При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого Вами задания (А1—АЗО) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного Вами ответа.
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) кремЕнь
2) отд ал А
3) загнУтый
4) красИвее
В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?
1) Странно, что в другое время его мысль была не так гибка и ИЗОБРЕТАЛЕНА, как теперь.
2) На урок биологии надо принести несколько ЛУКОВИЧНЫХ перьев.
3) С докладом выступил АВТОРИТЕТНЫЙ в этой науке учёный.
4) Долина реки прямая, в нижней части открытая и КАМЕНИСТАЯ.
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) наступали кирасиры
2) семь княжон
3) на двести шестьдесят седьмом километре
4) маленькое колибри
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Пользуясь покровительством просвещённого вельможи,
1) А. Радищева назначили на хорошую должность.
2) денежное довольствие А. Радищеву было увеличено.
3) А. Радищева ждала блестящая карьера.
4) довольно успешно продвигался по службе А. Радищев.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Широкая полоса тончайшего узора по кайме да просторный круг цветов посередине — вот и вся вышивка.
2) Во время экскурсии по Парижу мы с особым интересом осматривали здания, связанное с жизнью Г. Гейне.
3) Сталин очень редко принимал иностранных корреспондентов, его интервью были сдержанны и немногословны.
4) По окончании отделения журналистики Ленинградского университета он устроился редактором в издательство.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) В 50-е гг. XX века тысячи геологов отправились в полевые экспедиции, которые проходили в обстановке строжайшей секретности.
2) Во II веке александрийский астроном Клавдий Птолемей построил систему мира, в центре которого находилась Земля.
3) Самая глубокая в мире скважина, которую пробурили геологи на Кольском полуострове, едва превышает 12 км.
4) Во Франции, которая обладает богатыми месторождениями урана, на АЭС получают до 70% электроэнергии.
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12. |
А7 |
А8 |
А9 |
А10 |
АН |
А12 |
А13 |
(1)… (2)В дальнейшем происходило совершенствование знаковой системы шумерского алфавита, которое привело к формированию клинописи в III тысячелетии до н. э. (З)Это связано с тем, что записи велись на глиняных табличках: для удобства письма иероглифические символы постепенно преобразовались в систему клинообразных штрихов, наносившихся в разных направлениях и в различных сочетаниях. (4)0дин клинописный символ обозначал слово или слог. (б)Письменная система, разработанная шумерами, была заимствована аккадцами, эламитами, хеттами и некоторыми другими народами. (6)… поэтому шумерская письменность сохранялась гораздо дольше, чем просуществовала сама цивилизация шумеров. Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте? 1) Язык древних шумеров не похож ни на один из известных языков. 2) Существует мнение, что шумерская письменность распространилась из одного культурного центра. 3) Первоначально шумеры вели записи с помощью иероглифов — рисунков, обозначающих конкретные явления и понятия. 4) Самые ранние шумерские тексты датируются XXVI веком до н. э. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в Шестом предложении? 1) Именно 3) К сожалению, 2) Однако 4) Итак, Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) происходило (предложение 2) 2) это связано (предложение 3) 3) обозначал слог (предложение 4) 4) система была (предложение 5) Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста. 1) сложное бессоюзное 2) сложносочинённое 3) простое, осложнённое 4) сложноподчинённое Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОСТЕПЕННО из третьего (3) предложения текста. 1) краткое прилагательное 3) краткое причастие 2) наречие 4)частица Укажите значение слова ЦИВИЛИЗАЦИЯ в предложении 6. 1) следующая за дикостью и варварством ступень общественного развития 2) прогресс, просвещение, современная мировая культура 3) уровень общественного развития, материальной и духовной культуры 4) объединение племён под властью одного правителя В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Не исключе(1)о, что других ребят «Робинзон Крузо» одарит простором, солёными брызгами, ветром и жутью соверше(3)ого одиночества. 1) 1,2 2) 2,3 3) 3 4) 1,3 |
В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква Е?
1) м..диана, выт..реть, зам..нить (деталь)
2) св..репый, ут..шать (ребёнка), сл..зинка
3) известить, обл..цевать, похищение
4) кап..лька, увлекательно, зап..рать
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) воз..меть, сверхизысканно, пред..юньский
2) бездыханный, ниспровержение, ра..мер
3) пр..нарядиться, приоритет, пр..шелец
4) суб..ядерный, рудопод..ёмный, пас..янс
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ю?
1) сыплющееся зерно, туристы объезд..т
2) негре..щая печка, снега не скро..т
3) ломающиеся игрушки, рабочие наполн..т
4) мет..щий в цель, листья усе..т
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. точечный
Б. отряхивать
В. масл. ще
Г. зависавший 1)А, В 2) Б, В 3)В 4) А, Б, Г
В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) На складе им (не)додали гвоздей и шурупов.
2) (Не)мешкая ни минуты, они отправились в путь.
3) Насчёт своих способностей он никогда (не)обманывался.
4) Мальчонка (не)достаёт до кнопки звонка.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) Я не против, только штабные (ВСЁ)РАВНО узнают о ваших талантах, заберут в штаб дивизии, а то и (ПО)ВЫШЕ.
2) Мама зорко следила (ЗА)ТЕМ, чтобы сын и племянница в одно и ТО(ЖЕ) время утром вставали, а вечером ложились спать.
3) ВООБЩЕ(ТО) мне не хотелось, ЧТО(БЫ) мои родители каждое утро прямо у всех на глазах провожали меня в школу.
4) Предсказать, как поведёт себя КАКОЙ(ЛИБО) объект в определённых условиях, проще, если (С)НАЧАЛА исследовать его модель.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
По сравнению с земной корой породы мантии отличаются большей плотностью ( ) и скорость распространения сейсмических волн в них заметно выше.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сломя голову (1) я кинулся по коридору и (2) распахнув (3) только что закрывшуюся (4) дверь учительской (5) замер на пороге.
1) 1, 3,4 2)2,5 3) 1, 2,4, 5 4) 2, 3, 4
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Следователь оказался за околицей только после обеда: провозился (1) однако (2) Анискин с упрямым мужичонкой часа два. Пять минуть (3) а (4) может быть (5) дольше смотрел он на знакомую рощу.
1)1,2
2) 3, 4, 5
3)3, 5
4) 1, 2, 3, 5
Укажите предложение, в котором нужно поставить Одну Запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сосед посмотрел на сестру не то с уважением не то даже как-то ещё серьёзнее…
2) Сегодня можно ещё поваляться на диване или сходить в кино.
3) Прямая светлая дорога уходила вдаль и пропадала где-то в приземистых тёмно-зелёных кустах.
4) После разговора в саду в ход были пущены слёзы и клятвы лесть и комплименты шантаж и угрозы.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Актриса давно сделала для себя правилом: не заставлять других переживать то, что она может пережить сама.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Через два с лишним месяца Джонстон (1) на долю (2) которого (3) выпало столько злоключений (4) нашёл затонувшую «Ниагару»…
1)1
2) 2
3) 1, 4
4) 2, 3
В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Из рассказа бабушки папа должен сделать вывод (1) что (2) если он не будет приглашать к нам своих приятелей из других городов (3) и ему не будут мешать писать книгу срочными вызовами в больницу (4) он вскоре тоже станет профессором.
1)1,2, 4 3)2, 3,4
2)1,4 4)1,2, 3
Прочитайте текст.
Китовая и гигантская акула — крупнейшие океанские рыбы. Несмотря на внушительные размеры и грозный вид, это мирные животные, питающиеся планктоном. Они настолько безобидны, что пловцы не раз осёдлывали их. Однако были случаи, когда китовые и гигантские акулы, выведенные из себя, нападали на лодки. Из-за огромной величины и силы эти акулы потенциально опасны.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Крупнейшие океанские рыбы — китовая и гигантская акула — могут напасть на лодку, если их вывели из себя.
2) Китовая и гигантская акула не опасны для человека, так как питаются планктоном, хотя из-за огромной величины и силы представляют потенциальную опасность.
3) Китовая и гигантская акула — мирные животные огромных размеров, которые питаются планктоном.
4) Если пловцы «пристают» к безобидным видам акул — китовой и гигантской, те могут в ответ напасть, несмотря на то, что питаются они планктоном.
Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8.
(1)Цензура родилась вместе с первой книгой. (2)И вот уже между автором и читателем встал цензор, и уже книги стали бросать в огонь. (3)К счастью, с тех пор, как существует книгопечатание, уже не так легко уничтожить книги. (4)Их можно подвергать цензуре, запрещать, сжигать, если их содержание кому-то показалось угрожающим, аморальным, враждебным государству, непристойным, политически опасным или если самих авторов считают опасными и нежелательными. (5)Но уже невозможно, как это было во времена рукописных книг, уничтожить и предать забвению. (б)Книги, объявленные вне закона, даже когда на них наложено табу, даже когда они под запретом, будут существовать, укрытые в частных собраниях, тайком распространяемые и перепечатанные самиздатом. (7)Как сказал чешский писатель Бо — гумил Грабал, «инквизиторы всего мира напрасно сжигают книги, и если в книге есть действительно что-то сильное, то можно слышать, как они смеются в огне».
(8)С давних пор власть предержащие охотно отправляли в огонь книги, которые казались им вредными и опасными. (9)В отношении рукописей это было достаточно эффективно. (Ю)Тексты, превращённые в пепел и пыль, больше нельзя восстановить, как разрушенные города. (11)Из пепла может родиться только миф о птице Феникс. (12)Мотив инквизиторов всегда был и остаётся один и тот же: чужие цивилизации должны быть стёрты с лица земли, тексты, противоречащие догматам, сожжены, опасные идеи вырваны с корнем, история переписана, память очищена. (13)Но даже в эпоху, предшествующую книгопечатанию, стратегия подавления не всегда была эффективна в сфере духа. (14)Всем цензорам надо напомнить слова Тацита: «Нужно подвергнуть осмеянию глупость тех, кто верит, что способен деяниями дня сегодняшнего стереть память в будущих веках».
(По А. Ворошилову)
Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Цензура книгам не нужна.
2) Нельзя уничтожать прогрессивные идеи.
3) Часто власти стремятся уничтожить инакомыслие карательными мерами.
4) Уничтожение книг не приводит к уничтожению идей.
Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) 9 предложение поясняет суждение, высказанное в предложении 8 текста.
2) Предложение 5 содержит элемент описания.
3) 6 предложение содержит элементы повествования.
4) В предложениях 10—11 представлено рассуждение.
Укажите слово, употреблённое в переносном значении.
1) родилась (предложение 1) 3) уничтожить (предложение 3)
2) бросать (предложение 2) 4) сжигают (предложение 7)
Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.
Укажите способ образования слова ОСМЕЯНИЕ (предложение 14).
Из предложений 12—13 выпишите краткие прилагательные.
Из предложений 2—3 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В8.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру О.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
«Проблема цензуры актуальна для нашего времени: совсем недавно горячо обсуждался уровень и объём контроля государства за информацией, распространяемой по сети Интернет. Автор статьи очень эмоционально, пропуская как бы через себя, говорит об этой проблеме, используя такие синтаксические средства выразительности, как______________________ (предложения 4, 6) и______________ (предложение 10), троп —____________________________ (например,
«предать забвению», «вырвать с корнем»). Чтобы усилить свою позицию А. Ворошилов прибегает к приёму__________ (предложения 7, 14)».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) ряды однородных членов
3) эмоционально-оценочные слова
4)гипербола
5) цитирование
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.