При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове неверно определено ударение? (Выделенная буква должна обозначать ударный гласный.)
1) красИвее
2) собрАла
3) крестьянин
4) исчЕрпать
А2. В каком предложении вместо слова СУЕТЛИВЫЙ нужно употребить слово СУЕТНЫЙ?
1) И в будни, и в праздники набережная была заполнена суетливой толпой.
2) Наш герой принадлежал к людям, которые думают только о возвышенном и презирают суетливые заботы о хлебе насущном.
3) Новичков, только что принятых на работу, можно было сразу узнать по неловким, суетливым движениям.
4) Катер подошёл к причалу, началась шумная и суетливая посадка.
АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) бегите
2) вздрогнул
3) иссякнул
4) клали
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Знакомясь с оглавлением книги,
1) она может показаться слишком сложной.
2) видишь, что это основательный труд.
3) выясняется, что её тема шире, чем заявлено в названии.
4) возникает желание непременно прочитать её.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) В более чем ста школах города есть краеведческие музеи.
2) Требовались более сложные способы киносъёмки, нежели те, что использовались в обычных условиях.
3) Наш город должен быть и будет экологически чистой зоной.
4) Газета «Колокол», издававшийся в Лондоне, оказывал большое влияние на русское общество.
Прочитайте текст и выполните задания А6-А11
(1)Известно, что Вильгельм Рентген не умел изменять своим принципам — моральным так же, как и научным. (2)… (3)На исходе 1-й мировой войны, когда Германия голодала, друзья из Голландии присылали стареющему учёному масло и сахар. (4)… он считал недостойным личное благополучие среди всеобщего бедствия и, теряя силы от недоедания, всё-таки сдавал голландские посылки для общественного распределения. (5)Только когда дело стало совсем плохо и ему грозила смерть, он согласился на добавочный паёк.
А6. Какая фраза должна быть второй в этом тексте?
1) Его научный авторитет был непререкаем.
2) Однако в действительности это было далеко не так.
3) Этому есть много примеров.
4) Возможно, это всего лишь миф.
А7. Каким словом или сочетанием может начинаться предложение 4?
1) поэтому
2) но
3) к тому же
4) несмотря на это
А8. Какие слова служат сказуемыми в предложении 4?
1) считал и сдавал
2) считал недостойным и сдавал
3) считал недостойным благополучие и сдавал
4) считал недостойным благополучие и сдавал посылки
А9. Какая характеристика соответствует предложению 5?
1) сложносочинённое, включает две грамматические основы
2) сложносочинённое, включает три грамматические основы
3) сложноподчинённое, включает две грамматические основы
4) сложноподчинённое, включает три грамматические основы
А10. В каком предложении есть глагол, образующий видовую пару только с помощью гласного звука корня?
1) 1 3) 4
2) 3 4) 5
All. В каком предложении есть антонимы?
1) 1 3) 4
2) 3 4) 5
А12. Какое(-ие) слово(-а) пишется через НН?
А. ю..ый
Б. Дли..а (отрезка)
В. Нечая..о
Г. сдобное слоё..ое тесто
1) только А
2) АиБ
3) только В
4) В и Г
А13. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?
1) мятежный, примешь, вым..тем
2) опереться, выч-.т, упом.-нуть
3) пом..ряться (силами), примериться, отм..рать
4) расст..лить, ст..реть, неоп..рившийся
А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) причислять, пр..чина, пр..ломление
2) и..давна, несбыточный, бе..жалостно
3) под. .скать, меж. .нститутский, без..дейный
4) несъедобный, меж..ярусный, предъявленный
А15. В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?
1) стоящий (дешевле), (они) высп..тся, раста..л
2) та..щий (снег), (они) встретит, ла..ть
3) заклеенный, (они) езд..т, раска..лея
4) вер..щий, (они) вырастет (урожай), измеренный
А16. В каком ряду во всех словах пропущено Е в суффиксе?
1) умел..ц, бессмыслица, бешенство
2) тон..нький, пес..нка, поч..сти
3) кап..лька, первенство, большинство
4) медленный, отроч..ство, свеж..сть
А17. В Каком предложении НЕ пишется слитно?
1) Многие школьники понятия (не)имели о том, что звёзды, так же как и солнце и луна, передвигаются по небосводу.
2) Известно, что взрослые и дети часто (недопонимают друг друга.
3) Если вы привыкли бросать дело, (не)доводя его до конца, преодолеть эту привычку очень трудно.
4) Основой производства на Севере было (не)пашенное земледелие, как в центральных районах России, а вольное предпринимательство.
А18. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) выделенные слова пишутся слитно.
А. Разлив рек начался (в)следствие Долгих проливных дождей.
Б. (В)следствие не имел права вмешиваться никто из чиновников.
В. Завтра мне рано вставать, и я завел будильник, что(бы) не проспать.
Г. Что(бы) Про него ни говорили, я знаю, что он человек честный.
1) А и В 3) Б и В
2) только Б 4) А и Г
А19. Укажите правильное утверждение о данном предложении.
В характере поэта причудливо сочетались искреннее сочувствие всякому горю ( ) и романтический восторг перед всякого рода житейскими и природными бурями.
1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А20. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Мы смели веником снег с ботинок (1) и (2) несколько смущённые (3) вошли в дом.
1) 1, 2 3) 3
2) 2, 3 4) 1, 3
А21. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.
Черноголовый нападающий был очень быстрым и ловким игроком, но (1) пожалуй (2) бестолковым. Как только ему попадал мяч, он прорывался к воротам. Но тут его перехватывали защитники. Он извивался, пританцовывал, делал финты и (3) в конце концов (4) так запутывался, что бил в двух шагах от ворот мимо.
1) 1, 2 3) 3, 4
2) 2 4) 2, 3, 4
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить две запятые. (Запятые в предложениях не расставлены.)
1) Я сижу один над обрывом и глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пёк торт или готовил ещё что- нибудь вкусное и обязательно угощал всех соседей.
А23. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.
Клёст соскочил с жердочки, взмахнул клювом ( ) семечко разлетелось на две половинки, 1) ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины
2) ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части
3) ставится тире, так как во второй части сложного предложения говорится о действии, происшедшем вследствие действия, описанного в первой части
4) ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части
А24. Укажите правильный вариант расстановки запятых в данном ниже предложении.
Сказка рассказывается (1) не для того (2) чтобы скрыть, а для того (3) чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос (4) то (5) что думаешь.
1) 1, 3, 5 3) 2, 3, 4
2) 2, 3, 5 4) 1, 2, 4
А25. На месте каких цифр должны стоять запятые в данном ниже предложении?
Иногда мяч влетал на трибуну (1) и (2) когда кто-нибудь его оттуда выбивал (3) почему-то (4) все начинали смеяться.
1) 1, 2, 3 3) 1, 3
2) 2, 3 4) 1, 2, 4
А26. В каком(-их) предложении(-ях) придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?
1) Шахматы — игра, которую русский писатель Борис Зайцев назвал «очаровательной бесцельностью».
2) Русский писатель Борис Зайцев, который был тонким ценителем шахмат, сравнивал эту игру с творчеством художника.
3) Это игра, которая показывает сложность фантазии, глубину расчёта, силу выдержки.
4) Это игра, в которой выражает себя и романтик, и реалист.
А27. Прочитайте текст.
Причины загрязнения пресных вод очевидны, они обусловлены двумя рядами различных факторов. Первый связан с ростом населения и его неизбежным следствием — появлением крупных многонаселённых городов, которые сбрасывают огромные массы не полностью очищенных сточных вод и загрязняют реки. Второй обусловлен развитием промышленности, которая потребляет колоссальное количество воды, при этом в реки сбрасываются отработанные воды, содержащие множество различных химических веществ, вредных для живых организмов.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Главные причины загрязнения пресных вод сегодня — это сброс в реки не полностью очищенных сточных вод многонаселённых городов и отработанных промышленных вод, содержащих различные вредные химические вещества.
2) Причины загрязнения пресных вод — это сброс в реки не полностью очищенных сточных вод.
3) Загрязнение пресных вод обусловлено двумя рядами различных факторов: первый связан с ростом населения и появлением крупных городов, второй обусловлен развитием промышленности, которая потребляет огромное количество воды.
4) Есть две причины загрязнения вод: крупные города с большим числом населения сбрасывают в реки огромные массы не полностью очищенных сточных вод: промышленные предприятия загрязняют реки огромным количеством отработанных вод.
Прочитайте текст и выполните задания А28-АЗО, В1- | В8.С1.
(1)Я о ней много думал. (2)Особенно в детстве. (З)Хорошо быть храбрым: все уважают, а другие и боятся. (4)А главное, думал я, никогда нет этого паскудного трепета в душе, когда ноги сами тянут бежать, а то от трепету до того слаб-
Нут, что коленки трясутся, и, кажется, лучше б лёг и живым в землю закопался. (5)И я не столько боялся самой опасности, сколько самого страха, из-за которого столько подлостей на свете делается. (6)И я знал, что по-французски «трус» и «подлец» — одно слово — «ляш». (7)Сколько друзей, товарищей, сколько самой бесценной правды предано из-за трусости…
{Я думал: … }
(8)У меня был товарищ-шофёр. (9)К нему подошли двое ночью, и он снял свою меховую тужурку и сапоги и раздетый прибежал домой зайчиком по морозу… (Ю)Когда в 1914 году началась война, его мобилизовали. (11)И через два месяца я узнал: летел на мотоциклете с донесением в соседнюю часть. (12)Не довезёт — тех окружат, отрежут. (13)По пути из лесу стрельба. (14)Пробивают ноги — поддал газу. (15)Проби — вают бак с бензином. (16)3аткнул дыру на ходу платком, пальцем прижал, правил одной рукой и пёр, пёр… (17)Больше думал о бензине, чем о крови, что текла из ноги: поспеть бы довезти. (18)А чего проще: стать. (19)Взяли бы в плен, перевязали, отправили в госпиталь. (20)Да не меховой тужуркой на этот раз подпёрт был дух.
(21)Или вот вам случай с хмоим приятелем капитаном Ерохиным. (22)Ему дали груз бертолетовой соли в бочонках. (23)При выгрузке у пристани от удара эта соль воспламенилась в трюме. (24)Бертолетова соль выделяет кислород, так что поддаёт силы пожару — это раз. (25)А второе — она взрывает. (26)Получше пороха. (27)Ахнет — и от парохода одни черепки. (28)Он взорвётся, как граната.
(29)Через минуту пламя уже стояло выше мачт. (30)У всей команды натуральное движение 119
— на берег и бегом без оглядки от этого плавучего снаряда. (31)А берег опустел: все знали — рванёт судно, на берегу тоже не поздоровится. (32)И тут голос капитана: заливай. (33)И капитан стал красней огня и громче пламени. (34)И никто не ушёл. (35)Не сошла машинная команда со своих мест, и дали воду, дали шланги в трюм, и люди работали с обезьяньей хваткой. (36)И залили.
(37)Через полчаса приехала пожарная команда. (38)Не пустил её на борт Ерохин: после драки кулаками не машут.
(39)На что его дух опирался? (40)Да ведь каждый капитан, приняв судно, чувствует, что в нём, в этом судне, его честь и жизнь. (41)Недаром говорят: Борис Иваныч идёт, когда видят пароход, которого капитан — Борис Иванович. (42)И в капитане это крепко завинчено, и всякий моряк это знает, как только вступает на судно: капитан и судно одно. (43)И горел не пароход, сам Ерохин горел. (44)Этим чувством и был подпёрт его дух. (45) А то ведь говорили: как осторожно Ерохин ходит… (46)Чуть карте не верит — прямо торцом в море и в обход. (47)Не трусоват ли?
(По Б, Житкову)
А28. Каким вопросом можно связать первый абзац (предложения 1-7) с остальными (предложения 8-47)?
1) Что такое страх, полезно ли это чувство человеку?
2) Какой человек и в каких условиях способен проявлять храбрость?
3) Почему трусость и подлость — близкие понятия?
4) Можно ли воспитать в себе полное равнодушие к опасности и никогда не испытывать страх?
А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи использует автор в этом тексте?
1) рассуждение, повествование
2) только повествование
3) описание, повествование
4) только описание
АЗО. Какое слово употреблено в тексте в прямом значении?
1) летел (в предложении 11)
2) воспламенилась (в предложении 23)
3) снаряд (в предложении 30)
4) опирался (в предложении 39)
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа Пои перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
81. Из предложений 30-32 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
82. Из предложений 41-45 выпишите все подчинительные союзы.
83. Из предложения 42 выпишите словосочетание, в котором используется связь ПРИМЫКАНИЕ.
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
84. Среди предложений 1-10 найдите сложные предложения, в составе которых есть односо — ставное(-ые) неопределённо-личное(-ые). Напишите их номера.
85. В каком из предложений 37-47 есть обособленный уточняющий второстепенный член предложения? Напишите его номер.
86. Среди предложений 5-19 найдите сложные предложения, в составе которых есть придаточное определительное. Напишите их номера.
87. Какое из предложений 29-38 связано с предыдущим с помощью личного местоимения?
88. Прочитайте фрагмент рецензии на данный текст. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«В невыдуманных историях Бориса Степановича Житкова (1882-1938) опыт бывалого человека, много повидавшего в жизни. Язык его рассказов — живой разговорный язык без фальшивых нот и без мусора. Прежде всего автор прекрасно владеет экспрессивным синтаксисом разговорной речи; особенно выразительны короткие, динамичные (наиболее яркие примеры — предложения 11, 12, 14, 18, 27, 31, 42),(предложения 1-2, 12, 25-26), используется как стилистическое средство и(в предложении 40).
Отбор лексики продиктован стремлением к точности в передаче событий, мыслей, эмоционального состояния героя; здесь есть слова, характерные для различных стилей, удачно ис пользуются («паскудный трепет», «дух подпёрт»), различные тропы, в том числе (например, в предложении 32)».
Список терминов:
1) фразеологизмы
2) гипербола
3) эпитеты
4) сочетания, включающие слова различной стилистической окраски
5) инверсия
6) сложные бессоюзные предложения
7) ряды однородных членов
8) уточняющие члены предложения
9) парцеллированные предложения
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение-размышление по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.