Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняе­мого…

Часть 1

подпись: alПри выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняе­мого Вами задания (А1—АЗО) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соот­ветствует номеру выбранного Вами ответа.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) кремЕнь

2) отд ал А

3) загнУтый

4) красИвее

подпись: а2В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Странно, что в другое время его мысль была не так гибка и ИЗОБРЕТАЛЕНА, как теперь.

2) На урок биологии надо принести несколько ЛУКОВИЧНЫХ перьев.

3) С докладом выступил АВТОРИТЕТНЫЙ в этой науке учёный.

4) Долина реки прямая, в нижней части открытая и КАМЕНИСТАЯ.

подпись: азУкажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) наступали кирасиры

2) семь княжон

3) на двести шестьдесят седьмом километре

4) маленькое колибри

подпись: а4Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пользуясь покровительством просвещённого вельможи,

1) А. Радищева назначили на хорошую должность.

2) денежное довольствие А. Радищеву было увеличено.

3) А. Радищева ждала блестящая карьера.

4) довольно успешно продвигался по службе А. Радищев.

подпись: а5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксичес­кой нормы).

1) Широкая полоса тончайшего узора по кайме да просторный круг цветов посе­редине — вот и вся вышивка.

2) Во время экскурсии по Парижу мы с особым интересом осматривали здания, связанное с жизнью Г. Гейне.

3) Сталин очень редко принимал иностранных корреспондентов, его интервью были сдержанны и немногословны.

4) По окончании отделения журналистики Ленинградского университета он уст­роился редактором в издательство.

подпись: а6В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нель­зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) В 50-е гг. XX века тысячи геологов отправились в полевые экспедиции, кото­рые проходили в обстановке строжайшей секретности.

2) Во II веке александрийский астроном Клавдий Птолемей построил систему ми­ра, в центре которого находилась Земля.

3) Самая глубокая в мире скважина, которую пробурили геологи на Кольском по­луострове, едва превышает 12 км.

4) Во Франции, которая обладает богатыми месторождениями урана, на АЭС по­лучают до 70% электроэнергии.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

А7

А8

А9

А10

АН

А12

А13

(1)… (2)В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерско­го алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. (З)Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и в различных сочетаниях. (4)0дин клинописный символ обозначал слово или слог. (б)Письменная система, разрабо­танная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторы­ми другими народами. (6)… поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) Язык древних шумеров не похож ни на один из известных языков.

2) Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного культурного центра.

3) Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов — рисунков, обо­значающих конкретные явления и понятия.

4) Самые ранние шумерские тексты датируются XXVI веком до н. э.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропус­ка в Шестом предложении?

1) Именно 3) К сожалению,

2) Однако 4) Итак,

Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) происходило (предложение 2)

2) это связано (предложение 3)

3) обозначал слог (предложение 4)

4) система была (предложение 5)

Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое

3) простое, осложнённое

4) сложноподчинённое

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСТЕПЕННО из третьего (3) предложения текста.

1) краткое прилагательное 3) краткое причастие

2) наречие 4)частица

Укажите значение слова ЦИВИЛИЗАЦИЯ в предложении 6.

1) следующая за дикостью и варварством ступень общественного развития

2) прогресс, просвещение, современная мировая культура

3) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры

4) объединение племён под властью одного правителя

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишет­ся одна буква Н?

Не исключе(1)о, что других ребят «Робинзон Крузо» одарит простором, со­лёными брызгами, ветром и жутью соверше(3)ого одиночества.

1) 1,2 2) 2,3 3) 3 4) 1,3

подпись: а14В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква Е?

1) м..диана, выт..реть, зам..нить (деталь)

2) св..репый, ут..шать (ребёнка), сл..зинка

3) известить, обл..цевать, похищение

4) кап..лька, увлекательно, зап..рать

подпись: а15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) воз..меть, сверхизысканно, пред..юньский

2) бездыханный, ниспровержение, ра..мер

3) пр..нарядиться, приоритет, пр..шелец

4) суб..ядерный, рудопод..ёмный, пас..янс

подпись: а16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?

1) сыплющееся зерно, туристы объезд..т

2) негре..щая печка, снега не скро..т

3) ломающиеся игрушки, рабочие наполн..т

4) мет..щий в цель, листья усе..т

подпись: а17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. точечный

Б. отряхивать

В. масл. ще

Г. зависавший 1)А, В 2) Б, В 3)В 4) А, Б, Г

подпись: а18В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) На складе им (не)додали гвоздей и шурупов.

2) (Не)мешкая ни минуты, они отправились в путь.

3) Насчёт своих способностей он никогда (не)обманывался.

4) Мальчонка (не)достаёт до кнопки звонка.

подпись: а19В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) Я не против, только штабные (ВСЁ)РАВНО узнают о ваших талантах, заберут в штаб дивизии, а то и (ПО)ВЫШЕ.

2) Мама зорко следила (ЗА)ТЕМ, чтобы сын и племянница в одно и ТО(ЖЕ) время утром вставали, а вечером ложились спать.

3) ВООБЩЕ(ТО) мне не хотелось, ЧТО(БЫ) мои родители каждое утро прямо у всех на глазах провожали меня в школу.

4) подпись: а20Предсказать, как поведёт себя КАКОЙ(ЛИБО) объект в определённых услови­ях, проще, если (С)НАЧАЛА исследовать его модель.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предло­жении:

По сравнению с земной корой породы мантии отличаются большей плотностью ( ) и скорость распространения сейсмических волн в них заметно выше.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) подпись: а21Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сломя голову (1) я кинулся по коридору и (2) распахнув (3) только что закрывшу­юся (4) дверь учительской (5) замер на пороге.

1) 1, 3,4 2)2,5 3) 1, 2,4, 5 4) 2, 3, 4

подпись: а22В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Следователь оказался за околицей только после обеда: провозился (1) однако (2) Анискин с упрямым мужичонкой часа два. Пять минуть (3) а (4) может быть (5) дольше смотрел он на знакомую рощу.

1)1,2

2) 3, 4, 5

3)3, 5

4) 1, 2, 3, 5

подпись: а23Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) Сосед посмотрел на сестру не то с уважением не то даже как-то ещё серьёзнее…

2) Сегодня можно ещё поваляться на диване или сходить в кино.

3) Прямая светлая дорога уходила вдаль и пропадала где-то в приземистых тём­но-зелёных кустах.

4) После разговора в саду в ход были пущены слёзы и клятвы лесть и комплимен­ты шантаж и угрозы.

подпись: а24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Актриса давно сделала для себя правилом: не заставлять других переживать то, что она может пережить сама.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содер­жание того, о чём говорится в первой части.

подпись: а25В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через два с лишним месяца Джонстон (1) на долю (2) которого (3) выпало столь­ко злоключений (4) нашёл затонувшую «Ниагару»…

1)1

2) 2

3) 1, 4

4) 2, 3

подпись: а26В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Из рассказа бабушки папа должен сделать вывод (1) что (2) если он не будет при­глашать к нам своих приятелей из других городов (3) и ему не будут мешать писать книгу срочными вызовами в больницу (4) он вскоре тоже станет профессором.

1)1,2, 4 3)2, 3,4

2)1,4 4)1,2, 3

подпись: а27Прочитайте текст.

Китовая и гигантская акула — крупнейшие океанские рыбы. Несмотря на внуши­тельные размеры и грозный вид, это мирные животные, питающиеся планкто­ном. Они настолько безобидны, что пловцы не раз осёдлывали их. Однако были слу­чаи, когда китовые и гигантские акулы, выведенные из себя, нападали на лодки. Из-за огромной величины и силы эти акулы потенциально опасны.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информа­ция, содержащаяся в тексте?

1) Крупнейшие океанские рыбы — китовая и гигантская акула — могут напасть на лодку, если их вывели из себя.

2) Китовая и гигантская акула не опасны для человека, так как питаются планк­тоном, хотя из-за огромной величины и силы представляют потенциальную опас­ность.

3) Китовая и гигантская акула — мирные животные огромных размеров, которые питаются планктоном.

4) Если пловцы «пристают» к безобидным видам акул — китовой и гигантской, те могут в ответ напасть, несмотря на то, что питаются они планктоном.

Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8.

(1)Цензура родилась вместе с первой книгой. (2)И вот уже между автором и чита­телем встал цензор, и уже книги стали бросать в огонь. (3)К счастью, с тех пор, как существует книгопечатание, уже не так легко уничтожить книги. (4)Их можно под­вергать цензуре, запрещать, сжигать, если их содержание кому-то показалось угро­жающим, аморальным, враждебным государству, непристойным, политически опас­ным или если самих авторов считают опасными и нежелательными. (5)Но уже невоз­можно, как это было во времена рукописных книг, уничтожить и предать забвению. (б)Книги, объявленные вне закона, даже когда на них наложено табу, даже когда они под запретом, будут существовать, укрытые в частных собраниях, тайком рас­пространяемые и перепечатанные самиздатом. (7)Как сказал чешский писатель Бо — гумил Грабал, «инквизиторы всего мира напрасно сжигают книги, и если в книге есть действительно что-то сильное, то можно слышать, как они смеются в огне».

(8)С давних пор власть предержащие охотно отправляли в огонь книги, которые казались им вредными и опасными. (9)В отношении рукописей это было достаточно эффективно. (Ю)Тексты, превращённые в пепел и пыль, больше нельзя восстано­вить, как разрушенные города. (11)Из пепла может родиться только миф о птице Фе­никс. (12)Мотив инквизиторов всегда был и остаётся один и тот же: чужие цивилиза­ции должны быть стёрты с лица земли, тексты, противоречащие догматам, сож­жены, опасные идеи вырваны с корнем, история переписана, память очищена. (13)Но даже в эпоху, предшествующую книгопечатанию, стратегия подавления не всегда была эффективна в сфере духа. (14)Всем цензорам надо напомнить слова Тацита: «Нужно подвергнуть осмеянию глупость тех, кто верит, что способен деяниями дня сегодняшнего стереть память в будущих веках».

(По А. Ворошилову)

подпись: а28Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Цензура книгам не нужна.

2) Нельзя уничтожать прогрессивные идеи.

3) Часто власти стремятся уничтожить инакомыслие карательными мерами.

4) Уничтожение книг не приводит к уничтожению идей.

подпись: а29Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) 9 предложение поясняет суждение, высказанное в предложении 8 текста.

2) Предложение 5 содержит элемент описания.

3) 6 предложение содержит элементы повествования.

4) В предложениях 10—11 представлено рассуждение.

подпись: азоУкажите слово, употреблённое в переносном значении.

1) родилась (предложение 1) 3) уничтожить (предложение 3)

2) бросать (предложение 2) 4) сжигают (предложение 7)

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдель­ной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточ­ку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

подпись: в1
в2
вз
Укажите способ образования слова ОСМЕЯНИЕ (предложение 14).

Из предложений 12—13 выпишите краткие прилагательные.

Из предложений 2—3 выпишите подчинительное словосочетание со связью СО­ГЛАСОВАНИЕ.

подпись: ответы к заданиям в4—в8 запишите цифрами.
среди предложений 2—7 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное неопределённо-личное. напишите номера этих сложных предложений.
среди предложений 8—14 найдите все предложения, в которых есть обособленное распространённое согласованное определение. напишите номера этих предложений.
среди предложений 2—8 найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное изъяснительное. напишите номер этого сложного предложения.
среди предложений 8—14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения. напишите номер этого предложения.
подпись: в4
подпись: в5
подпись: в6
подпись: в7

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы ана­лизировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков циф­ры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О.

подпись: в8Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соот­ветствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте за­пятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробе­лы не используются.

«Проблема цензуры актуальна для нашего времени: совсем недавно горячо об­суждался уровень и объём контроля государства за информацией, распространяе­мой по сети Интернет. Автор статьи очень эмоционально, пропуская как бы через се­бя, говорит об этой проблеме, используя такие синтаксические средства выразитель­ности, как______________________ (предложения 4, 6) и______________ (предложение 10), троп —____________________________ (например,

«предать забвению», «вырвать с корнем»). Чтобы усилить свою позицию А. Воро­шилов прибегает к приёму__________ (предложения 7, 14)».

подпись: 6) метафоры
7) сравнительный оборот
8) противопоставление
8)анафора
Список терминов:

1) фразеологизмы

2) ряды однородных членов

3) эмоционально-оценочные слова

4)гипербола

5) цитирование

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не со­гласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой от­вет аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью пе­реписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *