Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняе­мого…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняе­мого Вами задания (А1—АЗО) поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соот­ветствует номеру выбранного Вами ответа.

В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: Неверно Выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нажИвший 2) облЕгчит 3) откУпорил 4) крАны

В каком варианте ответа выделенное слово употреблено Неверно?

1) Сотни шатровых, ЛУКОВИЧНЫХ крыш блестели золотом и серебром.

2) Острейший вопрос современности — ГУМАННОЕ отношение к детям.

3) На лице хозяина сияло выражение полного ДОВОЛЬСТВА собой.

4) Радостное известие ВЫСВЕТИЛО душу, дало надежду на лучшее.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) мудрее наставника 3) положи на стол

2) подготовили конюхов 4) кадетские корпусы

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Одерживая победы в постоянных войнах с соседними народами,

1) историки называют Романа Волынского самодержцем всей Руси.

2) расширилась подконтрольная Роману Волынскому территория.

3) Роман Волынский укрепил свою славу талантливого полководца.

4) перед Романом Волынским встала проблема пополнения войска дружинниками.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксичес­кой нормы).

1) И сестра никогда не забудет то свидание, на котором ей стихами объяснились в любви.

2) В 1827 году вышел первый большой сборник лирики Гейне «Книга песен».

3) В квартире пёс первым делом обследовал кухню, потом комнаты, чёрным но­сом толкнул двери в ванную и туалет.

4) То, что было самым обыденным под ногами пешеходов: одуванчики, ромашки, былинки, — на картинах Васильева становится откровением.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нель­зя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Надо было ещё пришить левую лямку рюкзака, которая практически оторва­лась в прошлом походе.

2) Нам очень хотелось увидеть тот широкий мир, который лежит за пределами московских улиц!

3) В глубине пещеры мы увидели прижавшихся друг к дружке пятерых зверьков, которые скалили острые беленькие зубы.

4) Мужики, которые были вооружены топорами, лопатами и даже кое-кто вила­ми, отправились в буерак.

Прочитайте текст и выполните задания А7—А12.

(1)… (2)Но такое впечатление обманчиво, поскольку на самом деле бананы не дере­вья, а травы! (3)… гигантские — высотой до 15 м. (4)У каждого растения есть мощ — ! ное многолетнее корневище, от которого отрастает полый ложный ствол. (5)Он об­разован плотно налегающими друг на друга основаниями очень крупных листьев, длина которых может достигать до четырёх метров, а ширина — до 90 см. (б)Ветер часто разрывает эти огромные зелёные паруса до самой середины, т. е. до централь­ной жилки, что и придаёт им сходство с перистыми листьями пальм.

подпись: а7Какое из приведённых ниже предложений должно быть Первым в этом тексте?

1) На первый взгляд представители рода бананов похожи на пальмы.

2) Плоды бананов — крупные пальцевидные ягоды.

3) У некоторых видов бананов цветки раскрываются вечером.

4) подпись: а8Культурные сорта бананов размножают вегетативно.

Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в Третьем пред­ложении?

1) Итак, 2) Правда, 3) Именно 4) Поэтому

подпись: а9Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

2) такое впечатление (предложение 2)

3) есть (предложение 4)

4) отрастает (предложение 4)

5) он образован (предложение 5)

подпись: а10Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложное бессоюзное 3) простое, осложнённое

2) сложноподчинённое 4) сложносочинённое

подпись: allВ каком предложении есть действительное причастие?

1) 5 2) 2 3)6 4)4

подпись: a12Укажите значение слова ПОЛЫЙ в предложении 4.

1) ничем не покрытый, голый

2) состоящий из мелких чешуек

3) ничем не заполненный, пустой

4) растущий от пола, поверхности

подпись: a13В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишет­ся НН?

Солнечные лучи в горницу проникали степе(1)о, упав на некраше(2)ый пол и не — оштукатуре(3)ые стены, приглушались до оранжевости.

1) 1 2)2 3) 3 4) 1,3

подпись: a14В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) зат..иться, сем..нарское, оз..рённый

2) уст..реть, к..лючий, ум..лять (заслуги)

3) пл..вучесть, сатирический, осм..леть

4) вдохновение, скл..нение, тр..ва

подпись: a15В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..чадие (ада), бе..хвостный, во..делывать

2) пр..©священство, прибедняться, пр..добрый

3) пред..юльский, изыскательский, над..нтегральный

4) в..юнок, кур..ерский, пан..японский

подпись: a16В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?

1) вяж..щая хурма, родители удерж..т

2) в колышущийся ржи, защебеч..т птицы

3) движущаяся колонна, десантники высад..тся

4) к плачущему ребёнку, брюки выгор..т

подпись: а17В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. потчевать

Б. заноси..вый

В. спрашивать

Г. выкупавший

1)А, Г 2) Б, В 3) Б, В, Г 4) А, Б, Г

А18 В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Каждое посещение таких заведений вызывало в нём ничем (не)оправданную жалость к людям.

2) Ближе к утру у него начинало щипать глаза от табачного дыма, во рту стояла (не)проходящая никотиновая горечь.

3) (Не)глубокий, но холодный пролив отделял остров от материка.

4) Внизу шумела улица Горького (не)стихающим шелестом машин.

А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) В школе Лёва ТО(ЖЕ) отвечал за радиопередачи, а (ЗА)ОДНО уж и за обще­школьную стенгазету…

2) (С)ПЕРВА я хотел сорвать афишу и уничтожить её, подходил, примерялся, прилаживался, но ВСЁ(ТАКИ) не сорвал.

3) Матери ТАК(ЖЕ) не хотелось ехать на дачу, а отец (ПО)ЭТОМУ поводу ничего не сказал.

4) (ЗА)ЧЕМ жить рядом с таким человеком, ведь это ТО(ЖЕ) самое, что пить дис­тиллированную воду…

А20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предло — жении:

Красавицы быстро привыкают к поклонению () и уже обходиться без него не мо­гут.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

подпись: а21подпись: а22В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Занятый телефонным спором (1) он перестал обращать на спорящих внимание (2) и (3) вспомнил (4) лишь ощутив за спиной плотную тишину.

1)1,3

2) 2, 4

3) 1, 4

4)4

В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Ты (1) оказывается (2) неплохо устроилась, — как-то сказала мама. — Значит (3) брат будет учиться, с утра до вечера играть на кларнете, совершенствоваться, гото­виться к конкурсам, а ты будешь (4) всего-навсего (5) посвящать ему свою жизнь. Какие-то у тебя иждивенческие настроения!

1) 1, 2

2)1,4, 5

3) 1, 2, 3

4)4, 5

подпись: а23Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препи­нания не расставлены.)

1) В первом подводном фильме были засняты коралловые рифы и дивные водо­росли и стаи рыб.

2) Над кривыми крышами и покосившимися трубами высилось ясное звёздное небо.

3) К концу Средневековья каждый человек чувствует на себе пристальное внима­ние королевских судей и сборщиков налогов королевских министров и полицейских.

4) Тяжёлые рыжие прочно обузданные шпильками волосы напоминают по форме перевёрнутый вверх дном медный сосуд.

подпись: а24Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Мама держалась как настоящая аккомпаниаторша: не спеша разложила ноты, поправила под собой стул и устремила глаза на брата, ожидая его команды.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содер­жание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит следствие того, о чём говорится в первой части.

3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

подпись: а25В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ещё в 30-х годах XX века (1) были проведены подводные археологические иссле­дования древнегреческой колонии (2) развалины (3) которой находятся (4) недалеко от Севастополя.

1) 1 2)2 3)3 4) 1,4

подпись: а26В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Все мои планы на будущее брата оказались под угрозой (1) и (2) если он согла­ситься играть в каком-то школьном оркестре (3) то растратит свой талант на мелочи (4) и блестящей карьеры великого музыканта у него не будет.

1) 1,3, 4 2) 1,3 3) 1,2, 3,4 4)2,4

подпись: а27Прочитайте текст.

С кессонной болезнью водолазов научились бороться при помощи ступенчатой де­компрессии. Подъём из глубины проходил не быстро, а постепенно, с длительными остановками на подходе к поверхности. Однако для таких остановок требовался значительный автономный запас воздуха и облегчённая конструкция гидрокостю­ма. Именно эти потребности и привели в конце концов к изобретению акваланга.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана Главная информа­ция, содержащаяся в тексте?

1) Изобретение акваланга связано с методом борьбы против кессонной болезни — ступенчатой декомпрессией, который требовал облегчённую конструкцию гидрокос­тюма и значительный запас воздуха.

2) Если у водолаза значительный запас воздуха и облегчённая конструкция гид­рокостюма, то кессонная болезнь ему не грозит.

3) Чтобы не возникала кессонная болезнь, надо подниматься из глубины посте­пенно, с длительными остановками на подходе к поверхности.

4) После изобретения акваланга у водолазов практически не бывает кессонной бо­лезни.

Прочитайте текст и выполните задания А28—АЗО; В1—В8.

(1)Почему мы снова пишем о Второй мировой войне? (2)Не потому, наверное, что слабость рода людского, боязнь смерти, инстинкт самосохранения господствуют над разумом. (З)Нет, мы помним о войне потому, что человек — величайшая ценность данного мира, а его мужество и его свобода — это освобождение от страха, от зла, ко­торые разъединяют людей. (4)Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, че­ловек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. (5)В этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. (6)В то же вре­мя человек тогда становится человеком, когда овладевает великой тайной, осознав ценность жизни, перестаёт бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зёрна добра, которые могут стать колосьями. (7)В этом духовная основа каждого под­вига. (8)Тогда смерть человека на войне и не только на войне — это жизнь его во всём, что мы называем будущим. (9)0тними у людей возможность самопожертвова­ния — и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. (Ю)Опасность смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия — в этом я вижу проблему борьбы жизни и смерти. (11)И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в глав­ную проблему, суть которой, наверное, всё же в том, чтобы оставить после себя след на земле. (12)Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на ко­тором можно поскользнуться, другие — яркий и ровный свет найденной в борьбе ис­тины, след упорной веры в людей, утверждённой в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством.

(13)Порой человеку не хватает только одного шага, чтобы совершить акт мужест­ва и справедливости. (14)Этот последний шаг, возможно, подготовлен всей его жиз­нью. (15)Но может быть и так, что в силу многих причин жизнь не подготовила ин­дивидуума к деланию добра и воля его скована обстоятельствами, отчаянием и расте­рянностью. (16)Мгновение осознанного решительного шага и последнее движение от темноты к свету, от отрицания к утверждению — одна из главных задач искусства — это и есть сущность анализа человеческой души в её противоречиях…

(По Ю. Бондареву*)

* Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский, советский писатель.

А28 Какое высказывание соответствует мнению автора?

1) Писать о войне надо, потому что боязнь смерти господствует над разумом.

2) К совершению последнего акта мужества и справедливости человек готовится всю жизнь.

3) Человек, понявший ценность жизни, не боится смерти и готов совершить под­виг.

4) Физическое бессмертие необходимо готовым к самопожертвованию людям.

А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложении 4 представлено рассуждение.

2) 1 предложение содержит элементы повествования.

3) 12 предложение содержит элемент описания.

4) Предложение 15 содержит иллюстрацию высказанных в предложениях 13—14 суждений.

АЗО Укажите предложение, в котором использован фразеологизм.

1) 13

2) 2

3) 15

4)4

Часть 2

Ответом к заданиям этой части (В1—В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов Л? 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдель­ной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточ­ку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1—ВЗ запишите словами.

В1 Из предложения 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Из предложения 15 выпишите предлоги.

Из предложения 13 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИ­МЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

подпись: в4 подпись: среди предложений 4—11 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. напишите номер этого сложного предложения.
среди предложений 9—14 найдите предложение, в котором есть необособленное распространённое согласованное определение. напишите номер этого предложения.
среди предложений 11—16 найдите сложное предложение с однородным подчи-нением придаточных. напишите номер этого сложного предложения.
среди предложений 2—7 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи лексического повтора и указательного местоимения. напишите номер этого предложения.
подпись: в5
подпись: в6
подпись: в7

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы ана­лизировали, выполняя задания А28—АЗО, В1—В8.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков циф­ры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соот­ветствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры При перечислении отделяйте за­пятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробе­лы не используются.

подпись: в8«Рассуждая о философской проблеме, Ю. Бондарев выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как_______ («слабость» — «величие») и__ (предложение 3). Та­

Кой приём, как(предложение 12), и такое синтаксическое средство, как(пред­ложения 2, 15), помогают писателю точнее передать свои мысли и чувства».

Список терминов:

1) развёрнутая метафора 6) вводные слова

2) ряды однородных членов 7) контекстуальные антонимы

3) эмоционально-оценочные слова 8) противопоставление

4) гипербола 9) просторечие

5) эпитеты

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

подпись: с1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не со­гласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой от­вет аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью пе­реписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Al

А2

АЗ

А4

А5

А6

9 Зак. 3134

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *