответом к Заданиям этой части (В1-В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.
Среди предложений 10-18 найдите сложные, в состав которых входит односоставное определённо-личное. Напишите номера этих сложных предложений.
Среди предложений 13-20 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.
Среди предложений 13-20 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого сложного предложения.
Среди предложений 21-25 найдите предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
«Мариэтта Шагинян обращается к молодым читателям, предостерегая их от тех ошибок, которые, по её мнению, часто допускает молодёжь. Речь публициста эмоциональна. ‘ (предложения 2, 3) — синтаксическое средство, в использовании которого проявляется горячая заинтересованность автора предметом рассуждения. Полемический пафос текста создают в основном разнообразные приёмы, например (предложения 14—16), а также тропы, среди которых(«… как пустой конвейер» в предложении 10) и (в предложении 24)».
Список терминов:
1) Метафора
2) вопросно-ответная форма изложения
3) фразеологизм
4) градация
5) восклицательные предложения
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов Л? 1.
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.