Рубрики
ЕГЭ РУССКИЙ ЯЗЫК

Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под но­мером выполняемого…

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под но­мером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в кле­точку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове неверно определено ударение? (Выделенная бу­ква должна обозначать ударный гласный.)

1) у скОльких пловцов 3) вкусные блЮда

2) вандАлы 4) воврЕмя

А2. Укажите пример Без Нарушения норм лексической сочетаемости.

1) Это беспрецедентная вещь.

2) Подавляющее большинство выступавших высказались за введение новых правил дорожного движения.

3) Текст написан очень понятливым языком.

4) Мы старались тщательно избегать разговоров о вчерашнем происшествии.

АЗ. Укажите предложение без грамматических (морфологических) ошибок.

1) Обращение к правительствам мира подписали более семи — ста известных учёных.

2) Иноязычные слова, используемые без необходимости, за­соряют нашу речь.

3) Лейтенант заявил, что никаких разъяснений и комментарий к приказу не было.

4) Важно, чтобы дети в раннем возрасте приучались класть вещи на место.

А4. Укажите предложение Без Грамматических (синтаксических) ошибок.

1) Справа от штурвала находился компас с покрытым потре­скавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, на котором нанесены были многочисленные деления.

2) Очутившись в ледяной воде, меня сначала охватила дрожь, но энергичные движения руками помогли согреться.

3) Современными автомобилями управлять гораздо легче, не­жели чем автомобилями, выпущенными в 20-х — 30-х го­дах прошлого века.

4) У более половины горожан есть дачные участки.

А5. Укажите возможный (грамматически правильный) вариант для пропущенной части фразы:

В шахматах, как и в жизни,……………………… , лишь осознав свои

Ошибки и недостатки.

1) …, успех может быть достигнут,…

2) …, можно достичь успеха,…

3) …, успех достигается,…

4) …, достижение успеха возможно,…

Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.

(1) … (2)Однако такая гипотеза не имеет реальных основа­ний. (З)Археология, на которую часто ссылались сторонники гипотезы раннего возникновения письма, никаких доказа­тельств о существовании или отсутствии звучащей речи в до — письменный период представить не в состоянии. (4)… данные истории, антропологии, этнографии опровергают положение о возникновении письма до появления звучащей речи. (5)История не знает ни одного человеческого общества, будь оно самое отсталое, которое не имело бы своего звукового языка. (6)Тем более не известно ни истории, ни этнографии человеческое общество, которое пользовалось бы письмом, не обладая речью.

А6. Какая фраза должна быть первой в этом тексте?

1) Устная форма речи возникла раньше, чем письменная.

2) Археологические исследования дают основания считать, что письмо возникло раньше, чем устная форма речи.

3) Некоторые лингвисты считают, что письмо появилось раньше звуковой речи на целую археологическую эпоху.

4) Существует гипотеза’о влиянии географических условий на характер народа, его общественное устройство.

А7. Какое из перечисленных союзов или вводных слов может быть в начале предложения 4?

1) А 3) Следовательно,

2) Но 4) В частности,

А8. Укажите правильное утверждение о предложении 5.

1) состоит из 3-х частей; нераспространённых нет

2) состоит из 2-х частей; обе распространённые

3) состоит из 3-х частей; одна из них — нераспространённое предложение

4) состоит из 2-х частей; одна из них — нераспространённое предложение

А9. Какая характеристика соответствует предложению 6?

1) сложноподчинённое

2) сложное с бессоюзной, подчинительной и сочинительной связью

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное с сочинительной и подчинительной связью

А10. В каком падеже стоят существительные ИСТОРИИ и ЭТНОГРАФИИ в предложении 6?

1) в предложном 3) в дательном

2) в родительном 4) в винительном

All. Укажите значение слова ОБЩЕСТВО в предложениях 5 и 6.

1) организация, объединение людей, ставящих перед собой общие цели

2) определённый слой населения, отличающийся от других слоев условиями жизни, образованием и т. п.; класс, сосло­вие

3) совокупность людей, живущих в тех или иных конкретно­исторических условиях

4) государство, страна

А12. На месте каких цифр пишется НН?

В музеях вы, наверно, видели стари(1)ые рисунки, под ко­торыми написа(2)о: «Свинцовый карандаш». Триста лет на­зад совреме(3)ых карандашей с грифелем в деревя(4)ой рубаш­ке ещё не было.

1) 1,4

2) 2,3,4

3) 1,2,3

4) 1,3,4

А13. В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?

1) пор..сль, компаньон, г..рячий

2) р..стение, кр..пива, прик..саться

3) прот..реть, нат..рать, к..снуться

4) р..стеряться, к..сноязычный, г..реть

А14. В каком ряду в обоих словах пропущена буква И?

1) приветствие, прообразовать

2) предвещать, пр..украсить

3) без..нициативный, контр..гра

4) транс..ранский, сверхинициативный

А15. В каком ряду в обоих словах пропущена буква А?

1) ДЫШ..ЩИЙ, (ОНИ) ВЫСКОЧ..Т

2) плач..щий, (они) изуч..т

3) служащий, (они) скач..т

4) реж..щий, (они) выдерж..т

А16. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) помощ.., помощ-ник, ветош..

2) спряч..тесь, добит..ся, создаст..ся

3) восем..десят, меньшинство, настеж..

4) веющийся, разоб..ётся, из..ян

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НЕ?

Барон н(1) жалел н(2) времени, н(3) денег на поиски винов­ника своего позора и уже н(4) о чём, кроме мести, н(5) мог и думать.

1) 1,4 3) 1,5

2) 2,3,4 4) 4

А18. В какой строке оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Надо быть патриотом, а (не)националистом. Нет необходи­мости (не)навидеть Другие народы, потому что ты патриот.

2) (В)скоре Пловцы оказались под самым кораблём, вздымав­шим (над)ними Свои голые, покрытые почерневшей от времени смолой борта.

3) Поэты облекают (в)плоть И кровь (не)смелую Утончён­ность чувств толпы.

4) (С)лева От дороги мы увидели котлован, (до)верху Напол­ненный водой.

А19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

В известной пьесе Шварца тень учёного начинает жить собственной жизнью () и поставить её на место не так-то просто.

1) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И соеди­няет части сложного предложения.

2) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет однородные члены предложения.

3) Запятая на месте скобок нужна, потому что союз И входит в состав вводного предложения.

4) Запятая на месте скобок не нужна, потому что И соединяет части сложного предложения, которые имеют общий вто­ростепенный член.

А20. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) В комнате, помимо входной, имелась ещё одна дверь.

2) Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубле­ние в камне, и мальчик, с интересом наблюдая, как тело рыбы меняет цвет, и осторожно поглаживая её, предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.

3) Шторм утих сменившись лёгким бризом, и парусник мог продолжать путь.

4) Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, я всплыл, чтобы перевести дыхание.

А21. На месте каких(-ой) цифр(-ы) в предложениях должны быть запятые?

В тот день белая луна стояла в небе, с утра (1) наконец — то (2) ударил морозец, и деревья оделись хрупким инеем. Слава Богу, кажется (3) наступила зима.

1) 1,2

2) 2

3) 3

4) 1,2,3

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запя­тые. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Брат был умён и ловок легко решал задачи и легко научил­ся делать фокусы.

2) Чёрная дыра тоннеля то виднелась отчётливо то пропадала в подымавшемся от раскалённых камней мареве.

3) Сама площадь и позлащённые солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.

4) У полузатопленного корабля были голые покрытые плесе­нью и почерневшей от времени смолой борта.

А23. В каком предложении на месте скобок не должно ставиться тире?

1) Нидерланды () государство на северо-западе Европы часто называемое Голландией.

2) На востоке страна граничит с Германией на юге () с Бель­гией.

3) В средние века считалось, что бордосская сталь () самая на­дёжная в мире.

4) Один из самых ярких признаков нашего отдаления от наро­да () то, что мы почти совсем перестали петь хором.

А24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Есть великие, рядом с которыми все кажутся мелкими, од­нако поистине велик тот, с кем каждый чувствует себя ве­ликим.

2) Полковник открыл футляр и достал две одинаковые шпаги, клинки которых сверкнули на солнце лучами белого огня.

3) Песчаное дно сплошь усеяно маленькими обломками кам­ней, между которыми слабо колыхались в такт еле замет­ным движениям моря перепутанные водоросли.

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому реши­ли дожидаться рассвета, когда можно будет сориентиро­ваться по карте.

А25. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку за­пятых в предложении:

Район (1) где мы жили (2) был далеко от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5) нам приходилось тащиться через весь город в переполненном трамвае.

1) 1,2, 3,4, 5 3) 1,3,4

2) 2,4,5 4) 1,2,3, 5

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённо­го предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1) Люди, которые жили 20 000 лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2) Было бы несправедливым обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

3) Грядущая третья технологическая революция, которая из­менит саму природу труда, будет основываться на силе ум­ственной активности человека.

4) Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуют­ся из-за испарений, которые поднимаются с поверхности Земли.

А27. Прочитайте текст.

Естествознание, являясь основой всякого знания, всегда оказывало на развитие гуманитарных наук значительное воз­действие своими методами, методологическими и мировоз­зренческими установками и представлениями, образами и идеями. Особенно мощным является такое воздействие в нашу эпоху. Сейчас для всех очевидно, что фундаментальная подго­товка специалистов в гуманитарных областях знаний уже не­мыслима без ознакомления с историей и современным состоя­нием естествознания.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В наше время воздействие естествознания на все науки яв­ляется особенно мощным.

2) Естествознание играет всё большую роль в развитии всех наук, включая гуманитарные, поэтому фундаментальная подготовка специалистов-гуманитариев требует ознакомле­ния с историей и современным состоянием естествознания.

В конце пособия дан комментарий к ответам для заданий А27 во всех ва­риантах.

3) Естествознание является основой всякого знания. Оно иг­рает главную роль в нашу эпоху, поэтому фундаментальная подготовка специалистов в областях знаний немыслима без ознакомления с историей и современным состоянием есте­ствознания.

4) Методы естествознания используются во всех науках, в том числе гуманитарных.

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30, В1-В8, С1.

(1)Лженаука тесно Связана С так называемой оккультной наукой. (2)Оккультная наука допускает существование в космо­се или в самом человеке скрытых сил, доступных пониманию только избранных. (З)Поначалу в оккультный строй вошли ал­химия, астрология, хиромантия, позднее сюда приобщили пара­психологию, филиппинское врачевание, эффекты ААЯ (ано­мальные атмосферные явления) и прочие события.

(4)Одни учёные, не тратя долгих слов, выносят поименован­ные ряды занятий и всё, что связано (или кажется, что связано) с оккультными увлечениями, в раздел псевдоучений, призывая на­глухо перекрыть им доступ в науку. (5)Другие более осторожны: не следует заведомо, не учинив специального «досмотра», объяв­лять одно ложью, а другое истиной. (6)Тем более запрещать ка­кие-либо темы потому лишь, что кто-то считает их паранаукой.

(7)Ясное дело, декретировать границы дозволенного бес­смысленно. (8)Оккультизм как раз и вырастает вблизи явле­ний, далеко не ясных науке, странных, толкуемых как мисти­ческое и потому антинаучное. (9)3апрет на эксперимент, на наблюдение, на поиск только подогревает ситуацию, плодит слухи и домыслы. (10)Мы пытаемся именно на основе новых результатов «контролировать физику, чтобы не вводить ника­ких мистических элементов». (11)Пусть не подтвердятся гипо­тезы, скажем, телепатической связи, путешествующих «косми­ческих тарелок», кожного зрения, их изучение поможет не только снять ажиотаж, но и объяснить другие явления, а зна­чит, углубить наши представления о мире. (12)Поэтому было бы опрометчиво чураться таинственного, отгораживая его бе­тоном запретов. (13)Всё загадочное надо изучать. (14)Однако при одном условии: … (15)Известно, что немало крупных ес­тествоиспытателей принесли в разное время дань оккультным делам. (16)В течение веков астрологию, например, усиленно культивировали как вполне пристойное занятие, и потому к ней приобщалось немало учёных. (17)Из глубины истории идёт и увлечение алхимией, долгое время остававшейся попе­чительницей химического знания. (18)Идея телепатического общения оказалась в поле внимания ряда наших выдающихся соотечественников, заинтриговав В. Бехтерева и К. Циолков­ского. (19)А известный химик А. Бутлеров в сотрудничестве с писателем С. Аксаковым даже издавал журнал «Ребус», в ко­тором находили приют телепаты и спириты. (20)Так большие учёные оказались в плену больших оккультных страстей. (21)Но разве повернется язык назвать их лжеучёными?

(22)Никто из них не шёл на обман или фабрикацию фак­тов, никто не страдал научным фанатизмом, способным вывес­ти на путь лженаучных притязаний. (23)«Демаркация» прохо­дит по острию нравственно-этических оценок. (24)Честный исследователь, просто порядочный человек, сохраняющий по­рядочность и в делах науки, не может, чем бы он ни занимался, оказаться в ряду лжеучёных. (25)У него недостает для этого известных качеств, зато имеются с избытком такие, которые предохраняют от соблазна дешевой славы.

(А. Сухотин) А28. Найдите продолжение предложения 14, которое соответствует содержанию текста и позиции автора?

1) …не придавать этому изучению серьезного значения.

2) …придерживаться правил игры, то есть оставаться честным.

3) …отказаться от выводов, сделанных классической наукой.

4) …обязательно внедрить открытие в жизнь.

А29. Определите стиль и тип речи.

1) художественный стиль; описание

2) научный стиль; описание

3) публицистический стиль; рассуждение

4) разговорный стиль; рассуждение

АЗО. Какое слово или словосочетание объясняется через контекст?

1) оккультная наука 3) спирит

2) хиромантия 4) телепатическая связь

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой кле­точки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответ­ствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа Пои пере­числении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 — ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 17-19 выпишите существительное, образо­ванное приставочно-суффиксальным способом.

В2.

Из предложений 2-3 выпишите все одушевлённые существи­тельные.

ВЗ.

Из предложений 7-10 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ, с прилагательным в качестве главного слова.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4.

Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение, включающее односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения.

В5.

В каком из предложений 7-18 есть однородные обособленные определения? Напишите номер этого предложения.

В6.

Среди предложений 15-25 найдите сложное предложение с придаточным уступки. Напишите номер этого предложения.

В7.

Какое из предложений 15-22 связано с предыдущим с помо­щью местоименного наречия? Напишите номер этого предло­жения.

В8.

Прочитайте фрагменты рецензии, в которых анализируются языковые особенности данного текста.

Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в отве­те запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

«Автор обращается не к специалистам, а к широкому кру­гу читателей и заботится о том, чтобы всё, что он говорит о науке, было понятно и интересно. Именно поэтому в тексте

Часто встречаются_______ (предложения 18, 19, 20, 21 и др.),______

(например, в предложениях 8, 9, 12, 17), используются разго­ворные грамматические средства ( в предложениях 8, 9,

10, 11) и книжные синтаксические конструкции (___________ в пред­

Ложениях 3, 8, 9, 11).

…Одно из средств, подчёркивающих ироническое отноше­ние автора как к псевдоучёным, так и к слишком недоверчи­вым специалистам, —_______________________ (в предложениях 4, 5, 7)».

Список терминов:

1) малоизвестные термины

2) устаревшие слова делового стиля

3) слова с уменьшительными суффиксами

4) фразеологизмы

5) частицы

6) метафора

7) экспрессивный лексический повтор

8) сравнительные обороты

9) ряды однородных членов

10) нарушение логической однородности

Часть 3

Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, по­ставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирова­ния).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём бал­лов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *